Статья 27. Государственная экологическая экспертиза в исключительной экономической зоне

17 декабря 1998 г.

Президентом РФ был подписан Федераль­ный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (191-ФЗ), который определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию, Российской Федерации в ее исключительной эконо­мической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и норма­ми международного права и международными договорами Россий­ской Федерации.

  • В соответствии со статьей 1 этого Закона «Исключительная экономическая зона Российской Федерации — морской район, на­ходящийся за пределами территориального моря Российской Феде­рации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, уста­новленным настоящим Федеральным законом, международными до­говорами Российской Федерации и нормами международного права».
  • Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.
  • Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
  1. Таким образом, можно констатировать, что размеры исклю­чительной экономической зоны Российской Федерации в основном совпадают с размерами ее континентального шельфа, а два этих Закона «Об исключительной экономической зоне Российской Фе­дерации» и «О континентальном шельфе Российской Федерации» взаимно дополняют друг друга.
  2. В соответствии со статьей 4 Закона в его целях применяются, в частности, следующие основные понятия:
  3. · природные ресурсы исключительной экономической зоны
  4. · живые и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покры­вающих морское дно, на морском дне и в его недрах;
  5. · живые ресурсы исключительной экономической зоны
  6. · все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за ис­ключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным за­коном «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
  7. · неживые ресурсы исключительной экономической зоны
  8. · минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов;
  9. · морские научные исследования в исключительной эко­номической зоне — фундаментальные или прикладные ис­следования и проводимые для этих целей экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере;
  • · морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне — прикладные научно-исследователь­ские работы, направленные на изучение, разведку и промысел, а также на изучение, разведку и разработку неживых ресурсов;
  • · вредное вещество — вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья лю­дей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам ис­пользования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Фе­дерации;
  • · сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества — любой сброс с судов или иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение; сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработ­ки в море минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним;

Статья 27. Государственная экологическая экспертиза в исключительной экономической зоне

  1. · загрязнение морской среды — привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным по­следствиям, как нанесение вреда живым ресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание по­мех деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных актов использования моря, снижение качества ис­пользуемой морской воды и ухудшение условий отдыха;
  2. · захоронение — любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, ис­кусственных островов, установок и сооружений, а также лю­бое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппара­тов, искусственных островов, установок и сооружений; захо­ронением не считается удаление отходов или других материа­лов, присущих или являющихся результатом нормальной экс­плуатации вышеперечисленных сооружений и объектов. Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:
  3. · суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления таки­ми ресурсами, а также в отношении других видов деятельно­сти по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
  4. · суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидя­чим» видам морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящихся к «сидячим видам», производятся в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», Федеральным законом «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации», другими федеральными законами, приме­нимыми к исключительной экономической зоне и деятельно­сти в ней;
  5. · исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буро­вые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации»;

· исключительное право сооружать, а также разрешать и ре­гулировать создание, эксплуатацию и использование искусст­венных островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрис­дикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и пра­вил, касающихся безопасности.

Создание, эксплуатация и ис­пользование искусственных островов, установок и сооруже­ний в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

  • · юрисдикцию в отношении:
  • · морских научных исследований;
  • · защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;
  • · прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубо­проводов Российской Федерации;

· другие права и обязанности, предусмотренные междуна­родными договорами Российской Федерации. Закон регулирует (статья 6) права и обязанности других госу­дарств в исключительной экономической зоне, которые включают свободу судоходства и полетов, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также другие правомерные с точки зрения меж­дународного права виды использования моря.

