Статья 16. Полномочный федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры, искусства и кинематографии

Культура— сложная социальная категория, чаще относи­мая к сфере духовной жизни людей, их эстетического, нрав-

1 СЗ РФ. 1999. № 45. Ст. 5437. 372

ственного воспитания и религиозного самосознания. Важна роль религиозного самосознания, как главного фактора силы и кре­пости существования народа как этноса.

Уместно вспомнить слова одного из замечательных православных пастырей пер­вой половины XX века протоирея Сергея Четверикова: «Каж­дый народ черпает силу и крепость своего существования преж­де всего из своего религиозного самосознания»1.

К системе федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры относятся:Министерство культуры РФ; Ми­нистерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; Федеральная архивная служба.

Министерство культуры РФкак федеральный орган ис­полнительной власти, согласно Положению о нем от 6 июня 1997 г. № 6792 в ред. от 02.12.2000 г.

№ 913 осуществляет возложенные на него задачи административно-правового регу­лирования отношений в сфере культуры во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, творческими союзами, другими общественными орга­низациями, деятелями культуры как непосредственно, так и через соответствующие органы управления культурой субъек­тов Федерации.

Основными субъектами административно-правовых от­ношений являются различные учреждения культуры:биб­лиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цир­ки, музеи, театры, различные предприятия обслуживающие учреждения культуры.

Следует указать на особую роль в фор­мировании культуры среди широких масс библиотек, кото­рые способствуют не только восприятию культуры посред­ством чтения книг, но и культурно-массовыми мероприяти­ями. В этом плане, например, заслуживает внимание работа библиотеки № 105 района «Гольяново» Восточного админи­стративного округа г.

Москвы, где с 1995 г. проводится боль­шая культурно-просветительная работа под девизом «Эколо­гия души».

  • Основными задачами Минкультуры России как федераль­ного органа исполнительной власти являются:
  • • разработка и реализация государственной политики в сфере культуры;
  • • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

1 Газета «Наш дом Россия» 1996 г. 19 апреля.

2 СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2762.

  1. • научные исследования в области культуры;
  2. • создание условий для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории России;
  3. • содействие в реализации гражданами прав на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение ду­ховных потребностей и приобщение к ценностям отече­ственной и мировой культуры;
  • • содействие развитию сферы досуга; обеспечение государ­ственной поддержки и создание условий для профессио­нального искусства;
  • • осуществление государственной политики в области ох­раны и популяризации историко-культурного наследия;
  • Ш разработка и реализация федеральных программ сохра­нения и развития культуры;
  • • формирование и обеспечение функционирования феде­ральной системы специального профессионального об­разования в сфере культуры;
  • • участие в разработке и реализации государственной фи­нансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере культуры;
  • • развитие и координация международных культурных связей и другие задачи.
  • В настоящее время Минкультуры России является коорди­натором действий и организует отношения различных органи­зационных структур по поддержке театров, музеев, библиотек, учебных заведений культуры.
  • Федеральным исполнительным органом власти в сфере культуры являетсятакже Министерство по делам печати, те­лерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

В Положении, принятом от 10 сентября 1999 г. «Вопросы Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций» в ред. 14.02.2002 г.

№ 101 отмеча­ется, что оно осуществляет государственное регулирование, ме­жотраслевую координацию деятельности по вопросам разра­ботки и осуществления государственной политики в области кинематографии1.

Функционирует оно во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, союзом кинематографистов и другими творческими союзами и общественными организациями страны.

Статья 16. Полномочный федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры, искусства и кинематографии

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций решает следующие задачи:

СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4508.

