Статья 1. принципы деятельности органов государственной власти субъекта российской федерации

— ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

  • Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
  • Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
  • а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  • б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
  • в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
  • г) единство системы государственной власти;
  • д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  • е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
  • з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Избирательное право в широком смысле – межотраслевой институт, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, содержащихся в положениях избирательного законодательства и регулирующие общественные отношения, возникающие: 1) в процессе организации и проведения выборов; 2) при реализации субъективных избирательных прав граждан; 3) в межвыборный период.

Избирательное право в узком смысле — совокупность субъективных избирательных прав граждан Российской Федерации, закрепленная Конституцией РФ, дающая право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы МСУ или иную выборную должность

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

Статья 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Система принципов закреплена в Конституции РФ и ФЗ 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

К важнейшим, базовым принципам избирательного права следует относить следующие:

Всеобщимпризнается такое избирательное право, при котором все совершеннолетние граждане РФ мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами.

Российскому избирательному праву известны различные цензы, например, возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в субъектах рф

Ключевые слова: ПРИНЦИПЫ; ОСНОВАНИЯ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; СУБЪЕКТ РФ; PRINCIPLES; FOUNDATIONS; ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES; THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION.

Аннотация: Автор данной статьи рассматривает общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в субъектах РФ. По итогам изучения положений федерального и регионального законодательства формулируется вывод о том, что рассмотренные правовые нормы не противоречат друг другу, однако при этом принципы, закрепленные в федеральном законодательстве, более точно определяют границы и приоритеты дальнейшей деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с положениями Конституции РФ [1] вопросы установления общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; а также иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии с принципами: государственной и территориальной целостности РФ, распространением суверенитета России на всю ее территорию; верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России; единства системы государственной власти; разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов; самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2].

Название органа, а также его структура устанавливаются конституцией (или же уставом) субъекта РФ с учетом того, что каждый субъект может иметь свои особенности в историческом развитии, свои национальные традиции.

Численность депутатов законодательного органа определяется в конституции (уставе) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов в одном созыве не может превышать пяти лет.

Что касается числа депутатов, которые работают постоянно, то их количество устанавливается законодательным органом автономно.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:
— правомочен принимать конституцию (или же устав) субъекта РФ, а также и поправки к ним;
— обязан утверждать бюджет субъекта РФ и производить отчет о его исполнении; составляет программы по социально – экономическому развитию субъекта РФ;
— устанавливает налоговые сборы, которые отнесены к ведению субъекта РФ, описывает порядок их взыскания; порядок управления имуществом субъекта; порядок проведения референдума в субъекте, а также выборов как в законодательный орган власти, так и на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
— имеет право устанавливать административно-территориальное устройство субъекта и утверждать систему управления субъектом;

— производит регулирование иных вопросов, связанных исключительно с ведением субъекта.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

Система органов государственной власти субъектов РФ

Определение 1

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации — это звено государственного аппарата управления, которое участвует в осуществлении конкретных государственных функций и наделено для этого соответствующими властными полномочиями.

Характерные особенности органа государственной власти субъекта РФ:

  • создается и функционирует от имени государства;
  • действует на основании законов и нормативно-правовых актов;
  • выполняет характерные для него задачи и функции;
  • обладает собственной компетенцией;
  • характеризуется самостоятельностью и организационной обособленностью;
  • наделен властными полномочиями (решения органа власти принимаются от имени государства и носят общеобязательный характер).

Наличие всех перечисленных признаков позволяет отнести какой-либо орган к государственным. Система всех государственных органов власти обладает сложной структурой, включает разные, иерархически соподчиненные звенья. По уровню деятельности выделяют органы власти субъектов и федеральные органы.

Замечание 1

Субъекты РФ организованы по национальному и территориальному признаку (республики, автономные округа, автономная область, области, края, города федерального значения), всего имеется 85 субъектов РФ.

Читайте также:  Статья 95. Итоговое решение по делу

Любой субъект РФ обладает собственной системой органов государственной власти, которая согласно Конституции (ст. 77) субъектом устанавливается самостоятельно согласно с общими принципами создания, организации исполнительных и представительных органов государственной власти, определенными федеральным законом и основами строя, определенного Конституцией.

Федеративный характер РФ предполагает, что государственную власть реализуют федеральные органы и органы субъектов РФ. Эти уровни государственной власти тесно связаны между собой, обеспечивают единство государственной власти в стране.

Для того, чтобы власть была демократически децентрализована, а федерализм — реальным, необходимо, чтобы субъекты РФ имели возможность реализовывать государственную власть через собственные органы, деятельность которых должна отвечать региональным условиям и положениям, общим принципам разграничения полномочий власти между субъектами РФ и самой Федерацией.

