Статья 10.1. Ответственность сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей

Статья 10.1. Ответственность сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей

Правовой статус лиц, приведенных в ч. 2 ст. 1.4 и ст. 2.5 КоАП РФ, различается. Указанные лица несут административную ответственность за правонарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 2.

5 КоАП РФ на общих основаниях.

За совершение иных административных правонарушений они, как и военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания, несут дисциплинарную ответственность.

В остальном рассчитывать на снисхождение закона депутатам представительных органов муниципальных образований не следует. Любое дело, за исключением уголовного, в отношении виновного депутата будет возбуждено без промедления.

Согласно статье 37 Устава Свердловской области, гарантии неприкосновенности депутатов Законодательного Собрания Свердловской области устанавливаются федеральным законом.

Привлечение к административной ответственности депутата

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы нашей страны, в отличие от других граждан, обладают неприкосновенностью (депутатским иммунитетом) в течение всего срока их полномочий.

Так, за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции может быть установлен штраф в размере до 15 тысяч рублей, вместо действующего сейчас предельного размера в 1 тысячу рублей. А максимальный штраф за фиктивное и преднамеренное банкротство, в том числе для граждан возрастает с 10 тысяч до 200 тысяч рублей.

Оснований для переоценки областная инстанция не усматривает, в связи с чем не представляется возможным оспорить выводы районного судьи об отсутствии вины должностного лица и, соответственно, состава административного правонарушения.

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей.

Привлечение к административной ответственности депутата областной думы

Неприкосновенность депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматривается Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 184-ФЗ от 06 октября 1999 года.

В нормативно-правовых актах, регулирующих статус депутата Государственной Думы, смысл понятия «депутатская неприкосновенность» раскрывается более широко.

Наличие депутатской неприкосновенности вовсе не означает полное освобождение депутата от юридической ответственности, а лишь предполагает специальный порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.

Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Ответственность Депутатов Областной Думы

  • Депутатский иммунитет членов парламента существует в большинстве стран.
  • Он возник и был необходим во времена противостояния парламентов и монархов для ограждения представителей народа от своеволия монархов и их служб.
  • В настоящее время в условиях становления демократии во многих странах тенденции развития конституционного права характеризуются ослаблением депутатской неприкосновенности.

То есть в вопросе реализации на уровне местного самоуправления депутатской неприкосновенности Федеральный закон № 131-ФЗ отсылает к нормам иных федеральных законов.

Так, согласно ч. 1 ст. 98 Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Таким образом, из Конституции РФ следует, что депутатская неприкосновенность не является поводом освобождения от ответственности за совершенное незаконное действие, если оно не касается государственной деятельности. Без отмены неприкосновенности начать административное или уголовное дело нельзя, если преступление касается занимаемой должности.

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей.

Также административная ответственность предусмотрена за публичное распространение информации, в том числе с использованием СМИ и сети Интернет, в которой содержатся сведения о привлекательности участия в указанной деятельности или призыв к участию в ней. Размер штрафа за такие правонарушения составит от 5 тысяч до 1 миллиона рублей.

Депутатская неприкосновенность — важнейшая гарантия независимой деятельности для депутата любого законодательного (представительного) органа.

Если соответствующая Палата Парламента Республики Казахстан дает согласие на привлечение депутата к административной ответственности, влекущей наложение административного взыскания в судебном порядке, дальнейшее производство по делу ведется в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Депутатская неприкосновенность — важнейшая гарантия независимой деятельности для депутата любого законодательного (представительного) органа.

Депутат областной Думы в случае отсутствия на трех заседаниях комитета (комиссии) Рязанской областной Думы, членом которого (которой) он является, в течение одной сессии без уважительных причин несет ответственность в виде исключения из состава данного комитета (комиссии) Рязанской областной Думы.

На какие средства живёт депутат?

Таким образом, соблюдение всех условий, установленных законом для реализации отзыва депутата представительного органа муниципального образования, совершившего административный проступок, по сути, попросту исключает возможность отзыва.

Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора.

Поскольку в данном случае на проекте постановлений имелись визы руководителей соответствующих структурных подразделений, соответственно вина должностного лица, подписавшего муниципальный акт, прошедший стадии согласования, не нашла подтверждения.

