Статья 45. Государственный контроль и прокурорский надзор за оказанием психиатрической помощи

01.03.

2018

  • Согласно Закону о прокуратуре предмет прокурорского надзора составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
  • Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией РФ (личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы).
  • Формулируя положения ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», законодатель ограничился перечислением объектов прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в Законе о прокуратуре:
  • федеральные министерства;
  • государственные комитеты;
  • федеральные службы;
  • иные федеральные органы исполнительной власти;
  • представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ;
  • исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • органы военного управления;
  • органы контроля;
  • должностные лица;
  • органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
  • Отдельно физические лица в этом перечне не названы, из чего можно сделать вывод, что их деятельность не является объектом прокурорского надзора.
  • Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленных ему полномочий, не подменяя иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.
  • Для реализации целей деятельности прокуратуры России — обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства — законодатель предоставил прокуратуре ряд полномочий, причем этот перечень носит исчерпывающий характер.

Так, согласно п. 3 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении или незамедлительно передать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Пунктом 4 ст.

27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

 В статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данное правомочие расширено. Прокурор вправе обратиться в суд с иском не только в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, но и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Названные нормы не содержат указания на то, что ответчиком по иску, предъявленному прокурором, должно выступать только лишь юридическое либо должностное лицо.

 Ярким примером является предъявление прокурором в суд заявлений о лишении физического лица различных разрешений (на управление транспортным средством, владение оружием).

 Ведь если физическое лицо, страдающее, например, психическим заболеванием, наркоманией, имеет законный доступ к источнику повышенной опасности, коим является транспортное средство, помимо выявления сопутствующих этому обстоятельств (законность действий должностных лиц, участвовавших в предоставлении больному подобных разрешений), требуется незамедлительное принятие мер по пресечению подобных случаев. И оперативно данные меры может принять только прокурор.

 Любое направление прокурорского надзора имеет пределы, закрепленные в федеральном законодательстве. Одними из них являются недопустимость подмены полномочий иных государственных органов (п. 2 ст. 22, п. 2 ст.

26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») и проведение проверок на основании информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (только п. 2 ст.

22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

 В статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указана и такая функция, как осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

 В части 2 ст. 27 названного Закона закреплено: при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

 Данное полномочие реализуется на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации путем вынесения по результатам проведенной проверки постановления о направлении материалов в орган предварительного расследования для осуществления уголовного преследования.

 Указанные нормы не содержат никаких ограничений по вынесению таких постановлений в отношении физических лиц, чему предшествует прокурорская проверка в отношении последних.

Вместе с тем, важно отметить, что ряд мер прокурорского реагирования, таких как принесение протеста, внесение представления, требования и объявление предостережения, в силу прямого законодательного запрета не могут применяться в отношении физических лиц.

Предмет и пределы, организация надзора за исполнением законов администрациями учреждений, исполняющих назначаемые судом принудительные меры медицинского характера, и полномочия прокурора по его осуществлению

В названии рассматриваемой отрасли прокурорского надзора в качестве поднадзорных объектов фигурируют администрации учреждений, исполняющих назначаемые судом меры принудительного характера.

Статьей 97 УК предусмотрено, что принудительные меры медицинского характера (далее — ПММХ) могут быть назначены судом лицам: а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особой части УК, в состоянии невменяемости; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; г) совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возрасти, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Читайте также:  Статья 285 БК РФ. Утратила силу (действующая редакция)

Непосредственно к ПММХ относятся: 1) принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях; 2) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа; 3) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа; 4) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Статьей 104 УК предусмотрено, что в отношении лиц, осужденных за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающихся в лечении психических расстройств, нс исключающих вменяемости, а также лиц, страдающих педофилией, ПММХ исполняются по месту лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний — в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в амбулаторных условий.

В ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» отражено, что ПММХ применяются в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь.

Вместе с тем следует отметить, что согласно ч. 2 ст.

18 УИК если во время отбывания наказания в виде лишения свободы будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанный вид наказания, вправе направить в суд представление о применении к такому осужденному ПММХ. То есть речь может идти не о решении суда, изложенном в приговоре, а о последующем решении в процессе отбывания уголовного наказания, инициированным администрацией.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что основанием применения ПММХ являются не только психические расстройства лица, совершившего преступное деяние. Так, в ч. 3 ст.

