Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования

  • Система ОСС представляет собой:
  • · с одной стороны — комплекс соц.-экономических отношений
  • · с другой стороны — особый социально-экономический институт, находящийся во взаимодействии с различными общественными структурами.
  • Особое место в этих отношениях принадлежит государству, что обусловлено его управленческими функциями.
  • Управление системой СС – это процесс поддержания функционирования, а также воздействия на комплекс социально-экономических отношений с целью обеспечения скоординированной деятельности всей системы по защите населения от негативных последствий реализации социальных рисков.

Для российской системы управления ОСС характерно сочетание гос. управления и самоуправления страховщиков фондов ОСС и страховых организаций, что проявляется в автономии их бюджетов, предоставления права сбора страховых взносов.

Однако, преобладающая роль гос-ва привела к фактическому огосударствлению системы ОСС. В наст.вр. по организационно правовому статусу фонды ОСС являются гос.

учреждениями, а следовательно, входят в состав органов государственной исполнительной власти, а именно, входят в состав мин-ва здравоохранения и мин-ва труда и соц-го развития РФ, которые являются координаторами их деятельности.

Органы гос-ой исполнительной власти определяют формы и методы оперативного управления их деятельностью (решение кадровых вопросов, контроль и надзор за их деятельностью).

К полномочиям федеральных органов государственной власти по управлению ОСС относятся:

1) установление порядка принятия бюджетов фондов СС и порядка их использования. Проект бюджета каждого фонда разрабатывается самостоятельно соответствующим фондом по поручению правительства РФ, рассматривается на заседании прав-ва, затем направляется в гос.думу и совет федерации.

2) Утверждение бюджета каждого фонда ОСС и отчетов каждого из них об его исполнении.

Утверждение бюджетов фондов ОСС происходит одновременно с рассмотрением фед-го бюджета на очередной финансовый год с рассмотрением гос.думой и советом федерации. Отчет также утверждается гос.

думой и советом федерации. И утверждение бюджета и отчета о его исполнении имеет форму федерального закона и рассматривается одновременно.

  1. 3) Управление системой ОСС. Она охватывает:
  2. · разработку стратегий его развития, законод.базы
  3. · разработку подзаконных нормативных актов;
  4. · вопросы координации и регламентации деят-ти внебюджетных страховых фондов;

· установление норм и правил страхового обеспечения осущ-ся министерством здравоохранения и мин-вом социального развития РФ. Оперативное управление текущей деятельности фондов осущ-ся их органами самостоятельно.

4) Обеспечение финансовой сбалансированности системы ОСС в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объемах предусмотренных бюджетами фондов.

В целом органы гос.власти осуществляют следующие функции по управлению ОСС:

· Президент РФ определяет основные направления гос.политики в соц.сфере; подписывает и обнародует ФЗ; указы президента.

· Гос.Дума: принимает ФЗ; утверждает бюджеты ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и отчеты об их исполнении

· Счетная палата РФ: экспертиза проектов бюджетов фондов соц.страхования, проверка отчетов об исполнении фондов бюджетов СС; проверка финансово-экономической деятельности фондов СС.

· ЦБ РФ: открытие счетов ПФР, ФСС РФ, ФФОМС; хранение денежных средств ОСС.

· Правительство РФ: обеспечивает проведение социальной, финансовой и денежно-кредитной политики; создает гос.внебюджетные фонды по каждому виду (направлению) ОСС, дает поручение гос.внебюджетному фонду на разработку соответствующего фонда.

· Министерство здравоохранения и министерство труда и соц.развития РФ: разработка предложений по формированию гос.политики в области соц.обеспечения и страхования; координация деятельности гос.внебюджетных фондов; принятие нормативно-правовых актов по вопросам СС и обеспечения.

