Статья 10. Право субъектов Российской Федерации иметь свои представительства на территориях иностранных государств

Чем филиал иностранной компании отличается от представительства? Что нужно сделать, чтобы филиал или представительство иностранной компании законно осуществляли деятельность на территории РФ?

Иностранные компании могут осуществлять деятельность на территории РФ через свои филиалы и представительства.

В чем различия филиала и представительства? Что лучше открыть иностранной компании?

Сразу отметим, что все зависит от цели компании. Так, представительство иностранной компании, как уже вытекает из самого названия, создается исключительно ради представления интересов головной компании на территории России.

Функции представительства сводятся к поиску партнеров, как поставщиков, так и покупателей, проведению рекламных мероприятий, осуществлению защиты интересов головной иностранной компании, проведению маркетинговых исследований рынков сбыта и т.п. То есть речь не идет о какой-либо коммерческой деятельности.

Функции же филиала значительно шире. Как раз филиал и создается иностранной компанией для осуществления коммерческой деятельности на территории России.

Как представительства, так и филиалы иностранных компаний не являются самостоятельными юридическими лицами. Филиал должен осуществлять в России ту же предпринимательскую деятельность, что и иностранная компания.

Работа с филиалами имеет ряд преимуществ, поскольку российским компаниям легче взаимодействовать с ними на территории России, чем с головной компанией за рубежом. А для иностранной компании повышается оперативность работы и увеличивается прибыль за счет снижения затрат. Платежи проходят быстрее через российские банки, договоры заключаются быстрее.

Чтобы филиал или представительство могли легально существовать на территории России, необходима так называемая аккредитация, т.е. регистрация в контролирующих органах.

Аккредитацию филиалов и представительств иностранных компаний осуществляет МИ ФНС России № 47 по г. Москве (п.1 Приказа ФНС России от 22.12.2014 г. №ММВ-7-14/668@).

Для некоторых категорий компаний установлен особый порядок. Так, аккредитацию авиакомпаний осуществляет Федеральное воздушное агентство, а кредитных организаций — Банк России, который направляет информацию в ФНС России.

Как зарегистрировать филиал или представительство на территории России?

Как мы уже отмечали, аккредитация или, иными словами, регистрация представительств, филиалов нужна для законности их работы. Порядок аккредитации филиалов и представительств не отличается друг от друга и установлен одним и тем же документом — это приказ ФНС РФ от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@.

  • Чтобы пройти аккредитацию, представительству или филиалу нужно собрать определенный пакет документов.
  • Подача документов осуществляется в 2 этапа: сначала в торгово-промышленную палату России (ТПП) для заверения численности иностранных работников филиала или представительства, а потом документы подаются в ФНС России.
  • Головная иностранная компания в течение 12 месяцев после решения о создании филиала, представительства должна:
  • 1 шаг. Заполнить заявление об аккредитации

Заявление заполняется по специально установленной налоговиками форме (форма № 15АФП). Образцы заполнения заявления можно найти в налоговой инспекции.

Заполнить заявление несложно. В нем указываются сведения об иностранной компании и о представительстве или филиале компании: наименование, адрес, сведения о видах экономической деятельности. В заявлении также приводятся данные о руководителе представительства или филиала иностранной компании, а также о численности иностранцев, которые работают в представительстве или филиале компании.

2 шаг. Представить пакет документов вместе с заявлением:

  • учредительные документы иностранной компании;
  • выписку из реестра иностранной компании или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранной компании;
  • документ, подтверждающий регистрацию иностранной компании в качестве налогоплательщика в своей стране.

Такой документ выдает уполномоченный орган страны происхождения иностранной компании. Например, для Германии уполномоченным органом является Федеральное министерство финансов.

  • решение иностранной компании о создании филиала, представительства на территории России;
  • положение об иностранном филиале, представительстве;

Такое положение разрабатывается головной иностранной компанией и составляется в произвольном виде с обязательным включением таких сведений, как: наименование иностранной компании, ее филиала, представительства, организационно-правовая форма иностранной компании, место нахождения его филиала, представительства на территории РФ и адрес места нахождения иностранной компании в стране регистрации.

