Статья 12.10. компетенция апелляционного военного суда

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда Апелляционный суд

Основной функцией апелляционного суда является рассмотрение апелляции – формы обжалования решений, которые вынесли суды или мировые судья в той или иной отрасли права,…

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда Мировой суд

Мировые суды — это одна из составляющих судебной системы РФ. Порядок осуществления ими правовой деятельности регламентирован Конституцией РФ, а также Федеральными и Конституционными законами РФ.

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда Верховный суд

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам. Рассмотрим подробнее особенности его…

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда Арбитражный суд

Для большинства люде деятельность Арбитражных судов по-прежнему остается достаточно непонятной и сложной для понимания. Но на деле полномочия этого органа власти достаточно просты и понятны.

Документы в суд

Большинство людей пытается решить конфликт мирным путем, без обращения в суд. Однако, так получается не всегда и для обращения в суд необходимо подготовить определенный перечень документов.

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда Что может суд

Полномочия судов могут различаться в зависимости от инстанции. Суд высшей инстанции может согласиться или же отменить решение суда первой инстанции. Рассмотрим подробнее полномочия суда и…

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда Жалоба в суд

Не каждый участник судебного процесса может остаться удовлетворенным его исходом. Зачастую бывают случаи, когда человек намерен подать жалобу на решение суда. Разбираем подробнее нюансы данного…

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда Госпошлина в суд

При обращении с заявлением в суд, придется столкнуться с оплатой госпошлины. Государственная пошлина представляет собой определенную сумму для исполнения определенных действий, с целью…

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда Постановление суда

Под постановлением суда принято считать документ, содержащий предписание по поводу установленных судом фактов и правоотношений. Разбираемся в нюансах этого понятия в статье.

Госдума приняла законопроекты по реорганизации военных судов — Ассоциация Юристов России

  • 25 Октября 2018
  • 25 октября 2018 года Государственная Дума РФ приняла в окончательном, третьем чтении проекты федеральных законов по реорганизации военных судов. 
  • К ним относятся следующие законопроекты: — № 549709-7 «О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов»; — № 549737-7 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов”»;
  • — № 549800-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”». 
  • Автор принятых законов председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что реорганизация военных судов обусловлена реформированием судоустройства – созданием обособленных надрегиональных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, в том числе кассационного и апелляционного военных судов. 
  • Кроме того, система военных судов приводится в соответствие с существующим военно-административным делением Российской Федерации. 
  • Военные суды РФ осуществляют судебную власть не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в том числе в войсках Национальной гвардии, ФСБ, МЧС и других федеральных органах власти. 
  • Значительная часть военных судов обслуживает: — ракетные войска стратегического назначения; — войска и особо режимные объекты, выполняющие задачи особой государственной важности, носящие стратегический характер и сопряженные с обеспечением ядерной безопасности, защитой государственной и военной тайны;
  • — объединения, соединения и части, несущие постоянное боевое дежурство и боевую службу, включая войска противоракетной обороны, военно-космические силы. 
  • Военные суды рассматривают административные, гражданские и уголовные дела, дела об административных правонарушениях и материалы о применении дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих. 
  • Количество и расположение военных судов определены, исходя из дислокации войск и их численности, так, чтобы обеспечить военнослужащим доступ к правосудию и равномерную судебную нагрузку.  
  • Таким образом, военные суды создаются по территориальному принципу в округах, на флотах и в гарнизонах. 
  • В настоящее время осуществляют правосудие 12 окружных (флотских) военных судов и 107 гарнизонных военных судов, в том числе пять гарнизонных военных судов осуществляют правосудие за пределами Российской Федерации. 
  • В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Судебная коллегия по делам военнослужащих. 
  • Принятые законы вносят изменения в рамках судебной реформы, согласно которой создаются апелляционный военный суд и кассационный военный суд.
  • Будет упразднен 3-й окружной военный суд, чтобы в дальнейшем на его базе образовать апелляционный военный суд с местом постоянного пребывания в городском округе Власиха Московской области. 

«Кассационный военный суд будет образован в г. Новосибирске на базе упраздняемого Западно-Сибирского окружного военного суда»­, – сообщил Павел Крашенинников. 

