Статья 8. Охраняемые объекты

Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями.

Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.

Категории особо охраняемых объектов и зон

В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).

Статья 8. Охраняемые объекты

1.    Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ.

Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2.    Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные.

К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3.    Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки.

Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4.    Историко-культурные зоны.

К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5.    Особо ценные земельные участки.

На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6.    Земли лесного и водного фонда.

Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.

Статья 8. Охраняемые объекты

Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.

Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.

В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.

Статья 8. Охраняемые объекты

Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах.

Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию.

При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.

Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений.

Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями.

Местные власти свои действия должны согласовывать с:

•    соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
•    соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;

Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.

Специфические ограничения в водоохранных зонах

Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.

Статья 8. Охраняемые объекты

  • Строительство жилых помещений разрешается в случаях:
  • •    наличия полного комплекса очистных сооружений;
    •    соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
  • •    прохождение проектной документацией экологической экспертизы.

Комментарий к статье 8.39 КоАП РФ

Особый правовой режим на охраняемых природных территориях Консультация юриста по ст. 8.39 КоАП РФ в Новосибирске. Частые вопросы адвокату. Нарушение правил охраны природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Комментируемая статья 8.39 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Объективная сторона комментируемой статьи заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.

При этом диспозиция ст. 8.39 КоАП РФ распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.

При этом указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (решение Верховного Суда Республики Крым от 14.03.2018 по делу N 21–246/2018).

В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, устанавливаются защитные и охранные зоны.

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (ч. 1 ст. 52, ч. 1 ст. 58 Закона N 7-ФЗ).

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений, в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

  • а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
  • б) национальные парки;
  • в) природные парки;
  • г) государственные природные заказники;
  • д) памятники природы;
  • е) дендрологические парки и ботанические сады.

Задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся:

  • а) режима особо охраняемой природной территории;
  • б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
  • в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий (ст. ст. 2, 33 Закона N 33-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны, выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами (ч. ч.

Читайте также:  Статья 11. материальное обеспечение присяжных заседателей

3, 4 ст. 16).

Субъектами правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Скачиваем действующий Кодекс об административных правонарушениях РФ с изменениями 2021.

Документ в формате Acrobat (.pdf). 958 страниц. Размер файла — 46 Mб.

Что такое особо охраняемые природные территории и как их защищают

25 июля Государственная Дума приняла в третьем, окончательном
чтении поправки в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ. Документ
прошел первое чтение в 2015 году, однако был принят только этим
летом после того, как был донастроен депутатскими поправками. Президент РФ Владимир Путин подписал этот закон 3 августа.

Особо охраняемые природные территории – что это? 

В соответствии с ФЗ «Об особо
охраняемых природных территориях», это «участки
земли,
водной поверхности и воздушного пространства
над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое
природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное
значение»
.
Эти участки полностью или частично изъяты по решению властей из хозяйственного
использования и относятся к объектам общенационального достояния. Кроме того,
для этих участков установлен режим особой охраны.

Какие бывают особо охраняемые природные территории? 

В зависимости от особенностей
режима особо охраняемых природных территорий выделяются следующие их разновидности:

  • государственные природные, в том числе биосферные, заповедники (например,
    Алтайский природный биосферный
    заповедник);
  • национальные парки (например, Валдайский национальный парк);
  • природные парки (например, «Ленские столбы»);
  • государственные природные заказники (например, «Ярославский»);
  • памятники природы (например, Долгая коса в Краснодарском крае);
  • дендрологические парки и ботанические сады (например,
    Хабаровский дендрологический парк).

Как отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, всего в России 13 тысяч таких особо
охраняемых природных территорий. Это 12% всей территории страны.

Какие правила посещения особо охраняемых природных территорий?

В соответствии с принятыми
поправками, посещать особо охраняемые природные территории можно по установленным для таких зон правилам особой охраны. Так, люди, не проживающие в населенных пунктах в границах особо охраняемых природных
территорий, могут посетить эту зону либо за плату, либо бесплатно. Порядок
определения этой платы или освобождения от нее устанавливается Правительством РФ.

