Статья 8.1. сведения о доходах судьи, его расходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера судьи. сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей судьи, их расходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей судьи

При заполнении строки 6 «Иные доходы» раздела 1.

«Сведения о доходах» справки не следует руководствоваться только содержанием термина «доход», определенным в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в целях представления сведений под «доходом» применяется более широкое понятие. Примеры подлежащих отражению доходов, имевших место в отчетном периоде, представлены ниже. Полученные доходы указываются без вычета налога на доходы физических лиц.

В данной строке указываются доходы, которые не были отражены в строках 1-5 справки.

Так, например, в строке иные доходы могут быть указаны:

  • пенсия (при этом разные виды пенсий (по возрасту и пенсия военнослужащего) не следует суммировать);
  • доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Сведения о сумме произведенных доплат можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела либо в органах социальной защиты субъекта Российской Федерации;
  • все виды пособий (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение и др.), если данные выплаты не были включены в справку по форме 2-НДФЛ, выдаваемую по месту службы (работы);
  • государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (в случае если в отчетном периоде данный сертификат либо его часть был реализован);
  • суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий (данные средства указываются в справке одного из родителей). В случае, если указанные суммы выплачиваются посредством перечисления денежных средств на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего ребенка, то такие сведения отражаются в справке несовершеннолетнего ребенка в графе «Иные доходы» раздела 1 справки и в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки;
  • стипендия;
  • единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (в случае если в отчетном периоде денежные средства перечислены на банковский счет служащего) и иные аналогичные выплаты, например денежные средства, полученные участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, либо полученные в виде разовой социальной выплаты на погашение части стоимости строительства или приобретения жилья (в случае если в отчетном периоде на счет служащего (работника) либо его супруга (супруги) перечислены денежные средства данной выплаты);
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования недвижимого имущества, транспортных средств, в том числе доходы, полученные от имущества, переданного в доверительное управление (траст);
  • доходы от реализации недвижимого имущества, транспортных средств и иного имущества, в том числе в случае продажи указанного имущества членам семьи или иным родственникам. При этом рекомендуется указать вид и адрес проданного недвижимого имущества, вид и марку проданного транспортного средства (в том числе в случае зачета стоимости старого транспортного средства в стоимость при покупке нового по договорам «трейд-ин». Например, служащий (работник), член его семьи приобрел в отчетном году в автосалоне новый автомобиль за 900,0 тыс. руб., при этом в ходе покупки автосалон оценил имевшийся у служащего (работника), члена его семьи старый автомобиль в 300,0 тыс. руб. и учел данные средства в качестве взноса при покупке нового автомобиля. Оставшуюся сумму служащий (работник), член его семьи выплатил автосалону. Сумма в размере 300,0 тыс. руб. является доходом и подлежит указанию в строке «Иные доходы»);
  • доходы по трудовым договорам по совместительству. При этом рекомендуется указать наименование и юридический адрес организации, от которой был получен доход;
  • денежные средства, полученные в виде процентов при погашении сберегательных сертификатов, если они не указаны в строке «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях»;
  • вознаграждения по гражданско-правовым договорам, если данный доход не указан в строке 2 настоящего раздела справки. При этом рекомендуется указать наименование и юридический адрес организации, от которой был получен доход;
  • доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети (в случае наличия дохода от использования указанных объектов, соответствующие объекты необходимо указать в разделе 3.1 «Недвижимое имущество» в строке «Иное недвижимое имущество»);
  • проценты по долговым обязательствам;
  • денежные средства, полученные в порядке дарения или наследования;
  • возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • выплаты, связанные с гибелью (смертью), выплаченные наследникам;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе возмещение по вкладу (вкладам), иные связанные с этим выплаты, например, неустойка за просрочку исполнения обязательств по выплате страхового возмещения и т.д.;
  • выплаты, связанные с увольнением (компенсация за неиспользованный отпуск, суммы выплат средних месячных заработков, выходное пособие, выплаты по линии Фонда социального страхования Российской Федерации и т.д.), в случае если данные выплаты не были включены в справку по форме 2-НДФЛ по месту службы (работы);
  • денежные средства, полученные в качестве благотворительной помощи для покупки лекарств, оплаты медицинских услуг и для иных целей. Если для их получения открывался счет на имя служащего (работника), его супруги или несовершеннолетнего ребенка, то сведения о счете необходимо также отразить в разделе 4 справки;