  1. • разрабатывает и осуществляет государственную культур­ную и техническую политику;
  2. • разрабатывает и реализует федеральные программы в области кинематографии;
  3. • анализирует проблемы отрасли, определяет концепцию и стратегию развития кинематографии;
  4. • содействует развитию международных связей и др. Основными задачами министерства в области печати явля­ются:
  5. • разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области периодической пе­чати, книгоиздания, полиграфии и распространение книг;
  6. • защита свободы слова и независимости прессы;
  7. • взаимодействие с органами государственной власти в под­готовке проектов законодательных и иных нормативных актов в области печати;
  8. • разработка и участие в реализации федеральных издатель­ских программ по выпуску литературы;
  9. • создание условий организации и функционирования феде­ральных, межрегиональных, региональных, местных из­дательств, газет и журналов.
  10. Основными функциямиминистерства с возложенными на него задачами в области печати являются:
  11. • координация деятельности федеральных органов испол­нительной власти по вопросам периодической печати, книгоиздания, полиграфии и распространения книг;
  12. • заключение договоров с предприятиями вне зависимос­ти от их форм собственности на размещение госу­дарственных заказов;
  13. • регистрация и перерегистрация периодических изданий, лицензирование издательской и полиграфической дея­тельности;
  14. • содействие укреплению материально-технической базы государственных издательств, предприятий полиграфии и книжной торговли.
  15. Соответствующие подразделения министерства организуют телерадиовещание и работу средств массовых коммуника­цийименуемых, как средства массовой информации (СМИ), которые иногда называют четвертой властью наряду с законо­дательной, исполнительной и судебной, подчеркивая тем са­мым реальную возможность их влияния через умы граждан на Жизнь общества и государства в целом.

Однако, это власть над умами и душами граждан, значит, как и любая власть в государстве, она должна быть подконт­рольна обществу. Если какой-то канал решил называть себя общественным, например, ОРТ, то при нем должна быть со­здана квалифицированная общественная комиссия, отвечаю­щая публичным интересам большинства народа.

Если в госу­дарстве нет официальной идеологии, то, как говорят, «свято место пусто не бывает», его заполнит идеология конкурирую­щих государств, имеющих свою национальную идеологию. Ус­транение разрухи в социально-экономической жизни страны надо начинать с устранения разрухи в умах.

Это, на первый взгляд, простая, но чрезвычайно актуальная проблема нынеш­ней России.

Правовые основы регулирования отношенийв сфере куль­туры заложены в Конституции РФ и Законе от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культу­ре»1.

Это закон регулирует отношения в области сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; обеспечение и защиту конституционного права граждан на эту деятельность; правовое ее обеспечение; принципы государствен­ной политики в области культуры и др.

Большое значение для управления в области культуры имеет Закон «О средствах массовой информации» от 1 декабря 1995 г.2. В соответствии с Конституцией РФ ст.

71 в ведении Федерации относится установление основ федеральной поли­тики и федеральных программ в области культурного разви­тия. Федеральные органы исполнительной власти осуществля­ют прямое финансирование организации культуры, находящих­ся в ведении РФ.

Конституция РФ закрепляет основные права и свободы граждан в области культуры, способствует их гар­моничному развитию.

Правовые основы регулирования отношений в сфере куль­туры также регламентированы законом от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре». В нем определены следующие важнейшие области культурной деятельности:

• художественная литература, кинематография, сценичес­кое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

• выявление, изучение, охрана, реставрация и использо­вание памятников истории и культуры;

1 Ведомости РСФСР.1992.№ 46,ст. 2615.

2 СЗ РФ. 1995. № 49, ст. 4698.

  • • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные ис­следования культуры;
  • • художественные народные промыслы и ремесла, народ­ная культура в таких ее проявлениях, как языки, диа­лекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, историчес­кие топонимы; самодеятельное (любительское) художе­ственное творчество;
  • • музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело;
  • • телевидение, радио как средства создания и распростра­нения культурных ценностей и др.
  • Правовое регулирование отношений в сфере культуры осу­ществляется следующими основными нормативными актами:

Закон от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»1; Закон от 23 ноября 1994 г. «О библиотечном деле»2; закон от 26 мая 1996 г.

«О Музейном фонде РФ и музе­ях в Российской Федерации»3; закон «О государственной под­держке кинематографии РФ»4; Положение о Российской госу­дарственной библиотеке»5; Положение о Государственном ака­демическом Малом театре России» 6 Положение о Государствен­ном историко-культурном Музее-заповеднике «Московский Кремль»7, утвержденное Правительством РФ; «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй миро­вой войны и находящихся на территории Российской Федера­ции» от 15 апреля 1998 г.8 и другие правовые акты.

