Сегодня мы поговорим об одном интересном общественном объединении, довольно актуальном для такой многонациональной страны, как Российская Федерация. Речь пойдет о национально-культурной автономии. Разберем само понятие, особенности таких организаций, их разнообразие в России, ряд важных организационных моментов и иную полезную информацию.
Определение
Культурная (или же национально-культурная) автономия — действующая на основе самоутвержденных принципов обособленная этническая группа, самостоятельно решающая вопросы своей организации и культурной жизни в общем. Но ее правомочия распространяются только на представителей данного этноса, а не на конкретную территорию.
Национально-культурная автономия — один из видов социальных объединений. Ее организационно-правовая форма — общественная организация. Это одно из важных средств выявления и удовлетворения этнических, культурных гражданских запросов, достижения социальной стабильности, недопущения конфликтов на национальной почве.
Главная цель создания такого рода объединений — принятие представителями этноса самостоятельных решений по поводу сохранения свой самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.
В российской федерации
В нашем государстве национально-культурные автономии регулируются ФЗ №74, принятым в 1996 году. Мы обязательно рассмотрим важные выдержки из него.
По данному акту местная, региональная, федеральная национально-культурная автономия — это одна из форм этнокультурного самоопределения.
Представляет собой объединение граждан РФ, причисляющих себя к определенному этносу, находящихся в национальном меньшинстве на конкретной территории.
Таким образом, автономия выступает их добровольным объединением, чья цель — решение вопросов собственной самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.
Виды автономии
Данное этническое объединение имеет три разновидности:
- Местная общественная организация — национально-культурная автономия. Объединение на уровне определенного населенного пункта граждан, относящих себя к конкретному этносу. Местные организации имеют право кооперироваться в следующий по масштабности (региональный) вид.
- Региональная национально-культурная автономия. Две и более организации такого уровня могут объединиться вместе для межсубъектной координации своей работы. При этом они не будут называться межрегиональными.
- Федеральная национально-культурная автономия. Ее учреждение обосновано в случае, когда более чем половина зарегистрированных в РФ региональных организаций данной этнической группы объединяется между собой в эту масштабную форму.
В российской федерации все названные автономии имеют право на:
- Координацию собственной деятельности.
- Участие в разработке субъектных и федеральных программ, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, языка на базе взаимных договоров и соглашений.
Российские культурные автономии
От ФЗ «О национально-культурной автономии» перейдем к конкретным ее примерам в нашей стране. Всего в Российской Федерации на настоящее время зарегистрировано более 900 подобных образований. Посмотрим на наиболее популярные федеральные виды автономий:
- «Конгресс поляков в России».
- Чувашская автономия.
- Цыганская автономия.
- Татарская национально-культурная автономия.
- Литовская автономия.
- Автономия российских корейцев.
- Автономия курдов.
- Автономия карачаевцев.
- Казахская автономия.
- Грузинская автономия.
- Белорусская автономия.
- Лезгинская автономия.
- Немецкая национально-культурная автономия.
- Азербайджанская автономия.
- Еврейская автономия.
- Ассирийская автономия.
Известные региональные и местные национально-культурные автономии:
- Автономия тверских карел (Тверь).
- Петербургская автономия финнов-инкери.
- Автономия Ленинградской области — ингерманландских финнов.
- Автономия поморов Архангельской области.
- Автономия «Дидойцы».
- Чувашская автономия в Красноярске.
Принципы автономии
Закон о национально-культурной автономии выделяет ряд ее важных принципов:
- Законность.
- Самоуправление, самоорганизация.
- Свобода решения гражданина об отнесении себя к тому или иному этносу.
- Сочетание государственной поддержки и общественной инициативы.
- Многообразие способов внутренней организации.
- Уважение культуры, языка, традиций, обычаев представителей всех этнических сообществ.
Права
Национально-культурные автономии области, края, АО, города и проч. наделены следующими правами:
- Получение поддержки со стороны органов государственной власти в том объеме, что помогает сохранить национальную культуру и самобытность, родной язык.
- Обращение в органы исполнительной и законодательной власти, структуру местного самоуправления для представления своих этнических интересов.
- Создание СМИ в рамках порядков, установленных российским законодательством, право распространять с их помощью информацию на родном языке.
- Сохранение и обогащение своего культурного, исторического опыта, имение доступа к национальным ценностям.
- Следование собственным обычаям и традициям, возможность возрождать, пропагандировать, развивать художественные ремесла и промыслы.
- Право создавать культурные, образовательные, научные учреждения, обеспечивать их деятельность в соответствии с российским законодательством.
- Участие в работе неправительственных международных организаций через своих уполномоченных представителей.
- Право устанавливать на базе законодательства РФ гуманитарные контакты с общественными объединениями, гражданами иностранных государств.
Важно отметить также следующие частности:
- Осуществление вышеописанных прав не должно ущемлять интересы иных этнических объединений.
- Право на национально-территориальное объединение не есть право на национально-культурную автономию.
- Участие/неучастие в жизни данного объединения не служит основанием для ограничения правомочий граждан РФ.
- Национальная принадлежность личности в Российской Федерации не является препятствием для ограничения участия/неучастия в деятельности культурной автономии.
Обеспечение прав на сохранение и развитие родной культуры и языка
Третья и четвертая главы ФЗ №74 посвящены вопросу обеспечения права национальных автономий на использование, сохранение и развитие собственного языка, самобытной культуры в целом.
Что здесь можно выделить:
- Правовая, экономическая и социальная защита родных языков на территории РФ.
- Установление свободы выбора и использования наречия общения, воспитания и образования для всех граждан РФ (данное право также закреплено в Конституции).
- Проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных языков.
- Выпуск книг, периодики, аудио-, видеоматериалов, а также организация теле-, радиовещания на родном для этноса языке.
- Право гражданина на получение общего основного образования на родном наречии.
- Поддержка создания негосударственных национальных культурных учреждений: театров, библиотек, музеев, студий, архивов и проч.
- Помощь в образовании этнических кружков, творческих союзов.
- Проведение национальных культурно-массовых мероприятий.
- Открытие объединений, занимающихся специфическими для этноса ремеслами и промыслами.
Учреждение
Как и любая другая, данная организация начинает свою историю с основания.
Местные культурные автономии учреждаются на общем собрании гражданами РФ, которые относят себя к определенной этнической группе и постоянно проживают на территории данного населенного пункта.
Вместе с ними учредителями могут выступать общественные объединения представителей национальности, зарегистрированные в данном муниципальном образовании.
Делегаты национально-культурных автономий местного уровня на общем съезде, конференции правомочны утвердить уже региональное объединение, действующее на территории субъекта РФ.
И теперь — последний, высший уровень. Делегаты региональных культурных автономий учреждают объединение федерального уровня.
Государственная регистрация
Порядок регистрации национальных автономий, комплект необходимых документов, сроки и особенности процесса на территории РФ регулируются двумя законодательными актами:
- ФЗ №74 (ст. 6).
- ФЗ №82 (ст. 21).
В частности, учредители обязательно должны предоставить следующий перечень документации:
- Заявление о регистрации с подписью уполномоченного лица.
- Готовый устав своей автономии.
- Выписка из протокола учредительной конференции или съезда, где прописаны сведения о создании объединения, утверждении ее общего устава, формировании руководящих и ревизионных структур.
- Квитанция об оплате соответствующей госпошлины.
- Сведения об учредителях.
- Данные о постоянном месте нахождения руководящего органа, посредством которого будет осуществляться связь со всей национально-культурной автономией.
- Необходим документ, подтверждающий, что за 3 месяца до даты учредительной конференции (относительно федеральных, региональных автономий), за 1 месяц до проведения учредительного собрания (относительно местных автономий) о данном событии была размещена информация в СМИ, которые распространяются на прилегающей территории.
Регистрация и Минюст
Государственная регистрация придает культурной автономии статус юридического лица. Полный комплект документов должен быть направлен в уполномоченный орган не позднее 3 месяцев с даты проведения учредительного собрания, схода, конференции.
Решение о госрегистрации национально-культурных автономий принимают:
- Территориальные отделения Минюста РФ — касательно местных, региональных организаций.
- Российское Министерство юстиции — касательно федеральных образований.
Минюст также ведет реестр всех российских национально-культурных автономий. Его списки — открытая информация, находящаяся в свободном доступе. Ознакомиться с ней возможно на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
Устав автономии
В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях» устав культурной автономии должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:
- Название, организационно-правовой вид, главные цели деятельности.
- Сведения о структуре (для регионального и федерального уровня), руководящем, контрольно-ревизионном аппарате, а также территории, в границах которой автономия реализует свою деятельность.
- Порядок обретения и утраты членства в организации. Права и обязанности каждого участника.
- Порядок формирования руководящей структуры, ее компетенция. Сроки полномочий управленцев, место постоянного нахождения главного штаба, офиса.
- Порядок внесения дополнений и изменений в данный документ.
- Источники формирования имущества автономии (в т.ч. и денежных средств). Права как ее самой, так и структурных ответвлений на использование данной материальной собственности (денежного фонда).
- Порядок ликвидации или реорганизации объединения.
- По желанию — описание символики автономии.
- Иные положения, отражающие деятельность объединения, не противоречащие российскому законодательству.
Вопрос финансирования
Деятельность автономии, определенная ее правами, может финансироваться как из ее собственного фонда, так и из следующих источников, не запрещенных законодательством:
- Федеральная исполнительная власть — помощь национально-культурным объединениям всероссийского уровня (средства из федерального бюджета).
- Структура власти субъектов — помощь региональным, местным объединениям (бюджет субъекта РФ).
- Органы местного самоуправления — помощь культурным автономиям, зарегистрированным на своей территории (местный бюджет).
Этнокультурные автономии весьма распространены в многонациональной России. Их учреждение, регистрация, права, деятельность регулируются отдельным законодательным актом — ФЗ № 74.
- 03.02.2018
- 0
- Бизнес статьи
Национально-культурная автономия: понятие, система, порядокучреждения и регистрации
- ФЗ «О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ»
- Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
- (см. текст в предыдущей редакции)
Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.
- Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.
- Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.
- Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.
(см. текст в предыдущей редакции)
Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.
- (см. текст в предыдущей редакции)
- Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.
- Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.
Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования.
Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступатьзарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.
Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.
Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.
Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.
Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за 3 месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за 1 месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.
Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления. (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции)
Национально-культурные автономии
Общественная организация «Федеральная Национально- Культурная Автономия Молдаван России»
Подробнее
- «Федеральная Национально-Культурная Автономия Молдаван России» была основана выходцами из Республики Молдова в целях сохранения национальной идентичности и самобытности нашего народа, популяризации молдавской культуры и образа Республики Молдовы в целом.
- Целью Организации является самостоятельное решение вопросов, сохранения самобытности, развития языка, образования, молдавской национальной культуры гражданами Российской Федерации, относящими себя к этнической общности молдаван, проживающие на территории Российской Федерации.
- Предметом деятельности Организации является содействие возрождению и развитию национального самосознания и самобытности этнической общности молдаван, создание условий по установлению и поддержанию культурных связей с молдаванами в Российской Федерации.
- Дата создания: 30 ноября 2017 года
- Председатель: Корсун Людмила Николаевна
Адрес: г.Москва, 3-й Хорошевский проезд, дом 8, офис 2.
Контакты: 8(985) 790-60-86, 8(926) 964-94-09, 8(977) 791-85-63, 8(977) 791-85-65
Электронный адрес: [email protected]
Адрес сайта: www.fnkamd.ru
Федеральная национально-культурная автономия литовцев Российской Федерации
Подробнее
Президент— Юцайтис Сигитас Пранович
Контакты: 119602, г. Москва, ул. Коштоянца, д. 47, корп. 1, кв. 261
Федеральная еврейская национально-культурная автономия (ФЕНКА)
Подробнее
Цель организации: сохранение национальной самобытности, развитие еврейского языка, образования, национальной культуры.
Миссия ОО «ФЕНКА» – содействие формированию толерантности и гражданского общества в России путем эффективного взаимодействия с государством, развития межнационального диалога и укрепления еврейской общины.
Спецификация работы с регионами: ОО «ФЕНКА» – зонтичная структура. Она выступает в качестве ресурса укрепления и развития региональных общин, повышения эффективности их деятельности.
