Статья 55. Полномочия Банка России

Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86 «О Банке России» — это ключевой документ, регламентирующий деятельность ЦБ РФ. Действующая редакция от 23.04.2018 г.

внесла изменения касательно влияния Банка России на страховой сектор: теперь предусмотрена возможность выдачи кредита без обеспечения Управляющей компании на срок до 5 лет в качестве предупредительных мер против банкротства в отношении активов страховых компаний.

Согласно этой же редакции Банк России имеет право отозвать лицензию у страховой компании, если последняя инвестирует свыше 20% собственного капитала и страховых резервов в активы, не соответствующие требованиям регулятора.

Статья 55. Полномочия Банка России

Правовое положение ЦБ РФ

Правовое положение о ЦБ РФ прописано Конституцией РФ. Ст. 75 определяет особый статус Банка России как главного банка первого уровня.

Он наделен исключительным правом эмиссии денежных знаков, защищает и обеспечивает устойчивость российского рубля.

Являясь органом экономического управления, он координирует и регулирует всю кредитную систему страны, наделен правом лицензировать кредитные организации и лишать их права осуществлять банковские услуги населению.

Федеральный закон «О Банке России» определяет последний, как юридическое лицо. Все имущество и уставной капитал является федеральной собственностью. При этом ЦБ РФ вправе распоряжаться ими на свое усмотрение в порядке и целях, установленных в рамках государственной кредитно-денежной политикой. Последняя разрабатывается и реализуется БР совместно с Правительством РФ.

Помимо вышеперечисленных, на ЦБ РФ возложена функция выплат средств по вкладам физических лиц – клиентов банков, признанных банкротами.

Содержание закона

На сайте Консультант Плюс публикуется полный текст закона с внесенными изменениями согласно последней редакции. ФЗ №86 состоит из 16 глав. Краткое содержание каждой из них описано ниже.

Глава 1. Общие положения

Определены понятия о статусе ЦБ РФ как самостоятельного юридического лица. Прописаны цели создания главного финансового института страны – обеспечение бесперебойной работы платежной и банковской систем, защита и упрочнение позиций национальной валюты.

Здесь же прописаны основные функции БР, перечисленные выше. Являясь основным регулятором банковской системы в целом и каждого банка по отдельности, а также управляя валютными резервами страны и осуществляя валютный контроль, на БР возложены полномочия предоставления банковских услуг для бюджета РФ и бюджетных организаций.

Несмотря на то, что уставный капитал Банка России – федеральная собственность, Банк не несет ответственности по долгам государства.

Глава 2. Капитал Банка России

В уставе определен размер капитала Банка – 3 млрд. рублей. В ней также содержится определение понятия прибыли, которую может получить БР в результате своей деятельности.

Глава 3. Национальный финансовый совет и органы управления Банком России

Банк России получит новые полномочия в интернете

Авторы: Мария Сарычева, Вероника Горячева

Банк России сможет принимать решения, которые станут основанием для блокировки мошеннических и опасных сайтов. Соответствующий законопроект рекомендован к принятию в первом чтении.

По сути, он дает ЦБ право блокировать определенный контент до решения суда, а также обращаться по такого рода делам в суд как заявителю, чего ранее регулятор был лишен.

Это должно снизить масштаб хищений у граждан как мошенниками, так и хакерами, уверены эксперты.

Госдума расширяет полномочия ЦБ в вопросах блокировки противоправного контента в интернете. Законопроект, устанавливающий для регулятора новые права в этой сфере, 10 января одобрен комитетом по финансовому рынку. По словам главы комитета Анатолия Аксакова, законопроект планируется принять во всех трех чтениях к весне 2019 года.

Документ представляет собой поправки к закону «Об информации…» и Гражданскому процессуальному кодексу РФ. Он содержит две важнейшие составляющие.

Одна из них касается возможности блокировать распространение информации в интернете от заведомо мошеннических организаций — финансовых пирамид, нелицензированных компаний, организаций, маскирующих свои интернет-ресурсы под сайты лицензированных финансовых организаций, и т. д.

