Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Применительно к образовательной организации – это, прежде всего, защита учащихся и работников.
Деятельность по ГО образовательных учреждений регламентирована соответствующими законодательными и нормативно-правовыми актами, на основе которых разрабатываются локальные документы.
ГО в образовательных организациях организуется и ведется по общим принципам, как и на других объектах экономики, но с учетом специфических особенностей учебной деятельности и материальных возможностей.
Пусть Вас не пугает обилие нормативно-правовых актов и методических материалов в области ГО, т.к. не все они касаются системы образования и конкретно Вашей организации. Это касается и 15 основных задач в области ГО, содержащихся в Федеральном законе от 12.02.
1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». Тем не менее, руководителям и иным ответственным за ГО нужно знать общие принципы организации ГО в нашей стране.
Повторим, что деятельность в области ГО четко регламентирована нормативно-правовыми актами и указаниями вышестоящих органов ГО, так что придумывать самому ничего не нужно.
Подавляющее большинство образовательных организаций, в первую очередь общеобразовательные школы, не относится к категориям по гражданской обороне, что значительно упрощает их работу в этом плане.
В них не создаются специализированные нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО), требующие особого материально-технического обеспечения и/или подготовки работников, не возводятся защитные сооружения ГО, а многостраничные планы по ГО превращаются в короткие планы-инструкции по конкретным действиям при оповещении по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА». Вопросы эвакуации и прикрепления к защитным сооружениям в таком случае также решаются вышестоящими органами управления ГО.
Основные цели (защита людей и материальных ценностей) и задачи государственной системы ГО и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) во многом схожи и взаимосвязаны.
Тем не менее, это 2 системы со своей структурой, спецификой деятельности, силами и средствами.
Однако на уровне организаций задачи ГО и защиты от ЧС решаются, как правило, одними и теми же сотрудниками и структурными подразделениями (при их наличии).
- Основные цели и задачи гражданской обороны в образовательных организациях
- Повторим, что основная цель гражданской обороны в образовательных организациях – это защита обучающихся и персонала, а также материальных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Основными задачами в области ГО в образовательных организациях являются:
- — подготовка учащихся и персонала в области ГО;
- — оповещение учащихся и персонала об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
- — эвакуация учащихся и персонала, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- — предоставление учащимся и персоналу средств индивидуальной и коллективной защиты;
- — организация взаимодействия с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО и ЧС;
- — формирование спасательных формирований (при наличии плана-задания).
- Крупные образовательные организации с большим количеством работников и обучающих (прежде всего ВУЗы), имеющие НФГО, могут участвовать в мероприятиях по:
- — проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- — световой маскировке и другим видам маскировки;
- — первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- — борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
- — обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
- — санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий;
- — восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- — срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- — обеспечению постоянной готовности сил и средств ГО.
Каждый член трудового коллектива и каждый учащийся должны знать, что делать в особый период, включая месторасположение защитных сооружений ГО и пунктов эвакуации, правила выдачи и применения средств индивидуальной защиты, приемы оказания помощи пострадавшим, сигналы ГО и т.д. Все эти вопросы в обязательном порядке должны входить в инструктажи и программы обучения по ГО.
Руководителем ГО образовательной организации является ее руководитель (директор, ректор, заведующий). Часть полномочий делегируется уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны работникам.
- Таким образом, образовательные организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- — планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
- — проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время (если не подлежат закрытию);
- — осуществляют подготовку своих работников и учащихся в области ГО;
- — создают и содержат в целях ГО спасательные формирования и запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (при наличии таких заданий).
- Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
- Что входит в должностные обязанности работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в своих организациях?
- Задачи, функции и должностные обязанности работников, уполномоченных на решение задач в области ГО в своих организациях, определены «Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», «Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» и зависят от категории организации по гражданской обороны и поставленных задач (наличием задания) перед организацией в области ГО.
- В организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, уполномоченный по ГО:
- — организует разработку (разрабатывает), уточняет и корректирует планы ГО;
- — осуществляет методическое руководство планированием мероприятий ГО в представительствах и филиалах (если они имеются);
- — организует планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах;
- — разрабатывает проекты документов, регламентирующих работу в области ГО;
- — формирует (разрабатывает) предложения по мероприятиям ГО, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций;
- — ведет учет защитных сооружений и других объектов ГО, принимает меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием;
- — организует планирование и проведение мероприятий по ГО, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время;
- — организует разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий ГО;
- — организует планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- — организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций;
- — организует прием сигналов ГО и доведение их до руководителей организаций;
- — организует оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- — организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности (это может касаться крупных ВУЗов соответствующего профиля при наличии указанных опасных производств и объектов);
- — планирует и организует подготовку по ГО руководителей организаций;
- — организует, планирует и осуществляет контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб организаций и осуществляет их учет;
- — участвует в планировании проведения аварийно-спасательных работ;
- — организует подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- — планирует и организует проведение учений и тренировок по ГО, а также участвует в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке;
- — формирует (разрабатывает) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- — организует создание страхового фонда документации по ГО;
- — организует контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО;
- — вносит на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения ГО;
- — привлекает к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по ГО другие структурные подразделения организации.
- В организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне, уполномоченный по ГО:
- — организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- — участвует в планировании мероприятий по ГО муниципального образования в части касающейся;
- — организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.
Информируем читателей, что с января 2021 года начинается выпуск ежемесячного специализированного журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях».
Издание предназначено для руководителей и специалистов, отвечающих за гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях и органах управления образованием.
На страницах журнала Вы найдете оригинальные статьи, разъяснения, методические рекомендации, алгоритмы действий по основным направлениям деятельности, обзоры нормативно-правовых актов, образцы локальных документов, программы обучения в области ГО и ЧС и т.д.
Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 9/2020.
В настоящее время существуют 3 категории по гражданской обороне: особой важности, первая и вторая категория.
Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804.
Документ определяет порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.
Другие статьи по теме
Руководство гражданской обороной
- Руководство гражданской обороной осуществляется:
- — в Российской Федерации — Правительством Российской Федерации;
- — в федеральных органах исполнительной власти и организациях — их руководителями;
- — на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
- Общее руководство Гражданской обороной страны осуществляет Правительство Российской Федерации, обязанности которого возложены на Председателя Правительства РФ.
- Непосредственное руководство и координацию усилий в области ГО осуществляет Министр Российской Федерации по делам ГОЧС.
- Все указанные выше руководители ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.
- Руководители ГО первоначально управляют со своих рабочих мест (являющихся повседневными пунктами управления), а по соответствующим степеням готовности ГО занимают запасные пункты управления.
- Пункты управления ГО (ПУ ГО) — специально оборудованные и поддерживаемые в постоянной готовности к использованию помещения или транспортные средства, оснащенные техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, которые предназначены для размещения должностных лиц органов управления РСЧС и ГО при руководстве мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
- В повседневных условиях управление организуется из мест постоянного размещения органов управления ГО.
- ЛЕКЦИЯ 5
- ВОЙСКА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РФ
- И ПОЖАРНАЯ ОХРАНА РОССИИ
- Для непосредственного выполнения мероприятий гражданской обороны создаются силы и средства ГО, включающие соединения, части и подразделения Войск ГО, профессиональные АСС, нештатные АСФ различного уровня.
- Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территории страны при угрозе или возникновении ЧС не только в военное, но и в мирное время.
Войска ГО Российской Федерации — соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
Организационно войска гражданской обороны состоят из воинских частей и организаций центрального и регионального подчинения, спасательных центров в субъектах Российской Федерации, отдельных авиационных эскадрилий смешанного состава (отдельных вертолетных отрядов), аэромобильных пожарно-спасательных отрядов, а также частей и подразделений обеспечения.
Спасательные центры являются основными тактическими соединениями и частями войск гражданской обороны.
В составе спасательного центра имеются отряды и подразделения: механизированные, аварийно-спасательные, пожарно-спасательные, парашютно-десантные, инженерно-технические, радиационной, химической и биологической защиты, понтонно-переправочные, медицинские, пожарные, разведывательные, связи, пиротехнические, обеспечения и обслуживания.
Наличие в своем составе различных по применению подразделений, включая техническую оснащенность, позволяет спасательному центру проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в высоком темпе в любое время года и суток.
Отдельная авиационная эскадрилья смешанного состава предназначена ведения воздушной разведки; выполнения специальных операций (пожаротушения, поиска и подбора пострадавших с ограниченных площадок, с водной поверхности и др.; оперативной доставки сил и средств на объекты проведения аварийно-спасательных работ; эвакуации пострадавших с медицинским сопровождением и т.п.).
Военнослужащие войск гражданской обороны состоят на действительной военной службе. Комплектование войск гражданской обороны осуществляется по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
- Пожарная охрана России
- 1. История пожарной охраны России начинается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве
- 2. 17 апреля 1918 года российским правительством был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем»
3. За мужество и героизм, проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, тысячи бойцов и офицеров пожарной охраны получили боевые ордена и медали
4. 9 ноября 2001 года Указом Президента Российской Федерации № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Историческая ценность «Наказа о градском благочинии», принятого 360 лет назад, заключается в том, что в нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим предоставлено право наказания жителей города за нарушения правил обращения с огнем. Служба градского благочиния по борьбе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.
Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров было продолжено Петром I.
Именно в годы его правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами.
И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «…и беречь от огня богатства государства Российского…».
В период правления Александра I, в 1803 году в Санкт-Петербурге начала свою деятельность первая пожарная команда. Царским указом 1804 года была создана штатная пожарная команда и в Москве.
При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд.
Одной из достопримечательностей русских городов вскоре стала пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком.
Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города, откуда просматривались не только окраины, но и близлежащие села.
В течение XIX века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, был изготовлен первый пожарный автомобиль.
Научная и техническая мысль в России всегда отличалась смелостью поиска, оригинальностью решений, быстрой реализацией идей. Россия стала родиной пенного тушения. В России были созданы лучшие конструкции гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель.
Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после революции. Они были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства.
Первым руководителем пожарных в послереволюционный период стал Марк Тимофеевич Елизаров, назначенный Главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем. Он сумел за сравнительно короткое время заложить организационные основы пожарной охраны, поставить на практические рельсы осуществление мероприятий, определенных правительственным декретом.
- В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны.
- 23 марта 1923 года в Москве состоялась Первая Всероссийская пожарная конференция, на которую прибыли профессионалы-пожарные из городов России, а также делегации пожарных Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана.
- Начиная с 1932 года в СССР существовала военизированная и профессиональная пожарная охрана в составе Министерства внутренних дел.
В 1936 году правительство принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны в области государственного пожарного надзора. Постановлением правительства утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре, создано Главное управление пожарной охраны.
В напряженные годы Великой Отечественной войны пожарные тушили пожары от вражеских бомб и снарядов, помогали эвакуировать людей и оборудование, одними из последних покидали оставляемые города.
Более двух тысяч пожарных – профессионалов и добровольцев – отдали свои жизни, спасая от уничтожения огнем прекрасный город на Неве.
7 ноября 1941 года пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие вернулись к тушению пожаров.
В 1941 году Правительство России объявляет благодарность московским пожарным за мужество и героизм, проявленные при тушении пожаров во время вражеских налетов на город.
В 1942 году пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина, а в 1947 году этой высокой награды был удостоен и Московский пожарный гарнизон.
В начале 1990-х годов в результате распада СССР создается МВД России. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.
- 23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу МВД России.
- ЛЕКЦИЯ 6
- ФОРМИРОВАНИЕ РСЧС
Руководство гражданской обороной
- Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны.
- Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
- Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.
- Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Кроме того, в «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 г.» определено: «Координацию деятельности органов исполнительной власти в области гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с возложенными на него полномочиями».
- Это должен знать каждый
- Основные права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны
- Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
- • проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- • принимают участие в проведении других мероприятий пс гражданской обороне;
- • оказывают содействие органам государственной власти организациям в решении задач в области гражданской обороны.
- (10кл 120-121) Гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Свое предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооруженными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооруженного воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.
В СССР защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; оповещением об опасности нападения противника.
Гражданская оборона в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.
В настоящее время характер и способы решения международных и других проблем с применением вооруженной борьбы, а также методы ее ведения меняются.
Возможные войны будут проходить преимущественно в региональном масштабе и отличаться высокой интенсивностью, скоротечностью, избирательностью и степенью поражения высокоточными средствами.
Усиливаются угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- В этих условиях к основным задачам в области гражданской обороны и защиты населения относятся:и обучение населения в области гражданской обороны; я оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- — предоставление населению убежищ и средств индивидуальной за щиты;
- — проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- — проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- — первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- — борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- — обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- — санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- — восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- — срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- — разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- — обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
- Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
- Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
- Государственную политику в области ГО осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
- В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.