Статья 5. сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Может показаться, что понятие «коммерческая тайна» применимо только для небольшого круга предприятий. Но, на самом деле, сфер деятельности, которые могут извлечь пользу от введения в своей организации режима конфиденциальности, множество. Это могут быть производственные предприятия или небольшие мастерские, не желающие разглашать технологические процессы, всевозможные компании, занимающиеся изготовлением одежды, мебели, украшений, то есть предлагающие оригинальные товары на рынке.

Онлайн-бизнесменам тоже стоит задуматься о последствиях, которые повлечет за собой утрата информации.

Например, почти у каждого предпринимателя в сети есть помощник, который занимается электронной рассылкой, ведет сайт, общается с заказчиками, то есть имеет полный доступ к базе клиентов, а также к записям вебинаров, тренингам и другим рабочим материалам. А очень часто работодатель и его работник даже не знают друг друга в лицо.

Поэтому, как бы хорошо предприниматель ни относился к своему помощнику, чтобы обезопасить себя от утечки информации, работодатель и его наемный сотрудник могут подписать документ, запрещающий распространение сведений, составляющих коммерческую тайну.

Применять понятие «коммерческая тайна» можно и нужно при работе с контрагентами. Например, компания или ИП поручает провести рекламную кампанию в соцсети какой-то фирме. Для этого исполнителю передаются в пользование сведения, являющиеся уникальными или конфиденциальными. Не окажется ли эта информация после выполнения заказа у конкурентов? Никто гарантировать не может.

Для всех перечисленных организаций потеря информации означает финансовые убытки и в некоторых случаях полную утрату уникального торгового предложения. Когда нарушение уже совершено и приходит осознание потери годами наработанных материалов, что-то исправить, как правило, уже невозможно.

Единственный способ защитить себя от утечки информации — подумать об этом заранее и предусмотреть способы охраны важных сведений. Федеральный закон от 29.07.

2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» регламентирует все действия, связанные с применением этого термина, а также позволяет защитить бизнесмена, пострадавшего из-за утечки данных, правда, только в том случае, если соблюдены все юридические аспекты использования данного понятия.   За раскрытие сведений, составляющих коммерческую тайну, предусматривается административная и уголовная ответственность, причем не только для того, кто передал сведения, но и для того, кто их получил. Наиболее жесткое наказание, вплоть до тюремного заключения, назначается, если будет доказано, что действия по сбору и раскрытию информации были преднамеренными.

Какие же существуют сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну?

Определяя, что именно считать коммерческой тайной в своем проекте, не забывайте, что не любые сведения, которые хотелось бы скрыть, могут попасть в этот разряд. Информация, которая не может быть причислена к секретной:

  • Данные из учредительных документов, сведения о внесении в государственные реестры и о возможности вести предпринимательскую деятельность.
  • Список людей, имеющих право представлять проект или компанию без доверенности.
  • Экологическая, санитарная, противопожарная обстановка в организации, а также условия охраны труда сотрудников, случаи травматизма и заболеваемости из-за профессиональных нагрузок.
  • Материально-техническая база организации, состав и численность работников.
  • Наличие вакансий в организации.
  • О задержках выплаты заработной платы.
  • О правонарушениях и установленной ответственности.

Процедура введения режима коммерческой тайны в интернет-проекте или организации

Итак, чтобы оградить себя от неприятностей, связанных с утратой ценных сведений, в организациях и ИП можно установить режим коммерческой тайны. Инициатива введения подобного порядка, перечень и объем информации, подлежащей засекречиванию должны исходить от собственника или генерального директора.

Они также должны определить сотрудников, которым разрешено пользоваться конфиденциальной информацией, ограничить возможность получения ее другими работниками и издать «Положение о коммерческой тайне». С этим документом необходимо ознакомить вышеуказанных сотрудников под подпись.

Обязательно учтите, что между владельцем компании и работником или контрагентом должны существовать договорные отношения (трудовой договор или гражданско-правовой договор).

К созданию Положения необходимо отнестись с полной ответственностью, так как это основной документ, который будет учитываться в суде, как регламентирующий действия сторон в случае возникновения прецедента утечки сведений, составляющих коммерческую тайну.

О том, как правильно составить Положение мы подробнее поговорим в следующей статье. Так как сотрудник теперь должен будет соблюдать новые требования работодателя о неразглашении секретных сведений, это условие необходимо внести в его трудовой договор.

