Статья 24.1. утилизационный сбор

Многие автолюбители в ходе совершения регистрационных действий в ГИБДД со своими «железными конями» замечали штамп в паспорте своего транспортного средства, информирующем о том, что был уплачен утилизационный сбор. Некоторые даже сталкивались с обстоятельствами, когда отсутствие этой отметки служило препятствием для регистрации автомашины в Инспекции по безопасности дорожного движения.

Ниже рассмотрено, что означает утилизационный сбор в ПТС, при каких обстоятельствах уплачивается сбор, кто именно его платит, как рассчитать сумму, что является свидетельством уплаты.

Законодательная база. Основания для взимания

Основным нормативным актом, регламентирующим обязательства по оплате утилизационного сбора, выступает принятый 24 июня 1998 года на государственном уровне закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ.

Первоначально сбор вводился только на легковые и грузовые автомашины, начиная с 1 сентября 2012 года. Он был установлен только для импортируемой техники.

С 1 января 2014 года сбор установлен уже для всех автомобилей – как импортируемых, так и произведенных в России. А с 1 января 2016 года данные отчисления уплачиваются также со спецтехники и прицепов.

То есть лесная, строительная, сельскохозяйственная и прочие спецмашины также включены в сферу действия нормативного акта.

По замыслу правительства этот платеж является компенсацией расходов по утилизации техники, когда она выработает свой ресурс и придет в негодность в будущем. Чтобы не нести такое бремя, государство изначально перекладывает его на изготовителей и сегодняшних владельцев автомобилей и специализированной техники.

Что значит отметка в ПТС

Свидетельством того, что сбор уплачен, служит специальная отметка в ПТС.

Где она находится в ПТС и кто ее ставит

Статья 24.1. Утилизационный сбор

Соответствующий штамп ставится в поле «Особые отметки» (слева на первой странице ПТС).

Если транспорт проходит через таможню, отметку ставит ее работник, уполномоченный в силу своих должностных обязанностей. При этом она обязательно заверяется его личной печатью с номером.

  • В налоговой по своему местоположению ставит штамп и покупатель, если ранее утиль сбор на приобретенное им автотранспортное средство не был оплачен.
  • Наиболее крупные производители колесного транспорта (а также прицепов) штамп об уплате в ПТС ставят сами.
  • Еще данную отметку вправе проставить и ГИБДД, если необходимо выдать дубликат ПТС. Таким образом, пометку могут поставить только следующие лица:
  • должностное лицо таможни;
  • инспекция ФНС в месте регистрации производителя или покупателя авто;
  • крупнейший российский автопроизводитель;
  • ГИБДД (только при выдаче дубликата).

Для каких категорий авто предоставляется освобождение от уплаты

Законодательством определен ряд категорий «счастливчиков», не уплачивающих утиль сбор:

  • владельцы авто, возвращающиеся на историческую родину (подпадают в рамки программы возвращения на историческую родину), вынужденные переселенцы, беженцы;
  • консульские и дипломатические органы, сотрудники этих органов, их семьи;
  • собственники автомобилей-раритетов (при условии, что авто не моложе 30 лет, будет использоваться только в личных нуждах, установлены «родные» кузов, рама, двигатель);
  • если машина попадает в Россию на срок, не превышающий полгода (следует транзитом);
  • когда «растаможка» происходит в ОЭЗ в Калининградской области и возраст автомашины не старше 3 лет.

Документы для обоснования освобождения от уплаты

Статья 24.1. Утилизационный сбор

Тому, с кого снята обязанность по расходам на внесение оплаты по сбору, надо это доказать. Следует обеспечить предоставление пакета документов, что он действительно участник программы по возвращению, является беженцем, переселенцем или сотрудник посольства/консульства, член семьи сотрудника. Необходимо отметить, что льготу по уплате получит только владелец-переселенец, но не члены его семьи. Только члены семьи консульских или посольских работников освобождены от уплаты.

Кому нужно платить

Плательщиками являются организации и граждане, которые:

  • ввозят ТС через таможню в Россию;
  • производят автомашины и специализированную технику в пределах Российской Федерации;
  • стали собственниками автомобиля с неоплаченным ранее утилизационным сбором (неважно почему).

Механизм вычисления суммы сбора

Расчетная формула представляет собой произведение базисной ставки сбора на определенный специальный множитель.

Сумма утилизационного сбора = Базовая ставка * Коэффициент

Коэффициенты и базисная ставка определены Постановлением Правительства РФ (№1291 от 26.12.2013) и прописаны в «Перечне видов и категорий ТС». Впоследствии в этот Перечень вносятся только изменения.

