Статья 6. взаимосвязь гражданской службы и государственной службы российской федерации иных видов

Кокарева Марина Евгеньевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Шамина Екатерина Максимовна1, Мочалова Анастасия Сергеевна11Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Библиографическая ссылка на статью:
Кокарева М.Е., Торопова А.И., Шамина Е.М., Мочалова А.С. Государственная служба иных видов // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/88038 (дата обращения: 26.07.2021).

В связи с утверждением федерального закона № 262 от июля 2015 года и объявлением части 19 статьи 323 федерального закона №289 недействительной, структура государственной службы потерпела изменения. Теперь помимо государственной гражданской и военной служб сложилась государственная служба иных видов.

Такая картина нашла своё отражение в основе статьи 2 закона № 58, определяющего систему государственной службы. Причем определенного понятия «государственной службы иных видов» в законе не наблюдается, как и перечень этих видов.

О государственной службе иных видов свидетельствуют следующие черты:

  • 1) в пункте 3 той же статьи данного закона определяет государственную службу иных видов как одну из видов федеральной государственной службы;
  • 2)  в пункте 2 статьи 8 этого же федерального закона перечислены должности, осуществляющие федеральную государственную службу иных видов;
  • 3) в пункте 1 статьи 9 сложилось то, что реестр должностей федеральной государственной службы содержит перечень типовых должностей федеральной государственной службы иных видов. [1]

Следует отметить, что федеральных законах № 262 и № 58 неоднократно вместо «правоохранительной службы» применено словосочетание «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью».

Поэтому ключевым признаком прохождения такой службы является передвижение по службе в государственном органе, относящийся к правоохранительной деятельности.

Без сомнения, гражданская и военная службы не могут сюда относиться. [1]

  1. К ключевым признакам государственной правоохранительной деятельности относят:
  2. 1) защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также государства от противомерных действий;
  3. 2) осуществление деятельности в соответствии с законом в соответствующей форме, последовательности и порядке;
  4. 3) осуществление специальными субъектами, наделёнными соответствующими полномочиями и др.
  5. Исходя из перечисленных признаков, перечень государственных органов, связанных с правоохранительной деятельностью, включает немалое количество государственных органов. В этих органах правоохранительную деятельность осуществляют:
  6. 1) лица, которые замещают должности федеральной государственной службы, то есть судьи;
  7. 2) военнослужащие, к которым относят ФСБ;
  8. 3) адвокатура.

Для того, чтобы раскрыть каждый вид федеральной государственной службы, основанных на правоохранительной деятельности, необходимо исследовать каждый федеральный закон об государственных органах правоохранительной деятельности. Причем значение имеет их правовой статус, наименование органов и должностей.

К органам, осуществляющим государственную службу иных видов, относятся:

1) органы прокуратуры. Согласно ФЗ «О прокуратуре» данную службу проходят прокурорские работники, которые включают Генерального прокурора, его помощники, заместители и советники и другие.

К классным чинам, присваиваемым к гражданам, проходящим службу в органах прокуратуры, относят: младшего лейтенанта юстиции, лейтенанта юстиции, старшего лейтенанта юстиции и другие.

К тому же, Генеральный прокурор не относится к федеральным служащим, поскольку он относится к лицам, которые замещают государственные должности [2];

2) следственный комитет РФ. Сюда следует отнести сотрудников Следственного комитета, которые имеют специальные звание, представленные в Федеральном законе “О Следственном комитете Российской Федерации;

3) органы внутренних дел. Здесь государственную службу проходят сотрудники ОВД, имеющие специальные званий, которые содержатся в ФЗ «О службе в органах ОВД»;

4) органы таможенной службы. Три группы лиц двигаются по службе в рассматриваемых органах: сотрудники таможенной службы, федеральные гражданские служащие, а также работники по трудовому договору. Перечень званий находится в федеральном законе № 114 [3];

5) органы уголовно-исполнительной системы. Здесь ситуация аналогична предыдущей. Прохождение службы регулируется федеральным законом № 5473.

6) органы противопожарной службы, осуществляющие деятельность согласно федеральному закону №141. Статья 8 того же закона представляет перечень званий для проходящих противопожарную службу.

7) органы в войсках национальной гвардии. В состав данных войск, согласно федеральному закону № 226, входят органы управления, объединения, воинские части, подразделения, а также образовательные организации высшего образования и другие [4].

Таким образом, государственная служба иных видов создана для защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, обеспечения общественной безопасности, а также для ведения борьбы с правомерными действиями и преступлениями.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона “О таможенном регулировании в российской федерации”;

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов. Комментарий к Федеральному закону О государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., от 6 июля 2006 г., от 1 декабря 2007 г.) определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ как профессиональной служебной деятельности граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • субъектов РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
  • При этом система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.
  • В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.
Читайте также:  Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ, что прямо установлено Конституцией РФ (ст. 71т). Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются, в частности, федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы. При этом реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Так, государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Правовая регламентация государственной гражданской службы осуществляется как вышеназванным Федеральным законом, так и комментируемым Законом.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами президента РФ, в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правовая регламентация военной службы осуществляется, в частности, федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 14 марта 2009 г.).

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правовая регламентация правоохранительной службы определяется ее «разновидностью» и осуществляется, в частности, федеральными законами от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 26 декабря 2008 г.); от 3 апреля 1995 г.

N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.); от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.); от 21 июля 1997 г.