  • суммы полной или частичной компенсации работникам и (или) членам их семей, бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам стоимости приобретаемых путевок, а также суммы полной или частичной компенсации путевок на детей, не достигших совершеннолетнего возраста, в случае выдачи наличных денежных средств вместо представляемых путевок без последующего представления отчета об их использовании и др.;
  • компенсационные выплаты служащему (работнику), его супруге (супругу) (например, неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом, за престарелым и др.);
  • выигрыши в лотереях, тотализаторах, конкурсах и иных играх;
  • доходы членов профсоюзных организаций, полученные от данных профсоюзных организаций;
  • доход от реализации имущества, полученный наложенным платежом. В случае если посылкой направлялись результаты педагогической и научной деятельности, доход указывается в строке 2 раздела 1 справки, результаты иной творческой деятельности – в строке 3 указанного раздела справки;
  • вознаграждение, полученное при осуществлении опеки или попечительства на возмездной основе;
  • доход, полученный индивидуальным предпринимателем (указывается согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в соответствии с пунктом 39 настоящих Методических рекомендаций);
  • денежные выплаты, полученные при награждении почетными грамотами и наградами федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов местного самоуправления, которые не включены в справку по форме 2-НДФЛ, полученную по основному месту службы (работы);
  • денежные средства в безналичной форме, поступившие в качестве оплаты услуг или товаров;
  • средства, выплаченные за исполнение государственных или общественных обязанностей (например, присяжным заседателям, членам избирательных комиссий и др.);
  • денежные средства, полученные от родственников (за исключением супруг (супругов) и несовершеннолетних детей) и третьих лиц на невозвратной основе;
  • доход, полученный по договорам переуступки прав требования на строящиеся объекты недвижимости;
  • денежные средства, полученные в качестве неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, возмещения вреда, в том числе морального;
  • выплаченная ликвидационная стоимость ценных бумаг при ликвидации коммерческой организации;
  • иные аналогичные выплаты.
  •          Формой справки не предусмотрено указание товаров, услуг, полученных в натуральной форме, а также виртуальных валют.
  •          С учетом целей антикоррупционного законодательства в строке 6 «Иные доходы» не указываются сведения о денежных средствах, касающихся возмещения расходов, понесенных служащим (работником), его супругой (супругом), несовершеннолетним ребенком, в том числе связанных:
  • 1) со служебными командировками;
  • 2) с оплатой проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, в том числе предоставляемой лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;
  • 3) с компенсацией расходов, связанных с переездом в другую местность в случае ротации и (или) перевода в другой орган, а также с наймом (поднаймом) жилого помещения служащим, назначенным в порядке ротации в орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации;
  • 4) с оплатой стоимости и (или) выдачи полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • 5) с приобретением проездных документов для исполнения служебных (должностных) обязанностей;
  • 6) с оплатой коммунальных и иных услуг, наймом жилого помещения;
  • 7) с внесением родительской платы за посещение дошкольного образовательного учреждения;
  • 8) с оформлением нотариальной доверенности, почтовыми расходами, расходами на оплату услуг представителя (возмещаются по решению суда);
  • 9) с возмещением расходов на повышение профессионального уровня;
  • 10) с переводом денежных средств между своими банковскими счетами, а также с зачислением на свой банковский счет ранее снятых средств с другого, например, зарплатного счета;
  • 11) с переводом денежных средств между банковскими счетами супругов и несовершеннолетних детей;
  • 12) с возвратом денежных средств по несостоявшемуся договору купли-продажи;
  • 13) с возвратом займа, денежных средств за купленные товары, а также с возвратом денежных средств за оплаченные за третьих лиц товары, работы и услуги, если факт такой оплаты может быть подтвержден.
  • Также не указываются сведения о денежных средствах, полученных:
  • 14) в виде социального, имущественного налогового вычета;
  • 15) от продажи различного вида подарочных сертификатов (карт), выпущенных предприятиями торговли;
  • 16) в качестве бонусных баллов («кэшбэк сервис»), бонусов на накопительных дисконтных картах, начисленных банками и иными организациями за пользование их услугами, в том числе в виде денежных средств;
  • 17) в виде материальной выгоды, предусмотренной статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации. Например, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствам, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
  • 18) в качестве возврата налога на добавленную стоимость, уплаченного при совершении покупок за границей, по чекам Tax-free;
  • 19) в качестве вознаграждения донорам за сданную кровь, ее компоненты (и иную помощь) при условии возмездной сдачи;
Читайте также:  Раздел IV. Регулирование жилищных отношений

20) в виде кредитов, займов. В случае если сумма кредита, займа равна или превышает 500 000 рублей, то данное срочное обязательство финансового характера подлежит указанию в разделе 6.2 справки.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613, устанавливает обязанности Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемого Правительством Российской Федерации, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, по размещению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников) указанных органов и организаций, их супругов и несовершеннолетних детей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах этих органов и организаций (далее — официальные сайты) и предоставлению этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами, если федеральными законами не установлен иной порядок размещения указанных сведений и (или) их предоставления общероссийским средствам массовой информации для опубликования. Данным порядком определен объем указанных сведений.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих в Счетной палате Российской Федерации государственные должности Российской Федерации, и членов их семей в порядке и объеме определяемом в соответствии с Порядком представления лицами, замещающими в Счетной палате Российской Федерации государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным приказом Председателя Счетной палаты Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. № 26, размещаются на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации, а в случае отсутствия на нем предоставляет в установленном порядке общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и объеме определяемом Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Счетной палаты Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и федеральными государственными гражданскими служащими аппарата Счетной палаты Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным приказом Председателя Счетной палаты Российской Федерации, размещаются на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации, а в случае отсутствия на нем этих сведений − предоставляются в установленном порядке общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и объеме определяемом Положением о порядке представления гражданами, претендующими на замещение должностей на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Счетной палатой Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и работниками, замещающими должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Счетной палатой Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным приказом Председателя Счетной палаты Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 44, размещаются на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации, а в случае отсутствия на нем этих сведений − предоставляются в установленном порядке общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам.

Справка для госслужащих о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Кто обязан предоставлять Справку
В какие сроки подавать Справку
За кого необходимо предоставить Справку
Отчетный период и дата представления сведений
Справка на мужа/жену
Если нет возможности предоставить Справку
Нормативная база

Для госслужащих существует свой перечень привилегий и
обязанностей. Одна из обязанностей – ежегодное предоставление
Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера
. Это специальная форма, в которую
вносится сводная информация обо всех передвижениях денежных средств
на счетах.

Часто эту справку называют декларацией для госслужащих. Такое
наименование по сути не верно, поэтому мы рекомендуем использовать
законную формулировку.

Справка о доходах и расходах тщательно проверяется, и при
обнаружении ошибок или несоответствий назначается служебная
проверка.

Получите налоговый вычет в течение недели с услугой Быстровычет!

Кто обязан предоставлять Справку

Сотрудники госслужбы, чьи полномочия предполагают
предоставлять такие сведения:

  • Лица на государственной должности РФ, субъекта РФ,
    муниципальной должности на постоянной основе.
  • Государственные и муниципальные служащие на должностях,
    включенных в перечни из нормативных правовых актов РФ.
  • Работники госкорпораций, ПФ РФ, Фонда социального страхования
    РФ, Федерального фонда ОМС, а также организаций, которые создаются
    Российской Федерацией на основании федеральных законов. Назначение
    на эти позиции и освобождение от них производится Президентом РФ
    или Правительством РФ. Кроме того это должности, включенные в
    перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными
    нормативными актами организаций.
  • Работники организаций, созданных для выполнения задач,
    поставленных перед федеральными государственными органами,
    замещающими отдельные должности на основании трудового договора в
    этих организациях, включенные в перечни, установленные федеральными
    государственными органами.