Так, например, с 1 января 2020 года вступило в действия повышение некоторых коэффициентов, в основном, для легковых автомобилей. Данный перечень размещен на Интернет-ресурсах. Базисная ставка по легковым автомашинам определена в 20 тыс. рублей.

Для грузовых автомобилей, спецтехники и прицепов – 150 тыс. рублей.

Статья 24.1. Утилизационный сбор

Значения коэффициентов зависят от следующих критериев:

  • возраста ТС – новые до 3 лет или свыше данного возраста. Срок отсчитывается с 1 июля года изготовления;
  • типа транспортного средства;
  • для легковых автомобилей – объема двигателя;
  • для грузовых – полной массы.

Ниже приведены размеры коэффициентов, действующих с 01.01.2020, для легкового автотранспорта:

Легковые автомобили Коэффициент
новые старше 3 лет
1. Электромобили, кроме гибридов 1,63 6,1
2. Автомобили с объемом двигателя:
до 1,0 л (включительно) 2,41 6,15
от 1,0 л до 2,0 л (включительно) 8,92 15,69
от 2,0 л до 3,0 л (включительно) 14,08 24,01
от 2,0 л до 3,5 л (включительно) 12,98 28,5
более 3,5 л 22,25 35,01

В качестве примера приведено вычисление утилизационного сбора для отечественного автомобиля, произведенного в 2019 году, с объемом двигателя 1,4 литра.

Утилизационный сбор = 20 тыс. руб. * 8,92= 178,4 тыс. руб.

Где и каким способом оплачивать

Граждане и организации, приобретающие машину в автосалоне, с подобной проблемой не сталкиваются. За них сбор уже уплатил производитель авто. Достаточно только убедиться в наличии печати в ПТС. Сложнее с покупателями подержанных авто. В том случае, когда пометка в ПТС есть — всё в порядке, сбор был уплачен кем-то из предыдущих владельцев. А если нет?

Ему необходимо обратиться либо на таможню, если он ввозит автомобиль из-за границы, или в ФНС по месту своей регистрации в остальных случаях.

Сумма утилизационного сбора, как, например, налоги или госпошлина, оплачивается через банк или электронные сервисы. Для этого достаточно обратиться в ближайшее отделение любого банка, воспользоваться личным кабинетом на сайте своего банка или произвести оплату через платежные терминалы.

Статья 24.1. Утилизационный сбор

При заполнении квитанции в банке вручную необходимо указать следующий код бюджетной классификации (КБК) – 18211208000012000120 (для автомобилей). Квитанцию необходимо заполнить без ошибок.

Как вернуть переплату по утилизационному сбору в случае ошибки

Несмотря на относительную простоту исчисления, могут возникнуть ситуации, когда сумма или уплачена в неполном объеме, или, наоборот, уплачена излишне. В случае недоплаты все просто – необходимо пойти и оплатить.

А если переплата? Излишек можно вернуть, или зачесть в счет будущих оплат сбора. Для этого составляется соответствующее заявление. Его бланк можно взять в ИФНС или ФТС (в зависимости от того, куда ранее производили оплату).

Вернуть излишне уплаченную сумму можно в течение трех лет с момента переплаты.

Ответственность за неуплату

Как указывалось ранее, из-за отсутствия пометки об уплате утиль сбора автомобиль не будут ставить на учет в ГИБДД. Законно перемещаться на машине после ее приобретения разрешено будет только 20 дней, на время срока действия выданных транзитных номеров.

Затем, согласно условиям статьи 12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, водитель будет оштрафован (вождение незарегистрированного автомобиля) на сумму от 500 до 800 рублей.

Если нарушение выявится повторно, это может стоить уже 5 000 рублей либо лишат водительских прав до 3 месяцев.

Федеральная таможенная служба

В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – транспортные средства), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Закона, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24.1 Закона):

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
  • Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые (пункт 3 статьи 24.1 Закона):
  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Закона, или у лиц, не уплативших утилизационного сбора в нарушение установленного порядка;
Читайте также:  Глава II. Полномочия, порядок образования и деятельности высшего арбитражного суда российской федерации (статьи 9 - 23)

являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24.

1 Закона, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

  1. В соответствии с нормами, установленными вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:
  2. а) выпуска транспортных средств в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);
  3. б) фактического пересечения транспортными средствами государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
  4. Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
  5. Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
  6. Уплата утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, может осуществляться с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы).
  7. Реквизиты для уплаты утилизационного сбора:
  8. получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);
  9. ИНН  7730176610;
  10. КПП  773001001;
  11. наименование банка получателя – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва;
  12. БИК 024501901;
  13. ОКТМО – 45328000;
  14. номер счета банка получателя средств  – 40102810045370000002;
  15. номер счета получателя средств – 03100643000000019502.
  16. При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:
  17. (104) – показатель кода бюджетной классификации (далее – КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации:
  18. КБК 153 1 12 08000 01 1000 120 «Утилизационный сбор (сумма сбора уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси), ввозимые в Российскую Федерацию, кроме колесных транспортных средств (шасси), ввозимых с территории Республики Беларусь)»;
  19. КБК 153 1 12 08000 01 3000 120 «Утилизационный сбор (сумма сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси), ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь)»;
  20. КБК 153 1 12 08000 01 5000 120 «Утилизационный сбор (сумма сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь)»;
  21. КБК 153 1 12 08000 01 7000 120 «Утилизационный сбор (сумма сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь)».
  22. (107) – восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.
  23. С 1 января 2019 года перечисление пеней за неуплату утилизационного сбора осуществляется по следующим КБК:
  24. КБК 153 1 12 08000 01 1010 120 Утилизационный сбор (пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь);
  25. КБК 153 1 12 08000 01 3010 120 Утилизационный сбор (пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь);
  26. КБК 153 1 12 08000 01 5010 120 Утилизационный сбор (пени за неуплату утилизационного сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь);
  27. КБК 153 1 12 08000 01 7010 120 Утилизационный сбор (пени за неуплату утилизационного сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь). 

Обзор судебной практики по утилизационному сбору. Выпуск №1

14.04.2021

Примерное время чтения: 10 мин.

Юлия Юрченко Максим Любченко 1. Верховным судом РФ отменены судебные акты об удовлетворении требований таможенного органа о взыскании суммы утилизационного сбора, поскольку, исходя из буквального толкования Перечня[1], утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида транспортных средств (самоходных машин), а именно, фронтальных погрузчиков. Поэтому распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все самоходные погрузчики, означало бы недопустимое расширение видов транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов[2] и п. 2 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ[3].

Кроме того, само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД не может служить основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом, уплачиваемым за факт ввоза товара на территорию РФ.

Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2020 № 305-ЭС20-6768 по делу № А41-95371/2018

Если товар не предназначен для эксплуатации на территории РФ как транспортное средство, обязанности по уплате утилизационного сбора не возникает

1.

В удовлетворении требования таможенного органа о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора судами отказано, поскольку ввезенные обществом товары являются образцами для проведения исследований и испытаний продукции, не могли участвовать в дорожном движении и после проведения испытаний были утилизированы за счет общества.

Постановление АС ЦО от 01.02.2021 по делу № А23-2259/2019 (01.04.2021 в ВС РФ поступила жалоба Центральной Акцизной таможни)

2.

При рассмотрении дела суды установили, что возможность самостоятельной эксплуатации ввезенных обществом частей транспортного средства в качестве полноценного транспортного средства (шасси) таможенным органом не доказана, доказательств выдачи (получения) на спорный товар паспорта шасси не представлено, а потому суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания утилизационного сбора.

Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2021 № 303-ЭС20-22491 по делу № А51-22476/2019

3.

Судами установлено, что утилизационный сбор уплачивается за колесные транспортные средства, предназначенные для эксплуатации в качестве транспортного средства, и шасси, которые могут участвовать в дорожном движении, лицом, которое осуществило ввоз транспортного средства (шасси) в Российскую Федерацию, в связи с тем, что транспортное средство (шасси) после окончания эксплуатации потребует несения соответствующих затрат на утилизацию.

Читайте также:  Статья 10.1. Ответственность сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей

При этом эксплуатация транспортного средства (шасси) в законном порядке предполагает допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, что осуществляется посредством обязательного получения паспорта транспортного средства (шасси)[4], выданного таможенными органами Российской Федерации — на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации. Иными словами, уплата утилизационного сбора предполагает получение (выдачу) паспорта транспортного средства (шасси).

При установленных фактических обстоятельствах данного дела, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку обществом были ввезены части транспортного средства, и возможность их самостоятельной эксплуатации в качестве полноценного транспортного средства (шасси) таможенным органом не доказана, законность требований таможенного органа об уплате утилизационного сбора за спорный товар в данном случае не подтверждена.

  Постановление АС ДВО от 26.02.2021 по делу N А51-23143/2019

4.

Из содержания законоположений, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.

Принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных п.п. 1 и 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ[5].

Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2019 № 301-ЭС19-157 по делу № А11-14919/2017

Именно масса транспортного средства без учета его грузоподъемности необходима для расчета утилизационного сбора

1.

Из материалов дела следует, что расчет суммы утилизационного сбора в отношении транспортного средства осуществлен обществом с определением полной массы спорного транспортного средства. При этом указанная масса транспортного средства определена заявителем как арифметическая сумма фактической массы транспортного средства и грузоподъемности.

  Между тем, как обоснованно посчитали суды первой и апелляционной инстанции, оснований для определения полной массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности не имелось, поскольку юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств. Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.

  Постановление АС ДВО от 28.01.2021 по делу № А59-2475/2020 (26.03.2021 в Верховный Суд РФ поступила кассационная жалоба Сахалинской таможни)

2.

По смыслу Закона № 89-ФЗ взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Судами отмечено, что из положений Закона № 89-ФЗ следует, что для правильного расчета суммы утилизационного сбора и применения определенного коэффициента следует использовать физические характеристики, а именно, значение полной массы транспортного средства без учета грузоподъемности, показатели которой относятся к техническим характеристикам.

Следовательно, вывод судов о том, что именно масса транспортного средства необходима для расчета суммы утилизационного сбора, так как влияние этого параметра на процесс утилизации носит объяснимый характер, что получило свое закрепление в Перечне, является правильным.

Судами сделан верный вывод, что нормативных оснований считать, что такая характеристика транспортного средства как грузоподъемность непосредственно влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора в спорный период, таможенным органом не представлено.

  Постановление АС ЗСО от 31.03.2021 по делу № А45-15241/2020

3.

Поскольку утилизационный сбор является обязательным фискальным платежом, то на отношения по его взиманию распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в п.

6 ст. 3 НК РФ, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.

С учетом изложенного, суды обоснованно отметили, что расширительное толкование понятия «полная масса» путем включения в него такой технической характеристики как «грузоподъемность» не отвечает требованиям формальной определенности фискальных платежей и является неправомерным.

Постановление АС МО от 17.02.2021 по делу № А40-48773/2020

4. Суды указали на то, что основания для определения полной массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности отсутствуют, отметив также, что порядок исчисления утилизационного сбора[6] не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.

При этом, как верно отмечено судами, грузоподъемность транспортного средства, в отличие от массы транспортного средства, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.

Постановление АС УО от 25.03.2021 по делу № А76-30207/2020

Обязанность по уплате утилизационного сбора в связи с разукомплектацией товара после ввоза на территорию РФ не прекращается

1.

Как указали суды, оснований полагать, что возникшая у ООО «РЭМ-РЕСУРС» с момента ввоза самоходной машины в Российскую Федерацию обязанность по уплате утилизационного сбора прекратилась, в том числе в связи с тем, что экскаватор был разукомплектован (демонтирован на запчасти), не имеется. Образовавшиеся в результате разборки запчасти в дальнейшем также подлежат утилизации, то есть оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, что относится к целям и одной из характеристик, учитываемых при установлении размера утилизационного сбора.

Постановление АС ПО от 26.03.2021 по делу № А55-9425/2020

Неполучение паспорта самоходной машины не освобождает общество от уплаты утилизационного сбора, а лишь свидетельствует о неисполнении им обязанности

КС: с лиц, временно ввозящих в Россию транспорт, нельзя взимать утилизационный сбор

19 июля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 30-П по делу о проверке положений ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления, регламентирующей порядок уплаты утилизационного сбора.

Обнаружение неопределенности норм

В 2016 г. предприниматель А. ввез в Россию в режиме таможенной процедуры временного ввоза (допуска) самоходное транспортное средство, арендованное у иностранной компании и подлежащее возврату последней по истечении срока действия договора аренды.

25 января 2019 г. Центральная акцизная таможня предъявила иск к предпринимателю о взыскании неуплаченного утилизационного сбора на сумму 9 млн руб. Свои исковые требования таможенный орган обосновал тем, что любой ввоз транспортного средства (в том числе в таможенной процедуре временного ввоза (допуска)) влечет за собой обязанность по уплате утилизационного сбора.

Дело рассматривалось в Арбитражном суде Республики Карелия, который приостановил производство по нему и обратился в Конституционный Суд РФ с запросом (имеется у «АГ») о проверке конституционности ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления в связи с ее неопределенностью.

