Статья 30. надзор за деятельностью субъектов страхового дела

Банк России по итогам встречи с экспертным сообществом уточнил концепцию новых требований к расчету страховых резервов. В частности, развитие получили вопросы порядка признания договора страхования и критерии признания перестрахования. Для синхронизации с требованиями к расчету резервов уточнены требования к капиталу.

  • Для обсуждения уточненной концепции в начале апреля планируется еще одна встреча с экспертным сообществом.
  • Расчет страховых резервов. Новые требования
  • Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам 2019 года
  • Отчет по результатам ежегодного мониторинга значений страховых тарифов, применяемых при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, и их обоснованности, а также воздействие данного вида страхования на развитие субъектов предпринимательской деятельности в сфере транспорта за период:
  • Информационное письмо об отдельных вопросах исполнения договора страхования гражданской ответственности застройщика
  • Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам III квартала 2019 года
  • Информационное письмо о некоторых вопросах, связанных с определением размера коэффициента КБМ
  • Порядок согласования Банком России назначения (избрания) должностных лиц в страховой организации
  • Порядок и сроки предоставления лицензии на осуществление страхования (перестрахования) соискателю лицензии, не зарегистрированному в едином государственном реестре субъектов страхового дела (страховым организациям)
  • Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам II квартала 2019 года
  • Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам I квартала 2019 года
  • Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам 2018 года

Информация о размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций по состоянию на 01.01.2019

Модель оценки финансовой устойчивости страховщиков. Учет риска активов в капитале

Порядок и сроки переоформления, замены бланка и получения дубликата лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера

Информационное сообщение «О применении установленных главой 10 Положения Банка России от 28.12.2017 № 626-П требований к финансовому положению лиц, имеющих право распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации»

  1. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам III квартала 2018 года
  2. Информационное письмо о представлении сведений в Банк России
  3. Концепция по совершенствованию регулирования инвестиционного страхования жизни
  4. Проект Указания Банка России «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  5. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам II квартала 2018 года
  6. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам I квартала 2018 года
  7. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам 2017 года
  8. Информационное письмо о представлении сведений в Банк России
  9. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам III квартала 2017 года
  10. Концепция организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций
  11. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам II квартала 2017 года
  12. Информационное сообщение «Об изменении порядка представления страховщиками в Банк России правил страхования, расчетов страховых тарифов, структур тарифных ставок и положений о формировании страховых резервов»

2.3. Государственный надзор за страховой деятельностью

В Российской Федерации система надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора за страховой деятельностью Министерства финансов Российской Федерации. Основы регулирования установлены в главе IV Закона РФ «Об организации страхового дела».

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 Статья 30 Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела
1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. 2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. 3. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе: 1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора; 2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела; 3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности; 4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности; 5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела); 6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.

Содержательной частью надзорной деятельности является проверка соответствия реальной деятельности страховой компании деятельности, прописанной в лицензии а также:

  • проверка правильности формирования страховых резервов,
  • размещения активов,
  • обеспечения наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом,
  • а также пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.
    Функционирование cтрахового надзора опирается на следующие организационно-технические принципы:

  • финансирование деятельности надзора осуществляется за счет отчислений от страховой премии, собираемой страховщиками по всем или определенным видам страхования, на основании утверждаемой Министерством финансов сметы;
  • уровень оплаты труда сотрудников надзора не ниже, чем средний, сложившийся в отрасли;
  • орган надзора организован преимущественно как самостоятельный орган государствен-ного управления
  • надзор наделен функциями осуществления проверок деятельности страховых организа-ций «на месте» и осуществляет их как по мере необходимости, так и в плановом порядке (система «надзорных бригад», принятая в страховом надзоре Франции);
  • надзор имеет право применять к страховщикам санкции в виде штрафов за установлен-ные правонарушения
  • надзор опирается на функцию лицензирования, а также отзыва лицензии
  • надзор учитывает опыт профессиональных объединений страховщиков, обеспечи-вающих разработку стандартных правил страхования, сбор и публикацию детальной статистики по развитию страхования и страхового рынка, саморегуляцию рынка, функционирование бюро Омбудсмана (бюро жалоб для страхователей).

B Стадии (фазы) надзора

Государственный надзор за деятельностью страховых организаций можно условно разделить на три стадии контроля: предварительную, текущую и последующую.

