Статья 20.1. Учет мелиоративных защитных лесных насаждений

Внести в Федеральный закон от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 142; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст.

25; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 20, ст. 2251; № 29, ст. 3418; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 49, ст. 7015; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 1, ст. 52; 2016, № 15, ст.

2066) следующие изменения:

  • 1) в статье 2:
  • а) в абзаце первом слова «В настоящем Федеральном законе» заменить словами «Для целей настоящего Федерального закона»;
  • б) в абзаце третьем слова «систем защитных» заменить словами «мелиоративных защитных»;
  • в) в абзаце седьмом слова «противоэрозионные и пастбищезащитные» заменить словами «мелиоративные защитные»;
  • г) абзац восьмой после слов «а также» дополнить словом «мелиоративные»;
  • д) абзац девятый после слов «а также» дополнить словом «мелиоративные»;
  • е) дополнить абзацем следующего содержания:
  • «мелиоративные защитные лесные насаждения – лесные насаждения естественного происхождения или искусственно созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях сохранения и повышения плодородия земель (далее – полезные функции мелиоративных защитных лесных насаждений).»;
  • 2) в части второй статьи 4 слова «на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства» заменить словами «на землях, на которых располагаются леса»;
  • 3) статью 7 изложить в следующей редакции:
  • «Статья 7. Агролесомелиорация земель
  • Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в целях обеспечения коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, посредством использования полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений.
  • Агролесомелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мероприятий по проектированию, созданию и содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений.
  • К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель:
  • создание мелиоративных защитных лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях в целях защиты земель от эрозии (противоэрозионная агролесомелиорация);
  • создание мелиоративных защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, в том числе предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях защиты указанных земель и земельных участков от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения (полезащитная агролесомелиорация);
  • создание мелиоративных защитных лесных насаждений по границам пастбищ в целях предотвращения деградации почв на пастбищах (пастбищезащитная агролесомелиорация).»;
  • 4) абзац пятый статьи 14 дополнить словами «, содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не переданных в пользование третьим лицам»;
  • 5) в абзаце четвертом статьи 15 после слов «субъектов Российской Федерации государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями,» дополнить словами «содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и не переданных в пользование третьим лицам,», слова «и участие» заменить словами «а также участие»;
  • 6) статью 16 дополнить абзацем следующего содержания:
  • «содержание мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и не переданных в пользование третьим лицам.»;
  • 7) в статье 18:
  • а) абзац четвертый дополнить словами «, содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности и не переданных в пользование третьим лицам»;
  • б) дополнить новым абзацем двенадцатым следующего содержания:
  • «организация учета мелиоративных защитных лесных насаждений;»;
  • в) абзац двенадцатый считать абзацем тринадцатым;
  • 8) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1. Учет мелиоративных защитных лесных насаждений

  1. Учет мелиоративных защитных лесных насаждений представляет собой сбор и систематизацию сведений о мелиоративных защитных лесных насаждениях, в том числе сведений о площадях, местоположении и состоянии мелиоративных защитных лесных насаждений, об их породном и возрастном составе, иных количественных и качественных характеристиках мелиоративных защитных лесных насаждений.
  2. Учет мелиоративных защитных лесных насаждений осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области мелиорации земель, на основе сведений, которые обязаны предоставлять собственники земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, а также на основе землеустроительной документации, данных мониторинга мелиорированных земель и других источников информации.
  3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области мелиорации земель, предоставляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, сведения о мелиоративных защитных лесных насаждениях на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
  4. Порядок осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений, состав, форма и порядок предоставления сведений, подлежащих такому учету, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.»;
  5. 9) в статье 27:
  6. а) наименование после слов «сооружений и» дополнить словом «мелиоративных»;
  7. б) после слов «сооружений и» дополнить словом «мелиоративных»;
  8. 10) в статье 29:
  9. а) в наименовании слова «и защитных лесных насаждений» исключить;
  10. б) в части первой слова «и защитные лесные насаждения» исключить;
  11. в) в части второй слова «, а также правила содержания защитных лесных насаждений» исключить;
  12. г) в части третьей:
  13. в абзаце первом слова «и защитных лесных насаждений» исключить;
  14. в абзаце втором слова «и защитных лесных насаждений» исключить;
  15. в абзаце третьем слова «и защитных лесных насаждений» исключить;
  16. в абзаце четвертом слова «и защитных лесных насаждений» исключить;
  17. д) в части четвертой слова «, а также правила содержания защитных лесных насаждений» исключить;
  18. 11) дополнить статьей 29.1 следующего содержания:

