Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

  • 15 Ноября, 2018
  • Законодательство
  • Серая мышка

Далеко не каждому обычному гражданину приходит в голову мысль подать жалобу на судью. Квалификационная коллегия судей – это государственный орган, который выполняет контрольные функции в судебной системе РФ и восстанавливает права граждан, нарушенные некомпетентностью или неподобающим поведением служителей Фемиды.

Можно ли пожаловаться на судью

Мало кто задумывается о том, что привлечь к ответственности можно любое должностное лицо, какой бы высокопоставленный пост оно ни занимало.

Первым шагом на пути к восстановлению справедливости и верховенства права станет обращение в вышестоящую инстанцию. То же самое касается и федеральных судей.

Жалобу в квалификационную коллегию судей подавать нужно в том случае, если действие или бездействие стража правосудия унижает достоинство гражданина, приводит к нарушению процессуальных норм и сроков.

Обращение в этот судейский орган – дело ответственное, но учитывая, что в большинстве случаев люди и понятия не имеют, как составлять документ, куда его направлять и как действовать дальше, лишь единицы решаются отстаивать свои права и интересы.

На практике это оказывается со всем несложно, если знать о некоторых нюансах. Благодаря информации, которая имеется в открытом доступе, можно и без адвокатов составить жалобу в квалификационную коллегию судей.

Образец, порядок действий, правила и форма оформления, сроки рассмотрения – чтобы узнать обо всем, не придется потратить много времени.

Сфера профессиональной деятельности

Перед тем как писать донос на служителя закона, нужно понимать, какой компетенцией обладает вышестоящий орган. Подать жалобу в квалификационную коллегию судей (ККС) несложно, но действительно ли этот орган имеет соответствующие полномочия, чтобы наказать должностное лицо?

Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

Исходя из содержания Федерального Закона «Об органах судейского сообщества в РФ», ККС является государственным органом власти, на который возложен ряд функций:

  • осуществление проверок на основании поданных жалоб в отношении работников судов любой инстанции (во внимание берутся также претензии, опубликованные в средствах массовой информации);
  • привлечение должностных лиц к ответственности в виде административного и дисциплинарного взыскания (распространяется на федеральных судей, председателей судов и их заместителей);
  • временный или окончательный запрет на осуществление судейской деятельности по причине многочисленных жалоб;
  • возобновление полномочий судей;
  • назначение и увольнение с должности.

Чем отличается Высшая квалификационная коллегия судей

В отличие от ККС, действующих в регионах, этот орган находится на более высокой ступени в судебной системе.

В составе Высшей квалификационной коллегии судей действуют 29 представителей из разных судебных инстанций.

Участие в назначении членов ВККС принимают президент РФ, Верховный Суд РФ и Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные и военные суды, краевые, республиканские и областные суды общей юрисдикции.

Региональная квалификационная коллегия судей – не единственная и не последняя инстанция, в которую можно обратиться для решения конфликтных ситуаций и споров с судьей.

Полномочия ВККС обширны, она занимает более высокое положение в судебной системе РФ, но вместе с тем региональные ККС не зависят от нее.

Соподчиненности между этими структурами нет, поэтому многие задаются вопросом о том, куда же в первую очередь направлять жалобу – в Высшую квалификационную коллегию судей или в местную ККС?

Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

Сначала необходимо направить письменное обращение в местный коллегиальный орган. Если на региональном уровне вопрос не удастся разрешить, тогда жалобу нужно писать в ВККС с указанием причин, по которым предыдущая инстанция вынесла отрицательное решение.

Профессиональная этика судей

Возможна масса поводов для составления жалобы в квалификационную коллегию судей. Образцов написания может быть огромное множество, как и оснований для обращения.

В одном случае причиной жалобы является хамское и наглое отношение судьи по отношению к участникам процесса, в другом – некомпетентность служителя Фемиды в вопросах рассматриваемого дела.

А некоторые представители правосудия в открытую грубо нарушают закон и злоупотребляют служебным положением. Все это вызывает возмущение и протест, поэтому судейский произвол не должен оставаться безнаказанным.