Предварительный контроль – принятие решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. С 2004 г.

российской страховая практика максимально приблизилась к мировой: был введен запрет на проведения одним страховщиком страхования жизни и других видов страхования.

Такой запрет на осуществление одним юридическим лицом одновременно страхование жизни и страхование рисков иных, чем страхование жизни, связан с различной процедурой регулиро-вания формирования страховых резервов и размещения активов страховщика.

Текущий контроль за деятельностью страховщика осуществляется как органами государ-ственного надзора, так и независимыми аудиторами.

Предметом контроля при этом является ведение страховщиками финансовых операций – формирование страховых резервов, размещение покрывающих их активов, обеспечение наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Последующий контроль осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора.

Страховщики обязаны опубликовать годовую отчетность о своей деятельности, бухгалтерский баланс и финансовые результаты деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности приведенных в них сведений независимыми аудиторами.

Для этих целей в Российской Федерации сформирован институт независимых страховых аудиторов, основанный на специальном лицензировании их деятельности, про-верке квалификации и знаний страхового законодательства.

С механизм надзора и его инструменты

Ядром механизма осуществления надзора является лицензирование страховой деятельности, а важнейшими инструментами его осуществления являются дача предписания, ограничения действия, приостановление действия лицензии и отзыв (аннулирование) лицензии. Последнее означает ликвидацию страховой организации, процесс которой отрегулирован в Законе.

Читайте также:  Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

D Лицензирование

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании статьи 32 Закона № 4015-1. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Без лицензии страховая деятельность считается незаконным предпринимательством со всеми вытекающими последствиями.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующий исчерпывающий список документов:

  1. заявление о предоставлении лицензии;
  2. учредительные документы соискателя лицензии – устав и учредительский договор;
  3. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
  4. протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении на должности единоличного исполнительного органа и коллегиального органа соискателя лицензии;
  5. сведения о составе акционеров (участников);
  6. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  7. документы о государственной регистрации юридических лиц-учредителей, а также аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;
  8. сведения о руководителе, главном бухгалтере и руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
  9. сведения о страховом актуарии;
  10. правила страхования по выбранным видам страхования с приложением образцов документов;
  11. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  12. положение о формировании страховых резервов;
  13. технико-экономическое обоснование (бизнес-план) осуществления видов страхования.

D1 Квалификационные требования

В статье 321 Закона зафиксирован перечень квалификационных требований к руководителю, главному бухгалтеру и страховому актуарию.

Руководители страховой организации должны иметь:

  • высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом об образовании, признаваемом в РФ, а также
  • стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) в сфере финансов не менее 2 лет.
    Главный бухгалтер страховщика или главный бухгалтер страхового брокера должны иметь:

  • высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также
  • стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации
    Страховой актуарий должен иметь

  • высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации
  • квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.

Закон требует, чтобы и руководитель и главный бухгалтер субъекта страхового дела постоянно проживали на территории Российской Федерации.

D2 Сроки действия лицензии

Сроки действия лицензии прописаны в ст. 325.

Если лицензия не является временной, то срок ее действия не ограничен, Временная лицензия может выдаваться не более чем на три года и срок ее действия может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если за прошедшее время не было установлено каких-либо нарушений страхового законодательства, либо они не были устранены в оговоренные сроки. Добавить информацию, о том, какое подразделение СК ответственно за получение и отслеживание лицензий: Получением или отслеживанием лицензии занимается либо юридических департамент, либо актуарный департамент.

D3 Управление лицензией

Согласно Статьям 326 и 328 Закона 4015-1 при выявлении нарушений страхового законодательства к субъекту страхового дела органом страхового надзора применяются следующие процедуры:

  • предписание об устранении нарушения,
  • ограничение действия лицензии,
  • приостановление действия лицензии,
  • отзыв лицензии.

E Предписание

Предписание дается в случае:

  1. осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законо-дательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
  2. несоблюдения страховщиком требований по формированию и размещению средств страховых резервов;
  3. несоблюдения страховщиком требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств (маржи платежеспособности);
  4. нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора установленной отчетности;
  5. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок затребованных органом надзора документов;
  6. установления факта представления субъектом страхового дела неполной и (или) недостоверной информации и др;

Получив предписание, субъект страхового дела должен в указанные в нем сроки устранить выявленных нарушения и представить подтверждающие это документы, которые будут рассмотрены органом страхового надзора в 30-дневный срок.