«Статья 29.1. Содержание мелиоративных защитных лесных насаждений и мероприятия по их сохранению

  • Правообладатели земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, обязаны содержать мелиоративные защитные лесные насаждения в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений, и проводить мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, в том числе по охране, защите, воспроизводству мелиоративных защитных лесных насаждений.
  • Мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений планируются и проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом требований лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
  • Мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений организуются правообладателями земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 14 – 16 настоящего Федерального закона.

Сведения о проведении мероприятий по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений предоставляются в уполномоченные на осуществление учета мелиоративных защитных лесных насаждений органы исполнительной власти в порядке, установленном в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона.

  1. Правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их сохранению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.»;
  2. 12) в статье 30:
  3. а) наименование изложить в следующей редакции:
  4. «Статья 30. Требования в области охраны мелиорированных земель при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на таких землях»;
  5. б) в части первой слово «защитных» заменить словами «мелиоративных защитных»;
  6. 13) статью 34 после слов «гидротехническими сооружениями,» дополнить словами «содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в федеральной собственности,».

Федеральный закон от 27.12.2019 N 477-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации"

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  • ПРОВЕДЕНИЯ АГРОЛЕСОМЕЛИОРАЦИИ
  1. Принят Государственной Думой
  2. 18 декабря 2019 года
  3. Одобрен Советом Федерации
  4. 23 декабря 2019 года

Внести в Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 142; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 20, ст. 2251; N 29, ст. 3418; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 49, ст. 7015; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 52; 2016, N 15, ст. 2066) следующие изменения:

  • 1) в статье 2:
  • а) в абзаце первом слова «В настоящем Федеральном законе» заменить словами «Для целей настоящего Федерального закона»;
  • б) в абзаце третьем слова «систем защитных» заменить словами «мелиоративных защитных»;
  • в) в абзаце седьмом слова «противоэрозионные и пастбищезащитные» заменить словами «мелиоративные защитные»;
  • г) абзац восьмой после слов «а также» дополнить словом «мелиоративные»;
  • д) абзац девятый после слов «а также» дополнить словом «мелиоративные»;
  • е) дополнить абзацем следующего содержания:
  • «мелиоративные защитные лесные насаждения — лесные насаждения естественного происхождения или искусственно созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях сохранения и повышения плодородия земель (далее — полезные функции мелиоративных защитных лесных насаждений).»;
  • 2) в части второй статьи 4 слова «на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства» заменить словами «на землях, на которых располагаются леса»;
  • 3) статью 7 изложить в следующей редакции:
  • «Статья 7. Агролесомелиорация земель
  • Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в целях обеспечения коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, посредством использования полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений.
  • Агролесомелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мероприятий по проектированию, созданию и содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений.
  • К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель:
  • создание мелиоративных защитных лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях в целях защиты земель от эрозии (противоэрозионная агролесомелиорация);
  • создание мелиоративных защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, в том числе предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях защиты указанных земель и земельных участков от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения (полезащитная агролесомелиорация);
  • создание мелиоративных защитных лесных насаждений по границам пастбищ в целях предотвращения деградации почв на пастбищах (пастбищезащитная агролесомелиорация).»;
  • 4) абзац пятый статьи 14 дополнить словами «, содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не переданных в пользование третьим лицам»;
  • 5) в абзаце четвертом статьи 15 после слов «субъектов Российской Федерации государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями,» дополнить словами «содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и не переданных в пользование третьим лицам,», слова «и участие» заменить словами «а также участие»;
  • 6) статью 16 дополнить абзацем следующего содержания:
  • «содержание мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и не переданных в пользование третьим лицам.»;
  • 7) в статье 18:
  • а) абзац четвертый дополнить словами «, содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности и не переданных в пользование третьим лицам»;
  • б) дополнить новым абзацем двенадцатым следующего содержания:
  • «организация учета мелиоративных защитных лесных насаждений;»;
  • в) абзац двенадцатый считать абзацем тринадцатым;
  • 8) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:
Читайте также:  Статья 11. условия осуществления депутатом депутатской деятельности

