Статья 57. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка

Статья 57. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка

Для чего финансовому рынку нужны саморегулируемые организации (СРО)? Ответ на этот вопрос лучше всего искать в действующем законодательстве Российской Федерации. Ключевой акт, согласно букве которого работают такие организации, как Ассоциация форекс-дилеров, – федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (223-ФЗ).

Основное содержание работы СРО на финансовом рынке – разработка стандартов деятельности финансовых организаций и контроль за соблюдением требований указанных стандартов. Остановимся на первой части этой масштабной задачи, которую закон возложил на плечи СРО.

Стандарты — основной продукт и цель работы СРО финансового рынка

В самом деле, куда логичнее, когда бизнес самостоятельно, основываясь на приобретённом опыте и «набитых шишках», создаёт стандарты для работы подобных себе организаций. Каждое положение в таких документах, как правило, является выстраданным, проверенным на практике.

Объединяясь в процессе создания отраслевых документов, компании действительно имеют возможность анализировать и брать за основу лучшие практики работы.

Кроме того, они сообща выявляют узкие моменты и приходят к общему знаменателю, создавая действительно рабочие, полезные документы.

Похожая статьяКак НАФД проиграла АФД гонку за статус СРО форекс-дилеров Статья 57. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынкаРынки знают немало примеров, когда стандарты деятельности «спускались» сверху. С точки зрения теории, в них всё может быть безупречно, но для практической деятельности они часто оказываются неудобны, их приходится много раз перекраивать. В связи с этим когда несколько лет назад на уровне руководства страны было принято решение запустить саморегулирование в ряде отраслей экономики, многие регулирующие инстанции были рады сложить с себя несвойственную им работу и передать отраслевое нормотворчество в руки профессионалов.

Создание стандартов – процесс интересный. Приведу пример из практики Ассоциации форекс-дилеров (АФД). Центральный банк Российской Федерации внес Ассоциацию форекс-дилеров в реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в октябре 2016 года.

Для того чтобы члены АФД могли начать свою работу, им необходимо было разработать базовый стандарт. Базовый стандарт совершения операций на финансовом рынке при осуществлении деятельности форекс-дилера утвердил Банк России в мае 2017 года. Это была огромная работа с нуля.

В стандарте необходимо было объединить требования законодательства о рынке ценных бумаг с практикой работы компаний рынка форекс (не будем забывать, многие игроки рынка к тому моменту вели свою деятельность уже около двадцати лет). В частности, нужно было адаптировать работу торговых систем к новому законодательству.

Члены СРО создавали положения стандарта, согласовывали их с Центробанком, учитывали правки и дополнения регулятора. В результате был утверждён взвешенный, во всех отношениях продуманный и согласованный документ.

Стандарт – это живой организм. Можно не сомневаться, что в дальнейшем он потребует изменений, и не раз, но главное, что по нему можно работать. Что и сделали члены СРО АФД – практически сразу после утверждения базового стандарта, в мае 2017 года, пошли первые сделки в российской юрисдикции рынка форекс.

Похожая статьяКак создавались форекс-дилер «ФИНАМ Форекс» и СРО АФД Статья 57. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынкаОчень важно, что разработка стандартов в саморегулируемых организациях происходит на коллегиальной основе, то есть с участием всех членов СРО. Мнение всех компаний, входящих в организацию, имеет одинаковый вес. Этот принцип обеспечивается равенством членских взносов.

Компаниям, которые входят в СРО, важно не только создавать приемлемые условия для своей работы, но и заботиться о благополучии потребителей.

Именно поэтому следующим стандартом, разработкой которого занялась Ассоциация форекс-дилеров, стал Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих форекс-дилеров.

Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг форекс-дилеров был утверждён Центральным банком 10 января 2019 года.

Им установлено, что форекс-дилер должен разместить в открытом доступе (на сайте, в офисе) актуальные сведения о своем полном и сокращенном наименовании, членстве в СРО, наличии представителей (агентов), комиссионных сборах и порядке выплаты компенсаций в случае банкротства.