Правовые основы деятельности СМИ регламентируются: вКонституции (ст. 29) гарантируется свобода массовой ин­формации — это одно из условий становления и развития Рос­сии как правового государства.

Поэтому информационная от­крытость должна стать сердцевиной государственной полити­ки в области СМИ.

В то же время государственная информаци­онная политика должна работать на созидание, способствовать реализации позитивного потенциала общества. Законом от

1 Ведомости РСФСР. 1993. № 20, ст. 718.

2 СЗ РФ. 1995. № 1, ст. 2.

3 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 7(25).

4 СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 14(32).

5 САПП. 1993. № 32, ст. 3021.

6 САПП.1993. № 2, ст.103.

7 СЗ РФ.1994. № 12, ст.1394.

8 СЗ РФ. 1998. № 16, ст.1799.

27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»1; Федеральным законом от 29 ноября 1994 г. «О библиотечном деле»2; законом от 20 февраля 1995 г.

«Об информации, ин­форматизации и защите информации»3; закон от 24 ноября 1995г. «О поддержке районных (городских) газет».4; законом от 1 декабря 1995 г.

Читайте также:  Статья 12. Аттестация аварийно-спасательных служб

№ 191 «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ» и другими нормативными актами. Основными задачами телевидения и радиовещания явля­ются:

  1. • разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области телевидения и ра­диовещания;
  2. • разработка и осуществление мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы телевизионных и ра­диовещательных организаций;
  3. • координация деятельности общероссийских и региональ­ных государственных телерадиоорганизаций, руководство подведомственными организациями;
  4. • регистрация и лицензирование всех телерадиовещатель­ных организаций;
  5. Ш анализ состояния дел на телевидении и радиовещании и выработка предложений по их решению;
  6. • участие в международном сотрудничестве в области те­левидения и радио и др.
  7. В целях реализации этих задач министерством осуществ­ляются следующие функции:
  8. • разрабатывает совместно с министерствами и ведомства­ми долгосрочные прогнозы и планы развития телеради­овещания, а также предложения по совершенствованию соответствующей нормативной базы;
  9. • осуществляет контроль за выполнением телерадиовеща­тельными организациями обязательств, предусмотрен­ных лицензиями;
  10. • организует работу по обеспечению кадрами подведом­ственных организаций.
  11. Ш организует материально-техническое обеспечение дея­тельности подведомственных организаций и содейству­ет предпринимательству в области телерадиовещания и ДР-

1 Ведомости. 1952. № 7. Ст. 300. 2СЗ. 1995. № 1. Ст. 2.

3 СФКЗ и ФЗ. 1995, выпуск 8.

4 СФКЗ и ФЗ, выпуск!6.

  • Соответствующие подразделения министерства культуры решает следующие задачи по кинематографии:
  • • разрабатывает и осуществляет государственную культур­ную и техническую политику;
  • • разрабатывает и реализует федеральные программы в области кинематографии;
  • • анализирует проблемы отрасли, определяет концепцию и стратегию развития кинематографии;
  • • содействует развитию международных связей и др.

22 августа 1996 г. был принят Закон № 126-ФЗ «О государ­ственной поддержке кинематографии РФ»1, где прямо было отмечено, что кинематограф — часть культуры и искусства и должна сохраняться и развиваться при финансовой поддерж­ке государства.

Федеральная архивная служба России (Росархив)2 явля­ется также федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры. Росархив обеспечивает государственное регу­лирование развития архивного дела, осуществляет межотрас­левую координацию деятельности государственных и ведом­ственных архивов, контролирует соблюдение законодательства в области архивного дела.

В систему входят федеральные государственные архивы и центры хранения документации, научные учреждения и дру­гие организации, подчиненные непосредственно Росархиву, а также органы управления архивным делом субъектов Федера­ции и подведомственные им архивы.