«Статья 20.1. Учет мелиоративных защитных лесных насаждений

  1. Учет мелиоративных защитных лесных насаждений представляет собой сбор и систематизацию сведений о мелиоративных защитных лесных насаждениях, в том числе сведений о площадях, местоположении и состоянии мелиоративных защитных лесных насаждений, об их породном и возрастном составе, иных количественных и качественных характеристиках мелиоративных защитных лесных насаждений.
  2. Учет мелиоративных защитных лесных насаждений осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области мелиорации земель, на основе сведений, которые обязаны предоставлять собственники земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, а также на основе землеустроительной документации, данных мониторинга мелиорированных земель и других источников информации.
  3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области мелиорации земель, предоставляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, сведения о мелиоративных защитных лесных насаждениях на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
  4. Порядок осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений, состав, форма и порядок предоставления сведений, подлежащих такому учету, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.»;
  5. 9) в статье 27:
  6. а) наименование после слов «сооружений и» дополнить словом «мелиоративных»;
  7. б) после слов «сооружений и» дополнить словом «мелиоративных»;
  8. 10) в статье 29:
  9. а) в наименовании слова «и защитных лесных насаждений» исключить;
  10. б) в части первой слова «и защитные лесные насаждения» исключить;
  11. в) в части второй слова «, а также правила содержания защитных лесных насаждений» исключить;
  12. г) в части третьей:
  13. в абзаце первом слова «и защитных лесных насаждений» исключить;
  14. в абзаце втором слова «и защитных лесных насаждений» исключить;
  15. в абзаце третьем слова «и защитных лесных насаждений» исключить;
  16. в абзаце четвертом слова «и защитных лесных насаждений» исключить;
  17. д) в части четвертой слова «, а также правила содержания защитных лесных насаждений» исключить;
  18. 11) дополнить статьей 29.1 следующего содержания:

«Статья 29.1. Содержание мелиоративных защитных лесных насаждений и мероприятия по их сохранению

  • Правообладатели земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, обязаны содержать мелиоративные защитные лесные насаждения в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений, и проводить мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, в том числе по охране, защите, воспроизводству мелиоративных защитных лесных насаждений.
  • Мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений планируются и проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом требований лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
  • Мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений организуются правообладателями земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 14 — 16 настоящего Федерального закона.

Сведения о проведении мероприятий по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений предоставляются в уполномоченные на осуществление учета мелиоративных защитных лесных насаждений органы исполнительной власти в порядке, установленном в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона.

  1. Правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их сохранению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.»;
  2. 12) в статье 30:
  3. а) наименование изложить в следующей редакции:
  4. «Статья 30. Требования в области охраны мелиорированных земель при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на таких землях»;
  5. б) в части первой слово «защитных» заменить словами «мелиоративных защитных»;
  6. 13) статью 34 после слов «гидротехническими сооружениями,» дополнить словами «содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в федеральной собственности,».

В абзаце девятом статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3399; 2009, N 1, ст. 17; 2016, N 15, ст. 2066) слова «создание систем» заменить словами «создание мелиоративных систем».

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 23; N 21, ст. 2455; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597; 2009, N 30, ст.

3735; 2011, N 29, ст. 4284; 2013, N 27, ст. 3440, 3477; N 52, ст. 6976, 7011; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 10, ст. 1418; 2016, N 1, ст. 51; N 26, ст. 3875; N 27, ст. 4267, 4287, 4294; 2017, N 27, ст. 3940; 2018, N 27, ст. 3947; N 32, ст.