Апелляционный военный суд будет вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным военным судам. В его компетенции – рассмотрение дел в качестве суда апелляционной инстанции, дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационный военный суд будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции в отношении судебных актов гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. 

Два окружных военных суда – Приволжский окружной военный суд в Самаре и Уральский окружной военный суд в Екатеринбурге – объединят в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации в Екатеринбурге и постоянным судебным присутствием в Самаре. Законом уточняется юрисдикция нового Центрального окружного военного суда. 

«В связи с упразднением 3-го окружного военного суда вносятся изменения в систему подведомственных ему гарнизонных военных судов, объединяющие их с гарнизонными военными судами, дислоцированными в одном или близлежащем населенном пункте», – сказал Павел Крашенинников. 

В результате упразднения 3-го и Западно-Сибирского окружных судов, а также создания Центрального окружного военного суда вносятся изменения в территориальную юрисдикцию окружных (флотских) военных судов. 

Кроме того, названия окружных военных судов приводятся в соответствие с наименованиями существующих военных округов Вооруженных Сил РФ. Так, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Ленинградский, Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды переименуют, соответственно, во 2-й Восточный, 1-й Восточный, 1-й Западный, 2-й Западный и Южный окружные военные суды. 

В результате на создаваемых апелляционном военном суде и кассационном военном суде будут замыкаться шесть окружных военных судов: — 1-й Восточный окружной военный суд в г.

Хабаровске; — 2-й Восточный окружной военный суд в Чите, с постоянным судебным присутствием в г. Новосибирске; — 1-й Западный окружной военный суд в г. Санкт-Петербурге; — 2-й Западный окружной военный суд в г.

Москве; — Южный окружной военный суд в г. Ростов-на-Дону;

— Центральный окружной военный суд в г. Екатеринбурге с судебным присутствием в Самаре. 

  1. А также флотские суды: — Балтийский флотский военный суд в Калининграде; — Северный флотский военный суд в Североморске;
  2. — Тихоокеанский флотский военный суд во Владивостоке. 
  3. Устанавливаются сроки вступления в силу положений по упразднению и началу деятельности вновь создаваемых военных судов, в том числе связанные с образованием и началом деятельности военного апелляционного и военного кассационного судов, и порядок назначения на должность судей указанных судов. 

Так, положения о создании кассационного и апелляционного военных судов, а также объединенного Центрального окружного военного суда вступят в силу со дня официального опубликования закона.

После этого в течение 3-х месяцев должны быть назначены председатели вновь создаваемых судов, которые формируют состав суда.

Новые военные суды считаются образованными с момента назначения на должность не менее половины от установленной численности судей.  

Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ и официально извещать об этом не позднее 1 октября 2019 года. 

«Изменения в системе военных судов направлены на реализацию реформы судоустройства, которая в настоящее время проводится в системе судов общей юрисдикции. Вместе с тем реорганизация военных судов позволит привести их в соответствие с существующим военно-административным делением РФ», – сказал Павел Крашенинников.

Источник использованного изображения

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда

Порядок апелляционного и кассационного обжалования в уголовном судопроизводстве с учетом реформы судебной системы

Федеральным конституционным законом от 29.07.

2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» были образованы новые самостоятельные звенья судебной системы — кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, которые должны начать свою деятельность не позднее 1 октября 2019 года.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в областных и равных им судах в настоящее время рассматриваются одни и те же дела как в апелляционном, так и в кассационном порядке.

Кроме того, промежуточные решения указанных судов, вынесенные ими в качестве суда первой инстанции, затем рассматриваются в этом же суде в апелляционной инстанции.

Новая модель судоустройства и принцип экстерриториальной (внерегиональной) подсудности исключает соединение нескольких судебных инстанций в одном суде, что обеспечивает самостоятельность и независимость судебных инстанций.

Указанные структурные изменения в судебной системе потребовали внесения изменений в отраслевое законодательство. Так Федеральным законом от 11.10.

Читайте также:  Статья 94.1. Документы, необходимые для совершения исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество

2018 № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» определена компетенция создаваемых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, уточнена компетенция действующих судебных органов, а также урегулирована процедура кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений.