Представление субъектом страхового дела документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным.

Если предписание было не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, то далее следует ограничение или приостановление действия лицензии.

F Ограничение

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

G Приостановление

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение любых договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для возобновления действия лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

H Отзыв

Отзыв лицензии означает прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела, т. е. его ликвидацию. Согласно Статье 328 основаниями для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела являются

  • решение суда, а также
  • решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
  • при осуществлении страхового надзора:
    • в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
    • в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года
    • в иных предусмотренных федеральным законом случаях;
  • по инициативе субъекта страхового дела – на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

    Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом.

    До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

    • уведомить страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении текущих договоров страхования, перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан.
    • принять решение о прекращении страховой деятельности и начать процедуру ликвидации;
    • исполнить текущие обязательства, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
    • осуществить передачу страхового портфеля другому страховщику, согласованному с органом страхового надзора. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если будет установлено, что страховщик, принимающий страховой портфель, не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств;
    • продолжать представление в орган страхового надзора бухгалтерскую отчетность ежеквартально.
    Читайте также:  Статья 103.5-1. Особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии договора управления залогом

    Если эти обязательства не будут выполнены, то орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

  • Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Страхование – это документ законного соглашения, в рамках которого стороной страховщика даётся гарантия принять на свои плечи все возможные риски страхователя. Спектр их правовых взаимоотношений обязан быть документально оформлен договорным соглашением.

    Чтобы гарантировать застрахованному лицу материальное возмещение в случае страхового происшествия, работает специализированный государственный надзор за страховыми компаниями (СК).

    О том, что представляет собой надзор страхования, каков его функционал, принципы, законы можно узнать из данной статьи.

    Что такое контроль страхования: его необходимость

    Субъектов страхования строго контролируют с государственной стороны. Контроль является старейшим институтом охраны прав клиентов страхования.

    Производя контрольные мероприятия над деятельностью страховых компаний, государственная «машина» создаёт необходимую инфраструктуру для того, чтобы все страховые субъекты уважали соответствующие законодательные нормы, а также для пресечения их нарушений.

    Страховочный надзор (СН) – это структура, построенная из нормативных требований, обязательных к исполнению со стороны всех субъектов страховочного процесса, их координации, наложения штрафных санкций. Характеристика контроля страхования:

    Что такое СН?

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Каким принципам следует СН?

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Какие задачи ставит СН?

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Деятельность субъектов страхового дела предполагает работу по страховке, перестраховке, взаимной страховке и пр. Субъектами страхования служат:

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Субъекты должны лицензироваться: исключение представляет лишь работа страховых актуариев – они подвергаются аттестации.

    Вся информация по страховым субъектам должна вноситься в перечень Единого Государственного Реестра в РФ. Их обязанности:

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Под страховым контролем подразумевается надзор за СК со стороны специальных государственных структур. Контролирующими органами производятся следующие действия:

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Надзорные принципы страховой деятельности

    Органы надзора обладают рядом значимых полномочий. Они могут инициировать проверку, призвать к ответственности виноватых лиц, начать судебное рассмотрение. Страховой надзор осуществляется на трёх базовых принципах:

    • 1. Законность
    • Государственные законы устанавливают нормы, которым следует подчиняться всем властным представителям, должностным лицам2.
    • 2. Организационное единство
    • Деятельность центральных/территориальных филиалов представляет собой слаженный «организм»3.
    • 3. Гласность

    Все сведения относительно работы Департамента располагаются в зоне общественной доступности. Информация опубликовывается на просторах интернета с целью того, чтобы каждый мог получить необходимые сведения.

    Каждая СК должна опубликовывать информацию о своём финансовом положении. Это помогает страхователям производить выбор той СК, куда разумнее всего обратиться

    Департамент рынка страхования имеет право осуществлять контроль за профильными делами, отслеживая качество выполнения субъектами единых законных требований. Тогда сторона страхователей может смело производить вложение денег.