В своей работе российские судьи обязаны руководствоваться законодательством, определяющим их статус в системе органов власти, и Кодексом судейской этики. Представитель правосудия должен соответствовать ряду требований, в частности:

  • Относиться к участникам судебного процесса с уважением. Не допускается грубость, демонстрировать цинизм, лицемерие. Вне зависимости от того, является ли корректным поведение участников заседания, судья должен оставаться спокойным, сдержанным и рассудительным, не поддаваться эмоциям, с терпением относиться ко всему происходящему в ходе разбирательств.
  • Соблюдать правила оформления документов. Все акты, принимающиеся в ходе судебных заседаний, должны быть корректно составлены. Что касается содержания постановлений, протоколов и решений, то они могут содержать исключительно достоверную, объективную информацию, не допустимо даже малейшее искажение сведений.
  • Не затягивать с рассмотрением дел. Подача жалобы в квалификационную коллегию судей из-за нарушения сроков – распространенное явление. Кроме того, судья не имеет права уклоняться от рассмотрения судебных дел или заниматься ими выборочно.

Причиной судейского произвола являются широкие властные полномочия, высокая коррумпированность судебной системы и важный социальный статус. Представители закона ощущают безнаказанность за свои действия.

Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

Основания для подачи обращения в ККС

Без жалобы на судью в коллегию судей не обойтись, если:

  • сроки рассмотрения дела постоянно затягиваются, дата заседания неоднократно переносится без явных на то причин;
  • постановление о приобщении к делу доказательной базы не охватывает весь перечень улик, чему отсутствует документальное обоснование;
  • во время слушаний должностное лицо выражает приверженность позиций одной из сторон;
  • судья заинтересован в необъективной оценке предоставленных доказательств;
  • консультирование и раздача рекомендаций участникам судебного спора;
  • несоблюдение процессуального порядка и сроков при ознакомлении сторон с протоколом судебного заседания.

Каждое из указанных обстоятельств может послужить поводом к разбирательству, поскольку существенно отражается на результатах судебного процесса и свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей и непрофессионализме должностного лица.

Процедура разбирательства

После подачи жалобы на судью в квалификационную коллегию судей начинается детальная проверка.

Ежегодно ККС приходится разбираться с тысячами претензий рядовых граждан, которые стремятся хоть каким-нибудь образом воздействовать на блюстителей правосудия, обжаловать их неправомерные действия и восстановить свои нарушенные права.

Рассмотрение жалоб в квалификационных коллегиях судей подразумевает осуществление контроля специализированной комиссией либо выдачу направления председателю соответствующей инстанции на проведение проверки на местах.

Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

После рассмотрения претензии коллегия анализирует деятельность судьи, поднимается вопрос о его дальнейшей профпригодности. Если вина должностного лица будет доказана, его отстранят от работы или уволят при наличии достаточно веских оснований. Самой распространенной мерой ответственности, к которой привлекают судей, является дисциплинарное взыскание в виде предупреждения.

Самое главное – принятое судьей решение квалификационная коллегия не сможет отменить. Такими полномочиями не обладает даже Высшая квалификационная коллегия судей.

Данный орган судейского сообщества занимается непосредственно отбором кандидатов на должности, приостановлением или прекращением их полномочий, присвоением государственных наград и званий, привлечением к дисциплинарной ответственности. Однако влиять на постановления и решения судей, вносить изменения или отменять санкции ККС не вправе.

Жалоба в квалификационную коллегию судей РФ подразумевает подробное изучение деятельности должностного лица и его поведения по отношению к участникам судебного слушания. Чтобы опротестовать решение судьи, необходимо обращаться в апелляционные и кассационные инстанции.

Алгоритм действий после конфликта

С первого судебного заседания необходимо быть предельно внимательным к действиям судьи и следить за ходом разбирательств. Даже формальности, которые кажутся на первый взгляд несущественными, имеют принципиальное значение. Например, подавая дополнения к иску, нужно убедиться в том, что документ будет прикреплен к делу и ему присвоят новый номер в канцелярии.

Во время слушаний не запрещено использовать устройства записи во время заседания. Их использование позволит доказать факт нарушений, некомпетентность и ошибки работников суда, составить развернутую жалобу. Решение квалификационной коллегии судей будет основано на предоставленной гражданином доказательной базе.

Заявитель должен четко понимать, что все обвиняющие факты, которые он приводит, должны быть объективными. В противном случае гражданину придется отвечать по встречному иску, поданным должностным лицом. Права судей на защиту чести, достоинства и профессиональной репутации защищены Конституцией РФ.

Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

Если же оснований для подачи жалобы в квалификационную коллегию судей Москвы или любого другого российского города предостаточно, можно приступать к оформлению претензии. Причем забывать нельзя о порядке обращения и сроках подачи документа.

