Как ИП встать на учет в налоговую и ФСС — советы юриста

Каждый ИП, использующий наёмных сотрудников, должен стать на учёт в качестве работодателя в Фонде социального страхования (ФСС). Регистрация ИП в ФСС представляет собой определённую процедуру, во время прохождения которой у бизнесменов всегда появляется большое количество вопросов.

В этой статье рассмотрены вопросы, связанные с постановкой на учёт ИП в Фонде социального страхования в 2019 году. Как ИП встать на учет в налоговую и ФСС - советы юриста

Регистрация ИП в ФСС в 2019 году — заявление и иные документы

Бизнесмен, который нанял сотрудников, должен стать страхователем в региональном отделении ФСС во время возникновения следующих ситуаций:

  • краткосрочной нетрудоспособности у сотрудника;
  • в связи с уходом работника в декрет (ФЗ от 31 декабря 2014 года № 255);
  • при возникновении травмоопасного инцидента на производстве и недуга служащего по найму на рабочем месте (ФЗ от 30 сентября 2015 года № 125).

При регистрации в качестве работодателя, ИП должен подать заявление в отделение ФСС по месту прописки в срок не позднее 30 календарных дней:

  • со дня подписания первых трудовых договоров со служащими по найму;
  • со дня подписания контрактов, в которых прописана обязанность бизнесмена заплатить страховые взносы на обязательное страхование от возникновения различных инцидентов на предприятии и появления недугов, связанных с трудовой деятельностью, за наёмный персонал (Порядок № 959, который утверждён в Постановлении № 27 от 23 марта 2004 года).

https://youtu.be/5VUhr42oPH4 Кроме заявления, ИП должен предоставить копии следующих документов (Порядок № 202н):

  • паспорта (основной страницы и разворота с пропиской);
  • трудовых договоров с сотрудниками (один экземпляр), а также копии паспорта служащих по найму, СНИЛС, ИНН, трудовые книжки либо копии трудовых книжек работников;

Если заявление и необходимый пакет документов ИП подаёт сам, копии оригиналов он может заверить у специалистов этого Фонда. Не позднее 3 рабочих дней ИП будет успешно зарегистрирован в этом учреждении и получит следующие документы:

  • извещение, в котором сообщается о постановке ИП на учёт в качестве работодателя;
  • в некоторых случаях: извещение о размере страховых взносов, которые нужно выплатить от возникновения травмоопасного случая на предприятии и недугов служащих по найму, связанных с профессиональной деятельностью.

Как ИП встать на учет в налоговую и ФСС - советы юриста

Срок постановки на учёт

С 2019 года регистрация бизнесмена в качестве работодателя в Фонде социального страхования проходит в срок не позднее 10 дней с даты оформления рабочих отношений с подчинёнными.

Если при регистрации срок подачи документов нарушен бизнесменом, то налоговая инспекция выписывает ему следующие размеры штрафов:

  • нарушение срока — 5 000 рублей;
  • 90 дней и более  — 10 000 рублей.

Также ИП, который подписал трудовой договор с сотрудником, может быть оштрафован за ведение бизнеса без регистрации в качестве работодателя в ФСС.

Размер штрафа за несоблюдение этого требования рассчитывается по формуле: 10% от фонда заработной платы (ФОТ), которая начислена служащим по найму, но не менее 20 000 рублей.

Кроме штрафа, ИП должен уплатить в бюджет взносы и начисленные пени. В этом случае предпринимателю целесообразно в срок выполнить все предписанные законом требования, а в случае его несоблюдения по уважительной причине нужно предоставить подтверждающий это список деловых бумаг.

Если предприниматель работает один, не нанимая никого на работу, то регистрация в ФСС ему не требуется.

  • ipmaster
  • Распечатать

Регистрация ИП в фонде социального страхования в 2021 году

Если индивидулаьный предприниматель работает без наемных сотрудников, то ему не обязательно регистрироваться в Фонде социального страхования (ФСС).

ИП может встать на учет добровольно, чтобы иметь право на получение декретных и больничных выплат из соцстраха. Обязательно зарегистрироваться в ФСС нужно только после принятия на работу работников. На это дается 30 дней с даты заключения первого трудового договора.

Отправить пакет регистрационных документов можно, обратившись лично в ФСС, через МФЦ или портал Госуслуг.

Если вы приняли на работу хотя бы одного сотрудника, обязательно нужно встать на учет в ФСС в качестве работодателя.

1. ИП без работников

Если вы ведете деятельность без сотрудников, регистрация в ФСС не обязательна. Но вы можете встать на учет добровольно. Это наложит на вас обязанность по уплате страховых взносов, но и даст право на получение больничных и декретных выплат за счет ФСС.