Кроме того, неприкосновенность депутата Государственной Думы регламентирована ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 3-ФЗ от 08 мая 1994 года.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия Государственной Думы Российской Федерации (статья 19 ФЗ «О статусе…»).

Можно ли привлечь к административной ответственности депутатов представительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления? Владимир ИРГИТ; г. Кызыл На вопрос отвечает первый заместитель прокурора Республики Тыва Михаил САНЧАЙ: — Статьей 1.4 КоАП РФ закреплен принцип равенства перед законом лиц, совершивших административное правонарушение.

Исключением станут моменты совершения преступления и представление опасности для окружающих людей. В каких случаях действия правоохранительных органов законны, а в каких нет, поможет разобраться онлайн консультация юристов Московской области и Москвы.

Москва Просмотрен 100 раз. Задан 2012-03-31 09:52:38 +0400 в тематике «Другие вопросы» Какое наказание за призыв к уничтожению имущества? — Какое наказание за призыв к уничтожению имущества.

Муниципальные советы и государственная власть

Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

О внесении изменений в статью 5-1 Федерального закона «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с использованием составных частей Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» при создании отдельных информационных систем.

Нормативное обоснование неприкосновенности депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Законодательного Собрания Свердловской области. Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности депутатов – основные тезисы настоящей статьи.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ, относится к компетенции районного суда (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

О статусе депутата белгородской областной думы

Москва Просмотрен 109 раз. Задан 2012-07-17 11:52:24 +0400 в тематике «Административное право» Вопрос для юристов и для тех кто знает уголовное право) буду благодарен за помощь!вопрос внутри — Вопрос для юристов и для тех кто знает уголовное право) буду благодарен за помощь!вопрос внутри. далее 1 ответ. Москва Просмотрен 67 раз.

В Госдуме предлагают разрешить гаишникам проводить освидетельствование высокопоставленных автомобилистов на опьянение и отправлять в специализированный диспансер, что сейчас закон позволяет сделать по сути только с их согласия. Кроме того, спецсубъектов могут начать штрафовать за нарушения, зафиксированные дорожными камерами.

Читайте также:  Статья 79. Юридическая сила решения

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты. Члены обеих палат Федерального Собрания обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы различна.

Привлечение к административной ответственности за нарушение пдд

В ч. 1 ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), именуемой «Принцип равенства перед законом», говорится, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

В рассмотрении вопроса на заседании Государственной Думы Российской Федерации вправе участвовать депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено представление.

На сегодняшний день гарантии депутатской неприкосновенности для депутатов представительных органов муниципальных образований установлены лишь одним федеральным законом — Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ).

Депутат вправе обращаться в органы государственной власти на территории области, органы местного самоуправления, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных вопросов либо привлекать своих помощников и специалистов-экспертов.

Тогда же они смогут оплачивать штрафы с 50-процентной скидкой, если будут это делать в течение 20 дней с момента назначения взыскания.

Источник: http://lejs.ru/semeynyy-yurist/6816-administrativnaya-otvetstvennost-deputatov.html

Можно ли депутата привлечь к административной ответственности

  1. Статья 10.1. Ответственность сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей

Депутат и административная ответственность

Главная › Жилищное право

Из-за неприкосновенности, административная ответственность депутатов не наступает на протяжении всего срока занимаемой должности. Государственный служащий не может подлежать аресту, обыску и досмотру личных предметов.

Посетители юридической консультации задали 4135 вопросов по теме «Административная ответственность».

В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в течение 5 минут!

Сегодня проект федерального закона

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

был одобрен на совместном заседании комитетов по безопасности и по природопользованию и экологии.

Привлечение к административной ответственности депутата

Административная ответственность депутатов? Депутаты Госдумы не подлежат административной ответственности.

Если же речь идет о депутатах.

Недопустимо привлечение депутата к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при. Однако ответственность депутата перед населением не является. или административной ответственности за высказанное мнение, позицию.

Конференция ЮрКлуба

Можно, к любой ответственности, если, конечно, его вина будет должным образом доказана.

Регламентриуется это, в первую очередь, Конституцией.

Привожу выдержку из Определения Верховного Суда РФ от 17.08.01 N 53-Г01-9.

