Статья 40.1. Ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

12 мая 2021 года Михаил Мишустин выступил в Государственной Думе с ежегодным отчётом о результатах деятельности Правительства Российской Федерации. По итогам приняты следующие решения и даны поручения:

1. Минэкономразвития России, Минтруду России, Минстрою России, Минфину России проработать вопрос об установлении стандарта допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с учётом экономических и социальных особенностей субъектов Российской Федерации и определении источников финансирования и представить согласованные предложения.

Срок – до 1 июля 2021 года.

2.

Минстрою России продолжить работу по определению правового статуса помещений в многофункциональных зданиях, в том числе используемых для проживания граждан, в рамках проекта федерального закона №1162929-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством многофункциональных зданий».

Срок – до 15 июня 2021 года.

3. Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.

Хуснуллину создать рабочую группу по доработке проекта федерального закона №1162929-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством многофункциональных зданий» с участием сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.

Обеспечить контроль за исполнением поручения, указанного в пункте 2 настоящего перечня поручений.

Срок – до 1 июля 2021 года.

4. Минфину России обеспечить выделение Минтрансу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации 100 млрд рублей в целях обеспечения опережающей реализации мероприятий дорожного строительства.

Срок – до 10 июня 2021 года.

5. Минтрансу России, Минфину России, Минэкономразвития России обеспечить согласование и внесение в установленном порядке проекта акта о распределении бюджетных ассигнований согласно пункту 4 настоящего перечня поручений.

Срок – до 10 июня 2021 года.

6.

Минэкономразвития России, Минфину России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию системы управления и мониторинга достижения национальных целей развития Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях, в том числе с участием институтов развития и компаний с государственным участием.

Срок – до 30 июня 2021 года.

+ Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Р.Белоусову

Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю.Григоренко

7. Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Чернышенко, Ростуризму обеспечить участие Правительства Российской Федерации в мероприятиях, организуемых Государственной Думой, по вопросу развития туризма в Российской Федерации.

8. Минпромторгу России, Минэнерго России, Минсельхозу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями актуализировать и утвердить отраслевые планы импортозамещения. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации.

Срок – до 2 августа 2021 года.

9. Минпромторгу России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России проработать с Государственной Думой предложения о дополнительных мерах государственной поддержки импортозамещения и в установленном порядке представить их в Правительство Российской Федерации.

Срок – до 15 июля 2021 года.

10.

Минздраву России, Минфину России обеспечить реализацию мероприятий, предусматривающих направление остатков средств бюджета Федерального фонда медицинского страхования в объёме не менее 25 млрд рублей на дополнительное финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, а также в объёме не менее 25 млрд рублей на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов в целях дополнительного финансового обеспечения медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.

Срок – до 26 мая 2021 года.

11.

Минздраву России, Минфину России подготовить проект акта Правительства Российской Федерации о выделении в 2021 году бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, обеспечивающих восстановление объёмов финансирования объектов капитального строительства системы здравоохранения субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых уменьшено относительно уровня, утверждённого в федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в целях завершения их строительства и ввода в эксплуатацию в установленные сроки, и внести его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Срок – до 28 мая 2021 года.

12.

Минтруду России, Минфину России внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выделении Минтруду России в 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в размере 9 580 844,7 тыс.

рублей на предоставление межбюджетного трансферта бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Срок – до 21 мая 2021 года.

13.

Минфину России представить в Правительство Российской Федерации предложения по доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”», регулирующего отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами, предусмотрев возможность закупки товаров, работ, услуг без проведения конкурентных процедур у взаимозависимых лиц в случаях, если такие закупки направлены на обеспечение единого технологического цикла производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и (или) если указанные лица находятся под зарубежными санкциями. Проработать также вопрос о сертификации такой продукции.

Срок – до 24 мая 2021 года.

14.

Минфину России, Минэкономразвития России проработать вопрос о расчёте объёма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и определении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации при превышении среднероссийского уровня бюджетной обеспеченности, предусматривающего механизм мотивации наращивания собственных доходов региональных бюджетов. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации.

Срок – до 21 июня 2021 года.

15. Минфину России, Минэкономразвития России проработать вопрос об увеличении доли дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации в общем объёме предоставляемых межбюджетных трансфертов. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации.

Срок – до 21 июня 2021 года.

16.

Минфину России, Минприроды России, Минэкономразвития России предусмотреть норму об исключении из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций платежей, связанных с возмещением экологического ущерба, при подготовке поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона №1170972-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Срок – до 18 июня 2021 года.