Вторая дает Банку России право обращаться в суд с целью блокировки интернет-ресурсов, которые несут угрозу информационной безопасности финансовых организаций и их клиентов и могут привести к ущербу.

  • Статья 55. Полномочия Банка России

  • Банк России
  • По сути, законопроект дает Банку России право блокировать мошеннический или опасный контент до решения суда (применение обеспечительной меры), а также обращаться по такого рода делам в суд как заявителю.
  • Ранее такого права у ЦБ не было: ограничить доступ к токсичной информации можно было только через правоохранительные органы (как правило, Генпрокуратуру).

В случае с прямым интернет-мошенничеством (финансовые пирамиды, сайты компаний-двойников и т. д.) цепочка действий сокращается до минимума. Заблокировать такой сайт можно будет в течение суток путем внесения доменного адреса в Единый реестр запрещенных интернет-ресурсов Роскомнадзора.

Решение о разделегировании (полное удаление из сети интернет) по-прежнему будет приниматься судом, однако доступ потребителей к нежелательной информации к этому моменту будет прекращен.

По сути, за тот срок, который сейчас уходит на направление документов в ведомства для последующей блокировки, мошенники успевают собрать максимум средств и зачастую «обвалить» пирамиду либо сделать ее за счет активного интернет-маркетинга значительно больше, отмечают в ЦБ.

По словам владельца агентства Crypto Detectives Владимира Дьякова, главное, что предложенный механизм позволяет остановить сбор средств, который ведется через личные кабинеты.

Кроме того, быстрые блокировки по решению ЦБ сильно сократят аудиторию мошеннических проектов, как правило, не искушенную в вопросах обхода запретов на доступ к ресурсам в интернете, уверен он.

Однако, добавляет господин Дьяков, остановить рекламу пирамид в соцсетях по-прежнему будет практически невозможно.

В отношении сайтов, содержащих информацию, которая может привести к хакерской атаке на финансовую организацию или ее клиентов, полномочия ЦБ будут не столь широки.

Согласно проекту, ЦБ должен обращаться с иском в Мосгорсуд о защите интересов широкого круга лиц и параллельно подавать иск для принятия обеспечительных мер в виде ограничения доступа к сайту.

По решению суда действовать будет уже Роскомнадзор.

В ЦБ на запрос “Ъ” подчеркнули, что основной задачей проекта в этой части является получение полномочий обращения в суд для защиты интересов неограниченного круга лиц.

По словам директора по маркетингу «Ростелеком-Solar» Валентина Крохина, чем дольше существует фишинговый сайт, тем больший объем пользовательских данных будет скомпрометирован. Существующая сейчас процедура блокировки не обеспечивает нужной скорости реагирования.

Но есть у проекта и слабые места.

По словам начальника отдела по противодействию мошенничеству ЦПСБ «Инфосистемы Джет» Алексея Сизова, периодически злоумышленники взламывают сайты легально работающих компаний и через них собирают данные тех же банковских карт или заражают посетителей вредоносами.

«И тут крайне важно определить, как решить проблемы информационной безопасности и при этом иметь инструменты разблокировки легально работающих сайтов после их попадания в черный список и устранения проблем», — указывает он.

По мнению руководителя klerk.ru Бориса Мальцева, логично определить в законопроекте обязанность ЦБ по оперативному информированию владельцев сайтов о выявленной угрозе, а также ответственность за ошибочные действия регулятора.

Формулировки проекта допускают слишком общую трактовку, даже излишне подробная статья на новостном ресурсе о хакерских атаках также может привлечь внимание и повлечь санкции, считает директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов.

«На практике о блокировке владелец сайта узнает, когда решение уже принято,— рассуждает управляющий партнер юрфирмы “Зарцын, Янковский и партнеры” Людмила Харитонова.— Это не дает возможности оперативно представить аргументы об ошибочности выводов госорганов».

В ЦБ сообщили, что порядок внесения сведений Банком России в единый реестр Роскомнадзора «будет в дальнейшем разработан правительством РФ».