Потребитель должен быть информирован о рисках, связанных с рамочными и отдельными договорами, в том числе о возможных финансовых потерях при их заключении, а также о сумме расходов на исполнение обязательств.

Кроме того, согласно стандарту, форекс-дилеры обязаны не допускать необоснованного расширения спреда без изменения рыночной ситуации, их действия не должны вводить в заблуждение потребителя относительно предоставляемых форекс-дилером финансовых услуг, а также они не имеют права оказывать содействие заключению потребителями договоров с иностранными финансовыми организациями.

Похожая статья»Новые инструменты расширят легальный форекс-рынок» Статья 57. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынкаОсновываясь на этих деталях, можно сделать вывод, что базовые стандарты представляют собой документы, максимально приближенные к жизни и дающие чёткое представление о том, как должна работать финансовая организация (в данном случае – форекс-дилер). Именно такие документы являются основным продуктом и целью работы саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. То, что стандарты сегодня самостоятельно создаются профессиональными участниками рынка – большое подспорье для финансового сектора.

Забегая вперёд, расскажу, что следующие базовые стандарты, к разработке которых приступят члены Ассоциации форекс-дилеров уже в 2019 году, – это базовые стандарты корпоративного управления и управления рисками.

Руководитель СРО АФД Евгений Машаров для Инвест-Форсайт

Будь в курсе последних событий и тенденций! Подписаться

На данный момент отзывов к этой записи нет. Ваш комментарий может быть первым.

Саморегулируемые организации (СРО) в сфере финансового рынка

Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Саморегулируемой организацией (СРО) может быть некоммерческая структура при внесении сведений в единый реестр СРО в сфере финансового рынка.

Банк России устанавливает порядок внесения некоммерческих организаций в единый реестр саморегулируемых организаций финансового рынка. Срок рассмотрения заявлений может составлять один месяц.

Выдержка из Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»:
7.

Решение о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка принимается Банком России на основании ее заявления с указанием наименования некоммерческой организации и следующих документов, представляемых в Банк России в установленном им порядке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:
1) копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;
2) копия устава некоммерческой организации;
3) перечень членов некоммерческой организации, заверенный в установленном Банком России порядке, с указанием:
а) вида (видов) осуществляемой каждым из ее членов деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации;
б) идентификационного номера налогоплательщика и основного государственного регистрационного номера каждого из ее членов — юридических лиц, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера и паспортных данных каждого из ее членов — индивидуальных предпринимателей;
4) внутренние стандарты саморегулируемой организации, предусмотренные частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;
5) копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией органов, предусмотренных статьями 20 — 23, 25 настоящего Федерального закона, копии положений о таких органах и копии документов об их персональном составе (для постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации и специализированных органов саморегулируемой организации — с указанием места работы и занимаемых должностей членов таких органов);
6) смета, которая отражает возможность осуществления саморегулируемой организацией своих функций в соответствии с настоящим Федеральным законом и требования к составлению которой определяются Банком России;
7) документы, подтверждающие соблюдение установленных статьей 24 настоящего Федерального закона требований к руководителю саморегулируемой организации, и документы о назначении руководителя саморегулируемой организации;
8) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за внесение сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации;
9) иные документы, необходимость представления которых для приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации предусмотрена нормативными актами Банка России, регулирующими вид деятельности, являющийся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации.

Основанием для принятия Банком России решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка является:
1) несоответствие некоммерческой организации требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи;
2) представление некоммерческой организацией документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России;
3) противоречие внутренних стандартов саморегулируемой организации законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России, утвержденным Банком России базовым стандартам;
4) признание Банком России сметы, указанной в пункте 6 части 7 настоящей статьи, недостаточной для осуществления саморегулируемой организацией своих функций в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) непредставление полного комплекта документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи;
6) представление некоммерческой организацией документов, содержащих недостоверную и (или) неполную информацию;
7) наличие обстоятельств, указанных в части 5 статьи 27 настоящего Федерального закона.
12. Статус саморегулируемой организации может быть прекращен Банком России по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 27 настоящего Федерального закона. Принятие Банком России решения о прекращении статуса саморегулируемой организации влечет за собой исключение сведений о ней из единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.