  1. В компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне, в частности, входят:
  2. · разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации об исключительной экономической зоне и деятельности в ней;
  3. · координация деятельности органов государственной власти в отношении исключительной экономической зоны и деятель­ности в ней, защиты прав и законных интересов Российской Федерации в исключительной экономической зоне и охраны морской среды, живых и неживых ресурсов;
  4. · определение стратегии изучения и промысла живых ресур­сов, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов;
  5. · установление с учетом предложений органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использо­вания неживых ресурсов, включая порядок лицензирования, и разработка соответствующих стандартов (норм и правил);
  6. · регистрация работ по изучению, разведке и разработке не­живых ресурсов, составление Федерального баланса запасов неживых ресурсов;
  7. · контроль за рациональным использованием и сохранением живых и неживых ресурсов и их охрана;
  8. · регулирование проведения ресурсных и морских научных исследований;
  9. · установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за использование живых и неживых ресурсов;
  10. · проведение Государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственно­го мониторинга состояния исключительной экономической зоны с привлечением органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
  11. · ведение Российского Государственного фонда данных о со­стоянии исключительной экономической зоны и состоянии ее живых и неживых ресурсов;
  12. · установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспече­ние немедленных действий по ликвидации последствий ава­рий, приводящих к загрязнению нефтью или веществами, иными, чем нефть;
  13. · установление экологических нормативов содержания за­грязняющих веществ в сбросах вредных веществ, а также в отходах и других материалах, предназначенных к захороне­нию в исключительной экономической зоне, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, сброс и захоронение которых в исключительной экономической зоне запрещены, регулирование сброса вредных веществ и захоронения отхо­дов и других материалов, а также контроль за указанным сбросом и захоронением;
  14. · обеспечение совместно с органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономиче­ской зоны;
  15. · разрешение споров в отношении исключительной эконо­мической зоны и деятельности в ней;
  16. · заключение и реализация международных договоров Рос­сийской Федерации в отношении исключительной экономиче­ской зоны и деятельности в ней.
Читайте также:  Статья 30. пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской аэс в зоне отчуждения

Третья глава Закона посвящена правовому обеспечению раз­ведки и разработки неживых ресурсов, в том числе использованию приливов, течения и ветра для производства энергии.

Определено, что разведка и разработка неживых ресурсов может проводиться гражданами Российской Федерации и иностранных государств, российскими и иностранными юридическими лицами, иностран­ными государствами и компетентными международными органи­зациями только на основании соответствующей лицензии, выда­ваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использования недр. Работы по производству энергии путем использования приливов, течений и ветра могут проводиться физическими и юридиче­скими лицами Российской Федерации и иностранных государств также только на основании соответствующей лицензии, выданной тем же федеральным органом исполнительной власти по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти.

  • Глава 4 Закона регулирует порядок проведения ресурсных и морских научных исследований, которые могут проводиться:
  • • федеральными органами исполнительной власти и органа-, ми исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридиче­скими лицами (российскими заявителями);
  • • иностранными государствами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами и компетентными международ­ными организациями (иностранными заявителями).

С этой целью российские и иностранные заявители должны установленные сроки подать соответствующий запрос в специаль­но уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, которые и выдадут необходимое разрешение.

На российских и иностранных зая­вителей получивших разрешение на проведение ресурсных или морских научных исследований, Законом накладываются опреде­ленные обязанности. Они обязаны предоставлять в федеральный орган выдавший лицензию, предварительные, а после завершения исследований — окончательные отчеты о полученных результатах.

В процессе проведения исследований заявители обязаны регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации.

В соответствии со статьями 27, 28 и 29 Закона государство осуществляет экологическую экспертизу хозяйственной и иной дея­тельности в исключительной экономической зоне, проводит в этой зоне экологический контроль и мониторинг ее состояния.

Статья 34 Закона определяет особенности экономических от­ношений при пользовании живыми и неживыми ресурсами ис­ключительной экономической зоны. Основными принципами этих отношений являются платность пользования, финансовое обеспе­чение изучения, воспроизводства и защиты морской среды, живых и неживых ресурсов и ответственность за нарушение условии хо­зяйственной деятельности.

  1. Система платежей за пользование живыми ресурсами включа­ет в себя:
  2. · сбор за выдачу лицензий (разрешений) на пользование жи­выми ресурсами;
  3. · плату за пользование живыми ресурсами;
  4. · штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование
  5. · живыми ресурсами.
  6. Система платежей за пользование неживыми ресурсами
  7. включает в себя:
  8. · плату за информацию о неживых ресурсах;
  9. · сбор за выдачу лицензий на пользование неживыми ресурсами;
  10. · платежи за пользование неживыми ресурсами.
  11. Законом определены меры по обеспечению выполнения уста­новленных в нем правовых норм. Охрану исключительной эконо­мической зоны, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохране­ния, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные:
  12. · Федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе;
  13. · Федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды;
  14. · Федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу.