Читайте также:  Глава vii.1. единая информационная система нотариата

Прежде чем отправлять жалобу в ККС, важно ознакомить с ее содержанием председателя судебной инстанции. Претензию необходимо составить и направить должностному лицу в течение пяти рабочих дней с момента оглашения вердикта.

В жалобе следует указать все документы и улики, которые не были приобщены к делу, что является прямым нарушением принципа состязательности сторон судебного спора.

Если председатель не увидит нарушений, обращение (жалобу с просьбой) в квалификационную коллегию судей РФ направляют в течение пяти дней после получения ответа. Причем претензия предъявляется в адрес не только судьи, который рассматривал дело, но и бездействующего председателя.

Срок для принятия решения

После подачи жалобы на судью в квалификационную коллегию судей заявителю необходимо дождаться ответного письма. Сроки рассмотрения претензии различаются, в зависимости от того, подлежит она удовлетворению или же в ней будет отказано.

В случае отказа непринятую жалобу направляют компетентным органам и должностным лицам, о чем извещается заявитель. Обращение рассматривается на местах в течение пяти рабочих дней. Если же претензия принята, коллегия открывает производство, после чего дается месяц на проработку данного вопроса, а при отсутствии необходимости в осуществлении проверки – 15 дней.

В отличие от граждан, должностные лица, обладающие правом законодательной инициативы, имеют право получить ответ от квалификационной коллегии в течение трех дней. Если же для рассмотрения требуется проверка, срок увеличивается до 20 суток.

Как правильно составить письменную претензию?

Чтобы заставить судью понести ответственность за свои действия, необходимо грамотно написать обращение в квалификационную коллегию судей. Жалоба должна содержать разумные аргументы в пользу позиции заявителя. К тому же послужить поводом для вмешательства ККС может только объективная оценка профессионализма должностного лица. При написании жалобы нужно учитывать важные нюансы:

  • В тексте документа необходимо обращаться к источникам, то есть нормативно-правовым актам, законодательству. Причем ссылаться желательно на конкретные статьи законов и уделять внимания на нарушениях, которые были допущены судьей.
  • К письменному обращению желательно приложить доказательства (например, фотоснимки, видеоролики), показания свидетелей или других лиц.
  • Писать жалобу необходимо с указанием точных сведений (личных данных, контактов, дат, адресов, места работы, учебы и т. д.). В противном случае ККС может отказать в разбирательстве.

При соблюдении основных правил написания жалобы появляется максимальная вероятность ее рассмотрения и принятия справедливого решения.

Основаниями для отказа в рассмотрении обращения могут быть угрозы в адрес представителей ККС, использование бранных слов, сленга, ненормативной лексики, неразборчивый почерк заявителя.

В рассмотрении жалобы может быть отказано, если она связана с информацией о государственной тайне.

Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

Гражданину необходимо подготовить три экземпляра жалобы: первый вариант направят для ознакомления судье, второй останется на руках у заявителя в качестве доказательства регистрации обращения, а третью копию передадут для рассмотрения в ККС.

Чего делать не нужно

Написание жалобы в коллегию судей на судью подразумевает соблюдения определенных правил. Чтобы не получить отказ в принятии документа, нужно обратить внимание на ряд моментов.

Самыми распространенными ошибками при составлении претензии является некорректное написание названия органа. Иногда наименование ККС искажается гражданами до неузнаваемости, и коллегия отказывается даже рассматривать обращение.

Ошибки часто делают и в названии инстанции, в которой работает судья и его действия, по их мнению, заслуживают дисциплинарного наказания.

Некоторые граждане пишут претензию и не понимают, какие полномочия имеет квалификационная коллегия судей. Жалоба составляется с учетом компетенции ККС. Например, данный орган не имеет права представлять интересы заявителя, отменять решение суда.

Некоторые граждане и вовсе обращаются с просьбой привлечь представителя правосудия к уголовной ответственности, однако ни Высшая квалификационная коллегия, ни коллегии в регионах не обладают подобными полномочиями, поэтому оставляют жалобу гражданина без рассмотрения.

Если судья действительно совершил криминальные действия, имеются доказательства его вины, то начать уголовное производство может только прокуратура, а точнее ее следственный комитет.

Законодательная база

Нет ничего сложного в написании жалобы в ККС на судью по образцу, который можно найти в открытом доступе. Претензия составляется на основании неправомерных действий должностного лица, но, помимо объяснений и аргументов заявителя, должна содержать ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты.