Для добровольной регистрации в ФСС нужно представить следующие документы:

  • заявление о регистрации в качестве страхователя — физического лица;
  • паспорт;
  • свидетельство о государственной регистрации, если предприниматель зарегитсрирован до 2017 года, или лист записи ЕГРНИП, если после;
  • ИНН.

С оригиналов документов сотрудники сами сделают копии и заверят их надлежащим способом.

Подать документы можно лично, обратившись в отделение ФСС по месту вашего жительства. Также вы можете подать документы через МФЦ или электронно через портал госуслуги.

В течение трех дней Фонд поставит вас на учет и вышлет уведомление о регистрации в качестве лица, добровольно вступившего в отношения по социальному страхованию. Уведомление высылается на электронную почту в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью ФСС. Если вы хотите получить бумажный вариант, нужно подать отдельное заявление.

С момента регистрации вы обязаны уплачивать взносы с удобной для себя периодичностью (раз в месяц, квартал или год). Главное уплатить всю годовую сумму не позднее 31 декабря.

2. Регистрация ИП в качестве работодателя

Заключив первый трудовой договор, индивидуальный предприниматель обязаны зарегистрироваться в ФСС в качестве страхователя. Сделать это надо в течение 30 дней с момента заключения договора. Просрочка до 90 дней грозит штрафом в 5000 рублей, более длительная просрочка наказывается штрафом до 10000 рублей.

Важно: Встать на учет как работодатель придется и при заключении договора гражданско-правового характера (ГПХ). Но при условии, что именно предприниматель указан в нём плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Чтобы встать на учет в качестве страхователя в 2021 году, надо представить следующие документы:

  • заявление (можно заполнить сразу в ФСС, МФЦ или электронно на сайте госуслуги),
  • нотариально удостоверенную копию паспорта;
  • лист записи ЕГРНИП;
  • свидетельство о государственной регистрации, если предприниматель зарегитсрирован до 2017 года;
  • ИНН;
  • копии трудовых книжек сотрудников или копии трудовых договоров;
  • копия гражданско-правового договора, где плательщиком взносов числится ИП;
  • доверенность, если документы за вас подает ваш представитель.

Вы можете принести все документы в оригиналах (если лист записи ЕГРИП прислали вам по электронной почте), и сотрудники ФСС сами сделают копии и заверят их.

Трудовые и ГПХ договоры, а также трудовые книжки вы имеет право заверить самостоятельно. Для этого надо на копии сделать запись «Копия верна. ИП ФИО и ваша подпись». Печать тоже нужна, если она у вас есть.

Подавать документы нужно в отделение ФСС по месту вашей прописки. В заявлении можете указать, как вам удобнее получить уведомление о регистрации: лично или по почте.

Можете подать документы через МФЦ. Список документов тот же. Но все документы (копия паспорта, ЕГРИП и выписка) должны быть заверены у нотариуса, а трудовые договоры и трудовые книжки можете заверить сами. Сотрудники МФЦ заверять копии не имеют права.

Можете подать документы электронно через портал госуслуги:

К электронному заявлению следует приложить постраничные скан копии документов — каждый лист должен быть отдельным файлом. Далее следите за статусом вашего заявления, так как о результатах ФСС сообщит через сообщение на портале.

По итогам регистрации (независимо от способа подачи) ФСС внесет ваши данные в базу страхователей и вышлет на ваш e-mail уведомление о постановке на учет с регистрационным номером. Кроме того, в уведомлении будет информация:

  • о классе риска вашей основной деятельности,
  • о размере страховых взносов,
  • о сроках и реквизитах для уплаты страховых взносов.

Если вы подавали документы через МФЦ, тогда уведомление следует получать также в МФЦ.

4. Стоимость и сроки регистрации

Госпошлину за постановку на учет в ФСС платить не нужно.

При подаче документов сразу в ФСС, вас поставят на учет в течение 3 дней и вышлют соответствующее уведомление на электронную почту. При подаче документов через госуслуги или МФЦ придется подождать немного больше — до 5 рабочих дней. Это связано с работой системы, которой нужно время на обработку, сортировку и отправку документов.

Как ИП встать на учет в налоговую и ФСС - советы юриста

Открываете ИП? Подготовьте документы бесплатно, быстро и без ошибок.

Введите свои данные в специальную форму и получите готовые документы, заполненные в соответствии с требованиями ФНС. Также вы получите инструкцию по подаче. Это быстро, надежно и бесплатно. Останется скачать и распечатать.