Основы организации государственной власти в субъектах Федерации закрепляются Конституцией страны, а конкретные системы органов власти, соответствующие им – в конституциях субъектов.

Субъекты РФ должны соответствовать конституционным принципам:

  • не обладают суверенитетом;
  • не могут самостоятельно выйти из состава государства;
  • граждане субъектов имеют равные права и обязанности;
  • локальные нормативные акты субъектов не могут противоречить федеральному законодательству;
  • отделение местного самоуправления от государственного;
  • все субъекты на уровне федеральной власти равноправны;
  • принцип разделения властей.

Принципы организации системы органов государственной власти субъектов Федерации

Принципы организации системы органов субъектов Федерации (ОГВС РФ) определяются Конституцией и соответствующим Федеральным законом.

Деятельность ОГВС России основана на принципах:

  • верховенство Конституции и Федеральных Законов;
  • территориальная и государственная целостность России;
  • сохранение суверенитета на всей территории РФ;
  • разделение властей;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти РФ и субъектов Федерации;
  • самостоятельная реализация своих полномочий.

Структура системы органов власти субъектов Федерации

Систему органов власти субъектов Федерации составляют: представительный, законодательный орган; высший исполнительный орган; другие исполнительные органы, предусмотренные уставом (конституцией) и законами субъекта Федерации. В соответствии с законами субъекта и уставом субъекта РФ в субъекте может создаваться конституционный, или уставный суд.

Структура, число депутатов, срок полномочий законодательного органа устанавливаются конституцией субъекта РФ, или его уставом.

Депутаты избираются сроком не более 5 лет, не меньше 50 % депутатов должны быть избраны по пропорциональной избирательной системе.

Законодательный орган принимает конституцию субъекта Федерации, ее законы, осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством конституцией, или уставом субъекта Федерации.

Гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по решению законодательного органа госвласти субъектов Федерации, по представлению Президента. В случае, когда региональный парламент 3 раза отклоняет предложенную кандидатуру, то Президент может распустить его, а свои приказом назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица.

Высшее должностное лицо представляет соответствующий субъект Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами, органами власти РФ, органы муниципального самоуправления, формирует высший исполнительный орган субъекта, обнародует и подписывает законы субъекта Федерации, а также исполняет иные полномочия.

Высший исполнительный орган обеспечивает исполнение Основного закона страны, федерального законодательства, нормативно-правовых актов федерального уровня, законов и других актов субъекта Федерации на соответствующей территории, разрабатывает проект бюджета, распоряжается и управляет собственностью субъекта Федерации, управляет федеральной собственностью, которая передана в управление этого субъекта, формирует другие органы исполнительной власти.

Законодательный орган принимает участие в создании высшего исполнительного органа, утверждает и согласовывает назначение на должность некоторых должностных лиц высшего исполнительного органа.

Президент РФ имеет право приостановить действие акта высшего должностного лица, акта исполнительного органа субъекта РФ, если они противоречат Конституции, Федеральным законам, международным обязательствам, или нарушает права и свободы человека.

Основы государственной службы и кадровой политики

Россия — федеративное государство, состоящее из его субъектов. Субъекты РФ — это государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Статья 67 Конституции РФ устанавливает, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов», а также внутренние воды, территориальное морс, воздушное пространство над ними.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает таким образом шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти.

Однако в государственно-правовом статусе субъектов РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ. Федеративным договором, а также специальными договорами между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами.

Так, из всех субъектов РФ только республики могут принимать собственные конституции, тогда как другие должны принимать уставы субъекта РФ.

Конституция России в 1993 г. в гл. 3 «Федеративное устройство» определила 89 субъектов Федерации (ст. 65). В настоящий момент в результате объединения ряда регионов (Пермский край, Забайкальский край и др.) их стало 83. В основном законе страны сказано, что границы между субъектами не могут быть изменены без их взаимного согласия.

Федеративная Конституция определяет полномочия (предметы ведения) Российской Федерации и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Конституционно полномочия субъектов РФ не определены.

Статьи 71—72 Конституции РФ определяют предметы ведения Российской Федерации — 18 основополагающих позиций и предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ — 14 позиций. Все, что находится вне этих сфер государственного управления, находится в ведении субъектов РФ.

Полномочия субъектов РФ определяются региональным законодательством (конституциями и уставами).

Особое внимание в Конституции страны уделяется вопросам обеспечения и укрепления государственного единства и единства органов государственной власти Российской Федерации как суверенного государства. В ст.