Граждане, претендующие на замещение:

  • Государственной должности РФ, субъекта РФ, муниципальной
    должности.
  • Любой должности госслужбы.
  • Должности муниципальной службы, включенной в перечни,
    установленные нормативными правовыми актами РФ.
  • Должности в госкорпорациях, ПФ РФ, Фонда социального
    страхования РФ, Федерального фонда ОМС, а также организаций,
    которые создаются Российской Федерацией на основании федеральных
    законов. Назначение на эти позиции и освобождение от них
    производится Президентом РФ или Правительством РФ. Кроме того это
    должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами
    фондов, локальными нормативными актами организаций.
  • Отдельной должности на основании трудового договора в
    организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед
    федеральными государственными органами, включенной в перечни,
    установленные федеральными государственными органами.

В какие сроки подавать Справку о доходах и
расходах

Граждане, претендующие на замещение должности
госслужащего
. Представляют сведения до назначения, при
подаче документов.

Читайте также:  Административные изменения. попытки экономических реформ - история России

Госслужащие. Представляют сведения
ежегодно:

  • не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Это относится
    к должностям Президента РФ, членов Правительства РФ, Секретаря
    Совета Безопасности РФ, федеральных государственных служащих
    Администрации Президента РФ;
  • не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Это
    относится к должностям федеральных государственных служащих,
    служащих ЦБ РФ, работников ПФ РФ, Фонда социального страхования,
    Федерального фонда ОМС, государственных корпораций и других
    организаций, созданных на основании федеральных законов,
    организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед
    федеральными государственными органами.

Госслужащий может предоставить сведения в любое время, начиная с
1 января года, следующего за отчетным.

Не стоит откладывать представление сведений на последний месяц,
особенно если вы планируете отпуск или командировку.

Быстрая регистрация и помощь налогового эксперта!

За кого необходимо предоставить Справку

Сведения представляются отдельно:

  • за самого госслужащего;
  • за супругу/супруга,
  • за каждого несовершеннолетнего ребенка госслужащего.

По каждому члену семьи составляется отдельная Справка.
Объединение сведений по нескольким членам семьи в одной Справке не
допускается.

Отчетный период и отчетная дата представления
сведений

Гражданин предоставляет:

  • сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и
    несовершеннолетних детей, полученных за календарный год (с 1 января
    по 31 декабря), предшествующий году подачи документов;
  • сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу)
    и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об
    обязательствах имущественного характера по состоянию на первое
    число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную
    дату).

Госслужащий предоставляет ежегодно:

  • сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги
    (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный
    (отчетный) год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году
    представления сведений;
  • сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу)
    и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об
    обязательствах имущественного характера по состоянию на конец
    отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году
    представления сведений).

Госслужащий должен представить Справку, если по состоянию на 31
декабря отчетного года:

  • замещаемая им должность была включена в соответствующий
    перечень должностей, а сам служащий замещал указанную
    должность;
  • временно замещаемая им должность была включена в
    соответствующий перечень должностей.

Госслужащий не представляет сведения, если он назначен на
должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или
временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного
года.

Получите налоговый вычет в течение недели с услугой Быстровычет!

Справка на мужа/жену

При составлении Справки учитывается семейное положение
гражданина или госслужащего на отчетную дату.

Если необходимо подавать сведения о доходах и расходах супруги,
следует руководствоваться ст. 25 Семейного кодекса РФ. Брак,
расторгнутый в ЗАГСе, прекращается со дня регистрации расторжения
брака в книге регистрации актов гражданского состояния. Если брак
же расторгнут в суде, то датой растроржения
считается день вступления решения суда в законную
силу.

Если нет объективной возможности предоставить
Справку

Если существуют объективные причины, по которым вы не можете
предоставить Справку о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, вам следует написать
заявление, руководствуясь:

  • Абзацем 3 подпункта «б» пункта 1 Положения о порядке
    рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
    по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения
    требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих
    государственные должности Российской Федерации и отдельные
    должности федеральной государственной службы, и урегулирования
    конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан»,
    утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля
    2011 г. № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности
    президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
    противодействию коррупции»,
  • Абзацем 3 подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по
    соблюдению требований к служебному поведению федеральных
    государственных служащих и урегулированию конфликта интересов,
    утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010
    г. № 821.