18 УИК закреплено, что к осужденным к наказанию в виде лишения свободы, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным лицам, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим наказание, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

В свою очередь и. 3 ст. 54 Федерального закона от 08.01.

1998 № З-ФЗ «О наркотических средства и психотропных веществах» предусмотрено, что на больных наркоманией, осужденных за совершение преступлений в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании. То есть речь идет о специализированных медицинских организациях, оказывающих помощь больным наркоманией.

Статья 102 УК предусматривает возможность участия УИИ в продлении, изменении и прекращении применения ПММХ путем обращения с представлением по этому поводу в суд. Частью 13 ст. 16 УИК установлено, что УИИ осуществляют контроль за применением ПММХ в отношении осужденных, страдающих педофилией.

Таким образом, обозначен круг поднадзорных прокурору объектов, где могут осуществляться мероприятия по надзору за исполнением законов в рассматриваемой сфере.

Говоря о предмете надзора, следует прежде всего сослаться на ст. 32 Закона о прокуратуре, согласно которой в сферу внимания прокуроров входят:

  • — законность нахождения лиц в учреждениях, исполняющих ПММХ. Здесь необходимо подчеркнуть, что в случае с исполнением наказания в виде лишения свободы первичен вопрос о законности нахождения осужденного в соответствующем исправительном учреждении, о чем подробнее изложено в параграфе 13.1 настоящей главы;
  • — соблюдение установленных законом прав и обязанностей лиц, в отношении которых применяются ПММХ.

Правомерно в контексте предмета надзора упомянуть ч. 3 ст.

45 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определяющую, что надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генпрокурором РФ, прокурорами субъектов РФ и подчиненными им прокурорами, а также ст.

60 Федерального закона «О наркотических средства и психотропных веществах», установившую, что надзор за исполнением данного законодательного акта осуществляют Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Таким образом, по общим правилам пределы надзора в рассматриваемой сфере ограничиваются возможностью прокурора проводить проверки исполнения только законов, которые могут быть реализованы как в плановом, так и во внеплановом порядке в связи с поступившими в орган прокуратуры обращениями о фактах нарушения закона, требующих прокурорского вмешательства.

Статья 37 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусмотрено, что все пациенты, находящиеся на лечении или обследовании в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, вправе подавать без цензуры жалобы и заявления в прокуратуру. Аналогичные обращения вправе согласно ст.

38 Закона направлять в прокуратуру представители независимой службы защиты прав пациентов. В свою очередь ст.

48 Закона предусматривает обязательное участие прокурора в рассмотрении судом жалобы заинтересованных лиц на действия персонала медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также иных уполномоченных лиц (специалистов, членов врачебных комиссий и др.).

В плане организации надзорной деятельности отметим, что п. 1 приказа № 84 вопросы надзора за исполнением законов при применении назначаемых судом ПММХ возложены на прокуроров субъектов РФ. При этом с учетом положений п. 2.

2 приказа специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях реализуют свои полномочия в рассматриваемой сфере применительно к учреждениям, исполняющим наказание в виде лишения свободы.

Соответственно вне указанной сферы надзор за исполнением законов при применении ПММХ осуществляется территориальными прокурорами районного звена, если иное не обозначено в организационно-распорядительных документах прокурора соответствующего субъекта РФ.

В свою очередь военные прокуроры надзирают за исполнением законов при применении ПММХ на поднадзорных им объектах, исполняющих уголовные наказания.

  • Детализация стоящих перед прокурорами задач в рассматриваемой сфере правоотношений нашла свое отражение в приказе № 6, предписывающем:
  • — при проверках не оставлять без внимания факты неоказания медицинской помощи, воспрепятствования осужденным в обжаловании действий и решений должностных лиц, нарушивших их права;
  • практиковать проведение проверок лечебно-профилактических учреждений в нерабочее время;
  • — в случаях возникновения в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки их обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
  • Кроме того, прокуроры субъектов РФ обязаны:
  • — не реже одного раза в квартал лично проводить проверки исполнения законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений;
  • обеспечить проведение заместителями прокуроров субъектов РФ, курирующими вопросы надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, проверок учреждений уголовно-исполнительной системы не реже одного раза в квартал, подчиненными прокурорами проверок исправительных и лечебно-профилактических учреждений — не реже одного раза в месяц;
  • повысить требовательность к прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов администрациями исправительных и лечебнопрофилактических учреждений, строго взыскивая с них в случаях недобросовестного исполнения служебных обязанностей, низкой эффективности работы;
  • — вопросы, связанные с обеспечением законности в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, обсуждать на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях.
  • С учетом требований организационно-распорядительных документов Генпрокурора РФ и прокуроров соответствующих субъектов РФ прокуроры районного звена планируют собственную работу по надзору за исполнением законов при применении Г1ММХ, включая периодическое проведение проверок, а также анализ состояния законности в рассматриваемой сфере.
  • Результаты надзорной работы прокуроров в рассматриваемой сфере учитываются в форме статистического наблюдения уголовно-исполнительной системы «О результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний».
Читайте также:  Приложение 9.