Все эти вышеназванные федеральные органы исполнитель­ной власти осуществляют административно-правовое регули­рование отношений между субъектами права в сфере культу­ры на основе Конституции РФ, Федеральных законов и других нормативных актов.

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры Рос­сии), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 6 июня 1997 г.

, является федеральным органом ис­полнительной власти, проводящим государственную политику в облас­ти культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнитель­ной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными зако­нами, указами Президента и постановлениями Правительства. Минис­терство является специально уполномоченным государственным орга­ном охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением ус­тановленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию куль­турных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также пра­вил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

Компетенции:

Основными задачами Министерства являются:

  • осуществление в сфере культуры государственной политики, обес­печивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;
  • содействие развитию национальных культур народов России;
  • определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов куль­турной деятельности, профессионального искусства, музейного и биб­лиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;
  • разработка и реализация в соответствии с международными обяза­тельствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на куль­турные ценности;
  • осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализа­ции предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэко­номической деятельности в отношении культурных ценностей;
  • управление деятельностью подведомственных организаций.

Министерство Российской федерации по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций (МПТР России) образовано Указом Президента от 6 июля 1999 г.

вместо ликвидированных Государствен­ного комитета РФ по печати и Федеральной службы России по телеви­дению и радиовещанию*.

Эти оргмероприятия осуществлены в целях развития единого информационного пространства в Российской Феде­рации, а также совершенствования государственного управления в об­ласти средств массовой информации и массовых коммуникаций.

Компетенции:

Основными задачами Министерства являются:

  • разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной ин­формации, развития компьютерных сетей общего пользования, печа­ти, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции; регу­лирование производства и распространения аудио- и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование в указанных областях деятель­ности;
  • разработка и реализация государственной политики в процессе производства рекламы, а также ее распространения средствами массо­вой информации и массовых коммуникаций;
  • разработка и осуществление в пределах своей компетенции меро­приятий в сфере развития, реконструкции, эксплуатации, стандарти­зации и сертификации технической базы;
  • регулирование деятельности, включая разработку и реализацию по­литики и соответствующих процедур, в области использования радио­частотного спектра и орбитальных позиций спутников связи для целей радиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распро­странения массовой информации.
  • Министерство является органом, координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в указанных сфе­рах, и в пределах своей компетенции имеет право разрабатывать и ут­верждать нормативные документы, обязательные к исполнению всеми физическими и юридическими лицами независимо от формы собст­венности.
  • Конституция (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу массовой информа­ции — одно из условий становления и развития России как правового государства. Поэтому информационная открытость является сердцеви­ной государственной политики в области СМИ.

*Деятельность СМИ регламентируется Законом от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (с последующими изменениями)* и другими нормативными правовыми актами.

Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино России), согласно Положению о нем, утвержденному поста­новлением Правительства от 26 июня 1998 г.*, является .

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ межотраслевую координацию деятельности по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регу­лирование в сфере кинематографии.

Компетенции:

Основными направлениями деятельности Госкино являются:

  • разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии;
  • разработка и реализация федеральных целевых программ в части, относящейся к сохранению и развитию кинематографии;
  • участие в разработке федерального бюджета в части расходов на кинематографию;
  • координация развития инфраструктуры кинематографии;
  • ведение Государственного регистра фильмов и выдача прокатных удостоверений на них в целях регулирования проката фильмов и показа фильмов на территории страны, защиты обладателей прав на фильм, определения возрастной категории зрительской аудитории;
  • содействие развитию образования в области кинематографии, ки­нематографической науки и подготовке творческих и инженерно-технических кадров;
  • разработка системы государственной статистической отчетности в области кинематографии, ведение реестра организаций кинематографии;

развитие международных связей в области кинематографии.

Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положе­нию о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декаб­ря 1998 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда Российской Федерации.