Источник: https://government.ru/orders/selection/401/42291/

Отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности

В соответствии со статьями 103 и 114 Конституции Российской Федерации Государственная Дума ежегодно заслушивает отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Это новое полномочие палаты российского парламента, которое в декабре 2008 года было внесено в Конституцию РФ в форме Закона РФ о поправке к Конституции РФ.

В литературе справедливо критикуется некоторая размытость отчетности Правительства РФ и предлагается установление конкретных критериев оценки парламентом деятельности Правительства РФ*(46).

Регламент предусматривает, что ежегодно фракции направляют в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы вопросы о деятельности Правительства Российской Федерации.

Срок представления вопросов в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и количество вопросов от каждой фракции устанавливаются Советом Государственной Думы.

Перечень вопросов от фракции утверждается решением фракции.

Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы обобщает поступившие вопросы и формирует перечень вопросов Государственной Думы о деятельности Правительства Российской Федерации, который направляет в Совет Государственной Думы.

Утвержденный Советом Государственной Думы перечень вопросов Государственной Думы о деятельности Правительства Российской Федерации направляется в Правительство Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает вопрос о ежегодном отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности в период весенней сессии. Дата рассмотрения вопроса о ежегодном отчете Правительства Российской Федерации устанавливается Советом Государственной Думы по согласованию с Председателем Правительства Российской Федерации.

Первый такой отчет состоялся в апреле 2009 года. 21 апреля 2010 года председатель Правительства РФ выступил с очередным отчетом о деятельности Правительства РФ перед депутатами Государственной Думы*(47). 22 апреля 2014 года Председатель Правительства РФ выступил перед депутатами Думы с отчетом за 2013 год.

Читайте также:  Приложение 9.

При рассмотрении ежегодного отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности Государственная Дума на своем заседании заслушивает Председателя Правительства Российской Федерации.

Депутаты вправе задавать вопросы Председателю Правительства Российской Федерации, высказывать свое мнение о деятельности Правительства Российской Федерации. При этом преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций.

Процедура рассмотрения вопроса о ежегодном отчете Правительства России устанавливается Советом Государственной Думы.

  • По итогам рассмотрения ежегодного отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности Государственная Дума принимает постановление, проект которого готовит и вносит на рассмотрение палаты Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
  • Назначение отдельных должностных лиц
  • В Регламенте Государственной Думы установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава аудиторов, Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Справка — ежегодные отчеты правительства россии перед государственной думой

Ниже приводится справочная информация о ежегодных отчетах правительства перед Госдумой.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ, правительство представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой.

Данная норма была внесена законом РФ от 30 декабря 2008 года о поправке к Конституции «О контрольных полномочиях Государственной думы в отношении правительства Российской Федерации».

Соответствующие дополнения были внесены в федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации». Впервые эта конституционная норма была применена в 2009 году.

6 апреля 2009 года премьер-министр Владимир Путин выступил в Госдуме с первым отчетом о работе правительства. Он рассказал о бюджете и плане антикризисных мер на 2009 год, подвел итог дискуссиям по пенсионной системе и единому социальному налогу.

Приоритетом антикризисных мер российских властей Путин назвал восстановление деловой активности и внутреннего спроса, стимулирование инноваций и структурную перестройку реального сектора. Отчет Путина продолжался 83 минуты. После выступления председатель правительства ответил на вопросы парламентских фракций.

Со вторым отчетом глава правительства выступил 20 апреля 2010 года. Премьер рассказал, что сделано правительством в период глобального экономического кризиса для стабилизации ситуации в финансовом секторе, поддержки реального сектора экономики, выполнения социальных обязательств государства.

Путин заявил, что худшие прогнозы влияния кризиса на экономику РФ не оправдались, российская экономика вышла из рецессии в хорошей форме и начала понемногу восстанавливаться. Выступление длилось 75 минут.

20 апреля 2011 года Путин представил отчет о работе правительства в 2010 году. Значительную часть в выступлении заняла тема социальной поддержки россиян, увеличения зарплаты медиков и учителей.

В ходе выступления премьер подчеркнул, что ни пенсии, ни стипендии, ни размеры пособий, ни зарплаты бюджетников и военнослужащих ни в коем случае не будут снижаться и даже замораживаться, а лишь неуклонно повышаться.

Путин озвучил ряд макроэкономических итогов, свидетельствующих, что финансовый кризис отступал практически на всех направлениях. Отчет премьера перед Госдумой длился около четырех часов, причем глава правительства зачитывал основной доклад 2 часа 20 минут.