Правовой статус и функции

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 31. отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  •  утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  •  устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

О новых полномочиях цб

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, которым регламентируется передача ЦБ полномочий ФСФР по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков

Законом вносятся изменения в НК, ГК и, ни много ни мало, в 46 федеральных законов, предусматривающие передачу ЦБ полномочий ФСФР по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, рейтинговых агентств, деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений и иных полномочий. Минфину, конечно, сейчас будет работы немало — это только подумать, надо будет переписать каждый отраслевой закон, ведь везде есть глава про регулирование, про взаимодействие госрегулятора и участника рынка. Так в них прописано — или непосредственно ФСФР, или Минфин, или «уполномоченный орган исполнительной власти». Таким образом, во всех законах придется переписать главу о госрегулировании. И надо понимать, что это не только законодательная база, это же и организационные мероприятия, технические. Задачи тоже не самые простые. Участники рынка пока не знают, как реагировать, и лишь туманно говорят: поживем — увидим, как новая система будет работать, и любя называяют мегарегулятор «монстром».

Читайте также:  Статья 35. Условия пользования животным миром

Любопытным фактом является то, что Банк России не наделяется правом законодательной инициативы. Документ увеличивает срок полномочий главы ЦБ РФ и членов совета директоров Банка России с 4 до 5 лет. Количество членов совета директоров увеличится с 13 до 15 человек.

  • На постоянной основе создается комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений ЦБ, обеспечивающих выполнение его надзорных функций, через который будет осуществляться реализация функций ЦБ в сфере финансовых рынков.
  • Законом вносятся изменения в НК, ГК и, ни много ни мало, в 46-ФЗ
  • Кроме того, закон о ЦБ дополняется нормой, в которой говорится, что «основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».
  • В законе снимается ограничение по срокам рефинансирования ЦБ РФ до 1 года.
  • Поправки предусматривают также, что Банк России получит полномочия по защите прав законных интересов акционеров, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов.

Банк России также будет теперь обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению конфликтов интересов.

Эту политику он должен будет направлять для рассмотрения в Национальный банковский совет, который после принятия закона станет Национальным финансовым советом (НФС).

В целях недопущения конфликта интересов Банк России будет обязан обеспечить разделение полномочий между заместителями председателя ЦБ, руководителями самостоятельных структурных подразделений.

Кроме того, расширяются полномочия НФС. Банк России также ежеквартально будет представлять в НФС информацию об объеме выдачи кредитов служащим Банка России и о процентных ставках по этим кредитам.

Регулятор будет один раз в три года вносить в Госдуму, а также направлять президенту и в правительство основные направления развития и обеспечения финансовой стабильности работы финансового рынка РФ. Депутаты будут проводить по этому документу парламентские слушания и давать свои рекомендации.

Документ вступит в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.

Документ также содержит переходные положения. Так, прописывается, что Банк России не вправе участвовать в капитале «Московская биржа ММВБ-РТС» и «Санкт-Петербургской валютной биржи» с 1 января 2016 года.

После дня вступления в силу настоящего закона совет директоров Банка России формируется в новом составе и в новом порядке в срок до 1 ноября 2013 года.

Ну что ж тут можно сказать? Только пожелать ЦБ удачи — при таком объеме полномочий можно не просто споткнуться, а упасть, и вставать с очень большим трудом.

Расширены полномочия Банка России по надзору за деятельностью страховых организаций

Документы

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части введения обеспечительных мер,
направленных на сохранение имущества субъекта страхового дела в целях
исполнения его обязательств».

  • Федеральный закон принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года и одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года.
  • Справка Государственно-правового управления
  • В целях воспрепятствования распространению негативной
    практики, когда в нарушение предписаний Банка России об ограничении и (или)
    запрете проведения финансовых операций с ценными бумагами и производными
    финансовыми инструментами страховыми организациями (временными администрациями
    страховых организаций) производились соответствующие сделки (операции), в том
    числе сделки, направленные на вывод активов, Федеральным законом расширяются
    полномочия Банка России по надзору за деятельностью страховых организаций.

