Статья 23. судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего федерального закона

   Пенсионные споры не редкость в настоящее время и без пенсионного юриста бывает не разобраться в борьбе за право на досрочную пенсию.

   Наш пенсионный адвокат отстоял в суде ни одну заслуженную досрочную медицинскую (педагогическую, иную пенсию).

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

Порядок рассмотрения и разрешения споров по пенсионным вопросам

   Согласно ст. 31 ФЗ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено разрешение пенсионного спора в досудебном (административном) и судебном порядке.

   Административный порядок означает рассмотрение вопроса органом страховщика – Пенсионным фондом России. Граждане вправе направлять заявления как индивидуально, так и коллективно, а само рассмотрение осуществляется бесплатно.

Анонимные жалобы рассмотрению не подлежат, поэтому заявителю требуется указать фамилию, имя, отчество и адрес для направления письменного ответа.

На подаваемом документе обязательно должна стоять личная подпись и указана дата, чтобы страховщик не смог отказать в ответе по формальным обстоятельствам.

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального законаОбращение в орган страховщика может быть подано:

  • лично, т.е. непосредственно в канцелярию органа;
  • почтой России или с помощью курьерской доставки;
  • через сайт Госуслуг;
  • через личный кабинет официального сайта пенсионного фонда;
  • при помощи электронной почты на адрес, указанный для обратной связи на официальном сайте пенсионного фонда.

   Стоит отметить, что должностные лица не вправе рассматривать жалобы против своих же действий. При нарушении указанного запрета гражданин имеет право обратиться в вышестоящий орган страховщика или в суд.

   Законодатель установил срок для предоставления ответа – один месяц с момента получения. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Срок же для направления заявления с момента нарушения действующим законодательством не предусмотрен.

   При получении неудовлетворительного ответа гражданин может обратиться в вышестоящий орган страховщика и подать жалобу в суд.

   Судебный порядок означает, что обжалование решения пенсионного органа или конкретного должностного лица будет рассмотрено в рамках судебного процесса.

Это наиболее действенный способ разрешения спора, так как суд может не только отменить незаконное решение пенсионного фонда, но и восстановить непосредственно само нарушенное право заявителя.

В случае, если заявление подается физическим лицом, то спор будет рассмотрен судом по месту нахождения территориального органа пенсионного фонда. Как правило, место нахождение территориального страхового органа и места жительства гражданина совпадают.

Размер государственной пошлины зависит от предмета спора и самого заявителя, так как, например, от ее уплаты освобождены пенсионеры, которым пенсия назначена в установленном законом порядке по имущественным и административным искам, вытекающим из имущественных отношений к Пенсионному фонду РФ и негосударственным пенсионным фондам.

   Судебное рассмотрение пенсионного спора условно можно разделить на несколько этапов, совокупная продолжительность которых составляет в среднем два месяца:

  1. Подача искового заявления. После подачи искового заявления у суда будет 5 дней для вынесения определения о принятии искового заявления к производству либо оставлении его без движения. Суд оставляет иск без движения в случае наличия недостатков, требующих исправления, после устранения которых, назначает предварительное судебное разбирательство.
  2. Предварительное судебное разбирательство. Представляет из себя опрос сторон, в котором истец излагает свои требования, а ответчик возражения. На указанной стадии заявителю полезно заявить ходатайство суду об истребовании у стороны-оппонента документов, сведений, которые без помощи суда получить ему не представляется возможном. Можно также заявить ходатайство о привлечении свидетелей, так как, подобного рода заявление во время основного судебного разбирательства может привести к его отложению.
  3. Судебное заседание. В рамках основного судебного заседания суд рассматривает дело по существу. Стороны излагают свои позиции по возникшему спору, предоставляют дополнительные доказательства. После исследования судом всех материалов дела, стороны участвуют в прениях, затем с заключительными репликами, после чего, суд удаляется в совещательную комнату.
  4. Вынесение решения. Суд оглашает сторонам принятое решение, порядок обжалования и срок вступления в законную силу.

