Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся

44-ФЗ предусматривает не только конкурентные торги на понижение цены, но и случаи, когда заказ признается несостоявшимся. Разберем основания признания госзакупки несостоявшейся, последствия, а также действия заказчика в такой ситуации.

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения. 2. Подана только одна заявка. Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.
1. Отклонены все предложения. 2.Только одна признана соответствующей требованиям. При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием: 1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора. При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса: 1. Отсутствуют предложения. 2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).

Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Признание аукциона несостоявшимся 44-ФЗ, причины и действия

В ходе электронных торгов — аукцион, согласно законодательству, может не состояться. Условия признания его таковым регулируются статьями 66-69 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…». Данная норма закона описывает применяемый порядок проведения процедур на электронной площадке.

В частности, признание аукциона несостоявшимся позволяет подписать контракт с одним участником либо провести торги в другой форме.

Речь идет о том, что при закрытии тендеров без заявок, госпредприятие получает возможность провести подбор поставщика методом запроса предложений. Рассмотрим наиболее типичные сценарии несостоявшихся торгов.

Единственная заявка — порядок действий

Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.

Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.

При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.

Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.

Следует учитывать условия, при которых можно  подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям.

Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20).

Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.

Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.

Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки

Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.

Итак, тендер признается несостоявшимся, если:

  1. подана одна заявка;

  2. отсутствие заявок;

  3. зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;

  4. в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.

Несостоявшийся аукцион — последствия

Как мы писали выше, в зависимости от причин признания несостоявшегося торга заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком или провести новый тендер в форме запроса предложений или иной установленной законом.

Повторные торги

Проведение повторного торга также осуществляется на основании ФЗ-44. В настоящий момент госзаказчик вправе подобрать контрагента только способом запроса предложений, но в скором времени ожидаются новые поправки, которые потребуют доп. согласований.

Чтобы подать заявку на участие в торгах без нарушений и соответствующей требованиям заказчика, лучше всего обратиться к специалистам. Компания РусТендер уже имеет значительный опыт работы в данном направлении, поэтому качественно и в короткие сроки сможет подготовить все необходимые документы и передать их на площадку для участия в аукционе.

©ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Торги не состоялись: что будет с имуществом

Торги не состоялись: что происходит с имуществом?

Если торги не состоялись или лоты никто не купил, возможны несколько вариантов развития событий.

Что делать если закупка не состоялась?

18.03.2020

Что делать если закупка не состоялась?

Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Давайте разберемся, что такое несостоявшаяся закупка. Итак, несостоявшаяся закупка – это конкурентная закупка, в результате которой участником признан единственный поставщик, либо не выбрано ни одного поставщика.

Читайте также:  Статья 57. выплата пенсий пенсионерам при наличии заработка или другого дохода

Часто несостоявшиеся закупки путают с отмененными и недействительными закупками.

Отмененная закупка – это закупка, проведение которой по тем, либо иным причинам было отменено Заказчиком или контролирующим органом.

Закупка, проведенная с нарушением установленных законом правил признается  судом недействительной, по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня её проведения. Признание закупки недействительной влечет недействительность договора (контракта), заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.

Далее подробнее рассмотрим несостоявшиеся закупки, которые в свою очередь могут не привести к заключению контракта и те, в результате которых заключается контракт (Таблица 1).

Таблица 1 – Случаи признания закупки несостоявшейся

Случаи признания закупок несостоявшимися которые не привели к заключению контракта Контракт заключается с единственным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
не подано ни  одной заявки по результатам рассмотрения заявок (первых  либо вторых частей), все заявки отклонены по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям закона и документации по результатам рассмотрения заявок (первых либо вторых частей) только одна заявка признана соответствующей требованиям закона и документации

Помимо схожих для всех способов конкурентных закупок случаев признания закупок несостоявшимися, есть случаи, которые присущи только некоторым видам закупок.

Например, в случае проведения электронного аукциона, если в течение десяти минут после его начала ни один из участников не подал предложение о цене контракта, данный аукцион признается несостоявшимся.

В таком случае оператор электронной площадки направляет Заказчику вторые части заявок участников допущенных по первым частям до участия в аукционе. И контракт заключается с участником аукциона, заявка на участие в котором подана:

  • а) ранее других заявок на участие в таком аукционе;
  • б) единственным участником аукциона.
  • Заключение контракта допускается, если участник и поданная им заявка соответствуют Закону и требованиям документации.

Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Статья актуальна на 25 сентября 2019

Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.

Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Что такое несостоявшаяся закупка?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги,  при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как  определен победитель, контракт с ним расторгнут.  

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:  

44-ФЗ
всего размещено извещений в ЕИС 3 240 000
не состоялись 969 800
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка  40%

данные мониторинга Минфина за 2018 год

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

  • 1. По 44-ФЗ
  • Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:
  • Для конкурса
  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
  1. Для аукциона
  2. Для запроса котировок
  3. 2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если заключать контракт не с кем 

  • Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом. 
  • Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений. 

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт. 

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе. 
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло  в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Выводы

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта. 

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Разъяснение № 14 президиума фас россии «о квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах»

Утверждено протоколом

Президиума ФАС России

от 30.05.2018 № 7

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

  • РАЗЪЯСНЕНИЕ №14
  • ПРЕЗИДИУМА ФАС РОССИИ
  • «О КВАЛИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ТОРГАХ»
  • Настоящее разъяснение подготовлено ФАС России по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства при установлении фактов заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами при подготовке и участии в торгах.
  • При оценке действий хозяйствующих субъектов на предмет наличия или отсутствия в их действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства вследствие заключения антиконкурентного соглашения антимонопольным органам следует учитывать следующее.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.

2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к последствиям, предусмотренным указанной статьей.

  1. Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.
  2. При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.
  3. При этом сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет «per se»).

Данный вывод следует также и из пункта 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в сокращенном объеме и включает:

  • а) определение временного интервала исследования;
  • б) определение предмета торгов;
  • в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.
  • Таким образом, предмет доказывания по делам о картелях на торгах состоит из следующих элементов:
  1. наличие устного или письменного соглашения;
  2. предмет соглашения – торги в отношении которых заключено соглашение;
  3. состав участников соглашения, а также наличие между ними конкурентных отношений;
  4. возможность наступления либо наличие последствий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции;
  5. причинно-следственная связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.
Читайте также:  Статья 34. Продолжительность служебного времени

При рассмотрении вопроса о наступлении или возможности наступления негативных последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах и причинно-следственной связи между соглашением и такими последствиями необходимо также учитывать особенности заключения договоров (приобретения прав и обязанностей) при проведении торгов.

Так согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно общему правилу, содержащемуся в пункте 5 статьи 447 ГК РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Вместе с тем, пункт 5 статьи 447 ГК РФ содержит условие о том, что иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

Например, согласно части 14 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся.

Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

Аналогичным образом, согласно пункту 151 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67, в случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.

Кроме того, само по себе признание торгов несостоявшимися может быть основанием для заключения договора с единственным участником таких торгов.

Например, самостоятельным основанием для заключения контракта с единственным поставщиком согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 — 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, существует и иное регулирование последствий признания торгов несостоявшимися, основанное на прямом применении положений пункта 5 статьи 447 ГК РФ.

Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрен порядок проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества, который может осуществляться путем трех последовательных способов приватизации (в три этапа):

1.   Проведение открытого аукциона. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

2.   Продажа путем публичного предложения, которая проводится только в случае, если аукцион признается несостоявшимся. Процедура путем проведения публичного предложения, в которой принял участие только один участник, также признается несостоявшейся.

3.   Продажа без объявления цены (предложение по цене в закрытых конвертах), проводится в случае, если продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения не состоялась. Данная процедура не является обязательным этапом и может не проводиться.

Заключение договора с единственным участником каждой из указанных способов приватизации законодательством не предусмотрено. Заключение договора возможно лишь в том случае, если в торгах приняли участие как минимум два участника.