Также в положении указываются цели создания, открытия и виды деятельности филиала, представительства, порядок управления филиалом, представительством иностранной компании (п.1 ст.22 Федерального закона от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», далее — Закон № 160-ФЗ).

  • доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории России необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины;

Госпошлина уплачивается в размере 120 тыс. рублей за каждый филиал или представительство. Реквизиты для уплаты пошлины размещены на стендах в налоговой инспекции, а также на сайте ФНС РФ.

  • опись представленных документов в двух экземплярах.

Первоначально комплект документов направляется в ТПП России для заверения сведений о численности иностранных работников филиала, представительства иностранной компании.

Стоит отметить, что услуга заверения ТПП численности работников также платная. Цена услуги из года в год растет. Сейчас стоимость услуги зависит от способа передачи информации: с использованием электронных форм, либо заявление подается на бумаге. В первом случае стоимость услуги составит 18 тыс. рублей, а во втором — 21 тыс. рублей.

Затем документы возвращаются заявителю, то есть иностранной компании, для последующей передачи в ИФНС № 47 по г. Москве по адресу: 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д.33, стр.1.

В каком виде должны представляться документы?

Документы, которые представляются иностранной компанией, должны:

  • быть на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным нотариусом;
  • представляться в оригинале либо в виде копий, заверенных нотариусом;
  • быть с консульской легализацией или апостилем, если документы выданы органами иностранных государств. Иной порядок может быть предусмотрен международным договором РФ;
  • быть прошиты, листы пронумерованы. На оборотной стороне последнего листа каждого такого документа должна быть сделана запись о количестве листов в документе.

Подчистки и исправления в тексте представляемых документов не допускаются.

Конечным результатом действий будет свидетельство об аккредитации (форма № 15СвФП). А днем аккредитации является день внесения записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. В специальном разделе на сайте Федеральной налоговой службы можно узнать информацию об аккредитации филиалов, представительств иностранных компаний.

Срок аккредитации — в течение 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов (п. 5 ст. 21 Закона № 160-ФЗ).

На сегодняшний день в Госдуме рассматривается законопроект № 1013075-7«О внесении изменений в ст. 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», в котором предлагается сократить срок аккредитации с 25 дней до 15 рабочих дней.

Законопроектом предусмотрена возможность приостановить проверку направленных документов на аккредитацию. Это позволит иностранным компаниям исправить технические ошибки и при этом не потерять в деньгах, ведь при отказе в аккредитации ранее уплаченная госпошлина не возвращается.

Филиалу или представительству иностранной компании не нужно самостоятельно вставать на налоговый учет.

Постановка на учет в налоговых органах осуществляется через аккредитованные филиал или представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств (РАФП) иностранных компаний (п.4 ст.83 НК РФ, приказ Минфина РФ от 28.12.2018 г. № 293н).

Если же иностранная компания действует в России не через аккредитованный филиал или представительство, то для постановки на учет в налоговом органе она должна представить определенный пакет документов.

По каким причинам могут отказать в аккредитации?

Чаще всего причиной отказа бывает подача заявителем, т.е. иностранной компанией, документов не в полном объеме либо представление документов, которые идут вразрез правилам их представления. Отказ в аккредитации можно обжаловать в суде.

На какой срок оформляется аккредитация?

Начиная с 2015 года, аккредитация филиалов и представительств выдается бессрочно. В том случае если у представительства или филиала меняются сведения, ранее представленные при аккредитации, то подается специальное заявление о внесении изменений в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных компаний.

Ответы Роскомнадзора на вопросы о персональных данных

В сентябре Роскомнадзор дал разъяснения по закону о персональных данных в форме вопросов и ответов. Публикуем их.

Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи.

В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.

В соответствии с п. 2 ст.3 Федерального закона от 27.07.

2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

В соответствии с ч. 2 ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

Согласно ч. 2 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;(п. 1.1 введен Федеральным законом от 25.11.2009 № 266-ФЗ)

  • 2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
  • 3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;
  • 4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
  • 5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
  • 6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
  • 7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Получить согласие работника на передачу его персональных данных для обработки другому оператору должна администрация предприятия, на котором работает субъект персональных данных.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 27.07.