   При получении положительного решения необходимо дождаться вступления его в законную силу, после чего, обратиться в пенсионный фонд. Для страхового органа решение суда обязательно к исполнению.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео про назначение льготной пенсии педагогам, медработникам, спискам №1, №2, а также подписывайтесь на наш канал YouTube. Тогда Вы первые увидите новые ролики и сможете в х задать вопрос адвокату бесплатно.

Наиболее часто встречающиеся пенсионные споры

  • если в трудовой деятельности человека имеются периоды работы, не подтвержденные документально, то можно ожидать проблем при оформлении пенсии.
  • проблема может заключаться при подсчете трудового стажа.
  • с человека могут начать взыскивать суммы, которые когда-либо выплатили ошибочно.
  • пенсионный орган может написать отказ на выдачу досрочной пенсии по старости.
  • существуют и другие причины, которые также связаны с нарушением законодательства, порождающие пенсионные споры.

   При назначении пенсионных выплат обязательно должно быть соблюдено одно важное условие – в расчет берутся только те суммы, с которых были уплачены страховые взносы. В страховой стаж могут быть включены:

  1. декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком;
  2. время службы в армии;
  3. общественные работы;
  4. временная нетрудоспособность + получение пособия по безработице.
  5. уголовная ответственность и содержание под стражей.

Помощь адвоката по пенсионным спорам в Екатеринбурге

   Трудовая пенсия по старости выдается лицам, достигшим определенного возраста и трудового стажа. Получение пенсионных выплат утверждено законодательством РФ.

При реализации своего права на получение выплат от государства часто возникают сложные и неоднозначные ситуации, с которыми обычному человеку самостоятельно справиться очень сложно.

В такой ситуации лучше обратиться к помощи специалистов в области юриспруденции, так как именно они досконально знают все детали действующего пенсионного законодательства.

   Многие пенсионеры пытаются решить возникшие проблемы самостоятельно. К сожалению, не все досконально знают законодательство, поэтому результаты в направлении пенсионные споры в суде могут быть неэффективными.

Чтобы решить проблему в короткие сроки и с положительным результатом, лучше прибегнуть к помощи опытных юристов. Юрист должен обладать высокой квалификацией, знать все нормы действующего законодательства, иметь большой практический опыт в решении данных вопросов.

Наш пенсионный юрист готов взять на себя решение Вашей проблемы получения досрочной пенсии.

   Даже если у Вас был неудачный опыт, и суд в споре с пенсионным фондом принял решение, которое Вас не удовлетворило, вы вправе обжаловать данное решение совместно с юристом и вполне возможно, что апелляционное решение будет в вашу пользу.

   Помощь нашего специалиста может пригодиться и при подготовке пакета документов для подачи их в судебные органы. Перед тем, как подавать документы в пенсионный фонд или в судебные органы не поленитесь попасть на прием к нашему юристу по пенсионным делам. Он проинформирует Вас о нынешнем положении и сможет дать совет, основанный на опыте и знаниях.

Отзыв о работе нашего адвоката по пенсионным спорам

  • Читайте еще о работе нашего пенсионного юриста:
  • Получите перерасчет пенсии с помощью нашего пенсионного юриста
  • Узнайте все про льготную пенсию по ссылке
  • С нами обжалование решения МСЭ будет профессионально

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Досудебный порядок урегулирования спора | Юрведо

  • Досудебный порядок урегулирования спора– примирительная процедура, которая предполагает, что конфликт, возникший между сторонами, путем правильно составленной претензии, досудебной претензионной работы, переговоров, правильно организованной переписки, зафиксированных договоренностей, будет урегулирован сторонами без обращения в суд.
  • Досудебный порядок урегулирования споров, претензионная досудебная работа, проведение переговоров, обмен документами необходим, если стороны хотят избежать дополнительных судебных и юридических расходов, не хотят усугублять ситуацию и портить деловую репутацию партнера.
  • Кроме того, проведение досудебного порядка урегулирования споров может быть необходимо в ряде случаев, как промежуточный этап, перед подачей искового заявления в суд.