В жалобе детально указываются все нарушения, а также нарушенные положения законов и подзаконных документов, в частности Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса административного судопроизводства и Уголовно-процессуального кодекса РФ. Помимо указанных законов и подзаконных актов, заявитель имеет право ссылаться и на другие не менее важные документы, нарушение положений которых не допустимо. К ним относят:

  • Кодекс судейской этики.
  • ФЗ № 3132-1 «О статусе судей в РФ».
  • Постановление Пленума ВС РФ № 13 от 14 апреля 2016 г.
  • ФЗ № 30 «Об органах судейского сообщества в РФ».

Процесс рассмотрения претензии в квалификационной коллегии не требует привлечения сторон. Если судьям понадобится уточнить информацию или получить дополнительные сведения, ККС направляет соответствующий письменный запрос.

Кроме того, в момент регистрации обращения заявителя знакомят с возложенной на него ответственностью, сообщают о сроке рассмотрения жалобы квалификационной коллегией судей, способе оповещения о принятом решении и о ходе рассмотрения жалобы.

Чем обычно заканчивается дело

По неофициальным данным, из всего объема направляемых претензий, по каждой третьей принимается решение в пользу заявителя. Это говорит о том, что у каждого гражданина, чьи права были нарушены из-за судейского непрофессионализма, есть неплохие шансы доказать свою правоту.

Кроме того, отмечается и высокая эффективность применения мер воздействия в отношении должностных лиц, запятнавших честь судейского звания. В большинстве случаев после рассмотрения жалоб квалификационные коллегии принимают решение об отстранении от должности и увольнении нарушителя.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что многие граждане элементарно не знают о своих правах, а потому не способны защитить собственные интересы. Чтобы жалоба попала в местную коллегию судей или ВККС, в некоторых случаях целесообразнее обратиться к опытному юристу, который имеет опыт в решении подобных споров и обжаловании действий должностных лиц.

Глава ВККС Николай Тимошин рассказал о том, как формируется судейский корпус России

Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судейНиколай Тимошин. faprf.ru

Председатель Высшей квалификационной коллегии РФ, член Президиума Верховного суда РФ Николай Тимошин выступил на Всероссийской научно-практической конференции «Судебная власть в современном обществе». Она проводилась в преддверии X Всероссийского съезда судей. Тимошин в своем докладе затронул вопросы, касающиеся паттернов взаимоотношений между судьей и судейским сообществом. L.R публикует текст доклада с минимальными сокращениями.

Кадровый фильтр

В прошлом месяце ВККС провела семинар-совещание с председателями коллегий, который показал все нарастающую озабоченность председателей коллегий, да и председателей судов в целом в вопросе кадрового обеспечения. В значительном отсеивании — я умышленно употребляю это слово — претендентов на различных этапах рассмотрения их анкетных данных.

В проявлении излишней требовательности к вопросам, которые не имеют отношения к профессиональной деятельности судьи. Квалификационная коллегия судей как орган судейского сообщества и судья практически неразрывны между собой.

Они непосредственно взаимодействуют: от приема первичных документов для рекомендаций кандидатом на вакантную должность до прекращения полномочий и позднее до прекращения отставки судьи.

Особое мнение сегодня уделяется вопросам рекомендации претендентов для назначения или переназначения на вакантную должность. От качественного отбора кандидата зависит эффективная независимая судебная система, доверие гражданского общества к судьям и судебным актам.

Это направление является наиболее приоритетным в нашей деятельности. Но и наиболее сложным в принятии решения. Подобная деятельность ассоциируется с работой фильтра, который отсеивает вредные и нежелательные элементы, способные нанести вред всему организму.

А в нашем случае — всей судебной системе Российской Федерации.

Приведу несколько цифр. За первое полугодие 2020 года ВККС и ККС субъектов рассмотрено 3460 заявлений претендентов на судейские должности. Из этого числа кандидатами на должности судей рекомендованы 2457 претендентов.

А более чем 1000 претендентов отказано в рекомендации по различным основаниям, это 29%.

Но самое неприятное, что и после столь принципиальной оценки каждого из претендентов на стадии рассмотрения документов комиссией президента РФ 25% кандидатов не получает рекомендаций к назначению на должности судей. Это 10% получают отказ президента, а 15% на этой стадии отзывают документы.