Основной объем полномочий прокуроров но надзору за исполнением законов при применении ПММХ изложен в ст. 33 Закона о прокуратуре и в части выявления и устранения выявленных нарушений фактически не отличается от раскрытого нами в параграфе 13.1 настоящей главы. В силу и. 2 ст.

33 указанного законодательного акта прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих ПММХ, а такими основаниями будут являться только решения суда в рамках установленного срока их действия.

Полномочиями по согласованию действий или решений поднадзорных должностных лиц прокурор в рассматриваемой сфере не наделен.

Следует также подчеркнуть императивный характер ст. 34 Закона о прокуратуре, установившей, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий, содержания лиц, подвергнутых ПММХ либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению уполномоченными на то должностными лицами.

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения

В сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации ключевым является Федеральный закон от 21.11.

2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [24], где определены правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

Что касается деятельности прокуратуры в этой сфере правовых отношений, то проводимые прокурорами мероприятия по укреплению законности в сфере здравоохранения определяются общей социальной политикой государства, указаниями и распоряжениями Генерального прокурора РФ [36].

В Приказе от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» надзор за соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения назван одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем выступлении на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 27 апреля 2013 г.

подчеркнул, что «прокуратурой придается большое значение обеспечению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Важно помнить, что стратегическая цель работы органов прокуратуры — реальное устранение нарушений в сфере здравоохранения измеряемое существенным улучшением состояния законности в этой сфере правоотношений» [27].

Статья 41 Конституции Российской Федерации [1] гарантирует право каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», утвержденная Правительством РФ 24 декабря 2012 г., стала важнейшим системным документом, определяющим конкретные цели, задачи и пути развития российского здравоохранения до 2020 г.

Программа базируется на Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [44] и включает 11 подпрограмм по основным отраслевым направлениям, которые нацелены на создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны.

Несмотря на все позитивные стороны нашего здравоохранения, существует множество проблем в данной сфере требующих постоянного внимания органов прокуратуры.

Органы прокуратуры Российской Федерации, осуществляя надзор за соблюдением прав на оказание качественной медицинской помощи, обязаны пресекать случаи использования ненадлежащего медицинского оборудования и техники, их простоя, нарушения при проведении диспансеризации, иммунизации населения, ведении медицинской документации, а также незаконное расходование бюджетных средств.

Сведения о нарушениях законодательства в сфере оказания медицинской помощи содержатся в заявлениях и обращениях граждан в прокуратуру, материалах поведенных прокурорами проверок по ним; материалах проверок, проведенных контролирующими органами в государственных, муниципальных и частных медицинских учреждениях и других лечебно-профилактических учреждениях; материалах уголовных, гражданских и административных дел по вопросам сферы здравоохранения; сообщениях в средствах массовой информации.

Читайте также:  Статья 45. Особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок

Всю поступающую в прокуратуру из различных источников информацию о правонарушениях в сфере здравоохранения надлежит регулярно (ежемесячно, ежеквартально) анализировать и обобщать.

Изучение материалов прокурорского надзора показало, что в целом работа по надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения, включая проверки о соблюдении прав граждан на медицинскую помощь, проводится прокурорами на плановой основе.

Обобщение материалов прокурорских проверок показало, что, несмотря на меры, принимаемые органами прокуратуры и другими уполномоченными государственными органами, общее положение с исполнением законодательства в сфере здравоохранения нельзя признать удовлетворительным.

Согласно статданным (Ф.О.Н.) в 2011 г. прокурорами выявлено всего 86 778 нарушений законов в сфере здравоохранения (рост на 39,3% по сравнению с 2010 г., в том числе 924 незаконных правовых акта (+1,2%), а при реализации ПНП «Здоровье» выявлено 43 558 нарушений законодательства (+21,4%), в том числе 541 незаконный правовой акт (16,1%).

