Статья 11. условия осуществления депутатом депутатской деятельности

1. Комментируемой статьей регулируются вопросы, связанные с условиями осуществления депутатами депутатской деятельности.

В соответствии с п.1 комментируемой статьи условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

  • При этом законодателем четко определяется, что под условиями осуществления депутатом депутатской деятельности понимается осуществление депутатской деятельности:
  • — на профессиональной постоянной основе;
  • — на профессиональной основе в определенный период (например, метод ротации);
  • — без отрыва от основной деятельности.

Как отмечено в постановлении КС РФ от 29 октября 2010 года N 19-П, определение условий осуществления депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ своих полномочий, равно как и иные вопросы, относящиеся к общим принципам организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся, как следует из взаимосвязанных положений п.»н» ч.1 ст.72 и ч.2 и 5 ст.76 Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов РФ, которые в силу конституционных начал реализации законодательной функции, обусловленных федеративной природой российской государственности, обладают достаточно широкой дискрецией применительно к данной сфере правового регулирования.

Исходя из этого, комментируемой нормой субъектам РФ предоставлено право на установление условий осуществления депутатской деятельности (на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности) и определение числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, создав тем самым правовые предпосылки самостоятельного решения ими этих вопросов — в пределах, предусмотренных федеральным законом, и с учетом всех обстоятельств, в том числе возможностей финансового обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа конкретного субъекта РФ, что согласуется с конституционными гарантиями самостоятельности субъектов РФ в установлении системы образуемых ими органов государственной власти.

По смыслу названных законоположений, субъекты РФ вправе предусматривать исполнение депутатами региональных парламентов своих обязанностей не только на профессиональной, но и на непрофессиональной основе и определять, какая часть депутатского корпуса может осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе, что в таких случаях предполагает возможность выбора депутатами той или иной формы деятельности в составе законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Это, в свою очередь, означает, что субъект РФ, закрепляя на уровне своей конституции (устава) и (или) закона в качестве условия осуществления депутатской деятельности возможность исполнения депутатских обязанностей на профессиональной постоянной основе, обязан установить порядок реализации депутатами соответствующего права, отвечающий конституционным требованиям определенности и справедливости и исключающий принятие по данному вопросу произвольных решений, и одновременно гарантировать всем депутатам равные юридические возможности по осуществлению депутатских полномочий (постановление КС РФ от 29 октября 2010 года N 19-П).

В соответствии с правовыми позициями КС РФ, выраженными им в ряде решений, нормы законов субъектов РФ, предусматривающие формирование действующей на профессиональной постоянной основе части депутатского корпуса путем принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ персональных решений при отсутствии специальных процедур принятия таких решений, не гарантируют надлежащий порядок реализации депутатами права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе, если при наличии необходимых и достаточных условий (заявление депутата и соответствующие бюджетные ассигнования) допускают вынесение произвольных решений об удовлетворении заявлений одних депутатов и об отказе другим. Такого рода нормы, по мнению КС РФ, не могут служить основанием для отказа депутатам в реализации права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе, так как иное означало бы отступление от конституционного принципа равенства всех перед законом и не соответствовало бы условиям функционирования законодательных (представительных) органов государственной власти в демократическом правовом государстве (см. определения от 11 мая 2004 года N 139-О, от 7 октября 2005 года N 341-О и др.).

Например, в соответствии со ст.6 Закона г.Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 «О статусе депутата Московской городской Думы» все депутаты Московской городской Думы осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе; в соответствии со ст.

7 Закона Хабаровского края от 27 ноября 1996 года N 86 «О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края» депутаты осуществляют свои полномочия как на профессиональной постоянной основе, так и путем совмещения депутатской деятельности с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы.

Исключение из вышеуказанного права субъектов РФ установлено п.1.1 комментируемой статьи в отношении депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, совмещающих депутатскую деятельность с деятельностью представителя субъекта РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Так, в соответствии со ст.

