Статья 31. ответственность за нарушение законодательства российской федерации о безопасности дорожного движения

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

  • В данной короткой статье я дам ряд общих и четких комментариев: для кого предъявляются требования, изложенные в ФЗ-196 «О безопасности дорожнного движения».
  • Для тех кто недавно окунулся в тему обеспечения БДД, это будет отправной точкой в этот загадочный мир…)
  • Раскладка вопросов по содержанию:
  • Поехали!
  • ФЗ 196 о безопасности дорожного движения — это главный федеральный закон, которым руководствуются юридические лица, индивидуадьные предприниматели и физические лица, при эксплуатации транспортных средств.
  • В данной теме мы возьмем статью 20 Федерального закона ФЗ 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

  1. и ответим на самый главный вопрос:
  2. «…К кому предъявляются требования по обеспечению БДД изложенные в ней»
  3. Сами требования это отдельная и очень обширная тема, потому что каждое требование это набор мероприятий с «привязкой» к дополнительной нормативной базе.
  4. Поэтому, сначала давайте обратим внимание на общий посыл.
  5. Итак, сама фабула звучит так, цитирую:
  • Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств.
  • Понятно, что все требования (с пункта 1 по пункт 3) предъявляются к:
    — юридическим лицам,
    — индивидуальным предпринимателям,
  • — физическим лицам.
  • Вопросы возникают немного другого плана.
  • Например, а если у нас всего один авто…, а если у нас нет штатного водителя…, а если мы отдали авто в аренду…, а если мы взяли авто в аренду у собственного сотрудника…
  • Этих вопросов поступает очень много.
  • Здесь я дам простой и очень понятный комментарий.

…Для того чтобы эти требования стали вашими, необходимо чтобы одновременно выполнялись два условия:

1. Юридическое лицо или ИП владеет хотя бы одним транспортным средством (на праве собственности, аренды или финансовой аренды);

2. Транспортное средство должно эксплуатироваться, а не стоять у забора для продажи или перепродажи.

Как только эти два условия выполняются, то вы уверенно можете сказать, что статья 20 ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» ваша.

Кстати, подробнее об этих условиях (и не только) я рассказываю в видео-материале ЗДЕСЬ>>>

Пункт 1 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». Для всех…

  1. С фабулой и общим посылом статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» разобрались.
  2. Двигаемся дальше.
  3. Сначала цитирую как есть весь пункт 1. После чего я дам комментарий к фабуле самого пункта 1 статьи 20 ФЗ-196
  4. 1.

    Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона;
  • соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
  • обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;
  • оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Здесь опять же все очень просто. Вот мой комментарий, исходя из фабулы пункта 1:

…Если юридическое лицо или ИП владеет хотя бы одним транспортным средством на праве собственности и/или аренды, и эксплуатирует его (см. два условия выше), то все требования этого пункта, которые я процитировал, ваши.

Неважно сколько у вас транспортных средств, неважно в аренде они у вас или в собственности, неважно кто ими управляет (штатный водитель или директор), неважно легковые у вас авто или грузовые или автобусы, требования пункта 1 статьи 20 ФЗ-196 необходимо выполнять.

То есть требования пункта 1 для всех, абсолютно для всех.

Пункт 2 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». Для «избранных»…

С фабулой статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» разобрались. С пунктом 1 статьи 20 тоже разобрались. Мы выяснили для кого эти требования.

  • Двигаемся дальше.
  • Сначала цитирую как есть весь пункт 2. После чего я дам комментарий к фабуле самого пункта 2 статьи 20 ФЗ-196
  • 2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:
  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 настоящего Федерального закона;
  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
  • соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, при осуществлении перевозок пассажиров троллейбусами, трамваями;
  • соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.
  1. Прежде чем дать комментарий, обращаю внимание на такой момент.
  2. Обсудим цитату фабулы пункта 2 «на коротке»:
  3. «…Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, кроме того обязаны…»
  4. Здесь можно сделать простой вывод: требования пункта 1 — основные, а требования пункта 2 — дополнительные к определнной группе юрлиц и ИП.
  5. Кто эти избранные лица, которые должны выполнять требования пункта 1 и требования пункта 2?

…В фабуле пункта 2 статьи 20 есть четкое разделение:

— коммерческие перевозки;
— перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

И здесь нужно понимать, что требования предъявляются в разрезах коммерческой составляющей и по типу транспортных средств. Важно не запутаться!

То есть,

Вывод 1. Если юридическое лицо или ИП занимается коммерческими перевозками, то неважно какими типами транспортных средств он владеет, ему необходимо выполнять дополнительные требования пункта 2 (вместе с требованиями пункта 1).

Вывод 2. Если юридическое лицо или ИП занимается перевозками (перемещением) для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, то ему также необходимо выполнять дополнительные требования пункта 2 (вместе с требованиями пункта 1).

Вывод 3. Если юридическое лицо или ИП занимается перевозками (перемещением) для собственных нужд только легковыми автомобилями, то ему необходимо выполнять только требования пункта 1.

Пункт 3 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». Для физических лиц…

С фабулой статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» разобрались. С пунктом 1 и пунктом 2 статьи 20 тоже разобрались. Мы выяснили для кого эти требования.

Двигаемся дальше. Физические лица?

  • Хм. Это что-то новенькое…)
  • Сначала цитирую как есть весь пункт 3. После чего я дам комментарий к фабуле самого пункта 3 статьи 20 ФЗ-196
  • 3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;
  • обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
  • соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;
  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Скажу честно, очень странно что в пункте 2 пишется просто «грузовые автомобили», а здесь (в пункте 3) пишется «грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов».

Почему? Комментарий и личное мнение ниже.

…Если физическое лицо владеет грузовым автомобилем с полной массой свыше 3500 тонн (это наблюдается в ПТС к авто), или атобусом (любым от мала до велика), то физическому лицу требования пункта 3 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» необходимо выполнять.

ИТОГ. Мнение

  1. Я думаю, многие из вас получили ясный ответ, кому и что надо выполнять.
  2. А по поводу грузовых авто и автобусов мое мнение такое.
  3. Мы знаем, что автобусы бывают разные, и грузовые автомобили тоже бывают разные.

По моему мнению, лучше было бы «привязать» транспортные средства к классификации транспортных средств по категориям обозначенной
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г.

N 877
«О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

  • А то автобус автобусу рознь.
  • То есть:
    Категория М1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
  • Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
  • Категория М2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
  • Категория М3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
  • Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
  • Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
  • Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
  • Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
  • А что вы думаете по этому поводу?
  • Обучение специалиста ответственного за обеспечение БДД

У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.

Подробнее…

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Штрафы 100 тыс. рублей за отсутствие профильного образования у ответственного за БДД

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Даже если автотранспорт используется для внутренних нужд компании, все равно нужно, чтобы у лица, которое отвечает за безопасность дорожного движения, было профильное образование: либо высшее, либо профессиональная переподготовка (Постановление Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 31-АД18-16).

Публикация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направления:

Госавтоинспекция проверяет наличие образования у ответственных за БДД

Госавтоинспекция провела проверку одного из банков, у которого есть собственный автопарк.

В ходе проверки выяснилось, что ответственный за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения не имеет профильного образования.

Банк был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и оштрафован на 100 000 рублей.

Отсутствие профильного образования у ответственного за БДД – административное правонарушение

Данная статья 12.31.

1 КоАП гласит о том, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей. 

Банк не согласился с решение Госавтоинспекции и подал жалобу в Московский районный суд гор. Чебоксары Чувашской республики. Суд согласился с доводами Госавтоинспекции и оставил решение о наложении штрафа без изменений.

Банк не остановился и направил свою жалобу в Верховный Суд республики, где также не нашел поддержки. Затем дело попало в руки председателя Верховного Суда Чувашской Республики, который поддержал решения всех нижестоящих судов. В итоге дело дошло до Верховного Суда Российской Федерации.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Верховный Суд установил, что согласно ФЗ от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, юр.

лица и ИП, которые осуществляют перевозки автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, обязаны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям.

О том, кто должен соответствовать этим требованиям, предписывает федеральный орган исполнительной власти — приказы Минтранспорта РФ.

Этот же нормативный акт предусматривает. Что ответсвенные лица должны проходить обучение по специальной образовательной программе по обеспечению безопасности дорожного движения (часть 4 статья 20).

Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 года N 7

Данным приказом от 15 января 2014 года №7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В пункте з этих Правил говорится, что все все субъекты транспортной деятельности должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов.

В чём заключаются меры по обеспечению безопасности перевозок?

К таковым мерам относятся:

  • обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности,
  • обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
  • обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях (пункт 4 Правил)

Организация работы по обеспечению безопасности перевозок – обязанность субъекта транспортной деятельности

Субъект транспортной деятельности (юр. лицо или ИП) должен осуществлять выполнение и контроль соблюдения требований, а также мероприятий по подготовке работников, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к данному приказу.

Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:

  • проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей);
  • наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Постановление Правительства РФ № 876

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 года, N 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтверждённую соответствующими документами – документами о профильном образовании.

Требования Приказа Минтранса №287

Приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 года N 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» прописаны конкретные требования к лицам, которые отвечают за обеспечение безопасности дорожного движения.

Требования к уровню образования ответственных за обеспечение БДД отражены в пункте 16.3, который гласит, что у ответственного лица за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Требования к уровню образования контролёров тех.состояния автотранспорта отражены в пункте 14.3, который гласит, что у ответственного лица за выпуск на линию транспортных средств должен быть диплом о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролёра технического состояния автотранспортных средств.

Если компания использует автотранспорт для внутренних нужд?

Банк, который был оштрафован, требовал отменить решения Госавтоинспекции и всех судов на основании того, что весь автотранспорт банка не используется для перевозки пассажиров и грузов. Автомобили используются для внутренних нужд.

Верховный Суд РФ посчитал этот довод не состоятельным, сославшись на пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции». В этом постановлении чётко обозначено, что на ИП и юрлица, которые заключают договор перевозки или не заключают его (для собственных нужд), также распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Верховный Суд РФ постановил: оставить без изменений решения Госавтоинспекции и нижестоящих судов, а жалобе банка в удовлетворении отказать. Скачать Постановление ВС РФ от 3 октября 2018 г. N 31-АД18-16

по теме:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Ответственность за нарушение ПДД

Соблюдение установленных нормативов дорожного движения — это основная обязанность автолюбителей. При нарушении их предусмотрена ответственность от предупреждения до лишения свободы. Все зависит от последствий.

Правила дорожного движения — это сборник нормативных актов, регулирующих поведение участников дорожного движения, пешеходов и водителей, и требования к транспортным средствам. Нарушение правил дорожного движения — это несоблюдение норм действующего законодательства, способное спровоцировать ДТП и повлечь причинение материального ущерба, ущерба здоровью и смерти человека.

Наказания за нарушение правил дорожного движения зависят от тяжести преступления. Последствия нарушения могут быть от минимального ущерба до причинения смерти человеку или нескольким лицам.

Виды ответственности за нарушения ПДД

Ответственность делится на три типа:

  • гражданская;
  • уголовная;
  • административная.

Административная ответственность

Она накладывается по Кодексу административных правонарушений. Ответственность наступает, если водитель нарушил действующие правила и не нанес ущерба другим участникам, либо ущерб несущественный.

В качестве наказания может быть назначено:

  • предупреждение;
  • денежный штраф;
  • лишение водительского удостоверения;
  • административный арест;
  • конфискация орудия нарушения.

Денежный штраф определяется в соответствии с тяжестью преступления.

Штраф ГИБДД — это административная ответственность. Размер штрафа определяет КоАП. В соответствии с ним оплатить штраф нужно в течение 60 дней после вынесения постановления, а обжаловать можно в течение 10 дней.

Гражданская ответственность

Такой вид ответственности наступает, если водитель вследствие нарушения ПДД причинил материальный ущерб третьим лицам. Наказание за нарушение правил дорожного движения будет в виде административного штрафа и возмещения ущерба пострадавшей стороне.

Водитель обязан возместить моральный и материальный ущерб, а также выплатить компенсацию за упущенную выгоду, в связи с наступлением ДТП пострадавшему лицу, если его трудовая деятельность осуществляется за счет пострадавшего транспортного средства. Он обязан компенсировать расходы, если нарушение нормативов дорожного движения было с его стороны, и он лично управлял транспортным средством.

Уголовная ответственность

Такой вид предусмотрен, если был причинен тяжкий ущерб здоровью человека или его смерть. Наказание за нарушение ПДД определяется Уголовным кодексом. Санкции назначаются в виде лишения свободы и выплаты компенсации пострадавшей стороне.

ОГИБДД МО МВД России «Юрьянский»

В сфере нарушения безопасности дорожного движения действующим законодательством предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность

Статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, независимо от виновности в дорожно-транспортном происшествии, обязанность возмещения вреда третьим лицам по общему правилу возлагается на водителя или владельца транспортного средства.

Исключение составляют случаи, когда транспорт выбыл из их обладания в результате противоправных действий других лиц или когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Таким образом, например, в случае наезда на пешехода, водитель транспортного средства обязан возместить лечение пешехода на сумму, превышающую страховую выплату даже в случае, когда водителем неукоснительно соблюдены все положения Правил дорожного движения.

Главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена ответственность за ряд административных правонарушений, связанных с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации.

Следует отдельно выделить ст. 12.24 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок до двух лет за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

При этом, под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, а под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

В случае нарушения лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, действия виновного подлежат квалификации по ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Размер предусмотренного наказания по данной статье зависит, в том числе, от совершения преступления виновным лицом в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения и может составлять до 9 лет лишения свободы (ранее наказание составляло до 7 лет лишения свободы).

К наиболее распространенным видам дорожно-транспортных происшествий относятся столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов.

Пешеходы являются такими же участниками дорожного движения как и водители транспортных средств. Поэтому предотвращение и предупреждение ДТП возможно лишь при обоюдном соблюдении участниками Правил дорожного движения.

  • При решении вопроса о наличии состава преступления в действиях водителя, допустившего наезд на пешехода, следует помнить, что уголовная ответственность наступает лишь в случае нарушения им тех пунктов Правил дорожного движения, которые состоят в причинной связи с наступившими последствиями.
  • Например, отсутствие водительского удостоверения и документов на транспортное средство не находится в причинной связи с наступившими последствиями.
  • Водитель не подлежит уголовной ответственности, если вредные последствия наступили не в результате нарушения им Правил дорожного движения, а из-за неправильного поведения потерпевшего.

Для определения виновности водителя в ходе предварительного расследования назначаются сложные автотехнические и судебно-медицинские экспертизы. Основной задачей проведения автотехнической судебной экспертизы является определение наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем применения экстренного торможения.

Водитель подлежит уголовной ответственности в том случае, если располагает технической возможностью остановиться до линии движения пешехода с момента возникновения опасности для дальнейшего движения, однако, совершает наезд на пешехода и причиняет последнему тяжкий вред здоровью или смерть, поскольку нарушает своими действиями п. 10.1 Правил дорожного движения.

Кроме того, водитель, наехавший на пешехода и скрывшийся с места ДТП, может подлежать ответственности по ст. 125 УК РФ за заведомое оставление потерпевшего без помощи в опасном для жизни состоянии.

Статья 264 УК РФ не подразумевает под транспортным средством двухколесные и трехколесные транспортные средства, имеющие двигатели с рабочим объемом не более 50 см³ и максимальную скорость не более 50 км/час. Чаще всего это мопеды (мотороллеры, скутеры). Водители этих транспортных средств, как и водители гужевых повозок, несут ответственность по ст. 268 УК РФ.

Ответственности по этой же статье подлежат родители – пешеходы, переходящие проезжую часть с детьми в неположенном месте, в результате действий которых причиняется вред ребенку.

В 2015 году статьей 264.

1 УК РФ введена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым ранее административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Данной статьей предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей либо лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права управления транспортным средством на срок до 3 лет.

Таким образом, в настоящее время необходимо отметить тенденцию ужесточения законодателем наказания за совершение правонарушений в области безопасности дорожного движения. Знание такой ответственности является средством, с помощью которого достигаются уважительное отношение к правовым нормам и высокий уровень общественного правосознания.

Вернуться назад

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

Обратно к списку статей

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей» class=»lazyload» src=»https://1gai.ru/506055-statya-31-otvetstvennost-za-narushenie-zakonodatelstva-rossiyskoy-federacii-o-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya.html»>

Ссылка на основную публикацию