11 апреля 2012 года премьер-министр, избранный президент РФ Владимир Путин выступил в Госдуме с итоговым отчетом о работе правительства в 2011 году. Он заявил, что Россию ждет новый этап развития, власти исполнят все социальные обязательства даже при удешевлении нефти и не дадут пропасть отраслям, наиболее уязвимым при вступлении страны в ВТО.

Путин также предложил обдумать возможность направления части средств ФНБ и доходов от управления им на развитие Востока России и инфраструктурные проекты. Кроме того, он заявил о необходимости усиления контроля за издержками естественных монополий и доходами руководителей крупных учреждений.

Отчет длился около четырех часов. Основной доклад премьера длился полтора часа. Отвечая на вопросы депутатов, премьер выступил против лишения президента права законодательной инициативы.

18 апреля 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев впервые отчитывался перед Госдумой в качестве главы кабинета. Премьер заявил, что макроэкономические итоги года можно оценить, как неплохие, однако риски замедления роста экономики РФ серьезны.

Главной задачей правительства он назвал реализацию сбалансированных мер по достижению приемлемой динамики показателей. Критикам этого экономического курса премьер предложил разработать свои меры борьбы с нефтегазовой зависимостью и поделиться ими с властями в обмен на госпремию.

Поднял премьер и тему «золотых парашютов» менеджеров госкомпаний, заявив, что правительство намерено увязать размер этих премий с реальными достижениями соответствующих структур.

Отчет продолжался 1 час 45 минут. После этого спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложил фракциям задать по три вопроса премьеру.

Депутатов интересовал широкий круг проблем: борьба с паводками, поддержка животноводов в условиях вступления России в ВТО, поддержка соотечественников за рубежом, страховые взносы малого бизнеса и судьба российских активов в кипрских офшорах. Выступление Медведева вместе с сессией вопросов-ответов продлилось около четырех часов.

22 апреля 2014 года Медведев представил в Госдуме традиционный отчет о работе правительства за год. Главное внимание было уделено социальным темам, в центре которых повышение уровня жизни и благосостояния россиян.

Медведев отметил, что несмотря на сложную ситуацию в мировой экономике, в том числе возникшую на фоне кризиса вокруг Украины, сопряженные с глобальным развитием трудности в развитии экономики страны, а также недружественное отношение к России ряда западных государств, российское правительство выполнило социальные обязательства перед гражданами в 2013 году.

Премьер особо подчеркнул, что для развития новых регионов – Крыма и Севастополя – Россия найдет дополнительные источники финансирования.

Медведев заявил, что неблагоприятная ситуация на мировых рынках не сказалась катастрофически на российской экономике, но выявила ее самые уязвимые места.

Правительство выразило готовность оказать поддержку отраслям экономики, которые зависят от поставок из-за рубежа и могут пострадать от санкций.

Премьер-министр допустил, что правительство сможет внести некоторые коррективы в новую пенсионную систему, когда будут видны результаты ее работы, но надеется, что эти изменения не будут капитальными. При этом он отмечал, что Россия не будет увеличивать пенсионный возраст в ближайшее время.

Премьер-министр Дмитрий Медведев также предложил подумать над возможностью сократить аппарат чиновников в России еще на 10%. Он отметил, что России необходим современный и эффективный государственный аппарат, ориентированный на запросы людей.

21 апреля 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев отчитался о работе правительства в 2014 году.

Он заявил, что несмотря на тяжелый во всех отношениях год, правительство выполнит все взятые на себя социальные обязательства, а властям нужно научиться работать и в более негативных реалиях.

Медведев отметил, что сложности, с которыми столкнулась экономика РФ, оказались масштабнее, чем предполагалось, но все могло быть значительно хуже.

Основными причинами негатива в экономике РФ Медведев назвал западные экономические санкции, последовавшие за присоединением Крыма, и резкое падение цен на нефть.

По словам премьера, экономика РФ постепенно адаптируется к колебаниям курса. Он отметил, что предпринятые правительством меры привели к стабилизации ситуации на валютном рынке.

Выступление премьер-министра в Госдуме длилось более трех часов.

19 апреля 2016 года Медведев выступил в ГД с отчетом о результатах деятельности правительства за 2015 год. Премьер обозначил негативные факторы, влияющие на экономику России: падение цен на нефть, санкции, нестабильность глобальных рынков и структурные проблемы собственной экономики. По словам премьера, кабмин доказал, что экономика может быть стабильна без нефтегазовых сверхдоходов.