Но за цифрами скрываются результаты работы тех коллегий, хотя их небольшое количество, после дачи рекомендаций которых практически все кандидаты назначаются судьями. Их опыт работы по отбору кандидатов мы регулярно публикуем на страницах вестника ВККС.

Отсюда вывод.

Правильно поступают коллегии, которые не только устанавливают соответствие претендента и подаваемых им документов нормативным требованиям, предъявляемым законом о статусе судей РФ, законодательством о противодействии коррупции, о воинской обязанности и службе и т. д., но также в целом оценивают его профессиональные, личностные качества, в том числе изучают его морально-нравственные установки. Например, отношения со своими близкими и окружающими, отношение к выбранной профессии и к долгу.

Такую позицию квалифколлегий поддерживает и Конституционный суд РФ.

Читайте также:  Статья 36.11. порядок перехода застрахованного лица из фонда в фонд

Он неоднократно высказывался о том, что решение ККС о рекомендации конкретного гражданина на должность судьи основывается, прежде всего, на индивидуальной оценке данного гражданина как соответствующего по личным и профессиональным качествам требованиям к кандидатам на соответствующую вакантную должность судьи в частности.

При этом коллегии обладают определенной дискрецией в принятии решений о рекомендации гражданина на должность судьи, в силу которой отсутствие установленных законом оснований для отказа в рекомендации на должность судьи не влечет автоматического принятия решения о рекомендации его на должность судьи.

Судьей не должен быть деструктивный и корыстный человек

Следует согласиться с высказываниями о том, что полностью идеальных людей, к сожалению, нет.

Но судьей не должен быть человек, имеющий деструктивные качества, такие как безответственность, корысть, высокомерие, отсутствие уважения к окружающим, нежелание поддерживать знания и свой авторитет на высоком уровне, а также видеть в своей деятельности и в своем общении недостатки.

Для того чтобы выяснить эти обстоятельства, коллегии изучают представленные претендентами документы, материалы проверочных мероприятий, задают претенденту в ходе заседания вопросы либо просят дать письменные пояснения по тому или иному факту его биографии. И важным здесь будет не только то, что ответит претендент, но и то, насколько правдиво и честно он это сделает.

К примеру, частым вопросом, обсуждаемым на заседании коллегии, становится проблематика соблюдения претендентом законодательства о воинской обязанности и военной службе. В связи с этим коллегия делает запросы в военные комиссариаты, органы военной прокуратуры.

Они, в свою очередь, проводят соответствующую проверку и выносят заключение. В заключениях может содержаться информация о том, что претендент по неустановленным причинам не имел права на отсрочку от призыва на военную службу или несвоевременно был поставлен на воинский учет.

Первоначально эти причины были безальтернативным основанием для отказа в назначении на должность судьи, без учета положения законодательства о воинской обязанности и военной службе, отношения должностных лиц военкомата к призывным мероприятиям, да и в целом без учета обстановки в стране на тот период, когда судья был призывником. Коллегии разбирают причины подобных нарушений через призму поведения лица. И только если будет установлено, что пояснения претендента будут противоречивыми или озвученная причина будет свидетельствовать о его безответственном отношении к исполнению воинского долга, то это может стать основанием для отказа в даче рекомендации на должность судьи.

Превентивная борьба с коррупцией

Еще одной функцией ККС, которая, я считаю, успешно реализуется на этапе кадрового подбора судей, является оценка соблюдения претендентами требований законодательства РФ о противодействии коррупции.

Казалось бы, часть 2 статьи 3 закона «О статусе судей РФ» дает четкое определение понятиям конфликта интересов, личной заинтересованности судьи, а также регламентирует действия судьи в случае возникновения конфликта интересов. Кроме того, алгоритмы действий судей в этих ситуациях прописаны в процессуальных кодексах.

Однако желание расширить пределы этих понятий до бесконечности порождает массу непонятных для органов судейского сообщества случаев отказа в назначении кандидатов на судейские должности. В том числе и судей, которым отказано в назначениях.

Например, кандидат имеет свойственника, с которым не общался, отношения с ним не поддерживает, но свойственник работает в организации, участвующей стороной по делу. Чисто под понятие «потенциальный конфликт интересов» подводятся случаи, которые вызывают удивление.

Например, родственник работает адвокатом и может вести дела в этом административном районе. Или высококвалифицированный юрист не может быть судьей арбитражного суда, так как в этом суде участвовал в качестве стороны по делу.