Читайте также:  Статья 96. Предъявление чека к платежу и удостоверение неоплаты чека

Регистрация ИП в фонде социального страхования в 2021 году

Индивидуальный предприниматель в 2021 году обязан зарегистрироваться в Фонде социального страхования, если у него есть хотя бы один работник. Встать на учет и платить страховые взносы также можно добровольно — это даст право на выплаты по больничным и декретным отпускам.

Если у вас есть хотя бы один работник, за него нужно платить взносы в Фонд социального страхования (ФСС).

Зарегистрироваться в качестве работодателя обязательно в течение месяца с момента найма первого сотрудника, за пропуск этого срока грозит штраф.

Встать на учет добровольно и уплачивать взносы за себя можно в любой момент. Подать документы можно через территориальное отделение Фонда, портал госуслуг или МФЦ.

1. В каких случаях регистрация в ФСС обязательна

Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в ФСС в следующих случаях:

  • При заключении трудового договора;
  • При заключении гражданско-правового договора, в котором указано, что страховые взносы за работника платит работодатель (то есть, ИП). Это может быть договор оказания услуг, подряда, авторский и т.п.

Встать на учет в ФСС нужно в течение 30 дней с момента подписания договора. Для этого нужно подать документы в Фонд любым удобным способом. За нарушение срока регистрации установлен штраф от 5 000 руб. (при просрочке до 90 дней) до 10 000 руб. (при просрочке от 91 дня).

Как ИП встать на учет в налоговую и ФСС - советы юриста

Планируете открыть ИП?

Подготовьте документы автоматически

Введите свои данные в специальную форму и получите уже заполненные документы с инструкцией по их подаче. Это быстро, надежно и бесплатно.

Получить документыПодробнее

2. Зачем предпринимателю добровольно регистрироваться в ФСС

Если у вас нет работников, вы не обязаны регистрироваться в ФСС. Однако взносы можно уплачивать и за себя, в таком случае вы сможете получать от фонда выплаты по больничным и декретным отпускам.

Конкретные сроки добровольной регистрации законом не установлены, вы можете встать на учет в любой момент ведения предпринимательской деятельности. Нужно только начать уплачивать взносы до 31 декабря того года, в котором вы встали на учет в Фонде.

Периодичность перечисления взносов вы также выбираете самостоятельно: раз в месяц, квартал или год.

3. Какие документы нужны для регистрации

Для добровольной регистрации ИП в ФСС подготовьте:

  • Копию паспорта (основную страницу и информацию о прописке),
  • Заявление,
  • Копия ИНН, ОГРНИП — не обязательные документы, но вы можете приложить их к заявлению.

Для регистрации предпринимателя в ФСС в качестве работодателя понадобятся:

  • Копия паспорта (страницы с личными данными и пропиской);
  • Заявление;
  • Копия ИНН;
  • Свидетельство о регистрации ИП;
  • Выписка из ЕГРИП;
  • Копия трудовой книжки работника;
  • Копия договора с работником (гражданско-правового или трудового).

Учтите правила заверения документов:

  • Договоры и трудовые книжки вы можете заверять самостоятельно;
  • Если вы приносите документы лично и в оригинале, копии заверит сотрудник отделения ФСС;
  • Если документы подает представитель, копии документов, а также вашу подпись на заявлении заверяет нотариус.

4. Сроки и способы подачи документов

Зарегистрироваться в ФСС вы можете одним из следующих способов:

  • В территориальном отделении ФСС (по месту прописки). Срок регистрации составит 3 дня;
  • В МФЦ. Не все центры оказывают такую услугу, поэтому заранее уточните в выбранном МФЦ, примут ли они документы для регистрации в ФСС. Срок регистрации увеличится на время, необходимое для отправки документов в Фонд;
  • Через портал госуслуг. Срок регистрации — 5 дней.

При постановке на учет ФСС внесет данные о вас в реестровую базу страхователей и присвоит регистрационный номер. Вы получите уведомления о постановке на учет, о размере страхового взноса и о классе риска. При подаче заявления вы можете выбрать, как вам удобнее получить уведомления — лично или по почте.

Подробнее: Регистрация ИП в ПФР

Регистрация ИП в Фонде социального страхования (ФСС)

Если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность без сотрудников, регистрация в ФСС осуществляется добровольно. Все меняется, как только предприниматель нанимает сотрудников. Тогда регистрация в ФСС становится обязательной. Если этого не сделать, будет штраф.

1. Обязательная регистрация ИП в ФСС

В 2021 году предприниматель обязан встать на учет в ФСС сразу после заключения договора с наемным работником. На это ему дается 30 календарных дней. За просрочку предусмотрены штрафы.