N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изменениями от 9 февраля 2009 г.).

Комментируемая статья конкретизирует четыре направления, по которым и обеспечивается взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов.

Основы государственной службы и кадровой политики

Проводя сравнительный анализ законодательства следует обратить первостепенное внимание на общие положения; должности гражданской службы, правовой статус гражданских служащих; условия поступления и прохождения государственной гражданской службы субъекта РФ; дополнительные государственные гарантии; служебную дисциплину (ответственность); формирование кадрового состава; финансирование гражданской службы. Сравнение будем проводить на основании действующего федерального законодательства о государственной службе и законодательства ряда субъектов РФ, в частности города Москвы.

Понятийный аппарат. Определение федеральной государственной службы и государственной гражданской службы были даны выше.

Государственная служба субъектов РФ — это гражданская служба, поскольку на территории субъектов государства не может быть самостоятельных и независимых от центра военных или правоохранительных формирований. Военная и правоохранительная служба являются вилами федеральной государственной службы. В субъектах РФ может быть только государственная гражданская служба.

Статья 5 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» (п.

3) даст нормативное определение государственной гражданской службы субъекта РФ: государственная гражданская служба субъекта РФ — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, заметающих государственные должности субъектов РФ».

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 10).

В соответствии с Законом города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» от 26 января 2005 г.

№ 3 государственная гражданская служба города Москвы — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, заметающих государственные должности города Москвы (ст.

2); государственный гражданский служащий города Москвы — гражданин Российской Федерации. взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы города Москвы (ст. I). То есть принципиальных различий в формулировках нет.

Важным является вопрос о принципах построения и функционирования государственной гражданской службы, затрагивающих правовые основы гражданской службы. Сравнительный анализ законодательства о государственной гражданской службе показывает, что в этом вопросе между федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ нет противоречий.

Читайте также:  Статья 31. ответственность за нарушение законодательства российской федерации в области охраны атмосферного воздуха

Так, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 4) сформулированы восемь таких принципов, рассмотренных выше.

В Законе субъекта РФ города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» от 26 января 2005 г. № 3 (ст. 3) таких принципов десять:

  • единство системы государственной службы, обеспечивающее соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы города Москвы;
  • равный доступ граждан к гражданской службе и равные условия ее прохождения, независимо от пола расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения…;
  • стабильность гражданской службы;
  • открытость гражданской службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;
  • правовая и социальная защищенность гражданских служащих.

То есть принципы гражданской службы города Москвы как основополагающие положения построения и развития гражданской службы практически идентичны федеральным.

На основании положений Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ (ст. 8) и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (ст.

8) должность государственной гражданской службы субъекта РФ определена как должность, учреждаемая законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, включенная в реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы классифицируются и распределяются по группам и категориям в соответствии со ст. 9 «Классификация должностей гражданской службы» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 58-ФЗ и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ.

Так, в соответствии с Законом города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» от 26 января 2005 г. № 3 (ст. 6) должности государственной гражданской службы этого субъекта Федерации подразделяются на следующие категории.

  • руководители;
  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

Должности гражданской службы города Москвы подразделяются на следующие группы.

  • высшие государственные должности (5-я группа);
  • главные государственные должности (4-я группа);
  • ведущие государственные должности (3-я группа);
  • старшие государственные должности (2-я группа);
  • младшие государственные должности (1-я группа).

Как видим, классификация должностей гражданской службы столицы полностью соответствует федеральной классификации. Соотношение должностей гражданской службы города Москвы и должностей федеральной гражданской службы должно определяться федеральным нормативным правовым актом.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ к лицам. заметающим должности государственной гражданской службы.

предъявляются квалификационные требования, в том числе к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Основываясь на этом положении, органы государственной власти ряда субъектов РФ в рамках региональных законов о государственной гражданской службе предусмотрели дополнительные требования для замещения должностей государственной гражданской службы соответствующих субъектов РФ. Так, в соответствии со ст.

9 Закона города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» в число квалификационных требований к должностям категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты», а также к должностям категории «обеспечивающие специалисты», относящимся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, входит наличие высшего профессионального образования.

К гражданам, претендующим на должность государственной гражданской службы города устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу и опыту работы по специальности:

  1. для высших должностей гражданской службы — стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет;
  2. для главных должностей гражданской службы — стаж гражданской службы и не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;
  3. для ведущих должностей гражданской службы — стаж гражданской службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;
  4. для старших должностей гражданской службы — стаж работы по специальности не менее трех лет;
  5. для младших должностей гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Поступление (прием) на государственную гражданскую службу ⇒

Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ ⇒

Виды государственной службы

При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования.

Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е.Г.

не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, — это государственной гражданской службы.

Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества.

Читайте также:  Статья 28. Хранение документов унитарного предприятия

 При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия. 

Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды: 

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов. 

При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной.

Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов.

Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.

Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники. 

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы. 

Понятие федеральной государственной службы

В статье 4 указанного закона установлено, что федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации. 

В соответствии со ст. 5 ФЗ федеральная государственная служба подразделяется на: 

  • федеральную государственную гражданскую службу – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы, направленная на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации;
  • государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ, направленная на обеспечение исполнения полномочий государственных органов субъекта РФ полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности субъекта Российской Федерации.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания. 

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

  • Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу. 
  • Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой. 

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы. 

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений. 

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст.

6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы.

Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством: 

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе. 

Ссылка на основную публикацию