Или судьей в своем районе не может быть назначен сотрудник прокуратуры… Как итог — критика в адрес коллегий о предпочтении в рекомендации сотрудникам аппаратов судов, а не юристам-практикам.

Квалификационные коллегии осуществляют целый комплекс проверочных мероприятий, на которые их ориентирует Кодекс судейской этики, методические рекомендации по реализации ККС норм законодательства о противодействии коррупции, утвержденные ВККС в январе 2017 года во исполнение указа президента РФ от 1 апреля 2016 года.

В частности, коллегии проводят мониторинг сведений о рассмотренных судьями-претендентами делах, размещенных на интернет-сайтах судов, в ГАС «Правосудие» и других. Предлагают представить письменную информацию о рассмотренных претендентами делах с участием их близких родственников и организаций, в которых они работают, а также свойственников.

А также при необходимости запрашивают должностные инструкции, уставы и иные документы, на основании которых осуществляют трудовую деятельность родственники. Квалификационные коллегии запрашивают информацию о том, рассматривались ли судом, в который претендует кандидат, дела с участием организации, в которой работают родственники кандидата.

В отношении претендентов из действующих судей ККС также оценивают наличие или отсутствие договоров, влекущих финансовые обязательства с лицами, находящимися в служебной зависимости от судьи. А также с лицами, являющимися участниками судебных процессов по делам, находящимся в его производстве.

Они оценивают соблюдение судьей при исполнении своих полномочий процедур, предусмотренных процессуальным законодательством, в целях защиты судьи от подозрений в предвзятости и необъективности.

При выявлении случаев рассмотрения претендентами дел с участием лиц, являющихся их близкими, либо с участием граждан или юридических лиц, с которыми судья и его близкие родственники, свойственники связаны финансовыми или иными обязательствами, ККС, как правило, отвечают на ряд вопросов. В основном, существует ли конфликт интересов в конкретной ситуации отправления правосудия.

И следовательно, соответствует ли поведение судьи, участвующего в рассмотрении такого дела, требованиям профессиональной этики. Квалифколлегии проводят анализ содержания вынесенных судебных решений по делам, в которых принимали участия организации, где работают родственники судьи-претендента.

Например, на предмет наличия ситуации, ставящей под сомнение его объективность, справедливость и беспристрастность.

В отдельных случаях коллегии рекомендуют претендентам при подаче документов самостоятельно обращаться в Совет судей либо комиссии Совета судей, которые занимаются реализацией мероприятий по противодействию коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий, с целью получения заключения по своему вопросу. Комиссией проводится, как правило, тщательная проверка и делается заключение о наличии либо отсутствии конфликта интересов при исполнении обязанностей судьи. Заключение приобщается к документам, представленным на конкурс, и рассматривается на заседаниях коллегий. ВККС положительно оценивает представление таких заключений, поскольку цели и задачи Совета судей и квалифколлегий едины. В том числе в кадровом обеспечении судебной деятельности, утверждении авторитета судебной власти, обеспечении выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики. Об этом указано в законе «Об органах судейского сообщества РФ».

Вместе с тем необходимо отметить, что в квалифколлегиях иногда отсутствует консенсус по вопросам единообразия применения и трактовки норм о противодействии коррупции, что может привести к определенным нарушениям и неверному пониманию положений законодательства.

Новые методики и Бангалорские принципы

Хочется отметить, что как таковой шаблон взаимоотношений органов судейского сообщества и судьи нуждается в дальнейшем совершенствовании.

И заключается в принятии мер, направленных на эффективное формирование судейского корпуса, что может быть осуществлено как путем внесения изменений и дополнений в соответствующие нормы, так и разработкой соответствующих методических рекомендаций, их совершенствованием.

Например, по вопросам, касающимся урегулирования конфликта интересов, связанного с исполнением судьями своих полномочий, а также с назначением их на должность, ВККС в рамках своих полномочий в сентябре этого года утвердила ответы на вопросы председателей квалифколлегий. Также ВККС работает над актуализацией упомянутых методических рекомендаций. Такая работа может и, на мой взгляд, должна быть проведена при участии всего юридического сообщества — как практиков, так и теоретиков.

Критерии, на которые нам можно и нужно ориентироваться, изложены в Бангалорских принципах поведения судей (текст здесь — L.R), где коротко сказано, что судья не может участвовать в рассмотрении дела, если для него не представляется возможным вынесение объективного решения по делу, либо в том случае, когда у стороннего наблюдателя могли бы возникнуть сомнения в беспристрастности судьи.