· Министерство эк.развития РФ: участвует в разработке и реализации соц.политики, включая вопросы пенсионного и иных видов соц.обеспечения (страхования), вопросы демографии, трудовых ресурсов, занятости, соц.партнерства и т.п с учетом экономических возможностей государства; разрабатывает принципы, методы и формы реализации государственной соц-экономической политики.

· Министерство финансов: подготавливает предложения по формированию и использованию средств гос.внебюджетных фондов по установлению размера отчислений; обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политик.

  • · Министерство юстиций: осуществляет экспертизу и регистрацию нормативно-правовых актов.
  • · Конституционный суд РФ, высший арбитражный суд: осуществляет проверку конституционности положений нормативных актов; принятие соответствующих решений и определений; решения и определения судебных органов являются обязательными для исполнения в управленческой практике и имеют всеобщероссийское значение.
  • Управление на микроуровне:
  • Ø внутренние системы управления вкаждом фонде отличаются друг от друга:
  • · ПФРФ: обладает централизованной структурой, в которой управленческие решения по формированию и расходованию финансовых ресурсов, а также правила и инструкции, регламентирующие все виды деятельности фонда, его отделений и филиалов на местах, принимаются на федеральном уровне.

· ФСС РФ: обладает организационной структурой, сочетающей в себе централизованное и децентрализованное управление. Централизованные руководящие решения идут в региональные фонды ФСС, которые руководят филиалами. Филиалы осуществляют руководство комиссиями по социальному страхованиюна предприятии.

Однако многие важные решения принимаются на уровне предприятия, где происходит сбор основных взносов и перевод их на специальный счет соц.страхования. В соответствии с директивами фонда соц.комиссии на предприятии производят выплату пособий по временной нетрудоспособности и другие выплаты. Вся система организационных и фин.

отношений между различными уровнями ФСС основана на солидарности и перераспределении ресурсов между регионами и предприятиями на основании «зачетного принципа» (если позитивный баланс возникает на региональном и отраслевом уровнях, остаток направляется на федеральный уровень, где он может быть использован для дотации регионов с негативным балансом).

· ФОМС: в отличие от ПФ РФ, является децентрализованной структурой, включающей в себя ФФ ОМС, территориальные фонды в каждом регионе РФ, независимые от ФФ ОМС. В отношениях между ФФ ОМС и ТФ ОМС нет практически никакой иерархии, поскольку территориальные фонды отвечают за свою работу перед региональной властью.

Другими словами, ФФ ОМС трудно осуществлять контроль за организацией медицинского обслуживания населения в регионе.

Практическое воздействие на объем и качество предоставляемых медицинских услуг в различных регионах ФФ ОМС оказывает путем финансирования затрат на выравнивание условий деятельности территориальных фондов ФФ ОМС.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования

Правовые основы обязательного социального страхования

  • Процедура страхования относится к исключительному виду экономических взаимоотношений, состоящее из разнообразных видов деятельности, в их число входят первичное страхование, перестрахование, сострахование.
  • Она осуществляется посредством самострахования, взаимного и коммерческого страхования и сводится к взаимным отношениям, возникающим между страхователем и страховщиком.
  • Причем страховщик защищает имущественные интересы страхователей, производя денежные выплаты из страхового фонда при образовании страховых случаев, который собирается из страховых взносов, ежемесячно вносимых страхователем.

Что это такое, и какие цели преследует

Система правовых, экономических, организационных мероприятий, разработанных государством для гарантированной защиты интересов граждан Российской Федерации, называют обязательным социальным страхованием.

Она регламентируется Гражданским кодексом, в частности статьей 927, где отмечено:

«обязательное страхование необходимо производить в определенных законодательными актами ситуациях. Например, при появлении возможных угроз для жизни, здоровья страхователя, имущества сторонних лиц или при надобности исполнить страховщику в отношении сторонних лиц свою гражданскую ответственность, которая может быть выполнена за его счет, возможно за счет причастных лиц».