5134) следующие изменения:

  • 1) подпункт 3 пункта 2 статьи 13 после слов «сорными растениями,» дополнить словами «сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений,»;
  • 2) подпункт 3 пункта 4 статьи 23 после слова «дренажных» дополнить словами «и мелиоративных»;
  • 3) подпункт 3 пункта 1 статьи 40 после слова «осушительные,» дополнить словом «агролесомелиоративные,»;
  • 4) в пункте 2 статьи 77 слова «лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия» заменить словами «мелиоративными защитными лесными насаждениями»;
  • 5) в абзаце первом пункта 1 статьи 78 слова «создания защитных» заменить словами «создания мелиоративных защитных».
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.
  • Президент Российской Федерации
  • В.ПУТИН
  • Москва, Кремль 27 декабря 2019 года
  • N 477-ФЗ
Читайте также:  Статья 8. Судьи арбитражных судов в Российской Федерации

Владельцев земли обязали содержать мелиоративные защитные лесополосы

 Российская ГазетаРоссийская ГазетаНеобходимость принятия закона была продиктована тем, что не был определен правовой статус защитных лесных насаждений, не урегулированы вопросы их учета и содержания, сообщили «РГ» в минсельхозе. Лесополосы, созданные в советское время, долгие годы были бесхозными. Деревья незаконно пилили на дрова, избавлялись от них, чтобы расширить трассы или что-то построить на обочине. Все это усиливало экологические проблемы. Введение новых правил позволит в определенной степени эти пробелы устранить.

«Законопроект предусматривает обязанность правообладателей земельных участков обеспечивать содержание и сохранение мелиоративных защитных лесных насаждений. При этом в случаях, когда насаждения расположены на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не переданы в пользование сторонним организациям, эти обязанности возлагаются на органы власти», — пояснили «РГ» в пресс-службе Минсельхоза.

Законопроект наделяет Минсельхоз России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующими полномочиями. На собственников земельных участков возлагается обязательство представлять сведения о наличии и состоянии мелиоративных защитных лесных насаждений, уточнили в ведомстве.

Александр Петриков, академик РАН

Закон развивает правовую базу для агролесомелиорации как важнейшего направления мелиорации сельскохозяйственных земель.

Это имеет важное значение для степных и лесостепных регионов, где недостает в почве влаги, для защиты полевых и пастбищных земель от эрозии во всех сельскохозяйственных зонах страны.

По данным последнего доклада Минсельхоза России «О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в 2017 году», из обследованных на наличие ветровой и водной эрозии 10 485,44 тыс. га пашни ветровая эрозия выявлена на площади 1 424,17 тыс. га (13,6% от общей обследованной площади), водная — на площади 1 847,17 тыс. га (17,6%).

В старой редакции федерального закона «О мелиорации», принятом еще в 1996 году, в ст. 7 устанавливались общие виды агролесомелиорации (противоэрозионная, полезащитная, пастбищезащитная), но не было определено, что все они должны проводиться путем создания мелиоративных защитных лесных насаждений, так называемых лесополос.

Не было установлено, что правообладатели земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, обязаны содержать лесополосы в надлежащем состоянии. Не устанавливалось также, что органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий организуются мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений.

Новеллой закона является специальная статья 20.1., которой устанавливается порядок учета мелиоративных защитных лесных насаждений, состав, форма и порядок предоставления сведений, подлежащих такому учету. Принятие порядка об учете отнесено к полномочиям Минсельхоза. Статьей 29.1.

устанавливается также, что Минсельхоз определяет Правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их сохранению.

Надо отметить, что полномочия по принятию подобных правил (в старой редакции «правил содержания защитных лесных насаждений») были у Минсельхоза России и раньше (в соответствии со старым законом), но они так и не были приняты, так как было непонятно, кто их должен соблюдать.