Пункт 1 спорной статьи предусматривает порядок взыскания утилизационного сбора, который уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), самоходную машину, прицеп к ним, ввозимые в Россию или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением поименованных в п. 6), в целях обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья человека и окружающей среды.

В п. 2 и 4 данной статьи отмечено, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок его взимания и его размеры определяются Правительством РФ. Согласно п. 3 к плательщикам утилизационного сбора относятся в том числе лица, осуществляющие ввоз транспортных средств в Россию.

Пункт 5 оспариваемой статьи закрепляет, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств.

В свою очередь, п. 8 предусматривает компенсацию за счет средств федерального бюджета затрат организаций и ИП, связанных с деятельностью по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств. А п.

9 не допускает взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими ТС своих потребительских свойств, организациям и ИП, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций.

Из запроса арбитражного суда следовало, что положения спорной статьи допускают возможность взыскания утилизационного сбора с временно ввезенных на территорию РФ транспортных средств, принадлежащих иностранным лицам, что не согласуется с требованиями российской Конституции.

Читайте также:  Статья 36.10. порядок рассмотрения заявления застрахованного лица о переходе (заявления застрахованного лица о досрочном переходе) в пенсионный фонд российской федерации

«Таким образом, законодателем при введении нормы, предусматривающей уплату утилизационного сбора, не было учтено то обстоятельство, что иные отрасли законодательства могут содержать правила, препятствующие утилизации: режим временного ввоза (допуска) товара на территорию РФ корреспондирует обязанности вывезти товар в неизменном виде (то есть не допустить образование из него отхода в смысле, придаваемом ему Законом № 89-ФЗ) с учетом естественного износа. В таком случае утилизация, которую обеспечивает уплата утилизационного сбора, не проводится, однако из смысла п. 1 и абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор подлежит уплате», – указал АС Республики Карелия.

КС признал неконституционность взимания утилизационного сбора со всех одинаково

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что, исходя из нормативного содержания оспариваемой нормы, введение и взимание утилизационного сбора связано прежде всего с необходимостью экономического обеспечения утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства.

«Тем самым не исключается отнесение утилизационного сбора к публичным платежам, направленным в том числе и на компенсацию негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации транспортных средств в период, предшествующий их утилизации.

Это дает определенные основания не связывать данный сбор исключительно с созданием и развитием инфраструктуры по утилизации транспортных средств на территории РФ, хотя последнее, исходя из наименования этого сбора как утилизационного, а также с учетом названия соответствующего федерального закона – “Об отходах производства и потребления”, – остается, очевидно, приоритетной его целью», – подчеркнул КС.

При этом Суд отметил, что транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), будут вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза в течение срока действия данной процедуры.

Этим она отличается от таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров.

Последняя предполагает, по общему правилу, последующее нахождение соответствующих товаров, в том числе транспортных средств, на таможенной территории Союза.

«Как следует из буквального содержания положений ст. 24.

1 Закона об отходах производства и потребления, объектом утилизационного сбора признается каждое транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в России (за исключением транспортных средств, указанных в п.

6 этой статьи). Исключения, касающиеся транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), при этом не предусмотрены», – отмечено в постановлении КС.

Высшая судебная инстанция также подчеркнула, что в контексте сложившейся правоприменительной практики таможенные органы взимают утилизационный сбор за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на тех же условиях, что и за помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

«Действующее правовое регулирование не предусматривает и возможности, например, возврата ранее уплаченного утилизационного сбора (его части) плательщику, осуществившему впоследствии вывоз транспортного средства (самоходной машины) с территории РФ в рамках исполнения требований таможенной процедуры временного ввоза (допуска)», – указал КС.

Суд также заключил, что временное нахождение транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на территории страны и обязанность их последующего вывоза не предполагают последующую их утилизацию (кроме исключительных случаев, не связанных с целями ввоза такого товара) на территории РФ. Следовательно, их эксплуатация в период, предшествующий их утилизации, не свидетельствует о таком же совокупном объеме негативного воздействия на окружающую среду в сравнении с постоянно находящимся в РФ транспортом.

Конституционный Суд добавил, что при существенно разном предполагаемом воздействии транспортных средств на окружающую среду при их попадании на ее территорию в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза (допуска) ввозящие их лица обременяются уплатой утилизационного сбора в одинаковом размере. «Это, по существу, означает взимание с лиц, осуществляющих временный ввоз транспортного средства, экономически необоснованного обязательного платежа, что свидетельствует о произвольном характере правового регулирования в этой части, приводит к отступлению от принципов справедливости и соразмерности», – заключил Суд.