6 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации осуществляет свою деятельность на постоянной профессиональной основе.

Соответственно, депутат законодательного (представительного) органа субъекта РФ, совмещающий депутатскую деятельность с членством в Совете Федерации, не может одновременно осуществлять обе деятельности на постоянной профессиональной основе.

В связи с этим устанавливается, что депутат, совмещающий осуществление полномочий члена Совета Федерации и депутата, со дня наделения его полномочиями члена Совета Федерации осуществляет полномочия депутата без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации.

Если указанный депутат замещал в законодательном (представительном) органе субъекта РФ должность на постоянной профессиональной основе, то при принятии решения о наделении депутата полномочиями члена Совета соответствующий депутат освобождается от должности председателя, заместителя председателя законодательного (представительного) органа субъекта РФ, председателя, заместителя председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа субъекта РФ и иных руководящих должностей, замещаемых в соответствии с законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на постоянной профессиональной основе.

По мнению авторов, деятельность депутата в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ будет вытеснена на второй план по сравнению с членством в Совете Федерации и не сможет осуществляться депутатом в полной мере. И такое вытеснение будет тем заметнее, чем удаленнее субъект РФ от центра.

2.

Пунктами 2 и 3 комментируемой статьи устанавливаются гарантии равенства при осуществлении депутатской деятельности депутатов, избранных в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта РФ, и каждому депутату, составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п.17 ст.35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Данные нормы были введены Федеральным законом от 4 июня 2010 года N 118-ФЗ в целях реализации положений послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года, касающихся установления возможности для представителей всех политических партий замещать руководящие должности и работать в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ на постоянной основе.

В частности, устанавливается, что если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта РФ, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п.17 ст.35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

  1. Кроме того, депутатам, избранным в составе указанных списков кандидатов, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
  2. В целях реализации данных положений в нормативных правовых актах должны предусматриваться:
  3. — порядок реализации депутатом своего права работать на постоянной профессиональной основе, который должен отвечать конституционным требованиям определенности и справедливости и исключать возможность принятия по данному вопросу произвольных решений (постановление КС РФ от 29 октября 2010 года N 19-П);

Основные гарантии депутатской деятельности

Неприкосновенность депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Несовместимость депутатской деятельности с занятием определенных должностей.

Основания досрочного прекращения полномочий депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Основные гарантии депутатской деятельности. Неприкосновенность депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Несовместимость депутатской деятельности с занятием определенных должностей.

       Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики для реализации своих полномочий наделены определёнными правами и обязанностями.

Данный объем прав и обязанностей закреплён Конституцией Республики Беларусь, Законом от 4 ноября 1998 г.

«О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», регламентами палат Парламента и иными нормативно-правовыми актами.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики согласно положений ст.

Читайте также:  Статья 3. основные понятия и термины, применяемые в настоящем федеральном законе

31 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», при осуществлении своих полномочий государство гарантирует и обеспечивает необходимые условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами Республики Беларусь.

  • Палата представителей, Совет Республики, секретариаты палат, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, учреждения, организации, предприятия обеспечивают условия для осуществления полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, предоставляют им необходимые для работы библиотечные фонды и архивы, средства связи, электронно-вычислительную, копировально-множительную и печатную технику.
  • Палата представителей, Совет Республики создают условия для повышения профессионального уровня депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики.
  • Депутату Палаты представителей ежемесячно предоставляются определенные дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Палаты представителей.
  • Для ведения приема граждан, рассмотрения их обращений и осуществления иной деятельности депутату Палаты представителей в избирательном округе, члену Совета Республики в административно-территориальной единице руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа либо администрацией государственного учреждения, организации, предприятия, находящихся на территории округа, административно-территориальной единицы, предоставляется отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой.
  • Согласно положений статей 32-44 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь» депутаты палаты представителей и члены Совета Республики для осуществления своих полномочий имеют существенные льготы в материально-финансовом обеспеченье, в предоставлении служебных и жилых помещений, в ежегодных оплачиваемых отпусках, на транспорте, в гарантии трудовых прав, в освобождении от призыва на военную службу и сборы в личном страховании.

       В соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Однако это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

       На основании положений части второй данной статьи в течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены Совета республики могут быть лишены свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены, иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

       Уголовное дело в отношении их рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

       Согласно ч. 3 и 4 ст. 92 Конституции, депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Причем, депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.

       Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов.

Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства.

Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей и члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

Записи по теме

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 34-П город Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

с участием представителей обратившейся в Конституционный Суд Российской Федерации группы депутатов Государственной Думы — депутата Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, адвокатов Е.А. Лукьяновой и В.Ю.

Прохорова, полномочного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Д.Ф. Вяткина, полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации А.И.

Александрова, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.В. Кротова,

руководствуясь статьей 125 (пункт «а» части 2) Конституции Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 1 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пункта «в» части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые в запросе законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика О.С. Хохряковой, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства юстиции Российской Федерации — Е.А. Борисенко, от Генерального прокурора Российской Федерации — Т.А. Васильевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1.

Группа депутатов Государственной Думы оспаривает конституционность положений статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которым полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным пунктом «в» части второй статьи 6 данного Федерального закона, т.е. не производится исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации (пункт «в» части первой); решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой данной статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий и которое принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы (часть пятая).

Адвокатам вновь предлагается разрешить совмещать деятельность с депутатскими полномочиями

В Госдуму внесен законопроект № 1179398-7, которым предлагается предоставить право адвокатам избираться депутатами в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований с условием осуществления своих полномочий на непостоянной основе, т.е. без отрыва от адвокатской деятельности. 

Тамбовским адвокатам не позволили стать муниципальными депутатами на непостоянной основеПрименив новую редакцию Закона об адвокатуре, избиркомы решили не давать мандаты тем адвокатам, которые не подали заявления о приостановлении статуса в течение пяти дней после установления результатов выборов

В пояснительной записке отмечается, что ранее такое право у адвокатов было, но после вступления в силу закона от 2 декабря 2019 г., которым были внесены поправки в Закон об адвокатуре, адвокат указанную возможность утратил.

Вместе с тем ранее возможность адвоката заниматься адвокатской деятельностью и одновременно быть депутатом представительного органа муниципального образования с условием осуществления полномочий на непостоянной основе подтвердил Конституционный Суд в Постановлении от 18 июля 2019 г. № 29-П.

По мнению Конституционного Суда, лишение гражданина, осуществляющего депутатские полномочия на непостоянной основе, статуса адвоката только в силу факта замещения муниципальной должности и безотносительно к характеру публично-правовой функции не имеет разумного конституционно-правового обоснования. КС указал: несмотря на то, что органы местного самоуправления являются элементом системы публичной власти, их основное предназначение – решение вопросов местного значения (Постановление КС от 2 апреля 2002 г. № 7-П). Кроме того, Конституция не содержит предписаний, прямо запрещающих адвокату без утраты статуса осуществлять полномочия депутата на непостоянной основе. Из ее положений также не следует прямой запрет федеральному законодателю исключить возможность совмещения адвокатской деятельности с осуществлением полномочий депутата на непостоянной основе.

КС подтвердил право адвокатов занимать муниципальные должности на непостоянной основеСуд подчеркнул, что лишение лица, осуществляющего депутатские полномочия на непостоянной основе, статуса адвоката только в силу факта замещения муниципальной должности не имеет разумного конституционно-правового обоснования

Как отметили авторы законопроекта, судья КС Николай Бондарь выступил с мнением, в котором указал на то, что в принципиальном, конституционно-правовом плане исполнение адвокатом депутатских полномочий на непостоянной (непрофессиональной) основе не может рассматриваться как нарушение его профессиональной независимости: депутатские полномочия он осуществляет исключительно на общественных началах, и, таким образом, здесь полностью отсутствуют пересекающиеся «профессионально-должностные» линии. Кроме того, совмещение статусов не нарушает принцип равноправия адвокатов, имея в виду сам характер депутатских полномочий на муниципальном уровне; в их числе нет таких, которыми муниципальный депутат мог бы «прирастить» свой адвокатский статус, воспользоваться ими в своей профессионально-адвокатской деятельности. Все депутатские полномочия адвокат осуществляет как полномочный представитель населения и член представительного органа местного самоуправления. Причем на муниципальном уровне депутатский мандат имеет в своей основе императивный характер, он ориентирует депутата прежде всего на исполнение обязанностей во взаимоотношениях с избирателями. Статус же адвоката и возможности его реализации в принципиальном плане равны возможностям всех других членов адвокатского профессионального сообщества. 

Читайте также:  Статья 12.3. состав кассационного военного суда при осуществлении правосудия

В пояснительной записке указывается, что вышеуказанное абсолютно применимо и к случаям, когда адвокат является одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с условием осуществления депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности.

Предлагается разрешить адвокатам совмещать свою деятельность с депутатскими полномочиями на непостоянной основе В Госдуму внесен законопроект, которым предусматривается приостановление статуса адвоката в случае осуществления депутатских полномочий только по его заявлению

Стоит отметить, что пояснительная записка к внесенному законопроекту частично повторяет пояснительную записку проекта закона № 978064-7, который, как ранее писала «АГ», был внесен на рассмотрение в Думу летом 2020 г.

Данными поправками предлагается закрепить, что избрание (назначение) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на непостоянной основе не влечет автоматического приостановления статуса адвоката.

Комментируя законодательную инициативу, член Совета ФПА Олег Баулин указал, что законопроект по сути своей является вполне логичным исправлением ошибки Закона от 2 декабря 2019 г., которым были внесены поправки в Закон об адвокатуре.

«Безусловно, деятельность адвокатов – профессиональных юристов, имеющих высокий уровень подготовки и серьезный практический опыт, – в качестве депутатов будет полезной и эффективной, позитивно скажется на качестве принимаемых нормативных актов», – отметил он. 

Олег Баулин предположил, что конфликт интересов, использование авторитета депутатского статуса в профессиональной работе теоретически возможны, однако слышать о таких случаях ему не приходилось.

«Кроме того, преодолеваться они могут и должны в рамках законодательства о местном самоуправлении, путем применения правил адвокатской этики, но уж никак не абсолютным запретом», – посчитал член Совета ФПА.

Он напомнил, что запрет на профессиональную деятельность предусматривался только в отношении адвокатов. Для иных участников так называемого юридического рынка, о необходимости реформирования или хоть какого-либо регулирования которого много и давно говорят, запреты и ограничения на избрание в состав представительных органов не устанавливались. 

Адвокат АП г. Москвы Олег Сухов, по жалобе которого КС принял Постановление № 29-П, также считает, что инициативу можно только приветствовать. «Главное, чтобы она не осталась на бумаге. С юридической точки зрения нет никаких разумных причин препятствовать адвокату быть еще и депутатом на непостоянной (т.е.

на бесплатной, без вознаграждения за депутатскую деятельность) основе. В п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре предусмотрены основные принципы, на которых действует адвокатура: принципы законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов.

Ни один из перечисленных принципов не нарушается совмещением адвокатских и депутатских обязанностей», – подчеркнул он.

«Здесь очень простой вопрос: нужны ли в политике юридически грамотные люди? Вроде бы ответ на данный вопрос очевиден. Адвокаты, как известно, с правом знакомы не понаслышке. Не только в теории, но и (что особенно ценно) на практике. Но тогда надо создавать им условия для работы в органах власти.

Для начала хотя бы муниципальной. Когда адвокат не получает деньги за исполнение депутатских обязанностей, ему просто необходимо иметь иной источник дохода. Обычно таковым являются гонорары за юридическую помощь.

А если адвоката лишить этих гонораров, то зачем же ему тогда идти в политику? И кто придет вместо него? Если действительно разрешат совмещение адвокатской и депутатской деятельности, есть надежда, что во власти будет больше компетентных людей. Если не сразу, то со временем.

Главное, чтобы наши законодатели не передумали на полпути и не завернули и в самом деле хорошую инициативу», – указал Олег Сухов.         

Либо адвокат, либо депутат?О поправке в Закон об адвокатуре, запрещающей совмещать статусы адвоката и депутата на непостоянной основе

Председатель Пермского филиала Московской коллегии адвокатов «Ульпиан» Илья Дёмин положительно отнесся к тому, что авторы законопроекта осознают, что существующий запрет на совмещение статусов адвоката и депутата является правовой несправедливостью: именно такая формулировка используется в пояснительной записке. Действительно, отметил он, совмещение статусов адвоката и депутата на непрофессиональной, непостоянной основе не предполагает какого-либо конфликта интересов, который бы обязывал законодателя его устранить.

Его коллега Федор Леппа указал, что законопроект предусматривает не только изменение ст. 16 Закона об адвокатуре, но и ч. 1 его ст. 2. «В последней непосредственно и закрепляются запреты на совмещение статуса адвоката и нескольких иных видов деятельности.

Это однозначно позволит исключить правовую неопределенность, которая возможна за счет различных вариантов системного толкования ст. 2 и ст. 16 закона. К слову, эта неопределенность все-таки позволила мне в 2020 г.

успешно сдать экзамен на статус адвоката при условии, что я являлся и являюсь муниципальным депутатом. Региональное управление Минюста пыталось привлечь к дисциплинарной ответственности за такое “совмещение”, полагая, что оно невозможно.

Совет АП Пермского края прекратил дисциплинарное производство, не увидев в моей ситуации нарушений, за что я, безусловно, благодарен», – отметил он.

Кс рф разрешил адвокатам быть депутатами: муниципальными и неосвобожденными

На днях КС РФ опубликовал весьма примечательное для адвокатского сообщества постановление, в котором дано ограничительное толкование установленного абз. 1 п. 1 ст.

2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» запрета на совмещение статуса адвоката с публичной должностью.

КС РФ счел, что данный запрет не исключает совмещения адвокатской деятельности с осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе.

По мнению КС РФ, не имеет разумного конституционно-правового обоснования лишение гражданина, избранного депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляющего депутатские полномочия на непостоянной основе, статуса адвоката только в силу самого факта замещения муниципальной должности и безотносительно к характеру исполняемой по данной должности публично-правовой функции.

Ведь, местное самоуправление ориентировано в основном на решение коммунально-хозяйственных, а не политических, вопросов, которые связаны с текущими нуждами и определением перспектив развития местного сообщества.

При этом депутатский статус в муниципальной сфере предполагает возможность его реализации без отрыва от основной профессиональной деятельности, к которой может относиться и осуществление квалифицированной юридической помощи.

КС РФ не исключил того, что законодатель правомочен ввести определенные дополнительные требования к такому совмещению, чтобы избежать конфликта интересов, но любые такие требования должны быть ясно, четко формализованы.

В настоящее же время в правоприменительной практике (в том числе на уровне адвокатских палат различных субъектов РФ) имеется в данном вопросе разнобой, который не только влечет нарушение принципа равенства, но и не имеет конституционного оправдания в части отстаиваемого соответствующего запрета для адвокатов.

Адвокатура по своей природе должна быть неполитизированным институтом и интеграция в систему публичной власти не идет этому институту на пользу. Но местное самоуправление — публичная власть особого рода, основанная на принципах самоорганизации, саморегулирования, самоконтроля.

Собственно логика местного самоуправления такова, что его властные функции, не имеющие первичного, институционального значения, являются производными от права населения, проживающего на соответствующей компактной территории, самостоятельно налаживать свой быт способами, которые население считает наиболее оптимальными.

Переплетение, органическое сочетание в местном самоуправлении начал свободы и солидарности, дух корпоративизма традиционно служили основой к тому, чтобы местное самоуправление было активно вовлечено в реализацию мер по обеспечению прав и свобод и оказание правовой поддержки населению. Это с одной стороны.

С другой — относящиеся к юридическому, прежде всего адвокатскому, сообществу лица всегда являлись лидерами общественного мнения, концентрировали вокруг себя общественные инициативы, т.е. были активно вовлечены в жизнь муниципального сообщества.

Постановление КС РФ является важным фактором для усиления местного самоуправления на началах гражданского общества.

chapter03

  • а) законопроектов и поправок к ним;
  • в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.
  • Группа численностью не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
  • Перечисленные в частях первой и второй настоящей статьи законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Государственной Думе в установленном порядке.
  • Порядок осуществления права законодательной инициативы депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
  • Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы реализуют на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующих комитета, комиссии данной палаты предоставленные им права в соответствии с регламентами Совета Федерации и Государственной Думы.
  • Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы принимают личное участие в заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами которой они являются, комитета, комиссии, членами которых они являются.
  • При невозможности присутствовать на заседании соответствующих палаты, комитета, комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя палаты, председателя комитета, комиссии.
  • Депутат Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы.
  • Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на всех заседаниях Совета Федерации.
  • Запрос вносится на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации в письменной форме.
  • Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой, срок.
  • Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на запрос оглашаются председательствующим на заседании палаты или доводятся до сведения депутатов данной палаты иным путем.
  • В порядке работы Государственной Думы предусматривается время для обращения депутатов Государственной Думы с вопросами к членам Правительства Российской Федерации и ответов на них.
  • Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий орган палаты, что является основанием для приглашения соответствующего члена Правительства Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 5. страхователи

В случае, если приглашенный член Правительства Российской Федерации не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ члена Правительства Российской Федерации доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании палаты.

При обращении депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют им необходимую информацию и документацию независимо от степени их секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.

Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации.

При этом материалы, представляемые депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатских объединений в Государственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

Недопустимость вмешательства депутата в деятельность органов дознания, следователей и судов.

В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов и должностные лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения

депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 20 дней со дня получения обращения депутата.

Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Вмешательство депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.

Статья 18. Неприкосновенность депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Глава II. Условия и формы осуществления депутатом

  • депутатской
    деятельности.
  • Статья
    7. Условия осуществления депутатской
    деятельности
  • Депутату
    обеспечиваются условия для беспрепятственного
    и эффективного осуществления его
    полномочий, защита прав, чести и
    достоинства.
  • Депутат
    осуществляет свои полномочия, как
    правило, без отрыва от основной
    производственной или служебной
    деятельности.
  • Количество
    депутатов, работающих на постоянной
    (штатной платной) основе, устанавливается
    в положении (уставе) муниципального
    образования, но не может превышать одной
    трети от установленного числа депутатов
    представительного органа местного
    самоуправления.
  • Депутат,
    работающий в представительном органе
    местного самоуправления на постоянной
    основе, не может находиться на
    государственной и муниципальной службе,
    заниматься другой оплачиваемой
    деятельностью, кроме научной,
    преподавательской, лечебной,
    литературной или иной творческой
    деятельности.
  • Депутату,
    работающему на постоянной основе,
    выплачивается заработная плата из
    средств, предусмотренных в местном
    бюджете на содержание органов местного
    самоуправления, в размере, определяемом
    представительным органом в соответствии
    с законодательством Российской Федерации.
  • Условия
    осуществления депутатской деятельности
    депутатами из числа военнослужащих и
    других категорий граждан, служба которых
    регулируется уставами и положениями,
    определяется законодательством
    Российской Федерации.
  • Статья
    8. Формы депутатской деятельности
  • Формами
    депутатской деятельности депутата
    представительного органа местного
    самоуправления являются:

  • участие в заседаниях представительного
    органа местного самоуправления;

  • участие в работе комиссий, комитетов и
    иных органов представительного органа
    местного самоуправления, создаваемых
    в соответствии с положением (уставом)
    муниципального образования;

  • подготовка и внесение проектов решений
    и правовых актов на рассмотрение
    представительного органа местного
    самоуправления;

  • участие в работе депутатских групп и
    иных депутатских объединений;

  • участие в депутатских слушаниях;

  • участие в выполнении поручений
    представительного органа местного
    самоуправления;

  • обращение с депутатским запросом;

  • депутатское расследование;

  • работа с избирателями.
  • Депутатская
    деятельность может осуществляться
    также в иных формах, предусмотренных
    федеральным, областным законодательством,
    правовыми актами органов местного
    самоуправления.
  • Статья
    9. Взаимоотношения депутата с избирателями
  • Депутат
    представительного органа местного
    самоуправления поддерживает постоянную
    связь с избирателями своего округа,
    ответственен перед ними и подотчетен
    им.
  • Депутат
    принимает меры по обеспечению прав,
    свобод и законных интересов своих
    избирателей: рассматривает поступившие
    от них заявления, предложения и жалобы,
    способствует в пределах своих полномочий
    правильному и своевременному решению
    содержащихся в них вопросов; ведет прием
    граждан; проводит встречи с трудовыми
    коллективами и местными общественными
    объединениями; изучает общественное
    мнение и при необходимости вносит
    предложения в соответствующие органы
    государственной власти, органы местного
    самоуправления и общественные объединения.
  • Депутат
    не реже двух раз в год отчитывается
    перед избирателями округа о своей
    деятельности, а также периодически
    информирует о своей работе во время
    встреч с избирателями и через средства
    массовой информации.
  • Принимая
    меры по обеспечению прав, свобод и
    законных интересов избирателей, депутат
    взаимодействует с органами государственной
    власти области, органами местного
    самоуправления, депутатами Государственной
    Думы и Совета Федерации от Иркутской
    области, общественными объединениями.

Порядок
приема граждан депутатом, обеспечения
его для этого необходимыми условиями
(безвозмездное предоставление помещения,
транспорта, извещение населения и т.п.),
а также иные условия работы депутата в
избирательном округе определяются
правовыми актами органов местного
самоуправления.

Депутат
может быть отозван избирателями до
окончания срока полномочий. Порядок
отзыва депутата представительного
органа местного самоуправления
устанавливается соответствующим Законом
области.

Статья
10. Участие депутата в работе органов
местного

самоуправления
иных муниципальных образований

Депутат
вправе участвовать с правом совещательного
голоса в работе представительных органов
местного самоуправления иных муниципальных
образований при принятии ими решений,
затрагивающих интересы населения
муниципального образования, депутатом
от которого он является. Депутату при
этом предоставляется возможность
выступлений, внесения предложений и
замечаний по обсуждаемым вопросам.

  1. Депутат
    вправе вносить в органы местного
    самоуправления иных муниципальных
    образований подготовленные им предложения,
    обращения и иные документы по вопросам,
    затрагивающим интересы обоих муниципальных
    образований.
  2. Статья
    11. Право депутатов на объединение
  3. Депутаты
    имеют право объединяться в постоянные
    и временные депутатские группы и иные
    депутатские объединения.
  4. Порядок
    формирования и деятельности депутатских
    объединений определяется регламентом
    представительного органа, иными правовыми
    актами представительного органа местного
    самоуправления.

Статья
12. Депутатская этика.

Депутат
обязан соблюдать правила депутатской
этики, утверждаемые представительным
органом местного самоуправления.
Ответственность за нарушение депутатом
указанных правил устанавливается
правовыми актами органов местного
самоуправления в соответствии с
действующим законодательством.

Ссылка на основную публикацию