Неопределенность правого положения лесополос, порядка их учета и правил содержания, в конечном счете, приводила к тому, что они были бесхозными, деградировали, были источниками пожарной опасности. Их воспроизводство специально не финансировалось из федерального бюджета.

Отдельные регионы выделяли средства на уход за ними из региональных бюджетов (например, Краснодарский край), частично федеральный центр софинансировал эти расходы в рамках поддержки общих региональных программ по мелиорации. Как следует из Национального доклада о реализации Госпрограммы сельского хозяйства в 2018 году, агролесомелиоративные мероприятия проведены всего лишь на площади 119,1 тыс. га.

Как известно, к февралю 2020 года Минсельхоз должен разработать программу вовлечения сельхозземель в оборот и развития мелиорации. Целесообразно, чтобы агролесомелиорация стала частью этой программы. Новый закон, который вступает в силу с 1 июля 2020 года, создает для этого правовую базу.

Повышение мелиоративной роли защитных лесных насаждений на сельскохозяйственных землях юга россии

Цель: установить состояние защитных лесных насаждений на сельскохозяйственных землях юга России в зависимости от их возраста, породного состава, различных воздействий природного (вредные организмы) и антропогенного (пожары, механическое повреждение сельскохозяйственной техникой и при строительстве различных объектов) характера и предложить мероприятия по их улучшению.

Материалы и методы: исследование состояния защитных лесных насаждений осуществлялось на сельскохозяйственных землях Аксайского района Ростовской области в 2018 г. После визуального обследования было выбрано 10 опытных участков с возрастом деревьев от 25 до 55 лет и более, неоднородных по составу, а также участки с различными повреждениями от пожаров и механического воздействия.

Применялись визуальные и инструментальные общепринятые методы обследования насаждений, в т. ч. лесопатологическое, возраст определялся недеструктивными методами с использованием возрастного бурава Пресслера.

Результаты: установлено, что наибольшую мелиоративную роль играют насаждения, более устойчивые к повреждениям, с возрастом деревьев до 25–30 лет; с повышением возраста увеличиваются площади нарушенных насаждений и утративших устойчивость деревьев. В насаждениях, где преобладающей породой является робиния лжеакация (Robinia pseudoacacia L.

), из обследованной 1000 м² площади делянки площадь с нарушенной устойчивостью составляет 744 м² и с утраченной устойчивостью 650 м²; в насаждениях, где преобладающей породой является вяз приземистый (Ulmus pumila L.), эти показатели составили соответственно 827 и 714 м².

  • Выводы: в целях повышения потребительской стоимости земель сельскохозяйственного назначения (восстановление мелиоративных функций защитных лесных насаждений для сохранения и повышения плодородия почв, охраны и воспроизводства водных ресурсов, растительного и животного мира) участки с нарушенной и утраченной устойчивостью требуют реконструкции насаждений, включающей разработку проекта и проведение работ по выкорчевке старых деревьев и посадке новых.
  • DOI: 10.31774/2222-1816-2020-1-122-139

защитные лесные насаждения, агролесомелиорация, сельское хозяйство, повреждения защитных насаждений, породы деревьев, вредители и болезни деревьев, лесные пожары

Для цитирования

Макарова, Н. М. Повышение мелиоративной роли защитных лесных насаждений на сельскохозяйственных землях юга России / Н. М. Макарова, Г. Т. Балакай, А. В. Макаров // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации [Электронный ресурс]. – 2020. – № 1(37). – С. 122–139. – Режим доступа: http:www.rosniipm-sm.ru/archive?n=646&id=654. – DOI: 10.31774/2222-1816-2020-1-122-139.

Список литературы

1 Власов, М. В. Текущая оценка и прогноз состояний защитных лесных насаждений в южных регионах Ростовской области / М. В. Власов, Г. Т. Балакай // Пути повышения эффективности орошаемого земледелия. – 2018. – № 4(72). – С. 53–58.

2 Макарова, Н. М. Оптимизация лесомелиоративных комплексов сельских территорий на юге России / Н. М. Макарова // Эколого-мелиоративные аспекты рационального природопользования: сб. науч. докл. междунар. науч.-практ. конф., 31 янв. – 3 февр. 2017 г. / Волгогр. гос. аграр. ун-т. – Волгоград, 2017. – С. 195–201.