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

Применение досудебного порядка урегулирования спора

1. Гражданский процесс

2. Арбитражный спор

3. Налоговый спор

3. Трудовые споры

4. Экономические споры

Досудебный порядок урегулирование споров, претензионная досудебная работа, может быть добровольной и обязательной

При обязательном проведение досудебного порядка урегулирования спора, законодательство напрямую обязывает стороны до подачи искового заявления в суд попытаться разрешить спор добровольно, путем проведения претензионной досудебной работы, проведения переговоров, выставления претензий потенциальному ответчику, получение ответов на них. Результаты переписки необходимо будет при подачи искового заявления в суд, прикрепить к пакету документов.

Более того, в случае, если федеральным законом не предусмотрено обязательство сторон проводить досудебный порядок урегулирования спора, это может быть предусмотрено условиями договора.

Порядок проведения претензионной досудебной работы

Как правило под досудебным порядком урегулированием спора подразумевается претензионная досудебная работа, основанная на составлении и направлении претензий по существу спора, с использованием документации, подтверждающей наличие проблемы.

Кроме того, помимо претензионной досудебной работы, данная процедура может включать в себя и согласительные процедуры, например, проведение переговоров, подписание соглашений, обжалование решений в вышестоящие инстанции.

В первом случае спор урегулируется путем проведения переговоров с участием посредника, в ходе которых достигаются оптимальные условия примирения, устраивающие обе стороны. При этоп направления досудебной претензии как правило опускается, а компромисс достигается путем подписания соглашения.

Во втором случае, переговоров как правило не бывает, так как стороны заведомо знают, что достичь согласия путем проведения переговоров не получится. В данном случае разрабатываются и направляются претензии, ответы на которые фиксируются для дальнейшей подачи искового заявления.

Досудебная претензия составляется, как правило, в произвольной форме.

Читайте также:  Статья 1. принципы деятельности органов государственной власти субъекта российской федерации

Досудебная претензия должна содержать

Досудебная претензия должна быть составлены в двух экземплярах. На втором экземпляре обязательно необходимо проставить отметку о получении и присвоении входящего регистрационного номера контрагента.

Как правило на получение ответа на претензию отводится до 30 дней, однако, данный срок может изменяться в зависимости от отраслей права, какими федеральными законами регулируется. Если в установленный срок ответ не получен, это считается отрицательным ответом и является основанием для подачи иска.

Пример досудебной претензии

Гр-ну РФ ___________,

446028, г. Сызрань, ул. Ак. Сахарова, 17-34

от Мастерова Саммуила Иосифовича

446026, г. Сызрань, ул. Октябрьская, 34-48

Соблюдение претензионного порядка в арбитражном процессе

В последнее время наблюдается тенденция к росту числа обращений граждан за судебной защитой, что свидетельствует о повышении доверия граждан к судебной власти, уверенности в способности органов правосудия профессионально и эффективно защитить их права и законные интересы. Вместе с тем это влечет увеличение нагрузки судей и работников аппаратов судов.

  •          В этих условиях все возрастающее значение приобретает проблема оптимизации судебной нагрузки, решение задачи обеспечения права граждан на справедливое и публичное судебное разбирательство в разумные сроки.
  •          С 1 июня 2016 года законодатель ввел обязательный претензионный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе.
  •          Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
  •          Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.
  •          Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
  •          Несоблюдение претензионного порядка является основанием для возвращения искового заявления или для оставления искового заявления без рассмотрения.

         Досудебный порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон материального правоотношения, направленные на самостоятельное разрешение возникших разногласий.

Лицо, считающее, что его права нарушены действиями другой стороны, обращается к нарушителю с требованием об устранении нарушения.

Если получатель претензии находит ее доводы обоснованными, то он предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений, исключив тем самым необходимость судебного вмешательства. Такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.

         В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, разъяснено, что претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.

