Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищный фонд » Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа
Порядок предоставления регламентируется несколькими законами.
Содержание
Законодательство Российской Федерации и субъектов определяет порядок предоставления жилья детям-сиротам. Это жилье чаще всего представляет собой отдельный дом или квартиру, которые выделяются лишь один раз. Порядок предоставления жилых помещений регламентируется несколькими законами.
Лица, имеющие право на предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения
Закон давно четко установил список категорий лиц, имеющих право на бесплатное получение жилья в специализированых жилых помещениях. В первую очередь это те граждане, которые в детстве остались без попечения своих родителей.
Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, могут в целом рассчитывать на получение таких жилых помещений, но только в тех исключительных случаях, которые содержатся в международных договорах.
Еще совсем недавно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, давалось право на предоставление жилья из различных жилых фондов с возможностью его дальнейшей приватизации.
Новые законодательные нормы теперь запрещают приватизацию, как и предоставление социального жилья из жилых фондов на основании обычного соглашения.
Благодаря этому ранее сиротам разрешалось сразу оформить право собственности на данную недвижимость. Но, к сожалению, на практике это право они утрачивали очень быстро из-за собственной юридической безграмотности. И снова начинали нуждаться в жилых помещениях.
Именно поэтому на сегодняшний день порядок предоставления жилых помещений специализированного фонда сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, изменился.
Теперь они могут получить его по этому соглашению сроком не более чем на пять лет и к тому же без права на его приватизацию.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам
Государство может предоставить жилье детям-сиротам после достижения ими определенного возраста или ранее, если субъект уже успел стать дееспособным. При этом ему должно быть не меньше 14 лет.
Другими словами, ребенок, оставшийся без попечения родителей, должен закончить свое пребывание в специализированной организации для детей-сирот, получить профильное образование, пройти военную службу или отбыть наказание в соответствующем учреждении.
Это право возникает у ребенка автоматически при том условии, что у него нет собственного жилого помещения. И оно не прекратится, пока субъект не будет обеспечен жильем по факту.
При этом российскими законами строго оговорено, что заменять получение жилья на предоставление денежных средств для самостоятельной покупки жилья категорически запрещено.
При достижении сиротой 14 лет его попечитель имеет право подать заявление на его внесение в региональный список на получение жилья. И этим вопросом занимаются местные органы опеки, куда и необходимо обращаться. Следует учитывать, что в каждом регионе существуют свои положения относительно выделения социального жилья.
Детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей, которые стали полностью дееспособными, закон разрешает подать соответствующее заявление лично, если это не было сделано ранее. Включение субъекта в список или отказ в этом занимает около 3 месяцев. К заявлению обязательно необходимо добавить:
- документ, подтверждающий личность сироты;
- удостоверение, подтверждающее личность опекуна, а также бумаги, указывающие на его полномочия;
- справка о том, где на данный момент проживает ребенок;
- медицинская справка для получения определенных льгот на предоставление помещения специализированного жилого фонда по состоянию здоровья сироты;
- дополнительные документы, с перечнем которых можно ознакомиться в органе опеки и попечительства.
А при наличии жилых помещений, в которых нет реальной возможности жить, необходимо приложить к заявлению документы, которые это подтверждают. Такими бумагами могут быть заключение о неподходящих санитарных нормах жилья, заключение о невозможности какого-либо совместного проживания и т.д.
Специальная комиссия на основании этого пакета документов обязана установить план, согласно которому будет осуществляться обеспечение сирот жильем. Заявление каждого претендента рассматривается отдельно, а затем комиссией принимается решение. Если заявитель предоставил не все бумаги, вопрос касательно предоставления жилого помещения снимается.
При вынесении положительного заключения в течение нескольких месяцев представленное помещение должно быть осмотрено ребенком и его представителем. Далее представитель сироты или он сам, если уже имеет полную дееспособность, подписывают специальный смотровой талон.
Условия предоставления жилья детям-сиротам
Предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда детям подразумевает заключение договора найма. Договор найма – это документ, содержащий все важные условия передачи жилья во временное пользование за определенную плату.
Документ обязательно содержит обязанности обеих сторон, а также в нем указываются челны семьи нанимателя. Договор найма оформляется в письменном виде.
Заключение договора должно произойти не позднее, чем через месяц после подписания смотрового талона.
Помещения специализированого жилого фонда, предоставляемые детям-сиротам, должны использоваться только по назначению, то есть для личного проживания.
Их нельзя сдавать в наем и т. д. Кроме этого, жилец обязан оплачивать коммунальные услуги. Важно знать, что соглашение заключается на определенный срок, который сиротам, оставшимся без попечения родителей, впоследствии нередко продлевают. Это также можно сделать только один раз, если у лица возникают трудности или если жилец добросовестно соблюдал все договоренности.
Сиротам предоставляются только те помещения, которые соответствуют определенным требованиям. В первую очередь это соблюдение технических и санитарных норм. Кроме того, запрещено представление жилых помещений в домах, находящихся в аварийном состоянии.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за реализацию права на жилище детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и приравненных к ним лиц
В связи с рассмотрением Генеральной прокуратурой Российской Федерации обращения директора Федеральной службы судебных приставов Парфенчикова О.А.
, в котором отмечается проблематичность исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и приравненным к ним лицам, в связи с неправильным определением субъектного состава по таким делам, полагаем необходимым обратить внимание прокуроров на нижеследующее.
В качестве одного из видов дополнительной социальной гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих в наличии закрепленного жилья, предусмотрено их право на обеспечение жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Названные положения Федерального закона № 159-ФЗ конкретизированы в ч. 3 ст.
49 ЖК РФ, в соответствии с которой жилые помещения названной категории граждан предоставляются по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации). Порядок предоставления жилых помещений устанавливается Жилищным кодексом РФ, федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и приравненным к ним лицам во внеочередном порядке.
Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 и абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ч. 4 ст.
49 ЖК РФ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан Российской Федерации является государственным полномочием субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно и за счет собственных бюджетных средств (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).
Обязанность по обеспечению жильем рассматриваемой категории граждан может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями в установленном законом порядке.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.
7, 19), в соответствии с которым наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации – и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 71-73).
В развитие названных законоположений ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Соответственно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 Кодекса, в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законом порядке соответствующими государственными полномочиями.
Кс разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан
1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ.
Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний.
Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов
Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.
С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов.
Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч.
1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.
КС разъяснил право на получение жилого помещения семьями, имеющими ребенка-инвалидаКонституционный Суд отметил, что жилье предоставляется именно ребенку, но для проживания в нем с членом семьи
После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г.
обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей.
Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.
Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства
В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства.
По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.
Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст.
57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).
Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.
В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст.
51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций.
При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.
«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище.
Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.
В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.
Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства.
Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе.
При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.
«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.
Эксперты оценили выводы КС
Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий.
«Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством.
При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.
По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи.
«В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние.
Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.
По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности.
«Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.
Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.
«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.
Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.
Специализированное жилье для детей сирот — 11 советов адвокатов и юристов
В Российской Федерации права детей, лишившихся родительского попечения, в части обеспечения их жильем регулируются законодательно, в том числе следующими законами:
- ст. 155.3 Семейного кодекса РФ;
- ст. ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ);
- Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Закон № 159-ФЗ) и др.
Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам возлагается на органы исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства
ребенка.
В соответствии со ст. 34 ГК РФ органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются органы опеки и попечительства.
Регионы самостоятельно разрабатывают нормативно-правовые акты, регулирующие порядок работы с указанной категорией граждан и устанавливающие перечни документов, необходимых для реализации права детей-сирот на жилье.
Что это такое?
Договор специализированного найма — это двухстороннее соглашение, между Наймодателем и Нанимателем, на основании которого собственник передает гражданину жилье в пользование и владение.
Он отличается временным характером и обязательной платой за проживание, а также отсутствием у нанимателя каких-либо возможностей по распоряжению жильем. Специализированный наем оформляется в письменной форме, согласно утвержденному законодательством образцу.
Постановление правительства №42 от 26.01.2006 года регламентирует типовые формы договора для каждого вида специализированного найма, а именно для:
- временных переселенцев и лиц, признанных беженцами;
- маневренного фонда;
- служебного жилья;
- комнаты в общежитии.
Отношения по таким видам найма регулируются Жилищным Кодексом РФ, в частности разделом IV, статьями 100, 101, 102 ЖК РФ.
Стороны
Договор спец. найма является двусторонним и заключается между Наймодателем и Нанимателем.
Существуют весомые различия между лицами, заключающими договор
Лицом, предоставляющим жилое помещение может быть:
- Российская Федерация.
- Субъект РФ.
- Муниципальное образование, учреждение, предприятие.
- Юридическое лицо (как правило, для служебного жилья).
Важно!Второй стороной договора, то есть Нанимателем, всегда выступает только гражданское лицо.
Что определяется?
Заключая договор найма, стороны берут на себя права и обязанности по его исполнению.
Права и обязанности Наймодателя:
- требовать своевременной платы за проживание и коммунальные услуги;
- передать в пользование жилье в надлежащем состоянии, свободное от прав и притязаний третьих лиц;
- обеспечивать доступ к услугам коммунального хозяйства, надлежащего качества и количества;
- производить капитальный ремонт;
- отвечать за содержание и ремонт имущества общего пользования.
Права и обязанности Нанимателя:
- вселять и регистрировать по месту жительства членов семьи и третьих лиц;
- требовать устранения нарушений в отношении коммунальных услуг и общедомовой собственности;
- сохранять выделенную жилплощадь в пригодном для проживания состоянии;
- проводить текущий ремонт;
- своевременно и полностью оплачивать жилье и услуги коммунальных служб;
- сообщать об обстоятельствах, ведущих к прекращению или изменению договора найма.
Существенными условиями являются:
- Предмет договора. Изолированное жилье (дом, часть дома, квартира, часть квартиры или комната в общежитии), отнесенное к специализированному жилищному фонду.
- Срок действия.
Документ является срочным, однако его прекращение не связанно с наступлением конкретной даты, а происходит в связи со сменой обстоятельств, например:
- увольнение с работы;
- окончанием ремонтных работ по основному месту проживания.
- Плата за жилье каждого субъекта РФ – устанавливаются индивидуальные максимальные суммы для оплаты 1 квадратного метра жилья. В каждом регионе они варьируются в зависимости от территории муниципального образования и уровня его благоустройства.
В качестве оплаты специализированного жилья могут выступать:
- расходы на строительство, содержание и ремонт жилья;
- иные траты, предусмотренные жилищным законодательством РФ.
Какие категории граждан объединяются понятием «дети-сироты»?
Нередко в обиходной речи понятием «дети-сироты» объединяется несколько категорий граждан.
Применительно к бесплатному предоставлению жилых помещений ст. 1 Закона № 159-ФЗ устанавливает, что к указанным категориям относятся:
- дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в случае:
- лишения родителей родительских прав;
- ограничения родителей в родительских правах;
- признания родителей безвестно отсутствующими;
- признания родителей недееспособными (ограниченно дееспособными);
- объявления родителей умершими;
- установления судом факта утраты лицом попечения родителей;
- отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- нахождения родителей в местах содержания под стражей;
- уклонения родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
- отказа родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
- если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
- признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Право ребенка-сироты на жильё сохраняется за ним до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).
Жилые помещения, предназначенные для вышеуказанного круга лиц, не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное (п.2 ст. 109.1 ЖК РФ).
Особый порядок обеспечения жилищем детей, оставшихся без попечения родителей
Предоставление жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без родительского попечения, осуществляется по определенному и специфическому порядку, который утвержден жилищным законодательством РФ. В частности, этот процесс регулируется ст. 98.1 ЖК РФ.
Данная норма права гласит о том, что обеспечение жилыми помещениями распространяется не только на несовершеннолетних граждан, но и на лиц, достигших дееспособного возраста, но причисляемых раньше к отдельной категории субъектов правоотношений, которым принадлежит право получения жилплощади из специализированного фонда.
В этой ситуации вступает в законное действие ФЗ под № 159-ФЗ, фиксирующий собой дополнительные гарантии для детей-сирот, которые достигли 18-летнего возраста и покинули территорию образовательных, социальных учреждений, закончили государственную службу в рядах российской армии и пр.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями происходит на основании закона № 159-ФЗ, а также с учетом требований, прописанных в ФЗ под № 15-ФЗ. В частности, для получения жилого помещения необходимо официальное заключение договора специализированного найма между сиротой или ребенком, оставшимся без попечения, и собственником жилья (государством или же органом МСУ).
Условия предоставления жилья детям-сиротам?
Право на получение бесплатного жилья детьми-сиротами возникает в следующих случаях:
- если у ребенка не имеется жилого помещения по договору социального найма (он не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо в собственности;
- если у ребенка имеется жилое помещение по договору социального найма (он является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо в собственности, но его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным;
- проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если в таком жилом помещении вместе с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения (п. 3 ст. 72 ЖК РФ)
- лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно (п.1 ст. 51 ЖК РФ);
- кроме того, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях может быть признано невозможным в следующих случаях:
ПодробнееЕсли совместное проживание детей и граждан, лишенных родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п.2 ст. 91 ЖК РФ).
- жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в установленном порядке (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»);
- общая площадь жилого помещения на одного человека меньше учетной нормы площади (ст. 50 ЖК РФ).
- Это обязательные условия предоставления жилья детям-сиротам, установленные на федеральном уровне.
- На региональном уровне могут быть установлены иные основания признания проживания детей-сирот в ранее занимаемых помещениях невозможным и условия предоставления жилья детям-сиротам.
- Также на региональном уровне определяется и порядок установления факта невозможности проживания детей в ранее занимаемых жилых помещениях.
Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Дети-сироты
Перед тем как углубиться в законодательный процесс выдела жилого помещения, необходимо понять, кого признают детьми, оставшимися без попечения родителей.
В данной ситуации необходимо сделать отсылку на Семейный кодекс РФ, который фиксирует собой данную дефиницию. Так, согласно ст. 121 указанного НПА, в понятие «детей, оставшихся без попечения родителей», входят и лица, причисляемые к категории «дети-сироты».
При этом основания для наделения несовершеннолетнего ребенка подобным статусом могут быть самыми разными:
- смерть обоих родителей;
- лишение родительских прав;
- недееспособность родителей;
- отказ принимать участие в воспитании и образовании детей;
- создание родителями условий, которые несут угрозу для жизни несовершеннолетнего и пр.
Но, несмотря на неоднородность причин, в качестве основания выступает одно единственное условие – отсутствие родительского попечения в отношении конкретного ребенка. Факт отсутствия попечения со стороны родителей устанавливается либо в момент смерти законного представителя несовершеннолетнего, либо по вступлению в юрсилу судебного решения.
При этом со стороны госорганов в течение 3-х дней с момента поступления сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, должен быть осуществлен контроль условий жизни несовершеннолетнего.
Все полученные данные должны быть внесены в единый госреестр, в который включены все без исключения несовершеннолетние, причисляемые к когорте «оставшихся без попечения родителей».
Основные правила предоставления жилых помещений
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (ст. 8 Закона № 159-ФЗ):
- по достижении ими возраста 18 лет;
- в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (например, при вступлении в брак);
- по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения;
- по окончании прохождения военной службы по призыву;
- по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
- в иных случаях до достижения совершеннолетия, предусмотренных законодательством субъектов РФ.
- Законом предусмотрено, что жилые помещения детям-сиротам предоставляются из специализированного жилищного фонда.
- Предоставляться могут исключительно благоустроенные жилые помещения.
- При предоставлении таких жилых помещений с детьми-сиротами заключаются договоры найма специализированных жилых помещений.
- Подробнее
Специализированные жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам найма, не подлежат отчуждению или передаче в аренду, наем (п. 3 ст. 92 ЖК РФ).
Как открыть наследственное дело у нотариуса
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
По решению органа исполнительной власти субъекта РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-летний срок неоднократно.
По решению органа исполнительной власти субъекта РФ жилое помещение может быть исключено из специализированного жилищного фонда. В этом случае с нанимателями заключается договор социального найма.
Подробнее
Действующим законодательством не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот (например, предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и т.д.) (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).
Жилые помещения детям-сиротам предоставляются однократно.
Расторжение и прекращение
Договор найма может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон либо ввиду наступления следующих обстоятельств:
- окончание трудовых отношений;
- завершение ремонтных работ по основному месту проживания гражданина;
- использование жилого помещения не по назначению;
- неиспользование жилья более 6 месяцев;
- изменение права собственности на жилье и другое.
- Договор специализированного найма, автоматически прекращается при разрушении жилья или смерти Нанимателя.