Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

ФЗ о гостайне в последнем издании опубликован в Российской газете. Осуществлять надзор и регулировать правоотношения в данной сфере уполномочены различные государственные органы.
ФЗ имеет свой состав и структуру. Исполнение его является обязательным для государственных служащих.

Федеральный закон о государственной тайне 5484 1: основные сведения, краткое содержание

Федеральный закон о гостайне РФ включает в себя положение об основных охраняемых законом сведениях, порядка доступа к ней, правила рассекречивания данных и др.

Нормативный правовой акт распространяет свое действие не только на всю территорию российской федерации, но и за ее пределами, в том числе и на территории иностранных государств.

По сути своей, государственная тайна – это такие данные, которые относятся к политической и внешнеэкономической жизни общества. Основополагающим актом в данной ситуации является Конституция РФ и иные нормативные правовые акты по данному вопросу.

Сюда относятся постановления правительства, приказы министерств и ведомств, иные законодательные акты.

Закон состоит из разделов и статей. Периодически в него вносятся изменения и дополнения. Связано это с тем, что некоторые сведения засекречиваются, а некоторые наоборот, подлежат разглашению.

Охраняемая законом тайна, понятие и виды

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Помимо гостайны, законодательствам РФ охраняются и другие виды тайн, куда входят:

  1. Коммерческая тайна.
  2. Личная.
  3. Семейная.
  4. Ноу-хау.
  5. Банковская.
  6. Служебная.

Каждая из этих тайн имеет свои особенности правового регулирования. Нормы об охране закрепляются в Гражданском кодексе РФ, Семейном Кодексе РФ, а так же во внутренних локальных актах каждой конкретной коммерческой организации.

Таким образом, охраняемая законом тайна – это такого рода сведения, которые содержат определенную степень секретности и которые обязывает граждан соблюдать их безопасность. Порядок засекречивания информации определяется по правилам, предусмотренным законом.

Иная охраняемая законом тайна

Иная охраняемая тайна включает в себя положение об обеспечении безопасности банковской, страховой тайны, секрета производства и др. Особое внимание необходимо уделить личной и семейной тайне. Ее регулирование происходит гражданским и семейным законодательством.

Это и тайна усыновления, личной жизни и иные виды секретных сведений, в которые вмешиваться без чьего либо дозволения не допустима.

Правовой режим иной охраняемой законом тайны

Под правовым режимом понимается тот перечень нормативных правовых актов, с помощью которого осуществляется правовое регулирование того или иного вопроса. К перечню актов относятся:

  1. Закон о государственной тайне.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Семейный кодекс РФ.
  4. Локальные акты организации.
  5. Документы о наличии секрета производства (НОУ-ХАУ) и др.

Особое правовое регулирование имеется у коммерческой тайны. Связано это с тем, что она защищается и охраняется как на федеральном уровне, так и на внутреннем локальном уровне.

В рамках каждой отдельной организации принимаются документы, в которых фиксируются данные о том, что именно относится к тайне, порядок и правила ее защиты и др.

Охрана происходит путем подписания вновь прибывшим работником соответствующего документа, который может сохранять срок своего действия и после фактического увольнения.

Порядок получения сведений содержащих охраняемые законом тайны

Режим секретной системы предполагает и особый доступ к ней. Обязательство по охране секрета может возникать только тогда, когда произошло утверждение соответствующего правового статуса гражданина.

Это происходит путем подписания документа, который именуется допуском к тайне. В него входят такие элементы, как:

  1. Название акта.
  2. Дата и место его подписания.
  3. Указание на организацию.
  4. Указание на гражданина.
  5. Сведения, подлежащие охране.
  6. Права и обязанности сторон.
  7. Подписи сторон и печать соответствующей организации.

В документе обязательно должен быть определен срок его действия. Так, он может действовать либо до окончания рабочего контракта, либо в течение определенного времени послед разрыва трудовых правоотношений.

Ниже мы приведем краткое описание самых важных статей закона. Еще ниже можно будет скачать его полный текст.

Статья 21

Данная статья в действующей редакции с изменениями, дополнениями и ми устанавливает порядок доступа уполномоченных лиц к гостайне. Указано, что это происходит только в добровольном порядке. Никто в принудительном порядке этому подвергнут быть не может.