Споры между гражданами, юридическими лицами, гражда­нами и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются в судебном порядке судами Российской Федерации.

Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу > реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются мирными средствами в соответствии с ме­ждународными договорами Российской Федерации и нормами ме­ждународного права.

Изменения в законе "Об экологической экспертизе" и статьях 49 и 54 Градостроительного кодекса РФ

Принят Государственной Думой 25 апреля 2008 года Одобрен Советом Федерации 6 мая 2008 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5276; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498) следующие изменения:

  • 1) статью 11 дополнить подпунктом 71 следующего содержания:
  • «71) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;»;
  • 2) статью 12 дополнить подпунктом 41 следующего содержания:
  • «41) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 71 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;»;
  • 3) в статье 14:
  • а) в пункте 1:
  • абзац первый после слов «Государственная экологическая экспертиза» дополнить словами «объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпункте 71 статьи 11 и подпункте 41 статьи 12 настоящего Федерального закона»;
  • абзац второй после слов «со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона» дополнить словами «, за исключением объектов, указанных в подпункте 71 статьи 11 и подпункте 41 статьи 12 настоящего Федерального закона»;
  • б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
  • «11. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпункте 71 статьи 11 и подпункте 41 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов:
  • документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию;
  • заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
  • При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 71 статьи 11 и подпункте 41 статьи 12 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.»;
  • в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
Читайте также:  Статья 15.1. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий

«3.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц, а в отношении объектов, указанных в подпункте 71 статьи 11 и подпункте 41 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям пунктов 1, 11 и 2 настоящей статьи.»;

г) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать шесть месяцев или в отношении объектов, указанных в подпункте 71 статьи 11 и подпункте 41 статьи 12 настоящего Федерального закона, три месяца.»;

д) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41.

Направление материалов на проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 71 статьи 11 и подпункте 41 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, в течение трех дней с даты представления этих материалов в данные органы.»;

4) статью 25 дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21. При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.».

Статья 2

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 10, 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4012; N 50, ст. 6237) следующие изменения:

  1. 1) в статье 49:
  2. а) наименование изложить в следующей редакции:
  3. «Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий»;
  4. б) часть 6 дополнить словами «, на землях особо охраняемых природных территорий»;
  5. в) дополнить частями 61-63 следующего содержания:
  6. «61. Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:
  7. 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  8. 2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.

62.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляющие такую государственную экспертизу, направляют представленную заказчиком проектную документацию объектов, указанных в подпункте 71 статьи 11 и подпункте 41 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на государственную экологическую экспертизу в установленном данным Федеральным законом порядке.

63. Результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения.»;

  • 2) в статье 54:
  • а) часть 31 после слов «территориальном море Российской Федерации» дополнить словами «, на землях особо охраняемых природных территорий»;
  • б) часть 7 дополнить словами «, на землях особо охраняемых природных территорий».
  • Президент Российской Федерации
  • Д. Медведев

Экологическая экспертиза для объектов инфраструктуры в Арктике отменяется!

08.06.2021

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 1102740-7 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», которым предлагается исключить требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня для объектов социальной и транспортной инфраструктуры, строящихся или реконструируемых в границах населенных пунктов на территории Арктической зоны.

13 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне», благодаря которому резиденты, работающие на территории Арктики, получили преференции в виде льгот по налогообложению.

В поддержку документа в тот же день приняли закон № 194-ФЗ, которым, в числе прочего, были внесены изменения в федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе».

Теперь и частные, и государственные (муниципальные) объекты капитального строительства, реализуемые в Арктической зоне, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Профессиональное сообщество внимательно изучилопринятые новеллы.

В первом номере «Вестника государственной экспертизы» за 2021 год директор ГАУ Архангельской области «Управление государственной экспертизы» Валерий Худяков заявил, что закон об экологической экспертизе необходимо корректировать, ведь по сути строители получили новый административный барьер.

Время проведения процедур — от разработки проектной документации до получения разрешения на строительство, констатирует уже сегодня директор архангельской госэкспертизы,- увеличилосьна срок от шести месяцев до года. Кроме того, выросли и издержки заказчиков строительства.

«Принятая законодательная новелла не вписывается в логику нормативных изменений последних лет, экспертное сообщество выражает озабоченность.