Важным моментом в нововведениях станет то, что теперь в законодательстве прописано, что плата за посещение таких территорий не будет
взиматься с людей, проживающих на территории, в том числе с представителей коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока – тех, кто живут на этих территориях исторически
.

«Доходило раньше до маразма. Людей, которые там
по триста лет живут, у которых там все родственники живут, — их
заставляли платить за вход на эту территорию. Но этот закон это
снимает», — отмечал Владимир Бурматов.

В чьей собственности находятся эти территории и как их защищают?

Как указывается в принятом
законе, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах особо
охраняемых природных зон, находятся в федеральной собственности.

Особо отмечается, что эти земельные
участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Также теперь строго запрещен перевод земель,
находящихся в границах особо охраняемых природных зон, из одной категории в другую.

Это позволит защитить эти земли от застройки отелями, гостиницами,
спортивными сооружениями и т. п.

Как отмечал Владимир Бурматов, так часто делали
«нечистые на руку бизнесмены» — переводили земли охраняемых зон в лесной фонд,
а после постепенно начинали застройку.

Кроме того, теперь в законе
прописано, что на территориях национальных парков запрещается
строительство объектов спорта, являющихся объектами капстроительства, связанных
с ними инженерной и транспортной инфраструктур, размещение скотомогильников, а также свалок.

Физические и юридические лица,
арендующие земельные участки на территориях национальных парков, должны
ежегодно проводить мероприятия по предотвращению нанесения вреда животным,
растениям и окружающей среде, а также направленные на соблюдение режима особой
охраны территорий национальных парков. Эти мероприятия должны быть согласованы
с ФГБУ, осуществляющим управление национальным парком. Перечень таких мероприятий
утверждается ФОИВом, в ведении которого находятся национальные парки.

Какие дополнительные полномочия появились у госинспекторов в области охраны окружающей
среды?

Теперь государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении служебных обязанностей
пользуются теми же правами, что и должностные лица, осуществляющие федеральный
лесной надзор, охотничий надзор, надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Также в соответствии с законом госинспекторам в области охраны окружающей среды разрешили носить охотничье оружие. Кроме того, госинспекторы получат служебные удостоверения и форменную одежду установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти образца.

  • Какие государственные природные заповедники преобразуются в национальные парки?
  • Законом предусматривается преобразование в национальные
    парки следующих государственных природных заповедников:
  • Также устанавливается порядок такого преобразования
    и запрет на изменение границ указанных заповедников в процессе
    их преобразования.

Виды и классификация охраны объектов, направления безопасности

Существует несколько классификаций охраны объектов, исходя из следующих критериев: самого понятия «объект», направлений и способов защиты, технического оснащения и др. Поскольку в сфере охранных услуг объектом может называться все, что охраняется сотрудниками ЧОПа, в первую очередь подходы к обеспечению и контролю безопасности различают по виду вверенного объекта, который бывает:

  • стационарным (здания, сооружения);
  • мобильным (ценные грузы);
  • информационным (конфиденциальные данные);
  • физическим лицом (группой лиц).

Такая классификация актуальна и используется повсеместно. Однако если речь идет только о физической охране, здесь применимо разделение по способам обеспечения безопасности, среди которых: стационарные посты охраны, мобильные патрули, группы быстрого реагирования, личная охрана, кинологические подразделения.

При защите объектов повышенной сложности, как правило, задействуются как стационарные, так и мобильные подразделения охраны. Группы быстрого реагирования используются для оперативного устранения источников опасности и обезвреживания преступников.

Кинологи с собаками часто привлекаются для охраны больших по площади территорий, которые физически невозможно охватить стационарными и мобильными постами.

В этом случае обученные собаки выступают незаменимым помощником для обнаружения и задержания злоумышленников.