КС также отметил, что при неизбежном вывозе транспортного средства с территории РФ его собственники (владельцы), уплатившие утилизационный сбор, не смогут воспользоваться освобождением, предусмотренным п. 9 оспариваемой статьи. Тем самым такие лица ставятся в заведомо неравное положение по сравнению с иными плательщиками утилизационного сбора.

В связи с этим Конституционный Суд признал спорную статью неконституционной, поскольку она допускает возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспорт, помещенный под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за помещенный под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Федеральному законодателю предписано внести необходимые изменения в правовое регулирование отношений по взиманию утилизационного сбора. В свою очередь, правоприменителям рекомендовано исходить из недопустимости возложения обязанности по уплате утилизационного сбора на лиц, осуществивших ввоз в РФ транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Юристы поддержали выводы КС

«Конституционный Суд РФ устранил нарушение баланса прав лиц, осуществляющих временный ввоз транспортных средств на территорию РФ, в части уплаты утилизационного сбора.

Суд отметил, что утилизационный сбор не является налогом или сбором, определенным НК РФ, но является по своей природе схожим обязательным публичным платежом в бюджет, на которые подлежат распространению принципы равенства, справедливости, нейтральности и соразмерности, предусмотренные ст. 57 Конституции РФ», – отметил партнер «Law & Commerce Offer» Антон Алексеев.

Он добавил, что временный ввоз товара в РФ предусматривает и его вывоз, соответственно, взимание утилизационного сбора на равных условиях и основаниях в обоих указанных случаях является неверным.

Автоюрист Юрий Демин отметил, что постановление Конституционного Суда устранило неопределенность в законе, которая позволяла в полной мере взимать его со всех лиц. «Утилизационный сбор рассчитывается из воздействия транспортного средства на окружающую среду исходя из экологической безопасности, но в оспариваемой статье, действительно, не были отражены цели ввоза транспорта.

То есть подразумевалось, что транспортное средство ввозится для последующего использования на территории РФ, и исходя из этого рассчитывался утилизационный сбор.

Но при временном ввозе ТС неизбежно покинет территорию российского государства, следовательно, лица, временно ввозившие транспорт в Россию, ставились в неравное положение по сравнению с иными плательщиками утилизационного сбора», – пояснил эксперт.

Он также отметил, что выводы Суда справедливы, и они, безусловно, повлияют на практику, которая изобилует такими ситуациями.

«Целесообразно внести в закон об утилизационном сборе изменения, согласно которым размер утилизационного сбора может варьироваться в зависимости от вида таможенных процедур (плата за ввоз ТС на временной основе должна быть гораздо ниже взимаемой за иные виды ввоза) и которые предусматривают возможность возврата уплаченного сбора», – полагает Юрий Демин.

Юрист АБ КИАП Юлия Усачёва отметила, что позиция Конституционного Суда главным образом построена на сравнительном анализе юридической природы и последствий ввоза транспортных средств в рамках таможенных процедур временного ввоза (допуска) и выпуска для внутреннего потребления.

«В конечном итоге различные по природе правоотношения, но одинаковые по фискальным последствиям (взиманию утилизационного сбора) не прошли испытание на предмет их соответствия положениям ряда статей Конституции РФ», – заключила эксперт.

По ее мнению, позиция Суда является вполне ожидаемой и согласуется с принципом справедливости в сфере налогов и других обязательных платежей.

«Сам по себе утилизационный сбор является действительно необходимым, и цели введения такого сбора соотносятся с обеспечением таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье населения», – добавила юрист. Она также предположила, в каком ключе будет формироваться позиция законодателя при определении размера утилизационного сбора для лиц, ввозящих транспортные средства в рамках процедуры временного ввоза.

«Пока нет определенности по принципу формирования сбора (должна ли такая сумма исчисляться исходя из времени нахождения транспорта на территории РФ или ее следует уплачивать единоразово при ввозе ТС на территорию страны).

Размер утилизационного сбора все-таки должен определяться с учетом времени нахождения транспортного средства на территории РФ.

Ведь такой подход в большей степени отвечает именно временному характеру нахождения транспорта на территории страны, а также объемам его негативного воздействия, которые могут зависеть от периода использования ТС с момента его ввоза и до момента вывоза», – заключила Юлия Усачёва.

Ссылка на основную публикацию