Регистрироваться придется не только при заключении трудового договора. Некоторые гражданско-правовые отношения также предусматривают регистрацию в ФСС: если в договоре есть об этом отметка.

2. Регистрация в ФСС по желанию ИП

Если ИП работает без сотрудников, он может не регистрироваться в ФСС. По желанию ИП может встать на учет и платить взносы за себя на случай болезни или декретного отпуска.

Отчислять взносы индивидуальный предприниматель может в удобной для него форме: раз в месяц, квартал или год. Необходимо начать уплачивать взносы до 31 декабря.

Регистрация ИП в Пенсионном фонде РФ в 2021 году

3. Документы для регистрации ИП в ФСС

Для добровольной регистрации индивидуального предпринимателя в ФСС понадобятся следующие документы:

  • Паспорт и копии его страниц — только при личной подаче,
  • Заявление о добровольном страховании по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 22 апреля 2019 г. № 216.

Для обязательной регистрации ИП в Фонде социального страхования как работодателя документов потребуется больше.

Так, чтобы ИП встать на учет в ФСС в качестве страхователя, если заключен трудовой договор с работником, понадобятся документы:

  • Паспорт и копии его страниц — только при личной подаче,
  • Заявление о регистрации в качестве страхователя-физ. лица по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 22 апреля 2019 г. № 215,
  • Копии трудовых книжек работников или трудовых договоров.

При заключении гражданско-правового договора, предусматривающего выплату социальных взносов, нужны такие документы:

  • Паспорт и копии его страниц — только при личной подаче,
  • Заявление о регистрации в качестве страхователя-физ. лица по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 22 апреля 2019 г. № 214,
  • Копии гражданско-правовых договоров с работниками-физ. лицами,
  • Справка из банка об открытии банковского счета (если на момент подачи заявления такой счет есть у ИП).

По желанию ИП может предоставить копию свидетельства о постановке на учет в налоговой и копию свидетельства о регистрации в качестве ИП. Документы за предпринимателя может подать его представитель, тогда потребуется нотариально заверенная доверенность.

Регистрация ИП в качестве страхователя в 2021 году бесплатна. Уплачивать госпошлину не нужно.

Как ИП встать на учет в налоговую и ФСС - советы юриста

Готовитесь открыть ИП? Скачайте все документы быстро и бесплатно

Сформируйте пакет регистрационных документов через наш бесплатный сервис. Внесите свои данные в простую форму, следуя подсказкам системы, и получите через 15 минут пакет готовых документов и инструкцию по их подаче.

4. Способы подачи документов и сроки регистрации в ФСС

Зарегистрироваться в ФСС можно тремя способами:

  • при обращении в сам фонд
  • через портал Госуслуги
  • через МФЦ

При подаче документов напрямую в ФСС, вам понадобятся оригиналы документов. Копии заверяют сами сотрудники. Выбирать надо отделение по месту прописки. В заявлении необходимо указать способ получения регистрационных документов — лично или письмом. Регистрация займет 3 дня.

Чтобы зарегистрироваться через МФЦ:

  • запишитесь на прием
  • подготовьте нужные документы
  • подойдите к назначенному времени
  • получите расписку, что вы сдали документы

Чтобы подать заявление онлайн, понадобится регистрация на Госуслугах. После авторизации на портале выполните следующие действия:

  • выберите вкладки Каталог услуг — Органы власти — Фонд социального страхования РФ — Территориальные органы и подведомственные организации
  • далее найдите свое отделение по прописке
  • выберите основание для регистрации — заключение договора с работником или добровольное страхование ИП
  • нажмите «получить услугу»
  • заполните поля формы
  • приложите сканы документов, каждую страницу отдельным файлом
  • отправьте заявление
  • отслеживайте статус заявления в личном кабинете
  • вас уведомят, если обнаружат какие-то ошибки

Регистрация через Госуслуги занимает 3 рабочих дня, а через МФЦ — больше, дополнительное время требуется на пересылку документов.

По окончании регистрации вы получите уведомление о постановке на учет с регистрационным номером и уведомление о размерах страховых взносов

Нововведения при регистрации страхователей в ФСС | Контур.НДС+

Как ИП встать на учет в налоговую и ФСС - советы юриста

С 25 июля 2020 года вступили в силу новые правила при регистрации или снятии с учёта страхователей ФСС. Так, для уполномоченных лиц станет обязательным предъявление паспорта.

Читайте также:  Статья 17. обеспечение инвалидов жильем

С 2021 года индивидуальные предприниматели, предоставившие сведения по форме СЗВ-ТД в Пенсионный фонд РФ, могут не предоставлять заверенные копии трудовых книжек и договоров. Это лишь несколько изменений, который вступят в силу в ближайшее время.