Банк России вправе в целях обеспечения исполнения введённых
ограничения и (или) запрета приостановить полностью или частично расходные
операции по открытым субъекту страхового дела банковским счетам (вкладам), а также операции по открытым счетам депо (лицевым счетам).

Информация о принятии
такого решения направляется Банком России в кредитную организацию и (или)
профессиональному участнику рынка ценных бумаг, которые приостанавливают
соответствующие операции субъекта страхового дела, при этом Федеральным законом
определён исчерпывающий перечень расходных операций, совершение которых
допустимо после вынесения Банком России решения о приостановлении расходных
операций.

Федеральным законом также уточняется перечень оснований для
принятия Банком России решения об отзыве лицензий на осуществление страховой
деятельности.

Из этого перечня исключаются количественные показатели,
характеризующие величину страховых резервов, величину собственных средств
(капитала) страховой организации, нормативное соотношение собственных средств
(капитала) и принятых обязательств.

Помимо этого Федеральным законом расширяется перечень
оснований для назначения временной администрации с одновременным
приостановлением полномочий исполнительных органов страховой организации – соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Учитывая сложившуюся в стране экономическую ситуацию, связанную с возникновением и распространением коронавирусной инфекции (COVID-19),
Федеральным законом на 2022–2023 годы переносятся сроки исполнения страховыми
организациями, осуществляющими страхование от несчастных случаев и болезней,
медицинское страхование, страхование имущества и страхование финансовых рисков,
страхование имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенных возраста или срока либо наступлением иных событий в жизни граждан,
а также с их смертью (страхование жизни), перестрахование или страхование в сочетании с перестрахованием, обязательств по увеличению своих уставных
капиталов.

Правовой статус и полномочия Центрального банка РФ

Правовой статус Банка России (Центрального банка РФ, ЦБ России, Центробанка) необходимо рассматривать в его статусе посредника, который объединяет государство и субъекты экономической деятельности. Банк является проводником финансовой политики публичного субъекта с помощью регулирования денежных и кредитных потоков и посредством законодательных инструментов.

Замечание 1

Центробанк представляет собой орган регулирования, который сочетает черты банка и государственного органа.

Этот орган помимо решения задач обеспечения покупательной способности и устойчивости национальной денежной валюты в государстве и на международном рынке, эффективного развития кредитной системы государства, имеет право вести банковские операции и сделки с международными и национальными организациями.

Правовой статус Центрального Банка РФ регулирует Закон о Банке России. Во второй статье этого закона указано, что сумма уставного капитала и иного имущества ЦБ РФ является федеральной собственностью.

Центробанк работает в процессе осуществления своих функций в соответствии с конституционными нормами, нормами Закона о Банке России и другими ФЗ. Статья 75 Конституции РФ в качестве основной функции этого учреждения рассматривает защиту и обеспечение устойчивого положения российской валюты. При этом исключительной прерогативой рассматриваемого учреждения является денежная эмиссия.

Правовое регулирование работы ЦБ РФ

Если рассматривать основные направления работы ЦБ РФ, то их закрепляет ст. 4 Закона о Банке России. Некоторые полномочия отражены в других статьях этого закона. Так, ст. 7 закрепляет нормотворческую функцию Центробанка.

Также Закон о Банке России рассматривает ЦБ РФ в качестве органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и их объединений.

Он должен осуществлять непрерывный контроль соблюдения ими банковского законодательства, нормативно-правовых актов Банка России, нормативов ЦБ РФ.

Это необходимо для стабильной работы системы банков и защиты потребительских интересов как государства в целом, так и кредитных организаций в частности. Это является проявлением основной публичной функции Центробанка. Ее реализация происходит за счет норм финансового права.

Рассматривают 2 группы законодательных полномочий ЦБ РФ. Это полномочия, которые связаны с:

  1. исполнением функций государства, включая разработку и осуществление вместе с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики; эмиссию наличности, организацию движения наличных денежных средств и рефинансирование кредитных предприятий; установку правил проведения расчетов и операций банков в государстве, управление золотовалютными резервами, регистрацию кредитных организаций и контроль их работы;
  2. ведением операций и сделок банка, включая предоставление кредитов, покупку и реализацию ценных бумаг государства, зарубежной валюты, драгоценных металлов на открытом рынке, осуществление расчетов, кассовых и депозитных операций и др.