Порядок доступа к тем или иным сведениям может изменяться Президентом или межведомственными комиссиями. Организовывать и исполнять требования законодательства уполномочены руководители соответствующих государственных структур. Разъяснения и отнесения в сфере государственной тайны регулируются только на федеральном уровне.

Статья 22

Не каждого гражданина могут допустить к особо охраняемым сведениям. Порядок получения и допуска к защите предусматривает и основания отказа.

Так, должностному лицу могут отказать в допуске к государственной тайне по следующим основаниям:

  1. Ограничение в дееспособности.
  2. Наличие судимости.
  3. Предоставление ложных анкетных данных и др.

Для коммерческой гостайны могут быть предусмотрены и другие основания для отказа.

Учреждение имеет право предоставлять гражданам и акты, предоставляющие право доступа к секретным сведениям.

Статья 24

Государственная тайна, а именно допуск к ней, влечет за собой наложение определенных ограничений. Они касаются выезда за пределы государственной границы РФ, неприкосновенности частной жизни и др. Все эти конституционные права граждан в связи с допуском к секретным данным могут быть ограниченны на законных основаниях.

31-я статья ФЗ о гостайне

Данная статья номер 31 посвящена контролю за соблюдением тайны. Это относится к компетенции исполнительных и законодательных органов государственной власти. Особое внимание стоит уделить администрации президента РФ, которая так же имеет право на законодательное регулирование в данной области.

Помимо всего прочего, полномочия в данной сфере имеют и важнейшие органы надзора, такие как органы прокуратуры РФ.

Постановление 63 о допуске к гос. тайне: разъяснения разработчиков

Данное положение является основополагающим дополнением к закону о государственной тайне. Исходя из последних комментариев разработчика, текст и содержание настоящего постановления регулирует вопросы предоставления допуска при различных условиях, например, при работе по совместительству, в арбитражных судах и др.

В постановлении имеются так же формы отчетных и учетных документаций.

Бланк анкеты в соответствии с постановлением пр-ва 63

Скачать бланк и форму анкеты. ⇐

Какое наказание предусмотрено за разглашение государственной тайны по закону

  • За разглашение государственной тайны могут быть предусмотрены различные меры ответственности, куда входят: административная ответственность, уголовная ответственность и др.
  • Как правило, в качестве еще одной негативной меры применяется и лишение свободы на срок до 4-х лет.
  • Подробности можно узнать в 283-й статье УК Российской Федерации.

Скачать федеральный закон 5484 1 о государственной тайне в последней редакции

Скачать документ можно здесь. ⇐

Как видим из вышеприведенной информации, понятие о секретах, тайне и др. должны соответствовать и основываться на требованиях, предусмотренных законодательством.

Закон о гостайне с последними изменениями в 2020-2021 годах: что такое защита государственной тайны, ст 22

В Российской Федерации на уровне Конституции РФ гарантировано государством право на равный доступ к информации, искать и получать сведения может каждый гражданин. Ст. 29 основного закона РФ гарантирована свобода слова, свобода массовой информации. Во многих кодифицированных актах, федеральных законах устанавливается принцип гласности: судопроизводства, деятельности госорганов и т.д.

Однако определенная информация, согласно российскому законодательству, охраняется государством, и доступ к ней ограничивается. Некоторые стратегически важные сведения отнесены к государственной тайне.

Взаимоотношения по поводу наделения сведений статусом «гостайна», распоряжения этими данными, их рассекречивания регулирует закон о государственной тайне РФ 5485-1, который является предметом рассмотрения данной статьи.

Помощь юристов:

Бесплатно по России: 8 800 301-82-97

Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Общие сведения

Этот нормативный акт принят еще в 1993 году, почти сразу после объявления образования Российской Федерации, в качестве одного из законов, гарантирующего неприкосновенность и защиту важных стратегических сведений.

За период его действия в него неоднократно вносились изменения.

Сейчас закон о гостайне с последними изменениями в 2021 году доступен на всех основных ресурсах, содержащих тексты нормативно-правовых актов: официальных сайтах для публикации, порталах Гарант и Консультант плюс.