5 Конституции, например, сказано: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы органов государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

Статья 76 устанавливает: «Вне предметов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения…

осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов». «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам…

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

Конституционные основы построения и функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ. Статья 11 Конституции РФ определяет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Статья 77 Конституции РФ утверждает: «…система органов государственной власти республик, краев, областей…

устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом».

Вместе с тем «федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации». Данной нормой конституируется наличие вертикали исполнительной власти в стране.

Организация исполнительной государственной власти субъектов РФ. Региональная государственная служба на 90% функционирует именно в исполнительных органах и их аппаратах.

Конституция РФ, исходя из принципа федеративного устройства России, определила основные подходы к организации органов исполнительной власти в субъектах РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст.

77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и общими началами их организации, установленными федеральным законодательством.

Эти начала в виде общих принципов сформулированы в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

К числу общих принципов относятся:

  • государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории;
  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
  • самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Читайте также:  Статья 33. Организация по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных

Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» закрепляют основополагающие начала построения системы государственной власти субъектов РФ, гарантируя их определенное единообразие. Они позволяют учитывать специфику субъектов РФ и тем самым сочетать единство и разнообразие в организации их законодательных и исполнительных органов.

Полномочия субъектов РФ по организации собственной системы органов исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах.

Полномочия дают право:

  • разрабатывать и принимать соответствующие акты, валяющиеся правовой основой системы органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • самостоятельно избирать организационно-правовые формы органов исполнительной власти, устанавливать их структуру, распределять функции и компетенцию между различными видами органов;
  • проводить мероприятия по образованию органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.);
  • осуществлять политико-правовое, организационное и ресурсное обеспечение деятельности такой системы органов исполнительной власти.

Принцип единства исполнительной власти в Российской Федерации не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Это разнообразие обусловлено не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но, прежде всего, конституционно-правовыми различиями в положении таких субъектов.

1. В организации исполнительной власти республик — субъектов РФ отражаются специфические черты их конституционного положения и особенностей исторического развития.

Основными элементами их системы на уровне органов общей компетенции являются единоличный орган — глава исполнительной власти (президент, председатель правительства) и коллегиальный орган — правительство республики.

На уровне государственных органов специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми формами в республиках являются министерства государственные комитеты, комитеты, главные управления, управления.

Наиболее типичные модели, характеризующие организацию исполнительной власти в республиках — субъектах РФ, следующие:

  • система органов исполнительной власти возглавляется президентом, который одновременно является главой исполнительной власти и председателем правительства (Республика Бурятия и Республика Тува). Правительство формируется президентом, который руководит его деятельностью;
  • система органов исполнительной власти копирует модель, характерную для федерального уровня. Президент выведен за пределы традиционной концепции разделения властей, которая тем не менее находит закрепление в конституциях республик в качестве одной из основ конституционного строя. Президент является главой республики, назначает председателя правительства с согласия представительного органа, а правительство формируется президентом по представлению его председателя (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия);
  • система органов исполнительной власти, в которой президент является главой республики и главой исполнительной власти. Председатель правительства назначается и освобождается от должности президентом с согласия представительного органа, а по его предложению президент назначает и освобождает членов правительства (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия — Алания);
  • система органов исполнительной власти характеризуется отсутствием института президента (Республики Карелия, Хакасия).

3. Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной власти, автономных округах менее разнообразна, чем в республиках.

Исполнительная власть в этих субъектах реализуется администрацией (правительством), руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее глава — губернатор, глава администрации, мэр.

Глава администрации — это высшее административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

4. Его взаимоотношения с администрацией (правительством) субъекта РФ могут быть представлены тремя основными моделями:

  • губернатор непосредственно осуществляет исполнительную власть, руководя прямо подчиненными ему отраслевыми и функциональными подразделениями администрации (Тюменская область, Сахалинская область и др.);
  • глава администрации (губернатор) осуществляет исполнительную власть через формируемый им самостоятельный орган общей компетенции — правительство или администрацию субъекта РФ. Этот орган может возглавляться должностным лицом, назначаемым губернатором — председателем правительства первым заместителем главы администрации, вице-губернатором (Московская, Мурманская, Тульская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ);
  • губернатор, мэр непосредственно возглавляют орган общей компетенции — правительство или администрацию субъекта РФ (Москва, Краснодарский, Ставропольский края, Липецкая, Саратовская области и др.). При этом правительство и отраслевые органы исполнительной власти формируются губернатором, мэром, а контрольные функции законодательной власти существенно ограничены.

В федеральном законодательстве особо подчеркивается, что глава исполнительной власти республик, краев и областей по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. По действующему законодательству главы субъектов РФ могут быть отстранены от замещаемых должностей президентом страны в любой момент.

В систему органов исполнительной государственной власти (администрации) субъектов РФ, руководимую главой исполнительной власти (президентом республики, председателем правительства, главой администрации, губернатором области), входят:

  • органы исполнительной власти общей компетенции — правительство или администрация. Заместители главы правительства или администрации являются, как правило, руководителями ключевых ведомств субъекта РФ либо курируют деятельность нескольких ведомств. В состав правительства могут входить президент республики (Республика Коми), губернатор, вице-губернатор (Вологодская область);
  • государственная администрация субъекта РФ, включающая органы исполнительной власти специальной компетенции в республиках и ряде краев и областей — министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты и т.д. В иных субъектах — комитеты, департаменты, управления, отделы. Они могут быть двух видов: 1) органы совместного подчинения, входящие в систему федеральной государственной администрации и одновременно подчиняющиеся главе исполнительной власти субъекта РФ (органы внутренних дел, финансов, управления государственным имуществом, социальной защиты населения); 2) органы государственной администрации субъекта РФ, строящие свои отношения с федеральными органами исполнительной власти на основе методических рекомендаций и соглашений (органы образования, здравоохранения, культуры и т.д.);
  • территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ общей или специальной компетенции. Территориальные органы общей компетенции (префекты, управляющие и т.д.) осуществляют исполнительную власть на территории административных округов, объединяющих несколько административно-территориальных единиц (районов в городе, районов и городов). Главы административных округов по должности входят в состав правительства субъекта РФ (Москва, Ленинградская область). Система исполнительной власти субъекта РФ имеет свои особенности; например в Свердловской области администрация управленческих округов имеет статус территориальных межотраслевых органов государственной власти и координирует на своей территории деятельность ведомств субъекта РФ. Все эти органы создаются не как органы административно-территориальных единиц, а как органы субъекта РФ на местах. К органам специальной компетенции относятся территориальные органы в городах и районах, представляющие отраслевые и межотраслевые ведомства субъекта РФ.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: общие принципы организации и деятельности, виды, порядок формирования

ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

  • Общие принципы:
  • а) государственная и территориальная целостность РФ (субъекты РФ не вправе формировать органы власти, не установленные Конституцией РФ и иными ФЗ; недопустимо установление иных границ между отдельными субъектами РФ, нежели административно-территориальные; пограничных знаков, таможни и таможенных пошлин);
  • б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию (РФ осуществляет свои исключительные полномочия во всех субъектах одновременно в равной мере, никакой орган власти не вправе ограничивать суверенитет РФ);
  • в) верховенство Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ (при формировании органов гос. власти в субъектах РФ и их компетенции необходимо соблюдать положения Конституции РФ; все акты, принимаемые органами власти субъектов РФ, должны соответствовать Конституции РФ);

г) единство системы гос. власти (в пределах исключительного и совместного ведения РФ федеральные органы гос. власти и органы гос. власти субъектов РФ образуют единую систему гос. власти РФ, компетенция этих органов аналогична, но ограничивается территориальными пределами соответствующего субъекта РФ и предметами ведения, зафиксированными в Конституции РФ);

д) разделение государственной власти на 3 ветви (принцип разделения властей должен действовать при формировании и органов гос. власти субъектов РФ);

е) разграничение предметов ведения РФ и субъектов РФ (федеральные органы власти могут по соглашению с органами власти субъектов РФ передавать последним часть своих полномочий и на оборот.

Существует ряд полномочий, которые не могут быть переданы или иным образом перераспределены между различными уровнями власти: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ);

ж) самостоятельное осуществление органами гос. власти субъектов РФ и органами МСУ принадлежащих им полномочий (несмотря на единство системыгос.

Читайте также:  Статья 16. Сотрудники органов федеральной службы безопасности

органов власти, ни федеральные органы власти, ни органы власти субъектов РФ не вправе осуществлять полномочия вне пределов своей компетенции, установленной Конституцией РФ, законами или договорами о разграничении предметов ведения между этими органами).

Система органов гос. власти субъекта РФ:законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ; высший исполнительный орган гос. власти субъекта РФ; иные органы гос. власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.Конституцией (уставом) субъекта РФможет быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Законодательный орган гос. власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

  1. Наименование, структура этого органа устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.
  2. Число депутатов устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ.
  3. Установленное число депутатов должно составлять:
  4. а) не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
  5. б) 25 — 70 — при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
  6. в) 35 — 90 — при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
  7. г) 45 — 110 — при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.
  8. Срок полномочий депутатов одного созыва — устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет.
  9. Орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
  10. Орган является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Правомочность заседанияорганаопределяется законом субъекта РФ. При этом заседание не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Оно проводится не реже 1 раза в 3 месяца.

Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленных ФЗ, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

  • Принципы избрания законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ
  • 1) Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом.
  • 2) Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом.

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

Волков, Е. А. Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации / Е. А. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 479-482. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65362/ (дата обращения: 03.07.2021).



В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституционного Суда Российской Федерации в определении и формировании принципов организации исполнительной власти на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: орган исполнительной власти, субъект Российской Федерации, республика, принципы, Конституционный Суд, исполнительная власть.

The article reveals the essence of the principles of organization and activities of executive authorities in the constituent entities of the Russian Federation.

Particular attention is paid to constitutional regulation, as well as to judicial practice.

The role of the Constitutional Court of the Russian Federation in determining and shaping the principles of the organization of executive power in the territory of the Russian Federation is revealed.

Key words: executive authority, subject of the Russian Federation, republic, principles, Constitutional Court, executive authority.

Современная система органов исполнительной власти в Российской Федерации строит свою деятельность в соответствии с определенными принципами, которые зависят напрямую от деятельности государства и которые выражены в первую очередь в Конституции Российской Федерации. Таким образом, если использовать нормы конституции, как основные, можно выявить и проанализировать некоторые базирующие принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в России.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, данный принцип означает, что разделение деятельности государственной власти осуществляется по разным функциям. В итоге получается законодательная, исполнительная и судебная власть.

Однако, некоторые органы государственной власти, которые имеют особый статус не относятся ни к одной ветви власти.

Такими органами, например, являются Центральный Банк Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации.

Стоит заметить, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.1996 г.

№ 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» сказано, что принцип разделения властей органов государственной означает не только лишь самостоятельность каждой ветви власти в Российской Федерации в пределах собственных полномочий, но и их взаимодействие и сотрудничество, что исходит из единства государственной власти, а также необходимостью обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина и защиты основ конституционного строя.

Также, Конституция Российской Федерации определяет перечень вопросов, отведенных только для ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), которые вправе решать исключительно федеральные органы государственной власти, поскольку обладают для этого соответствующими правами и обязанностями.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). Причем стоит заметить, что правовые акты субъектов Федерации должны нормативно соответствовать федеральным законам по данным вопросам.

Конституция Российской Федерации закрепляет всю полноту государственной власти субъектов Федерации по вопросам, которые находятся вне ведения Российской Федерации и вне ведения Федерации по предметам совместного ведения с субъектами Российской Федерации. Таким образом, оставшаяся компетенция принадлежит субъектам Российской Федерации.

Данный «остаток» Конституцией Российской Федерации не регулируется и не конкретизируется в должной для этого мере.

Принцип самостоятельности органов исполнительной власти. Основополагающее значение для органов исполнительной власти имеет то, что в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации они представляет собой оснащенную определенными атрибутами ветвь единой государственной власти.

При этом главная, принципиальная сущность состоит в том, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти полностью самостоятельны, как и судебные и законодательные.

Этот принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не состоят в подчиненном положении у органов законодательной или судебной власти, поскольку имеют собственное функциональное назначение.

Оно позволяет им действовать и выражать свою функцию исполнения, поскольку вмешательство других органов исполнительной власти недопустимо. Разумеется, разговор не может идти об их абсолютной обособленности и независимости.

Ведь с одной стороны, абсолютно все органы исполнительной власти на всех уровнях в Российской Федерации создаются и функционируют с одной целью, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов, которые относятся к законодательной власти. С другой стороны, органы исполнительной власти находятся под определенным контролем и надзором со стороны органов судебной власти, поэтому взаимодействуют и с ними.

С данных позиций очевидно, что осуществление государственной власти посредством ее разделения не должно быть абсолютным, поскольку однозначно привело бы к полной независимости каждой из ветвей власти, т. е. формально к вторжению одной ветви власти в деятельность другой власти.

Поэтому такой принцип как самостоятельность органов исполнительной власти — важнейший принцип их современного бытия. Как следствие этого — необходимо тесно взаимодействовать органам исполнительной ветви власти с органами законодательной и судебной ветви власти.

К этому, пожалуй, стоит добавить, что существует некоторая особенность проявления самостоятельности органов исполнительной власти.

Здесь подразумевается значительный объем и роль президентского влияния на деятельность государственных органов, а также не совсем развитый институт парламентского контроля за ними.

Конституционность является одним из основополагающих принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Свои исходные начала данный принцип берет из Конституции Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Принцип конституционности заключается в неукоснительном соблюдении и исполнении органами исполнительной ветви власти конституционных норм Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию