Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев

ФЗ-4528-1 устанавливает основания присвоения статуса беженца на территории Российской Федерации, регулирует их правовой статус, а также предоставляет им гарантии на экономическом, социальном и правовом уровнях, с целью защиты их прав и интересов в соответствии с конституционными требованиями.

О беженцах

  • Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
  • Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Статья 1. Основные понятия
  • Статья 2. Пределы действия настоящего Федерального закона
  • Статья 3. Признание лица беженцем
  • Статья 4. Обращение лица с ходатайством и предварительное рассмотрение ходатайства
  • Статья 5. Основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу
  • Статья 6. Права и обязанности лица, получившего свидетельство
  • Статья 7. Рассмотрение ходатайства по существу
  • Статья 8. Права и обязанности лица, признанного беженцем

Статья 8.1. Проездной документ

  1. Статья 9. Утрата лицом статуса беженца и лишение лица статуса беженца
  2. Статья 10. Гарантии прав лица
  3. Статья 11. Фонд жилья для временного поселения
  4. Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища
  5. Статья 13. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации

Статья 14. Распределение лиц в субъектах Российской Федерации. Прием лиц в случае их экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации

Статья 15. Финансирование расходов на прием, проезд и размещение лиц. Финансирование расходов, связанных с выдворением (депортацией) лиц за пределы территории Российской Федерации

  • Статья 16. Утратила силу
  • Статья 17. Полномочия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона
  • Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев
  • Статья 19. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Положение государства о вопросах беженцев

В действительности, во всем мире сложилась весьма непростая ситуация, которая показывает, что военные или же чрезвычайные действия, приводят людей к желанию покинуть родные места и искать убежища в иных странах.

В РФ по вопросу беженцев создан целый законодательный акт, который формирует все основные понятия, имеющие существенное значение. В принципе, законодатель обращает ваше внимание на то, что государство предоставляет различные варианты гарантий и социальной защиты беженцев и переселенцев.

Тем не менее, чтобы воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставляет государство, непременно нужно пройти специализированный процесс регистрации.

Фактически, в страну въезжает существенное количество граждан, и вполне очевидным является тот момент, что государство должно получить данные о том, что человек, пересекающий границу, хочет оформить статус беженца.

Именно по этой причине, изначально заполняется специализированная анкета, после чего, в течение четко определенного количества времени осуществляется процесс регистрации иных документов.

После получения статуса беженца, человек имеет право получить определенные социальные выплаты и помощь от государства.

☎ 8 (800) 350-20-41 – Бесплатная Консультация Юриста

Что прописано в законе о беженцах?

Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев

  • почему получить правовое положение (стать беженцем) в порядке ФЗ РФ №4528-1-ФЗ так сложно?
  • справедлив ли федеральный закон по сути?
  • каково положение приезжих из Украины, которым в статусе в силу ФЗ РФ отказано, или которые за ним не обращались?

Проанализируем профильный закон РФ и его положения. Ст.1 ФЗ №4528-1 предполагает права иностранцев при наличии оснований получить в России:

  • правовое положение беженцев;
  • временное убежище.

В определении круга потенциальных приезжих федеральный закон РФ №4528-1-ФЗ дублирует Женевскую конвенцию ООН. Согласно ФЗ РФ 4528-1 беженцем признается лицо, которое в стране гражданства может стать жертвой гонений по признаку:

  • расы;
  • гражданства;
  • вероисповедания;
  • убеждений.

Реклама

Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18 Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

Федеральный закон РФ не дает возможности установить правовое положение беженцев выходцам из Украины из-за военного конфликта или разрухи, поскольку:

  • статус является международным;
  • самостоятельно расширять основания его применения руководство России не может – это наложило бы обязательства на другие страны;
  • сегодняшние действия России относительно приезжих из Украины и федеральный закон 4528-1-ФЗ одобряются управлением ООН по беженцам.