Стоит также отметить, что о новом режиме работники, имеющие к нему отношение, должны быть оповещены письменно за 2 месяца.

Все материалы, включая документальные и электронные, а также все информационные массивы данных, содержащие сведения, составляющие коммерческую тайну, необходимо отметить специальным знаком «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя и его местонахождения.

А компании должна, в свою очередь, предпринять все меры, чтобы защитить секретную информацию от посторонних лиц. Безусловно, введение подобного режима сопряжено с затратами времени и сил, но результат всех этих действий – сохранение наработанных баз и уникальных разработок, составляющих основу успешного функционирования любого бизнеса.

А чтобы грамотно оформить документы, учесть все нюансы режима конфиденциальности и сэкономить свое время, можно обратиться в «Право в сети».

Подготовка правового документа «Положение о коммерческой тайне» с учетом индивидуальной специфики вашей работы — 6 000 р. Полный пакет документов для введения режима коммерческой тайны (в зависимости от количества необходимых вам дополнительных соглашений с различными лицами, контрагентами и т. д.) — от 12 000 р.

Оставьте свою заявку в форме, и я свяжусь с вами в течение суток

Мы ответственно храним конфиденциальные данные

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» нажимая кнопку «жду файл», полностью и безоговорочно принимаю политику конфиденциальности, даю ИП Ледовских М. А.

согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку путем сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения и удаления, а также путем передачи (предоставления) третьим лицам, привлеченным ИП Ледовских М. А.

для достижения указанных ниже целей, моих персональных данных, указанных мной на сайте https://lawinweb.ru: имя, адрес электронной почты — с целью получения информации, документов и материалов, в том числе рекламного характера, от ИП Ледовских М. А.

Уточняющие вопросы пишите в х под статьей, я на все отвечаю. Если вопрос очень длинный и сложный, то мне для ответа может понадобиться больше информации от вас. Поэтому обратитесь тогда ко мне на почту (зайдите в раздел Контакты).

Положение о коммерческой тайне

Положение о коммерческой тайне является внутренним локальным актом организации, который регламентирует деятельность в отношении сведений, являющихся конфиденциальными.

Данный документ организация не обязана разрабатывать и утверждать. Но если компания хочет обеспечить сохранности конфиденциальной информации, то утверждение положения один из первых шагов по установке режима коммерческой тайны.

После создания положения о коммерческой тайне, руководитель издаёт приказ о его утверждении. Далее нужно ознакомить сотрудников с данным документом под роспись. Если конфиденциальные материалы были разглашены лицом, не ознакомленным в установленном порядке с требованиями о защите информации, никакой ответственности за разглашение он нести не будет.

Установленной формы для данного документа не установлено, но в его тексте обычно присутствуют следующие положения:

  • данные об обладателе коммерческой тайны и о круге лиц, на которых распространяется положение;
  • перечень конфиденциальных сведений;
  • полномочия руководителя организации в области коммерческой тайны;
  • обязанности работников, имеющих доступ к тайне;
  • порядок получения и прекращения доступа сотрудников к коммерческой тайне;
  • ответственность сотрудников за нарушение обязательств, предусмотренных положением.

Все эти положения обычно объединяют в следующие разделы.

Данный раздел регулирует общие вопросы — цель разработки локального акта, в отношении кого он действует, на основании каких нормативно-правовых актов он разработан.

Это самый главный раздел документа и в нем перечисляются те данные, которые компания относит к секретным и ценным. В качестве такой информации могут быть указана информация:

  • о клиентах, потребителях, контрагентах, партнёрах, имеющая действительную и коммерческую ценность при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • о потребностях и предпочтениях клиентов, потребителей, контрагентов, партнёров, которая не содержится в открытых источниках;
  • о коммерческих предложениях и договорах, заключаемых с клиентами, потребителями, контрагентами, партнёрами, в том числе информация о предмете, стоимости, объёмах, сроках договоров и иные сведения об условиях работы с клиентами;
  • о целях, задачах и тактике переговоров с деловыми партнерами, а также о факте и содержании переговоров, их результате с потенциальными контрагентами;
  • о методах расчета и структуре цен на продукцию, товары и услуги;
  • о применяемых методах изучения рынка и методах осуществления продаж;
  • о целях, задачах, особенностях разрабатываемых и используемых технологий и т.д.

Обратите внимание! Работодатель имеет право отнести любые сведения к секретным, за исключением тех, которые в силу закона нельзя отнести к таковым (ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ).

Здесь указываются обязанности генерального директора в области защиты коммерческой тайны, в том числе обязанности по контролю за исполнением Положения, за соблюдением порядка обращения с информацией, содержащей коммерческую тайну. Также указывается, что именно руководитель организации разрешает и прекращает доступ к конфиденциальной информации и ведёт учёт лиц, допущенных к коммерческой тайне.

Здесь работодатель указывает, что именно следует делать работникам, которые имеют доступ к секретным сведениям. В данном разделе перечисляют обязанности работника при работе с конфиденциальными сведениями и ответственность за их разглашение. Прочитав данный раздел, работник должен понимать, что ему запрещено делать.

Здесь указывается, что доступ к такой информации работник может получить только после подписания им обязательства о неразглашении и после издания руководителем приказа о доступе.

Также пропишите обязанность работников при работе с контрагентами уведомлять последних о содержащейся в документах конфиденциальной информации и о существующем в организации режиме коммерческой тайны.

Обозначьте в данном разделе случаи, при которых работник утрачивает право доступа к конфиденциальной информации. Однако, прекращение доступа ни в коем случаи не подразумевает право работника разглашать информацию, которая стала ему известна ранее.

За разглашение конфиденциальной информации сотрудник может быть привлечён к следующим видам ответственности:

  • Дисциплинарная ответственность: расторжение трудового договора, выговор, замечание.
  • Гражданско-правовая ответственность: работник будет обязан возместить убытки, которые он причинил нарушением коммерческой тайны. Но убытки придется доказывать и подтверждать в суде.
  • Уголовная ответственность: предусматривает штраф, исправительные или принудительные работы и даже лишение свободы.
  • Административная ответственность: штраф для граждан 500 до 1000 рублей, для должностных лиц наказание строже — штраф от 4000 до 5000 рублей.

Необходимо учитывать, что меры ответственности не должны противоречить действующему законодательству.

Регулируется порядок введения в действие локального акта и сроки его действия. Не рекомендуем указывать в документе конкретный срок его действия (так как по прошествии этого времени есть вероятность, что утвердить новое положение директор забудет). Лучше прописать, что документ действует до принятия нового или до его отмены.

Какие сведения могут составлять коммерческую тайну

В статье приведен примерный перечень конфиденциальной информации, которая может составлять коммерческую тайну.

Читайте также:  Статья 85. Удостоверение времени предъявления документов

В зависимости от сферы деятельности и особенности ведения бизнеса, состав сведений, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне, для различных субъектов хозяйствования может существенно отличаться.

Исчерпывающего перечня сведений, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне, не существует.

Это обусловлено, в первую очередь, многообразием хозяйственных правоотношений, отличающимися условиями коммерческой деятельности и особенностями внутренней организации субъектов хозяйствования.

В законодательстве формулировка сведениям, которые могут составлять коммерческую тайну предприятия, дана методом «от обратного».

Это означает, что четко определен состав сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и перечислены требования к сведениям, которые могут быть к ней отнесены. Такие изъятия приведены в ст.ст.

5, 6 Закона Республики Беларусь № 16-З от 05.01.2013 года «О коммерческой тайне».

Условно, можно разбить всю конфиденциальную информацию, в отношении которой может быть введен режим коммерческой тайны на следующие блоки:1.

Сведения организационной деятельности хозяйственного общества;2. Сведения научно-технического и производственного характера;3.

Сведения финансового характера;4. Сведения коммерческого характера;

К сведениям организационной деятельности хозяйственного общества могут быть отнесены:
— организационная структура предприятия;
— методы управления предприятием;
— система организации труда;
— должностные инструкции и обязанности работников предприятия;
— информация о принятых исполнительным органом производственных, кадровых и иных решениях и стадиях исполнения этих решений;
— протоколы производственных совещаний, протоколы общих собраний акционеров/участников хозяйственного общества;
— приказы и распоряжения по основной деятельности;
— система и принципы мотиваций работников;
— сведения о количестве и составе лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне;
— методы и способы организации и функционирование системы охраны информации;
— информация об используемые средствах защиты оборудования и средств производства от несанкционированного доступа или иных противоправных действий. Коды, пароли к таким средствам защиты;

— и т.д.

К сведениям научно технического и производственного характера могут быть отнесены:
— секреты производства;
— результаты научно-технических исследований;
— техническая и иная информация;
— технические решения;
— программные продукты;
— методы, способы использования технологических процессов и устройств;
— алгоритмы программирования;
— рецептура, технологические карты необходимые для производства продукции либо для достижения какого-либо (в том числе производственного) результата;
изобретения, которые по какой-либо причине не были запатентованы;

— и т.д.

К сведениям финансового характера могут быть отнесены:
— взаимоотношения с кредитно-финансовыми организациями;
— сведения о полученных кредитах, ссудах, долгах (за исключением сведений о подлежащих уплате суммах налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сведений о задолженности нанимателей по выплате заработной платы и по социальным выплатам);
— бухгалтерские и финансовые отчеты;
— первичная бухгалтерская документация;
— сведения о составе имущества (за исключением имущества государственных юридических лиц и юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству);
— сведения о заработной плате;
— сведения о себестоимости продукции или услуг;
— сведения о стоимости закупаемого сырья;
— уровень прибыли;
— механизм формирования цен;

— и т.д.;

К сведениям о коммерческой деятельности хозяйственного общества могут быть отнесены:
— информация о деловых партнерах, контрагентах;
— деловая переписка;
— сведения о формах и алгоритмах наиболее выгодного размещения денежных средств;
— информация о предполагаемой инвестиционной деятельности;
— информация о реальных или предполагаемых объемах деятельности;
— планы и методы коммерческого развития;
— планы внедрения новых технологий и выпуска продукции на рынок;
— идеи о проектах (закрепленные в документальной форме);
— результаты маркетинговых исследований конкурентоспособности товара, конъюнктуры рынка и т.д.;
— информация о заключенных сделках и их условиях;
— информация о предполагаемых к заключению сделках, сведения об условиях таких сделок;
— сведения о порядке и форме расчетов с контрагентами;
— список клиентов, контрагентов, заказчиков и т.д.;
— результаты внутреннего мониторинга эффективности работы хозяйственного общества в целом или отдельных его структурных подразделений;
— результаты аудиторских проверок;
— результаты заключений правового характера (правовой экспертизы документов и договоров, оценки правовых рисков и т.д.);

— и т.д.;

Любую информацию, которая может быть отнесена к коммерческой тайне, необходимо соотносить с требованиями ст.5 ст.6 Закона Республики Беларусь № 16-З от 05.01.2013 года «О коммерческой тайне».

То есть, если какие-либо сведения, которые могут составлять коммерческую тайну предприятия, являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями, либо не имеют коммерческой ценность для их обладателя в силу известности третьим лицам, либо являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, либо отнесены в установленном порядке к государственным секретам, то такие сведения коммерческой тайной являться не будут.

Немаловажным будет также напомнить о том, что совпадение всех признаков коммерческой тайны для используемой предприятием в своей деятельности информации, не влечет автоматического отнесения такой информации к коммерческой тайне предприятия. Для того, чтобы конфиденциальная информация стала коммерческой тайной, необходимо соблюдение определенного Законом алгоритма установления режима коммерческой тайны.

Барановский А.Ф.

Уголовная ответственность за незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну — Компания «АПИ»

Незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, представляет собой их передачу или сообщение хотя бы одному лицу, не имеющему законного к ним доступа, в различной возможной форме (устной, письменной, в том числе с использованием технических средств).

Под незаконным использованием таких сведений понимается их применение в любой сфере (предпринимательская, бытовая и т.п.).

Преступление является оконченным в момент совершения деяния, указанного в диспозиции статьи.

В этом случае субъект преступления специальный — это работник коммерческой организации, которому коммерческая тайна была доверена или стала известна в силу осуществления им трудовых обязанностей. Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, работником, которому она стала известна случайно или по ошибке, не образует состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК.

Части 3 и 4 ст. 183 УК предусматривают наказание за совершение преступления при квалифицирующих обстоятельствах.

За совершение деяний, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 183 УК, причинивших крупный ущерб или совершенных из корыстной заинтересованности, наказание предусмотрено ч. 3 ст. 183 УК.

При определении размера ущерба органу предварительного следствия и суду следует руководствоваться примечанием к ст.

169 УК, согласно которому под крупным ущербом понимается денежная сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Ущерб может выражаться как в имущественных потерях владельца тайны (например, расходы, связанные с переоборудованием производства), так и в упущенной выгоде (недополученная прибыль в результате потери рынка сбыта продукции).

Необходимо учесть, что мотивы при совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 183 УК, могут быть любыми, однако «корыстная заинтересованность» как мотив выделена законодателем в специальный квалифицирующий признак, при наличии которого действия виновного лица подлежат квалификации по ч. 3 ст. 183 УК.

Субъектами преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 183 УК, могут быть как лица, которым в силу трудовых обязанностей доверена коммерческая тайна, так и лица, не имеющие к ней доступа.

Часть 4 ст. 183 УК устанавливает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 183 УК, если это повлекло причинение тяжких последствий. «Тяжкие последствия» устанавливаются судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. Например, такие последствия могут выражаться в банкротстве организации, тяжелой болезни или самоубийстве потерпевшего.

Несмотря на то что защита коммерческой тайны является актуальной проблемой в современном обществе, судебной практики по этому вопросу в Новосибирской области практически нет. Уголовных дел, связанных с защитой коммерческой тайны, крайне мало.

В 2017 г. судом апелляционной инстанции в регионе рассмотрено лишь одно уголовное дело в отношении Х., совершившего собирание сведений, составляющих коммерческую тайну.

По приговору Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 21 июля 2017 г. Х. осужден по ч. 3 ст. 183 УК за собирание сведений, составляющих коммерческую тайну иным незаконным способом, совершенное из корыстной заинтересованности, на 2 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.

Суд установил, что в апреле 2016 г. у Х.

, не являющегося сотрудником ПАО «МТС», неправомочного получать сведения, составляющие коммерческую тайну ПАО «МТС», и не имеющего допуска к коммерческой тайне, из корыстной заинтересованности возник преступный умысел на собирание охраняемых Законом о коммерческой тайне сведений о входящих и исходящих данных биллинговой системы ПАО «МТС» незаконным способом. Реализуя преступный умысел, Х. обратился к лицу, имеющему доступ к коммерческой тайне и информационным массивам ПАО «МТС», с предложением приобрести за денежное вознаграждение сведения о входящих и исходящих данных соединений системы ПАО «МТС», составляющие коммерческую тайну, от которого 27 апреля 2016 г. незаконно получил сведения о входящих и исходящих данных биллинговой системы ПАО «МТС» телефонных номеров, находящиеся на CD-R диске, который в дальнейшем был изъят сотрудниками УФСБ у Х. в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

Для отнесения указанных собранных сведений к коммерческой тайне эксперты проанализировали внутренние локальные нормативные акты ПАО «МТС».

Согласно заключению эксперта сведения, содержащиеся на CD-R диске, составляют коммерческую тайну филиала ПАО «МТС» в соответствии с требованиями ст. 10 Закона о коммерческой тайне. В отношении информации о входящих и исходящих данных биллинговой системы на предприятии установлен режим коммерческой тайны.

Для предприятия — оператора связи разглашение таких сведений третьим лицам, не допущенным к коммерческой тайне, может создать негативные последствия: ухудшение имиджа и деловой репутации компании, отток абонентов, что приведет к ухудшению положения ПАО «МТС» на рынке услуг связи, а также выплате штрафных санкций.

При расследовании и судебном рассмотрении уголовного дела был проблемным вопрос поиска экспертного учреждения, которое могло бы провести экспертизу для установления принадлежности сведений к коммерческой тайне. По мнению стороны защиты, правовая экспертиза могла быть проведена только в государственном учреждении.

Читайте также:  Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

Вместе с тем ст. 11 Федерального закона от 31 мая 2001 г.

N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность проведения экспертиз как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями, но не являющиеся работниками экспертного учреждения (организации).

Следователь поручил проведение экспертизы ведущему специалисту отдела информационной безопасности и технической защиты ПАО «МТС» З., который обладает специальными познаниями в области коммерческой деятельности и коммерческой тайны, имеет высшее образование, общий стаж его работы 15 лет.

Проведение экспертизы не в государственном судебно-экспертном учреждении не противоречило указанным требованиям Закона. Более того, на момент расследования и рассмотрения уголовного дела в регионе не было государственных экспертных учреждений, занимающихся проведением необходимых экспертиз.

По мнению стороны защиты, заключение эксперта было недопустимым доказательством, поскольку З. состоял в трудовых отношениях с ПАО «МТС», интересам которой причинен ущерб, в связи с чем он заинтересован в исходе дела.

Вместе с тем ни органами предварительного следствия, ни судом ПАО «МТС» потерпевшим не признавалось, сведений о заинтересованности З. не было.

С этой точкой зрения согласилась апелляционная инстанция Новосибирского областного суда, постановлением которой 25 сентября 2017 г. приговор оставлен без изменения.

Судом принято законное и обоснованное решение, однако остаются нерешенными следующие вопросы.

Во-первых, является ли юридически правильным отсутствие потерпевшего по этой категории дел? Ведь согласно ст. 42 УПК потерпевшим является в том числе юридическое лицо, имуществу и деловой репутации которого причинен вред преступлением.

В том случае, если бы ПАО «МТС» было признано потерпевшим по указанному уголовному делу, очевидно, что проведение экспертизы работником этой организации противоречило бы требованиям ст. ст. 61, 70 УПК. Более того, проведение правовой экспертизы стало бы невозможным, по крайней мере в нашем регионе, по причине отсутствия компетентных в этой области экспертных учреждений.

Во-вторых, является ли обязательным проведение экспертизы для установления принадлежности сведений к коммерческой тайне?

Исходя из уголовно-процессуального закона заключение эксперта — это лишь одно из доказательств, которое оценивается в совокупности с другими.

Полагаем, что установление принадлежности конкретных сведений к коммерческой тайне допустимо без проведения экспертного исследования иными способами: путем допроса представителя потерпевшего, составления заключения специалиста (допроса специалиста), а также путем самостоятельной оценки органами следствия и судом принятых в организации локальных актов.

Представляется, что точку в разрешении указанных вопросов должна поставить судебная практика.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну (Валова Е.А., Кузнецов Ф.В.) («Законность», 2018, N 4) {КонсультантПлюс}

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.Комментарий к статье 51. В статье перечислены разновидности сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

До принятия комментируемого Закона эти сведения содержались в различных нормативных правовых актах, в том числе в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» и Постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (с изм. от 3 октября 2002 г.). Вместе с тем Закон уточнил и в некоторых случаях расширил данный перечень. ———————————

СП РФ. 1992. N 1 — 2. Ст. 7.Как следует из этого перечня, федеральными законами могут быть предусмотрены и иные виды сведений, которые не могут быть отнесены к информации, составляющей коммерческую тайну. Такие сведения, в частности, указаны в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 28 июля 2004 г.).

Например, согласно ст. 9 указанного Закона организатор торговли на рынке ценных бумаг (т.е.

профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг) обязан раскрыть любому заинтересованному лицу следующую информацию: правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правила допуска к торгам ценных бумаг; правила заключения и сверки сделок; правила регистрации сделок; порядок исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг; регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции; список ценных бумаг, допущенных к торгам. ———————————

СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; Российская газета. 1996. N 79.Интересно также вспомнить практику Верховного Суда РФ по вопросу отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, а именно — решение ВС РФ от 13 ноября 2003 г.

N ГКПИ03-1188, вынесенное по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Кировторф» о признании недействующим и не подлежащим применению п. 2 Постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» в части слов «до и».

Как было установлено Верховным Судом РФ в ходе рассмотрения данного дела, п.

2 Постановления Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» содержит запрет государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к сведениям, составляющим коммерческую тайну, следующие данные: о размерах имущества предприятия и его денежных средствах; о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий; о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров; о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами. ФГУП «Кировторф» обратилось с заявлением, полагая нарушенными свои права оспариваемым нормативным правовым актом, установившим запрет отнесения сведений к коммерческой тайне до приватизации, просило признать этот правовой акт недействующим из-за его противоречия ст. 8 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ. Как следует из представленных заявителем учредительных документов, ФГУП «Кировторф» является государственным унитарным предприятием. Заявитель полагает, что сообщение сведений о финансовом состоянии предприятия причинило ему существенный ущерб, и в связи с этим неоднократно обращался в различные судебные инстанции и правоохранительные органы. В удовлетворении заявлений было отказано со ссылкой на оспариваемый нормативный правовой акт, поскольку указанные ФГУП «Кировторф» сведения не относятся к коммерческой тайне. Полагая нарушенными свои права принятием оспариваемого нормативного правового акта Правительством РСФСР, ФГУП «Кировторф» просило признать этот акт недействующим. Правительство осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, возложенную на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.

Согласно ст. 114 Конституции РФ, а также действующей на момент вынесения рассматриваемого решения Верховным Судом РФ редакции ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ управляет федеральной собственностью . ———————————

СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; Российская газета. 1997. N 245. Согласно действующей редакции Федерального конституционного закона о Правительстве РФ от 19 июня 2004 г. управление федеральной собственностью также относится к полномочиям Правительства РФ в сфере экономики.Как посчитал ВС РФ, из положений ст.

139 ГК РФ следует, что определение сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, в процессе деятельности государственных унитарных предприятий находится в компетенции Правительства РФ, наделенного правом принятия правовых актов.

Кроме того, указанные в оспариваемом Постановлении Правительства РФ сведения не могут составлять коммерческую тайну, т.к.

руководители федеральных государственных унитарных предприятий обязаны в порядке отчетности представлять эти сведения в Минимущество России и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование деятельности в соответствующей отрасли, а поэтому к ним имеется свободный доступ со стороны третьих лиц на законном основании.

Обязанность по представлению такой отчетности возлагается ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н . ———————————

СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; Российская газета. 1996. N 228. Последняя на сегодняшний день редакция внесена Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ (с изм. от 22 августа 2004 г.).

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 23; Российская газета (Ведомственное приложение). 1998. N 208.

Таким образом, Правительство РФ при определении перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, действовало как собственник имущества федеральных унитарных предприятий в пределах предоставленных ему вышеуказанными нормативными актами полномочий, а поэтому доводы заявителя о нарушении ст.

Читайте также:  Статья 7. порядок создания потребительского общества

8 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ о нарушении равенства участников гражданских правоотношений и ущемлении прав государственной собственности, находящейся у государственных унитарных предприятий, являются несостоятельными.

В связи с этим основания к удовлетворению заявления, по мнению ВС РФ, отсутствуют, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта приняты полномочным органом в полном соответствии с действующим законодательством и не противоречат указанным в заявлении нормам действующего законодательства.

  • На основании изложенного Верховный Суд РФ оставил заявление ФГУП «Кировторф» без удовлетворения.

Противопоказания для коммерческой тайны: что нельзя относить к этой категории сведений

Как известно, режима коммерческой тайны без создания перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не бывает (статья 10 закона «О коммерческой тайне»). Поэтому неизбежно встает вопрос о том, какие сведения нельзя относить к коммерческой тайне.

Вопрос очень важный, потому что ошибки при формировании такого перечня могут привести к отказу в защите прав обладателя информации при рассмотрении споров в суде и даже к опротестованию всего перечня, и, как следствие, к признанию режима коммерческой тайны не установленным.

Первый источник, к которому мы обращаемся, естественно, это сам Федеральный закон «О коммерческой тайне», где есть статья 5, которая так и называется: «Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну». Статья определяет группы сведений, в отношении которых лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, не может быть установлен режим коммерческой тайны. Всего в законе 11 групп таких сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности [т.е. в лицензиях, разрешениях и т.п.];

  • 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  • 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест [как видно из текста, речь идет о системе оплаты, а не о ее размере, как для отдельных работников, так и о фонде заработной платы в целом, но об этом читайте ниже];
  • 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • 7) о нарушениях законодательстваРоссийской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений [по смыслу закона здесь подразумевается обладатель ИКТ-субъект хозяйствования, юрлицо или индивидуальный предприниматель];
  • 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности [а не об условиях закупок вообще];
  • 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации [обратите внимание, этот пункт касается только некоммерческих организаций];
  • 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • 11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Последняя, так горячо любимая нашими законодателями бланкетная норма, как обычно, создает массу проблем тем, кто хочет соответствовать закону — придется читать неопределенное количество законов, да еще регламентирующих самые разные направления деятельности.

Самый наглядный пример – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», редакция которого, вступившая в силу с 1 января 2013 года, содержит норму: «В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны» (часть 11 статьи 13). Особую пикантность ситуации придает тот факт, что ранее действовавший закон содержал прямо противоположное требование («Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной»). Об этом я писал  после выхода закона.

Общие запреты на ограничение доступа к определенным категориям информации устанавливает часть 4 статьи 8 «трехглавого закона» «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Из охраноспособной в режиме коммерческой тайны информации там можно выделить, пожалуй, только нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, из чего следует, что не стоит закрывать грифом локальные акты работодателя, устанавливающие и ограничивающие права и свободы работников, как бы этого не хотелось (привет сторонникам скрытого использования DLP-систем) и об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

Поэтому все ссылки на коммерческую тайну при попытках закрыть сведения о результатах торгов, аукционов, закупок организациями, получающими средства из бюджета, о ходе освоения этих средств прямо противоречат закону, но журналисты почему-то молча их глотают и не требуют раскрытия в ходе интервью с важными покупателями, подрядчиками и прочими освоителями бюджетных средств, как здесь, например http://www.business-class.su/news/2015/04/27/permskie-pozharnye-otkazalis-predostavit-dokumenty-ufas-soslavshis-na-kommercheskuyu-taynu . У пожарников, живущих на бюджете, вдруг появляется коммерческая тайна, да еще в отношении безвозмездного договора оказания услуг.

Есть и гораздо более сложные проблемы.

Статья 91 закона «Об акционерных обществах» обязывает общества предоставлять акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 этого закона, а там, между прочим, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на балансе общества; протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции); заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля и (бинго!) внутренние документы общества. Под последнюю категорию, при желании, можно подтянуть вообще все, что угодно.

Аналогичные нормы содержатся и в статье 50 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», обязывающей предоставлять участникам общества доступ к соответствующим документам.

Не буду сейчас рассматривать коллизию с доступом к документам бухгалтерского учета, она сложная и заслуживает отдельного рассмотрения.

Многочисленные суды различных инстанций, вплоть до Конституционного, подтверждали неограниченность этого права акционера, независимо от количества имеющихся у него акций. Общее резюме по этому поводу содержится в Информационном письме Президиума ВАС РФ ОТ 18.01.

2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ»: «Судам следует исходить из того, что ни Закон об акционерных обществах, ни Закон об обществах с ограниченной ответственностью не содержат положений, ограничивающих право участника требовать предоставления информации и документов за период деятельности хозяйственного общества, в течение которого данное лицо не являлось участником этого общества».

Так что прежде чем поставить гриф «Коммерческая тайна» на протоколе совета директоров, стоит оценить, а кто может получить к нему доступ на законном основании, особенно если это совет директоров публичного общества.

Много ограничений на отнесение к коммерческой тайне в законах и нормативных правовых актах для холдинговых компаний, естественных монополий, предприятий коммунального комплекса, предприятий, использующих недра и др. Не забываем о требованиях раскрытия и обязательного опубликования сведений – они также с момента опубликования или раскрытия не могут быть информацией, составляющей коммерческую тайну.

И еще немного дровишек в топку.

Статьи 3, 5 и 9 «трехглавого закона» вводят норму, согласно которой доступ к информации может быть ограничен только федеральными законами. Но наряду с рассмотренной статьей 5 закона «О коммерческой тайне» по-прежнему действует Постановление Правительства РСФСР от 05.12.

1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», последние изменения в которое были внесены в 2002 году.

Это не закон, но, тем не менее, оно устанавливает ограничения, выходящие за рамки указанных в законе «О коммерческой тайне», в частности, запрещая относить к информации, составляющей коммерческую тайну, документы о платежеспособности, сведения о заработной плате (о не о ее системе, как в законе), сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сегодняшний статус постановления в связи с ограничением, указанным в его преамбуле: «в процессе приватизации», однако этот процесс, похоже, может идти вечно, во всяком случае, до тех пор, пока есть что приватизировать.

И еще по поводу заработной платы. В отношении каждого конкретного работника она явно не может быть отнесена к коммерческой тайне, поскольку каждый вправе получить содержащую эти сведения справку по форме 2НДФЛ и распоряжаться далее ею по своему усмотрению, хоть на заборе повесить.

Федеральный закон от 01.05.

2016 № 134-ФЗ внес изменения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми не являются налоговой тайной сведения о среднесписочной численности работников организации за календарный год, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору), о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год. Более того, эти данные ФНС размещаются в интернете, поэтому закрывать их в организации не только нет смысла, но и противоречит закону.

Так что при составлении Перечня информации, составляющей коммерческую тайну, лучше перебдеть, чем недобдеть. И Консультант с Гарантом (или наше агентствоJ) вам в помощь!

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]