Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Сегодня мы поговорим об одном интересном общественном объединении, довольно актуальном для такой многонациональной страны, как Российская Федерация. Речь пойдет о национально-культурной автономии. Разберем само понятие, особенности таких организаций, их разнообразие в России, ряд важных организационных моментов и иную полезную информацию.

Определение

Культурная (или же национально-культурная) автономия — действующая на основе самоутвержденных принципов обособленная этническая группа, самостоятельно решающая вопросы своей организации и культурной жизни в общем. Но ее правомочия распространяются только на представителей данного этноса, а не на конкретную территорию.

Национально-культурная автономия — один из видов социальных объединений. Ее организационно-правовая форма — общественная организация. Это одно из важных средств выявления и удовлетворения этнических, культурных гражданских запросов, достижения социальной стабильности, недопущения конфликтов на национальной почве.

Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Главная цель создания такого рода объединений — принятие представителями этноса самостоятельных решений по поводу сохранения свой самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

В российской федерации

В нашем государстве национально-культурные автономии регулируются ФЗ №74, принятым в 1996 году. Мы обязательно рассмотрим важные выдержки из него.

По данному акту местная, региональная, федеральная национально-культурная автономия — это одна из форм этнокультурного самоопределения.

Представляет собой объединение граждан РФ, причисляющих себя к определенному этносу, находящихся в национальном меньшинстве на конкретной территории.

Таким образом, автономия выступает их добровольным объединением, чья цель — решение вопросов собственной самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

Виды автономии

Данное этническое объединение имеет три разновидности:

  1. Местная общественная организация — национально-культурная автономия. Объединение на уровне определенного населенного пункта граждан, относящих себя к конкретному этносу. Местные организации имеют право кооперироваться в следующий по масштабности (региональный) вид.
  2. Региональная национально-культурная автономия. Две и более организации такого уровня могут объединиться вместе для межсубъектной координации своей работы. При этом они не будут называться межрегиональными.
  3. Федеральная национально-культурная автономия. Ее учреждение обосновано в случае, когда более чем половина зарегистрированных в РФ региональных организаций данной этнической группы объединяется между собой в эту масштабную форму. Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

В российской федерации все названные автономии имеют право на:

  • Координацию собственной деятельности.
  • Участие в разработке субъектных и федеральных программ, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, языка на базе взаимных договоров и соглашений.

Российские культурные автономии

От ФЗ «О национально-культурной автономии» перейдем к конкретным ее примерам в нашей стране. Всего в Российской Федерации на настоящее время зарегистрировано более 900 подобных образований. Посмотрим на наиболее популярные федеральные виды автономий:

  • «Конгресс поляков в России».
  • Чувашская автономия.
  • Цыганская автономия.
  • Татарская национально-культурная автономия.
  • Литовская автономия.
  • Автономия российских корейцев.
  • Автономия курдов.
  • Автономия карачаевцев.
  • Казахская автономия.
  • Грузинская автономия.
  • Белорусская автономия.
  • Лезгинская автономия.
  • Немецкая национально-культурная автономия.
  • Азербайджанская автономия.
  • Еврейская автономия.
  • Ассирийская автономия.

Известные региональные и местные национально-культурные автономии:

  • Автономия тверских карел (Тверь).
  • Петербургская автономия финнов-инкери.
  • Автономия Ленинградской области — ингерманландских финнов.
  • Автономия поморов Архангельской области.
  • Автономия «Дидойцы».
  • Чувашская автономия в Красноярске. Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Принципы автономии

Закон о национально-культурной автономии выделяет ряд ее важных принципов:

  • Законность.
  • Самоуправление, самоорганизация.
  • Свобода решения гражданина об отнесении себя к тому или иному этносу.
  • Сочетание государственной поддержки и общественной инициативы.
  • Многообразие способов внутренней организации.
  • Уважение культуры, языка, традиций, обычаев представителей всех этнических сообществ.

Права

Национально-культурные автономии области, края, АО, города и проч. наделены следующими правами:

  • Получение поддержки со стороны органов государственной власти в том объеме, что помогает сохранить национальную культуру и самобытность, родной язык.
  • Обращение в органы исполнительной и законодательной власти, структуру местного самоуправления для представления своих этнических интересов.
  • Создание СМИ в рамках порядков, установленных российским законодательством, право распространять с их помощью информацию на родном языке.
  • Сохранение и обогащение своего культурного, исторического опыта, имение доступа к национальным ценностям.
  • Следование собственным обычаям и традициям, возможность возрождать, пропагандировать, развивать художественные ремесла и промыслы.
  • Право создавать культурные, образовательные, научные учреждения, обеспечивать их деятельность в соответствии с российским законодательством.
  • Участие в работе неправительственных международных организаций через своих уполномоченных представителей.
  • Право устанавливать на базе законодательства РФ гуманитарные контакты с общественными объединениями, гражданами иностранных государств. Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Важно отметить также следующие частности:

  • Осуществление вышеописанных прав не должно ущемлять интересы иных этнических объединений.
  • Право на национально-территориальное объединение не есть право на национально-культурную автономию.
  • Участие/неучастие в жизни данного объединения не служит основанием для ограничения правомочий граждан РФ.
  • Национальная принадлежность личности в Российской Федерации не является препятствием для ограничения участия/неучастия в деятельности культурной автономии.

Обеспечение прав на сохранение и развитие родной культуры и языка

Третья и четвертая главы ФЗ №74 посвящены вопросу обеспечения права национальных автономий на использование, сохранение и развитие собственного языка, самобытной культуры в целом.

Что здесь можно выделить:

  • Правовая, экономическая и социальная защита родных языков на территории РФ.
  • Установление свободы выбора и использования наречия общения, воспитания и образования для всех граждан РФ (данное право также закреплено в Конституции).
  • Проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных языков.
  • Выпуск книг, периодики, аудио-, видеоматериалов, а также организация теле-, радиовещания на родном для этноса языке.
  • Право гражданина на получение общего основного образования на родном наречии.
  • Поддержка создания негосударственных национальных культурных учреждений: театров, библиотек, музеев, студий, архивов и проч.
  • Помощь в образовании этнических кружков, творческих союзов.
  • Проведение национальных культурно-массовых мероприятий.
  • Открытие объединений, занимающихся специфическими для этноса ремеслами и промыслами. Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Учреждение

Как и любая другая, данная организация начинает свою историю с основания.

Местные культурные автономии учреждаются на общем собрании гражданами РФ, которые относят себя к определенной этнической группе и постоянно проживают на территории данного населенного пункта.

Вместе с ними учредителями могут выступать общественные объединения представителей национальности, зарегистрированные в данном муниципальном образовании.

Делегаты национально-культурных автономий местного уровня на общем съезде, конференции правомочны утвердить уже региональное объединение, действующее на территории субъекта РФ.

И теперь — последний, высший уровень. Делегаты региональных культурных автономий учреждают объединение федерального уровня.

Государственная регистрация

Порядок регистрации национальных автономий, комплект необходимых документов, сроки и особенности процесса на территории РФ регулируются двумя законодательными актами:

  • ФЗ №74 (ст. 6).
  • ФЗ №82 (ст. 21). Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

В частности, учредители обязательно должны предоставить следующий перечень документации:

  • Заявление о регистрации с подписью уполномоченного лица.
  • Готовый устав своей автономии.
  • Выписка из протокола учредительной конференции или съезда, где прописаны сведения о создании объединения, утверждении ее общего устава, формировании руководящих и ревизионных структур.
  • Квитанция об оплате соответствующей госпошлины.
  • Сведения об учредителях.
  • Данные о постоянном месте нахождения руководящего органа, посредством которого будет осуществляться связь со всей национально-культурной автономией.
  • Необходим документ, подтверждающий, что за 3 месяца до даты учредительной конференции (относительно федеральных, региональных автономий), за 1 месяц до проведения учредительного собрания (относительно местных автономий) о данном событии была размещена информация в СМИ, которые распространяются на прилегающей территории.

Регистрация и Минюст

Государственная регистрация придает культурной автономии статус юридического лица. Полный комплект документов должен быть направлен в уполномоченный орган не позднее 3 месяцев с даты проведения учредительного собрания, схода, конференции.

Решение о госрегистрации национально-культурных автономий принимают:

  • Территориальные отделения Минюста РФ — касательно местных, региональных организаций.
  • Российское Министерство юстиции — касательно федеральных образований.

Минюст также ведет реестр всех российских национально-культурных автономий. Его списки — открытая информация, находящаяся в свободном доступе. Ознакомиться с ней возможно на официальном сайте Министерства юстиции РФ.

Устав автономии

В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях» устав культурной автономии должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:

  1. Название, организационно-правовой вид, главные цели деятельности.
  2. Сведения о структуре (для регионального и федерального уровня), руководящем, контрольно-ревизионном аппарате, а также территории, в границах которой автономия реализует свою деятельность.
  3. Порядок обретения и утраты членства в организации. Права и обязанности каждого участника.
  4. Порядок формирования руководящей структуры, ее компетенция. Сроки полномочий управленцев, место постоянного нахождения главного штаба, офиса.
  5. Порядок внесения дополнений и изменений в данный документ.
  6. Источники формирования имущества автономии (в т.ч. и денежных средств). Права как ее самой, так и структурных ответвлений на использование данной материальной собственности (денежного фонда).
  7. Порядок ликвидации или реорганизации объединения.
  8. По желанию — описание символики автономии.
  9. Иные положения, отражающие деятельность объединения, не противоречащие российскому законодательству.
Читайте также:  Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования

Вопрос финансирования

Деятельность автономии, определенная ее правами, может финансироваться как из ее собственного фонда, так и из следующих источников, не запрещенных законодательством:

  • Федеральная исполнительная власть — помощь национально-культурным объединениям всероссийского уровня (средства из федерального бюджета).
  • Структура власти субъектов — помощь региональным, местным объединениям (бюджет субъекта РФ).
  • Органы местного самоуправления — помощь культурным автономиям, зарегистрированным на своей территории (местный бюджет).

Этнокультурные автономии весьма распространены в многонациональной России. Их учреждение, регистрация, права, деятельность регулируются отдельным законодательным актом — ФЗ № 74.

  • 03.02.2018
  • 0
  • Бизнес статьи

Статья 1. Понятие национально-культурной автономии Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Национально-культурная автономия: понятие, система, порядокучреждения и регистрации

  • ФЗ «О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ»
  • Национально-культурная автономия в Российской Федерации  — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
  •  (см. текст в предыдущей редакции)

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

  1. Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.
  2. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.
  3. Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.

 (см. текст в предыдущей редакции)

Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.

  •  (см. текст в предыдущей редакции)
  • Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.
  • Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования.

Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступатьзарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.

Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.

Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за 3 месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за 1 месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.

Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления. (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции)

Национально-культурные автономии

Общественная организация «Федеральная Национально- Культурная Автономия Молдаван России»

Подробнее

  • «Федеральная Национально-Культурная Автономия Молдаван России» была основана выходцами из Республики Молдова в целях сохранения национальной идентичности и самобытности нашего народа, популяризации молдавской культуры и образа Республики Молдовы в целом.
  • Целью Организации является самостоятельное решение вопросов, сохранения самобытности, развития языка, образования, молдавской национальной культуры гражданами Российской Федерации, относящими себя к этнической общности молдаван, проживающие на территории Российской Федерации.
  • Предметом деятельности Организации является содействие возрождению и развитию национального самосознания и самобытности этнической общности молдаван, создание условий по установлению и поддержанию культурных связей с молдаванами в Российской Федерации.
  • Дата создания: 30 ноября 2017 года
  • Председатель: Корсун Людмила Николаевна

Адрес: г.Москва, 3-й Хорошевский проезд, дом 8, офис 2.

Контакты: 8(985) 790-60-86, 8(926) 964-94-09, 8(977) 791-85-63, 8(977) 791-85-65

Электронный адрес: [email protected] 

Адрес сайта: www.fnkamd.ru

Федеральная национально-культурная автономия литовцев Российской Федерации

Подробнее

Президент— Юцайтис Сигитас Пранович

Контакты: 119602, г. Москва, ул. Коштоянца, д. 47, корп. 1, кв. 261

Федеральная еврейская национально-культурная автономия (ФЕНКА)

Подробнее

Цель организации: сохранение национальной самобытности, развитие еврейского языка, образования, национальной культуры.

Миссия ОО «ФЕНКА» – содействие формированию толерантности и гражданского общества в России путем эффективного взаимодействия с государством, развития межнационального диалога и укрепления еврейской общины.

Спецификация работы с регионами: ОО «ФЕНКА» – зонтичная структура. Она выступает в качестве ресурса укрепления и развития региональных общин, повышения эффективности их деятельности.

  1. Важной отличительной чертой ОО «ФЕНКА» является то, что она не дублирует уже существующие программы других организаций, а – в соответствии с 74-ФЗ – предоставляет национальным общинам новые обширные возможности для взаимодействия с государством, развития межнационального диалога, построения новых программ и проектов.
  2. Президент — Штернфельд Владимир Давыдович
  3. Генеральный директор — Михалева Евгения Абрамовна
  4. Дата создания: 9 сентября 1999 г.
  5. Органы управления организации: Конференция, Совет ОО «ФЕНКА», Президент, Генеральный директор.
  6. Контакты: +7(499)242-30-66

Электронный адрес: [email protected], [email protected]

Адрес сайта: http://www.fenkar.ru/

Федеральная национально-культурная автономия чувашей России (ФНКА ЧР)

Подробнее

  • Цель организации: содействие сохранению и развитию чувашского языка, национальной культуры, традиций, своей самобытности в различных формах, установление контактов с другими национальными объединениями, действующими на территории Российской Федерации, координация деятельности членов Автономии при необходимости осуществления представительства и защиту их законных интересов в органах власти и управления, содействие обмену информацией между членами Автономии.
  • Президент— Федоров Геннадий Семенович.
  • Дата создания: 7 октября 2000 г.

Контакты: 109017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, 46, стр. 1

Федеральная национально-культурная автономия греков России (ФНКА греков России)

Подробнее

  1. Цель организации: сохранение самобытности, развитие национального языка, образования, национальной культуры.
  2. Президент— Саввиди Иван Игнатьевич
  3. Дата создания: 4 марта 2011 г.
  4. Органы управления организации: Съезд Автономии, Совет Автономии, Президент
  5. Электронная почта: [email protected]
  6. Адрес сайта: https://rusgreek.ru/

Федеральная польская национально-культурная автономия «Конгресс поляков в России»

Подробнее

Председатель — Романова Галина Брониславовна

Дата создания: 2003 г

Контакты: г. Москва, ул. Большой Тишинский переулок д. 1

  • Телефон: +7(495)231-16-38
  • Факс: +7(495)231-16-39
  • Электронная почта: [email protected]

Адрес сайта: http://www.poloniarosji.ru/ru

Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации

Подробнее

Сопредседатели: 

  • Патиев Фархат Абдурахманович
  • Смоян Лиана Исламовна

Дата создания: 2000 г.

Контакты: г. Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4А

  1. Телефон: +7(499)187-12-00
  2. Факс: +7(499)187-12-00
  3. Электронная почта: [email protected]
  4. Сайт: fnkakurd.ru
Читайте также:  Статья 54. день обращения за назначением пенсии

Федеральная национально-культурная автономия российских немцев (ФНКА РН)

Подробнее

Президент— Мартенс Генрих Генрихович

Дата создания: январь 1998 г.

Контакты:119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 5. оф. 51

Адрес сайта: http://www.rusdeutsch.ru/

Общероссийская общественная организация «Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России» (ФНКА АзерРос)

Подробнее

  • Цель организации: сохранение и развитие азербайджанской национальной культуры, укрепление дружбы и взаимопонимания между российским и азербайджанским народами.
  • Председатель Федерального совета: Садыгова Мехрибан
  • Дата создания: : 1 октября 1999 г

Контакты: 123022, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 24

тел. +7 (495) 646-97-25

эл. почта: [email protected]

Адрес сайта: www.fnkaa.ru

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Подробнее

  1. Цель организации: консолидация и развитие общин лезгин в России путем сохранения самобытности, родного языка, национальной культуры и образования на родном языке — в соответствии с федеральным законом о национально-культурных автономиях в РФ.
  2. Президент ОО ФЛНКА (Председатель Совета)— Керимов АрифПашаевич
  3. Дата создания: 9 апреля 1999 г

Контакты: 105066,Россия, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 19,стр. 12

тел. +7 (495) 632-26-99

факс +7 (495) 632-26-70

эл. почта[email protected]

Адрес сайта: http://flnka.ru/

Федеральная национально-культурная автономия (ФНКА) Белорусов России

Подробнее

  • Основные цели организации: координация действий объединений – членов Автономии по сохранению, развитию и популяризации в российских регионах белорусского языка, традиций и национальной культуры; содействие информационному обмену и сотрудничеству между объединениями – членами Автономии, а также развитие сотрудничества с общественными организациями белорусов других форм самоорганизации и общественными организациями других национальностей.
  • Председатель Совета Автономии — Кандыбович Сергей Львович
  • Дата создания: 26 апреля 1999 г

Контакты: 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 31, тел.: +7-495-933-60-70;

e-mail: [email protected]

Сайт: www.belros.org

Федеральная национально-культурная автономия казахов России

Подробнее

Президент — ДусенбаевТоктарбайКадыргалиевич

Дата создания: 9 ноября 2007 г

Контакты: 443009, г. Самара, ул. Воронежская, д. 9, оф. 13

Адрес сайта: http://www.kazah.org/

Общероссийская Общественная Организация «Федеральная национально-культурная автономия российских цыган»

Подробнее

Президент: Деметер Надежда Георгиевна

Дата создания: 1999 г.

Контакты: 109544, Россия, Москва, ул. Рабочая 6, корп. 1-91

Телефон: +7(495)671-40-10; +7(916)950-22-97; +7(963)770-07-41

Электронная почта: [email protected]; [email protected]

Адрес сайта: Цыганероссии.рф

Общественная организация «Федеральная национально-культурная автономия татар (ОО ФНКАТ)»

Подробнее

Целью ФНКАТ является самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Высший руководящий орган ФНКАТ: Конференция, созываемая Советом один раз в четыре года.В период между Конференциями постоянно действующим коллегиальным выборным руководящим органом ФНКАТ является Совет ФНКАТ.

Председатель Совета ОО ФНКАТ  — Гильмутдинов Ильдар Ирекович

Дата создания: 20 мая 1998г. в г. Казани

Контакты: пресс-секретарь — Алсу Хабибуллина

тел. 292-18-68, 292-22-93, 89272-43-66-80

эл. почта[email protected]

Адрес сайта: http://fnkat.tatarstan.ru/

Общероссийская общественная организация Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» (ФНКА УР)

Подробнее

  1. Основная цель Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» — объединение усилий общественных организаций украинцев Российской Федерации и координация их совместной деятельности по возрождению, изучению, развитию и популяризации украинской культуры.
  2. Председатель Правления — Безпалько Богдан Анатольевич
  3. Дата создания: 2 марта 2012 г.

Контакты: 121062, г. Москва, Трубниковский переулок, д. 30 А, корп. 2, кв. 7

тел. + 7 (495) 945-54-21

эл. почта[email protected]

Адрес сайта: http://fnkaur.ru/

Федеральная ассирийская национально-культурная автономия (ФАНКА)

Подробнее

  • Федеральная ассирийская национально-культурная автономия — общественное объединение граждан, относящих себя к этнической общности ассирийцев в России на основе добровольной самоорганизации, для решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры российских ассирийцев.
  • Президент организации — Алавердов Иосиф Николаевич
  • Дата создания: 2006 год
  • Контакты: 344000, г Ростов-на-Дону, ул 39 Линия, 1а

Федеральная национально-культурная автономия армян России

Подробнее

Федеральная национально-культурная автономия марийцев России

Подробнее

Федеральная Грузинская национально-культурная автономия в России

Подробнее

Федеральная национально-культурная автономия ногайцев России

Подробнее

Национально-культурная автономия

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РФ — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия — вид общественного объединения. Ее организационно-правовой формой является общественная организация.

  • Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности. Национально-культурная автономия имеет право:
  • 1) получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
  • 2) обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • 3) создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  • 4) сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • 5) следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • 6) создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;
  • 7) участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

8) устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

  1. Виды национально-культурной автономии:
  2. 1) местные национально-культурные автономии граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности;
  3. 2) региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями;
  4. 3) федеральная национально-культурная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности.

Названные национально-культурные автономии могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов РФ. Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном ФЗ «О национально-культурной автономии», а также «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 323.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

Национально-культурная автономия

Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики. Концепция, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15.06.96 N 909

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

в РФ форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным Этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ФЗ «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 г.) Н.-к. а могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях.

Читайте также:  Статья 22. размер платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность

Источник: Большой юридический словарь

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

особый, определенный законом статус отдельных этнических групп и государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Как форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности Н.-к.а. создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов. Идеи Н.-к.а. разработаны в начале XX в. в Австро-Венгрии К. Пеннером, О. Бауэром и другими лидерами австрийской социал-демократии. Эти идеи легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавших, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея Н.-к.а. основана на неправильном понимании нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как Н.-к.а. широко применяется во многих государствах современного мира для этнических меньшинств. Сущность Н.-к.а. сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин, или землячеств, этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. Проблема Н.-к.а. актуальна для русского этноса, учитывая, что свыше 25 млн. русских проживают за пределами РФ. (В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям. Создается на основе добровольной самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов о сохранении самобытности, развитии языка, образования, национальной культуры. Н.-к.а.

используется обычно разрозненно проживающими этническими группами, право на нее не является правом на национально-территориальное самоопределение. Различные формы Н.-к.а. используются саамами в Норвегии, Финляндии, Швеции, многими национальностями в Венгрии, Австрии, Румынии, Словакии и многих других странах.

Протокол Совета Европы 1993 о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950, поощряет использование различных форм Н.-к.а.

В России в соответствии с Федеральным законом «О национально-культурной автономии» 1996 могут быть созданы местные (городские, районные, поселковые, сельские), региональные и федеральные Н.- к.а.

Местные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений, региональные и федеральные — на конференциях, съездах делегатов нижестоящих автономий; регистрируются в органах юстиции.

При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, при органах исполнительной власти субъектов Федерации, при Правительстве РФ создаются консультативные советы по делам Н.-к.а. Н.-к.а.

в РФ создаются на принципах свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности, самоорганизации и самоуправления, сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой, законности и др. Н.-к.а.

имеет право обращаться в органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы, создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на родном языке, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла, создавать учреждения культуры, научные и образовательные учреждения, участвовать через своих представителей в деятельности международных неправительственных организаций, устанавливать и поддерживать в соответствии с законодательством гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ

форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности для выражения своих национальных духовных, культурных, образовательных и иных интересов. В Российской Федерации принят Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 г. В этом акте дается следующее определение А. и. к.: это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Закон предусматривает следующую систему А. н. к. Низший уровень — местная А. н. к. Она учреждается в городе, районе, поселке, сельсовете гражданами, входящими в национальное общественное объединение (землячество, община и т. п.). Для этого проводится собрание (конференция) делегатов данного национального общественного объединения. Следующий уровень — региональный, т.е. территория субъекта РФ. Региональная А. н. к. учреждается на конференции (съезде) делегатами местных А. н. к. Наконец — федеральные А. н. к., учреждаются на съезде делегатами региональных А. н. к. По этой схеме, например, проживающие в России немцы образуют А. н. к. в тех районах и городах, где они проживают, далее — объединения субъектов РФ и, наконец, — свою всероссийскую А. н. к. По логике Закона 1996 г., создание А. н. к. не предполагается для граждан, относящихся к этническим общностям, имеющим в Российской Федерации республику, автономную область, автономный округ и проживающим на их территории (хотя и прямого запрета в Законе тоже нет). К примеру, татары в Республике Татарстан не учреждают свою А- н. к., а проживающие в Москве, Мордовии, Башкирии и т. д. могут учредить региональные А. н. к. Затем они вправе учредить федеральную татарскую А. н. к. Согласно Закону, такие региональные и федеральные А. н. к. и органы государственной власти соответствующего субъекта РФ могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров. Правда, ситуация для некоторых этнических общностей такова, что им впору создавать свои национально-культурные объединения на территории собственных республик или автономных округов, где они составляют меньшинство. После учреждения А. н. к. следует ее регистрация соответственно в органе юстиции субъекта РФ или Министерстве юстиции РФ. Согласно Закону 1996 г., А. н. к. имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Особое внимание Закон 1996 культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей. Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав А. н. к., осуществляется за счет: а) А. н. к., их учреждений и организаций, частных лиц; б) федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В этих же целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды. А. н. к. обладают правом собственности в соответствии с законодательством РФ, могут получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления имущество в собственность или в аренду. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ оказывают помощь, в том числе целевую финансовую, при осуществлении программ и проектов национально-культурного развития. Закон подчеркивает, что право на А. н. к. не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на А. н. к. не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. А. н. к образуют органы своего внутреннего управления. При Правительстве РФ создается консультативный совет по делам А. и. к., который является совещательным органом и действует на общественных началах.

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Ссылка на основную публикацию