Правовое положение лиц, получивших убежище, регулирует только внутренний Федеральный закон России №4528-1-ФЗ. Международное право на них не распространяется. Рассматриваемый федеральный закон РФ определил, что убежище предоставляется тем, кто:

  • имеют права на статус в порядке ФЗ РФ №4528-1;
  • не имеют оснований обращаться за таким статусом в силу ФЗ РФ №4528-1, однако из гуманных соображений не могут быть депортированы из РФ.

Вынужденный переселенец и беженец – в чем разница?

На первый взгляд, это – два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.

Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.

Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев

Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.

Критерии разграничения статусов

Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:

  1. Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
  2. Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
  3. Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
  4. Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
  5. Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.

Программа интеграции мигрантов в России

Беженцы в России создали нагрузку на федеральный бюджет. Пребывание лица в центре для беженцев ежедневно обходится России в 800 р. Люди находятся на госсодержании и по прибытии в регион, где открыты квоты.

  1. Правительство России озабочено иждивенческими настроениями беженцев.
  2. Высокое налогообложение и соцподдержка не стимулируют их к труду.
  3. До недавнего времени беженцы платили подоходный налог в РФ в 30% (ставка НДФЛ для нерезидентов, пробывших в РФ менее полугода). Этот налог съедал треть заработной платы. А есть еще и страховые взносы.
  4. ЛДПР зарегистрировал в Госдуме РФ проект ФЗ о лишении права на содержание трижды отказавшихся от вакансий в России.

Комплексная программа относительно интеграции украинцев в России должна урегулировать:

  • налоги, которые будут равны с существующим для граждан России;
  • обеспечение нетрудоспособных (пенсия и соцвыплаты в РФ);
  • страховые взносы в ПФР, ФСС.
  • медстрахование.

Права беженцев

Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.

Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев

Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:

  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
  • одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного расселения или пребывания;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
  • обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
  • направление в центры по временному размещению для обучения;
  • право отказаться от статуса и забрать заявление.

Пенсия переселенцев

Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев

Демографическая ситуация в России такова, что приток молодежи выгоден. Иная ситуация с пенсионерами. Существует договоренность РФ и Украины, что пенсия выплачивается при смене постоянного места жительства. Пенсионеры прибыли из так называемых ДНР и ЛНР, где:

  • пенсия новыми властями не выплачивается;
  • пенсия официальной Украиной не начисляется.

Федеральный закон №173-ФЗ установил:

  • гражданам РФ, постоянно проживавшим в Украине, пенсия положена в полном объеме, в какой бы бюджет они не платили налог и страховые взносы;
  • пенсионные права украинцев возникают при получении в России вида на жительство;
  • временно проживающим пенсия в РФ не положена;
  • получившим убежище пенсия не выплачивается и федеральный закон РФ №173-ФЗ на них не распространяется;
  • беженцы имеют права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РФ в период действия статуса (ФЗ №4528-1).
Читайте также:  Статья 16. Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

Процедура оформления

Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.

Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление (ходатайство);
  • документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
  • фотографии (две штуки).

Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.

На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.

Международная защита прав беженцев

Международно-правовой механизм защиты прав беженцев является частью механизма международной защиты прав человека и функционирует в двух направлениях: разработка конвенций и деклараций, закрепляющих международные обязательства в области прав беженцев, и контрольная деятельность международных органов за соблюдением государствами международных обязательств по правам человека.

Вместе с тем, Международная защита прав беженцев имеет ряд особенностей в силу специфики статуса беженца. Во-первых, в признании и объеме статуса беженца определяющую роль играет государство.

Международные документы лишь ориентируют государство на разработку законодательства в соответствии с конвенционными положениями либо конкретизируют критерии и принципы, которыми государства должны руководствоваться (заключения, руководства Исполкома УВКБ ООН).

Во-вторых, беженцы лишены защиты со стороны своего государства, что усиливает важность международной защиты их прав и обусловливает широту функций международных органов, оказывающих содействие и помощь беженцам в решении социальных и экономических проблем, в отличие от полномочий международных контрольных органов, ограничивающихся надзором за соблюдением государствами международных обязательств.

Решающую роль в формировании современной системы защиты прав беженцев сыграла Организация Объединенных Наций, на которую ее уставом была возложена функция по осуществлению международного сотрудничества государств в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религий». В 1946 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН был разработан и принят Устав Международной организации по делам беженцев, ставшей специализированным учреждением ООН.

Резолюцией Генеральной Ассамблеи 319 (IV) от 3 декабря 1949 г. было создано Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. (Далее УВКБ).

Согласно Уставу, одобренному резолюцией ГА ООН от 16 декабря 1950 г.

, УВКБ является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи и находится в подчиненном положении как Генеральной Ассамблее ООН, так и Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС).

Обязанности Верховного комиссара по международной защите беженцев реализуются в рамках функций (компетенции) УВКБ ООН, детально регламентируемых Уставом, которые условно можно объединить в пять групп:

— участие в правотворческом процессе по защите беженцев: содействие заключению и ратификации международных конвенций, заключение специальных соглашений с государствами, направленных на облегчение положения беженцев и сокращение их числа (п. 8 а, b);

— оказание помощи беженцам: содействие допуску беженцев на территории различных государств, получение ими разрешения для перевоза имущества, особенно необходимого для их расселения, содействие правительственным и частным лицам и организациям в добровольной репатриации беженцев, ассимиляции их в странах убежища, а также непосредственная деятельность по репатриации и расселению по определению Генеральной Ассамблеи (п. 8 с— е, п. 9);

— надзорная функция: получение от правительства информации относительно беженцев на территории государства и законодательства в этой области (п. 8 f));

— финансовые функции: получение добровольных общественных и частных средств для оказания помощи беженцам и распределение их между частными и, если это необходимо, государственными учреждениями, которые, по мнению Верховного комиссара, «являются наиболее квалифицированными для оказания такой помощи» (п. 10);

установление и развитие сотрудничества с заинтересованными государствами и межправительственными организациями, а также с частными организациями по вопросам беженцев и координации «усилии тех из них, которые занимаются попечительством в отношении беженцев. Причем в Уставе подчеркивается, что деятельность Верховного комиссара аполитична и носит «гуманитарный и социальный характер».

Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев

  • В настоящее время в сфере деятельности УВКБ ООН помимо беженцев находятся несколько категорий вынужденных переселенцев.
  • 1) Лица, перемещенные внутри страны (внутренне перемещенные лица).
  • 2) переселенные лица — переселенные из страны первого убежища в третьи безопасные страны; другие лица, чье положение сравнимо с беженцами, с положением беженцев, но они не подпадают под критерии беженца, закрепленные в Уставе УВКБ ООН (например, жертвы вооруженных конфликтов, беспорядков в стране проживания, лица, которым угрожают пытки или смертная казнь в стране проживания, жертвы экологических катастроф).
  • Таким образом, в современных условиях мандат УВКБ ООН распространяется на широкий круг лиц, определяющих состав вынужденной миграции.
  • Существенную помощь беженцам оказывают и такие органы и организации, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) – социальное обеспечение детей-беженцев; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – медицинская помощь при чрезвычайных обстоятельствах; Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – образовательные программы; Международная организация труда (МОТ) – профессиональное обучение; Всемирная продовольственная программа (ВПП) – обеспечение беженцев продовольствием.

Однако механизм международной защиты прав беженцев был бы неэффективным без разработки универсальной конвенции, детально регламентирущей статус беженца. Такая конвенция была принята 2 июня 1951 г. на международной конференции в Женеве.

В определении понятия «беженец», по Конвенции, подчеркивалась преемственность с предшествующими соглашениями и Уставами МОБ и УВКБ. Идентичность выражалась во временных ограничениях, традиционных критериях.

В соответствии со статьей 1 А 2) под беженцами понимались те лица, которые в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г.

в Европе, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.

Конвенция 1951 г. не только дала развернутое определение понятия «беженец», но и впервые в полном объеме регламентировала права и обязанности беженцев на территории страны убежища.

  1. Конвенция устанавливает четыре правовых режима для беженцев:
  2. 1) национальный режим;
  3. 2) режим, аналогичный режиму для граждан государства обычного места проживания беженца;
  4. 3) наиболее благоприятный режим в отношении права работы по найму, права на создание и участие в ассоциациях неполитического характера;
  5. 4) наиболее благоприятный режим или, во всяком случае, не менее благоприятный, чем тот, которым при тех же обстоятельствах пользуются иностранцы.

Наряду с закреплением общих прав беженцев, соответствующих общепризнанным стандартам прав человека, Конвенция устанавливает специальные права, обусловленные особым положением беженцев как лиц, которые в большинстве случаев утрачивают фактическую и правовую связь с государством либо не имеют документов, устанавливающих их личность, или прибывают страну убежища незаконным путем. В частности, Конвенция налагает обязательства на государство предоставить беженцам, прибывшим на территорию государства законным путем, свободу передвижения и свободу выбора места жительства в пределах территории страны убежища и выдавать беженцам удостоверение личности, если они не обладают проездными документами (ст. 21). Закрепляя принцип невысылки беженцев, законно проживающих на территории государства, за исключением соображений государственной безопасности, Конвенция предписывает государству предоставить таким беженцам достаточный срок для выезда в другую безопасную страну.

Отдавая предпочтение правам беженцев, Конвенция закрепляет их обязанности в отношении страны проживания, заключающиеся в подчинении ее законам и распоряжениям, а также мерам в отношении общественного порядка.

Международная защита беженцев

Международные усилия по оказанию помощи беженцам были впервые предприняты в 1921 г., когда МККК обратился к Лиге Наций с призывом помочь более чем миллиону российских беженцев, которым пришлось оставить свои дома в ходе Гражданской войны в России.

Лига Наций назначила знаменитого исследователя-полярника Фритьофа Нансена Верховным комиссаром Лиги по проблемам российских беженцев в Европе (позже он стал заниматься греческими, болгарскими, армянскими и другими группами беженцев).

Принятые тогда первые юридические соглашения впоследствии легли в основу конвенций о статусе беженцев 1933 г. и 1951 г., определивших правовой статус беженцев.

Созданный для этих целей аппарат взялся за исключительно трудное дело – определение правового статуса российских беженцев и правовых основ их международной защиты. Предполагалось, что необходимыми условиями для получения данного статуса являлись:

  • а) лицо должно было находиться за пределами страны своего происхождения и
  • б) не пользовалось защитой правительства этого государства.

Более четкие критерии понятия «беженец» были сформулированы в Уставе созданной в 1947 г. Международной организации по делам беженцев (далее – МОБ).

Читайте также:  Статья 15. недопустимость продажи органов и (или) тканей человека

Согласно Уставу МОБ к числу «беженцев» были отнесены жертвы нацистского режима, некоторые лица еврейского происхождения; иностранцы или лица без гражданства, оказавшиеся жертвами нацистского преследования, а также лица, которые признавались беженцами до начала Второй мировой войны по признакам расы, религии, национальности или политических убеждений. Кроме того, Устав МОБ относил к числу беженцев тех, кто не мог или не хотел воспользоваться защитой государства, гражданином которого являлся и в котором жил прежде.

В декабре 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение учредить Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) – вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи в соответствии со ст. 22 Устава ООН.

Устав УВКБ ООН уполномочивает данное Управление заниматься делами беженцев, к категории которых были отнесены лица, которые находятся вне страны своего происхождения и не могут либо не желают воспользоваться се защитой «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований».

К ним также относятся лица, которые из-за уже пережитых преследований не могут вернуться, хотя обстоятельств, ставших основанием для предоставления им статуса беженцев, более не существует.

Это определение явилось важнейшей отправной точкой при выяснении того, кто имеет право на защиту и помощь со стороны ООН, поскольку именно отсутствие защиты со стороны собственного государства отличает беженцев от обычных иностранцев.

Данный подход был отражен в определении, закрепленном в Конвенция о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г. в Женеве Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г. Конвенция вступила в силу 22 апреля 1954 г.

Беженец – лицо, которое «в результате событий, произошедших до 1 января 1951 г.

, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» (ст. 1 Конвенции ООН о статусе беженцев).

Так как положениями данной Конвенции могли воспользоваться только лица, которые стали беженцами в результате событий, имевших место до 1 января 1951 г., возникла необходимость принятия дополнительного документа, который устранил бы указанное ограничение.

Таким документом стал Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев. Протокол распространил действие Конвенции на «новых беженцев», т.е.

на лиц, которые, подпадая под определение, содержащееся в Конвенции, стали беженцами в результате событий, произошедших после 1 января 1951 г.

Конвенция ООН о статусе беженцев устанавливает общие основания, на которых предоставляется статус беженца. Конвенция запрещает какую-либо дискриминацию в отношении беженцев. Частью прав беженцы пользуются наравне с гражданами принимающей их страны, частью – на тех же условиях, что и иностранцы.

Конвенция допускает высылку беженца в интересах государственной безопасности, но запрещает их возвращение в государство, из которого они бежали, опасаясь преследования (ст. 31). В частности, в п. 2 указанной статьи установлено что «высылка таких беженцев должна производиться только во исполнение решений, вынесенных в судебном порядке.

За исключением случаев, когда этому препятствуют уважительные соображения государственной безопасности».

Одновременно государства не должны высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Конвенцией Верховному комиссару ООН по делам беженцев было поручено наблюдение за выполнением международных конвенций по защите беженцев, а также координацию мер, принимаемых государствами в обеспечении закрепленных в Конвенции прав беженцев.

«Мы наблюдаем беспрецедентное количество вынужденно перемещенных лиц»

Генсек ООН Антониу Гутерриш обратился к международному сообществу с экстренным призывом выделить дополнительные $500 млн для помощи беженцам из Сирии.

Глава представительства Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) в России Ванно Нупек — сам бывший беженец из Камбоджи — в интервью “Ъ” сказал, что у организации есть постоянная потребность в увеличении финансирования, поскольку ситуация с беженцами становится все хуже. Россия, по его словам, занимает лишь 42-е место в списке доноров УВКБ.

— Россия по линии ООН тратит более $2 млн в год на помощь беженцам, из них почти половина идет на содействие возвращению домой сирийцев. Четверть суммы направляется непосредственно в УВКБ. По вашему мнению, этих денег достаточно?

— Мы наблюдаем беспрецедентное число вынужденно перемещенных лиц. Их более чем 70 млн по всему миру, причем подавляющее большинство — 80% — проживают в наименее развитых или развивающихся странах.

На данный момент Россия занимает 42-ю строчку в списке доноров УВКБ ООН, ежегодно направляя $2 млн в бюджет агентства на протяжении уже более чем десяти лет. Мы благодарны России за ее последовательный вклад в программы УВКБ ООН.

Однако, учитывая нынешнюю ситуацию с вынужденно перемещенными лицами по всему миру, есть постоянная потребность в увеличении финансирования. Одна из моих задач как главы представительства УВКБ ООН в России это как раз привлечение дополнительных средств. Так что, конечно, я заинтересован в увеличении вклада России в наш бюджет, в том числе в виде пожертвований от частных лиц.

— А кто вам дает больше всего денег? США?

— Да, США. Но стоит отметить, что, по данным МВД, с 2014 года Россия потратила 18 млрд руб. на прием, обустройство и медицинскую помощь украинским беженцам.

Мы лишь оказываем юридическую помощь обращающимся беженцам из Украины и других стран, в остальном российские власти все делали самостоятельно.

Если сравнивать с другими странами, я, в частности, говорю о качестве центров временного размещения, куда прибывали украинские беженцы, все делалось по высшим стандартам.

Кроме того, хочу подчеркнуть, что в критические моменты Россия также выделяла дополнительные средства, которые позволили УВКБ ООН удовлетворять самые насущные потребности беженцев, в основном сирийцев в Иордании и Ливане, а также в других частях света. Этот свидетельствует о приверженности России защите беженцев и работе УВКБ ООН в условиях, когда гуманитарные потребности продолжают расти.

На 2020 год бюджет УВКБ ООН, сформированный на основе предварительных подсчетов, составляет $8,6 млрд при растущей потребности в гибком финансировании, для того чтобы мы могли реагировать на текущие и новые чрезвычайные ситуации, а также развивать гуманитарные программы по всему миру.

— Мировое сообщество осознает степень серьезности проблемы, на ваш взгляд?

— В последние годы произошли некоторые позитивные изменения: мировое сообщество приходит к пониманию необходимости всеобщего участия в поиске долгосрочных решений для беженцев, о чем свидетельствует принятие Генеральной Ассамблеей ООН Глобального договора по беженцам в 2018 году. Однако многие конфликты остаются неразрешенными, а вдобавок к существующим появляются новые.

Многие страны, принимающие беженцев, по-прежнему испытывают нехватку ресурсов для того, чтобы справиться с их притоком или не могут предложить варианты долгосрочных решений.

Некоторые из программ УВКБ ООН остаются в значительной степени недофинансированными (например, в случае с Суданом или Бангладеш), что ограничивает их эффективность.

Наша деятельность требует не только финансирования, но и экспертных знаний и политической поддержки. В этих областях мы также рассчитываем на Российскую Федерацию. В прошлом году мы подписали Меморандум о взаимопонимании с МЧС России. Высококвалифицированный опыт и материально-техническая поддержка со стороны ведомства будут очень полезны для урегулирования чрезвычайных ситуаций.

— Как вы оцениваете итоги первого Глобального форума по беженцам, состоявшегося в декабре в Женеве?

— Форум собрал широкий круг участников для мобилизации действий с целью решения проблем, с которыми сталкиваются беженцы. Это мероприятие стало отражением общей готовности укреплять международное сотрудничество и солидарность, но для достижения успеха будет иметь решающее значение последовательная поддержка со стороны всех государств, не ограниченная исключительно финансовой помощью.

Благодаря этому мы будем продвигаться к достижению четырех целей Глобального договора по беженцам: ослабление нагрузки на принимающие страны; расширение возможностей беженцев, включая их самодостаточность; расширение доступа к возможности переселения в третьи страны для самых уязвимых групп; помощь в создании безопасных и достойных условий в странах происхождения для последующего возвращения беженцев.

— На сайте УВКБ сказано, что по данным на 31 декабря 2019 года в самой России чуть более 220 тыс. лиц, подпадающих под компетенцию УВКБ ООН. Что это за люди? Какие действия по отношению к этим людям должны быть предприняты Россией с точки зрения УВКБ?

— Примерно 42 тыс. из них — это лица, получившие временное убежище (в основном из Украины), 487 — это беженцы. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории РФ также находилось 178 тыс. лиц без гражданства. Если они действительно являются лицами без гражданства, то они потенциально подпадают под компетенцию УВКБ ООН.

Что касается просителей убежища и беженцев, мы работаем над тем, чтобы им был обеспечен доступ к справедливым процедурам получения убежища и долгосрочным решениям. Интеграция в принимающие сообщества является одним из самых важных аспектов деятельности.

— Около 500 беженцев — это как-то совсем мало.

Читайте также:  Статья 36. Защита прав граждан, организаций и возмещение причиненного им ущерба

— Да, общий показатель невелик. Вместе с тем из тех, кто подал документы на получение статуса беженца, 40–50% получают удовлетворительный ответ. Это не так уж плохо по сравнению с другими странами. Но при этом к нам обращаются лица, испытывающие проблемы в подаче обращения за убежищем, мы и сотрудничающие с нами юристы работаем с МВД России над такими случаями.

  • — А беженцев из Сирии много?
  • — По разным причинам российские власти предоставляют сирийцам временное убежище, а не статус беженцев, так что они числятся среди упомянутых мной 42 тыс.
  • — А откуда в России так много лиц без гражданства?

— Причины здесь могут быть самые разные, но большинство таких случаев возникло после распада СССР. Мы высоко ценим предпринимаемые Россией шаги по сокращению безгражданства. Ситуациям безгражданства не должно быть места в XXI веке.

В рамках глобальной кампании #IBelong мы полны решимости положить конец безгражданству к 2024 году во всем мире, и пример России по разработке законодательства о гражданстве, безусловно, является одним из тех, который следует глубже изучить и извлечь из него уроки.

Но у нас есть данные переписи населения с ее спецификой, как я уже говорил. Предполагаю, что сейчас в России лиц без гражданства намного меньше.

— Как вы оцениваете помощь России беженцам с Донбасса?

— Во время прибытия больших потоков в 2014–2015 годах мы посещали приграничные регионы, отметив высокие стандарты качества приема и размещения. УВКБ ООН также предложило свою помощь, но у российского правительства уже есть достаточно ресурсов, чтобы адекватно реагировать на эту ситуацию.

— Как в УВКБ в целом оценивают политику России в отношении беженцев? Вы недавно благодарили российские власти за их усилия в этой сфере, но ведь в России сейчас статус беженца очень сложно получить.

— Мы отмечаем усилия, которые российское правительство предпринимает для развития системы предоставления убежища.

В качестве одного из основных направлений, Концепция государственной миграционной политики, утвержденная президентом Владимиром Путиным в октябре 2018 года, предусматривает дальнейшее развитие механизмов предоставления помощи лицам, ищущим убежища, в соответствии с международными обязательствами России.

Наша задача заключается в том, чтобы помочь российскому правительству в достижении этих целей. Беженцы — самая уязвимая категория. В отличие от мигрантов, они не могут вернуться домой.

  1. Идеальной системы убежища не существует нигде, и здесь также есть области, нуждающиеся в улучшении.
  2. Мы работаем все вместе, с МВД и неправительственными организациями, чтобы обеспечить выполнение законодательных положений в полном объеме, внося дальнейшие поправки в законодательство с целью заполнения оставшихся пробелов и приведения его в полное соответствие с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года.
  3. — А с какими сложностями сталкиваются заявители на получение статуса беженца в России?

— Трудно попасть в страну, непросто собрать пакет документов и осуществить необходимые переводы на русский язык, нужные кабинеты могут работать один день в неделю и всего по несколько часов и так далее.

Мы работаем над улучшением и упрощением этих процедур совместно с МВД и в последнее время произошли заметные сдвиги. Шаг за шагом система улучшается. Но все это отчасти объясняет, почему только около пятисот человек сейчас имеют статус беженца.

И я всегда говорю нашим партнерам из МВД: у вас не так много беженцев, а значит, есть возможность сделать максимум в плане их условий пребывания, интеграции в общество и так далее.

— Возможно ли контролировать то, как в стране налажена работа с беженцами? Откуда поступает информация о России (сами жалобы беженцев, сообщения организаций, отчеты властей) и как проверяется ситуация?

— Система и механизмы работы с беженцами определяются законодательством государства, и Россия приняла свой первый федеральный закон о беженцах в 1993 году сразу после присоединения к Конвенции.

Точно так же существуют механизмы контроля, и это является прерогативой компетентных государственных органов.

Как УВКБ ООН, мы должны контролировать применение международных документов, касающихся защиты беженцев.

Важно, чтобы мы получали информацию из первых рук. Мы работаем напрямую с просителями убежища, беженцами и лицами без гражданства, соответствующими неправительственными организациями, МВД и полностью осведомлены о рассматриваемых вопросах.

Находясь в непосредственном контакте с нашими подопечными, мы можем видеть и в определенной степени оценивать их потребности и поддерживать связь с органами власти с целью нахождения долгосрочных решений.

— Согласно Конституции России, всем детям должно предоставляться бесплатное образование. Однако в ряде регионов (в частности, в Москве) НКО «Гражданское содействие» приходится поддерживать беженцев в судах, чтобы дать возможность детям получить образование.

— Право на образование гарантируется Конституцией и рядом других законодательных актов России.

В частности, федеральный закон об образовании устанавливает, что иностранные граждане имеют равные с российскими гражданами права на получение дошкольного, начального и среднего образования.

Для просителей убежища и детей-беженцев школа дает возможность получить языковые компетенции и является способом интеграции в принимающее общество. Школа является одним из основных инструментов адаптации для детей-беженцев в принимающей стране.

— А как с этим, по вашей оценке, на практике?

— На практике все, конечно, не так просто. В процессе нашей работы мы встречаемся с беженцами и просителями убежища, для которых доступ к дошкольным и школьным учреждениям затруднен. В некоторых случаях это связано с требованием предоставить документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания, однако это не так просто для этой категории иностранцев.

Для тех, кто не владеет русским языком и не имеет возможности изучать его в государственных учреждениях, это становится препятствием для получения доступа к образованию.

Мы ощущаем нехватку государственных программ в этом плане, а потому увеличение господдержки на этом направлении было бы уместно.

В то же время во многих случаях дети беженцев и просителей убежища зачисляются в школы благодаря активной поддержке государственных учреждений и НКО.

Доступ к образованию, практические механизмы реализации этого права должны быть максимально простыми и доступными. Как и право на работу, с реализацией которого тоже возникают серьезные проблемы.

Как я уже говорил, в России не так много беженцев, а потому есть шанс сделать все как надо.

Беженцы хотят учить язык и интегрироваться, они хотят работать и сами себя обеспечивать.

И если упростить административные барьеры, то эти люди смогут вносить важный вклад в жизнь общества, у многих из них высокие навыки и опыт работы, им только надо дать шанс реализовать себя.

Все бюрократические процедуры должны быть как можно более простыми и понятными. Мы видим положительные сдвиги, но еще есть над чем поработать.

— В России все привязано именно к регистрации по месту жительства. В результате беженцы, не имеющие регистрации, не могут обратиться за медицинской помощью, нужны документы о регистрации и при обращении в миграционные службы. Правомерны ли такие условия?

— Как УВКБ ООН, мы исходим из положений Конвенции 1951 года. Лица, ищущие убежище, не должны подвергаться наказанию в любой форме за незаконное пребывание, за нарушение правил пребывания при условии, что эти лица незамедлительно связываются с соответствующими государственными органами.

Конвенция призывает государства содействовать местной интеграции беженцев, что включает в себя доступ к здравоохранению, образованию, рынку труда и так далее.

Следовательно, то, как государства обеспечивают местную интеграцию, какую систему они создают для этого, должно определяться местными законами, однако наиболее важным является доступ к основным правам и их полное соблюдение.

Действительно, многим просителям убежища и беженцам иногда бывает сложно, порой даже невозможно встать на миграционный учет по объективным причинам. Ведь никто не приглашал их в страну, у них может не быть жилья или кого-то, кто готов их зарегистрировать.

Наша рекомендация по этому вопросу такова: необходимо рассмотреть возможность отказа от требования о миграционном учете для просителей убежища и беженцев, поскольку они уже «зарегистрированы» в определенном территориальном органе МВД, либо автоматически ставить их на учет по месту регистрации в качестве беженца или имеющего временное убежище. Здесь возможны различные варианты, и мы уверены, что законотворцы и правоохранительные органы смогут найти наиболее эффективный и сбалансированный подход, который будет учитывать интересы как государства, так и положение просителя убежища.

Беседовали Валерия Мишина и Елена Черненко

Ссылка на основную публикацию