2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч.2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:

  1. 1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;
  2. 2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
  3. 3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
  4. 4) являющихся общедоступными персональными данными;
  5. 5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
  6. 6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
  7. 7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  8. 8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации
Читайте также:  Закон РФ от 20.03.1992 N 2555-1 "Об установлении почетных званий "Летчик - космонавт Российской Федерации", "Заслуженный военный летчик Российской Федерации" и "Заслуженный военный штурман Российской Федерации"

.Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора.

Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.

Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.

Вы вправе обратиться в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора. Адреса и контактные телефоны указаны на официальном сайте Роскомнадзора.

Ст.24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за:

— неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст.5.39 КоАП РФ);

— нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст.13.11 КоАП РФ);

— разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст.13.14 КоАП);

— непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7 КоАП РФ).

Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст.137, 272 УК РФ.

Персональные данные субъектов персональных данных, полученные кредитной организацией при рассмотрении заявок на получение кредита, в случае отрицательного решения кредитной организации подлежат уничтожению в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Обращаем Ваше внимание, что типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, могут храниться в формате цифровых копий при соблюдении требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, является файл электронной цифровой подписи.

Кроме того, предложение оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта. Таким образом, субъект персональных данных, акцентируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных (далее — Оператор) на территории Российской Федерации, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством Российской Федерации в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года ETS № 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Бельгия, Болгария, Дания, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

Вторая группа, которые могут претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Андорра, Аргентина, Израиль, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Сербия, Хорватия, Черногория, Швейцария, Южная Корея, Япония.

Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» информационная система персональных данных — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.

Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора.

Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале.

Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.

  • Да, такие документы, разработанные отдельными представителями операторского сообщества, существуют:
  • — стандарты и рекомендации в области стандартизации Банка России;
  • — концепция защиты персональных данных в информационных системах персональных данных оператора связи;
  • — методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости.

Источник: Информация Роскомнадзора от 25.09.2015

Реализация прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранец – лицо, обладающее гражданством определенного государства, но не являющееся гражданином государства пребывания. В силу этого он одновременно подчиняется законодательству собственной страны и государства, он пребывает.

Иностранцы обязаны соблюдать законы страны пребывания, с уважением относится к обычаям и традициям ее народа.

 В свою очередь государства должны публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев, а также обеспечить любому иностранцу, находящемуся на его территории, свободу связаться с консульским или дипломатическим представительством страны гражданской принадлежности (статья 4.3.10. Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой 13 декабря 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН) (27.C.45).

  • Услуги юриста в Москве, бесплатная юридическая консультация в Москве.

Положение иностранцев на территории страны пребывания определяется по-разному. Им может предоставляться национальный режим, т.е. равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или договорами. Подобный режим предусмотрен в Конституции Российской Федерации.

Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства со статусом собственных граждан.

Практическая значимость изложенного состоит в том, что при предоставлении национального режима иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане страны пребывания.

Отмеченная черта имеет важное значение для правильного уяснения сущности национального режима.

В законодательстве многих стран устанавливается режим наибольшего благоприятствования – предоставление максимального объема прав и свобод представителям определенных государств, как правило, речь идет об этнически или культурно близких странах.

На территории Российской Федерации режим наибольшего благоприятствования предоставляется гражданам Республики Беларусь.

В рамках сообщества Беларуси и России приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, всесторонней медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-правовых гарантий.

Гражданам Беларуси и России также было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.

Кроме  того, в законодательстве различных стран вводится специальный режим, предполагающий предоставление отдельных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международным договором.

В Российской Федерации в соответствии с двусторонними договорами данный режим распространяется на граждан Туркменистана и Казахстана, постоянно проживающих на территории России.

На постоянных граждан из числа жителей Казахстана не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Для граждан Туркменистана данный подход действует только в отношении условий и порядка въезда, пребывания, выдворения и выезда.