Организации государственной экспертизы до сих пор оценивали, готовы и впредь полноценно оценивать соблюдение требований в области охраны окружающей среды в проектной документации объектов капитального строительства Арктической зоны в рамках проведения государственной экспертизы и без дополнительных временных и финансовых затрат для застройщиков», — подчеркнул Валерий Худяков.

Этот подход поддерживают и в промышленном секторе. Директор по комплексной экспертизе проектов ПАО «Гипротюменнефтегаз» Павел Павлов заявил, что федеральная экологическая экспертиза отдаляет реализацию нацпроектов в Арктике минимум на год.

«Мы направили множество обращений президенту, председателю правительства РФ, в Государственную Думу, где говорили о том, что реализация всех национальных проектов в Арктической зоне приостанавливается на длительный срок.

Минприроды отвечает, что проведение государственной экологической экспертизы составляет всего 60 дней и 30 дней на возможное продление, но по факту на прохождение процедуры с учетом регламента уходит не меньше года из-за обязательности проведения общественных слушаний в три этапа, и даже больше – из-за необходимости повторного прохождения экологической экспертизы после внесения изменений в проект уже Главгосэкспертизой России», — констатировал Павел Павлов.

Представители ПАО «Гипротюменнефтегаз» предложили обратиться к правительству с законодательной инициативой о внесении в законодательство нормы о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации всех объектов капитального строительства аттестованными экспертами в рамках государственной экспертизы в соответствии с Градостроительным кодексом РФ по регламенту Главгосэкспертизы России и в сроки, не превышающие 42 рабочих дней.

Читайте также:  Федеральный закон от 24.11.1995 n 181-фз (ред. от 08.12.2020) "о социальной защите инвалидов в российской федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020)

Наконец, 21 января 2021 года инициативной группой депутатов и членами Совета Федерации на рассмотрение в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 1102740-7 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», который предусматривает исключение требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня проектной документации объектов, возводимых или реконструируемых в границах населенных пунктов на территории Арктической зоны, при условии, что онине относятся к объектам I, II категорий в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, а такжеобъектов капитального строительства, которые не являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня. Учитывая необходимость обеспечения экологической безопасности в Арктике, перечень таких объектов должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Авторы законопроекта считают, что его принятие поможет ускорить строительство объектов инфраструктуры, необходимых для созданияусловий комплексного социально-экономического развития Арктической зоны.

Главгосэкспертиза России поддержала инициативу в части объектов социальной инфраструктуры, отметив, что применение аналогичного подхода к проектной документации транспортных объектов создаст сложности в правоприменении.

26 мая законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

О государственной экологической экспертизе

  • Письмо Минстроя России от 15 мая 2019 года № 08−05−1/6888-НБ «О государственной экологической экспертизе»
  • Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (далее — ФАУ «Главгосэкспертиза России») в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направило разъяснения по вопросу о необходимости предоставления в составе проектной документации, представляемой повторно на государственную экспертизу, положительного заключения государственной экологической экспертизы.
  • В письме отмечено, что в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации‚ в числе прочего, требованиям в области охраны окружающей среды, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.

— Реклама —

При этом при проведении государственной экспертизы проектной документации (в том числе и повторной), в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» отметило, что в соответствии с подпунктом «з» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145) (далее — Положение № 145), для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации‚ представляются, в том числе, положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если для проведения государственной экспертизы представляется проектная документация, разработанная в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществить в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, а также проектная документация, разработанная в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (зa исключением случаев, когда заявитель на государственную экспертизу представляет проектную документацию, разработанную в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Вместе с тем, согласно абзацу 11 подпункта «6» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87), раздел «Пояснительная записка» проектной документации должен содержать, в числе прочего, иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами.

На основании изложенного, ФАУ «Главгосэкспертиза России» указало, что отсутствие в составе документов, представляемых на государственную экспертизу, положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении объектов, не указанных в подпункте «3» пункта 13 Положения № 145, не является основанием для отказа в её принятии на рассмотрение.

При этом в отношении объектов государственной экологической экспертизы, являющихся объектами государственной экспертизы проектной документации‚ не указанными в указанной выше норме, положительное заключение государственной экологической экспертизы должно быть представлено до окончания государственной экспертизы.