Обязательная регистрация страхователей

Обязательной регистрации в Фонде социального страхования подвергаются:

  • обособленные подразделения предприятий, при условии, что у них ведётся отдельный учет и имеется свой лицевой счет. Производится самостоятельное начисление и выплата вознаграждения сотрудникам
  • физические лица, которые заключили договор с работником
  • физические лица, уплачивающие страховые взносы с договора ГПХ, согласно которому будут осуществляться работы и оказываться услуги

Новые требования устанавливают обязательное предоставление документов, удостоверяющих личность и полномочия, для уполномоченного представителя организации при регистрации обособленного подразделения.

Порядок снятия с учёта индивидуального предпринимателя

По существующим положениям снятие с учёта ИП, который добровольно встал на учёт в органы ФСС, происходит в случаях:

  • если за соответствующий календарный год имеет место неуплата суммы начисленных страховых взносов до 31 декабря текущего года
  • страхователь в добровольном порядке обращается в фонд с необходимым заявлением

По новым требованиям индивидуальный предприниматель может быть снят с учёта, если его деятельность прекращена, и об этом имеется соответствующая запись в ЕГРИП. Датой прекращения взаимоотношений ИП с фондом будет являться дата завершения деятельности. В этом случае обращаться в ФСС с заявлением не нужно, фонд сам снимет страхователя с учёта.

Если же индивидуальный предприниматель хочет подать соответствующее заявление в фонд, то он может это сделать в письменной или электронной форме.

Если документы будут направляться по средствам почтового отправления, то обязательным является наличие копии документа, удостоверяющего личность (паспорта).

Если заявление подается страхователем через единый портал в электронной форме, то предоставление паспорта не нужно.

К заявлению о снятии с учёта, подаваемое уполномоченным представителем, необходимо обязательное наличие паспорта последнего.

Изменения, начинающие своё действие с 2021 года

Нововведениям подвергнется и система регистрации (снятия с учёта) в отношении физических лиц, которые сдали форму СЗВ-ТД в Пенсионный фонд РФ до постановки (снятия) на учёт в Фонд социального страхования.

На сегодняшний день для постановки на учёт индивидуальному предпринимателя необходимо предоставить в территориальный ФСС:

  • заполненную форму заявления
  • копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность
  • копию трудовых книжек или договоров, заключенных с сотрудниками

С 2021 года физическое предоставление трудовых книжек или договоров с работниками упраздняется, при условии, что ИП предоставил отчет СЗВ-ТД в Пенсионный фонд РФ.

Когда сотруднику нужно выдать бумажную трудовую книжку

Информацию о том, что отчет по форме СЗВ-ТД предоставлен в ПФР, а также наличие трудовых взаимоотношений с сотрудниками необходимо отразить в заявлении на регистрацию в ФСС.

Точно такие же сведения нужно будет указать если индивидуальный предприниматель планирует прекратить свою регистрация в ФСС, т.е. сняться с учёта. Если отчет СЗВ-ТД сдан в ПФР до обращения в ФСС, то предоставлять сведения, подтверждающие расторжение трудовых договоров с сотрудниками, не потребуется.

Постановка на учет в ПФР и ФСС индивидуального предпринимателя как работодателя

Индивидуальный предприниматель (ИП) как только принял на работу сотрудников становится работодателем и обязан встать на учет в ПФР и ФСС в качестве работодателя.

Мы можем помочь ИП сразу после принятия на работу сотрудника зарегистрироваться в качестве работодателя в пенсионном фонде и фонде социального страхования.

Необходимость по регистрации ИП в качестве работодателя также распространяется на адвокатов, нотариусов и иных физических лиц впервые принявших сотрудников на работу.

Стоимость от 3000 рублей

Заказать регистрацию ИП в качестве работодателя

Какой срок постановки на учет в качестве работодателя

Срок в течении которого ИП обязан встать на учет в качестве работодателя начинается с момента заключения трудового договора с работником и составляет для ПФР 30 дней, а для ФСС 10 дней.

Если в нужный срок не успели сдать документы, то за нарушение сроков выписывается штраф на предпринимателя в размере 5000 рублей за каждый фонд.

Состав услуг при регистрации на учет в качестве работодателя

  • Подготовка трудового договора, приказа о приеме на работу, осуществление записей в трудовую книжку для каждого работника
  • Составление заявлений и необходимых документов для подачи в ФСС и в ПФР
  • Сдача курьером и получение регистрационных документов из ФСС и ПФР

Как правило, срок получения документов занимает — 5 рабочих дней.

В качестве дополнительной услуги предлагаем формирование и сдачу ежеквартальной отчетности во внебюджетные фонды по сотрудникам предприятия.

Список документов

Как ИП встать на учет в налоговую и ФСС - советы юриста
Здесь вы найдете полный список документов необходимый для подготовке к регистрации ИП, адвоката, нотариуса и иных физических лиц в качестве работодателя.

  • Паспорт работодателя, первый лист и лист с пропиской
  • ИНН работодателя
  • Свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
  • Лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности для нотариуса, детектива (при наличии)
  • Удостоверение адвоката (при наличии)
  • СНИЛС свидетельство Пенсионного фонда работодателя
  • Выписки из ЕГРИП предпринимателя
  • Уведомление об открытии расчетного счета предпринимателем (при наличии)
  • Паспорт нанимаемого работника, первый лист и лист с пропиской
  • ИНН работника
  • СНИЛС свидетельство Пенсионного фонда работника
  • Трудовая книжка работника (при наличии)

Заполните форму заказа и мы свяжемся с Вами в ближайшее время. И конечно же услышать ответ на свой вопрос Вы можете позвонив по телефонам: +7 (926) 556-00-37, +7 (495) 532-89-69

Что ждет ИП после регистрации

Регистрация ИП – это старт вашего бизнеса. Но не стоит забывать, что вместе с бизнесом стартует и целый ряд ваших обязанностей перед государством — сдача отчетов, уплата налогов и т.д.

Каждый предприниматель обязан стоять на учете в ПФР. Самостоятельно вставать на учет сейчас не нужно, все необходимые сведения Пенсионный фонд непосредственно получает от налоговой инспекции. Однако вам необходимо получить уведомление из ПФР о регистрации.

С Фондом обязательного медицинского страхования действовать надо аналогично.

Регистрации в ПФР и ФФОМС достаточно для ИП, которые не имеют работников. Если же у вас есть работники (хотя бы один), то вы должны встать на учет в Фонд социального страхования.

На этот учет вам необходимо встать в течение 30 дней после того, как вы подпишите трудовой договор или гражданско-правовой договор со своим первым работником.Это необходимо делать, так как вы как работодатель обязаны платить за своего работника взносы на случай его травматизма.

По желанию, вы можете платить эти взносы и за себя. Если есть такое желание, то необходимо написать в ФСС соответствующее заявление.

Став ИП и реально планируя запустить свой бизнес, вы должны уведомить соответствующие государственные контрольные органы. Но уведомлять надо лишь в том случае, если ваш вид деятельности попадает под это требование.

Одним словом, обязанность избирательная.

Кроме уведомления, вам необходимо помнить, что определенные виды деятельности разрешены лишь при условии лицензирования.

Если ваша деятельность должна иметь лицензию, то вы обязаны ее получить.

Также есть ряд услуг и товаров, которые должны соответствовать ГОСТу или техническому регламенту. Соответствие подтверждается сертификатом. Если это требование касается вашего бизнеса, то именно вы обязаны получать эти сертификаты. Подробнее об этом следует читать на сайте Роспромтеста.

Четвертым шагом после регистрации ИП мы считаем открытие расчетного счета. Но это не обязанность ИП, так как закон разрешает работать и без счета, и по своему текущему счету, однако, это имеет ряд ограничений и неудобно для бизнеса. Если вы хотите эффективно развивать свое дело, то банковский расчетный счет вам просто необходим.

Банк вы выбираете по собственному усмотрению и из интересов своего бизнеса. Но напомним, что клиенты Совкомбанка могут пользоваться овердрафтом с первого дня открытия расчетного счета. Также такие клиенты могут получить кредит именно как ИП.

Не так давно у ИП появилась еще одна обязанность — работать с применением кассового аппарата. А это означает, что вам необходимо его купить и поставить на учет.

Кассовый аппарат может быть не любой, он должен в режиме реального времени через Интернет передавать данные обо всех продажах в налоговую инспекцию.

Такую онлайн-кассу можно выгодно купить и через Совкомбанк. Вместе с совкомкассой вы приобретаете и сопровождение к ней.

После открытия ИП, вы обязаны платить страховые и медицинские взносы. Есть фиксированные взносы в ПФР и ФФОМС, размер которых устанавливается законодательно. Оплатить эти взносы необходимо до 31 декабря года, за который вы платите. Платить можно частями, можно одним платежом сразу, закон это никак не регулирует. Важно, чтобы в итоге весь взнос был уплачен полностью.

Читайте также:  Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

А есть взнос в ПФР в размере 1% от вашей годовой выручки. Но этот взнос платят лишь те ИП, чья выручка превышает 300 тысяч. Этот взнос платится до 2 апреля года, следующего за расчетным.

Страховые взносы платятся даже в том случае, если у вас не было выручки.

После открытия ИП вы также обязаны сдавать все необходимые отчеты и вести бухгалтерию, пусть и в облегченном варианте. Помните, что учитывать надо каждое действие в бизнесе, поэтому не теряйте договора, акты, накладные, платежные документы и т.д. В конце года обычно сдаются бухгалтерские отчеты.

Для клиентов Совкомбанка есть приятные сервисы, облегчающие эту отчетность. Во-первых, есть сервис «Мое дело», который имеет абонентскую плату. Во-вторых, есть бесплатные сервисы по автоматическому расчету налогов и налоговый календарь.

В пункте №8 указана самая главная обязанность каждого ИП — уплата налогов. Размер вашего налога зависит от выбранной вами системы налогообложения.

Самая любимая у ИП — упрощенная система налогообложения (УСН), где можно платить 6% со всего дохода или 15% с дохода, уменьшенного на величину бизнес-расходов. Вариант «Доход» или «Доход минус расход» выбирается сразу, и все налоги потом платятся именно по выбранной системе. Налоговая декларация на этой системе сдается один раз.

Также часто ИП выбирает патентную систему налогообложения (ПСН). Привлекает здесь и налоговая ставка в размере 6%, и отсутствие налоговой отчетности.

Последняя обязанность касается ИП со штатом сотрудников. Если у вас есть такой штат, то вы обязаны сдавать по нему соответствующую отчетность.

Это и отчет по страховым взносам, и отчет по НДФЛ своих работников, и отчет по форме 2-НДФЛ, и отчеты в ПФР, и отчет о стаже сотрудников, и отчет в ФСС и т.д.

Итак, мы подробно рассмотрели все самые главные обязанности ИП. Некоторые из них вы делаете один раз, некоторые необходимо выполнять систематически. Выполняя пошагово все перечисленные нами пункты, вы обезопасите себя от возможных штрафов. Но стоит помнить, что у ИП иногда возникают и другие обязанности. Например, дополнительные отчеты по требованию Росстата.

Как ИП встать на учет в ПФР и ФСС в качестве страхователя

Случаи, когда индивидуальный предприниматель нанимает работника, давно перестали быть редкими.

Однако далеко не все ИП знают, что при заключении даже одного трудового договора необходимо встать на учет в ПФР и ФСС в качестве работодателя. В противном случае возможны не только штрафы, но и проблемы со сдачей отчетности.

В настоящей статье мы расскажем, в каких случаях предприниматель обязан самостоятельно встать на учет, и как это сделать.

Чтобы заниматься предпринимательской деятельностью физическому лицу нужно пройти процедуру госрегистрации и получить статус индивидуального предпринимателя. Для этого в налоговую инспекцию по месту жительства подается комплект документов.

Если с документами все в порядке, то налоговики выдают свидетельство о постановке на учет в качестве ИП. Этот документ, по сути, означает, что запись о предпринимателе внесена в специальный госреестр — ЕГРИП.

А нужно ли ИП после получения свидетельства посещать ФСС и ПФР, чтобы встать там на учет? Давайте разбираться.

Регистрация в фондах ИП без работников

Как известно, учет плательщиков страховых взносов (том числе, ИП) осуществляют два фонда: ПФР и ФСС.

Регистрация в ПФР

Налоговая инспекция самостоятельно передает сведения о новом предпринимателе своим коллегам из ПФР. Они, в свою очередь, обязаны поставить предпринимателя на учет и присвоить ему регистрационный номер. На это отводится три дня (абз. 2 п.1 ст.

11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее — Закон № 167-ФЗ). В итоге представители Пенсионного фонда должны направить предпринимателю документ о регистрации в ПФР в качестве страхователя (абз. 6 п. 1 ст.

11 Закона № 167-ФЗ).

Как видим, зарегистрировавшийся ИП без работников не должен представлять в ПФР какие-либо документы. Постановка на учет осуществляется без его участия (путем обмена информацией между органами ФНС и ПФР).

Рассчитывайте взносы «за себя» и налог по УСН, заполняйте платежки в веб‑сервисе Заполнить бесплатно

Регистрация в ФСС

Пока у ИП нет наемных работников, он не обязан уплачивать «за себя» страховые взносы по нетрудоспособности и материнству в ФСС РФ (ч. 5 ст. 14 Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах»). Страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» тоже не платятся.

Постановке на учет в ФСС подлежат только те ИП, которые заключили трудовой договор с наемным работником (п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее — Закон № 255-ФЗ).