Квалификационные коллегии судей

  • В соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» образуются два вида квалификационных коллегий судей: а) Высшая квалификационная коллегия судей РФ и б) квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
  • Главное назначение квалификационных коллегий — формирование высокопрофессионального судейского корпуса, защита прав и законных прав судей, обеспечение гарантий их независимости при осуществлении своих профессиональных обязанностей.
  • В состав квалификационных коллегий включаются не только судьи, но и представители общественности, а также представители Президента РФ.
  • Так, Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в составе 29 человек, в число которых включается: 18 судей, избираемых на съездах судей, 10 представителей общественности, назначаемых Советом Федерации и 1 представитель, назначенный Президентом РФ.
  • Следует заметить, что судьи Конституционного Суда РФ в состав Высшей квалификационной коллегии не входят, и на них ее юрисдикция не распространяется.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ в свой состав кроме судей также включают представителей общественности и Президента РФ.

Численный состав квалификационных коллегий различный. В большинстве субъектов РФ квалификационная коллегия формируется в количестве 21 человек, в том числе: 13 — это судьи, избираемые на конференциях судей, 7 — представители общественности, назначенные законодательным (представительным) органом государственной власти субъектов РФ в порядке, определяемом законами и иными правовыми актами субъекта РФ, 1 — представитель Президента РФ.

Нужно отметить, что судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ в состав соответствующих квалификационных коллегий субъектов РФ включаются, и на них юрисдикция таких коллегий распространяется. В состав квалификационных коллегий судей не могут избраны председатели судов и их заместители.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируются соответственно на четыре и на два года.

В Высшей квалификационной коллегии судей РФ создается Президиум этой коллегии, избираемый на заседании коллегии. Президиум является рабочим органом этой коллегии, ей подотчетен и образован для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии.

  1. Квалификационные коллегии судей наделены широкими полномочиями.
  2. Высшая квалификационная коллегия судей РФ в соответствии со ст. 17 Закона «Об органах судейского сообщества»:
  3. а) рассматривает заявления кандидатов на должности председателей и заместителей председателей федеральных судов (кроме районных судов), а также заявления на должности судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и некоторых других судов и представляет свои заключения Президенту РФ, либо Председателю Верховного Суда РФ либо Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ;
Читайте также:  Статья 47.1. Совершение нотариальных действий, требующих использования сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости

б) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия председателей, заместителей председателей судов, судей, перечень которых определен в п. 4 ч. 2 ст. 17 Закона;

в) присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;

г) налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей, судей, перечень которых дан в п.2 ч. 2 ст. 17 Закона;

д) принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами РФ и присвоении им почетных званий и т.д.

Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ определены в ст. 19 Закона «Об органах судейского сообщества».

Их юрисдикция распространяется на судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов РФ, — в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

  • Квалификационные коллегии судей субъектов РФ:
  • а) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи;
  • б) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи;
  • в) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия судей соответствующих федеральных судов;
  • г) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов;
  • д) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов;

е) рассматривают представления Генерального прокурора РФ о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, на которого распространяется юрисдикция соответствующей квалификационной коллегии, о привлечении его в качестве обвиняемого, заключении его под стражу, производстве обыска (п. 5 ч. 1,ч. 5 Ст. 448; ст. 450 УПК РФ).

Осуществляют иные полномочия, предусмотренные законом.

К вопросу о целесообразности участия представителей общественности и представителя президента российской федерации в деятельности квалификационных коллегий судей

Лысенко, Н. М. К вопросу о целесообразности участия представителей общественности и представителя президента российской федерации в деятельности квалификационных коллегий судей / Н. М. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/199/48961/ (дата обращения: 23.07.2021).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием представителей общественности и представителей Президента РФ в деятельности квалификационных коллегий судей, порядком из назначения. осуществления ими полномочий и досрочном прекращении их деятельности в качестве членов коллегий.

Автором анализируются основные подходы к целесообразности включения указанных представителей в состав Высшей квалификационной коллегии судей и Квалификационных коллегий судей субъектов РФ, формулируются некоторые проблемы взаимодействия органов государственной власти при формировании составов этих коллегий, а также намечаются пути их решения путем внесения изменений в законодательство, регулирующее деятельность квалификационных коллегий судей.