Параллель здесь в том, что суд первой инстанции отказал в привлечении депутата ОМС к уголовной ответственности, однако ВС РФ отменил это решение и указал о том, что депутат ОМС не может обладать неприкосновенностью, следовательно может быть привлечен к ответственности: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Административная ответственность депутатов областной думы

К разработке поправок они приступили после скандала на эту тему в Челябинской области: в этом году ряд депутатов заксобрания отказались предоставить сведения о своих доходах, расходах и имуществе.

При этом они ссылались на то, что не получают зарплату в парламенте региона и поэтому не видят срочности в публикации деклараций.

Позднее в «Единой России» выяснили, что о своих финансах не отчитались около трех процентов депутатов во всех регионах РФ.

Особенности уголовной и административной ответственности депутата представительного органа муниципального образования: взгляд с позиции конституционного и муниципального права (Шугрина Е

Термин «должностные правонарушения» в действующем законодательстве отсутствует, хотя в литературе встречается.

Вместо этого обычно используются такие понятия, как «должностные преступления», «административные правонарушения должностных лиц» и др.

С определенной долей условности под должностными правонарушениями можно понимать правонарушения, совершаемые должностными лицами в связи с исполнением или неисполнением ими должностных обязанностей.

Муниципальный управляющий

А потому несоблюдение правил дорожного движения, в т. ч. езда за рулем в нетрезвом виде, иные правонарушения независимо от степени тяжести проступка депутатской «корочкой» прикрыть не удастся.

Любое дело, за исключением уголовного, в отношении виновного депутата будет возбуждено без промедления.

Что же касается особого порядка привлечения муниципальных депутатов к уголовной ответственности, предусмотренного указанной ст.

Можно ли привлечь депутата месного самоуправления к административной отвественности

  • Особенности уголовной и административной ответственности депутата представительного органа муниципального образования: взгляд с позиции Конституционного и муниципального права Текст научной статьи по специальности — Государство и право Исследование легальных определений термина «должностное лицо», содержащихся в уголовном, административном законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении показывает, что под должностным лицом понимается лицо, обладающее властными полномочиями в отношении подчиненных или неподчиненных ему лиц.
  • Статус не дает вам каких-либо привелегий на дорогах.
  • в случае нарушения ПДД вы также подлежите административной ответственности как и любой другой.

Остановить вас для составления протокола в случае совершения вами правонарушения могут на общих основаниях. 2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Привлечение к административной ответственности за нарушение ПДД

Добрый вечер. Я депутат городского совета муниципального образования, какие у меня полномочия на дороге? Что могут мне сделать ГИБДД и могут ли вообще привлекать к административной ответственности?

Ответы юристов ( 5 )

Закон обязателен для всех. Как для обычного гражданина, так и для депутата.

Статус депутата не дает вам каких-либо привелегий на дорогах. в случае нарушения ПДД вы также подлежите административной ответственности как и любой другой. Остановить вас для составления протокола в случае совершения вами правонарушения могут на общих основаниях.

КоАП РФ, Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

2.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

С уважением Александр

Роман, здравствуйте! О Ваших правах и обязанностях Вы можете узнать из ПОЛОЖЕНИЯ

О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОРОДСКОГО СОВЕТА Вашего муниципального образования. Как правило 1. Депутат обладает депутатской неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

2.

Депутат городского Совета не может быть задержан, за исключением случая задержания на месте преступления, подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной или административной ответственности, а также налагаемым в судебном порядке административному наказанию на территории города без согласия городского Совета без письменного согласия прокурора и городского Совета.3. Депутат не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством для обеспечения безопасности других граждан.4. Неприкосновенность депутата распространяется на его жилье, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, иное движимое и недвижимое имущество, переписку, используемые им средства связи и принадлежащие ему документы.

Особенности привлечения к административной ответственности депутатов — 2020

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Особенности привлечения к административной ответственности депутатов». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Мы уже говорили о том, что Конституцией РФ и федеральными законами могут устанавливаться особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции.

Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.

Читайте также:  Статья 11. Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, принадлежащие им документы, багаж и др.

После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.[19].

Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке, должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

Дума вводит условия освобождения от наказания за нарушение антикоррупционных норм

МОСКВА, 10 марта. /ТАСС/. Госдума в среду приняла в первом чтении правительственный законопроект о случаях, когда чиновники могут не нести ответственность за нарушение антикоррупционных запретов, ограничений и требований, допущенное по не зависящим от них обстоятельствам.