Основные виды безопасности

В зависимости от требований заказчика и специфики объекта определяются основные направления его защиты. Специалисты оценивают факторы риска и предлагают виды охраны, которые будут задействованы в конкретном случае. Эксперты выделяют следующие направления безопасности:

  • Материальная безопасность. Имущество, которое находится на территории охраняемого объекта, представляет собой материальную ценность и должно быть защищено от потенциальных посягательств злоумышленников.
  • Техническая безопасность. В первую очередь это относится к специальным объектам повышенной опасности, нарушение режима работы которых может привести к серьезным последствиям как для людей, находящихся на вверенной территории, так и для функционирования самого объекта.
  • Информационная безопасность. Коммерческие организации, госучреждения и некоммерческие структуры нуждаются в защите конфиденциальной информации и персональных данных связанных с ней лиц.
  • Экономическая безопасность. В основном это относится к предприятиям, ведущим производственно-хозяйственную деятельность и нуждающимся как субъект экономических отношений в защите своих деловых интересов.
  • Физическая безопасность. Подразумевается в первую очередь защита людей, связанных с охраняемым объектом служебным положением (персонал, руководство), а также третьих лиц, временно пребывающих на вверенной территории по каким-либо причинам (клиенты, посетители, обслуживающий персонал, проверяющие органы и др.).

Организация охраны стационарных объектов

Грамотная организация охранных мероприятий на вверенной территории – гарантия эффективного функционирования компаний и контроля безопасности персонала, клиентов, посетителей и иных лиц.

Вне зависимости от целевого назначения объекта, будь то коммерческий офис, производственное помещение или продуктовый склад, он нуждается в охране и контроле потенциальных угроз.

Разумеется, средства защиты магазина или супермаркета будут отличаться от систем охраны на строительной площадке или в химическом цеху, однако не стоит игнорировать вопросы безопасности.

Доверять разработку концепции защиты объекта рекомендуется опытным специалистам частных охранных компаний, которые проведут детальный анализ вверенного здания или сооружения, выявят его слабые стороны и на этой информационной базе выработают эффективный комплекс охранных мер. При этом созданная концепция безопасности должна гармонично вписываться в уже существующий режим работы конкретного объекта.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОХРАНЫ

В зависимости от вида объекта существует разное техническое оснащение сотрудников ЧОО. Охранники могут быть вооружены огнестрельным, пневматическим или травматическим оружием. Также в распоряжении бойцов нередко бывают различные специальные средства: бронированная амуниция, резиновые палки, наручники и др. Службе безопасности могут выдаваться дополнительные средства радиосвязи, оповещения, патрулирования и осмотра территории, в том числе бинокли и фонари. На ряде объектов задействуется невооруженная охрана.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ

Выделяют следующие направления работы охранников на стационарных объектах:

  • внедрение правил внутреннего распорядка и посещения;
  • безопасность в подборе и управлении кадрами;
  • мероприятия по защите конфиденциальной информации;
  • механизмы контроля персонала на территории;
  • антитеррористические и противопожарные мероприятия;
  • режим КПП (контрольно-пропускной пункт) и др.

Оптимальные охранные меры могут быть подобраны только квалифицированными специалистами. Учитывается множество факторов: схема расположения объекта, специфика деятельности, техническое оснащение, предъявляемые требования безопасности и др.

Каждое мероприятие по охране имеет определенную трудоёмкость, которая прямо влияет на стоимость услуг, предлагаемых ЧОПом. После утверждения бюджета выбирается наиболее эффективная концепция безопасности.

В большинстве случаев речь идет о разумном балансе технических и физических средств защиты.

Читайте также:  Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища

ЧОП «Сигма-Профи»

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Справка

1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные2. Национальные парки 3. Природные парки 4. Государственные природные заказники 5. Памятники природы 6. Дендрологические парки и ботанические сады

  • 7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
  • Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Заповедники являются учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Национальные парки являются учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Природные парки являются учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

На природные парки возлагаются следующие задачи: 1. Сохранение природных ландшафтов 2. Создание условий для отдыха (в том числе массового)

3. Сохранение рекреационных ресурсов

Заповедники и парки и их имущество относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

Они являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

Заповедники и национальные и природные парки распоряжаются следующими средствами: от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников; в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников; от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов. То же относится и к дендрологическим паркам и ботаническим садам.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета.

На территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы (а территории, занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями) соответствующими органами государственной власти.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников.

Дендрологические парки и ботанические сады являются учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории парков и садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Находящиеся на балансе парков и садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.

К лечебно-оздоровительным местностям могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения, и обладающие природными лечебными ресурсами.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (или ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся.

Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации открытых источников

13.Особо охраняемые территории и объекты в российской федерации

13.1.Виды
особо охраняемых территорий.

Особо
охраняемые территории — это участки
земли и водного пространства, имеющие
особое природоохранное, научное,
культурное значение, полностью или
частично изъятые из хозяйственного
использования, для которых установлен
режим особой охраны. Эти территории и
объекты являются главным средством
сохранения биоразнообразия, т. е.
устойчивости биосферы.

В
настоящее время к особо охраняемым
территориям и объектам относятся
государственные заповедники и заказники,
национальные и природные парки, памятники
природы, дендрологические парки и
ботанические сады, лечебно-оздоровительные
местности и курорты, а также растения
и животные, занесенные в Красную книгу
РФ. Наряду с этим правительство РФ,
региональные исполнительные органы и
органы местного самоуправления могут
устанавливать также иные формы особо
охраняемых территорий, например, зеленые
зоны городов, городские леса и парки,
памятники садово-прикладного искусства,
охраняемые природные ландшафты и т.п.

Порядок
отнесения земель к особо охраняемым
территориям федерального значения, их
использования и охраны устанавливает
Правительство РФ на основании федеральных
законов.

Управление и государственный
контроль в области организации и
функционирования особо охраняемых
территорий устанавливает Правительство
РФ и Минприроды России.

Для оценки
состояния природно-заповедного фонда
ведется государственный кадастр особо
охраняемых территорий, содержащий
сведения об их географическом положении,
границах и статусе этих территорий,
режиме, природопользователях, научной,
исторической и культурной ценности.

Источниками
экологического права по данному вопросу
являются ФЗ «Об особо охраняемых
природных территориях» (1995 г.), «О
природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и
курортах» (1995 г.), «Об охране окружающей
среды».

Основными
чертами правового статуса особо
охраняемых территорий и объектов
являются:

  1. их принадлежность к объектам общенационального достояния;

  2. полное или частичное изъятие их из хозяйственного использования;

  3. установление особого режима охраны;

  4. отнесение их к объектам государственной собственности;

  5. получение особого статуса — федерального, регионального, местного;

  6. включение в государственный кадастр особо охраняемых территорий;

  7. установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов.

13.2.Заповедники
и заказники.
Заповедники
— это особо охраняемые территории,
являющиеся природоохранными и
научно-исследовательскими организациями,
учреждаемыми постановлением Правительства
РФ с согласия субъекта РФ, в пределах
которого они расположены. Они имеют
высший статус и наиболее строгий режим
охраны, их территория полностью
исключается из хозяйственного оборота.

Цель
организации этих объектов — создание
эталонов природных экосистем, в которых
сохраняется биоразнообразие, консервация
генетического фонда растительного и
животного мира, организация и проведение
научных исследований и экологического
мониторинга.

Читайте также:  Статья 20. Ответственность сторон по соглашению

Разновидность
государственных заповедников — биосферные,
входящие в международную систему
биосферных резерватов, осуществляющую
глобальный экологический мониторинг.

Они создаются с целью проведения
экологического мониторинга, а также
апробирования и внедрения методов
рационального природопользования, не
разрушающих биосферу и не истощающих
биоресурсы.

Это своеобразные образцы
естественной природной среды.

На
территориях государственных заповедников
запрещается:

  1. любая экономическая деятельность и даже присутствие лиц, не занимающихся научной работой в заповеднике;

  2. интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

  3. всякое вмешательство человека в природные процессы.

  4. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, финансируются из федерального бюджета и пользуются налоговыми льготами, а их имущество является федеральной собственностью.

  5. Государственные природные заказники — это особо охраняемые территории (акватории), создаваемые для сохранения или восстановления природных комплексов или их отдельных компонентов; они могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:

  6. биологическими, т. е. ботаническими или зоологическими, предназначенными для сохранения, восстановления или охраны редких и исчезающих видов растений и животных;

  7. палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

  8. гидрологическими (речными, болотными, морскими, озерными), предназначенными для сохранения или восстановления ценных водных объектов и экосистем;

  9. геологическими, созданными для сохранения уникальных образцов неживой природы.

  10. Государственные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ и финансируются из федерального бюджета, регионального значения — решением органов исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с органами местного самоуправления; финансируются региональные заказники из средств субъекта Федерации.

Закон
предоставляет возможность использования
природных ресурсов заказников только
представителям этнических общностей,
ведущим традиционный образ жизни
(например, представителям северных
народов разрешена охота на тюленей).

13.3.Национальные
и природные парки, дендрологические
парки и ботанические сады.

Национальные
парки — это эколого-просветительские и
научно-исследовательские учреждения
федерального значения, предназначенные
для использования в природоохранных,
научных, культурных и просветительских
целях и для регулируемого туризма.

Они
организуются Правительством РФ с
согласия субъектов Федерации на передачу
соответствующих земель в федеральную
собственность.

В отличие от заповедников,
эти учреждения допускают осуществление
на своей территории экскурсионно-просветительской,
туристической деятельности и отдыха с
условием организации стоянок в строго
определенных разрешенных местах. Это
относительно новый в РФ вид особо
охраняемых территорий. Вокруг национальных
парков создается охранная зона с
ограниченным режимом природопользования.

Национальные
парки находятся в федеральной собственности
и являются юридическими лицами,
финансируемыми из средств федерального
бюджета. Им предоставляются налоговые
льготы, установленные законодательством
РФ и субъекта РФ.

Штрафы, налагаемые
должностными лицами национального
парка за экологические правонарушения,
поступают в самостоятельное распоряжение
парка и учитываются на отдельном балансе.

Земельные участки, здания и сооружения,
расположенные на территории парка, не
подлежат приватизации.

На
территории национальных парков
запрещается:

  1. разведка и разработка полезных ископаемых;

  2. предоставление садоводческих и дачных участков;

  3. строительство хозяйственных объектов и коммуникаций, не связанных с функционированием национального парка;

  4. порубки главного пользования и проходные рубки;

  5. промысловая охота и рыболовство;

  6. прогон скота, сплав леса;

  7. организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий;

  8. сбор биологических коллекций;

  9. движение и стоянка транспортных средств, не связанных с деятельностью национального парка.

Природные
парки — это природоохранные рекреационные
объекты, находящиеся в ведении субъектов
РФ, которые принимают решения об их
образовании.

Их территории (акватории)
включают природные комплексы и объекты,
имеющие значительную экологическую
ценность, и предназначены для использования
в природоохранных, просветительских и
рекреационных целях.

Территории природных
парков располагаются на землях,
предоставленных им в бессрочное
пользование.

На
территориях природных парков запрещается
деятельность, влекущая за собой изменение
исторически сложившегося природного
ландшафта, снижение или уничтожение
его экологических, эстетических и
рекреационных качеств.

На этих территориях
могут быть выделены природоохранные,
рекреационные, сельскохозяйственные
и иные зоны, а также зоны охраны
историко-культурных объектов и комплексов.

Природные парки — юридические лица,
финансируемые субъектом Федерации и
имеющие налоговые льготы.

Памятники
природы — это уникальные, невосполнимые,
ценные в научном, культурном и эстетическом
отношении природные комплексы и объекты.
Они могут иметь федеральное, региональное
и местное значение.

Правовой статус
памятника природы закрепляется охранным
свидетельством или паспортом, на его
территории устанавливаются охранные
зоны и запрещается всякая деятельность,
которая может привести к нарушению его
сохранности.

Дендрологические
парки и ботанические сады предназначены
прежде всего для создания ботанических
коллекций в целях сохранения разнообразия
растительного мира и осуществления
научной, учебной и просветительской
деятельности. Они могут иметь федеральное
и региональное значение. Земельные
участки передаются им в бессрочное
пользование. Законом запрещена
деятельность, не связанная с прямым
выполнением задач, стоящих перед этими
объектами.

13.4.Лечебно-оздоровительные
местности и курорты.
Это
территории (акватории), обладающие
природными лечебными ресурсами
(минеральные воды, лечебные грязи, пляжи,
климат) и предназначенные для организации
лечения, профилактики заболеваний и
отдыха населения. Они могут иметь
федеральное, региональное и местное
значение.

Соответственно границы и
режим округов устанавливаются
Правительством РФ, администрацией
субъекта Федерации или муниципальными
органами.

Отнесение территорий (акваторий)
к лечебно-оздоровительным местностям
и курортам осуществляется в порядке,
установленном ФЗ «О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах» 1995 г.

Курорт
— это освоенная и используемая в
лечебно-профилактических целях особо
охраняемая территория, находящаяся в
ведении органов государственной или
местной власти. Курортный район
представляет собой территорию с компактно
расположенными на ней курортами,
объединенную общим округом санитарной
охраны.

В
составе округа санитарной охраны
лечебно-оздоровительного объекта
выделяются три зоны, каждая из которых
имеет свой режим. На территории первой
зоны запрещается проживание (кроме
отдыхающих) и все виды хозяйственной
деятельности, за исключением использования
лечебных природных ресурсов.

На территории
второй зоны запрещается размещение
объектов, непосредственно не связанных
с созданием и развитием курортного
лечения и отдыха, а также загрязняющих
окружающую среду.

В третьей зоне может
проживать обслуживающий персонал
курорта и вводятся ограничения на
хозяйственную деятельность, связанную
с загрязнением окружающей среды и
ухудшением качества природных лечебных
ресурсов.

13.5.Особо
охраняемые природные объекты.
Это
редкие, находящиеся под угрозой
исчезновения растения и животные,
занесенные в Красную книгу РФ, которую
ведет Минприроды России, и положение о
которой установлено в постановлении
Правительства РФ от 19 февраля 1996 г.

«О Красной книге Российской Федерации».
Красная книга является официальным
документом, содержащим свод сведений
об указанных объектах животного и
растительного мира, а также о необходимых
мерах по их охране и восстановлению.
Издание Красной книги осуществляется
не реже одного раза в 10 лет.

Растения и
животные, занесенные в Красную книгу,
повсеместно исключаются из хозяйственного
использования и запрещается деятельность,
ведущая к сокращению их численности и
ухудшению среды их обитания.

Общепризнанно,
что наиболее эффективной мерой охраны
редких животных является сохранение
среды их обитания.

Выводы
и итоги

  1. Приведен обзор видов особо охраняемых территорий и объектов.

  2. Цель организации заповедников — создание эталонов природных экосистем.

  3. Заказники создаются с целью сохранения и восстановления отдельных компонентов экосистем.

  4. Национальные парки — это эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, в которых разрешается регулируемый туризм.

  5. Природные парки — это природоохранные объекты, находящиеся в ведении субъектов РФ.

  6. Лечебно-оздоровительные местности и курорты — это территории, обладающие лечебными ресурсами и имеющие три зоны санитарной охраны.

  7. В Красную книгу России, которую ведет Министерство природных ресурсов РФ, собрана информация о редких, находящихся под угрозой исчезновения видах растений и животных.

Вопросы
для самопроверки

  1. Какие объекты в РФ относятся к особо охраняемым?

  2. Что такое заповедники, и каков их правовой статус?

  3. С какой целью в РФ создаются особо охраняемые территории?

  4. Каков статус национальных и природных парков, чем они отличаются от заповедников?

  5. Что такое заказники, с какой целью они создаются?

  6. Какие виды заказников существуют в РФ?

  7. Какая деятельность разрешается на территории заповедников?

  8. Что такое Красная книга РФ, кто и с какой целью ее ведет?

  9. Что такое курорты, с какой целью они создаются?

  10. Какие федеральные законы регламентируют существование особо охраняемых территорий и объектов?

  11. Какие зоны существуют в составе округа санитарной охраны лечебно-оздоровительного объекта?

Литература
по теме

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. М., 1998, 2000.

  2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник для юридических ВУЗов. М., 1998, 2000.

  3. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М., 2003.

  4. Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.

  5. Разумова Е.Р. Экологическое право. Курс лекций. М.: МИЭМП, 2005.

  6. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. М., 1992.

Ссылка на основную публикацию