При этом нововведения в уголовно-процессуальное законодательство затрагивают в основном порядок производства в суде кассационной инстанции, а порядок апелляционного обжалования изменен только для уголовных дел, подсудных областному и равному ему суду.

Так, приговор мирового судьи по-прежнему будет обжаловаться в апелляционном порядке в районный суд, а приговор районного суда в судебную коллегию по уголовным делам областного и равного ему суда.

А вот итоговые и промежуточные судебные решения по уголовным делам, подсудным областному и равному ему суду, будут обжаловаться в апелляционном порядке не в судебную коллегию по уголовным делам того же суда, где они рассматривались в первой инстанции, а в судебную коллегию по уголовным делам апелляционных судов общей юрисдикции. Для этого будут образованы пять апелляционных округов и пять советующих апелляционных судов.

В свою очередь, порядок производства в суде кассационной инстанции претерпел более существенные изменения, для разъяснения которых 25.06.2019 года было издано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от № 19 «О применении норм главы 47.1 УПК РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

  • В указанном постановлении Пленума Верховного суда РФ подробно рассмотрены два порядка производства в суде кассационной инстанции:
  • — сплошная кассация (с назначением судебного заседания суда кассационной инстанции без предварительного решения судьи о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании);
  • — выборочная кассации (с предварительным решением судьи о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции).
  • В порядке сплошной кассации будут пересматриваться приговоры или иные итоговые судебные решения, а выборочной – промежуточные судебные решения и повторно обжалуемые в кассационном порядке итоговые судебные решения.

Также стоит отметить важные разъяснения относительно суда, в который необходимо подавать кассационную жалобу. Согласно действующему законодательству кассационная жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции, однако с введением сплошной кассации данное положение претерпевает изменения.

Кассационные жалоба/представление для их рассмотрения в порядке сплошной кассации подаются в соответствующий суд кассационной инстанции через суд первой инстанции, вынесший обжалуемое решение.

А кассационные жалоба/представление на судебные решения, подлежащие пересмотру в порядке выборочной кассации, подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный проверять их законность.

До реформы судом кассационной инстанции выступал Президиум областного и равного ему суда, а также Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ.

После начала деятельности новых судов в зависимости от обжалуемого решения судом кассационной инстанции будут выступать судебная коллегия по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции (кассационного военного суда) либо Судебная коллегия по уголовным делам (Судебная коллегия по делам военнослужащих) Верховного Суда РФ.

  1. Так в судебную коллегиею по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции (кассационного военного суда) могут быть обжалованы:
  2. — итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда;
  3. — итоговое судебное решение областного и равного ему суда, вынесенное в апелляционном порядке;
  4. — промежуточные судебные решения, вынесенные мировым судьей, районным судом, гарнизонным военным судом, областным и равным ему судом, апелляционным судом общей юрисдикции, апелляционным военным судом.
  5. А в Судебную коллегию по уголовным делам (Судебную коллегию по делам военнослужащих) Верховного Суда РФ:
  6. — итоговое судебное решение областного и равного ему суда, вынесенное в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке;
  7. — итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра перечисленных выше решений;
  8. — итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; итоговое судебное решение областного и равного ему суда, вынесенное в апелляционном порядке, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определение кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений, перечисленных в настоящем абзаце.

Отдельно в Постановлении Пленума Верховного суда РФ уточнены правила кассационного обжалования постановления суда, вынесенного в порядке исполнения приговора, согласно которым указанные постановления обжалуются по правилам обжалования промежуточных решений, установленным в ч. 1 ст. 401.3 УПК РФ, то есть в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, не зависимо от того, судом какого уровня и территориальной юрисдикции был постановлен приговор.

  • Кроме того, указанное постановление Пленума Верховного суда РФ дает важные разъяснения относительно переходных положений, касающихся обжалования в кассационном порядке судебных решений, вступивших в законную силу до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.
  • Даны разъяснения для следующих ситуаций:
  • — кассационная жалоба/представление были поданы в Президиум областного и равного ему суда до начала работы кассационных судов общей юрисдикции и еще не рассмотрены;
  • — стороны частично реализовали право на кассационное обжалование, пройдя первую ступень кассации в Президиуме областного или равного ему суда;
  • — стороны не подали кассационную жалобу или представление до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.
  • В первом случае сохраняются полномочия президиумов соответствующих судов по рассмотрению поданных кассационных жалоб/представлений.