Дмитрий Медведев также назвал пять направлений работы правительства, без которых перспективное развитие государства невозможно: оптимизация бюджетной политики, поддержка несырьевого экспорта и импортозамещения, улучшение деловой среды, повышение качества самого государства, а также развитие социальной сферы.

Председатель правительства признал, что российской экономике не хватает денег. В то же время он подчеркнул, что власти не будут их «допечатывать», поскольку это подстегнет инфляцию и обесценит доходы населения.

Касаясь социальной сферы, премьер сообщил, что власти приложат все усилия, чтобы вернуться к индексации пенсий в России по уровню инфляции уже в 2017 году, но многое будет зависеть от ситуации в экономике.

Отчет премьера длился около трех часов.

19 апреля 2017 года Медведев выступил в Госдуме с отчетом о работе правительства за 2016 год. Он затронул экономическую и социальную темы, а также вопросы оборонной промышленности. Глава кабмина заявил, что нацбезопасность, реализация инфраструктурных проектов и «вложения в человека» будут приоритетами нового бюджета РФ.

Он обратил внимание, что прогресс в экономике России видят даже те, кого трудно заподозрить в симпатиях к Москве.

Медведев заверил, что кабмин в ближайшее время сформулирует позицию по возможности индексации пенсий, прежде всего, работающим гражданам.

По словам премьера, власти предпринимают все усилия и изыскивают дополнительные ресурсы, чтобы добиться повышения зарплат россиян, в первую очередь, тех, кто работает в сфере образования, здравоохранения и культуры.

Отвечая на вопросы парламентариев, Медведев коснулся международной тематики, отношений с США, в том числе, в контексте сирийского урегулирования.

В 2018 году с очередным отчетом правительства перед Госдумой Медведев выступил 11 апреля. Он начал выступление со слов о том, что этот отчет для нынешнего состава правительства последний. По словам премьера, 7 мая, после вступления Владимира Путина в должность президента на новый срок, правительство, согласно конституции, уйдет в отставку.

Первая часть отчета в основном касалась успехов экономики РФ – как сказал Медведев, санкции и обвал финансовых рынков не имели катастрофических последствий для российской экономики, страна развивалась. Премьер признал, что острейшей проблемой страны является бедность.

В заключительной части отчета он рассказал о дискуссии по поводу пенсионного возраста и об отсутствии денег на дальнейшее повышение минимального размера оплаты труда. Медведев заявил, что изменения в макроэкономической политике государства являются задачей нового правительства, при этом он не стал комментировать возможность новых подходов к экономическому росту и налоговой политике.

Выступление Медведева заняло около полутора часов. Депутаты задали ему 22 вопроса, большинство из них касалось экономики, в меньшей степени – социальной сферы, образования. При этом никто из парламентариев не затронул ситуацию на финансовом рынке.

История отчетов правительства перед Госдумой. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 апреля 2017 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступит с ежегодным отчетом правительства перед Государственной думой.

Это выступление станет пятым для Дмитрия Медведева на посту премьера. Всего с 2009 г. главы российского правительства восемь раз отчитывались перед Госдумой РФ: в 2009-2012 гг.

перед депутатами выступал Владимир Путин, в 2013-2016 гг. — Дмитрий Медведев.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории правительственных отчетов перед нижней палатой парламента.

Обязанность правительства отчитываться перед депутатами о результатах своей деятельности, в том числе «по вопросам, поставленным Государственной думой», закреплена статьей 114 Конституции РФ. Соответствующие поправки в основной закон были приняты 30 декабря 2008 г.

(вступили в силу 31 декабря того же года) по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева.

Ранее подобной законодательно закрепленной процедуры не существовало: федеральные министры и другие высшие должностные лица выступали перед депутатами в рамках «правительственного часа», в зависимости от рассматриваемых в Госдуме вопросов.

Подготовка к правительственному отчету

Согласно регламенту нижней палаты парламента, партийные фракции ежегодно направляют в думский комитет по регламенту и организации работы Госдумы вопросы о деятельности правительства РФ за истекший год. После их одобрения комитетом и Советом Госдумы перечень вопросов направляется в правительство.

Процедура отчета правительства

Ежегодный отчет о работе правительства представляет премьер-министр во время весенней парламентской сессии. На заседании присутствуют не только депутаты, но и все члены кабинета министров, за исключением тех, кто находится в отпуске или командировке.

Согласно регламенту Госдумы, парламентарии вправе высказывать свое мнение о деятельности правительства и задавать вопросы премьеру в ходе его выступления. При этом преимущественное право на выступление принадлежит депутатам, уполномоченным своими фракциями.

Подотчетность кабинета министров не предполагает каких-либо указаний или обязательных поручений со стороны членов нижней палаты парламента.

По итогам отчета Дума принимает постановление, которым одобряет или не одобряет работу кабинета министров. Проект документа готовит комитет по регламенту и организации работы Госдумы.

Отчеты правительства с 2009 г

Первый отчет перед Государственной думой представил 6 апреля 2009 г. председатель правительства РФ Владимир Путин.

Его выступление совпало по времени с глобальным экономическим кризисом, негативные последствия которого сказались на российской экономике, и было посвящено изложению антикризисной программы кабинета министров.

Во время обсуждения доклада глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов потребовал отправить в отставку некоторых членов правительства, в первую очередь главу Минфина Алексея Кудрина. Однако его инициатива не была поддержана большинством депутатов.

20 апреля 2010 г. состоялся второй отчет главы правительства перед Госдумой. Владимир Путин констатировал, что благодаря правительственным мерам начался выход экономики из рецессии и ее постепенное восстановление.

Премьер отметил, что позитивная динамика позволяет правительству сократить государственную поддержку отдельных отраслей. Одной из главных тем доклада стала реформа системы здравоохранения. Также речь шла о проблемах безопасности на автодорогах России, строительстве олимпийских объектов в Сочи и др.

Лидер коммунистов Геннадий Зюганов предложил ввести государственную монополию на торговлю водкой, однако глава кабинета не поддержал его инициативу.

20 апреля 2011 г. депутаты заслушали третий ежегодный отчет правительства. Владимир Путин заявил, что к началу 2012 г. экономика России должна полностью преодолеть последствия кризиса и компенсировать вызванные им потери. Рост ВВП страны в 2010 г. составил 4%. Инфляция в 2009-2010 гг.

, по словам премьера, находилась на уровне 8%, что является «историческим минимумом для России». В своем выступлении премьер заверил депутатов в неукоснительном выполнении правительством социальных обязательств перед гражданами (в частности, индексации зарплат, пенсий, стипендий).

Особое внимание в докладе было уделено программе перевооружения российской армии и развитию оборонно-промышленного комплекса страны.

11 апреля 2012 г.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о Правительстве России — Ассоциация Юристов России

  • 13 Октября 2020
  • Государственная Дума одобрила в первом чтении проект нового закона о Правительстве, внесенный Президентом – проект федерального конституционного закона № 1024645-7 «О Правительстве Российской Федерации».
  • Проект федерального конституционного закона был внесен в Государственную Думу главой государства в составе пакета законопроектов, подготовленного с участием сопредседателей Рабочей группы по поправкам в Конституцию, в целях реализации новых конституционных положений.
  • Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников подчеркнул, что это не поправки в действующий закон о Правительстве, принятый в 1997 году, а новый закон о Правительстве — на основании комплексных изменений Конституции и с учетом нового конституционного принципа единства системы публичной власти.
  •   Проектом нового закона определяется статус Правительства Российской Федерации, организационно-правовые основы его формирования и деятельности.

В соответствии с Конституцией законопроектом закрепляется положение о том, что Правительство входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти. Устанавливается новый порядок назначения на должность членов Правительства, предусматривающий усиление роли парламента; порядок освобождения от должности членов кабинета министров; порядок прекращения полномочий Правительства, в том числе в связи с выражением Государственной Думой недоверия Правительству. Кроме того, в развитие положений Конституции законопроектом закрепляются обновленные полномочия Правительства в области социального обеспечения, защиты семьи и детства, здравоохранения, взаимодействия с институтами гражданского общества и иных областях.

Обновленные полномочия Правительства

— Указывается, что в области социального обеспечения (гл. 14) Правительство осуществляет адресную поддержку граждан, индексацию социальных пособий и выплат; формирует справедливую систему пенсионного обеспечения, индексирует пенсии не реже 1 раза в год. Обеспечивает социальную защиту инвалидов и создание для них доступной среды, улучшение качества их жизни.

— В области защиты семьи и детства  (гл. 15) Правительство принимает меры, направленные на защиту семьи, материнства, отцовства и детства; защиту института брака как союза мужчины и женщины.

Обеспечивает создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Обеспечивает создание условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Принимает меры по развитию молодежной политики

  — В области здравоохранения (гл. 16) Правительство участвует в создании системы доступной и качественной медицинской помощи, условий для ведения здорового образа жизни.

— В области трудовых отношений (гл. 17) Правительство обеспечивает гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума. Принимает меры по реализации трудовых прав граждан, принципов социального партнерства; по сокращению и ликвидации безработицы.

— В области экономики (гл.18) — содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

— Предусматриваются, что Правительство осуществляет поддержку институтов гражданского общества (гл. 20), в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики. Оказывает поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности.

— В области науки, образования и культуры (гл. 21)  Правительство обеспечивает господдержку научно-технологического развития страны, сохранение и развитие ее научного потенциала; развитие системы бесплатного общего и профессионального образования, системы непрерывного образования; а также охрану культуры, культурных ценностей и культурного наследия народов России.

— В области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 22) за Правительством закреплены задачи сохранения уникального природного и биологического многообразия России; воспитания экологической культуры; формирования в обществе ответственного отношения к животным.

— В области борьбы с преступностью (гл. 23) — обеспечивает безопасность  при применении информационных технологий, обороте цифровых данных.

— В области обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительство осуществляет меры по защите суверенитета и территориальной целостности, по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

— В области международных отношений (гл. 25) — поддержка соотечественников, проживающих за рубежом.

Эти изменения развивают новые конституционные положения и позволят повысить уровень правового регулирования указанных вопросов, — отметил Павел Крашенинников.

Общие положения

В законопроекте указывается, что Президент, в соответствии с Конституцией, осуществляет общее руководство Правительством, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

Указывается, что в системе публичной власти Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Председатель Правительства возглавляет Правительство, определяет основные направления его деятельности и организует работу Правительства. Он  несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.

По предложению Председателя Правительства Президент утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения.

Президент осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые относятся к т.н.

«силовому блоку» в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью других министерств и ведомств осуществляет Правительство.

  Новая процедура формирования Правительства

1.

Согласно новой процедуре формирования Правительства, в соответствии с Конституцией — Председатель, его заместители и федеральные министры (кроме министров «силового блока») назначаются Президентом после их утверждения Государственной Думой. Кандидатура Председателя Правительства выдвигается Президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров – Председателем Правительства. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого.

  1. 2. Представление по кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу главой государства:
  2. — не позднее 2-недельного срока после вступления  должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства,
  3. — в течение 1 недели со дня отставки Председателя Правительства, его освобождения от должности Президентом или отклонения кандидатуры Государственной Думой.
  4. 2.1 Кандидатуры заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров (кроме «силового блока»), представляются им на утверждение Государственной Думе:
  5. — в случае формирования нового состава Правительства — не позднее 2-недельного срока со дня назначения Председателя Правительства;
  6. — в случае замещения вакантной должности – не позднее недельного срока со дня назначения Председателя Правительства, если должность стала вакантной до его назначения; либо со дня появления соответствующей вакансии.

3. После внесения кандидатур Председателя Правительства, либо его заместителей или федеральных министров Государственная Дума должна их рассмотреть в течение недели и утвердить либо отклонить. В случае отклонения, в парламент могут быть внесены представления повторно по тем же или по новым кандидатурам на указанные должности.

В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, Президент назначает его без утверждения парламентом. Согласно cт.

111 Конституции — в этом случае глава государства вправе (но не обязан) распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства или федеральных министров  — Президент вправе назначить их из числа представленных ему премьер-министром кандидатур без утверждения парламентом. Согласно ст.

112 Конституции — если после трехкратного отклонения кандидатур вице-премьеров и федеральных министров более 1/3 должностей остаются вакантными (без учета министров «силового блока»), то Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

4. Министры «силового блока», руководство деятельностью которых осуществляет Президент (Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД) назначаются на должность Президентом после консультаций с Советом Федерации.

Президент вносит в Совет Федерации представления по кандидатурам указанных федеральных министров, а Совет Федерации не позднее недельного срока информирует в письменной форме Президента о результатах рассмотрения представленных кандидатур.

Что касается других руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые также относятся к «силовому блоку» и находятся в непосредственном подчинении у Президента (ФСБ, ФСО, СВР, ФСИН, ФССП и др.) —  их назначает глава государства.

5. Президент может освободить от должности любого из членов Правительства, в том числе Председателя Правительства без роспуска Правительства.  Председатель Правительства вправе представлять Президенту предложения об освобождении от должности членов кабинета министров, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении. 

Члены Правительства вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

В случае освобождения от должности Президентом или отставки члена Правительства глава государства может поручить этому лицу продолжать  исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего на значения.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]