  1.          Из приведенных положений следует, что установление обязательности досудебной стадии призвано обеспечить более оперативное, менее формализованное и затратное (в сравнении с судебным процессом) разрешение споров.
  2.          Какие же требования предъявляются к претензии?
  3.          Российским законодательством не установлено каких-либо требований к форме и содержанию претензионного письма, подлежащего направлению в соответствии с положениями части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  4.          Следует полагать, что претензия должна содержать дату ее составления, наименование, адрес места нахождения лица, направившего претензию, наименование, адрес места нахождения лица, к которому предъявлена претензия, описание обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензии, обоснование, расчет и сумму требования, перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии, фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись.
  5.          Частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что споры могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии.
  6.          Так, определением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, исковое заявление было возвращено истцу в связи с тем, что им не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
  7.          В качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец ссылался на то, что в исковом заявлении имеется примечание следующего содержания: «Настоящее исковое заявление является одновременно претензией, адресованной ответчику в порядке части 5 статьи 4 АПК РФ».
  8.          Суды первой и апелляционной инстанции указали на то, что согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направление или вручение претензии (требования) должно быть произведено за 30 дней до подачи искового заявления.
  9.          Если же исковое заявление принято судом к производству до истечения 30-дневного срока, установленного для предъявления претензии, суд должен выяснить, имеются ли у сторон намерения для урегулирования спора мирным путем.

         Поскольку претензионный порядок разрешения споров служит целям добровольной реализации гражданско-правовых санкций без участия специальных государственных органов, суд должен исходить из реальной возможности разрешения конфликта между сторонами при наличии воли сторон к совершению соответствующих действий, направленных на самостоятельное урегулирование спора. При наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности реализации досудебного порядка, иск подлежит рассмотрению в суде.

  •          Если из материалов дела не усматривается намерение ответчика добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, как после получения претензии, так и после получения иска, оставление иска без рассмотрения может привести к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.
  •          Претензионный порядок урегулирования спора не может считаться не соблюденным, если ответчик получил претензию, но при этом им не совершено каких-либо действий, направленных на урегулирование спора.
  •          Так, решением суда первой инстанции исковое заявление было удовлетворено в полном объеме.
  •          Ответчик, обжалуя решение суда, заявил возражения относительно выводов суда о соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, указал на то, что представленная в материалы дела претензия не является доказательством соблюдения указанного порядка, поскольку 30-дневный срок, предоставленный для ответа на претензию, не истек.

         Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что в письменной претензии истец предложил ответчику в течение 5 рабочих дней с момента ее получения в добровольном порядке произвести оплату задолженности по реквизитам, указанным в названном документе. Между тем, в материалах дела отсутствовали сведения о каких-либо мерах, принятых ответчиком в установленный для ответа срок по мирному урегулированию спора, равно как и в процессе рассмотрения спора судом.

         С учетом целей и задач, для которых применяется институт досудебного урегулирования спора, довод заявителя апелляционной жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора был признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.

         Доказательством соблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком является копия претензии и документы, подтверждающие ее направление ответчику.

К числу последних относится почтовая квитанция (при отправке документов заказным или иным ценным письмом), заверенная выписка из журнала записей факсимильных сообщений (при отправке документов по телетайпу или факсу) либо копия самой претензии, содержащая отметку ответчика о принятии документов (в том случае, если документы вручены лично).

         Так, определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковое заявление было оставлено без рассмотрения в связи с тем, что истец не доказал факт направления претензии ответчику.

         В подтверждение соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истцом представлена претензия от 16 октября. Истец, обосновывая отправку данной претензии, представил реестр на отправку почтовой корреспонденции от 16 октября с оттиском печати почтового органа.

         Между тем, представленный истцом реестр почтовой корреспонденции не содержал данных о приеме корреспонденции почтовым органом (не имелось подписи сотрудника почтового органа) и не свидетельствовал о дальнейшей отправке претензии адресату, в материалы дела не была представлена почтовая квитанция о направлении указанной претензии в адрес ответчика. При этом ответчик в суде оспаривал получение претензии.