Компетенции:

Основными задачами Росархива являются:

  • организация и обеспечение формирования сохранности и исполь­зования Архивного фонда РФ;
  • анализ состояния архивного дела, изучение тенденций и законо­мерностей, определение концепции и стратегии его развития с учетом региональных особенностей;
  • развитие и совершенствование совместно с федеральными органа­ми государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации архивного дела и делопроизводства;
  • координация деятельности подчиненных федеральных государст­венных архивов, научных и других организаций, обеспечение их функ­ционирования;
  • контроль за соблюдением законодательства в области архивного дела и другие задачи и функции, указанные в Положении,

Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:

  • обеспечение прав и свобод человека в области культуры;
  • установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;
  • правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;
  • формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;
  • координация внешней политики в области культурного сотрудничества;
  • регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;
  • определение принципов государственной политики в области подготовки кадров в области культуры и искусств, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
  • создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;
  • официальный статистический учет в области культуры;
  • контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;
  • сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
Читайте также:  Статья 69. Окончание слушания дела

Постановлением Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143 утверждено Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

  • охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  • подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации;
  • создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры;
  • обеспечение условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, предоставляемых юридическими и физическими лицами;
  • обеспечение условий доступности для инвалидов федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральные органы управления в сфере культуры

Управление в сфере культуры[7] (см. Таблицу 1. Органы управления культурой) подразумевает государственную координацию в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культурной деятельности.

Соответственно правовое упорядочивание в различных объемах простирается на книгоиздание и библиотечное дело, телерадиовещание, кинематограф, остальные виды искусства.

Не стоит забывать, что важная часть государственно-управленческой деятельности – создавать возможности для независимого развития культурной деятельности, ее поощрения и, конечно, для ее защиты от проникновения в сферу культуры несвойственной общественной нравственности веяний.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. В данном контексте она используется действующим российским законодательством, в частности — Законом Российской федерации от 9 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»[8].

Культура имеет в себе материальный элемент, что даёт возможность государству её регулировать, в отличие от сферы чисто духовных интересов. Однако и в том и в другом случае государственное регулирование имеет весьма узкий и индивидуальный характер.

Оно сводится в основном к заботе о развитии духовно-интеллектуальной жизни, созданию государством подходящих условий, поддержке прогрессивных направлений, не вмешиваясь в творческий процесс художественных, народных и иных коллективов, в творческий труд художника, музыканта, поэта.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)[9] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре занимается рассмотрением следующих вопросов: государственной политики в сфере культуры, охраны объектов культурного наследия народов РФ, деятельности учреждений культуры и искусства, библиотечного дела и др.[10]

Комитет Государственной Думы по культуре[11] работает по двум основным направлениям: разработка национальной политики и расширение и усовершенствование законодательства в области культуры и искусства.

Комитет занимается вопросами нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи и военнослужащих, обеспечение доступа наших бывших сограждан в зарубежных странах к российской культуре.

Члены Комитета пытаются всеми силами изменить непростую нынешнюю ситуацию с финансированием культуры, искусства и кинематографии, а именно выделять бюджет и держать его на определенном уровне.

Значительная роль в реализации государственной политики в области культуры и искусства принадлежит Президенту РФ. В целях более эффективной ее реализации он своим Указом от 30 августа 2004 г. № 1132 (в ред. 14.12.2013) утвердил Положение о Совете при Президенте РФ по культуре и искусству[12]. Данный орган является консультативным.

Он создан для информирования Президента РФ о положении дел в области культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими союзами, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту РФ по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства.

Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ, проведение единой государственной политики в области культуры; осуществляет регулирование и государственный контроль в области международного культурного сотрудничества и т.д.

Важное место в системе органов управления культурой занимает Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России).

Министерство, возглавляемое Владимиром Ростиславовичем Мединским, осуществляет функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных нрав, а также по нормативно-правовому регулированию в названных сферах, за исключением сферы охраны культурного наследия, контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав. Минкультуры имеет определенную управленческую структуру. (см. Схему 2. Структура Министерства культуры РФ)

Министерство культуры, реализовывая государственную политику в в своей сфере, обеспечивает тем самым необходимые условия для реализации гражданами РФ их конституционных прав на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям.