Заявление должно быть написано и направлено заранее, до того,
как наступит срок представления Справки.

Нормативная база

  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О
    противодействии коррупции».
  • Указ Президента РФ от18.05.2009 N 557 перечня должностей
    федеральной государственной службы, при замещении которых
    федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения
    о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
    характера, а также сведения о доходах, об имуществе и
    обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и
    несовершеннолетних детей.
  • Указ Президента РФ № 559 от 18.05.2009 «О предоставлении
    сведений о доходах».

Правила декларирования доходов, расходов и имущества госслужащими

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2019 года опубликованы декларации о доходах президента, премьера, а также членов правительства и Администрации главы государства. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о правилах декларирования доходов, расходов и имущества государственными служащими РФ.

Кто подает декларации

Декларации о доходах и имуществе ежегодно, не позднее 1 апреля, предоставляются государственными служащими и прочими публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции.

Сведения подаются также в отношении членов их семей: супруга(-и) и несовершеннолетних детей.

В декларациях указываются данные за предшествующий год: информация о доходах, о владении транспортом и недвижимостью, акциях и обязательствах имущественного характера.

Первые антикоррупционные законы в РФ

Впервые требование предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении госслужащих в России было введено в 1995 году. Согласно ст.

12 федерального закона от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации», госслужащие должны были предоставлять соответствующие данные в органы налоговой службы.

Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года.

В статье 8 документа говорится, что государства — участники Конвенции должны «устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов».

Правила подачи деклараций

Требование к должностным лицам и членам их семей декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера было установлено федеральным законом от 25 декабря 2008 года. «О противодействии коррупции».

29 декабря того же года в статью 10 федерального конституционного закона «О правительстве РФ» были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

18 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которыми, в частности, регламентирован круг чиновников и членов их семей, подающих декларации.

В него попали не только президент, сотрудники его администрации, члены правительства, но и парламентарии, судьи, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие, занимающие командные и управленческие должности в российской армии.

С 2012 года отчитываться стали руководители Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, их супруги и несовершеннолетние дети.

В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и указом президента от 8 июля 2013 года «Вопросы противодействия коррупции», список лиц, обязанных обнародовать сведения о своих доходах и имуществе, был расширен.

В него включены руководители госкомпаний и госкорпораций. В марте 2015 г. правительство РФ освободило руководство ряда компаний с госучастием от публикации таких сведений (ОАО «РЖД», ПАО «Роснефть» и др.).

Требование публичной декларации касается лишь сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, фондов, корпораций и компаний, которые на 100% принадлежат государству и руководители которых назначаются правительством РФ.

Коммерческие компании (акционерные общества) должны предоставлять сведения о декларациях своих руководителей в правительство, но не обязаны их публиковать.

С 1 января 2013 года российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен (мужей) и детей. Проверке подлежат сделки по приобретению земельного участка, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход за последние три года.

К декларированию также обязательны источники средств, за счет которых были заключены сделки. 19 августа 2013 года вступил в силу запрет для чиновников иметь счета в зарубежных банках. За невыполнение приведенных выше требований предусматривается административное наказание, вплоть до увольнения с формулировкой «в связи с утратой доверия».

Читайте также:  Статья 28.2. внутренний аудит

Государственные служащие, согласно законодательству, не имеют права заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью.

4 ноября 2015 года вступил в силу закон, который предусматривает возможность досрочного лишения мандатов парламентариев, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах. Ранее ответственность за непредставление или несвоевременное представление деклараций в законодательстве отсутствовала.

В мае 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательство, согласно которым временно исполняющие обязанности глав регионов и атаманы войсковых казачьих обществ также обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

4 августа 2018 года президент подписал закон о контроле за соответствием расходов бывших чиновников их доходам, полученным во время работы на государственных постах.