Ключевые слова: судебная власть, органы судейского сообщества, Высшая квалификационная коллегия судей, Квалификационные коллегии судей субъектов РФ, представители общественности, представитель Президента РФ, независимость судей.

Вопрос о порядке формирования Высшей квалификационной коллегии судей и Коллегий судей субъектов неоднократно ставился перед законодателем, и в разное время он решался по-разному. Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г.

№ 4960–1 «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей» [1] устанавливалось, что в состав квалификационных коллегий судей могут входить только профессиональные судьи. Позднее Федеральным законом от 14 марта 2002 г.

№ 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [2] было закреплено, что квалификационные коллегии судей формируются не только из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, но также из представителей общественности, представителей Президента РФ [3, с. 96].

В настоящее время формирование квалификационных коллегий судей происходит на основании норм ст.

11 указанного Федерального закона следующим образом: Высшая квалификационная коллегия судей состоит из 29 членов, из которых 10 — представители общественности, и один — представитель Президента РФ; Квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируются в составе 21 члена, которые включают 7 представителей общественности и одного представителя Президента РФ.

В научной литературе по юриспруденции можно найти самые разные подходы к включению в состав квалификационных коллегий судей представителей общественности и представителя Президента РФ.

Большинство исследователей считает, что таким образом, наряду с участием граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей, реализуется «гарантированная конституционная возможность участия граждан в управлении делами государства» [3, с. 96].

Такое участие можно рассматривать как косвенную форму участия граждан в отправлении правосудия, поскольку при этом они напрямую не влияют на судебное решение, а лишь принимают участие в формировании судейского корпуса, то есть опосредованно воздействуют на решения, принимаемые судом в будущем [3, с. 99].

При этом указывается, что значительный процент участия представителей общественности (примерно 1/3 от общего числа членов коллегий) возлагает на них большую ответственность за принятые коллегией решения, в связи с чем большое внимание должно уделяться вопросу отбора кандидатов в представители, учитываться необходимые требования, которым они должны соответствовать.

Другая точка зрения — что одной трети представителей общественности в квалификационных коллегиях судей недостаточно для обеспечения подлинной независимости коллегий, в связи с чем таких представителей должно быть не меньше половины.

Это обусловливается тем, что с момента объединения Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ расстановка сил в квалификационных коллегиях изменилась, общественность осталась в меньшинстве, из-за чего уже не может влиять на деятельность коллегий так, как раньше.

Также предлагается расширить спектр организаций, которые могут выдвигать кандидатов для назначения в квалификационные коллегии судей, в частности, добавив к ним правозащитные организации, Общероссийский народный фронт и др. [4, с. 45].

Еще одной идеей по усилению влияния представителей общественности и представителя Президента РФ на деятельность коллегий является предложение по назначению председателями Высшей квалификационной коллегии судей и Квалификационных коллегий судей субъектов РФ представителей общественности или представителей Президента РФ.

Такой подход представляется спорным, поскольку деятельность квалификационных коллегий сугубо специфична и основана на глубоком знании судебной системы, следовательно, возглавлять их должны лица, непосредственно связанные с органами судебной власти. Третья группа исследователей склоняется к тому, что действующий механизм формирования квалификационных коллегий судей противоречит ст.

3.1. Европейской хартии о законе «О статусе судей», которой устанавливается принцип невмешательства в процесс подбора, отбора, назначения, продвижения по службе или окончания пребывания в должности судьи зависимого от исполнительной и законодательной власти органа, а также не соответствует признанному в российском законодательстве принципу разделения властей [5, с. 102–103].

В подтверждение указанных доводов приводятся результаты анализа состава Высшей квалификационной коллегии судей, из которых следует, что из 10 членов, назначенных Советом Федерации, только один представитель прямо не связан с государственными учреждениями [5, с. 103]. С данным подходом также нельзя согласиться, поскольку именно включение в состав квалификационных коллегий судей представителей общественности и представителя Президента РФ обеспечивает влияние на решения коллегий различных ветвей власти, не замыкает их деятельность только рамками судебной системы, делает более открытыми для общественности. Однако существует ряд пробелов в законодательных актах, регламентирующих порядок назначения, деятельности и прекращения полномочий представителей общественности и представителя Президента РФ в квалификационных коллегиях судей, которые требуют совершенствования. Обозначим некоторые из них.

Ссылка на основную публикацию