         Оценив данные документы, представленные истцом, суд пришел к выводу, что из приложенного реестра не представляется возможным сделать вывод о фактическом направлении истцом претензии, поскольку отсутствуют сведения об оплате почтового отправления и номере почтового идентификатора. В связи с изложенным, суд признал доводы истца о соблюдении обязательного досудебного порядка, в отсутствие объективных данных о направлении претензии, а также получении этой претензии ответчиком, необоснованными и недоказанными.

  1.          Актуальным остается вопрос о том, будет ли считаться соблюденным претензионный порядок, если претензия направлена не по адресу места нахождения юридического лица, а по адресу его филиала.
  2.          Так, судом первой инстанции исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
  3.          Ответчик, обжалуя решение суда, указал на то, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, поскольку истцом не был соблюден претензионный порядок урегулирования спора, так как претензия истцом была направлена по адресу места нахождения филиала ФГУП «Почта России», тогда как ответчиком по делу выступало ФГУП «Почта России» с местом нахождения в Москве.
  4.          Суд апелляционной инстанции признал довод ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора несостоятельным, поскольку пунктом 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
  5.          В соответствии с абзацем 6 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
  6.          Если претензия истца была получена филиалом ответчика, он имел возможность установить содержание претензии, то это свидетельствует о соблюдении претензионного порядка.
  7.          Интересным является тот факт, что обществом с ограниченной ответственностью «СИБТЕК» была оспорена конституционность части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российского кодекса.
  8.          В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью «СИБТЕК» указало, что часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации противоречит статьям 34, 45, 46, 118 и 123 Конституции Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 45. Государственный контроль и прокурорский надзор за оказанием психиатрической помощи

         Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы, указав на то, что установленная частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательность досудебного урегулирования сторонами спора, возникающего из гражданских правоотношений, за исключением дел, перечисленных в этом же законоположении, направлена на стимулирование спорящих лиц оперативно разрешить возникшие между ними разногласия без обращения в суд и задействования механизмов государственно-правового принуждения. В случае если меры по досудебному урегулированию спора не приведут к разрешению спора, сторона, полагающая свои права, свободы и законные права нарушенными, не лишена права обратиться за их защитой в суд (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1088-О).

  •          Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее перечисленные в жалобе конституционные права заявителя в его конкретном деле.
  •          Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что судебная практика по вопросу надлежащего установления и соблюдения претензионного порядка только начинает складываться, и должно пройти еще достаточно много времени, чтобы сделать точные выводы о том, какие юридические факты считаются надлежащим установлением и соблюдением претензионного порядка или иного досудебного урегулирования спора.
  •          Одним из основных плюсов введения института претензионного порядка урегулирования спора является развитие и совершенствование российского процессуального законодательства в части развития альтернативных способов урегулирования споров, которые в дальнейшем могут позволить сократить судебную нагрузку.
  • Претензионный порядок разрешения споров служит целям добровольной реализации гражданско-правовых санкций без участия специальных государственных органов. При невозможности реализации досудебного порядка иск подлежит рассмотрению в суд 

С 1 июня 2016 года законодатель ввел обязательный претензионный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе. Порядок регулируется частью 5 статьи 4 АПК РФ.

АННА МИЛОСЕРДОВА, ПОМОЩНИК СУДЬИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

         Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 12 (182) дата выхода от 20.12.2017.

судебный порядок разрешения споров | Юридическое бюро «ОЛИМП»

Судебные споры бывают не только среди физических лиц, но и между юридическими лицами, а также судебные споры между организациями с физическими лицами или с государственными учреждениями, организациями.

Для всех них судебный порядок разрешения споров фактически один, но различие кроется в судебных спорах определяемых арбитражным процессуальным законодательством и гражданским процессуальным законодательством.

Чтобы определить какой у вас в конкретном случае судебный порядок разрешения споров, вам необходимы знания в области юриспруденции.

К примеру: арбитражное рассмотрение споров регламентировано Арбитражным кодексом Российской Федерации, цитируем:

Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее — арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

При этом, разрешение споров в арбитражном суде желательно осуществлять с помощью представителя, ведь адвокат по арбитражным делам более компетентен в этой области, нежели тот же самый генеральный директор организации.

Не стоит забывать, что судебный порядок разрешения споров также бывает и в рамках гражданско-процессуального законодательства, где задачи гражданского судопроизводства являются, в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации, цитируем:

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Исходя из вышеизложенного, судебный порядок рассмотрения споров бывает как арбитражный, так и в рамках судов общей юрисдикции, т.е. в рамках гражданско-процессуального законодательства.

Чтобы чётко понимать какой именно у вас судебный порядок рассмотрения споров, вы можете обратиться к нам за предварительной консультацией, и наш судебный юрист поможет вам с вашим выбором и оптимальными условиями.

Почему именно мы?

  • Высокий профессионализм.
  • Высокое качество оказания юридических услуг.
  • Оптимальные ценовые условия.
  • Судебный юрист для вас будет именно той категории судебных споров, которая необходима именно вам в конкретном случае.
  • Адвокат по арбитражным делам именно той сферы экономической деятельности, которая у вас.

Досудебный порядок урегулирования споров: Пленум ВС РФ собрал все важные позиции в новом Постановлении — Шортрид

В каких случаях досудебный порядок урегулирования споров обязателен, а в каких — нет? Что понимают под досудебным порядком в спорах с госорганами? Может ли суд признать, что досудебный порядок соблюден, если истец направил претензию ответчику в мессенджере? Пленум ВС РФ впервые собрал в одном документе и систематизировал разрозненные законоположения, регулирующие досудебный порядок, и рассказал, как их применять. На какие позиции обратить внимание?

Пленум ВС РФ принял Постановление от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» (далее – Постановление № 18). Мы сделали подборку самых важных и полезных разъяснений.

Досудебное урегулирование спора — это попытка сторон урегулировать конфликт до обращения в суд, которую они могут предпринять:

    • самостоятельно (переговоры, претензионный порядок),
    • с привлечением третьих лиц — медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг,
    • обратившись в уполномоченный орган для разрешения спора в административном порядке, например, с жалобой на решение налоговой в вышестоящий налоговый орган (п. 1 Постановления № 18).

Не все направленные оппоненту сообщения, даже если они являются основанием для обращения в суд, относятся к досудебному порядку урегулирования спора.

В частности, не являются досудебным порядком:

    • заблаговременное уведомление участником гражданско-правового сообщества других участников этого сообщества о намерении обратиться с иском в суд (п. 6 ст. 181.4 ГК РФ);
    • требование вознаграждения лицом, нашедшим вещь (ст. 229 ГК РФ);
    • извещение участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу (ст. 250 ГК РФ);
    • требование участников долевой собственности о выделе своей доли (ст. 252 ГК РФ);
    • требование собственника или наймодателя освободить жилое помещение (ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 91 ЖК РФ);
    • требование участника долевого строительства устранить выявленные в течение гарантийного срока недостатки (ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости ») (п. 4 Постановления № 18).

Досудебный порядок обязателен, если это прямо предусмотрено в законе. В арбитражном процессе обязательный досудебный порядок может быть предусмотрен в договоре между сторонами (п. 2 Постановления № 18).

Досудебный порядок является обязательным, в частности по спорам:

    • о заключении договора в обязательном порядке (п. 1 ст. 445 ГК РФ);
    • об изменении и о расторжении договора (п. 2 ст. 452 ГК РФ);
    • о заключении госконтракта (п. 3 ст. 528, п. 4 ст. 529 ГК РФ);
    • о заключении договора поставки для госнужд (п. 4 ст. 529 ГК РФ);
    • о расторжении различных договоров аренды (ч. 3 ст. 619 и ст. 625 ГК РФ);
    • о расторжении договора перевозки — груза, пассажира, багажа, — а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке (п. 2 ст. 795, ст. 797 ГК РФ);
    • о расторжении договора банковского счета (абз. 2 п. 4 ст. 859 ГК РФ);
    • об изменении договора коммерческой концессии (п. 1 ст. 1036 ГК РФ);
    • о нарушении исключительных прав (п. 5.1 ст. 1252 ГК РФ);
    • о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования (п. 1 ст. 1486 ГК РФ);
    • о страховом возмещении по ОСАГО (п. 5.1 ст. 14.1, п. 1 ст. 16.1, п. 3, абз. 2 п. 4 ст. 19, п. 5.1 ст. 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

    Нужно ли потребителю соблюдать претензионный порядок урегулирования спора? — Адвокат в Самаре и Москве — представительство в суде и юридические услуги

    С 1 июня 2021 года действуют изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

    Целью новшеств было сближение систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов путем приведения к единообразию процессуальных норм и процедур, а также сокращение сроков арбитражного судопроизводства и оптимизация судебной нагрузки.

    Одной из ключевых и, в то же время, спорных новелл, вызвавшей наибольший резонанс в правовом сообществе стала норма об обязательном соблюдении претензионного или иного досудебного порядка урегулирования споров.

    Что такое досудебный порядок урегулирования споров?

    Досудебный порядок урегулирования – это процедура, при которой одна сторона (чаще потребитель) направляет претензию с указанием недостатков и сроков устранения второй стороне (исполнителю).

    Если гражданин или юридическое лицо, подавшее претензию, получает ответ с возможными вариантами урегулирования конфликта, ему нет нужды обращаться в суд: достаточно провести со второй стороной переговоры и заключить соглашение.

    Обратите внимание! Претензия составляется в письменном виде. Замечания, направленные в адрес юридического или физического лица в устной форме или на общедоступном форуме через интернет, претензиями не считаются.

    Виды досудебного урегулирования споров

    Претензионный порядок бывает двух видов:

    • добровольный, когда направляющий претензию знает, что это делать необязательно, и можно сразу обратиться с иском в суд, но пытается решить вопрос мирным путем;
    • обязательный, когда отправка претензии по отдельным видам споров закреплена законодательством.

    В последнем случае при несоблюдении претензионного порядка суд вынесет определение об оставлении иска без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ). Впоследствии истцу придется подать претензию, дождаться ответа или истечения срока ее рассмотрения, и только после этого он сможет снова обратиться в судебный орган.

    Преимущества применения досудебного разрешения споров

    Претензионный порядок позволяет избежать судебных расходов на оплату госпошлины, работу адвоката и другие нужды.

    Есть и другие преимущества его применения:

    1. Быстрое решение проблемы. Если контрагент идет навстречу и признает ошибки, вопрос разрешается за несколько дней или недель. Рассмотрение дела в суде может занимать месяцы.
    2. Необязательно обладать отличными юридическими знаниями. Претензию составить проще, чем иск. Если заявление оформляется неправильно, суд его не примет.
    3. Укрепление деловых отношений. Зная, что компания не подает иски в суды по каждому поводу, контрагенты будут сотрудничать с ней охотнее.

    Кроме того, по отдельным категориям дел невозможно обойтись без досудебного урегулирования.

    Когда применяется досудебное урегулирование споров?

    Применение обязательного досудебного урегулирования разногласий установлено ФЗ от 02.03.2016 №47, чаще процедура актуальна для экономических споров.

    Рассмотрим, при каких конфликтах обратиться в суд без предварительной подачи претензии нельзя:

    Спор Пояснение Закон
    Взыскание санкций и обязательных платежей с ИП и юридических лиц Подразумевается истребование налогов, штрафов, пеней. Дела рассматриваются арбитражными судами, решается вопрос о привлечении неплательщика к административной ответственности Ст. 213 АПК РФ
    Несогласие с ценами на услуги по передаче теплоэнергии Претензия подается в муниципальный орган, отвечающий за регулирование тарифов ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ
    Взыскание сборов и прочих платежей с граждан, не зарегистрированных в качестве ИП При истребовании налогов, сборов, недоимок, штрафов с граждан ИФНС обязана соблюдать претензионное урегулирование спора Ст. 48 НК РФ
    Разногласия в области физкультуры и спорта Досудебный порядок устанавливается спортивными организациями самостоятельно, но обязателен для применения

    Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора

    Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст.

    4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), абз. 7 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), ч. 3 ст.

    4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)).

    Так, в частности, согласно ч. 5 ст.

    4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором. При этом досудебный порядок не является обязательным в отношении целого рядок категорий споров, предусмотренных в АПК РФ.

    Споры с обязательным досудебным порядком 1 представлены в таблице.

    Правовые последствия несоблюдения претензионного (досудебного) порядка разрешения спора

    При несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возвращению судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ), а в случае принятия к производству – оставлению без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).

    Непосредственной целью института досудебного порядка урегулирования спора выступает побуждение сторон спорного правоотношения до обращения в суд предпринять действия, направленные на урегулирование спора.

    Эта цель достигается путем направления претензии, которая должна содержать указание на суть спорного правоотношения и требования заявителя.

    При этом, отсутствие в претензии предупреждения об обращении в суд в случае невыполнения изложенных в ней требований не делает ее недействительной. Данную позицию подтверждает и судебная практика.

    Так, в рамках дела № А53-10063/2017 было установлено, что истцом было заявлено требование о взыскании неотработанного аванса по договору подряда. Однако указанное заявление оставлено без рассмотрения по мотиву того, что истцом не был соблюден претензионный порядок урегулирования спора.

    Постановлением суда апелляционной инстанции определение об оставлении без рассмотрения было отменено и направлено на новое рассмотрение. Отклоняя кассационную жалобу, суд указал следующее. В обоснование соблюдения претензионного порядка было представлено письмо.

    По мнению суда первой инстанции, данное письмо не соответствовало критериям претензии, так как носило лишь уведомительный характер, не содержало письменного требования, адресованного должнику, и ссылки на то, что в случае его неисполнения заявитель вынужден будет обратиться в суд.

    Отменяя определение суда, апелляционный суд указал, что, вводя в действие норму части 5 статьи 4 АПК РФ, законодатель преследовал цель, направленность которой состояла в побуждении сторон спорного правоотношения до возбуждения соответствующего судебного производства предпринимать действия, направленные на урегулирование сложившейся конфликтной ситуации.

    Данная цель достигается тем, что гипотетический истец заявил претензию, которая должна содержать указание на существо спорного правоотношения (конкретный юридический факт, из которого возник спор), а также на направленность требований заявителя претензии (требование уплаты долга, штрафных санкций, возврата имущества и т. п.).

    Если при подаче иска арбитражному суду представлены доказательства того, что истец обращался к ответчику с претензией, отвечающей названным критериям, однако последний не предпринял действий, направленных на урегулирование существующего спора во внесудебном порядке, то у арбитражного суда нет оснований для возврата искового заявления или оставления его без рассмотрения со ссылками на несоблюдение истцом положений части 4 статьи 5, пункта 5 части 1 статьи 129 или пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ. Предоставляя такую претензию при отсутствии реакции ответчика, истец доказывает суду невозможность разрешения возникшего спора во внесудебном порядке. В письме содержалось указание на основание и предмет требований – на необходимость возвращения аванса, полученного обществом с ограниченной ответственностью по договору подряда. Данное требование аналогично предмету иска. Заявление о последующем обращении в суд (в случае неудовлетворения претензии) не относится к нормативно или даже обычно предъявляемым к требованиям к претензии 2 .

    Действительно, довольно часто возникают вопросы относительно своевременной «доставки» претензии получателю, а также порядка получения такой претензии в случае недобросовестных действия получателя, направленных на затягивание разрешения спора, уклонение от исполнения своих обязательств.

Ссылка на основную публикацию