Документом установлено, что такой контроль осуществляется в течение 6 месяцев со дня освобождения от должности или увольнения лиц, «замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей». Речь идет о сделках по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и др.

Публикация деклараций

Сведения о доходах и имуществе публикуются на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 года. Однако публичная версия деклараций чиновников значительно отличается от той, которую должностное лицо подает в кадровую службу.

В «открытой» версии отсутствует информация о счетах и долговых обязательствах, не сообщается точное местонахождение декларируемой недвижимости и год выпуска автомобиля, нет информации о расходах, не сообщаются имена и фамилии супругов и несовершеннолетних детей.

При наличии недвижимости за рубежом указывается только страна, где она находится.

Проверки деклараций

Декларации о доходах ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих. Полученные сведения проходят проверку в Управлении по вопросам противодействия коррупции Администрации президента РФ. В 2016 году, по словам начальника управления Олега Плохого (ныне — замминистра юстиции), было выявлено около 70 тыс.

преступлений коррупционной направленности (в 2015 году — 32 тыс.). 16 тыс. должностных лиц различного ровня (в 2015 году — 18 тыс.) были привлечены к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов.

Более поздние данные об итогах проверки деклараций Администрацией президента РФ не обнародовались.

Всего с формулировкой «в связи с утратой доверия» в России в 2018 году, по словам начальника управления по взаимодействию со СМИ Генпрокуратуры РФ Александра Куренного, были уволены более 1,3 тыс. чиновников (в 2016 году — порядка 400 человек, из них 177 — по итогам проверок деклараций; в 2017 году — 1 тыс. 250 человек).

С 1 января 2018 года вступил в силу закон, согласно которому создан публичный реестр лиц, уволенных с госслужбы в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. В открытом доступе сроком на 5 лет публикуются ФИО чиновников, сведения о госоргане, откуда они были уволены, дата внесения сведений в реестр и реквизиты правового акта об увольнении.

Противодействие коррупции

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещены на официальных страницах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга http://gov.spb.ru/

Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах,об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год) Минтруда России

Формы для заполнения

«Справка БК» — специальное программное обеспечение для заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт‑Петербурга, размещенное на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption/spravki_bk)

Примеры заполнения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Заявление о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

Правовые основы

В соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 11.05.

2016 N 248-44 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт‑Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт‑Петербурга сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:

  • — гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу;
  • — гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, — ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
  • Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, также представляет представителю нанимателя сведения о своих расходах,  о расходах членов своей семьи.
  • Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

В соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 11.05.

2016  № 246-43 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Санкт‑Петербурга, и лицами, замещающими государственные должности Санкт‑Петербурга, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» сведения о доходах, (расходах — для лиц, замещающих государственные должности), об имуществе и обязательствах имущественного характера  представляют:

  1. — граждане, претендующие на замещение государственных должностей Санкт‑Петербурга;
  2. — лица, замещающие государственные должности Санкт‑Петербурга, для которых действующим законодательством не установлены иные порядок и форма представления указанных сведений.
  3. В случае непредставления лицом, замещающим государственную должность Санкт‑Петербурга, несвоевременного представления либо представления им заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанное лицо несет ответственность в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом»Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, определяющими статус соответствующего лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации.
  4.  В случае непредставления лицом, замещающим государственную должность Санкт‑Петербурга, несвоевременного представления либо представления им неполных или недостоверных сведений о расходах указанное лицо несет ответственность в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными федеральными законами, определяющими статус соответствующего лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации.
  5. Непредставление гражданином, претендующим на замещение государственной должности Санкт‑Петербурга, либо представление им заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера влечет ответственность, установленную федеральным законодательством.

В соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 29.04.

2013 № 252-43 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Санкт‑Петербурга, и руководителями государственных учреждений Санкт‑Петербурга сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» гражданин, претендующий на замещение должности руководителя государственного учреждения Санкт‑Петербурга, и руководитель государственного учреждения Санкт‑Петербурга обязаны представлять работодателю сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В случае непредставления либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин и руководитель государственного учреждения Санкт‑Петербурга несут ответственность в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Ссылка на основную публикацию