К объектам, входящим в состав обязательного социального страхования принадлежат:

  • состояние материального или социального положения российских граждан в соответствии с указанным в законах Федерации, которое наступило в результате инвалидности, заболеваний, травмы, несчастных случаев на производстве, беременности, рождением ребенка и ухода за ним, выхода на пенсию, потери кормильца;
  • объективные потребности в получении компенсаций, не зависимые от воли нуждающегося лица, связанные с потерей здоровья, профессиональной трудоспособности, смерти в результате деятельности на производстве или возникновение ситуации, имеющей признак случайности и непредсказуемости;
  • временная потеря заработной платы, вознаграждений лицом, которое было застраховано, увеличение его расходов либо членов его семьи, связанных с возникновением страхового случая по временной нетрудоспособности, беременности, родов, рождением ребенка, ухода до исполнения полтора годовалого возраста, смертью;
  • имущественные интересы граждан, которые имеют несовершеннолетних детей на иждивении;
  • возмещение заработной платы, платы за труд или услугу застрахованному лицу, который он имел до установления обязательного вида страхования;
  • страховые риски, затрудненные возникновением страховых случаев, когда нужно оплатить оказанную медицинскую помощь.
Читайте также:  Статья 2.1. План обороны Российской Федерации

Как обязательное социально страхование представлено в законодательство Российской Федерации

В Федеративном законе, опубликованном под номером 4015-1 и называемом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» разъясняются условия и порядок осуществления конкретных видов обязательного страхования.

В нем подчеркнуто, что в содержание положения процедуры страхования, входящего в разряд обязательного необходимо внести:

  • описание субъектов и объектов, которые составляют суть процедуры страхования;
  • список с перечнем случаев, отнесенных к страховым;
  • минимальный размер выплачиваемого пособия либо способы его подсчета;
  • методы расчета страхового тарифа, его величину в денежном эквиваленте;
  • время и распорядок, по которому будет проводиться оплата взносов по страховке;
  • сроки действия договора, заключаемого на процедуру страхования;
  • способ расчета размера средств, выплачиваемых по обязательному страхованию;
  • контролирование хода проведения процедуры;
  • назначение мер за неисполнение или ненадлежащее выполнение субъектами, порученные им обязательства.

К основной законодательной базе, регламентирующей производство процедуры обязательного социального страхования, относятся перечисленные в таблице законы, имеющие статус Федерального.

Наименование Номер Дата принятия
1 Об основах обязательного социального страхования 165-Ф 16.07.1999
2 О государственной социальной помощи 178-ФЗ

Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти

Функции по выработке государственной политики и по правовому регулированию в области социальной защиты и социального обеспечения населения в стране осуществляет специальный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таковым органом является Минздравсоцразвития России.

Оно осуществляет также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координирует деятельность ПФР, ФСС России, ФФОМС.

Свои функции Минздравсоцразвития России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями независимо от их организационно-правовой формы Полномочия Минздравсоцразвития России разнообразны. Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ о социальном развитии. По вопросам, требующим решения федерального правительства, министерство готовит и другие документы — проекты планов работы, прогноз показателей своей деятельности и др.

Минздравсоцразвития России вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции. Так, оно утверждает положения о территориальных органах подведомственных ему федеральных служб и агентств.

Министерство принимает различные нормативные акты в соответствии с направлениями своей деятельности.

Например, в сфере здравоохранения оно утверждает порядок организации медицинской и скорой медицинской помощи гражданам; определяет виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, а также виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим опасными заболеваниями, и др.

В сфере пенсионного обеспечения министерство также принимает разные виды актов, например Порядок организации работы по вопросам, касающимся ведения пенсионной документации, подтверждения периодов работы и стажа, дающей право на различные виды пенсий, их подсчета и т. н.

; Правила, регламентирующие обращение за пенсиями, их назначение и выплату, перерасчет размера пенсии, переход с одного вида пенсии на другой; Перечень документов, необходимых для установления пенсий; разъяснения о порядке применения законодательства о пенсионном обеспечении; Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и иные виды актов.

В сфере социального обслуживания граждан министерство принимает акты, аналогичные приведенным выше, — Порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; Формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; Перечни заболеваний, возникновение или обострение которых может быть связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и других территорий; Форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и пр.

Министерство также обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики в закрепленных за ним сферах деятельности.

Работники аппарата министерства организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принимают по ним решения и направляют ответы в установленные законодательством сроки.

При этом они руководствуются Должностным регламентом федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.

Минздравсоцразвития России наделено соответствующими полномочиями по международному сотрудничеству в относящейся к его деятельности области.

Возглавляет этот федеральный орган министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Структурными подразделениями министерства являются департаменты, формируемые по направлениям деятельности. В их состав входят соответствующие отделы.

Помимо вопросов организационного характера, касающихся непосредственно самого министерства, министр наделен рядом полномочий в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования.

Так, министр вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей ПФР, ФСС России, ФФОМС; проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность названных фондов; по представлению руководителей указанных фондов — проекты федеральных законов о бюджетах фондов и об их исполнении.

Министр принимает нормативные правовые акты но направлениям деятельности перечисленных фондов и назначает проверки их деятельности (Хотя, согласно положениям ст.

13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», только Правительство РФ должно осуществлять управление системой обязательного социального страхования, а не какое-либо министерство.

В действительности правительство, предоставив министру широкие полномочия, касающиеся деятельности фондов обязательного социального страхования, по существу, делегировало свои функции данному министерству.).

  • Министр обладает также и другими правами, в частности, дает поручения федеральным службам и агентствам, подведомственным министерству, и контролирует их исполнение; отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных федеральных служб и агентств; издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам в сфере деятельности министерства — приказы ненормативного характера.
  • Финансирование содержания министерства осуществляется за счет предусмотренных федеральным бюджетом средств.
  • В ведении министерства находится ряд федеральных служб и агентств, хотя не все они имеют непосредственное отношение к социальному обеспечению населения.
  • Федеральная служба по труду и занятости, например, осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, за регистрацией инвалидов в качестве безработных;
  • Регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан; оказывает государственные услуги в содействии гражданам в поиске подходящей работы, в осуществлении социальных выплат безработным; проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений, осуществляет привлечение виновных к ответственности, рассмотрение дел об административных правонарушениях; содействует в организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан, а также их психологической и социальной поддержки и пр.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития.

В частности, оно занимается вопросами оказания медицинской помощи; предоставления услуг в области курортного дела; организации судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз; оказания протезно-ортопедической помощи; реабилитации инвалидов, организации предоставления социальных гарантий социально незащищенным категориям граждан; социального обслуживания инвалидов; проведения медико-социальной экспертизы и др.

Читайте также:  Статья 35. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий

Для выполнения поставленных задач это агентство организует деятельность государственной службы МСЭ, государственной службы реабилитации инвалидов и государственной службы реабилитационной индустрии; занимается установлением причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации, связи заболевания с профессией, организует деятельность по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф и пр.

Возглавляют эти органы руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством РФ.

Финансирование расходов на содержание служб и агентств осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными для них соответствующими нормативными правовыми актами — положениями об этих органах.

  1. Итак, государственная система органов социального обеспечения населения на федеральном уровне представляет собой сложную организационно-управленческую структуру:
  2. Минздравсоцразвития России и его центральный аппарат (департаменты и отделы);
  3. федеральные службы
  4. федеральные агентства.
  5. Органы социального обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации, на районном (городском) и местном уровне могут носить разные наименования — министерства, департаменты, комитеты, управления, отделы социального развития или социальной защиты населения (региональные и местные органы социального обеспечения), но задачи и функции в целом у них одинаковые.
  6. Особенностью нижестоящих органов социального обеспечения населения в субъектах Российской Федерации является то, что они находятся в двойном подчинении — Минздравсоцразвития России и администрации субъекта Российской Федерации, района (города), муниципальных образований.

Структура органов управления социальным страхованием, их полномочия и ответственность

Исходя из объема правомочий, степени их участия в деле обязательного социально-страхового обеспечения, к органам управления в данной сфере относятся:

  • 1) органы государственной власти;
  • 2) органы фондов социального страхования – страховщиков;
  • 3) негосударственные организации, которым государство делегировало часть своих полномочий (комиссия соцстраха);
  • 4) общественные организации (профсоюзные организации);
  • 5) организации, непосредственно предоставляющие обязательное социально-страховое обеспечение (работодатели и пр.).

Главной и конечной целью страхования является воплощение в жизнь прав застрахованных лиц на обязательное социально-страховое обеспечение, а корреспондирующей обязанностью соответствующих органов – создание условий для его предоставления. Так, согласно ст.

13 и 14 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» федеральное правительство в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ осуществляет управление системой обязательного социального страхования; это страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы и объединения работодателей имеют право на паритетное представительство в органах управления фондами конкретных видов обязательного социального страхования.

Полномочия и функции государственных внебюджетных фондов

Фонды социального страхования (пенсионный, медицинского и социального страхования) представляют собой финансово-кредитные некоммерческие учреждения, действующие в области социальной защиты работающих и членов их семей.

Важнейшими характеристики фондов являются следующие:

  • – закон обязывает работодателей и работников участвовать в деятельности этих фондов, что определяет их публичный характер; для других субъектов правоотношений деятельность фонов носит гражданско-правовой характер;
  • – с финансовых позиций фонды социального страхования являются внебюджетными, т.е. отделены от государственных бюджетов всех уровней, но в то же время они имеют свои бюджеты, которые утверждаются федеральными законами; по форме аккумуляции и расходования ресурсов они являются страховыми учреждениями;
  • – с позиции управления они рассматриваются как административно-централизованные организации[1].
  • Основное предназначение фондов состоит в аккумуляции и последующем распределении на постоянной основе целевых и централизованных финансовых ресурсов для защиты материального положения работников, организации оплаты медицинской и реабилитационной помощи в случае наступления для них наиболее массовых социальных рисков, связанных с заболеваемостью и несчастными случаями.
  • Целевой характер страховых ресурсов определяет правовой статус фондов: они организационно обособлены и финансово автономны.
  • Централизованный характер организации их финансов определяет преимущественно федеральный характер управления ресурсами.
  • Социальный характер деятельности фондов но решению задач социальной защиты работников придает им атрибут публичной значимости, что находит закрепление в правовом плане с помощью применения принципа обязательности участия в системах социального страхования всех работодателей и работников.
  • Управление деятельностью фондов осуществляют: Правительство РФ (разработка бюджетов, назначение руководителей и контроль), Федеральное Собрание РФ (утверждение бюджетов).
  • Методологической основой построения работы фондов выступает ряд взаимоувязанных трудовых, социальных и страховых отношений.
  • 1. Наличие государственных норм социальной защиты застрахованных, что объясняет ряд принципиальных условий их функционирования: во-первых, наделение фондов социального страхования властными полномочиями во взаимоотношениях со страхователями (работодателями) по уплате ими страховых взносов, а во-вторых, обязательная подотчетность и подконтрольность фондов органам государственной власти.
  • 2. Законодательное регулирование круга и величины страховых взносов и выплат, что требует от фондов проведения актуарного обоснования при подготовке проектов бюджетов и рекомендаций по совершенствованию системы на средне- и долгосрочную перспективу.
  • 3. Перенесение правовой ответственности за социальную защиту работников (за социальные риски) с работодателей (при уплате ими страховых взносов) на фонды, которые становятся субъектами правопритязаний застрахованных работников (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Механизм переноса правовой ответственности со страхователей на фонды социального страхования

Таким образом, экономический, финансовый и правовой механизмы социального страхования строятся как единое целое, что для фондов выражается в следующей формуле: «Вы (страхователи) предоставляете нам финансовые ресурсы, а мы обеспечиваем снятие с вас ответственности».

Такая природа фондов вытекает из самой сущности социального страхования, которое является уникальным симбиозом трудовых отношений, объединенных механизмами социальной защиты и страхования.

Трудовые отношения и сопутствующие им социальные риски подлежат учету, а работники защищены от них с помощью коллективного страхования.

Фонды являются «хранилищами» ресурсов и выступают субъектами ответственности.

Условием эффективной работы фондов является достаточное число страхуемых работников и уплаченных в их пользу взносов: при минимально необходимых затратах участников достигается цель максимальной компенсации последствий рисков.

Ресурсы фондов социального страхования являются собственностью государства.

Структура фондов социального страхования, величины страховых взносов и виды выплат застрахованным представлены на рис. 7.6.

Рис. 7.6. Система финансовых потоков в системе социального страхования России

Весьма сложным вопросом является правовой статус фондов социального страхования. Это связано с тем, что фонды как субъекты права в нашей стране еще не обрели институциональных характеристик страховщиков в системе обязательного социального страхования.

По своей правовой и социальной природе социальное страхование находится одновременно в правовых полях частного и публичного права.

Как логично отмечают в связи с этим ученые-юристы[2], правоотношения и их субъекты можно классифицировать на две группы:

  • 1) частные отношения, в основе которых лежат частный интерес и частные субъекты, действующие на принципах равенства и свободы воли;
  • 2) публичные отношения, в основе которых находится публичный (общественный) интерес, и публично-властные субъекты, действующие на принципах иерархии и подчинения.

Такое деление позволяет разграничить частные и публичные интересы и тем самым, с одной стороны, обеспечить невмешательство государства в частные дела, а с другой – не допустить действий в частных интересах тех субъектов, которые осуществляют властные полномочия от имени государства.

Правовой же статус социальных внебюджетных фондов таков, что ни их самих, ни возникающие с их участием правоотношения невозможно полностью отнести к какой-либо одной из указанных выше групп отношений и субъектов.

Социальные внебюджетные фонды при осуществлении ими такой деятельности в сфере социального страхования, как сбор страховых взносов, назначение государственных, социальных пособий в денежной и натуральной формах, контроль за объемом и качеством государственных социальных пособий, выплачиваемых в натуральной форме, и т.д., являются публично-властными субъектами. Они наделены соответствующими властными полномочиями, необходимыми для выполнения ими перечисленных выше публичных функций.

Однако данные фонды выступают стороной огромного количества частных отношений. Например, большая часть отношений, в которых в соответствии с ныне действующим законодательством участвуют фонды обязательного медицинского страхования, являются частноправовыми (это отношения со страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями).

В Пенсионном фонде и Фонде социального страхования объем частноправовых отношений несколько меньше, но все равно они есть.

Читайте также:  Федеральный закон от 20.05.2002 N 54-ФЗ (ред. от 29.03.2010) "О временном запрете на клонирование человека"

Это, например, отношения с различными организациями в области инвестирования социальных страховых средств (резервов) с целью защиты их от инфляции, отношения в сфере организации осуществления страховых выплат застрахованным и выгодоприобретателям и т.д.

Структура органов управления социальным страхованием, их полномочия и ответственность

Управление системой соцстрахования возложено государством на специальные фонды, которые курируют обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование. Фонды соцстрахования являются учреждениями публичными и некоммерческими.

Практическая реализация процесса страхования находится в компетенции комиссий по соцстрахованию, в которые входят сотрудники предприятия (организации).

Также в перечень органов управления соцстрахованием включают профсоюзы, общественные организации и непосредственно страхователей (работодателей).

Секторы управления

Согласно Конституции и закону №165 «Об основах обязательного соцстрахования», Правительство РФ управляет системой соцстрахования. Правительством назначается руководство Фонда соцстраха, разрабатывается бюджет, который должен быть утвержден Федеральным Собранием. Профсоюзные организации (ст.

14 вышеуказанного закона) вправе контролировать использование финансов, которые поступают от страхователей. ФСС состоит из контролирующих, исполнительных и руководящих органов. В сектор контроля включены налоговые службы, профсоюзы и контрольно-ревизионная служба самого ФСС.

Исполнительный сектор:

  • Подразделения (центральные), управляющие финансами в хозяйственных отраслях;
  • Подразделения (в регионах), осуществляющие распределение средств в областях, республиках и других субъектах Федерации;
  • Филиалы отраслевых и региональных подразделений.

К руководящему сектору относятся председатель, 5 заместителей (назначаются правительством). В правление Фонда входят 35 сотрудников, утверждаемых на должность Правительством.

Координационные советы (региональные, отраслевые) являются совещательными органами. Организация комиссий по соцстрахованию обязательна для каждого зарегистрированного в Фонде работодателя.

Если штат сотрудников больше тысячи, то комиссий может быть несколько.

Полномочия и права

Соцзащиту работающим гражданам и их семьям обеспечивают фонды страхования (пенсионный, медицинский, социальный). Это страховые организации, поскольку аккумулируют и распределяют средства согласно принципам страхования.

Базовая цель — социальная защита трудоустроенного населения при реализации социальных рисков. Согласно вышеупомянутому Федеральному закону, ФСС является страховщиком при реализации социальных рисков, связанных с временной нетрудоспособностью, материнством.

Права Фонда (согласно ст. 4.2):

  • Проведение проверок по страховым выплатам;
  • Получение информации (в ответ на запросы) от страхователей и налоговых организаций;
  • Получение сведений из Федерального казначейства касательно поступивших средств на счета Фонда;
  • Отказ в погашении страховых выплат (причины: нарушение закона, отсутствие либо неверное оформление необходимых документов);
  • Контроль выдачи, оформления больничных листов;
  • Подача исковых заявлений к медорганизациям, по вине которых произведены необоснованные выплаты;
  • Представление интересов застрахованного физлица и др.

В процессе страхования фонды берут на себя обязательства и правовую ответственность работодателей перед сотрудниками, при условии, что работодатели выплачивают страховые взносы. Внебюджетный статус фондам обеспечивает отделенность их бюджетов от государственных и региональных. Однако утверждаются бюджеты соцфондов на федеральном уровне в соответствии с действующим законодательством.

Каковы обязанности фондов?

В качестве страховщика Фонд управляет средствами соцстрахования, разрабатывает проект собственного бюджета и обеспечивает его исполнение (после утверждения), ведет учет поступающих финансовых средств, проектирует бюджетную отчетность. Также структуры контролируют деятельность страхователей, которая связана с назначением, перечислением пособий по временной нетрудоспособности. К обязанностям Фонда также относят:

  • Выделение средств на выплату страховых обеспечений;
  • Перевод средств работодателю для выплаты компенсаций по страховке;
  • Регистрация (заполнение реестра) работодателей, выступающих в качестве страхователей;
  • Учет физлиц, вступивших в отношения обязательного страхования на добровольной основе;
  • Консультации (бесплатные) для субъектов соцстрахования по применению законодательной базы, помощь в составлении жалоб, представление интересов застрахованных физлиц в суде.

Сотрудникам категорически запрещено обнародовать полученную от застрахованных лиц информацию о состоянии здоровья, финансовом положении. Диагноз и размер дохода можно разглашать только в законодательно предусмотренных случаях. Соцфонды являются публичными организациями, наделенными властными полномочиями, которые позволяют осуществлять профильную деятельность в системе соцстрахования.

Заключение

Сферой соцстрахования в РФ управляет Правительство, некоммерческие фонды (медицинский, пенсионный, социальный), профсоюзы, комиссии соцстраха на производствах. Их права и обязанности прописаны в федеральных законах.

Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования

  • К
    полномочиям федеральных органов
    государственной власти в системе
    обязательного социального страхования
    относятся:
  • установление
    основ правового регулирования
    обязательного социального страхования;
  • установление видов
    обязательного социального страхования;
  • установление круга
    лиц, подлежащих обязательному социальному
    страхованию и имеющих право на страховое
    обеспечение;
  • установление
    условий назначения и размеров страхового
    обеспечения;
  • установление
    порядка принятия бюджетов фондов
    конкретных видов обязательного
    социального страхования (далее — бюджеты
    обязательного социального страхования)
    и порядка их исполнения;
  • утверждение
    бюджетов обязательного социального
    страхования и отчетов об их исполнении;
  • установление
    тарифов страховых взносов на конкретные
    виды обязательного социального
    страхования;
  • установление
    расчетной базы, с которой начисляются
    страховые взносы, в том числе верхнего
    и нижнего пределов этой базы, а также
    порядка взимания страховых взносов и
    порядка осуществления страховых выплат;
  • установление
    ответственности субъектов обязательного
    социального страхования при нарушении
    законодательства Российской Федерации;
  • определение порядка
    хранения средств обязательного
    социального страхования и гарантий
    устойчивости финансовой системы
    обязательного социального страхования;
  • управление системой
    обязательного социального страхования.

Субъекты обязательного социального страхования

Субъекты обязательного
социального страхования – участники
отношений по обязательному социальному
страхованию.

Субъектами
обязательного социального страхования
являются страхователи (работодатели),
страховщики, застрахованные лица.

Страхователи
– организации любой организационно-правовой
формы, а также граждане, обязанные в
соответствии уплачивать страховые
взносы. Страхователями являются также
органы исполнительной власти и органы
местного самоуправления. Страхователи
определяются в соответствии с федеральными
законами о конкретных видах обязательного
социального страхования.

Страховщики –
некоммерческие организации, создаваемые
для обеспечения прав застрахованных
лиц по обязательному социальному
страхованию при наступлении страховых
случаев.

Застрахованные
лица – граждане Российской Федерации,
а также иностранные граждане и лица без
гражданства, работающие по трудовым
договорам, лица, самостоятельно
обеспечивающие себя работой, или иные
категории граждан, у которых отношения
по обязательному социальному страхованию
возникают в соответствии с федеральными
законами о конкретных видах обязательного
социального страхования.

Права и обязанности субъектов Права и обязанности застрахованных лиц

  1. Застрахованные
    лица имеют право:
  2. 1)
    на своевременное получение страхового
    обеспечения в порядке и на условиях,
    которые установлены федеральными
    законами о конкретных видах обязательного
    социального страхования. В случаях,
    установленных федеральными законами,
    право на страховое обеспечение могут
    иметь члены семьи застрахованного лица
    и лица, находящиеся на его иждивении;
  3. 2) на защиту лично,
    через своего представителя или профсоюз
    своих прав, в том числе в суде;
  4. 3)
    на участие через своего представителя
    или профсоюз в управлении обязательным
    социальным страхованием;
  5. 4) на получение
    информации о деятельности страховщиков
    и страхователей;
  6. 5)
    на внесение предложений через своего
    представителя или профсоюз о тарифах
    страховых взносов страховщикам и в
    Правительство Российской Федерации.
  7. Застрахованные
    лица обязаны:
  8. 1)
    своевременно предъявлять страховщику
    документы, содержащие достоверные
    сведения и являющиеся основанием для
    назначения и выплаты страхового
    обеспечения, предусмотренного федеральным
    законом о конкретном виде обязательного
    социального страхования;
  9. 2)
    вносить страховые взносы, если такая
    обязанность установлена федеральными
    законами о конкретных видах обязательного
    социального страхования.
Ссылка на основную публикацию