Статья 9. дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы

Развитие человека произошло только благодаря труду. Во время работы формируются ценности, которые могут быть материальными или духовными. Основная цель труда заключается в удовлетворении потребностей не только одного человека, но и всего общества.

Поэтому без него невозможно существование цивилизации. Правительство России разными нормативными актами гарантирует гражданам свободу на выбор профессии и право на труд.

Что это такое

Сейчас труд невозможен без понятия права. Даже в античном мире встречаются определенные учения, в которых приводится необходимость правового регулирования трудовой деятельности. Фундаментальное право на труд закрепляется в Конституции всех государств. В России данная информация содержится в ст. 37 Конституции.

Понятие «право на труд» означает:

  • каждый человек может беспрепятственно пользоваться собственными знаниями, способностями или навыками для эффективной трудовой деятельности, а также выбирать разные профессии;
  • запрещается принудительный труд;
  • работодатели должны создавать для своих работников условия, которые соответствуют требованиям гигиены и безопасности;
  • не допускается какая-либо дискриминация относительно расчета вознаграждения, а также выплата не может быть ниже МРОТ;
  • государство гарантирует защиту от безработицы;
  • у каждого гражданина имеется право на трудовые споры, которые могут быть как коллективными, так и индивидуальными;
  • работники могут устраивать забастовки;
  • у каждого наемного специалиста имеется право на отдых, представленный перерывами и отпуском.

Нарушение данных положений Конституции влечет за собой привлечение к ответственности. Обычно нарушают эти требования работодатели, которые пытаются незаконным методом снизить размер зарплаты сотрудников или не создают им безопасные условия для реализации должностных обязанностей.

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы

Источники трудового права

Право относительно трудовой деятельности формировалось в течение длительного времени.

Для жизни любого человека требуется работа, которая позволяет получать зарплату, используемую для покупки продуктов питания, одежды или других обязательных товаров.

Сейчас в России и других государствах действуют многочисленные законы и другие нормативные акты, на основании которых регулируется трудовая деятельность.

Стандартно данные акты делятся на две группы:

  • международная документация, представленная контрактами, подписанными между несколькими государствами;
  • законы, принятые в одной стране.

К международным документам причисляется всеобщая декларация, содержащая основные права человека, а также пакты, на основании которых формируются социальные, культурные и даже экономические права. Дополнительно россияне учитывают во время работы и найма европейскую социальную хартию.

Внимание! В пределах России работодатели должны изучать положения Конституции, ТК и ФЗ «О занятости».

В советское время вносилось множество изменений в законодательные акты относительно права на труд. Сейчас дополнительно принимаются разные законы и локальные акты, благодаря которым упрощается процесс взаимодействия наемных работников с руководителями компаниями.

Раньше труд ассоциируется с правом на гарантированную работу, а также с необходимостью работать на благо всего общества. Предпочтение отдавалось общественному производству, а не всем видам деятельности.

Сейчас Конституция защищает индивидуальное право человека на работу. Поэтому любой гражданин самостоятельно выбирает вид деятельности, а также без препятствий распоряжается собственными знаниями и умениями. Запрещается принудительно заставлять человека работать в какой-либо компании.

Справка! Россиянин может работать по найму или самостоятельно открыть собственную компанию, а также занимается индивидуальной деятельностью.

Допускается не работать или не иметь конкретного места трудоустройства. При этом работодатель обязан создать условия для работы, а также не допускается дискриминация относительно заработка.

Размер зарплаты не может быть меньше МРОТа, установленного на локальном уровне.

У каждого наемного работника имеется право на отдых, представленный не только отпуском, но и перерывами во время реализации трудовых обязанностей.

На государственном уровне устанавливается приоритет международных актов над российскими правилами, так как в правовую систему РФ включены нормы международного права.

Нормативные акты, на которые нужно ориентироваться работникам и работодателям, могут быть федеральными или региональными. Основные сведения содержатся в ТК, при принятии которого зафиксировалась многоуровневая система регулирования трудовых взаимоотношений.

Свобода трудовой деятельности

В 1993 году была принята Конституция, которой закрепляется не только право на труд в РФ, но и на его свободу.