  1. Таким образом, можно выделить две системы правового регулирования организации торгов, предусмотренные действующим российским законодательством, в зависимости от возникновения или отсутствия возникновения обязательности заключения договора (контракта) по результатам несостоявшихся торгов:
  2. — первая, когда признание торгов несостоявшимися является, вместе с тем, основанием для заключения договора (контракта) с единственным участником подавшим заявку на участие в торгах и соответствующим всем требованиям торгов;
  3. — вторая, когда признание торгов несостоявшимися не влечет для такого участника возникновения права на заключение договора по результатам несостоявшихся торгов.
  4. В практике антимонопольных органов встречаются ситуации, когда хозяйствующим субъектом, желающим участвовать в торгах, достигается устное соглашение с иным хозяйствующим субъектом о необходимости его участия в торгах для выполнения формального условия проведения торгов, то есть признания торгов состоявшимися и получения права на заключение договора.
  5. С учетом того, что бремя доказывания обстоятельств и обоснованности принятого решения лежит на антимонопольном органе, указанные обстоятельства не могут не оцениваться и игнорироваться при рассмотрении соответствующих соглашений хозяйствующих субъектов при рассмотренной выше второй системе правового регулирования организации торгов, не предусматривающей право единственного участника на заключение договора по результатам признанных несостоявшимися торгов.
  6. Оценка таких обстоятельств должна осуществляться в рамках установления причинно-следственной связи между соглашением и негативными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах, а именно:
  1. В случаях, когда регламентированная законодательством процедура проведения торгов предусматривает признание их несостоявшимися при наличии лишь одного участника и не создает оснований для заключения договора с единственным участником,  соглашения двух хозяйствующих субъектов о совместном (согласованном) участии в таких торгах не могут быть квалифицированы по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции только лишь на том основании, что один из участников осуществляет пассивное поведение при проведении торгов или такое пассивное поведение является предметом их договоренности.

Прямым следствием такого соглашения в отсутствие иных доказательств его заключения для целей повышения, снижения или поддержания цен (например, последующий раздел предмета торгов между участниками) является признание торгов состоявшимися и заключение договора, что отвечает правомерным целям и интересам заказчиков (организаторов) торгов и заинтересованного участника и не может противоречить требованиям части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

При этом при наличии иных обстоятельств не исключается рассмотрение подобных действий по признакам иных антиконкурентных соглашений между участниками торгов, либо между участниками и заказчиком (организатором) торгов.

  1. В тех же случаях, когда по результатам несостоявшихся торгов единственный участник в связи с наличием соответствующих положений законодательства приобретает право заключения договора (контракта) или когда в торгах принимают участие иные невзаимосвязанные участники такое обоснование соглашения как исключительно обеспечение признания торгов состоявшимися для заключения договора не может соответствовать действительности и не должно приниматься.

В таких случаях следует применять подходы, изложенные в Разъяснении Президиума ФАС России №3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).

Читайте также:  Статья 1. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

На основании изложенного, в целях формирования единообразия правоприменительной практики антимонопольных органов, территориальным органам ФАС России в целях правильной квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, являющихся участниками торгов, следует устанавливать полный состав участников торгов, а также устанавливать наступление или возможность наступления последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах, и причинно-следственную связь между соглашением и такими последствиями (возможностью их наступления).

Статья 55. Последствия признания конкурса несостоявшимсяКомментарий к статье 55

Часть 1 указывает на то, что заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком в случае признания открытого конкурса несостоявшимся.

Возможность заключения контракта с единственным поставщиком в случае признания конкурса несостоявшимся проистекает из п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, которым закрепляется возможность использования такого способа определения поставщика при признании открытого конкурса несостоявшимся.

Рассматриваемая норма дает отсылку на три случая, в которых заказчик вправе провести закупку у единственного поставщика в случае признания открытого конкурса несостоявшимся:1) если на момент окончания подачи заявок подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям;2) если по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям закона и конкурсной документации;3) если при проведении конкурса с ограниченным участием по результатам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим Закону, конкурсной документации и дополнительным требованиям.Тем самым признание открытого конкурса несостоявшимся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки или все заявки признаны не соответствующими требованиям, не дает права заключать контракт с единственным поставщиком.Помимо прочего, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе устанавливается требование об обязательном согласовании с контрольным органом (Федеральной антимонопольной службой) заключения контракта с единственным поставщиком в случае признания открытого конкурса несостоявшимся. Порядок согласования определяется Приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» .——————————— Приказ Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» // «».Кроме того, следует учитывать требование вышеуказанного п. 25 ч. 1 ст. 93 о том, что цена контракта не должна превышать начальной максимальной цены контракта. Однако закон не дает точного ответа на вопрос о том, следует ли заключать контракт на условиях, предложенных участником. Минфин РФ разъяснил, что контракт следует заключать на условиях, предложенных участником .——————————— См.: письмо Минфина России от 3 ноября 2017 г. N 24-02-08/72834 // «».Также следует подчеркнуть, что при заключении контракта в рамках комментируемой нормы заявка участника должна соответствовать требованиям Закона и конкурсной документации.

Часть 2 определяет порядок действий заказчика в случае признания открытого конкурса несостоявшимся и отсутствия основания для заключения контракта с единственным поставщиком, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.