Замечание 2

Центральный банк РФ наделяется и полномочиями, которые характерны только для органов власти в государства.

Читайте также:  Раздел v. ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры

Центробанк вправе по вопросам, которые отнесены к его компетенции, издавать указания, положения, нормативные акты, инструкции.

Они обязательны к исполнению федеральными органами государственной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления, а также всеми физическими и юридическими лицами.

ЦБ РФ занимается осуществлением надзора в банковской сфере, проверяя кредитные организации и их филиалы, направляя в их адрес обязательные для исполнения предписания, касающиеся устранения нарушений их работы, применяет санкции в отношении нарушителей.

Закон о Банке России установил и определенные аспекты изъятия имущества Центробанком, включая положение, что изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ РФ недопустимо без его согласия.

Эта норма представляет собой средство права, которое способно обеспечить соблюдение устанавливаемых запретов на предоставление ЦБ РФ кредитов Правительству РФ с целью финансировать бюджетный дефицит, а также кредитов для финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (ст. 22 Закона о Банке Российской Федерации). Это установление считается правовой гарантией, которая позволяет соблюдать конституционную норму о проведении эмиссии денег в качестве базовой функции исключительно Центробанком, вне зависимости от других органов власти в государстве.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Установление нормативов ЦБ РФ

В число важных правомочий ЦБ РФ необходимо включить установку обязательных нормативов, включая:

  1. минимум уставного капитала для созданной, сумму собственных средств для действующей кредитной организации как условие создания на территории зарубежных стран их дочерних организаций (открытие филиалов), получение небанковскими кредитными организациями статуса банка и статуса дочернего банка для зарубежного банка;
  2. максимальную сумму имущественного (неденежного) вклада в уставный капитал кредитных организаций;
  3. предельный размер риска по одному заемщику или группе связанных заемщиков;
  4. максимум крупных кредитных рисков;
  5. норматив ликвидности для кредитных организаций;
  6. нормативы достаточной суммы собственных средств;
  7. сумму валютного, процентного и прочих типов финансовых рисков;
  8. минимум резервов, формируемых под риски;
  9. норматив использования собственных средств кредитных организаций с целью покупки акций (долей) прочих юридических лиц;
  10. предельную сумму кредитов, банковских гарантий и поручительств, которые предоставляет кредитная организация (банковская группа) своим участникам (акционерам).

Замечание 3

Все нормы права, которые устанавливают рассмотренные нормативы, обладают финансово-правовым характером.

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Функции и полномочия Центрального Банка РФ

Закрепление статуса Банка России (Центрального Банка Российской Федерации) на конституционном уровне характеризует его как один из центральных институтов современного российского государства.

Как отметил Конституционный суд РФ в одном из своих решений статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля.

Эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Таким образом, не являясь органом государственной власти, Банк России наделен полномочиями схожими по полномочиям с органами государственной власти, и во исполнение своих целей вправе применять меры государственного принуждения. При этом свои полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Для достижения этих целей Банк России осуществляет денежно-кредитную политику государства:

  • — процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России; операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг); рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков), а также учет и переучет векселей; валютное регулирование, в том числе валютные интервенции;
  • — установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы;
  • — прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций) — проводятся в исключительных случаях по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Среди основных целей Банка России названы:

  • — защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • — развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • — обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью.

При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы — например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» — в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным[5].

Функции ЦБ РФ перечислены в ФЗ «О Центральном банке». К ним относятся:

  • 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • 2.1 ) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • 4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • 5) устанавливает правила проведения банковских операций;
  • 6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • 7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • 8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • 9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
  • 10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • 11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • 12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • 14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • 15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • 16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • 17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • 18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • 18.1 ) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • 19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов — это является главной целью банковского регулирования и надзора.

При этом регулирование и надзор имеют установленные законодательством пределы — согласно ст. Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Ссылка на основную публикацию