«Законопроектом предусмотрено, что физическое лицо освобождается от ответственности в случае, если несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, признается следствием не зависящих от него обстоятельств», — говорится в пояснительной записке.

Такими обстоятельствами будут признаваться «находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть».

К ним, в частности, предлагается отнести стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами, в том числе иностранными.

Ими не могут быть признаны «регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств».

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению должна будет установить причинно-следственную связь между возникновением таких обстоятельств непреодолимой силы и невозможностью соблюдения антикоррупционных ограничений: только в этом случае чиновник может быть освобожден от ответственности. Устанавливается, что госслужащий должен в срок не позднее месяца со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств вновь обеспечить соблюдение указанных ограничений, запретов и требований.

Изменения предлагаются в ряд профильных законов, они коснутся судей, сенаторов и депутатов Госдумы, генпрокурора РФ и прокурорских работников, сотрудников таможни, военнослужащих, лиц, замещающих госдолжности субъектов РФ, членов избиркомов с правом решающего голоса, главы и служащих Банка России, глав муниципальных образований и местных администраций, депутатов заксобраний и выборных органов местного самоуправления, государственных гражданских и муниципальных служащих. Также их действие предлагается распространить на заместителя председателя и секретаря Совета Безопасности, главу и сотрудников СК РФ, сотрудников ОВД, на председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты, уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ, сотрудников федеральной противопожарной службы, послов и постпредов РФ при международных организациях, финансовых уполномоченных и других. Аналогичные положения вводятся в отношении работников госкорпораций, госкомпаний и государственных внебюджетных фондов.

«Речь идет ни в коем случае не о том, чтобы освободить кого-то от уголовной ответственности за сами непосредственно коррупционные нарушения, если они будут выявлены: это вопрос, который уходит в суды.

А вопросы, которые касаются второй стороны, — создания среды, противодействующей коррупции, — они будут уходить в комиссию, там будут принимать решение», — подчеркнул замминистра юстиции Андрей Логинов, представляя законопроект депутатам.

Ответственность депутата государственной думы российской федерации: некоторые вопросы реализации

УДК 342

Юридические науки

Галайда Рина Владимировна

Научный руководитель: Тепляшин П.В., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического института СФУ.

Ключевые слова: ДЕПУТАТ; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА; ПРАВОВОЙ СТАТУС; DEPUTY; RESPONSIBILITY; STATE DUMA; LEGAL STATUS.

Аннотация: В статье рассматривается ответственность депутатов Государственной Думы. Отличие ответственности депутатов Государственной Думы, а также особенности правового статуса депутата Государственной Думы.

На современном этапе развития российской избирательной системы можно говорить о наличии не только законодательной базы, соответствующей общепринятым демократическим стандартам и регулирующей избирательные процедуры, но и о работающей на постоянной основе системе избирательных комиссий, профессионально занимающихся вопросами проведения выборов и референдумов.

Нельзя обойти вниманием то, что Россия в некотором роде превосходит государства, имеющие многолетний опыт проведения демократических выборов: в Российской Федерации приняты и действуют законы, не имеющие аналогов в зарубежной электоральной практике.

Речь о том, что политическим партиям, допущенным к распределению мандатов в Государственной Думе, предоставлены гарантии равного освещения их деятельности на государственных общедоступных теле- и радиоканалах в межвыборный период.

Соответствующим образом обеспечены гарантии эфирного равенства партий, представленных в законодательных собраниях регионов России[2].

Правовой статус депутата Государственной Думы является одним из видов особого статуса, который предоставляется отдельным категориям граждан в силу особенностей их деятельности и правового статуса.

Этот статус имеет свою специфику: дополнительные права, обязанности, ответственность, гарантии, предусмотренные законодательством, что отличает депутата Государственной Думы от других государственных служащих.

В настоящее время деятельность депутата Государственной Думы широко обсуждалась. Законность деятельности депутатов, осуществляет свои полномочия и гарантии, предоставленные им законом, в связи с их позиции часто обсуждаются в СМИ и среди граждан, что определяет актуальность вопроса о правовом статусе парламентария.

Депутаты Государственной Думы играют важную роль в системе российского парламентаризма, поскольку выполняют функции издания законов и представления народа в органах государственной власти.