Постоянные жители имеют право участвовать в приватизации наряду с гражданами России. Согласно Договору с Туркменистаном постоянные жители проходят воинскую или альтернативную службу в стране проживания.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Читайте также:  Статья 114. Символы судебной власти Конституционного Суда Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

  • постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • временно проживающих в Российской Федерации;
  • являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  • являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
  • обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул и некоторые другие категории иностранных граждан.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. иностранный гражданин не имеет права:

  • находиться на государственной или муниципальной службе;
  • замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  • заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Данные ограничения трудовой деятельности иностранных граждан связаны прежде всего с обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы и т.п.

Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.

условия пенсионного обеспечения иностранных граждан, работающих на предприятиях и в организациях с иностранными инвестициями, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них.

Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия и организации с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран, их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ.

Однако, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12 ФЗ от 25 июля 2002 г.).

Иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся на территории нашей страны, имеют право, как и граждане РФ, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Такое право, в частности, закреплено в ст. 1 Закона г. Москвы «Об обращениях граждан» от 18 июня 1997 г.

Наравне с гражданами РФ иностранцам гарантируется свобода совести, неприкосновенности личности и жилища.

Важные гарантии в области индивидуальной свободы относятся к религиозной сфере. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г. иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России (ч. 2 ст. 3).

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры.

Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Во-первых, иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать в общественные объединения, уже созданные российскими гражданами. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений.

В-третьих, в российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п.

Однако требуется также соблюдение разрешительного регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан следующим образом определяют права иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья:

  • иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;
  • лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, и беженцы пользуются правом на охрану здоровью наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  • порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

При соблюдении установленных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Статьи 26-28 определяют основания, по которым въезд и выезд могут быть не разрешены.

Перечисленные выше права принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают как собственные граждане, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

То же самое можно сказать и об обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства. Их следует разделить на две основные группы.

К первой следует отнести те обязанности, которые в силу предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима полностью совпадают с обязанностями граждан России.

В частности, всем полагается платить законно установленные налоги и сборы, каждый обязан заботиться о сохранении культурного достояния России, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, даже если он – иностранный гражданин или лицо без гражданства. Вторую группу составляют те обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права.

Так, в соответствии с законом от 15 августа 1996 г.

, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым РФ в этом качестве.

Лица без гражданства могут въезжать в РФ и выезжать из нее при наличии российской визы по документам, выданным соответствующими органами их проживания, удостоверяющим их личность.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997 г.

утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Изложенные выше положения в отношении реализации прав и свобод иностранных граждан в РФ, распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства.

О правах работающих за границей россиян

Что нужно знать о защите своих прав и интересов сотруднику, который может работать дистанционно в любой стране, отправляется в заграничную командировку или заключил договор с иностранным работодателем?

На лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность за рубежом, не всегда распространяется трудовое законодательство страны пребывания.

Если гражданин работает за пределами своей страны, но трудовые отношения возникли в России с российским работодателем, то на них распространяются нормы российского права. Например, в случае дистанционной работы, нахождения работника в зарубежной служебной командировке, работы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.

Если же гражданин нашел работу за пределами территории Российской Федерации1 и заключил с иностранным работодателем договор (контракт), он подчиняется требованиям трудового законодательства страны работодателя. Факт наличия российского гражданства не влечет за собой автоматического применения норм законодательства РФ.

К российским гражданам, как и к другим иностранцам, применяются существующие в иностранном государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и иные специальные правила.

Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев – граждан других государств.

В случае заграничных служебных командировок вне зависимости от их продолжительности в отношении работников продолжают действовать общие правила российского трудового законодательства.

Однако граждане РФ подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на территории, где они фактически осуществляют свою трудовую деятельность. Это означает, например, что выходные праздничные дни страны пребывания будут для таких сотрудников нерабочими.

Также командированные работники обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленным на территории «принимающей» организации. Вместе с тем они не вступают в трудовые отношения с местными работодателями, т.е.

Читайте также:  Статья 7. Религиозная группа

сохраняются трудовые отношения с организацией, направившей их в командировку.

(Оплачиваются ли выходные и праздничные дни, если работник в это время в командировке; заплатят ли за дни выезда, приезда и дни нахождения в пути в выходной или нерабочий праздничный день во время командировки; как совместить служебную командировку и выходные дни или отпуск – читайте об этом в статье «Сколько заплатят за работу в выходные и праздничные дни?»)

Сегодня многие работники трудятся дистанционно. Они не привязаны к конкретному рабочему месту и вправе выполнять свои обязанности из любой точки планеты.

Некоторые наши соотечественники предпочитают в зимнее время года улетать в теплые страны, например на Бали или в Таиланд, и там продолжают работать удаленно.

При наличии трудового договора с работодателем из России на таких сотрудников будут распространяться нормы трудового права нашей страны, и им должны быть предоставлены те же права и гарантии, что и иным работникам.

Заключение и изменение трудового договора о дистанционной работеБудет ли договор считаться заключенным, если при его оформлении не использовалась электронная подпись? А если сотрудник сначала трудился в офисе, а потом устно договорился о дистанционной работе?

Однако несколько лет назад Министерство труда и социальной защиты РФ высказало неоднозначную позицию по вопросу регулирования отношений с работниками, постоянно выполняющими свои трудовые обязанности за границей: с ними нужно заключать не трудовой договор с условием о дистанционном характере работы, а гражданско-правовой договор2.

Данный подход аргументирован тем, что российские нормативные правовые акты в сфере трудовых отношений действуют только на территории России. Плюс работодатель лишен возможности в полном объеме выполнять свои обязанности перед работником.

Например, он не сможет обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний3, если работник находится за границей.

Но российское законодательство не содержит запрета на заключение трудового договора с сотрудником, работающим удаленно, вне зависимости от его реального местонахождения, а письма Минтруда носят рекомендательный характер.

Несмотря на это, работодатели послушно следуют рекомендациям министерства и обычно заключают с такими сотрудниками именно гражданско-правовые договоры, лишая их гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, таких как предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности, обязательное социальное страхование и др.

Важное место в системе защиты прав граждан РФ за рубежом занимают межгосударственные договоры и соглашения о правовом сотрудничестве.

Так, конвенции Международной организации труда, участницей которой является Россия, охватывают практически все вопросы сферы труда, включая отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в сфере занятости, равное вознаграждение и др.

Цель этой организации – помогать гражданам находить рабочие места достойного качества по всему миру, чтобы они могли трудиться в условиях свободы, справедливости и безопасности.

Поэтому она поддерживает постоянный контакт одновременно с работниками, работодателями и правительствами стран.

Среди актов международного права, затрагивающих вопросы трудовых правоотношений, следует выделить Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», заключенное государствами – членами Содружества независимых государств (СНГ).

Соглашение регулирует основные направления сотрудничества стран в области трудовой деятельности и социальной защиты работников и членов их семей. В частности, работники-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением в соответствии с действующим законодательством страны трудоустройства.

Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) и аналогично тому, которое предоставляется гражданам страны пребывания.

Участники соглашения взаимно признают дипломы, свидетельства об образовании, документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, а также трудовой стаж. Дополнительное подтверждение и легализация не требуются.

Подобные договоренности, отменяющие требования легализации (апостилирования) официальных документов России, действуют с рядом государств на основании положений двусторонних договоров о правовой помощи.

К таким государствам относятся: Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Литва, Монголия, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония.

То есть при трудоустройстве в этих странах не потребуется дополнительно проставлять апостиль (штамп, удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа), например на дипломе о высшем образовании. Работодателю достаточно будет предоставить диплом и перевод к нему.

Функции защиты прав и интересов российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ в иностранных государствах.

Если консул установит нарушение прав граждан, он должен будет принять меры для их восстановления4.

Поэтому если вы работаете за рубежом и пострадали от незаконных действий, следует идти в консульство или дипломатическое учреждение.

Но, к сожалению, не всегда усилия российских дипломатов могут положительно повлиять на исход дела. Так, летом 2019 г. в Греции были задержаны российские граждане Константин Семенов и Иван Возниковцев. Их обвинили в незаконной перевозке мигрантов.

Россияне утверждали, что прибыли в Турцию, чтобы работать: они должны были перевозить туристов, но из-за незаконных действий работодателя оказались заложниками сложившейся ситуации. В результате два российских моряка были приговорены к 253 годам колонии за организацию нелегальной миграции, торговлю людьми и незаконное пересечение границы Греции.

Вину свою они не признали и настаивают на том, что работодатель ввел их в заблуждение и вынудил совершить противозаконные действия.

Еще одним способом защиты прав является обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ5.

Жалобу уполномоченному необходимо подать до истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. В жалобе нужно указать Ф.И.О.

и адрес заявителя, изложить суть решения или описать действия, нарушающие его права. К ней следует приложить копии решений, принятых по жалобе, рассмотренной в административном или судебном порядке.

Часто к уполномоченному поступают просьбы об оказании содействия в возвращении на родину российских граждан, в том числе моряков, которые удерживаются на территории иностранных государств из-за недобросовестных работодателей, нарушающих правила перевозки грузов.

Так, к уполномоченному обратились родственники членов экипажа российского сухогруза «Мерле» петербургской компании «МТ group», задержанного 5 марта 2017 г. у побережья Ливии и отконвоированного на военно-морскую базу в порт города Триполи.

Экипаж, состоявший из семи человек, был снят с судна и перемещен в тюрьму на базу Митинга (Ливия). Уполномоченный направил обращение в МИД России с просьбой предоставить информацию о принятых мерах по урегулированию возникшей кризисной ситуации.

Благодаря совместным действиям уполномоченного и российского министерства все члены экипажа сухогруза были освобождены6.

Восстанавливать права находящихся за рубежом россиян уполномоченному позволяет сотрудничество с омбудсменами иностранных государств (уполномоченными по правам человека) и международными организациями. Например, в феврале 2019 г. поступило коллективное обращение от российских моряков теплохода «Стримлайн», арестованного в порту Стамбула.

Им не выплачивалась зарплата, а на борту судна заканчивались продовольствие и средства гигиены. Уполномоченный направил обращения в МИД России и Главному омбудсмену Турецкой Республики Ш. Малкочу. В результате продовольственные и бытовые потребности членов экипажа были удовлетворены, а позднее им выплатили заработную плату в полном объеме7.

Помимо прочего в компетенцию уполномоченного входят вопросы защиты свободы слова и доступа к информации в рамках профессиональной деятельности журналистов. Примером может служить такой случай: журналист Кирилл Вышинский подвергся преследованию за то, что в 2018 г. освещал празднование Дня Победы на Украине.

Распространение этой информации шло вразрез с политическими интересами Киева, поэтому профессиональная деятельность Вышинского была приравнена к государственной измене. Журналисту грозило от 10 до 15 лет лишения свободы.

Уполномоченный по правам человека в РФ неоднократно обращалась с призывом содействовать освобождению Вышинского к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, украинским властям и Комиссару Совета Европы по правам человека, Генеральному секретарю Совета Европы, представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.

В результате объединения усилий уполномоченного, властных структур и журналистского сообщества журналист был освобожден8.

Переезжая в другую страну на работу, внимательно изучайте ее трудовое законодательство и внутренние локальные акты работодателя. При этом, рассчитывая на соблюдение принципа равенства прав работников вне зависимости от их гражданства, не забывайте и о возможной ответственности.

При пересечении границы РФ россияне автоматически приобретают статус иностранных граждан, и в отношении них начинают действовать законы страны пребывания. Это правило применимо как к туристам, так и к тем, кто уезжает в зарубежные страны на заработки.

В случае нарушения закона иностранного государства привлечение к ответственности будет осуществляться в соответствии с действующими там правовыми нормами.

1 Статья 10 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

2 Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2017 г. № 14-2/ООГ-245 «О возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином РФ, с иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность за пределами РФ».

3 Статья 312.3 Трудового кодекса РФ.

4 Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации».

5 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

  • 6 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г.
  • 7 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 г.
  • 8 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2018 г.
Ссылка на основную публикацию