Получается, что посещать ФСС и вставать на учет ИП без работников не обязан. Исключение составляет лишь случай, когда ИП желает получать пособия по временной нетрудоспособности и материнству. В таком случае он может добровольно оформить отношения с фондом.

Для этого в ФСС по месту жительства нужно представить соответствующее заявление и копию документа, удостоверяющего личность (п. 12 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 25.02.14 № 108н).

Однако, повторимся, что это его право, а не обязанность.

Регистрация ИП в качестве работодателя

Если ИП заключил трудовой договор хотя бы с одним работником и начал выплачивать ему вознаграждение, то нужно встать на учет в ПФР и ФСС в качестве работодателя. Поясним, какие именно действия следует совершить ИП, нанявшему работников или заключившему с физическим лицом договор на выполнение работ или оказание услуг.

Регистрация в ПФР

Чтобы встать на учет в ПФР, ИП должен в течение 30 дней со дня заключения договора представить в ПФР по месту жительства (раздел III Порядка, утв. постановлением правления ПФР от 13.10.08 № 296п):

  • заявление о регистрации;
  • свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП;
  • документы, удостоверяющие личность и подтверждающие регистрацию по месту жительства;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, подтверждающие наличие у предпринимателя наемных работников (например, трудовой или гражданско-правовой договор).

Регистрация в ФСС

При заключении трудового договора с работником ИП должен встать на учет в ФСС в качестве страхователя-работодателя сразу по двум видам страхования (п. 1.1 письма ФСС РФ от 23.08.

11 № 14-03-11/08-9440):  • по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 3 ч. 1 ст. 2.3  Закона № 255-ФЗ); •по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 6 Федерального закона от 24.07.

98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Проще говоря, ИП будет обязан начислять и уплачивать за работников страховые взносы не только по нетрудоспособности и материнству, но взносы «на травматизм» (подробнее о видах взносов см. «Страховые взносы во внебюджетные фонды»).

Для постановки на учет требуется не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из работников представить в ФСС по месту жительства (п. 6 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.09 № 959н):

  • заявление о регистрации;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • копии трудовых книжек нанятых работников или трудовых договоров, заключенных с работниками (п. 14 Административного регламента, утв. приказ Минтруда России от 25.10.13 № 574н).

Получив документы, оба фонда должны в течение 5 дней поставить ИП на учет и уведомить его об этом.

Что будет, если не встать на учет?

Пропуск сроков постановки на учет проверяющие могут расценить как нарушение и привлечь ИП к ответственности. Возможные штрафы мы обобщили в таблице.

Ответственность за нарушение сроков регистрации в фондах

НарушениеОтветственность
Нарушение 30-дневного срока регистрации в ПФР (п. 1 ст. 27 Закона № 167-ФЗ, письмо ПФР от 07.05.10 № КА-30-24/4871) Опоздание на срок до 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей, нарушение срока регистрации более чем на 90 рабочих дней наказывается штрафом в размере 10 000 рублей.
Нарушение 10-дневного срока регистрации в ФСС (п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ). Опоздание на срок до 90 дней влечет штраф в размере 5 000 рублей, свыше 90 дней — штраф 10 000 рублей.
ИП, который заключил трудовой договор с работником, осуществляет деятельность без регистрации в качестве страхователя (абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ). Взыскание штрафа в размере 10% от базы для начисления страховых взносов «на травматизм», определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации, но не менее 20 тысяч рублей (абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).
Нарушение срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов (ст. 15.32 КоАП РФ). Административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

Также заметим, что на практике имели место случаи, когда подразделения внебюджетных фондов отказывали в приеме отчетности за работников с тем аргументом, что ИП не встал на учет в качестве работодателя.

А это уже повлечет штрафы, связанные с отчетностью. Наконец, у контролеров из фондов могут возникнуть вопросы о том, с какого именно момента ИП нанял к себе работников.

Следовательно, возрастает риск проведения различных проверок.

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Полезные выводы

В дополнение предлагаем принять во внимание следующие выводы:

  • Вставать на учет в фондах в качестве работодателя предпринимателю следует только после заключения первого трудового договора с работником. В последующем, при принятии новых работников, обращаться в фонды не нужно;
  • ИП следует встать на учет в ПФР не только при заключении трудового, но и в случае заключения гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг (п. 22 порядка № 296п).
  • По мнению судей, фонды не вправе отказать ИП в приеме отчетности за работников из-за отсутствия факта регистрации в качестве страхователя-работодателя (постановление ФАС Московского округа от 29.10.13 № А40-15112/13).
Ссылка на основную публикацию