- Важной отличительной чертой ОО «ФЕНКА» является то, что она не дублирует уже существующие программы других организаций, а – в соответствии с 74-ФЗ – предоставляет национальным общинам новые обширные возможности для взаимодействия с государством, развития межнационального диалога, построения новых программ и проектов.
- Президент — Штернфельд Владимир Давыдович
- Генеральный директор — Михалева Евгения Абрамовна
- Дата создания: 9 сентября 1999 г.
- Органы управления организации: Конференция, Совет ОО «ФЕНКА», Президент, Генеральный директор.
- Контакты: +7(499)242-30-66
Электронный адрес: [email protected], [email protected]
Адрес сайта: http://www.fenkar.ru/
Федеральная национально-культурная автономия чувашей России (ФНКА ЧР)
Подробнее
- Цель организации: содействие сохранению и развитию чувашского языка, национальной культуры, традиций, своей самобытности в различных формах, установление контактов с другими национальными объединениями, действующими на территории Российской Федерации, координация деятельности членов Автономии при необходимости осуществления представительства и защиту их законных интересов в органах власти и управления, содействие обмену информацией между членами Автономии.
- Президент— Федоров Геннадий Семенович.
- Дата создания: 7 октября 2000 г.
Контакты: 109017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, 46, стр. 1
Федеральная национально-культурная автономия греков России (ФНКА греков России)
Подробнее
- Цель организации: сохранение самобытности, развитие национального языка, образования, национальной культуры.
- Президент— Саввиди Иван Игнатьевич
- Дата создания: 4 марта 2011 г.
- Органы управления организации: Съезд Автономии, Совет Автономии, Президент
- Электронная почта: [email protected]
- Адрес сайта: https://rusgreek.ru/
Федеральная польская национально-культурная автономия «Конгресс поляков в России»
Подробнее
Председатель — Романова Галина Брониславовна
Дата создания: 2003 г
Контакты: г. Москва, ул. Большой Тишинский переулок д. 1
- Телефон: +7(495)231-16-38
- Факс: +7(495)231-16-39
- Электронная почта: [email protected]
Адрес сайта: http://www.poloniarosji.ru/ru
Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации
Подробнее
Сопредседатели:
- Патиев Фархат Абдурахманович
- Смоян Лиана Исламовна
Дата создания: 2000 г.
Контакты: г. Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4А
- Телефон: +7(499)187-12-00
- Факс: +7(499)187-12-00
- Электронная почта: [email protected]
- Сайт: fnkakurd.ru
Федеральная национально-культурная автономия российских немцев (ФНКА РН)
Подробнее
Президент— Мартенс Генрих Генрихович
Дата создания: январь 1998 г.
Контакты:119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 5. оф. 51
Адрес сайта: http://www.rusdeutsch.ru/
Общероссийская общественная организация «Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России» (ФНКА АзерРос)
Подробнее
- Цель организации: сохранение и развитие азербайджанской национальной культуры, укрепление дружбы и взаимопонимания между российским и азербайджанским народами.
- Председатель Федерального совета: Садыгова Мехрибан
- Дата создания: : 1 октября 1999 г
Контакты: 123022, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 24
тел. +7 (495) 646-97-25
эл. почта: [email protected]
Адрес сайта: www.fnkaa.ru
Федеральная лезгинская национально-культурная автономия
Подробнее
- Цель организации: консолидация и развитие общин лезгин в России путем сохранения самобытности, родного языка, национальной культуры и образования на родном языке — в соответствии с федеральным законом о национально-культурных автономиях в РФ.
- Президент ОО ФЛНКА (Председатель Совета)— Керимов АрифПашаевич
- Дата создания: 9 апреля 1999 г
Контакты: 105066,Россия, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 19,стр. 12
тел. +7 (495) 632-26-99
факс +7 (495) 632-26-70
эл. почта: [email protected]
Адрес сайта: http://flnka.ru/
Федеральная национально-культурная автономия (ФНКА) Белорусов России
Подробнее
- Основные цели организации: координация действий объединений – членов Автономии по сохранению, развитию и популяризации в российских регионах белорусского языка, традиций и национальной культуры; содействие информационному обмену и сотрудничеству между объединениями – членами Автономии, а также развитие сотрудничества с общественными организациями белорусов других форм самоорганизации и общественными организациями других национальностей.
