Статья 19.2. апелляционный суд общей юрисдикции

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

Так, подверглась реформированию система обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу, соответственно этому претерпела изменению и система судов апелляционной и кассационной инстанций.

Как заявлялось ранее, целью реформирования системы судов общей юрисдикции явилась необходимость обеспечения беспристрастности в рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций.

В постановлении Пленума ВС РФ от 13.07.2017 г.

№ 28 указано, что в настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловлена потребностью в функционировании в рамках подсистемы судов общей юрисдикции организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

Как подчеркивается в указанном постановлении Пленума ВС РФ, реформа позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. При этом ВС РФ ссылается на положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций в системе арбитражных судов.

В качестве общих задач совершенствования судебной системы и процессуального законодательства выдвигаются: обеспечение единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц; исключение возможности отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела; установление общих правил организации судопроизводства; достижение единообразия в судебной практике (пояснительная записка к законопроекту № 383208-7).

Сама идея разделения судов апелляционной и кассационной инстанций от «привязки» их к определенной территории не нова. Впервые она нашла свое воплощение в Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г., утвержденной в Постановлении  Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г.

, которой предлагалась трехуровневая  система федеральных судов общей юрисдикции: мировой судья и федеральный районный суд как суды первой инстанции (районные суды обладали компетенцией рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей); федеральные окружные суды как апелляционная инстанция для районных судов и кассация при рассмотрении жалоб на судебные акты мировых судей; Верховный суд РСФСР как высшая кассационная и надзорная инстанция. Тут надо иметь в виду, что наряду с федеральной системой судов предполагалось введение республиканской системы, входящей в ведение республик в составе федерации.

Предложенная в настоящее время система судов общей юрисдикции близка по своим характеристикам к существующей системе арбитражных судов, в которой наиболее полным образом реализован принцип «один суд- одна инстанция».

В СОЮ этот принцип наиболее последовательно реализован только в кассационных судах: в качестве единой кассационной инстанции, рассматривающей «первую» кассационную жалобу выступает кассационный суд общей юрисдикции, «обслуживающий» соответствующий судебный кассационный округ, который состоит из нескольких субъектов РФ. Апелляционная инстанция включает в себя районные (городские) суды, суды субъектов РФ и апелляционные суды общей юрисдикции. На наш взгляд, законодатель не пошел по дальнейшему окончательному претворению в жизнь принципа «один суд- одна инстанция» в системе судов общей юрисдикции из практических соображений и в целях защиты интересов физических лиц как стороны процесса: в существующих реалиях передача полномочий рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей и районных (городских) судов отдельной апелляционной инстанции, находящейся в другом регионе, привела бы к ущемлению процессуальных прав стороны спора, которая в этом случае понесла бы существенные транспортные расходы.

Порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г.

Статья 19.2. Апелляционный суд общей юрисдикции

Как видно, верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее- суд субъекта) остаются судами апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы на решения районный (городских) судов ОЮ. Апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей по-прежнему остаются на рассмотрении районных (городских) судов.

  • Кассационный суд ОЮ рассматривает кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения судов субъекта РФ, судебные акты апелляционного суда ОЮ.
  • Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, судов субъекта, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции, направляются в Судебную коллегию ВС РФ (2 кассация).
  • Апелляционный суд ОЮ рассматривает апелляционные жалобы на судебные акты судов субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции.
  • Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.
  • На основании данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке предусмотрено создание 9 кассационных судов ОЮ.

Статья 19.2. Апелляционный суд общей юрисдикции

  1. 1 кассационный суд ОЮ- г. Саратов Саратовской области;
  2. 2 кассационный суд ОЮ- г. Москва;
  3. 3 кассационный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;
  4. 4 кассационный суд ОЮ- г. Краснодар Краснодарского края;
  5. 5 кассационный суд ОЮ- г. Пятигорск Ставропольского края;
  6. 6 кассационный суд ОЮ- г. Самара Самарской области;
  7. 7 кассационный суд ОЮ- г. Челябинск Челябинской области;
  8. 8 кассационный суд ОЮ- г. Кемерово Кемеровской области;
  9. 9 кассационный суд ОЮ- г. Владивосток Приморского края;

кассационный военный суд- г. Новосибирск Новосибирской области.

  • Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • Всего, предусмотрено создание 5 апелляционных судов ОЮ.
  • Статья 19.2. Апелляционный суд общей юрисдикции
  • 1 апелляционный суд ОЮ- г. Москва;
  • 2 апелляционный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;
  • 3 апелляционный суд ОЮ- г. Сочи Краснодарского края;
  • 4 апелляционный суд ОЮ- г. Нижний Новгород Нижегородской области;
  • 5 апелляционный суд ОЮ- г. Новосибирск Новосибирской области;

апелляционный военный суд- г.о. Власиха Московской области.

Согласно ст. 7 ФКЗ № 1-ФКЗ настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года.

Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, в самом законе предусмотрена возможность наступления ситуации, когда апелляционные и кассационные суды формируются неравномерно, когда в одних регионах уже рассматривают судебные споры «по новому», тогда как в других еще действует «прежние» положения по обжалованию.

Или когда кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда ОЮ, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, т.к. суд кассационной инстанции не успел сформироваться.

Очевидно, что такая ситуация, пусть даже и гипотетическая, никак не связывается с целями проведенной реформы.

Все про новую судебную реформу

Статья 19.2. Апелляционный суд общей юрисдикции В России создаётся новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

Читайте также:  Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу. Необходимость создания в России структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции обусловлена потребностью обеспечения беспристрастности, независимости при рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. В результате нововведения будет исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. Так, к примеру, частная жалоба, представление на определение краевого, областного суда, суда города федерального значения, вынесенное им по первой инстанции по гражданскому или административному делу до принятия поправок также подлежало рассмотрению апелляционной инстанцией этого же суда. Изменения позволят усовершенствовать систему судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. Стоит отметить, что в системе арбитражных судов уже имеется положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций. Апелляционные суды общей юрисдикции во второй инстанции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции. То же самое касается рассмотрения дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, 1-й апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Белгородской, Брянской, Владимирской Воронежской, Калининградской, Костромской, Псковской и других областей.

Кассационным судам общей юрисдикции переданы кассационные полномочия областных и равных им судов и, таким образом, они будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты мировых судей, районных судов, областных и равных им судов, апелляционных судов общей юрисдикции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

Эти суды являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут состоять из президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам. Законом определены места их постоянного пребывания. Так, кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Необязательно, помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу вне места постоянного пребывания суда. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах. Закон вступил в силу 30 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум Верховного Суда РФ. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019.

При этом срок назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции установлен до 15 октября 2018 года.

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы и представления будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

Как обжаловать решение суда

Этот материал обновлен 06.03.2021.

Когда судья выносит решение, одна из сторон этим решением часто недовольна.

Профиль автора

Это нормально: если бы была «золотая середина», участники договорились бы обо всем до суда. Важно заранее оценить перспективы и понять: решение вам просто не нравится или оно неправильное с точки зрения закона.

В первом случае имеет смысл обжаловать решение суда, только чтобы его исполнили позже.

Во втором случае результат обжалования напрямую зависит от количества и качества документов, которые попали в дело в первой инстанции.

В статье я расскажу, как обжаловать решение суда общей юрисдикции первой инстанции, то есть про апелляционную процедуру.

Еще существует резолютивная часть решения. В ней судья пишет, кто с кем и о чем спорил, кратко перечисляет законодательные нормы, которыми руководствовался, и приводит итоговое решение. Резолютивную часть оглашают в заседании.

Бывает так, что судья составляет мотивированное решение недели две — а дату, когда он составил решение, указывает «по правилам».

В одном деле, где я участвовала, судья написала мотивированное решение через три недели после того, как решение огласили. За это время она успела слетать в отпуск.

Бывает и наоборот — когда судьи надолго закрываются в своем кабинете после заседания и выходят сразу с мотивированным решением.

Как меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

Когда судьи долго готовят решение, хочется ускорить процесс. Некоторые юристы подают жалобу председателю, но я так делать не советую. Задержки не так велики, чтобы портить отношения с судьями.

Не исключено, что позже вы попадете к этому же судье с субъективным вопросом вроде компенсации морального вреда. Если судья злопамятный, он может присудить вам 10 тысяч вместо 20. И такое вряд ли получится обжаловать.

Или же в другом процессе не удастся договориться с судьей на удобное вам время судебного заседания. Тогда придется отказаться от запланированного отпуска, потому что когда-то вы отказались понять загруженность судьи.

Вы можете звонить в суд первой инстанции и регулярно напоминать о своем желании получить решение. Еще можно раз в неделю письменно запрашивать решение — бланки и образцы есть в канцелярии. Письменные запросы будут проходить через председателя суда — мне это помогало.

Гражданско-процессуальный кодекс называет одной из уважительных причин пропуска сроков тяжелую болезнь — когда человек знал о вынесенном решении, но не мог подать жалобу по объективным причинам.

Но на практике суд восстанавливает сроки, только если человек не только не был способен лично дойти до суда или почты, чтобы отправить жалобу, но и не мог осознавать смысл происходящего.

Судьи отказывают восстанавливать срок человеку со сломанной ногой, потому что считают, что он мог попросить кого-нибудь отправить письмо в суд или послать жалобу в электронном виде.

Судебное решение можно обжаловать по материальным или процессуальным основаниям.

Материальные основания связаны с сущностью законов и встречаются реже, но по ним обжалование результативнее: например, если в законе написано одно, а судья написал в решении совсем наоборот, то такое решение отменят.

Процессуальные основания связаны с тем, как нужно рассматривать дело. Эти основания встречаются чаще, но влияют скорее на качество решения, а не на его сущность. Это происходит, когда судья нарушил строгие правила судебного разбирательства и это повлияло на возможность участников отстоять свою точку зрения — например, если на заседании не вели протокол.

То есть во второй инстанции проверят, соблюдены ли нормы Гражданского процессуального кодекса РФ, даже если участники процесса об этом не просили. При этом то, соответствует ли решение другим законам, проверят, только если об этом попросили в апелляционной жалобе. Но судьи, скорее всего, не пропустят очевидные ошибки в решении, даже если в жалобе про них ничего нет.

Еще можно представить документы, которые было невозможно представить при первом рассмотрении. Например, участник дела не смог получить вовремя какой-то документ и попросил в ходатайстве отправить запрос на этот документ. Если судья вынес решение без него, документ можно представить в апелляции.

Ссылаться нужно на те доводы, которые ГПК считает вескими для отмены решения: в решении отсутствует логика, не соблюдены законы и нарушен процессуальный порядок. Я всегда писала жалобы, опираясь на список оснований для отмены, последовательно проходя по нему и выписывая подходящие основания. К ним я добавляла обстоятельства конкретного дела.

Например, если физлицо покупает товар или услугу для себя, применяют закон о защите прав потребителей. Если товар некачественный, покупатель может вернуть деньги.

Если компания не вернет деньги за товар добровольно, покупатель сможет требовать в суде штраф в 50% от всей присужденной суммы.

А если обе стороны — организации, назначать такой штраф нельзя: закон о защите прав потребителей касается только физлиц.

Именно поэтому большая часть решений после апелляции, кассации и надзора сохраняет свое практическое содержание. Даже Верховный суд РФ часто отправляет дела на пересмотр, чтобы привести в порядок формулировки, а не изменить суть решения.

С технической стороны обращаться в апелляционную инстанцию проще всего — нужны только сама жалоба, чек об оплате госпошлины и доверенность, если за участника процесса действует юрист. Судебное решение приложит тот суд, который рассматривал дело.

Жалобу нужно подписать, дату указывать необязательно. Время, когда подали жалобу, определяют по входящему штампу канцелярии суда или по штампу почтового отделения о принятии заказного письма с описью вложения.

В суд общей юрисдикции жалобу направляют по количеству участников дела — для судьи и сторон.

Если вы истец и судитесь с двумя ответчиками, то должны подать в суд три экземпляра жалобы: для судьи и двух ответчиков. На вашем экземпляре в канцелярии суда поставят входящий штамп с датой.

Приложения тоже нужно подавать по количеству участников. Квитанцию об оплате госпошлины и доверенность представителя копировать не нужно.

На практике это происходит так: на почте с описью вложения нужно сформировать почтовые отправления для второй стороны, а уже после вложить почтовые квитанции в конверт для суда. Я всегда фотографировала эти квитанции, чтобы сохранить идентификатор для отслеживания и подтвердить расходы на отправку для клиента или бухгалтерии.

Например, реквизиты Оренбургского областного суда можно найти на его сайте в разделе «О суде»

Вторая сторона может письменно изложить свои возражения на апелляционную жалобу и передать их другим участникам через суд. К возражениям обычно прилагают документальные доказательства своей позиции. Когда истечет месяц на обжалование, судья первой инстанции отправит все документы в апелляционную инстанцию.

Читайте также:  Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия

Апелляционную жалобу могут оставить без движения или вернуть.

Судья оставит жалобу без движения на конкретный срок. За этот срок нужно успеть устранить недостатки жалобы и известить об этом суд — тогда жалобу передадут дальше. Если не устранить недостатки в срок, жалобу вернут.

В итоговой части судебного заседания — в прениях — сторонам дадут второе и последнее право высказаться.

Обычно в прениях кратко повторяют свою позицию по жалобе и поступившим возражениям, но иногда участник процесса начинает по новой зачитывать доводы своей жалобы или свои возражения.

Это не запрещено, но бесполезно и раздражает судей, у которых и так очень плотный график с длинными задержками.

Решение первой инстанции отменяют достаточно редко. Например, по статистике судебного департамента при Верховном суде РФ за первое полугодие 2020 года, по апелляционным жалобам отменили 24,9% решений по гражданским делам, а изменили — 2,8%. 70,6% решений апелляционная инстанция оставила без изменения, прочие же жалобы не стали рассматривать либо прекратили в связи с отказом заявителей.

То есть на практике, если решение отменят или изменят, это не всегда что-то меняет для истца и ответчика. Иногда апелляционная инстанция просто редактирует решение первого судьи, выражает его более юридически грамотным языком.

Это связано не только с солидарностью судей разных уровней, но и с тем, что отмена решений идет судьям в личный незачет. Идти против закона или плохо делать свою работу судьям экономически невыгодно — они могут потерять свой статус с хорошими бонусами. По моему мнению, плохих судей — единицы, и их быстро снимают с должности.

Самое большое количество судей, которое я видела одновременно, — 18. Это была кассационная инстанция в президиуме областного суда. Большая часть судей была слушателями, они сидели сзади. Психологически это некомфортно. Думаю, что неюристам, самостоятельно отстаивающим свои права в суде, будет легче выступать перед одним судьей.

Обычно после оглашения апелляционного определения говорят, что текст можно будет получить в суде первой инстанции через три недели. За это время судья составляет мотивированное определение, приводит дело в порядок и отправляет его в нижестоящий суд.

На практике этот срок может быть больше из-за загруженности судов. В этом случае я звонила в областной суд и напоминала о своем желании получить документы. Еще я писала запросы на выдачу определения и повторные запросы: «Определение вынесено месяц назад и письменно запрошено дважды — такого-то и такого-то числа — но до сих пор мной не получено». Это помогало.

Большое значение имеет качество доказательств, попавших в суд в первой инстанции: иногда проигрышное решение — трамплин к победе в следующей инстанции.

  1. Решение суда можно обжаловать в апелляционном порядке, пока оно не вступит в законную силу.
  2. Срок обжалования судебных решений — месяц после того, как судья составил мотивированное решение. Заочные решения можно обжаловать в течение месяца после истечения срока на отмену решения ответчиком. Решения, принятые в упрощенном порядке, можно обжаловать в течение 15 дней после того, как его приняли.
  3. В апелляционной жалобе, кроме требований и их обоснования, нужно обязательно указывать идентификаторы оспариваемого решения — номер дела, дату рассмотрения, суд первой инстанции.
  4. При подаче апелляционной жалобы нужно оплатить госпошлину и подготовить копии жалобы для всех участников разбирательства.
  5. Жалобу направляют через суд первой инстанции — относят в канцелярию этого суда или отправляют туда по почте.
  6. Если пропустить срок на подачу жалобы или нарушить правила оформления жалобы, ее могут оставить без движения или вернуть, не рассматривая.
  7. Чтобы успешно обжаловать судебное решение, необходимо доказать, что были нарушены нормы материального и/или процессуального законодательства.

Принят закон о создании новой системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции

Также законом определяются полномочия, порядок образования и деятельности этих судов. Проект был разработан и внесен в ГД Верховным Судом
РФ.

По действующему законодательству в системе судов общей
юрисдикции действуют мировые, районные, областные, а также верховные суды
республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального
значения, рассматривающие дела в первой инстанции.

«Вынесенные ими решения
можно оспорить в апелляционной инстанции.
Так, вердикты районных судов можно обжаловать в областных. Если же и их решения
сочтут несправедливыми, то обращаться можно уже с кассационной жалобой, которую
рассматривает президиум областного суда.

При этом в апелляционной и кассационной коллегиях отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем», — пояснил Председатель Комитета по государственному
строительству и законодательству Павел Крашенинников, добавив, что эту систему
закон и изменит.

Ко второму чтению поправки в законопроект внес Председатель ГД Вячеслав Володин совместно с Председателем СФ Валентиной Матвиенко, Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

Законом предлагается создать 5 апелляционных судов общей
юрисдикции и 9 кассационных судов общей юрисдикции, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный
судебный округ будет включать в себя несколько регионов.

«В таком случае
рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные
акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой
инстанции.

Это позволит обеспечить независимость и самостоятельность судебных
инстанций, снизит коррупционные риски и региональное влияние, что положительно
скажется на защитите прав граждан», — отметил Павел Крашенинников.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать
дела в качестве суда апелляционной инстанции.

В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой
инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного
апелляционного округа, а также дела по новым и вновь открывшимся
обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом
или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей
инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых
судей на территории соответствующего кассационного судебного округа.

В его
компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной
инстанции.

Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную
силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

  • Апелляционные суды общей юрисдикции будут размещены в следующих городах:
  • — Первый апелляционный суд – в городе Москве;
  • — Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;
  • — Третий апелляционный суд – город Сочи;
  • — Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;
  • — Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;
  • — апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.
  •  Кассационные суды
    общей юрисдикции расположат в следующих городах:
  • — Первый кассационный суд — в городе Саратове;
  • — Второй кассационный суд – город Москва;
  • — Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;
  • — Четвертый кассационный суд – город Краснодар;
  • — Пятый кассационный суд – город Пятигорск;
  • — Шестой кассационный суд – город Самара;
  • — Седьмой кассационный суд – город Челябинск;
  • — Восьмой кассационный суд – город Кемерово;
  • — Девятый кассационный суд – город Владивосток;
  • — кассационный военный суд – в городе Новосибирске.

Каждый из девяти кассационных и пяти апелляционных судебных
округов включает в себя по несколько регионов.

Важно отметить, что в целях
приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, предлагается возможность образования в составе суда постоянного судебного
присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющего его полномочия.

«Это повысит доступность правосудия для лиц,
находящихся или проживающих в отдаленных местностях. Кроме того, обеспечению
доступности правосудия способствует использование в судах видео-конференц-связи», — отметил Павел Крашенинников.

Создаваемые апелляционные и кассационные суды общей
юрисдикции будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции предложено установить с момента вступления
закона в силу и до 15 октября 2018 года.

Период образования новых апелляционных и кассационных судов
устанавливается со дня официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года.

Указывается, что кассационные и апелляционные суды считаются
образованными с момента назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда.

Решение о начале
деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ и официально
извещать об этом не позднее 1 октября 2019 года.

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы будут рассматриваться теми же судами, которыми
рассматриваются в настоящее время.

Новый порядок обжалования решения судов. Что нужно знать?

  • С 1 октября 2019 года в России начал действовать новый порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов.
  • Чем
    вызваны изменения
    ?
  • Изменения в системе судебного обжалования направлены на ускорение отправления правосудия, обеспечения доступности и усиление степени реального рассмотрения дел в судах апелляционных и кассационных инстанций и снижения нагрузки на Верховный Суд РФ, который до рассматриваемых изменений в процессуальное законодательство был единственной инстанцией для подачи апелляционной жалобы, если первой судебной инстанцией был высший суд субъекта РФ.
  • С 1 октября 2019 года в России заработали 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции (полный перечень опубликован ниже).
  • Новые кассационные суды стали
    первой кассацией, которая в отличие от прежней кассации в областных и равных им
    судах будет сопровождаться реальным судебным заседанием, а не определением
    судьи об отсутствии или наличии оснований для передачи дела на рассмотрение
    суда кассационной инстанции.
  • С новыми апелляционными
    инстанциями участники процесса столкнутся при обжаловании решений областных
    (краевых) и равных им судов, принятых по первой инстанции, например, по делам
    об оспаривании кадастровой стоимости.

«Теоретически
такие изменения в системе гражданского судопроизводства должны способствовать
объективности, реальности отправления правосудия, а также способствовать
физической и финансовой доступности мест рассмотрения апелляционных и
кассационных жалоб. Судить по эффективности такой структуры судебной системы
можно по системе арбитражного судопроизводства, которая функционирует по подобной
схеме уже более 10 лет. Однако каким образом фактически будет работать данная
система, можно будет увидеть только спустя некоторое время», – объясняет общественный юрист Перми Сергей Максимов
и отмечает, что в связи с внесением изменений в порядок подачи обращений в суд,
расходы судов общей юрисдикции на почтовые расходы существенно сократятся. Теперь
эта обязанность возложена на самого инициатора обращения в суд.

Читайте также:  Раздел VI. Социальное страхование. Пенсионное обеспечение

Как
теперь обжаловать решения судов?

Как и ранее решения мировых
судей обжалуются в апелляционном порядке в соответствующий районный суд. А
решения районных судов – в региональный суд (краевой, областной,
республиканский).

Решения региональных судов, вынесенные по первой инстанции
обжалуются в новосозданные апелляционные суды общей юрисдикции.

Решения
Верховного Суда РФ вынесенные по первой инстанции обжалуются в Апелляционную
коллегию Верховного Суда РФ.

Требования к содержанию
апелляционной жалобы существенных изменений не претерпели. Но небольшие
новшества есть:

  • в жалобе нужно указывать номер гражданского дела (этот номер можно найти в решении суда или посмотреть на сайте суда вынесшего решение);
  • кроме адреса места жительства можно указать адрес электронной почты, телефон, факс и другие данные стороны;
  • можно отразить ходатайства, которые считаете нужным заявить.

При этом, согласно ст. 322
ГПК РФ, в апелляционную жалобу:

  • нельзя включать требования, которые не заявлялись в ходе рассмотрения дела  в суде первой инстанции;
  • нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы в суде первой инстанции. Исключение составляют случаи, когда  эти доказательства невозможно было представить в ходе судебного разбирательства. Причины, по которым сторона не могла представить доказательства в суд первой инстанции нужно отразить в апелляционной жалобе.

Подача апелляционной жалобы
оплачивается госпошлиной. Сейчас она составляет всего 150 рублей. Однако,
вполне возможно, что её размер будет увеличен, и уплатить госпошлину многим
станет затруднительно.

Поэтому закон предусматривает возможность лицу,
подающему апелляционную жалобу вместо квитанции об оплате госпошлины приложить
ходатайство об отсрочки, рассрочки, уменьшении либо освобождении от уплаты
госпошлины.

Сведения о материальном положении которое не позволяет оплатить
госпошлину должны быть подтверждены приложенными к ходатайству документами
(справка о заработной плате, справка о размере пенсии, копия трудовой книжки,
справка из центра занятости и т.д.).

Сторона, подающая
апелляционную жалобу на судебный акт теперь должна сама направить её копию и
копии дополнительно приложенных к жалобе документов всем другим лицам,
участвующим в деле. Документ, подтверждающий вручение сторонам копии
апелляционной жалобы, должен быть приложен к апелляционной жалобе  Это
требование распространяется и на случаи, когда жалоба подаётся в электронной
форме.

К апелляционной жалобе может
быть приложено ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта. Такое
ходатайство должно содержать обоснование невозможности или затруднительности
исполнения.

Как и ранее апелляционная
жалоба подаётся через суд вынесший решение. То есть, если решение вынес мировой
судья, то апелляционную жалобу нужно подавать через мирового судью.

  1. Апелляционную жалобу,
    составленную с нарушением закона, суд оставляет без движения и даёт срок на
    исправление недостатков
    .
  2. Расположение кассационных судов:
  3. 1) Первый кассационный суд
    общей юрисдикции — город Саратов Саратовской области — для Белгородской
    области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской
    области, Липецкой области, Орловской области, Республики Мордовия, Московской
    области, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области,
    Тульской области.
  4. 2) Второй кассационный суд
    общей юрисдикции — город Москва — для Владимирской области, Ивановской области,
    Костромской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области,
    Тверской области, Ярославской области, города Москвы
  5. 3) Третий кассационный суд
    общей юрисдикции – город Санкт-Петербург — для Республики Карелия, Республики
    Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области,
    Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской
    области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа
  6. 4) Четвертый кассационный суд
    общей юрисдикции – город Краснодар — Краснодарского края для Республики Адыгея
    (Адыгея), Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края,
    Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города
    Севастополя.
  7. 5) Пятый кассационный суд общей
    юрисдикции – город Пятигорск Ставропольского края — для Республики Дагестан,
    Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской
    Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республики,
    Ставропольского края.
  8. 6) Шестой кассационный суд
    общей юрисдикции – город Самара Самарской области — для Республики
    Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской
    Республики, Чувашской Республики – Чувашии, Кировской области, Оренбургской
    области, Самарской области, Ульяновской области.
  9. 7) Седьмой кассационной
    суд
    общей юрисдикции – город Челябинск Челябинской области — для Пермского
    края
    , Курганской области, Свердловской области, Тюменской области,
    Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
    Ямало-Ненецкого автономного округа.
  10. 8) Восьмой кассационный суд
    общей юрисдикции – город Кемерово Кемеровской области для Республики Алтай,
    Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края,
    Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской
    области, Новосибирской области, Омской области, Томской области.
  11. 9) Девятый кассационный суд
    общей юрисдикции – город Владивосток Приморского края для Республики Саха
    (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской
    области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной
    области, Чукотского автономного округа.
  12. Для подачи жалобы
    в кассационный суд установлен срок в три месяца
    со дня вступления в силу оспариваемого судебного постановления
    (ныне действует срок шесть месяцев).
  13. Расположение
    апелляционных судов:
  14. 1) Первого апелляционного
    суда общей юрисдикции – город Москва — для Белгородского областного суда,
    Брянского областного суда, Владимирского областного суда, Воронежского
    областного суда, Ивановского областного суда, Калининградского областного суда,
    Калужского областного суда, Костромского областного суда, Курского областного суда,
    Липецкого областного суда, Московского областного суда, Новгородского
    областного суда, Орловского областного суда, Псковского областного суда,
    Рязанского областного суда, Смоленского областного суда, Тамбовского областного
    суда, Тверского областного суда, Тульского областного суда, Ярославского
    областного суда, Московского городского суда.
  15. 2) Второго апелляционного
    суда общей юрисдикции – город Санкт-Петербург — для Верховного Суда Республики
    Карелия, Верховного Суда Республики Коми, Архангельского областного суда,
    Вологодского областного суда, Курганского областного суда, Ленинградского
    областного суда, Мурманского областного суда, Свердловского областного суда,
    Тюменского областного суда, Челябинского областного суда, Санкт-Петербургского
    городского суда, суда Ненецкого автономного округа суда Ханты-Мансийского
    автономного округа – Югры, суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
  16. 3) Третьего апелляционного
    суда общей юрисдикции – город Сочи — Краснодарского края для Верховного Суда
    Республики Адыгея (Адыгея), Верховного Суда Республики Дагестан, Верховного
    Суда Республики Ингушетия, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,
    Верховного Суда Республики Калмыкия, Верховного Суда Карачаево-Черкесской
    Республики, Верховного Суда Республики Крым, Верховного Суда Республики
    Северная Осетия – Алания, Верховного Суда Чеченской Республики, Краснодарского
    краевого суда, Ставропольского краевого суда, Астраханского областного суда,
    Волгоградского областного суда, Ростовского областного суда, Севастопольского
    городского суда.
  17. 4) Четвертого
    апелляционного суда общей юрисдикции
    – город — Нижний Новгород
    Нижегородской области для Верховного Суда Республики Башкортостан, Верховного
    Суда Республики Марий Эл, Верховного Суда Республики Мордовия, Верховного Суда
    Республики Татарстан (Татарстана), Верховного Суда Удмуртской Республики,
    Верховного Суда Чувашской Республики, Пермского краевого суда,
    Кировского областного суда, Нижегородского областного суда, Оренбургского
    областного суда, Пензенского областного суда, Самарского областного суда,
    Саратовского областного суда, Ульяновского областного суда.
  18. 5) Пятого апелляционного суда
    общей юрисдикции – город — Новосибирск Новосибирской области для Верховного
    Суда Республики Алтай, Верховного Суда Республики Бурятия, Верховного Суда
    Республики Саха (Якутия), Верховного Суда Республики Тыва, Верховного Суда
    Республики Хакасия, Алтайского краевого суда, Забайкальского краевого суда,
    Камчатского краевого суда, Красноярского краевого суда, Приморского краевого
    суда, Хабаровского краевого суда, Амурского областного суда, Иркутского
    областного суда, Кемеровского областного суда, Магаданского областного суда,
    Новосибирского областного суда, Омского областного суда, Сахалинского
    областного суда, Томского областного суда, суда Еврейской автономной области,
    суда Чукотского автономного округа.

В целях приближения
правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле,
находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в
составе апелляционного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное
судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.
Постоянное судебное присутствие апелляционного суда общей юрисдикции является
обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Ссылка на основную публикацию