Представление указанного заключения является основанием для применения положения пункта 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при проведении государственной экспертизы проектной документации‚ в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.

Таким образом, ФАУ «Главгосэкспертиза России» указало, что отсутствие в составе документов, представляемых на государственную экспертизу, положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении объектов, не указанных в подпункте «3» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145), не является основанием для отказа в принятии документов на рассмотрение.

При этом положительное заключение государственной экологической экспертизы должно быть представлено до окончания государственной экспертизы.

Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия

Основные положения 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” и последние важные изменения

Новый федеральный закон касается вопросов экологической проверки намеченных к строительству объектов (ФЗ 174). Он был утвержден президентом Ельциным в 1995 году. Закон постоянно находился под прицелом критики общественности.

За 20-лет с момента издания, он перестал отвечать предназначению, оброс дополнениями и изменениями. Возмущение вызывали слишком поздние сроки разработки заключений.

Результаты их появлялись только тогда, когда документация была уже утверждена, а само строительство велось полным ходом.

В 2021 году Минприроды разработало ФЗ-174, его последнюю редакцию. Профильные министерства правительства достаточно долго затягивали его согласование, но наконец 02.08.2019 он был принят с изменениями и подписан президентом Путиным.

Последний вариант 174-го ФЗ выдерживать более ускоренные сроки прохождения проверочной процедуры. Отдельные параграфы документа посвящены подготовке экспертных заключений на объекты строительства особых экономических зон РФ.

Нормативное регулирование

Нормативно-правовой акт, определяющий понятие экологической экспертизы, – федеральный закон № 174-ФЗ. Документ включает порядок проверки, нормы, действующие права, обязанности сторон, виды, принципы. Нормативный акт соответствует гражданским правам в сфере защиты окружающей среды, закрепленным статьей 42 Конституции РФ.

В нормативных документах описаны положения, связанные с проведением экспертизы:

  • права госорганов;
  • порядок проведения исследования;
  • права граждан;
  • документооборот;
  • финансирование;
  • ответственность сторон;
  • решение спорных ситуаций;
  • участие России в международных договорах и связанные с этим обязательства.

Орган, отвечающий за воплощение государственной политики в области экологической безопасности, – Росприроднадзор.

Основные положения ФЗ

Содержание ФЗ изложено в десяти главах:

  1. (ст. 1-4) посвящена общим положениям. Здесь дается определение экологической экспертизы, рассматриваются связанные с ней основы существующего законодательства, основные принципы и виды;
  2. (ст. 5-9) определяет круг полномочий президента, других структур государственной власти. Закон РФ предусматривает передачу властных полномочий органам власти субъектов рф. Эта глава ФЗ регламентирует полномочия местного самоуправления;
  3. (ст.10-18) рассматривает содержание государственных экспертиз. Закон определяет круг объектов строительства (реконструкции) Российской Федерации, для которых проведение экологического мониторинга считается обязательным. Уделено внимание объектам регионального уровня. Отдельные статьи посвящены регламенту Госэкспертиз, созданию экспертных групп, определению самого понятия эксперта. Расписаны полномочия руководителя комиссии и содержание итогового заключения;
  4. (ст. 19-25) раскрывает права граждан и общественных организаций РФ, в части инициирования собственных экологических проверок. Объясняется понятие общественной экспертизы, уточняются категории объектов, порядок, условия их проведения. Отдельная статья определяет случаи, когда возможен отказ государственной регистрации общественной экспертизы;
  5. (ст 26-27) определяет права и обязанности застройщиков, заинтересованных в экспертной проверке документации;
  6. (ст.28-29) раскрывает возможные источники финансирования и расчетов за работу специалистов государственной и общественной экспертных групп;
  7. (ст 30-34) посвящена ответственности за нарушения природоохранного законодательства. В ней перечислены основные нарушения, обозначены случаи уголовной, административной, материальной, гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц;
  8. (ст. 35) касалась разрешения спорных вопросов, но утратила силу, после выхода ФЗ-122 в 2004 г;
  9. (ст. 36) посвящена признанию приоритета международных договоров, в случае разночтений 174-го ФЗ и международных договоров, заключенных РФ;
  10. (ст. 36-37) заключительного характера.

Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ

Российская федерация

Федеральный закон

Об экологической экспертизе

Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

Ссылка на основную публикацию