Всего в первом полугодии 2014 года прокурорами выявлено свыше 26 тысяч нарушений в сфере здравоохранения, в целях их устранения принесено 89 протестов на незаконные правовые акты, внесено около 4 тысяч представлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечены 7 900 лиц, должностным лицам объявлено более 200 предостережений. В судебные органы направлено более 6 тысяч заявлений. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 970 лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 37 уголовных дел [57].

На контроле прокуроров остаются вопросы исполнения законодательства в сфере профилактики распространения туберкулеза. Практически во всех регионах Сибирского федерального округа прокуроры обращались в суды с исками о принудительной госпитализации больных заразной формой туберкулеза и уклоняющихся от лечения.

Во многих регионах органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями государственных и муниципальных учреждений здравоохранения нередко допускались нарушения федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, относящихся к сфере здравоохранения.

Органами прокуратуры выявляются факты нарушений лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Нередко пациенты вынуждены оплачивать применяемые в рамках обязательного медицинского страхования лекарственные средства при прохождении лечения в государственных учреждениях здравоохранения.

Зачастую объем бесплатной медицинской помощи не соответствует базовой программе обязательного медицинского страхования.

Имеются факты причинения пациентам смерти и вреда их здоровью в результате ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами учреждений здравоохранения. Так, в связи с аварийным отключением электроэнергии в МУЗ «Городская больница № 3» г.

Барнаула Алтайского края и не обеспечением руководством учреждения бесперебойного энергоснабжения больницы 17 февраля 2011 г. прекратилась работа аппаратов искусственной вентиляции легких, что повлекло смерть двух пациентов.

По данному факту следственным отделением по Октябрьскому району следственного отдела по г. Барнаулу возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ [62].

В нарушение ст. 24 Закона № 52-ФЗ [55] в учреждениях здравоохранения применяется полностью изношенное медицинское оборудование. В ряде лечебных учреждений вообще отсутствует необходимое медицинское оборудование. Не в полной мере обеспечиваются права граждан на оказание скорой медицинской помощи.

В субъектах РФ повсеместно выявляются многочисленные нарушения прав граждан на льготное обеспечение лекарственными средствами и нарушения законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. О серьезных и многочисленных нарушениях прав граждан в сфере здравоохранения и медицинской помощи неоднократно отмечалось в ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и годовых отчетах Росздравнадзора.

Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе проанализирована практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о льготном лекарственном обеспечении.

Прокуроры принимали меры по приведению в соответствие с федеральным законодательством региональных и муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление социальных льгот в указанной сфере.

Благодаря вмешательству прокуроров в Алтайском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областях устранены нарушения о порядке назначения и выписывания льготных лекарств, а также о незаконных отказах в рецептах на бесплатные лекарства.

Всего в 2015 году в Сибирском федеральном округе прокурорами в целях устранения выявленных нарушений в данной сфере внесено 192 представления, оспорено 9 незаконных нормативных правовых актов.

По требованиям прокуроров 167 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

В суд было направлено свыше 4 тысяч заявлений в защиту прав граждан, из них удовлетворены 3 тысячи 695 заявлений на сумму около 4 млн. руб [49].

Здравоохранение – это такая отрасль, услугами которой пользуется каждый человек и в любом возрасте. В самом буквальном смысле – жизнеобеспечивающая [63].

  • 3.1 Правовое регулирование сферы прав граждан на медицинскую помощь
  • Основной контроль в сфере охраны здоровья включает в себя:
  • 1) контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • 2) государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств; 3) государственный контроль при обращении медицинских изделий;
  • 4) государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводимый согласно законодательству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья, регулируются ст. 86 медицинской деятельности ведется в следующих формах: государственный контроль, ведомственный контроль, внутренний контроль.

Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации, а ведомственного и внутреннего контроля — согласно порядку, определенному в ст. 89 и 90.

К числу других относятся следующие федеральные законы, регулирующие сферу охраны здоровья граждан и права граждан на медицинскую помощь. Федеральный закон от 30 марта 1999 г.

№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором предусмотрено обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения. Государство уделяет внимание иммунопрофилактике инфекционных болезней [64].

Ссылка на основную публикацию