В случае если судьей областного или равного ему суда по кассационной жалобе/представлению было вынесено постановление об отказе в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, стороны вправе обратиться с кассационными жалобой/представлением в Судебную коллегию по уголовным делам (Судебную коллегию по делам военнослужащих) Верховного Суда РФ. Аналогичным образом в Верховный суд РФ будут обжаловаться постановления Президиума областного и равного ему суда, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб/представлений.

Если же стороны не подали кассационную жалобу или представление до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (на вступившее в законную силу решение до указанного срока), то они могут обжаловать соответствующие решения в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) или в Верховный Суд РФ.

При этом все вышеуказанные жалобы/представления рассматриваются согласно нормам УПК РФ, действующим до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. 

Таким образом согласно переходным положениям, вводимый порядок сплошной кассации будет действовать только для решений, которые вступили в законную силу после начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Для решений, вступивших в законную силу до указанного срока, порядок производства в суде кассационной инстанции остается прежним, то есть порядок выборочной кассации.

Представляется, что рассмотренное Постановление Пленума Верховного суда РФ должно помочь решить возможные правоприменительные вопросы, возникающие в связи с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции и введением такого новшества в уголовное судопроизводство как сплошная кассация.

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда

Система, состав и компетенция военных судов Российской Федерации

Гарнизонные военные суды Окружные (флотские) военные суды
Подсудность — все уголовные, гражданские и административные дела, отнесенные к компетенции военных судов, за исключением дел, подсуд­ных вышестоящим судам, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть наложен дисциплинарный арест; — дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу, а также принимает решения, предусмотренные ч.2,3 ст. 29 УПК РФ. Подсудность первая инстанция→ дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного суда УПК РФ (п. 8 ст. 31), дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам. вторая инстанция→ дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу (ч. 2 ст. 14 Закона о военных судах), кассационная инстанция — жалобы и представления на судебные акты гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу и на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 14 Закона о военных судах).
Состав пред­седатель, заместитель председателя (если установлено по штату) и судьи; (могут входить) помощники судей, адми­нистратор суда, начальники отделов, их заместители, консультанты, специалисты, секретари судебных заседаний, секретари суда и технический персонал. Состав председатель, его заместители, судьи, президиум, (могут быть образованы) судебные коллегии и (или) судебные составы; помощники судей, адми­нистратор суда, начальники отделов, их заместители, консультанты, специалисты, секретари судебных заседаний, секретари суда и технический персонал.  
Полномочия принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (ст. 29, 108,109 УПК РФ). Полномочия продлевает срок содержания под стражей свыше 12 месяцев в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений до 18 месяцев
Читайте также:  Статья 104.1. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации

Гарнизонный военный суд — основное, первое звено системы военных судов, действуют в качестве суда первой инстанции на территории, на которой дислоцируются один или нескольких военных гарнизонов (ст. 21 Закона о военных судах РФ).

  • Гарнизонный военный суд в пределах, установленных Законом о военных судах РФ, рассматривает в первой инстанции не отнесенные федеральным законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен административный арест.
  • В состав гарнизонного военного суда входят председатель, заместитель председателя и судьи военного суда. В штатах военного суда предусмотрены помощники судей, администратор суда, начальники отделов, их заместители, консультанты, специалисты, секретари с уда, секретари судебных заседаний и технический персонал
  • Окружной (флотский) военный суд – второе звено системы военных судов действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда

Окружной (флотский) военный суд действует в составе председателя, его заместителей, в также других судей.

В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам.

Персональный состав президиума окружного (флотского) военного суда утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя окружного (флотского) суда.

Составы судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по гражданским делами судебной коллегии по уголовным делам утверждает президиум окружного (флотского) суда по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда из числа судей этого суда.