Что касается ответственности депутатов Государственной Думы, следует отметить недостаточное регулирование ответственности парламентариев законодательством Российской Федерации.

В законодательстве Российской Федерации названы только две меры дисциплинарной ответственности депутатов Государственной Думы и нет отдельного перечня условий привлечения парламентариев к ответственности.

Это также очень сложный механизм привлечения депутатов Государственной Думы к административной и уголовной ответственности.

В 2018 году Следственным комитетом принято свыше 800 решений об уголовном преследовании этих лиц.

Так, привлекались к уголовной ответственности около 600 депутатов и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 19 депутатов законодательных органов субъектов РФ, 29 членов избирательных комиссий, шесть судей и 100 следователей различных ведомств, из них, к сожалению, 15 сотрудников СК [2].

Право направления ходатайства о лишении депутатов Государственной Думы неприкосновенности для последующего преследования имеет только Генеральный прокурор Российской Федерации, а лишение неприкосновенности осуществляется только соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации [4, С. 15].

Следует отметить, что на данный момент институт конституционно-правовой ответственности депутатов Государственной Думы недостаточно развит. Полагаем, что данная форма конституционно-правовой ответственности подлежит определенной ревизии.

Так, необходимо дополнить законодательство более конкретными нормами относительно оснований, условий и порядка привлечения парламентариев к ответственности, а также ввести негативных последствий, вызванных данной формой юридической ответственности.

При этом, целесообразно дополнить федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» отдельными положениями, которые могут содержать дополнительные гарантии самого депутата в случае его непосредственного привлечения к конституционной ответственности.

Также юридической науке и законодателю следует обратиться к необходимости создания организационно-правовых возможностей участия в процессе привлечения депутата к ответственности российской общественности в лице, например, Общественной палаты РФ.

Читайте также:  Статья 18. Социальная поддержка сотрудников органов федеральной службы безопасности

В данном вопросе стоит задуматься над разработкой и принятием Типового регламента, закрепляющего правовую технологию участия общественных структур в механизме отстранения депутата Государственной Думы РФ от должности и дальнейшим привлечением к конституционно-правовой ответственности.

Из вышесказанного можно сделать обобщающий вывод о том, что депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия на основе прав, обязанностей, ограничений и обязанностей, закрепленных в конституционном законодательстве.

Парламентариям гарантируется наиболее эффективное осуществление их полномочий. Законодательство о конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы не является полным и требует доработки, но на данном этапе охватывает широкий круг вопросов правового статуса парламентариев [1].

Таким образом, депутаты Государственной Думы играют значительную роль в системе российского парламентаризма, что обусловлено их правовым статусом, наличием особых прав, обязанностей и гарантий, которыми не обладают другие субъекты конституционного права.

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства.

Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской.

Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Ответственность депутата Государственной думы наступает в особом порядке. Наличие специальных правил для парламентариев связано с достаточно высоким статусом этих лиц. По своей сути, иммунитет предусматривает максимальную защиту служащих при осуществлении ими своей деятельности.

Между тем, по смыслу конституционных положений, неприкосновенность парламентария не означает, что привлечь депутата к административной ответственности или вменить ему наказание по УК нельзя совсем.

Для наложения соответствующих санкций должен быть доказан факт совершения нарушения не при исполнении своих обязанностей. Расширительное толкование неприкосновенности привело бы к искажению публично-правовой природы иммунитета и трансформацию его в индивидуальную привилегию.

Соответственно, это означало бы, с одной стороны, исключение из Конституции РФ принципа равенства всех субъектов перед законом, а с другой – ущемление прав потерпевших вследствие злоупотребления властными полномочиями [3].

В этой связи, хотя и с оговорками, допускается проведение судопроизводства на этапе предварительного следствия или дознания либо производства по административному нарушению до вынесения решения о передаче собранных по делу материалов в суд на основании положений УК, УПК, КоАП без получения согласия нижней палаты.

Следственные мероприятия в отношении парламентариев должны выполняться под непосредственным контролем Генпрокурора. Именно это должностное лицо вносит в высший законодательный орган представление о лишении члена нижней палаты неприкосновенности.

Если Государственная Дума Российской Федерации, рассмотрев ходатайство, не примет соответствующее решение большинством, то вопрос о предании его суду будет снят. Для начала разбирательства необходимо согласие законодательного органа.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 № 34-П [5] содержит указание на такую специальную меру конституционно-правовой ответственности депутата Государственной Думы как досрочное прекращение полномочий и утрата статуса вследствие нарушения принципа несовместимости.