Поэтому каждый гражданин самостоятельно определяет, для каких целей он будет применять имеющиеся способности.

Любой человек может без препятствий выбрать подходящую и интересную профессию, а также род деятельности. При этом государство и другие факторы не могут влиять на его решение.

К другим нюансам свободы труда относится:

  • между работодателями и наемными работниками составляется официальное соглашение, в котором прописываются условия сотрудничества;
  • на основании договора принимается решение о том, какую должность будет занимать сотрудник, а также какую зарплату он будет получать за конкретные трудовые обязанности;
  • в тексте контракта приводятся условия, при которых будет осуществляться работа наемного работника;
  • ежегодно расширяется интеграция между российским законодательством и международными нормативными актами, поэтому свобода труда – это самостоятельная правовая категория.

Постоянные изменения, вносимые в Конституцию относительно труда, обусловлены появлением новых систем хозяйствования и развитием частного производства. Государство все меньше вмешивается в деятельность коммерческих организаций. Но при этом представители власти по-прежнему остаются регулировщиками трудовых отношений.

Регулярно принимаются законы, призванные либерализировать эту область. Поэтому государство теряет рычаги давления, а также уменьшается количество гарантий, предлагаемых россиянам. Такие изменения негативно воспринимаются обычными гражданами, которые часто страдают от незаконной деятельности частных предпринимателей и владельцев компаний.

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Право на труд – это возможность для каждого россиянина самостоятельно выбирать профессию или работодателя. При этом государство гарантирует защиту от безработицы, а также обеспечивает создание комфортных и безопасных условий для работы.

Человек имеет право на получение достойного вознаграждения за добросовестное выполнение трудовых обязанностей. Если работодатель по разным причинам нарушает трудовые права наемного сотрудника, то он привлекается к ответственности, которая может быть не только административной, но и уголовной.

Кс представил сборник о реализации права на защиту от безработицы

Конституционный Суд РФ опубликовал сборник по реализации права на защиту от безработицы, в который вошли шесть постановлений – начиная с октября 2009 г. по июль 2020 г.

Так, документ включает Постановление от 22 октября 2009 г. № 15-П/2009, в котором Суд ранее выявил, что возможность досрочного выхода на пенсию предоставлялась только тем безработным лицам, которые были уволены из организаций.

Граждане, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, при прочих равных условиях были лишены такой возможности.

Соответственно, получение пенсии до достижения установленного законом возраста в качестве меры социальной защиты от безработицы зависело от того, у какого работодателя трудился гражданин непосредственно перед увольнением.

Такое законодательное регулирование, отметил КС, необоснованно снижает уровень социальной защиты безработных граждан, работодателями которых являлись предприниматели, по сравнению с гражданами, уволенными из организаций.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян согласилась, что установление критериев, по которым происходит ранжирование мер соцподдержки в зависимости от статуса работодателя, является неоправданным. «Работники, числящиеся у ИП, не имеют никаких льгот в части налоговых отчислений, а также отчислений в фонды.

Одновременно с этим ставить работников, занятых у ИП, при увольнении в худшее положение по сравнению с работниками организаций считаю необоснованным.

Работники вне зависимости от формы деятельности работодателей должны быть поставлены в равные условия в части не только пособий по безработице, но и начисления пенсионных выплат», – полагает она.

В Постановлении от 25 мая 2010 г.

№ 11-П/2010 Конституционный Суд отметил, что при регулировании отношений в сфере занятости населения федеральный законодатель вправе руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, не учитывая факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплате соответствующего пособия.

Иное правовое регулирование, допускающее признание участников ООО безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, подчеркивается в постановлении, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозобществ с достаточным для их достойного существования доходом, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и лишенными дополнительного источника средств к существованию.

Как следует из Постановления от 23 апреля 2012 г. № 10-П/2012, ранее федеральный законодатель создал препятствия для признания в установленном порядке безработными потерявших работу и заработок членов ТСЖ. Это обстоятельство, в свою очередь, необоснованно лишало таких лиц права на получение гарантий соцподдержки (включая пособие по безработице).

Право граждан на социальную защиту от безработицы

Права

Гражданин, признанный безработным, приобретает специфические права.