- Председатель Совета Автономии — Кандыбович Сергей Львович
- Дата создания: 26 апреля 1999 г
Контакты: 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 31, тел.: +7-495-933-60-70;
e-mail: [email protected]
Сайт: www.belros.org
Федеральная национально-культурная автономия казахов России
Подробнее
Президент — ДусенбаевТоктарбайКадыргалиевич
Дата создания: 9 ноября 2007 г
Контакты: 443009, г. Самара, ул. Воронежская, д. 9, оф. 13
Адрес сайта: http://www.kazah.org/
Общероссийская Общественная Организация «Федеральная национально-культурная автономия российских цыган»
Подробнее
Президент: Деметер Надежда Георгиевна
Дата создания: 1999 г.
Контакты: 109544, Россия, Москва, ул. Рабочая 6, корп. 1-91
Телефон: +7(495)671-40-10; +7(916)950-22-97; +7(963)770-07-41
Электронная почта: [email protected]; [email protected]
Адрес сайта: Цыганероссии.рф
Общественная организация «Федеральная национально-культурная автономия татар (ОО ФНКАТ)»
Подробнее
Целью ФНКАТ является самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Высший руководящий орган ФНКАТ: Конференция, созываемая Советом один раз в четыре года.В период между Конференциями постоянно действующим коллегиальным выборным руководящим органом ФНКАТ является Совет ФНКАТ.
Председатель Совета ОО ФНКАТ — Гильмутдинов Ильдар Ирекович
Дата создания: 20 мая 1998г. в г. Казани
Контакты: пресс-секретарь — Алсу Хабибуллина
тел. 292-18-68, 292-22-93, 89272-43-66-80
эл. почта: [email protected]
Адрес сайта: http://fnkat.tatarstan.ru/
Общероссийская общественная организация Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» (ФНКА УР)
Подробнее
- Основная цель Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» — объединение усилий общественных организаций украинцев Российской Федерации и координация их совместной деятельности по возрождению, изучению, развитию и популяризации украинской культуры.
- Председатель Правления — Безпалько Богдан Анатольевич
- Дата создания: 2 марта 2012 г.
Контакты: 121062, г. Москва, Трубниковский переулок, д. 30 А, корп. 2, кв. 7
тел. + 7 (495) 945-54-21
эл. почта: [email protected]
Адрес сайта: http://fnkaur.ru/
Федеральная ассирийская национально-культурная автономия (ФАНКА)
Подробнее
- Федеральная ассирийская национально-культурная автономия — общественное объединение граждан, относящих себя к этнической общности ассирийцев в России на основе добровольной самоорганизации, для решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры российских ассирийцев.
- Президент организации — Алавердов Иосиф Николаевич
- Дата создания: 2006 год
- Контакты: 344000, г Ростов-на-Дону, ул 39 Линия, 1а
Федеральная национально-культурная автономия армян России
Подробнее
Федеральная национально-культурная автономия марийцев России
Подробнее
Федеральная Грузинская национально-культурная автономия в России
Подробнее
Федеральная национально-культурная автономия ногайцев России
Подробнее
Национально-культурная автономия
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РФ — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Национально-культурная автономия — вид общественного объединения. Ее организационно-правовой формой является общественная организация.
- Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности. Национально-культурная автономия имеет право:
- 1) получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
- 2) обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
- 3) создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
- 4) сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
- 5) следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
- 6) создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;
- 7) участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
8) устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.
- Виды национально-культурной автономии:
- 1) местные национально-культурные автономии граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности;
- 2) региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями;
- 3) федеральная национально-культурная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности.
Названные национально-культурные автономии могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов РФ. Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном ФЗ «О национально-культурной автономии», а также «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.
Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 323.
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
Национально-культурная автономия
Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики. Концепция, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15.06.96 N 909
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
в РФ форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным Этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ФЗ «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 г.) Н.-к. а могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях.