Конституционный Суд РФ отмечает, что «поскольку ответственность за нарушение депутатом Государственной Думы конституционного запрета на занятие другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, конкретизированного положениями пункта «в» части первой статьи 4 и пунктов «б», «в», «г» части второй статьи 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», представляет собой особую разновидность конституционно-правовой ответственности, проверка обстоятельств, связанных с предполагаемым правонарушением, возможна в рамках проведения соответствующим комитетом Государственной Думы (или специально созданной для этого комиссией) парламентского расследования и слушаний в заседании Государственной Думы».

Привлечение к административной ответственности депутата, совершившего проступок не при исполнении им своих обязанностей, а также вменение ему наказания за преступление, предусмотренное УК, допускается только по особым правилам.

Парламентарии должны соблюдать положения, содержащиеся в законодательстве. Конституционная ответственность депутата РФ, как правило, имеет нравственный и политический характер.

Парламентарии обязаны соблюдать нормы этики. Ответственность депутата за их нарушение предусматривается в Регламенте представительного органа. Парламентарии обязаны предъявлять декларации о доходе и сведения об имуществе, находящемся у них в собственности. Данные о нарушениях, обнаруженных при проверке документов ФНС, публикуются в «Ведомостях ФС».

Список литературы

  1. Гребенюк В.В. Мандат депутата Государственной Думы РФ в системе народного представительства современной России: вопросы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. — 2017. — № 4. — С. 55 — 60.
  2. Скрябина А. В. Проблемы деятельности Государственной Думы как основного субъекта законодательного процесса [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 1-5.
  3. Слесарев С.А. Государственная Дума // СПС КонсультантПлюс. 2018.
  4. Ширшиков В. В. Государственные решения в системе законодательной власти Российской Федерации // Право и современные государства. 2017. № 1. С. 15–19.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 № 34-П «По делу о проверке конституционности положений пункта «в» части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 3, 2013.

Ответ мандатом: Госдума уточнила меры ответственности депутатов

  • Москва, 15 октября 2019, 15:54 — REGNUM Пакет постановлений о дополнительных полномочиях комиссии по мандатным вопросам приняла Госдума, передает корреспондент ИА REGNUM 15 октября.
  • Предлагается уточнить полномочия Комиссии по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Госдумы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, а также закрепить порядок принятия решений о применении к депутату мер ответственности за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей.
  • Комиссию возглавляет депутат Госдумы Отари Аршба («Единая Россия»).

«Если нарушение совершено впервые — депутату будет объявлено предупреждение, за повторное нарушение он может быть лишен руководящей должности — в комитете или во фракции. И эта информация будет полностью открыта для граждан — размещена на официальном сайте Госдумы и в «Парламентской газете», — сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Таким нарушением может стать непринятие действий по предотвращению конфликта интересов или разглашение служебной информации, перечислил он.

«Если мы говорим об ответственном отношении к своим обязанностям, то необходимо начинать с себя», — подчеркнул Володин.

История вопроса

Государственная дума РФ – нижняя палата Федерального Собрания — наряду с Советом Федерации РФ является высшим представительным и законодательным органом власти. Седьмой созыв Госдумы был избран 18 сентября 2016 года сроком на пять лет, до сентября 2021 года. Впервые с 2003 года она прошли по смешанной системе – 225 депутатов прошли по партийным спискам, еще 225 были избраны по одномандатным округам. В Госдуму прошли депутаты шести партий, сформировано четыре фракции – получившая конституционное большинство «Единая Россия» (343 мандата), КПРФ (43 мандата), ЛДПР (39 мандатов) и «Справедливая Россия» (23 мандата). Еще два парламентария представляют партии «Родина» и «Гражданскую платформу» и во фракции не вошли. Первое пленарное заседание состоялось 5 октября 2016 года. Председателем Госдумы стал Вячеслав Володин. Сформировано 26 комитетов.

Сюжет включает новости работы нижней палаты парламента – как законотворческой, так и представительной деятельности, в том числе в международных межпарламентских организациях. В сюжет включены также комментарии отдельных депутатов по тем или иным актуальным вопросам.

Ссылка на основную публикацию