Министерство обладает определенными полномочиями, к ним относятся разработка и реализация федеральных целевых программ развития культуры, искусства и кинематографии.

Оно принимает участие в разработке и реализации различных федеральных целевых и межгосударственных программ по вопросам его компетенции.

Минкультуры России подведомственна деятельность Федерального архивного агентства, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Федеральное архивное агентство (Росархив) осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. В своей деятельности оно руководствуется ФЗ от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в РФ», Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 17 июня 2004 г., другими правовыми актами.

По вопросам своей компетенции Министерство координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 943 от 30.08.2012 г.

[13] утверждено положение о Координационном совете по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации.

Совет координирует деятельность органов исполнительной власти в сфере культуры по реализации основных направлений государственной политики.

  • Общественный совет по культуре при Министерстве культуры РФ[14] — консультативный орган при Президенте Российской Федерации, созданный для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства.
  • Общественный совет по детской культуре при Министерстве культуры РФ создан в целях[15] обеспечения взаимодействия Министерства культуры Российской Федерации с деятелями культуры и искусства, с творческими союзами и общественными организациями для привлечения детей и юношества к культуре, их эстетического воспитания, качественного улучшения работы с талантливыми детьми.
  • Государственная политика также реализуется путем применения программно-целевого метода.
  • Государственные программы, реализуемые в сфере культуры[16]:
  • · Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», в качестве государственного заказчика-координатора которой выступает Министерство культуры России, а госзаказчиков – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное архивное агентство.

· «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом. Реализуется с 2007 года.

Вопросы поддержки и развития сферы культуры затрагивают функции и других органов государственного управления на всех уровнях как федерального, так и регионального, местного.

Региональные и муниципальные государственные органы управления культурой | Студент-Сервис

В Российской Федерации в настоящее время действует три уровня органов исполнительной власти: федеральная, региональная и местная (муниципальная). На региональном уровне деятельность в сфере культуры регламентируется и координируется не только нормативными актами и положениями, принятыми на федеральном уровне, но также и региональными органами власти.

Деятельность исполнительных региональных органов власти дополняется законодательными органами, которые разрабатывают стратегию и создают правовую основу для развития культурной деятельности в регионе.

Так, в Новгородской области органами управления сферой культуры являются высшее должностное лицо – Губернатор области, законодательное собрание – Новгородская областная Дума и исполнительная власть региона – Администрация Новгородской области и Правительство Новгородской области.

Эти должностные лица и органы власти осуществляют функции государственного управления в соответствии с теми полномочиями, которые определены нормативно-правовым полем России. В частности, органы региональной власти принимают и контролируют исполнение законов в сфере культуры, формируют бюджет и выполняют прочие функции.

Непосредственное управление культуры в российских регионах осуществляется специальными органами исполнительной власти: департаменты, управления, комитеты, отделы культуры.

Так, Департамент культуры Новгородской области (до 2013 года Комитет культуры Новгородской области) осуществляет свою деятельность согласно Положению о Комитете культуры Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 16 июля 2010 г. № 339.