Общим для всех безработных является право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве. Для оказания безработным такой помощи органы занятости формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им работодателями. К другим правам безработных относятся права, перечисленные ниже.

Читайте также:  Статья 4. суды в российской федерации

1. Право на получение бесплатной информации от органов службы занятости.

 Органы занятости обязаны предоставить безработному информацию о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных мест, условиях труда на них и условиях оплаты; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; о порядке и условиях регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

2. Право на бесплатную профессиональную ориентацию.

Бесплатная профессиональная ориентация безработных граждан включает: профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный подбор, профессиональный отбор.

3. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

  • Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если:
  • 1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • 2)  необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • 3)  гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
  • Обучение и переобучение безработных граждан проводится, как правило, по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, а также в расчете на конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с договорами, заключаемыми ими с органами службы занятости.
  • Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и предусматривает теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и, при необходимости, стажировку.

Право пройти профессиональное обучение в приоритетном порядке имеют инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности). Профессиональная подготовка (переобучение) по одной и той же профессии не могут быть предложены безработному дважды.

Обучение безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

4. Право на обжалование решений, действий и бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Право на социальную поддержку, включая пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки, повышение квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности.

  1. Выплата пособий по безработице
  2. Пособие по безработице — это ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной поддержки безработных.
  3. Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
  4. 1.Гражданам, уволенным по любым основаниям, кроме увольнения по собственному желанию без уважительных причин и увольнения в связи с виновными действиями, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу продолжительностью не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы  начисляется:
  5. —    в первые три месяца безработицы – в размере 75 % от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по постоянному месту работы (службы);
  6. —    в следующие четыре месяца – в размере 60 %;
  7. —    в дальнейшем – в размере 45;
  8. —    в дальнейшем – в размере минимальной величины пособия по безработице.
  9. 2. Для безработных граждан:
  10. —    ищущих работу впервые (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
  11. —    стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  12. —    уволенных из организаций в течение двенадцати месяцев предшествующих началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу продолжительностью менее двадцати шести календарных недель;
  13. —    уволенных по собственному желанию без уважительных причин;
  14. —    уволенных в связи с совершением ими виновных действий.
  15.  Для перечисленных категорий граждан пособие по безработице устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
  16. Продолжительность выплаты пособия для лиц, которым пособие исчисляется из среднего заработка, в каждом периоде безработицы, по общему правилу, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
  17. Выплата пособия  по безработице прекращается  в случаях:
  18. 1) при трудоустройстве безработного и признании его занятым.
  19. 2) длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  20. 3) попытки получения или получения пособия обманным путем.
  21. 4) назначение денежной выплаты социального характера — стипендии в связи с обучением по направлению органов занятости
  22. 5) назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
  23. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
  24. 1) отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;
  25. 2) отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан;
  26. 3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
  27. 4) увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  28. 5) отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  29. 6) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
  30. 7) самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
  31. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях
  32. 1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости
  33. 2) отказа без уважительных причин от явки в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
  34. Выплата стипендии в период обучения по направлению органов
  35. службы занятости.
  36.  Лицам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в период их обучения выплачивается стипендия, размер которой определяется исходя из тех же критериев, что и размер пособия по безработице.

В особом порядке устанавливается размер стипендии гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Эта стипендия выплачивается за счет средств соответствующих организаций в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но в пределах минимальных и максимальных размеров пособия по безработице.

Стипендия начисляется с первого дня обучения.

Ее размер может быть уменьшен на 25 % сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Органы службы занятости при необходимости могут также оплачивать стоимость проезда  и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере.

6. Право на компенсацию материальных затрат, связанных с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

7. Право на бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение.

8. Право на участие в оплачиваемых общественных работах.

Целью деятельности органов государственной службы занятости является подбор подходящей для безработного работы и его трудоустройство.

В случае отсутствия такой работы в качестве меры временной помощи законодательство о занятости рассматривает организацию органами службы занятости общественных работ.

Общественная работа – это общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Привлечение к общественным работам допускается только на добровольной основе.

Исключение сделано для граждан, указанных в Законе о занятости (это лица ранее не работавшие, либо имеющие длительных перерыв в работе, либо уволенные за нарушение трудовой дисциплины более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы), для которых общественные работы признаются подходящей работой, и отказ от участия в них лишает указанных граждан прав, предоставляемых безработным.

  • При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности безработного.
  • Преимущественным правом направления на общественные работы пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
  • С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор.
  • В период участия в общественных работах безработным гражданам, а также несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет  может оказываться материальная помощь.
Читайте также:  Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

9. Право на повторное обращение в органы службы занятости через месяц после получения отказа в признании безработными.

10. Право на приглашение в органы занятости не чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением об участии в специальных программах содействия занятости

О праве граждан на защиту от вынужденной безработицы в период действия на территории их проживания либо местонахождения специальных режимов

Стремительный рост в России заболеваемости коронавирусом (COVID 19) весной 2020 года вынудил государство на принятие ряда мер, направленных на борьбу с его распространением, которых по своему характеру можно отнести к разряду чрезвычайных. 

Так, 25 марта 2020 года, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, президентом Российской Федерации был издан Указ об объявлении с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы[i]. Впоследствии, Указом от 02 апреля 2020 года период нерабочих дней был продлён до 30 апреля 2020 года включительно[ii].

  • Практически одновременно, во многих регионах страны был введён режим повышенной готовности, установлен запрет, за исключением некоторых случаев, покидать места проживания/местонахождения граждан, ограничена предпринимательская деятельность[iii] и предусмотрена административная ответственность за нарушение указанных предписаний[iv].
  • Данные меры, преследуя цель по остановке распространения коронавирусной инфекции, фактически послужили основанием для введения в отношении большей части населения страны режима «вынужденной домашней самоизоляции».
  • Вместе с тем, принятие таких решений выявило ряд проблем, требующих внесения изменений в действующее законодательство.

Речь, в частности, идёт о социальных гарантиях индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых»[v], а также гражданах, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения в период их вынуждённой самоизоляции. В отличие, например, от работников бюджетной сферы, заработную плату этим категориям лиц выплачивать попросту некому, что при отсутствии в сложившихся условиях возможности заработка, способно оставить их без каких-либо средств к существованию[vi].  

К небольшому числу исключений можно  отнести лишь названных выше индивидуальных предпринимателей, учредителей хозяйственных обществ, и «самозанятых», застрахованных в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и подпадающих под действие ряда нормативных правовых актов[vii].

Между тем, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7),  определив права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является прямой обязанностью государства (ст.

2), Российская Федерация добровольно приняла на себя обязательства, в том числе, по обеспечению реализации таких прав, как право на труд и защиту от безработицы (ч.1 и 2 ст.

37), а также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) без какой-либо дискриминации на основании принципа всеобщего равенства (ч. 1 и 2 ст. 19).

Несмотря на то, что ограничение этих и других прав, при определённых условиях  допускается (ст. 55 и 56 Конституции РФ), такие действия, в силу приоритета прав человека,  определяющих смысл и содержание российских законов, априори не должны приводить к умалению их права на достойный уровень жизни.  

  1. Это означает, что государство, вынуждая людей не покидать места своего проживания, как минимум обязано  обеспечить тем из них, кто будет лишён возможности осуществлять трудовую деятельность в период действия ограничений, выплату пособий по безработице.
  2. Однако в настоящий момент безработными в России признаются лишь трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней[viii].
  3. Порядок их регистрации и иные, связанные с этим вопросы, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 891[ix], но, в силу сложившейся обстановки многие центры занятости населения в период действия ограничений весной 2020 года  перешли на работу в дистанционном режиме, осуществляя постановку граждан на учёт на основании предоставленного заявления и фотографий необходимых документов по электронной почте[x].

Таким образом, лица, лишённые возможности осуществлять трудовую деятельность,  получили возможность обратиться с соответствующими заявлениями о признании их безработными, в порядке, описанном в предыдущем абзаце и претендовать на получение пособия, гарантированного  ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации, в том числе, в период их временной нетрудоспособности.

Однако, многие из упомянутых в настоящей статье категорий лиц, за исключением граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения, согласно действующему законодательству относятся к числу «занятых», и не являются ищущими работу и готовыми к ней приступить, поскольку работа или заработок у них уже есть (во всяком случае, были), что, по смыслу ст. 2 и 3  Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 в действующей редакции, возможность признания их безработными без прекращения соответствующей деятельности полностью исключает.

Решение проблемы видится во внесении в ст.

3 вышеназванного закона изменений, позволяющих признавать безработными индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых», а также граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения,  лишённых работы,  заработка  и/или  возможности трудоустройства в период действия на территории их проживания либо местонахождения режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности, введённого в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[xi], а также режима чрезвычайного положения[xii]  без обязательного прекращения ими своей деятельности.

Кроме того, исходя из требований разумности и справедливости, следует установить, что размер пособий в такой ситуации должен выплачиваться в максимальном размере, предусмотренном действующим законодательством[xiii].

Такое предложение видится вполне обоснованным и позволяющим гражданам, не имеющим возможности осуществлять трудовую (предпринимательскую) деятельность, а, следовательно, лишённых возможности реализовать свои, гарантированные  Конституцией РФ права на труд (ст.

37), на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34) и достойный уровень жизни (ст. 7),  получать хоть какую-то компенсацию за вынужденную безработицу от государства.

Кроме того, возможность признания граждан безработными на основании заявления и документов, поданных им дистанционно, должна быть закреплена законодательно. Отсутствие в действующей редакции Постановления Правительства РФ такого порядка, как показала практика, является его существенным недостатком, нуждающимся в скорейшем исправлении[xiv].

Особую актуальность данный вопрос в настоящее время приобретает в связи с тем, что в последнее время в России наблюдается регулярный прирост заболевших коронавирусом, что вполне может привести к возобновлению, введённых весной 2020 года ограничений.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

  • В связи с изменениями в статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» введена дополнительная обязанность органов службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • С 12 мая 2017 года названные органы оказывают содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, организуют их профессиональную ориентацию в целях выбора профессии, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
  • Профориентация осуществляется службой занятости путем проведения комплекса мер содействия подросткам в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом их потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.

Степень профессиональной пригодности к конкретному виду деятельности выявляется путем изучения уровня соответствия психофизиологических особенностей к профессиональным требованиям. Одновременно учитывается состояние здоровья.

Кроме того, ранее не работавшим детям-сиротам, достигшим возраста 16 лет, выплачивается пособие по безработице. Если указанные граждане проходят профессиональное обучение и получают дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, в соответствии Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» им выплачивается стипендия.

Читайте также:  Статья 43. денежное довольствие для исчисления пенсий

При этом для названной категории лиц пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение 6 месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.

Согласно сведениям Приморскстата в Приморском крае в 2016 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по крупным и средним предприятиям составила 41238,8 рублей (http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/standards_of_life/).

При достижении детьми-сиротами в указанный период возраста 23 лет пособие по безработице и стипендия будут выплачиваться в размере минимальной величины пособия по безработице (850 рублей), увеличенной на размер районного коэффициента.

Прокуратура города Артема

Права и социальные гарантии безработных

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права на труд и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы. 

Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта).

Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.

Как справедливо отмечает С. Смирнов, право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного, закрепленные в Законе о занятости:

  • право на получение подходящей работы  (ст. 4);
  • право на выбор места работы (ст. 8), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10);
  • право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.ст. 9, 23);
  • право на участие в общественных оплачиваемых работах (ст. 24).
  • право на социальную поддержку и материальную помощь в период поиска работы (ст. 28), где предусмотрен широкий перечень мер социальной защиты  и социальных гарантий безработным гражданам, а именно:

1). Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Размер пособия зависит от категории безработного, основания его увольнения, заработка и других показателей.

Закон выделяет три категории граждан, выплата пособия по безработице которым осуществляется  в различных размерах и различным порядком.

К первой категории безработных относятся лица, уволенные из организаций по любым основаниям за исключением увольнения за виновные действия и по собственному желанию без уважительных причин, имевшие в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, работу не менее 26 недель. К этой же категории относятся граждане, уволенные хотя и по собственному желанию, но при наличии уважительных причин.

Если же гражданин уволен по собственному желанию без уважительных причин, то пособие по безработице начисляется ему в следующем размере. В первом (12-месячном) периоде выплаты:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца  — в размере 60%;
  • в дальнейшем (пять месяцев)  — в размере 45%.

Во всех случаях размер пособия не может превышать максимальной величины пособия по безработице и не может быть ниже минимальной величины пособия (при этом учитываются районные коэффициенты).

Во втором (12-месячном) периоде выплаты размер пособия по безработице равен минимальной величине. Размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяется Правительством РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ № 194  минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 781 руб., а максимальная величина – в размере 3124 руб.

Ко второй категории получателей пособия по безработице закон относит:

  • впервые ищущим работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных органами службы занятости на обучение и   отчисленных за виновные действия.

Таким гражданам пособие по безработице будет выплачиваться:

  • в первом (шестимесячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице;
  • во втором (шестимесячном) периоде выплаты — также в размере минимальной величины пособия по безработице.

К третьей категории безработных относятся граждане, уволенные по собственному желанию (за исключением увольнения по уважительным причинам), которым пособие по безработице начисляется:

  • в первом  периоде – в размере полукратной минимальной величины
  • во втором периоде – в размере минимальной величины пособия.

Законодательством установлены различного рода доплаты к пособию по безработице: лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате.

Если они в течение последних 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, средняя заработная плата для начисления пособия рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

Кроме того, установленная законодательством максимальная и минимальная величина пособия по безработице применяется в отношении указанных граждан с учетом соответствующего районного коэффициента.

2). Безработному гарантируется выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности. Условия выплаты стипендий и их размеры определяются по правилам, установленным в ст. 29  Закона о занятости

3). В целях оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности, при переезде безработных граждан для трудоустройства на неопределенный срок органы по вопросам занятости возмещают расходы, связанные с переездом членов семьи безработного, находящихся на его иждивении.

4). Кроме того, в ст. 36 Закона о занятости предусмотрена возможность оказания безработному материальной помощи. Так, например, В.И. Власов и О.М. Крапивин определяют материальную помощь как одну из форм социальной поддержки безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного Законом о занятости периода его выплаты.

Однако, как представляется, фактически закон не обязывает органы занятости, закрепляя лишь возможность такой выплаты.

По нашему мнению, материальная помощь может оказываться безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Размеры материальной помощи, оказываемой органами службы занятости, не должны превышать минимального месячного размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного законодательством.

5). Законом предусмотрена возможность участия безработного в оплачиваемых общественных работах. Оплата труда за выполнение общественных работ в данном случае не лишает безработного права на получение пособия по безработице. Положение об организации общественных работ утверждено специальным постановлением Правительства РФ. 

Так, под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность, которая имеет своей целью дополнительную социальную поддержку безработных граждан. Оплата труда граждан производится в соответствие с законодательством, т.е. не ниже МРОТ.

На практике общественные работы, как правило, организуются с целью благоустройства территории соответствующего муниципального образования: уборка улиц, расчистка снега, озеленение и т.п. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами заключается срочный (до шести месяцев) трудовой договор с правом продления по заявлению сторон или досрочного прекращения.

Нельзя не сказать, что Положением об организации общественных работ предусмотрено, что основным источником их финансирования являются «средства предприятий, для которых выполняется эта работа».

В том же нормативном акте отмечается, что «при выделении предприятием на организацию проведения общественных работ средств из местного бюджета или фонда занятости населения необходимо предусматривать возврат вложенных средств».

Такой порядок финансирования, по нашему мнению, противоречит самой идее проведения общественных работ, которые заключаются в том, чтобы создать дополнительные временные рабочие места с целью смягчения проблем безработицы.

Таковы основные гарантии социальной поддержки безработных, обеспечиваемые государством в нашей стране.

Важно отметить, что это отражает в первую очередь правовое положение (статус) безработного, наличие у него не только основных, неотъемлемых прав, но и предусмотренных законом материальных и социальных гарантий, что особо необходимо гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

Ссылка на основную публикацию