Во-первых, заказчик вносит изменения в план-график и при необходимости — в план закупок.Во-вторых, осуществляет проведение повторного конкурса или закупку с использованием другого способа определения поставщика.

Такие действия заказчик осуществляет в случаях, если:1) на день окончания подачи заявок на участие в конкурсе не было подано ни одной заявки;2) ни одна из поданных заявок ни была признана соответствующей требованиям Закона и конкурсной документации;3) участник, заявке которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;4) при проведении конкурса с ограниченным участием по итогам предквалификационного отбора ни один участник не был признан соответствующим единым и дополнительным требованиям.

Часть 3 посвящена правовому регулированию порядка проведения повторного открытого конкурса.

В качестве первой особенности проведения повторного конкурса можно назвать более сокращенные сроки его проведения. Так, извещение о проведении открытого конкурса должно быть размещено в единой информационной системе не позднее, чем за 10 дней до дня вскрытия конвертов с заявками.

Также особенностью повторного конкурса является то, что основная часть положений конкурсной документации должна соответствовать положениям конкурсной документации открытого конкурса, который был признан несостоявшимся, в частности, должны совпадать:- объект закупки, а также его количество (объем);- требования, предъявляемые к участникам;- требования, предъявляемые к объекту закупки;- условия контракта.Тем самым повторный открытый конкурс проводится на тех же самых условиях, что и первоначальный конкурс, единственным различием в конкурсной документации могут быть:- срок исполнения контракта, который должен быть продлен на срок, необходимый для проведения повторного конкурса;- начальная максимальная цена контракта, которая может быть увеличена не более чем на 10 процентов.Таким образом, проведение повторного конкурса предполагает расширение некоторых возможностей заказчиков в отношении проведения такого конкурса, выражающиеся в возможности установления более короткого срока проведения процедуры определения поставщика.Вместе с тем, исходя из положений рассматриваемой статьи, нельзя сказать, что проведение повторного конкурса является обязанностью заказчика. Заказчик вправе провести новый конкурс, однако необходимо внесение соответствующих изменений в план закупок и план-график, с соблюдением установленных требований.

Часть 4 устанавливает право заказчика определить поставщика путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса несостоявшимся, в связи с тем, что:

1) на день окончания подачи заявок на участие в конкурсе не было подано ни одной заявки;2) ни одна из поданных заявок ни была признана соответствующей требованиям Закона и конкурсной документации;3) участник, заявке которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;4) при проведении конкурса с ограниченным участием по итогам предквалификационного отбора ни один участник не был признан соответствующим единым и дополнительным требованиям.Возможность проведения запроса предложений в таком случае прямо проистекает из п. 8 ч. 2 ст. 83 комментируемого Закона.При этом заказчик вправе провести и иную процедуру определения поставщика, при условии, что в данном случае допускается применение соответствующей процедуры.

Согласно ч. 5 в случае признания двухэтапного конкурса несостоявшимся в связи с тем, что ни один из участников первого этапа не был признан соответствующим единым и дополнительным требованиям или только один участник признан соответствующим таким требованиям, тогда заказчик должен осуществить повторную закупку при условии внесения изменений в план-график и план закупок.

Тем самым, при проведении двухэтапного конкурса, заказчик не вправе заключить контракт с единственным поставщиком с участником, который был признан соответствующим единым и дополнительным требованиям, необходимо проведение новой закупки.

Это обусловлено тем, что на первом этапе еще отсутствует точное и полное описание объекта закупки, что само по себе делает крайне затруднительным возможность заключения контракта с единственным поставщиком.

Часть 6 также регулирует отношения, возникающие при признании двухэтапного конкурса несостоявшимся, но только уже в случае, если по завершении приема окончательных ни одна из поданных заявок не была признана соответствующей или заявок не было подано.

В таком случае заказчик проводит повторный конкурс, но уже с неограниченным кругом лиц, без проведения первого этапа в том же порядке, который предусмотрен для проведения повторного открытого конкурса при условии внесения соответствующих изменений в план-график и план закупок.

Также Закон не запрещает заказчику провести процедуру определения поставщика снова или использовать иную процедуру.

В случае если двухэтапный конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что была подана только одна основная заявка и такая заявка была признана соответствующей положениям Закона и конкурсной документации либо из нескольких поданных заявок только одна была признана соответствующей, то заказчик, согласно ч. 7 комментируемой статьи, вправе заключить контракт с участником, подавшим такую заявку, как с единственным поставщиком.

Ссылка на основную публикацию