  • Департамент культуры Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере культуры, туризма, архивного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством.
  • Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления области, общественными и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры, архивного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
  • Целью деятельности Департамента культуры является сохранение культурного наследия области, обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и получение информации в сфере культуры и архивного дела, реализация государственной политики в сфере туризма на территории области, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни области. Основными за-дачами Департамента являются:
  • определение приоритетных направлений в развитии и совершенствовании культуры и архивного дела области;
  • совершенствование системы предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в сфере культуры
  • архивного дела в области;
  • создание условий для увеличения туристского потока в область, развития туристской индустрии, привлечение инвестиций в сферу туризма;
  • развитие библиотечного дела, создание условий для продвижения чтения, увеличения количества пользователей библиотек области;
  • обеспечение сохранности библиотечных и архивных фондов области;
  • увеличение количества посетителей культурно-массовых мероприятий, театральных постановок, музейных выставок и других мероприятий, проводимых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и архивного дела;
  • создание условий для развития и совершенствования профессионального искусства на территории области;
  • сохранение и совершенствование единого культурного пространства на территории области;
  • поддержка организаций культуры и архивного дела в целях обеспечения равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп, создание условий для совершенствования работы организаций культуры и архивного дела области.
  1. Среди полномочий Департамента:
  2. осуществление учета, охраны и популяризации объектов культурного наследия, организация проведения историко-культурной экспертизы, осуществление государственной политики в сфере библиотечного, архивного дела, туризма, содействие сохранению и развитию библиотек, поддержка развития государственных музеев, народных промыслов, библиотек, управление музейными предметами и музейными коллекциями, ведение государственного учета документов Архивного фонда РФ, проведение мониторинга состояния туристских ресурсов области и прилегающих территорий, создание условий для развития любительского искусства, осуществление покровительства по отношению к юным талантам, творческой молодежи, ко всем видам культурной деятельности.
  3. Кроме того, Департамент обеспечивает организацию и проведение между-народных, межрегиональных, областных фестивалей, праздников самодеятельного и профессионального творчества, конкурсов, выставок, конференций и иных мероприятий в сфере культуры;
  4. организует предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения в сфере культуры;
  5. оформляет заявки на участие в федеральных целевых программах в сфере культуры, архивного дела, туризма;
  6. разрабатывает проекты областных нормативных правовых актов по вопросам культуры, архивного дела, туризма
Читайте также:  Статья 52. Государственная регистрация установления отцовства в отношении лица, достигшего совершеннолетия

На муниципальном уровне также действует сеть органов управления культуры, включая комитеты, комиссии. При этом следует заметить, что структура органов управления культурой в регионах и муниципалитетах находится в компетенции руководителей регионов и муниципалитетов.

В связи с этим в России нет единообразия в структуре этих органов, их названиях и выполняемых функциях. На муниципальном уровне органом управления культурой являются комитеты или отделы культуры при администрациях городов или районов.

Так, в Великом Новгороде функционирует Комитет культуры и молодежной политики, функции которого весьма широки и многогранны.

Действует комитет культуры и молодежной политики на основании Положения о комитете, принятом Постановлением Администрации Великого Новгорода 02.11.2010 года (№ 4741).

Во главе Комитета культуры Новгородской области стоит Председатель, который обеспечивает осуществление полномочий и функций исполнительного органа.

В процессе своей деятельности Комитет культуры взаимодействует и согласовывает свою деятельность с федеральными органами исполни-тельной власти, аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, территориальными органами федеральных органов власти, исполнительными органами власти других субъектов РФ, области, органами местного самоуправления.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  • Кроме того, Комитет культуры области взаимодействует с подведомственными Комитету учреждениями, с гражданами и организациями по кругу вопросов, входящих в компетенцию Комитета.
  • При разработке областных правовых актов, касающихся сферы культуры, Комитет согласовывает проекты правовых актов, обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов нормативных правовых актов.
  • Комитет исполняет государственные функции и предоставляет государственные услуги в соответствии с административными регламентами исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление полномочий и функций Комитета, эффективную работу его структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан.
  • Комитет культуры планирует свою деятельность на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования, в соответствии с установленными приоритетами социально-экономического развития области.

Важной частью децентрализации и привлечения общественных структур к процессу управлению сферой культуры в регионах и муниципалитетах России является создание различных институтов: советов, ассоциаций, фондов. Так, в Новгородской области в 2012 году создан Общественный совет при Комитете Новгородской области (ныне – Департаменте культуры и туризма Новгородской области).

  1. Действие Общественного Совета регламентируется Положением, утвержденным Комитетом культуры 4 декабря 2012 года.
  2. Согласно Положению, Общественный Совет области является постоянно действующим коллегиальным консультативным органом, образованным в целях привлечения представителей общественности, экспертных сообществ и граждан к организации и проведению экспертизы ключевых управленческих решений комитета культуры области, рассмотрения перечня вопросов со стороны общества, обеспечения взаимодействия комитета с общественными объединениями, движениями повышения качества государственного управления, привлечения социально и профессионально активных слоев населения области к принятию управленческих решений.
  3. Решения, которые принимает Общественный совет носят рекомендательный характер. Основными задачами деятельности Общественного совета являются:
  • рассмотрение и поддержание общественных инициатив в пределах реализации комитетом своих полномочий в сфере культуры и архивного дела;
  • оказание научно-методической помощи в определении необходимости разработки и принятия проектов нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере культуры и архивного дела;
  • оказание консультативной, научно-методической помощи при проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере культуры и архивного дела;
  • обеспечение участия общества в подготовке и реализации инициатив комитета, в том числе путем осуществления экспертной оценки предлагаемых комитетом инициатив и программ;
  • участие в оценке достижения целей, заявленных комитетом и эффективности его деятельности;
  • осуществление экспертизы хода выполнения ранее принятых решений Совета, с выработкой, при необходимости, методов и способов их корректировки;
  • участие в работе конкурсных комиссий, аттестационных ко-миссий, комиссий по конфликту интересов, образованных в комитете.

Государственное управление культурой осуществляется на всех трех уровнях с привлечением и дополнительным участием различных институтов и структур. Между тем по мнению некоторых специалистов, стратегия и принципы государственного управления культурой требуют пересмотра.

  • В частности, отмечается, что «государство в лице органов управления культурой не отошло от прежних схем культурной политики, основанной на утопических цифрах и других аналогичных показателях планирования культуры, от ведомственной парадигмы, представляющей культуру как «отраслевую» систему».
  • В наши дни государство является «единоличным надзорным органом за деятельностью учреждений культуры и не стремится делить свои полномочия с какими-либо другими лицами».
  • Однако существующие институциональные и идейные принци-пы управления сферой культуры в России требует изменений. Наиболее оптимальная модель управления культурой должна включать следующие аспекты:
  • разработка стратегий и концепций развития сферы культуры в регионах и городах России, а также контроля за их исполнением;
  • создание при исполнительных органах власти в регионах и муниципалитетах общественных институтов, объединяющих представителей общественных организаций, движений, творческих ассоциаций с целью координации развития сферы культуры;
  • проведение научных исследований, конференций и круглых столов, форумов, издание периодических изданий с приглашением представителей власти, бизнеса, творческих инициатив, общественных деятелей, представителей науки и образования;
  • содействие создания в российских регионах фондов и иных структур, организаций для поддержки культурных инициатив, творческих и научных талантов, а также институтов для осуществления посреднической деятельности между творцами и коммерческим сектором;
  • поддержка и стимулирование участия организаций культуры
  • гранатах, федеральных программах по поддержке региональных проектов в сфере культуры (народных промыслов, традиционных праздников, талантливых деятелей и т.д.);
  • внедрение современных методик управленческой деятельности, включая активизацию механизмов фандрейзинга, брендинга, социального маркетинга и т.д.

На современном этапе существует потребность в смене пара-дигм государственного управления культурой. Сложные условия функционирования организаций культуры, которые осуществляют свою деятельность в период развития рынка, глобализации и инфор-матизации, требуют пересмотра традиционных принципов управления многогранной сферы культуры.

Существует необходимость расширения принципов принятия решения, принципов организации, финансирования и пр. Современные учреждения сегодня постепенно обретают новый статус, который адекватен рыночным условиям.

В связи с этим требуются обновленные технологии, чтобы организации культуры стали «центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя вокруг себя как учреждения культуры разных ведомств, так и социальные институты, общественность, на основе договорных партнерских отношений, конструктивного диалога, новых деловых связей».

Учреждения культуры должны преодолевать узко-отраслевые рамки и развиваться, используя все имеющиеся ресурсы. Современные экономические условия требуют наличия гибкой структуры организаций культуры, которые были бы способны реализовывать социокультурные проекты, реагировать на рыночные колебания, потребности, внедрять инновационные формы работы, использовать интерактивные технологии и т.д.

Ссылка на основную публикацию