3 Макарова, Н. М. Состояние лесных мелиораций на землях сельскохозяйственного назначения в Ростовской области / Н. М. Макарова, Е. В. Литвиненко // Пути повышения эффективности орошаемого земледелия: сб. науч. тр. / ФГБНУ «РосНИИПМ». – Новочеркасск: РосНИИПМ, 2014. – Вып. 56, ч. 2. – С. 18–21. 

4 Сорокина, О. А. Современное состояние полезащитных лесных насаждений в Российской Федерации / О. А. Сорокина, Л. Е. Петрова // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2014. – № 12(120). – С. 23–27. 

5 Манаенков, А. С. Затратность мероприятий по лесной мелиорации пахотных земель на юге России, подверженных ветровой и водной эрозии / А. С. Манаенков, Е. А. Корнеева // Региональная экономика. Юг России. – 2015. – № 2(8). – С. 69–76.

6 Мартынюк, А. А. Основные направления повышения устойчивости лесов и защитных лесных насаждений в засушливых регионах России / А. А. Мартынюк, Т. В. Рыкова // Экологические проблемы развития агроландшафтов и способы повышения их продуктивности: сб. ст. по материалам Междунар. науч. экол. конф. – Краснодар, 2018. – С. 465–468. 

7 Полуэктов, Е. В. Влияние защитных лесных полос на урожайность сельскохозяйственных культур / Е. В. Полуэктов, Г. Т. Балакай // Экологические проблемы развития агроландшафтов и способы повышения их продуктивности: сб. ст. по материалам Междунар. науч. экол. конф. – Краснодар, 2018. – С. 504–507.

8 Балакай, Н. И. Особенности стока талых вод с рыхлой и уплотненной пашни на черноземах обыкновенных в условиях Ростовской области / Н. И. Балакай, Г. Т. Балакай, Е. В. Полуэктов // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации [Электронный ресурс]. – 2016. – № 3(23). – С. 66–82. – Режим доступа: http:rosniipm-sm.ru/dl_files/udb_files/udb13-rec429-field6.pdf.

9 Гусев, В. И. Определитель повреждений лесных, декоративных и плодовых деревьев и кустарников / В. И. Гусев. – М.: Лес. пром-сть, 1984. – 472 с.

Читайте также:  Статья 16. Полномочный федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры, искусства и кинематографии

10 Макарова, Н. М. Динамика вредных организмов в полезащитных фитоценозах, пройденных пожаром / Н. М. Макарова, Е. В. Литвиненко // Проблемы и перспективы развития лесомелиораций и лесного хозяйства в Южном федеральном округе: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию высш. лес. образования на Дону. – Новочеркасск, 2010. – С. 254–257. 

11 Белицкая, М. Н. Оптимизация фитосанитарного состояния лесомелиоративных комплексов / М. Н. Белицкая, И. Р. Грибуст // Вестник аграрной науки Дона. – 2016. – № 2(34). – С. 42–49.

12 Аверкиев, И. С. Атлас вреднейших насекомых леса / И. С. Аверкиев. – М.: Лес. пром-сть, 1973. – 128 с.

13 Parihaar, R. S. Status of an indigenous agroforestry system: A case study in Kumaun Himalaya, India / R. S. Parihaar, K. Bargal, S. S. Bargal // Indian Journal of Agricultural Sciences. – 2015. – № 85(3). – P. 442–447.

14 Liu, T. X. Agroforestry Systems in Northern Temperate Zone and Productive Perspectives / T. X. Liu, S. W. Zhang // Advanced Materials Research. – 2011. – Vol. 304. – P. 253–258.

15 Pawar, K. V. Forest Conservation & Environmental Awareness / K. V. Pawar // Procedia – Earth and Planetary Science. – 2015. – Vol. 11. – P. 212–215.

16 Agrawal, A. Governing agriculture-forest landscapes to achieve climate change mitigation / A. Agrawal, E. Wollenberg, L. Persha // Global Environmental Change. – 2014, Nov. – Vol. 29. – P. 270–280.

17 Об утверждении Правил содержания защитных лесных насаждений: проект Приказа Министерства сельского хозяйства РФ (подготовлен Минсельхозом России 22 марта 2016 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:garant.ru/products/ipo/prime/doc/56564135/, 2019.

18 О сохранении и развитии защитных лесных насаждений на землях сельхозназначения: проект областного закона: внесен губернатором Ростовской области в Законодательное собрание Ростовской области 24 мая 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:pandia.ru/text/80/278/45662.php, 2019. 

19 О сохранении и развитии лесных насаждений на землях сельхозназначения Ростовской области [Электронный ресурс] / Рук. пресс-службы Администрации Песчанокоп. р-на. – Режим доступа: https:news.myseldon.com/ru/news/index/211467839, 2019.

20 Проектирование, создание и уход за защитными лесными насаждениями на землях сельскохозяйственного назначения / Г. Т. Балакай, Н. И. Балакай, А. Н. Бабичев, С. Г. Балакай, В. А. Монастырский, В. И. Ольгаренко; ФГБНУ «РосНИИПМ». – Новочеркасск, 2016. – 102 с. – Деп. в ВИНИТИ РАН 04.05.16, № 69-В2016.

21 Земельный кодекс Российской Федерации: принят Государственной думой 28 сентября 2001 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:rulaws.ru/Zemelnyy-kodeks/, 2019. 

22 О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: Письмо Минэкономразвития РФ от 16 марта 2010 г. № Д23-867 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99184/, 2019.

23 Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования: Приказ Минприроды РФ от 16 сентября 2016 г. № 480: по состоянию на 22 августа 2017 г. // Гарант Эксперт 2018 [Электронный ресурс]. – НПП «Гарант-Сервис», 2018.

Алексей Ткачев уверен — закон позволит сохранить мелиоративные защитные лесные насаждения – Власть Советов

Группа
депутатов Госдумы внесла законопроект,
дополняющий ФЗ «О мелиорации земель»
понятием «мелиоративные защитные лесные
насаждения». В нем также детально
проработаны нормы правового
регулирования агролесомелиоративных
мероприятий, устанавливаются правила
учета и содержания лесных насаждений.

Об актуальности
и основных задачах документа рассказал
один из соавторов законопроекта, депутат
Госдумы Алексей Ткачев.

Как отметил
парламентарий, агролесомелиорация
является одним из наиболее эффективных
типов мелиорации сельскохозяйственных
земель, обладающим природоохранным
действием в целом. Защитные лесные
насаждения исполняют водорегулирующие,
почвозащитные, противоэрозийные и иные
полезные для сохранения и повышения
плодородия земель функции.

Поведенные
многолетние исследования показывают,
что защита поля лесными полосами понижает
скорость ветра, улучшает показатели
влажности и испарения, повышает
сохранность посевов до четырех раз.

 В
итоге, по оценкам специалистов, на каждую
тысячу рублей, вложенную в агролесомелиорацию,
хозяйства получают в 1,5 — 2 раза больше
продукции, чем на такую же сумму
капиталовложений в другие основные
средства.

Вместе с тем,
современное состояние значительной
части сохранившихся полезащитных лесных
полос нельзя назвать удовлетворительным.
Они нередко загрязнены бытовыми и
промышленными отходами, повреждены
пожарами, самовольными вырубками,
болезнями и вредителями, отмирающие и
погибающие древостои часто
неудовлетворительного состояния, со
слабо выраженными защитными свойствами.

Сегодня во
многих субъектах Российской Федерации
агролесомелиоративные работы прекращены
практически полностью. Собственники
или арендаторы сельхозземель считают
это лишними и неоправданными затратами.

Деградация
защитных лесных насаждений является
одной из причин сокращения площади
плодородных земель и опасного роста
напряженности лесопожарной и экологической
обстановки.

C
момента принятия в 1996 году закона «О
мелиорации земель» и до настоящего
времени не утверждены Правила содержания
защитных лесных насаждений.

Все это
привело к тому, что вопросы создания,
содержания и учета защитных лесных
насаждений, используемых в целях
мелиорации, в настоящее время остаются
фактически «выпавшими» из системы
законодательства в области мелиорации
земель.

При этом защитные лесные
насаждения не относятся и к предмету
правового регулирования лесного
законодательства, которое содержит
лишь точечные положения о возможности
лесоразведения на землях сельскохозяйственного
назначения.

По словам
парламентария, предлагаемые законопроектом
нормы являются своевременным и
целесообразным решением проблемы
восстановления и повышения плодородия
почв земель сельскохозяйственного
назначения.

«Законопроектом
в федеральное законодательство вводится
новое понятие «мелиоративные защитные
лесные насаждения», тем самым
агролесомелиорация более четко отделяется
от иных видов мелиоративных систем.

Также устанавливаются правила учета и
содержания лесных насаждений и уточняются
полномочия органов государственной
власти и местного самоуправления в
части проведения агролесомелиоративных
мероприятий, что должно способствовать
формированию более синхронизированной
и полноценной агролесомелиоративной
работы в масштабах страны», — рассказал
Алексей Ткачев.

Как отмечает
парламентарий, принятие законопроекта
позволит устранить существующие правовые
пробелы и создать законодательные
условия для полноценной реализации
мероприятий по сохранению мелиоративных
защитных лесных насаждений на землях,
предназначенных для сельскохозяйственного
производства, даст возможность госорганам
и сельхозпроизводителям обеспечить
на высоком уровне, а где-то практически
возродить лесомелиоративные
мероприятия. Все это будет иметь
положительный экономический и
экологический эффект в виде предотвращения
деградации земель, повышения плодородия
почв и увеличения продуктивности
сельскохозяйственных угодий.

Алексей
Ткачев также напомнил, что Министерство
сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края
неоднократно обращало внимание на
проблему реконструкции и восстановления
лесополос, на их роль в защите кубанских
полей.

В 2010 году был принят краевой закон
«О сохранении и защите лесонасаждений»,
который обязывает собственников и
арендаторов земель сельскохозяйственного
назначения, на которых расположены
лесополосы, проводить уходные работы
и санитарные вырубки.

Один из пунктов
закона предусматривает экономическое
стимулирование сельхозтоваропроизводителей,
осуществляющих агролесомелиоративные
мероприятия для сохранения плодородия
почвы.

В крае порядка
145 тысяч га лесных полос, около 25 тысяч
га из них находится в собственности
Краснодарского края. Многие защитные
насаждения нуждается в срочном
лесохозяйственном уходе и улучшении
санитарного состояния.

Агролесомелиоративные
мероприятия на землях сельскохозяйственного
назначения, находящихся в краевой
собственности, до 2012 года и включая его,
проводились в рамках КЦП «Развитие
сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия в Краснодарском
крае». Финансирование работ в этих
лесополосах велось за счет средств
краевого бюджета. В 2012 году программа
была продлена до 2020-го. За этот период
планируется провести агролесомелиоративные
работы всего на сумму более 260 млн. руб.

То есть
сегодня финансирование из краевого
бюджета на расчистку, уход и создание
лесополос выделяется только территориям,
которые числятся на балансе региона.
Однако только этих мероприятий
недостаточно.

Алексей
Ткачев отметил значимость обсуждаемой
темы для всей страны. По его словам,
Россия является государством, обладающим
самыми большими земельными ресурсами
в мире, уникальными по своей природе
и плодородию черноземами.

«Земля,
пашня – это уникальное достояние
России, наш важнейший стратегический
ресурс. Сохранение и восстановление
почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения
входит в разряд серьезнейших
социально-экономических и экологических
проблем. Решать ее нужно комплексно –
как на федеральном, так и на региональном
уровне», — сказал Алексей Ткачев.

Что касается
законопроекта, внесенного депутатами
Госдумы, то его рассмотрение в первом
чтении должно состояться уже в июле.

Ссылка на основную публикацию