    Основные задачи, функционал страхового контроля

    Страховой надзор включает в себя строгое следование со стороны всех субъектов страховых законов, предупреждение ошибок участников рынка страхования, защиту интересов застрахованных лиц и пр. На российской территории страховой контроль осуществляет основную тройку функций:

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Государственный надзор за профессиональной деятельностью субъектов страхового дела призван выполнять чётко очерченный функционал:

    • следить за качеством исполнения законов;
    • осуществлять процедуру аттестации актуариев;
    • производить выдачу/отмену лицензионных прав;
    • обеспечивать единство действий/нормотворчества;
    • производить надзор за субъектами рынка страхования.

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового делаВнимание! Основная функция СН – осуществление охраны прав, данных страхователям. Департаментом производится выдача агентам разрешительных документов на увеличение базового капитала, а также на создание в стране отделений с западным инвестированием. Департамент не допускает формирования монополий.

    Цели российского страхового контроля

    Ведущие игроки, работая в единой государственной связке, обязаны друг друга понимать. Страховой контроль ставит перед службой Департамента страхования ряд первоочередных целей:

    • формирование у клиентов заинтересованности услугами в сфере страхования;
    • перспективное построение надзорной системы;
    • гарантирование обязательств по выплате страховых денег;
    • создание/развитие рынка страхования;
    • воспитание молодых кадров;
    • формирование условий для инвестирования.

    Весь спектр контролирующих мер содействует активному развитию страхового рынка страны.

    Важное замечание! Данный контроль осуществляет регуляцию деятельности западных СК и компаний с преобладанием иностранного капитала. Налоговая политика в отношении к таким СК ещё требует усовершенствования.

    Нюансы лицензирования, профессиональной аккредитации

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Важная форма государственного контроля – выдача лицензий. Ни одна СК не может работать, если у неё нет разрешения.

    Следует знать! Лицензия – документальное свидетельство, удостоверяющее право СК осуществлять конкретные виды страховой деятельности в стране, либо на ее определённой территориальной части, указанной страхующей организацией.

    Лицензия выдаётся Департаментом страхования Центрального Банка России. Она выдаётся по факту предъявления установленного документального пакета, включающего:

    • заявительное обращение;
    • ряд учредительных бумаг;
    • информацию о результатах проверки финансов СК;
    • устава компании и пр.

    Лицензию могут отозвать, приостановить посредством предписания надзорного органа в отношении любого страховщика, который недобросовестно выполняет свою работу.

    Под профессиональной аккредитацией «игроков» рынка страхования (банкострахования) понимается селекция со стороны банков СК, с целью дальнейшего сотрудничества.

    В случае совместного создания банком/СК единой банкостраховой группы, клиент получит страхование на гораздо более выгодных условиях, а также отличное качество сервиса. Со стороны банков, реализация страховых услуг является всего лишь сопутствующей (к примеру, страховка имущества, приобретённого по кредиту).

    Страховой рынок России имеет не статичную форму: он постоянно изменяется, увеличивается за счёт новых продуктов/услуг страхования. В фондах СК аккумулированы гигантские денежные средства.

    Надзорные стадии

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Государственный контроль имеет на 3 стадии:

    1. Предварительная

    Осуществляется вынесение вердикта выдать лицензию. В России разрешается, чтобы одна СК производила все виды страхования2.

    1. 2. Текущая
    2. Производят органы надзора и независимые аудиторы. Надзорный предмет – это осуществление страховщиками ряда финансовых действий:
    3. · создание резервов страхования;
    4. · существование свободных денег в объёме, установленном нормативами;
    5. · следование требованиям полученной лицензии
    6. 3. Последующая
    7. Контроль по факту уже проведённой проверки финансовых документов. СК обязаны публиковать:
    8. · отчётность за год;
    9. · баланс от бухгалтеров и пр.

    Внимание! С целью проведения контроля в РФ действуют независимые страховые аудиторы. Они курируют лицензирование страховой деятельности, квалификацию, уровень профессиональных познаний.

    Читайте также:  Статья 12. Аттестация аварийно-спасательных служб

    Орган, осуществляющий государственный контроль

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Многих интересует, кто контролирует страховые компании? Утверждён список структур государственного уровня, в перечень профессиональных обязанностей которых входит надзор в Российской Федерации за страховщиками:

    • ФССН – структура, состоящая из: «Страхнадзора», «Росстрахнадзора», «Страховых инспекторов».
    • «Автостраховой Союз РФ» (РСА).

    ФССН представляет структуру, осуществляющую лицензирование: утверждение/аннулирование лицензий, производство контроля за соблюдением требований закона и пр.

    Внимание! Куда подавать жалобу? Так как ОСАГО – это обязательный вид страховки, то тарификация на полисы не определяется самой СК, а является единой. Каждая СК, которая реализует полисы по ОСАГО, должна следовать общим тарифам, установленным Банком России, начиная с 2014 г.

    Кто контролирует СК по ОСАГО: кому жаловаться

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Вопросами регулирования деятельности СК занимаются Центробанк (ЦБРФ), совместно с РСА (вопросы по ОСАГО). Жалобу, в случае задержки страховых выплат, а также любых незаконных действий, следует подавать непосредственно на СК.

    Перед тем, как писать жалобу, необходимо подать заявление на имя руководителя СК: нередко спорное дело удаётся решить через диалог со страховщиком. Но если мирного решения не получается, то надо обращаться к следующим контролирующим органам:

    • РСА;
    • Центральный банк РФ;
    • Роспотребнадзор;
    • Прокуратура.

    Отправив копии жалобы вышеперечисленным организациям, которые регулируют страховую деятельность, необходимо также отправить одну копию на имя руководителя СК, находящегося в головном офисе.

    Какие законы регулируют деятельность субъектов страхового дела: ответственность сторон

    Перечень законов, регулирующих деятельность игроков страхового рынка:

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового делаВнимание! Основным законом общего характера, регулирующим страховую деятельность, служит ФЗ «Об организации страхования в России», принятый в 1992 г.

    Его разработали для регулировки меж субъектных отношений, занимающихся страховой деятельностью (участвующих в них). Регулировка этой в области осуществляется посредством законов целевого/непрямого действия:

    • Прямое действие – эти регулируемые законы служат общему контролю страховой сферы, либо её отдельных видов.
    • Непрямое действие – это законы, которые могут включать лишь отдельные «островки» страхования. Они осуществляют регулирование отдельных видов деятельности, обязуя страхователей произвести страхование всех сфер жизни. Сюда же относят законы, всего лишь отчасти регламентирующие страховую деятельность (к примеру, о бух. учете).

    Об ответственности сторон

    Если имеются нарушения договорных условий, стороны страховщика/страхователя призваны нести всю меру ответственности:

    • Страхователь оберегается текстом закона, который защищает его права. Если потребительские права нарушаются, пострадавший получает полномочия требовать компенсацию морального вреда.
    • Страховщик имеет возможность не производить выплату страхователю, если виноватым в страховом случае признаётся клиент СК.

    Резюме

    Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

    Государственное контролирование страховой области производится для соблюдения требований статей страхового законодательства, качественной эволюции страховой области, правовой охраны страховщиков/страхователей, а также прочих заинтересованных лиц, включая само государство.

    Государственный контроль за исполнением страховой деятельности предполагает выполнение трёх основных функциональных опций, посредством которых обеспечивается крепкая защита страхователей, это: заключение страховых договоров, обеспечение гласности, поддержание ответственности/дисциплины во всей отрасли.

    Источник: https://gidpostrahovke.ru/o-strahovanii/zakon-i-pravo/strakhovoy-nadzor.html

    Глава IV. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела

    Надзор за страховой деятельностью

    Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.

    Основным органом, уполномоченным государством осуществлять страховой надзор, является Минфин России, а точнее, его подразделение — Федеральная служба страхового надзора.

    Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор — федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 по ноябрь 1996 г.

    , а позже — на Департамент страхового надзора, просуществовавший до мая 2004 г.

    Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой области (гл.

    48 ГК РФ), финансовое право — отношения, основанные на государственно-властных велениях.

    Нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

    Страховой надзор включает:

    • 1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
    • 2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
    • 3) выдачу разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
    • Для осуществления страхового надзора Федеральная служба страхового надзора имеет следующие полномочия:
    • P осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, достоверности представляемой субъектами страхового дела отчетности;
    • P принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела;
    • P ведет Единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
    • P осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
    • P устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
    • P получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, представляемые субъектами страхового дела;
    • P обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;
    • P представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства РФ в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;
    • P выполняет другие возложенные на нее функции.
    • Федеральная служба страхового надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

    Федеральную службу страхового надзора возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Руководитель Федеральной службы страхового надзора несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

    Ссылка на основную публикацию