  1. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:
  2. в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда УПК РФ и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
  3. в апелляционном порядке дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
  4. в кассационном порядке дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционном порядке;
  5. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.
  6. Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляет Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, которая является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.
  7. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда РФ — председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ и судей этой коллегии.
  8. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает (ст. 9 Закона о военных судах):
  9. — в первой инстанции → дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам;
  10. — в апелляционной инстанции → дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
  11. — в кассационной инстанции дела → по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они обжаловались в кассационном порядке в президиумы окружных (флотских) военных судов;
  12. — дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

Военные суды рассматривают не только уголовные дела (как это было предусмотрено ранее действовавшим Положением о военных трибуналах), но и определенные категории гражданских и административных дел, поэтому следует разграничивать компетенцию по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел между военными судами и другими судами общей юрисдикции, а также между самими военными судами. Правила о подсудности военным судам дел сформулированы в законе о военных судах.

  • Основной критерий для определения подсудности дел военным судам
  • · по уголовным (административным) делам — наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (административное правонарушение),
  • · по гражданским делам — правовое положение сторон (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо).

Обращения военнослужащих с жалобами и заявлениями в военный суд за защитой своих прав и свобод. За защитой своих прав от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений в военные суды могут обращаться (ст. 7 Закона о военных судах) военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы.

Примечание. Впервые право военнослужащих обращаться с такими заявлениями в военный суд было установлено ст.4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Это положение закона соответствует Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, также вправе обжаловать в военный суд действия (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения ими военной службы, военных сборов (ч. 2 ст. 72 Закона о военных судах).

Граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), т.е. не имеющие статуса военнослужащих, вправе подать жалобу по своему усмотрению в военный или гражданский суд.

Рассмотрение военными судами таких жалоб является исключением из общего правила о подсудности дел военным судам и обусловлено стремлением обеспечить наиболее полную защиту прав граждан по делам, связанным со специальными воинскими правоотношениями и применением норм военного законодательства.

Подсудность военным судам гражданских дел, указанных в ст. 7 Закона о военных судах находит подтверждение в нормах Гражданского процессуального кодекса РФ. Так, в ст. 25 ГПК РФ говорится: «В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными или иными специализированными судами».

К подсудности военным судам отнесены уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (ч. 5, 6 ст. 31 УПК РФ). Дела о преступлениях других лиц военным судам неподсудны, за исключением случаев изменения территориальной подсудности уголовного дела (ч. 4-7 ст. 35 УПК РФ).

!!!Уголовное дело рассматривается военным судом, если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц в отдельное производство невозможно (ч.7.1 ст. 31 УПК РФ).

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (ст. 7 Закона о военных судах).

Апелляционная жалоба в военный суд (составление, образец, основания)

Возрождение апелляционных судов, после длительного, почти семидесятилетнего перерыва в российском (советском) судопроизводстве происходило постепенно. Сначала институт апелляции был возрожден в арбитражных судах, затем для мировых судов, гражданских и в завершение – для уголовного судопроизводства.

Все, кто обращался в суд, независимо от того по какому вопросу и для решения какого спора, знают, что судебное решение можно обжаловать.

Читайте также:  Статья 17.2. Размеры пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава

Причем, сделать это могут как истец, так и ответчик – в гражданском судопроизводстве, подсудимый (его защитник) или прокурор – в уголовном процессе.

Но далеко не все знают, в какой суд надлежит подавать жалобу и часто путают кассацию с апелляцией, не усматривая между ними разницы.

В статье пойдет речь о том, что такое апелляционная жалоба в военный суд, какие военные суды уполномочены на её рассмотрение, какие правовые последствия для подающего жалобу несет решение коллегии военного суда. 

 Понятие апелляции 

Как и в медицине, в юриспруденции много терминов заимствовано из латинского языка. До революции 1917 года знание латыни было обязательным для судей. В буквальном переводе слово appellatio значит «обращение».

Так еще во времена Древнеримской Империи называлось прошение, поданное участниками судебного процесса, не согласными с решением судей, на пересмотр его вышестоящим судом.

Предусматривалась возможность неоднократной подачи апелляционных жалоб всеми участниками процесса.

В Российской судебной системе процесс обжалования решения судьи появился после принятия Судебника 1497 года  (период правления Великого князя Ивана III).