Источник: Большой юридический словарь
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
особый, определенный законом статус отдельных этнических групп и государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Как форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности Н.-к.а. создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов. Идеи Н.-к.а. разработаны в начале XX в. в Австро-Венгрии К. Пеннером, О. Бауэром и другими лидерами австрийской социал-демократии. Эти идеи легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавших, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея Н.-к.а. основана на неправильном понимании нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как Н.-к.а. широко применяется во многих государствах современного мира для этнических меньшинств. Сущность Н.-к.а. сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин, или землячеств, этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. Проблема Н.-к.а. актуальна для русского этноса, учитывая, что свыше 25 млн. русских проживают за пределами РФ. (В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям. Создается на основе добровольной самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов о сохранении самобытности, развитии языка, образования, национальной культуры. Н.-к.а.
используется обычно разрозненно проживающими этническими группами, право на нее не является правом на национально-территориальное самоопределение. Различные формы Н.-к.а. используются саамами в Норвегии, Финляндии, Швеции, многими национальностями в Венгрии, Австрии, Румынии, Словакии и многих других странах.
Протокол Совета Европы 1993 о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950, поощряет использование различных форм Н.-к.а.
В России в соответствии с Федеральным законом «О национально-культурной автономии» 1996 могут быть созданы местные (городские, районные, поселковые, сельские), региональные и федеральные Н.- к.а.
Местные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений, региональные и федеральные — на конференциях, съездах делегатов нижестоящих автономий; регистрируются в органах юстиции.
При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, при органах исполнительной власти субъектов Федерации, при Правительстве РФ создаются консультативные советы по делам Н.-к.а. Н.-к.а.
в РФ создаются на принципах свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности, самоорганизации и самоуправления, сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой, законности и др. Н.-к.а.
имеет право обращаться в органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы, создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на родном языке, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла, создавать учреждения культуры, научные и образовательные учреждения, участвовать через своих представителей в деятельности международных неправительственных организаций, устанавливать и поддерживать в соответствии с законодательством гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия
АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности для выражения своих национальных духовных, культурных, образовательных и иных интересов. В Российской Федерации принят Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 г. В этом акте дается следующее определение А. и. к.: это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Закон предусматривает следующую систему А. н. к. Низший уровень — местная А. н. к. Она учреждается в городе, районе, поселке, сельсовете гражданами, входящими в национальное общественное объединение (землячество, община и т. п.). Для этого проводится собрание (конференция) делегатов данного национального общественного объединения. Следующий уровень — региональный, т.е. территория субъекта РФ. Региональная А. н. к. учреждается на конференции (съезде) делегатами местных А. н. к. Наконец — федеральные А. н. к., учреждаются на съезде делегатами региональных А. н. к. По этой схеме, например, проживающие в России немцы образуют А. н. к. в тех районах и городах, где они проживают, далее — объединения субъектов РФ и, наконец, — свою всероссийскую А. н. к. По логике Закона 1996 г., создание А. н. к. не предполагается для граждан, относящихся к этническим общностям, имеющим в Российской Федерации республику, автономную область, автономный округ и проживающим на их территории (хотя и прямого запрета в Законе тоже нет). К примеру, татары в Республике Татарстан не учреждают свою А- н. к., а проживающие в Москве, Мордовии, Башкирии и т. д. могут учредить региональные А. н. к. Затем они вправе учредить федеральную татарскую А. н. к. Согласно Закону, такие региональные и федеральные А. н. к. и органы государственной власти соответствующего субъекта РФ могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров. Правда, ситуация для некоторых этнических общностей такова, что им впору создавать свои национально-культурные объединения на территории собственных республик или автономных округов, где они составляют меньшинство. После учреждения А. н. к. следует ее регистрация соответственно в органе юстиции субъекта РФ или Министерстве юстиции РФ. Согласно Закону 1996 г., А. н. к. имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Особое внимание Закон 1996 культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей. Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав А. н. к., осуществляется за счет: а) А. н. к., их учреждений и организаций, частных лиц; б) федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В этих же целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды. А. н. к. обладают правом собственности в соответствии с законодательством РФ, могут получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления имущество в собственность или в аренду. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ оказывают помощь, в том числе целевую финансовую, при осуществлении программ и проектов национально-культурного развития. Закон подчеркивает, что право на А. н. к. не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на А. н. к. не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. А. н. к образуют органы своего внутреннего управления. При Правительстве РФ создается консультативный совет по делам А. и. к., который является совещательным органом и действует на общественных началах.
Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь