Особенности применения специальных средств и физической силы сотрудниками ЧОП
Вся деятельность частных детективных и охранных структур в юридическом плане опирается на Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.1992 года и другие законодательные и правовые документы РФ.
Статья 1 упомянутого выше закона гласит, что функционирование охранных и детективных фирм, являющихся собственностью частных лиц, рассматривается в качестве платной услуги, предоставляемой в соответствии с заключенным договором юридическим и физическим лицам, целью которой является защита предусмотренных законом прав и интересов клиента.
Частные охранные и детективные фирмы могут предлагать свои услуги исключительно при условии, что они имеют необходимую лицензию, выдача которой находится в ведении МВД России.
Безусловно, никто не сомневается, что особенности работы подобных структур предполагают периодическое использование силовых мер. Говоря другими словами – применение физического воздействия на преступника или правонарушителя.
В большинстве случаев, подобная необходимость возникает в процессе обеспечения безопасности охраняемого объекта. Когда имеет место попытка проникновения на него или причинения урона, охранники предпринимают соответствующие меры противодействия.
В этом случае сотрудникам ЧОП необходимо четко ориентироваться в своих должностных полномочиях, дабы не преступить их границ, допуская при этом правовое нарушение.
Работникам частных охранных (детективных) фирм следует помнить, что невыполнение соответствующих требований законодательства РФ, влечет за собой административную или уголовную ответственность.
По этой причине, сотрудники ЧОП обязаны хорошо знать правовую базу вопроса, касающегося особенностей применения физической силы и специальных средств.
Ситуации, допускающие применение физической силы и спецсредств
Ст. 16.1 и ст. 17 закона о «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» недвусмысленно перечисляет ситуации, когда допускается использование охранником спецсредств или применение силового противодействия:
- Самозащита. В том случае, когда существует реальная опасность для жизни или здоровья сотрудника.
- Защита объекта (охраняемых ценностей или имущества) в ситуации, когда преступник прибегает к физической агрессии.
Наряду с этим, есть категории людей, по отношению к которым применять физическую силу или спецсредства категорически запрещено:
- Беременные женщины.
- Граждане-инвалиды (если инвалидность можно выявить по внешним признакам).
- Лица, не достигшие совершеннолетия (когда это известно охраннику или можно определить визуально).
В данном правиле предусмотрено разумное исключение. Сотрудники охранных структур могут использовать физическую силу или спецсредства, если: нападающие имеют оружие, действуют группой или реально угрожают жизни (здоровью) охранника либо наносят урон объекту (имуществу).
Также законом разрешается физическое противодействие, если произошло нападение на охранника на контролируемой территории или когда требуется предотвратить нарушение правопорядка.
Сотрудник ЧОП имеет право не только на применение специальных средств, но и на использование оружия, когда это необходимо для эффективного противостояния преступнику в его стремлении совершить преступление.
Все нюансы, имеющие отношение к применению физической силы, спецсредств и оружия, четко определены в ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
В этом документе приводится трактовка того, какие меры и в каких случаях могут предпринимать работники негосударственных охранных структур. Первая версия этого документа применения физического воздействия со стороны охраны не предусматривала.
Впоследствии был внесен ряд изменений и в новом чтении данный юридический документ позволяет корректное приложение физической силы сотрудникам частных охранных предприятий.
Понятие «корректное» подразумевает силовое воздействие с целью сдерживания или предотвращения проникновения на контролируемый объект. Как правило, в подобных ситуациях конфликт улаживается без причинения вреда нарушителю спокойствия. Чаще всего без ущерба для здоровья удается остановить лиц, которые совершают проступок административного характера на охраняемом объекте.
Допустим, что в культурно-развлекательном заведении посетитель начинает проявлять агрессию или вести себя неадекватно.
В таком случае охранник может вывести его с применением силы за пределы охраняемого объекта, предотвратив тем самым совершение более тяжкого проступка.
Допускается также принудительное удержание человека, подозреваемого в краже, до прибытия полиции, если хищение произошло на подконтрольном объекте.
Если в процессе применения физического воздействия вреда жизни и здоровью преступника не причинялось, то необходимости в регламентации порядка и условий его использования нет.
Когда развитие ситуации предполагает ее обострение и возможное в связи с этим причинение вреда человеку, регламентация ограничений при применении физической силы становится необходимой.
Это позволяет избежать превышения служебных полномочий со стороны сотрудников охраны (и тем самым необоснованного членовредительства) в ходе отражения угрозы для контролируемого объекта.
Вполне обоснованным видится использование этого принципа при необходимости определения категории граждан, применение к которым силового воздействия может привести к нанесению урона их здоровью.
Когда охранник имеет право применять физическую силу
В упомянутом ранее законе, имеет место весомая недоработка. В нем указаны ситуации, когда допустимо использование специальных средств, но основания для применения физической силы не оговорены. Учитывая то, что физическое воздействие может быть не менее эффективным, это должно иметь весомое юридическое обоснование
Применение физической силы можно квалифицировать по аналогии со случаями использования спецсредств и оружия, которые указаны в статье 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Это обусловлено тем, что необходимость применения физического воздействия сотрудниками охраны будет возникать в тех же условиях.
При этом в обоих случаях может наноситься вред преступнику или посторонним лицам в ситуации, когда альтернативных способов устранения угрозы не существует.
В случаях применения сотрудниками частных охранных структур приемов рукопашного боя результат может быть аналогичным варианту с применением оружия или спецсредств. Другими словами, использование средств летального и не летального поражения вполне соизмеряемо с физическим воздействием, поэтому они могут приравниваться друг к другу.
Детальное изучение ст.16.
1 «Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ» и соответствующих нормативных документов международного права позволяет прийти к выводу, что используя физическую силу, охранник должен стараться свести к минимуму возможный вред причиняемый здоровью и собственности преступника. При этом ему следует исходить из реальности угрозы со стороны совершаемого противоправного действия.
Сотрудник службы безопасности обязан действовать по следующей схеме:
- Предупредить правонарушителя о намерении применить физическую силу или спецсредства (оружие).
- Дать преступнику время, необходимое для выполнения предъявленных охранником требований (за исключением случаев, когда ситуация требует действовать мгновенно).
- Обеспечить пострадавшему оказание первой медицинской помощи и при необходимости отправить его в больницу.
Если произошло нанесение тяжких травм или смертельный исход, сотрудники ЧОП обязаны немедленно поставить в известность полицию и собственное руководство.
Превышение служебных полномочий, когда имело место применение оружия, специальных средств или физической силы, приводит к уголовной ответственности по ст.203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».
Предпринимая меры, направленные на защиту охраняемого объекта, сотрудник ЧОП должен соразмерять свои действия со степенью реальной угрозы и не превышать пределы необходимой обороны.
Если действия охранника будут охарактеризованы, как причинение умышленного тяжкого (а не чрезмерного) вреда здоровью или смерти, то наказание будет определяться по совокупности 111 и ст.105 УК РФ, в которых говорится о нанесении тяжкого вреда здоровью и умышленном убийстве.
Правила применения спецсредств
Теперь рассмотрим ситуации, связанные с применением спецсредств. В данном вопросе также существуют конкретно оговоренные основания, которые предусматривают их использование.
Безусловно, речь идет об угрозе жизни самого сотрудника охранной фирмы, а также групповом нападении на объект. В этих случаях законом допускается применение газового баллончика, электрошокера, резиновой дубинки или наручников. В особо опасных ситуациях разрешено использование оружия.
Иное применение специальных средств к физическому лицу является юридически обоснованным поводом для его обращения в полицию и прокуратуру.
Право на применение физической силы закреплено законодательно
Правительством Российской Федерации был представлен в Государственную Думу новый законопроект, который, помимо прочего, вносил полную ясность в вопрос о применении физической силы сотрудниками ЧОП.
Речь идет о ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 31.12.2014 No 534-ФЗ.
Теперь охраннику предоставлена законная возможность ограничиться применением физического воздействия вместо использования специальных средств или оружия.
Юридически обоснованное право сотрудников частных охранных структур на применение физической силы является естественным правом на безопасность, как для самих охранников, так и для персонала охраняемого объекта.
Уровень профессиональных навыков сотрудников ЧОП (в том числе и в плане физического противодействия) является предостерегающим фактором для желающих поучаствовать в противоправных действиях или совершить преступление.
Охранник, который не сомневается в законности своих действий, выполняет свои обязанности четче и эффективнее.
Ввиду этого, руководителям частных охранных структур целесообразно оговаривать в служебных инструкциях все тонкости применения охранником физической силы.
Уголовная ответственность за неправомерное применение сотрудником полиции специальных средств и физической силы
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Для выполнения стоящих перед сотрудниками полиции задач они наделены правом применения государственного принуждения, осуществляемого от имени государства.
Применение физической силы, специальных средств является достаточно распространенным средством принуждения, применяемым сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств. С одной стороны, при их применении сотрудники полиции глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан, т.к.
это сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой стороны, это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников органов внутренних дел от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон.
Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом. Несоблюдение сотрудниками полиции соответствующих нормативных правовых предписаний в ряде случаев может повлечь уголовную ответственность.
Как свидетельствует судебная практика, в преимущественном большинстве случаев применению подлежит ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающая ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное:
— с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а»);
— с применением оружия или специальных средств (п. «б»);
— с причинением тяжких последствий (п. «в»).
В соответствии с диспозицией ст. 286 УК РФ под превышением должностных полномочий понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к случаям превышения лицом своих должностных полномочий в том числе относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
— могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, где отсутствовали правовые основания для этого);
— никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (например, нанесение побоев или причинение вреда здоровью задержанному лицу).
Данная форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между сотрудником полиции и потерпевшим.
При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, которые закрепляются в различных нормативных правовых и иных актах.
В п.
22 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснить, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).
Кроме того, применительно к п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия, специальных средств от правомерных действий должностных лиц, следует учитывать, что основания, условия и пределы применения специальных средств определены
в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в ФЗ «О полиции»).
Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами сотрудник полиции выступает именно как должностное (официальное) лицо. В иных случаях он может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление.
Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенные ему специальные средства или огнестрельное оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность на общих основаниях в зависимости от причиненного вреда — по ст. 116 УК РФ «Побои», ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 105 УК РФ «Убийство».
Следует отметить, что не во всех случаях неправомерного применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств подлежит применению ст. 286 УК РФ.
Если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, вменяется норма об ответственности за принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ).
В то же время ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер.
Например, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется.
Отдельное внимание следует уделить вопросам уголовно-правовой оценки применения сотрудником полиции физической силы и специальных средств я в состоянии необходимой обороны, то есть при защите своих интересов или интересов других лиц от общественно опасных посягательств, а также при задержании лица, совершившего преступление.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г.
№ 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которые в связи с исполнением своих служебных обязанностей могут принимать участие в пресечении общественно опасных посягательств или в задержании лица, совершившего преступление, распространяются положения ст. 37 и 38 УК РФ, предусматривающие условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление. Причем следует акцентировать внимание на том, что правила вышеуказанных статей УК РФ применяются и в том случае, если сотрудник полиции действует в нарушение требований иных нормативных правовых актов, предусматривающих запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.
При этом если в результате превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, указанные лица совершат убийство или умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное ими при наличии соответствующих признаков подлежит квалификации по ст. 108 или 114 УК РФ.
Не влечет уголовной ответственности умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время органам внутренних дел все чаще приходится сталкиваться с организованной преступностью, хорошо оснащенной средствами нападения (различные виды огнестрельного и холодного оружия). Наибольшую опасность, представляет применяемое преступниками огнестрельное оружие отечественного и зарубежного производства: автоматы, пистолеты, револьверы, ружья.
Анализ практической деятельности органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, местах содержания под стражей, при задержании вооруженных преступников в различных условиях, ликвидации бандитских формирований, освобождении заложников и при пресечении захвата воздушных судов свидетельствует, что успешное выполнение задач достигается высоким знанием личным составом своих обязанностей и прав, строгим соблюдением законов и других нормативных актов, владением основными тактическими способами действий в различных ситуациях, высокой моральнопсихологической подготовкой, полным и своевременным материальнотехническим обеспечением, знанием тактико-технических характеристик вооружения и специальных средств.
Задача органов внутренних дел сводится к пресечению преступных действий путем подавления их сопротивления, а в крайних случаях — уничтожения.
Поэтому охрана правопорядка, защита конституционных прав граждан постоянно сопряжена с риском для жизни сотрудников органов внутренних дел.
Одним из важных направлений успешного выполнения служебных задач является правильное, умелое использование и применение средств индивидуальной защиты и активной обороны.
Законопроект, наделяющий сотрудников ЧОП правом на применение физической силы
Многие слышали, а может и анализировали законопроект, наделяющий сотрудников ЧОП правом на применение физической силы. Данный законопроект получил не мало обсуждений как среди юристов, так и среди обычных граждан. Я решил проанализировать и вот к чему пришел.
Законопроект предусматривает применение физической силы сотрудниками ЧОП только в тех случаях, когда такое возможно по закону.
Все эти случаи перечисляются в закрытом перечне оснований для применения специальных технических средств и огнестрельного оружия, а именно: для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью; для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление; для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество; для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
«Следовательно, физическая сила может быть применена только в вышеуказанных случаях.
Однако возникает вопрос: зачем давать право сотрудникам частных охранных предприятий на применение физической силы в отношении правонарушителей, и тем более не всех правонарушителей, а только тех, кто совершает преступление? Ведь статья 38 УК РФ уже и так предусматривает право любого гражданина на задержание лица, совершившего преступление, и на причинение ему вреда в случае необходимости. Так, согласно действующему законодательству, не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер».
Ранее право на задержание лица подтверждал и Верховный суд РФ в своем постановлении Пленума от 27 сентября 2012 года.
«Право на задержание лица, совершившего преступление, имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении.
При разрешении вопроса о правомерности причинения вреда в ходе задержания лица, совершившего преступление, судам необходимо выяснять обстоятельства, свидетельствующие о невозможности иными средствами задержать такое лицо», — говорилось в нем.
«Подводя итог, можно сказать, что данное нововведение не является обоснованным и по той причине, что для начала необходимо исполнять требования статьи 16 данного федерального закона, где говорится о том, что «частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Применение охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом. Проверку надо проводить не поверхностно, как делается у нас в государстве, а основной акцент сделать именно на психологическую подготовку сотрудников охранных предприятий».
данная новость есть на сайте http://www.znak.com/urfo/news/2013-05-28/1006370.html
Статья 20. Применение физической силы
- 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
- 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
- 2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
- 3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Комментарий к Ст. 20 федерального закона «О полиции» в РФ
Следует подчеркнуть, что конституционность положений статьи 13 Закона о милиции, в целом воспроизведенной статьей 22 Закона о полиции, оценивалась Конституционным Судом Российской Федерации, который признал, что указанные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан .
———————————
См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 г. N 1400-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бондаренко Константина Михайловича на нарушение его конституционных прав статьей 13 Закона Российской Федерации «О милиции».
Физической силой в соответствии с Законом о полиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия действия сотрудника полиции, которые выражаются в его непосредственном физическом контакте с отдельными лицами либо имуществом, могут сопровождаться ограничением телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, причинением боли, вреда здоровью или смерти, а также повреждением или временным изъятием принадлежащего кому-либо имущества в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц или в случае их противоправного бездействия самостоятельного исполнения сотрудником полиции своего законного требования.
Применение физической силы может выражаться в различных формах.
Во-первых, в форме боевых приемов борьбы, которые могут относиться к любым системам рукопашного боя — боксу, дзюдо, самбо, каратэ и т.п. — либо не входить ни в одну из них.
Для Закона это безразлично, главное, чтобы способ силового воздействия, избираемый сотрудником полиции, — вид, сила, локализация и интенсивность ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов — был соразмерен характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, т.е.
не был явно, очевидно для всех чрезмерным в данной ситуации.
В случаях, когда сотрудник полиции находится в состоянии необходимой обороны и его жизни или жизни других лиц угрожает непосредственная опасность, допускается применение приемов борьбы, заведомо направленных на лишение жизни или тяжкого вреда здоровью посягающего лица, в том числе с использованием подручных средств (часть 3 статьи 18). В то же время запрещается применять приемы, а также иные формы физического воздействия, направленные на унижение человеческого достоинства, а также носящие характер наказания, пытки или издевательства.
Во-вторых, применение физической силы может иметь форму иного, не имеющего характера борьбы мускульного воздействия со стороны сотрудника полиции, направленного на физических лиц или имущество, осуществляемое в целях, предусмотренных статьей 20 Закона о полиции (например, помещение лица, находящегося в состоянии опьянения и не способного самостоятельно передвигаться, в служебный автомобиль, извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором остановленный правонарушитель пытается скрыться, выбивание ногой (плечом) двери в целях задержания предполагаемого преступника, стравливание воздуха из колес остановленного в результате преследования сотрудниками полиции транспортного средства, находящегося в розыске, водитель и пассажиры которого, отказываясь выходить, заперлись изнутри, либо повреждение стекол или дверных замков такого автомобиля для проникновения в него и задержания этих лиц и др.).
Закон о полиции, равно как и Закон о милиции, не определяет категории лиц, в отношении которых запрещено применение физической силы.
Очевидно, что на законных основаниях она иногда может применяться и в отношении граждан, в действиях которых отсутствуют признаки какого-либо правонарушения (например, для недопущения посторонних лиц на место совершения преступления, где проводятся следственные действия).
Физическая сила применяется сотрудниками полиции, в случае если иные методы решения служебных задач, не связанные с применением мер государственного принуждения, в сложившейся ситуации невозможны или заведомо не приведут к требуемому результату.
Первое из предусмотренных Законом оснований применения сотрудниками полиции физической силы (пункт 1 части 1 статьи 20) — «для пресечения преступлений и административных правонарушений» — не следует понимать буквально. Вряд ли законодатель имел в виду все преступления и административные правонарушения — скорее всего, только те, которые совершаются путем действий, а не бездействия.
Второе основание применения сотрудниками полиции физической силы (пункт 2 части 1 статьи 20) — «для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц». Сотрудники полиции вправе применять физическую силу для доставления и задержания физических лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, вне зависимости от формы противоправного деяния — действий или бездействия.
По общему правилу если лицо, совершившее преступление или административное правонарушение и подвергаемое в связи с этим доставлению и задержанию, выполняет все требования сотрудника полиции, физическая сила к нему не применяется.
Необходимость в силе появляется обычно при: неспособности доставляемого понимать смысл предъявляемых к нему требований и выполнять их; наличии данных о том, что лицо имеет при себе оружие и намерено его использовать для того, чтобы избежать задержания; противодействии со стороны доставляемого или иных лиц законной деятельности сотрудника полиции (в этом случае возможно применение боевых приемов борьбы).
В ряде случаев, когда есть основания опасаться, что лицо во время доставления в служебное помещение может совершить нападение на сотрудника полиции, причинить вред себе или попытаться скрыться, доставлять такое лицо, пусть и не оказывающее пока противодействия, целесообразно (в отсутствии наручников) с использованием специальных способов сопровождения (болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п.) без причинения при этом телесных повреждений.
Закон о полиции предоставляет ей право осуществлять доставление и задержание не только лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, но и другие категории граждан, например лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих и т.д. (см. комментарий к пунктам 13 — 15 части 1 статьи 13, статье 14). Физическая сила для их доставления и задержания также может быть применена, но только в случае, если они оказывают противодействие законным требованиям сотрудника полиции (пункт 3 части 1 комментируемой статьи).
Третье основание применения сотрудниками полиции физической силы (пункт 3 части 1 статьи 20) — «для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции». Действующее законодательство различает несколько форм наказуемого противодействия законной деятельности сотрудников милиции:
невыполнение требования сотрудника полиции о предоставлении транспортного средства (часть 1 статьи 12.25 КоАП РФ) либо его законного требования об остановке транспортного средства (часть 2 статьи 12.25 КоАП РФ);
- невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26 КоАП РФ);
- невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (часть 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
- умышленное невыполнение требований сотрудника полиции, выполняющего обязанности дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (статья 17.7 КоАП РФ);
- неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ);
- неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции как должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ);
- мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию сотрудника полиции, исполняющего обязанности по охране общественного порядка (часть 2 статьи 20.1 КоАП РФ);
- публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (статья 319 УК РФ);
- применение насилия либо угроза применения насилия в отношении сотрудника полиции или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (ст. 318 УК РФ);
посягательство на жизнь сотрудника полиции, а равно их близких в целях воспрепятствования его законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность (ст. 317 УК РФ).
Поскольку перечисленные формы противодействия законной деятельности сотрудника полиции квалифицируются как преступления и административные правонарушения, законодатель, уже разрешивший полиции физической силой пресекать подобные деяния, казалось, не должен был бы предусматривать в качестве цели (основания) применения полицией физической силы преодоление противодействия ее законным требованиям. Однако включение его в Закон вполне объяснимо тем, что противодействие законным требованиям сотрудника полиции, которое подчас невозможно преодолеть без физической силы, может и не заключать в себе состава административного правонарушения (например, в ситуации, когда сотрудники полиции во время концерта на открытой площадке сдерживают толпу фанатов, применяют физическую силу для поимки и доставления в полицию убегающего от них беспризорного подростка и т.п.).
При рассмотрении третьего основания применения физической силы возникает вопрос: любое ли свое законное требование сотрудник полиции вправе поддержать физической силой? Как представляется, нет.
Не может быть оправдано использование физической силы при отказе граждан от выполнения таких законных требований сотрудников полиции, как, например, предъявить для проверки документ, удостоверяющий личность, явиться по вызову в полицию к установленному сроку, дать необходимые объяснения (показания) по делу об административном правонарушении, совершить те или иные действия в будущем и т.п. Применение сотрудниками полиции физической силы следует ограничивать такими случаями, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие их законные требования, предъявленные в рамках непосредственного с ними контакта: проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его; обеспечить свободный доступ сотрудника полиции в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект; обеспечить свободный доступ сотрудника полиции к каким-либо лицам, предметам или документам.
В отличие от Закона о милиции часть 2 комментируемой статьи прямо наделяет сотрудника полиции правом применять физическую силу во всех случаях, когда разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Статья 20. Применение физической силы
- Обратно к списку статей
- 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять
- физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают
- выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
- 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
- 2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения
- полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших
- преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
- 3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Обратно к списку статей
—
—
—
—
—
—