У тяжущихся сторон появилась возможность обратится в вышестоящую судебную инстанцию, в компетенцию которой входила проверка законности и точности судебных «докладных списков» — протоколов судебных заседаний, которые суды низового звена обязаны были предоставлять.  

Однако у недовольной судебным решением стороны еще до подачи докладного списка появилась возможность подать жалобу в которой жалующийся мог акцентировать внимание судей высшего суда на неточностях, отступлениях от норм закона, неучтенных доказательствах и других, существенных с его точки зрения деталях процесса, которые привели к неправильному приговору (термин «приговор» использовался не только в уголовном судопроизводстве, но и при решении гражданских дел).

Инициаторами «доклада» могли быть не только участники процесса, но и сами судьи, которые не обладали достаточной компетенцией или достаточной уверенностью в примененных при вынесении приговора нормах закона. Они могли попросить суд вышестоящей инстанции растолковать и исправить судебное решение.

Именно в этот период зародился институт пересмотра судебных решений, в последствие получивший наименование – апелляции. Классическое определение апелляции дал известный русский юрист, профессор И.Я. Фойницкий:

ЦИТАТА

 Появление апелляционных судов в России 

Инстанция в привычном современникам понимании появилась в российском судопроизводстве после судебной реформы 1864 года (период правления Императора Александра II). Апелляционная инстанция предусматривалась для мировых судов.

Ей являлся уездный съезд мировых судей (коллегиальный орган). Действовала такая инстанция только в Западных и Центральных губерниях.

В Сибири и Закарпатье (вошедшие в состав Российской Империи области Западной Украины и Молдавии) высшей (апелляционной) инстанцией для мировых судов являлись окружные суды.

Чуть позднее, в рамках всё той судебной реформы, был утвержден Военно-судебный устав и образованы полковые и военно-окружные военные суды, главной судебной инстанцией для военного судопроизводства являлся Главный военный суд в Санкт-Петербурге.

 В Военно-судебном уставе Российской Императорской армии (РИА) появилась  апелляционная жалоба в военный суд по обжалованию решения полковых судов в военно-окружной суд, а решения последних, принятых в качестве судов первой инстанции, в Главный военный суд РИА.

Система военных судов просуществовала до февраля 1917 года и была полностью дезорганизована в период недолгого правления Временного правительства.

N.B! К октябрю 1917 года, когда в результате вооруженного восстания к власти пришли большевики, судебная система в России была полностью разрушена!

 Апелляция в военном судопроизводстве в период с 1917 по 1999 годы 

После октябрьской революции 1917 года для советской судебной системы наступили трудные времена.

Полностью разрушенная судебная система царской России начала восстанавливаться в менее чем через год после прихода большевиков к власти.

Уже в октябре 1918 года, вслед за общегражданскими судами, были созданы военные суды во всех частях и соединениях РККА. Они стали именоваться военными трибуналами.

Однако, в отличие от сложной и многозвенной судебной системы судопроизводства, существовавшей при прежнем строе, судебная система военных судов была значительно упрощена.

Был упразднен институт присяжных заседателей – дававший подсудимым шанс на объективное рассмотрение дела вне зависимости от политической конъюнктуры, были ликвидированы кассационная и апелляционные инстанции.

Решение суда первой инстанции (полкового, окружного, признавались окончательными и не подлежащими обжалованию.

Ко второй половине 30-х годов деятельность военных судов почти полностью прекратилась. Их заменили внесудебные органы: «двойки» и «тройки» в состав которых редко входили люди, имевшие юридическое образование. Как правило лицами, принимавшими решения и выносившими приговоры, были партийные функционеры и работники НКВД.

Судебная процедура была сведена к формальностям:

  • оглашению имени подсудимого;
  • статьи, по которой обвиняется;
  • зачтению показаний «свидетелей», чаще всего — анонимных доносчиков;
  • зачтению «признательных» показаний подсудимого, нередко добытых с  применением пыток;
  • вынесению приговора.

Никаких судебных прений, последнего слова подсудимого, участия защитника (адвоката) не предусматривалось. Приговор внесудебного органа являлся окончательным и подлежал немедленному исполнению. Обжаловать его было некуда и некому.   

В военное правосудие апелляционная жалоба в военный суд вернулась спустя 82 года после отмены. В 1999 году, после принятия ФКЗ-1 от 23.06.1999 г. «О военных судах РФ».

В части 1 статьи 8 было закреплено, что в систему военных судов России входят апелляционная и кассационная инстанции.

Была обозначена последовательность обжалования решений военных судов и установлены полномочия указанных инстанций.

У военнослужащих появилась возможность на более объективное и профессиональное рассмотрение их уголовных и гражданских дел. Возможность прибегнуть к суду присяжных, и обжаловать решения судей, вплоть до Военной коллегии Верховного Суда России.

 Основания для подачи апелляционной жалобы в военный суд 

Согласно действующему процессуальному законодательству, которым руководствуются все военные суды, апелляционная жалоба в военный суд подается на решение нижестоящего суда, военного округа (флота) в полном объеме. Фактически, происходит повторное исследование материалов дела с возможностью:

  • утверждения выводов и решения (приговора) нижестоящего суда, если нарушений не найдено;
  • отмены решения суда полностью или в части;
  • вынесением нового решения.

Основаниями для подачи жалобы в вышестоящий суд могут быть:

  • неправильное применение норм материального права при правильном установлении обстоятельств дела;
  • неправильно произведенный расчет взыскиваемых сумм (по гражданским, административным делам и гражданским искам в уголовном судопроизводстве;
  • неполное исследование или игнорирование представленных доказательств;
  • неправильное определение подсудности дела (не подлежащего военной юрисдикции) и др.

Правом подачи апелляционной жалобы пользуются стороны: истец, ответчик, третьи лица с самостоятельными требованиями, подсудимые, их защитники, потерпевшие (в рамках гражданского иска по уголовному делу), военные прокуроры.

 Рассмотрение и компетенция апелляционного военного суда 

Апелляционный суд – структурное подразделение Военной коллегии Верховного суда РФ. Образуется в составе председателя, заместителей и судей – членов судебных коллегий. Апелляционный суд всегда действует в составе коллегии судей, то есть – коллегиально. Единоличное рассмотрение апелляционных жалоб не практикуется.

Являясь второй (высшей) надзорной инстанцией, апелляционный военный суд рассматривает две категории дел:

  • По жалобам на решения окружных (флотских) военных судов, вынесших решения (приговоры) в качестве судов первой инстанции;
  • Дела по вновь открывшимся обстоятельствам (если после вынесения решения суда становятся известны или доступны материалы/доказательства, которые ранее не могли быть учтены судом).

Кроме пересмотра решений военных судов второго звена, апелляционная инстанция военного суда имеет право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о конституционности примененного при вынесении решения суда закона.

Если Конституционный Суд РФ в своем толковании придет к выводу о том, что примененный закон нарушает действие Конституции, вынесенный приговор или решение подлежат отмене.

 Составление апелляционной жалобы 

Составление апелляционной жалобы, в отличие от искового заявления, которое может быть составлено истцом самостоятельно, работа юриста-процессуалиста, хорошо знакомого не только с законодательством, касающимся предмета спора, но и с особенностями процессуальной деятельности судов.

Основанием для составления жалобы служит анализ решения (приговора) суда.

Владение тонкостями (нюансами) толкования норм права, примененных судом, доскональным знанием последовательности действий суда, прав, предоставленных свеем участникам судебного разбирательства и их соблюдения, фиксация малейших нарушений порядка судопроизводства (например – телефонный разговор в совещательной комнате одного из присяжных или судей) – являются основанием для отмены принятого решения и направления дела на повторное рассмотрение другим составом суда (или присяжных).

Скачать образец аппеляционной жалобы в военный суд в world

РЕЗЮМЕ

Если при рассмотрении дела в суде первой инстанции (гарнизонном) многие военнослужащие пытаются экономить при найме адвокатов, то апелляционная жалоба в военный суд требует привлечения юриста-профессионала. В противном случае, жалоба будет отклонена, как недостаточно аргументированная. Будет потеряно время и средства.  

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Ссылка на основную публикацию