Читайте также:  Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

13. Саморегулируемая организация не может являться членом другой саморегулируемой организации.

Статья 57. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка

Уважаемые клиенты!

Просим уточнять стоимость и сроки по телефону в Московском офисе
(для всех городов РФ)Электронная почта: [email protected]

У организаций в сфере финансовых рынков может появиться обязанность вступать в сро

Проект Федерального закона № 652159-6.

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий создание в сфере финансовых рынков СРО, членство в которых будет обязательным. Они объединят финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в ч. 1 ст. 3 законопроекта (далее — финансовые организации). К ним, в частности, относятся некоторые страховые организации, брокеры, депозитарии.

СРО может быть создана в отношении как одного вида деятельности, так и нескольких при соблюдении требований к численности ее членов по каждому виду деятельности (ч. 5 ст. 3 законопроекта).

Отметим, что в отдельных областях данной сферы СРО могут создаваться уже сейчас (см., например, следующие акты). Планируется, что к некоторым из них действующее законодательство будет применяться в части, не противоречащей предложенным изменениям (ч. 2 ст. 32 законопроекта).

В настоящее время членство в СРО в сфере финансовых рынков является добровольным. В законопроекте предложено сделать его обязательным, если в отношении того вида деятельности, который осуществляет финансовая организация, существует саморегулируемая организация.

Вступить в нее необходимо в течение 180 дней, следующих за днем создания такой организации (получения статуса СРО) или прекращения членства в иной СРО. Финансовая организация может вступить только в одну СРО.

Однако если она занимается несколькими видами деятельности, то допустимо вступление в несколько СРО соответствующих видов либо присоединение к одной организации, у которой есть статусы СРО данных видов. За несоблюдение этих и других требований, установленных в ст.

8 законопроекта, по общему правилу Банк России будет вправе отозвать у финансовой организации лицензию на осуществление определенного вида деятельности или исключить ее из реестра финансовых организаций.

Порядок приема в члены СРО описан в ст. 9 законопроекта.

Отметим, что для лиц, не имеющих лицензии (разрешения) или не внесенных в реестр финансовых организаций того или иного вида, предусмотрена возможность обратиться в СРО за получением статуса кандидата в члены.

Если СРО примет положительное решение о приеме этого лица, она ходатайствует перед Банком России о выдаче ему лицензии (разрешения) и внесении в соответствующий реестр.

В законопроекте рассмотрены и другие вопросы, связанные с деятельностью СРО в сфере финансовых рынков. Например, в ст. 14 законопроекта приведены меры за несоблюдение членами СРО стандартов данной организации (предупреждения, штрафы и др.).

Если проект станет законом, то по общему правилу предложенные изменения вступят в силу по истечении 180 дней после дня его опубликования. К некоторым действующим СРО новые правила начнут применяться позднее (ч. 3 ст. 32 законопроекта).

Автор — эксперт компании «КонсультантПлюс».

Президент России подписал Федеральный закон, регулирующий отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка

Федеральный закон от 3 июля 2016 года №292-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом на саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, а также на такие организации кредитных организаций и бюро кредитных историй не распространяется действие Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса таких саморегулируемых организаций, их деятельностью и надзором, определяются Федеральным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

  • Проект
    федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
    акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) внесен депутатами
    Государственной Думы и членами Совета Федерации.
  • Федеральный закон
    принят Государственной Думой 24 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29
    июня 2016 года.
  • Федеральным
    законом положения федеральных законов, регулирующих отношения, связанные
    с деятельностью саморегулируемых организаций в сфере финансового
    рынка, объединяющих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
    осуществляющих деятельность страховых организаций, страховых брокеров,
    сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, профессиональных
    участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, акционерных
    инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых
    инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
    специализированных депозитариев, жилищных накопительных кооперативов, обществ
    взаимного страхования, кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых
    организаций, приведены в соответствие с Федеральным законом от 13
    июля 2015 года №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере
    финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6
    Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
    акты Российской Федерации».
Читайте также:  Статья 332 АПК РФ. Ответственность за неисполнение судебного акта (действующая редакция)

В
соответствии с Федеральным законом на эти организации, а также
на саморегулируемые организации кредитных организаций и бюро
кредитных историй не распространяется действие Федерального закона
«О саморегулируемых организациях».

Отношения, возникающие в связи
с приобретением или прекращением статуса таких саморегулируемых
организаций, их деятельностью и осуществлением надзора, определяются
Федеральным законом «О саморегулируемых организациях в сфере
финансового рынка» и федеральными законами, регулирующими соответствующий
вид деятельности.

Корреспондирующие
изменения вносятся в федеральные законы, регулирующие деятельность таких
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также
саморегулируемых организаций.

Уточняются положения, касающиеся их прав
и обязанностей, вступления в саморегулируемую организацию
в сфере финансового рынка при ее наличии, направления в такую организацию
отчетности в случае передачи организации Банком России полномочия
по получению отчетности. Кроме того, уточняются отдельные полномочия Банка
России.

Оригинал.

Саморегулируемые организации

Исторические корни этого института восходят к Средним векам: так называемые цехи, или социально-сословные организации ремесленников, начали возникать в разных европейских странах в IX–XII веках. Цех регулировал множество сторон жизни и деятельности собратьев по какой-либо профессии, в том числе определял стандарты качества продукции, цены на нее, правила игры на конкурентном поле.

Такие объединения регулировали деятельность целых отраслей без вмешательства властей и даже помогали последним, выставляя в случае войны вооруженные отряды. Впервые термин «саморегулируемая организация» (self-regulatory organization) прозвучал в США, где в 1889 году решением Конгресса была учреждена ассоциация, регулирующая торговлю между отдельными штатами.

Первым опытом создания саморегулируемой организации в России стала в 1870 году Московская биржа. На нее была возложена обязанность защищать интересы участников торгов перед властью и общественными организациями.

В современной России первые саморегулируемые организации (СРО) появились на фондовом рынке: в 1994 году возникли Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В дальнейшем процесс образования СРО в России, как и в США, происходил по инициативе «сверху»: сначала их функции описывали отдельные отраслевые законы, как, например, принятая в 1996 году редакция Закона «О рынке ценных бумаг», потом у законодателей возникло понимание, что практику саморегулирования нужно применять как можно шире.

Наконец, в 2007 году появился системный Закон «О саморегулируемых организациях», который устанавливал правила их функционирования в целом ряде отраслей, выводимых из-под прямого государственного регулирования.  

В 2015 году увидел свет новый закон — «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Он предписывает вступать в отраслевые СРО финансовым организациям, в частности брокерам, депозитариям, паевым инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам,страховым организациям, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам,  Форекс-дилерам.

В банковской сфере саморегулируемых организаций не существует. Также в последний момент из списка направлений, обязательных к регулированию при помощи СРО, законодатели удалили ломбарды — их обяжут к вступлению в отраслевые объединения в одной из ближайших поправок к Закону.

Саморегулируемая организация — некоммерческая структура, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

СРО должны отвечать ряду требований, в том числе объединять в качестве членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с момента внесения сведений о ней в государственный реестр СРО.

Если таковые сведения отсутствуют, никаких правовых основ для деятельности организации в статусе СРО не существует.

Фактически членство в СРО становится необходимым условием для определенной деятельности. Основная идея разработчиков правовой основы функционирования систем СРО — снять с государства избыточные функции по управлению рынками, отчасти снизив таким образом и расходы государственного бюджета. Также эта система влечет за собой постепенную отмену лицензирования отдельных видов деятельности.

Саморегулируемая организация устанавливает требования к входящим в нее компаниям, применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и внутренними нормами самой СРО, образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между ее членами, а также между ними и потребителями. СРО представляет интересы своих членов в отношениях с органами государственной власти.

Одна из важных функций СРО — надзорная: они анализируют деятельность своих членов на предмет их профессионализма и качества предоставляемых услуг, организуют сертификацию услуг компаний, а также аттестацию их сотрудников. Также саморегулируемые организации осуществляют обучение специалистов, повышение их квалификации.

В соответствии с законодательством о саморегулировании СРО обязана обеспечить дополнительную имущественную ответственность ее членов перед потребителями и иными лицами.

Это производится за счет формирования компенсационных фондов, в которые члены саморегулируемых организаций вносят регулярные платежи, размер которых в случае различных отраслей определяется отдельными нормативами.

Так, в случае МФО, привлекающих средства физических лиц, это не менее 1 % от общего объема привлеченных финансов.

Компенсационные фонды призваны выполнять функции гарантий, которые в случае с банками выполняет государство в соответствии с Законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В случае невозможности финансовой компании выполнить свои обязательства перед клиентами и инвесторами саморегулируемая организация принимает решение о компенсационных выплатах.

При этом их размер обусловливается не только фактически существующей задолженностью компании, но и другими параметрами, в том числе пропорциональностью взносов члена СРО в сравнении с другими участниками, а также общим объемом средств, аккумулируемых фондом.

Проект Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков"

06 декабря 2013

Проектом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков, осуществлением ими прав и обязанностей, взаимодействием саморегулируемых организаций и их членов, Банка России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Законопроектом предусматривается, в частности, следующее: обязательность участия в СРО при наличии СРО на соответствующем сегменте рынка; минимальный порог количества участников в 30% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности; наличие обязательных базовых стандартов СРО, перечень которых устанавливается Банком России; обязательное наличие внутренних стандартов, устанавливающих дополнительные требования к осуществлению соответствующего вида деятельности; установление квалификационных требований и требований к деловой репутации руководителей СРО; за Банком России закрепляются функции по надзору за деятельностью СРО с возможным применением санкций в виде наложения штрафа и направления требования о замене руководства СРО, а также отзыва статуса СРО; создание Совета СРО из числа руководителей СРО в целях координации интересов СРО и их представительства в Банке России.

Читайте также:  Статья 12. Права архитектора и юридического лица

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29968.html

© КонсультантПлюс,  1992–2013

  • Налогоплательщики смогут узнавать решения налоговых органов по жалобам через специальный сервис / 02 декабря 2013г. 18:46
  • На официальном сайте ФНС России запущен новый интернет-сервис «Решения по жалобам» .

  • Штрафы за нарушения санитарных норм организациями общественного питания могут быть увеличены / 02 декабря 2013г. 18:47
  • Роспотребнадзор разработал законопроект, предусматривающий усиление административной и уголовной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуг общественного питания населению.

  • Нотариальная деятельность может получить новое законодательное оформление / 02 декабря 2013г. 18:48
  • Законопроект регулирует отношения, связанные с организацией нотариата в России и осуществлением нотариальной деятельности

  • Депутаты предлагают ввести уголовную ответственность за рекламу наркотиков в Интернете / 02 декабря 2013г. 18:49
  • Депутаты готовы поддержать инициативы по увеличению финансирования на разработку программы по организации системы реабилитационных центров для наркозависимых

  • За невыполнение обязанности по содержанию и воспитанию детей штрафы для родителей могут повысить / 02 декабря 2013г. 18:50
  • В Госдуму поступил законопроект, предусматривающий увеличение штрафов за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию.

    Зачем финансовым рынкам нужны СРО

    Для чего финансовому рынку нужны саморегулируемые организации (СРО)? Ответ на этот вопрос лучше всего искать в действующем законодательстве Российской Федерации.

    Ключевой акт, согласно букве которого работают такие организации, как Ассоциация форекс-дилеров, — федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (223-ФЗ).

    Основное содержание работы СРО на финансовом рынке — разработка стандартов деятельности финансовых организаций и контроль за соблюдением требований указанных стандартов. Остановимся на первой части этой масштабной задачи, которую закон возложил на плечи СРО.

    В самом деле, куда логичнее, когда бизнес самостоятельно, основываясь на приобретённом опыте и «набитых шишках», создаёт стандарты для работы подобных себе организаций. Каждое положение в таких документах, как правило, является выстраданным, проверенным на практике.

    Объединяясь в процессе создания отраслевых документов, компании действительно имеют возможность анализировать и брать за основу лучшие практики работы. Кроме того, они сообща выявляют узкие моменты и приходят к общему знаменателю, создавая действительно рабочие, полезные документы.

    Рынки знают немало примеров, когда стандарты деятельности «спускались» сверху. С точки зрения теории, в них всё может быть безупречно, но для практической деятельности они часто оказываются неудобны, их приходится много раз перекраивать.

    В связи с этим когда несколько лет назад на уровне руководства страны было принято решение запустить саморегулирование в ряде отраслей экономики, многие регулирующие инстанции были рады сложить с себя несвойственную им работу и передать отраслевое нормотворчество в руки профессионалов.

    Создание стандартов — процесс интересный. Приведу пример из практики Ассоциации форекс-дилеров (АФД). Центральный банк Российской Федерации внес Ассоциацию форекс-дилеров в реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в октябре 2016 года.

    Для того чтобы члены АФД могли начать свою работу, им необходимо было разработать базовый стандарт. Базовый стандарт совершения операций на финансовом рынке при осуществлении деятельности форекс-дилера утвердил Банк России в мае 2017 года. Это была огромная работа с нуля.

    В стандарте необходимо было объединить требования законодательства о рынке ценных бумаг с практикой работы компаний рынка форекс (не будем забывать, многие игроки рынка к тому моменту вели свою деятельность уже около двадцати лет). В частности, нужно было адаптировать работу торговых систем к новому законодательству.

    Члены СРО создавали положения стандарта, согласовывали их с Центробанком, учитывали правки и дополнения регулятора. В результате был утверждён взвешенный, во всех отношениях продуманный и согласованный документ.

    Стандарт — это живой организм. Можно не сомневаться, что в дальнейшем он потребует изменений, и не раз, но главное, что по нему можно работать. Что и сделали члены СРО АФД — практически сразу после утверждения базового стандарта, в мае 2017 года, пошли первые сделки в российской юрисдикции рынка форекс.

    Очень важно, что разработка стандартов в саморегулируемых организациях происходит на коллегиальной основе, то есть с участием всех членов СРО. Мнение всех компаний, входящих в организацию, имеет одинаковый вес. Этот принцип обеспечивается равенством членских взносов.

    Компаниям, которые входят в СРО, важно не только создавать приемлемые условия для своей работы, но и заботиться о благополучии потребителей.

    Именно поэтому следующим стандартом, разработкой которого занялась Ассоциация форекс-дилеров, стал Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих форекс-дилеров.

    Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг форекс-дилеров был утверждён Центральным банком 10 января 2019 года.

    Им установлено, что форекс-дилер должен разместить в открытом доступе (на сайте, в офисе) актуальные сведения о своем полном и сокращенном наименовании, членстве в СРО, наличии представителей (агентов), комиссионных сборах и порядке выплаты компенсаций в случае банкротства.

    Потребитель должен быть информирован о рисках, связанных с рамочными и отдельными договорами, в том числе о возможных финансовых потерях при их заключении, а также о сумме расходов на исполнение обязательств. Кроме того, согласно стандарту, форекс-дилеры обязаны не допускать необоснованного расширения спреда без изменения рыночной ситуации, их действия не должны вводить в заблуждение потребителя относительно предоставляемых форекс-дилером финансовых услуг, а также они не имеют права оказывать содействие заключению потребителями договоров с иностранными финансовыми организациями.

    Основываясь на этих деталях, можно сделать вывод, что базовые стандарты представляют собой документы, максимально приближенные к жизни и дающие чёткое представление о том, как должна работать финансовая организация (в данном случае — форекс-дилер).

    Именно такие документы являются основным продуктом и целью работы саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. То, что стандарты сегодня самостоятельно создаются профессиональными участниками рынка — большое подспорье для финансового сектора.

    Забегая вперёд, расскажу, что следующие базовые стандарты, к разработке которых приступят члены Ассоциации форекс-дилеров уже в 2019 году, — это базовые стандарты корпоративного управления и управления рисками.

    Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

    Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг

    Ссылка на основную публикацию