Читайте также:  Статья 5. Научная организация и ее структурные подразделения

Сам закон достаточно небольшой, он содержит всего 8 разделов и 32 статей. Реквизиты: номер — 5485-1, дата принятия — 21 июля 1993 года. В настоящий момент используется только актуальная версия, то есть, закон о государственной тайне: последняя редакция в 2021 году.

Определение термина

В СССР никогда не существовало отдельного закона о гостайне, хотя сам термин использовался широко, ведь всегда существовал список данных, доступ к которому был ограничен.

И вот списки таких сведений утверждались регулярно, из чего следует, что на уровне властных структур всегда существовало понимание, что такое государственная тайна.

Это, согласно действующему законодательству, набор данных, характеризующих такие показатели, распространение которых может нанести значительный ущерб безопасности государства.

На основании ст. 2 закона можно выделить признаки гостайны:

  • определенная степень защиты, то есть, изъятие из свободного доступа;
  • возможность потенциального ущерба безопасности РФ при распространении.

Отрасли деятельности, сведения которых могут быть наделены этим статусом:

  • военная;
  • внешнеполитическая;
  • экономическая;
  • разведывательная;
  • контрразведывательная;
  • оперативно-розыскная.

Это данные о вооруженных силах, об оборонных заказах и планах, научных разработках, составе и использовании военной инфраструктуры, запасах стратегических ресурсов, о способах установления секретности и т.д.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Основное содержание закона

В первом разделе размещен программные и разъяснительные положения, так, большое значение имеет ст. 2, разъясняющая основные термины. В том числе, определен термин носители информации – материальные объекты, содержащие информацию в виде знаков, сигналов, символов и т.д.

Второй раздел состоит из одной статьи, 5, в ней приведен перечень сведений, которые могут быть отнесены к гостайне.

Раздел 3 посвящен порядку засекречивания сведений. Наделение сведений соответствующим статусом производится руководителями госорганов согласно списка должностных лиц, наделенных такими полномочиями. Они несут персональную за принятое решение. Также межведомственной комиссией на основании предложения госорганов составляется Перечень подобных сведений.

В целях обеспечения должного уровня защиты сведениям присваивается гриф секретности. В необходимых случаях, при исключении обстоятельств, приведших к наложению данного статуса, происходит рассекречивание информации, то есть, на основании решения руководителя госоргана снимается гриф секретности.

Срок решения о засекречивании – 30 лет, раз в лет должна производиться проверка обоснованности наложения грифа. Передача, обмен сведениями производятся на основании решения госоргана, в чьем распоряжении находятся сведения.

Раздел 4 описывает эту процедуру, то есть, использование засекреченной информации.

Защита сведений

Одним из основных направлений закона является защита государственной тайны. Есть как физические, так и правовые средства защиты. К первым относятся технические, криптографические, программные средства, ко вторым – средства контроля за исполнением закона, обеспечение ограничения доступа.

https://www.youtube.com/watch?v=B0fyIVXpOQA\u0026t=321s

Защитой занимаются:

  • межведомственная комиссия;
  • специальные госорганы исполнительной власти ФСБ, Минобороны и другие.

Допуск к сведениям, наделенным статусом гостайна, производится по решению руководителя госоргана, с предупреждением об ответственности за ее разглашение. В доступе может быть отказано. За разглашение сведений предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Финансирование мероприятий по сохранению гостайны производится как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ. Контроль за обеспечением защиты производится на самом высшем уровне: Президентом, Правительством.

Изменения и поправки

В 2018 году вносились последние изменения в закон о гостайне. В 2019 году поправки также не планируются. В 2018 году ФЗ- 256 был уточнен список оснований для отказа в доступе.

Помимо таких оснований, как постоянное проживание лица или его родственников за границей, уклонение от проверочных мероприятий, наличие медицинских противопоказаний, установление действий, направленных против РФ, добавлена недееспособность или ограниченная дееспособность заявителя.

Помощь юристов:

Бесплатно по России: 8 800 301-82-97

Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Осторожно: государственная тайна!

Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых. И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания. 

 На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

  • 1)    сведения в военной области;
  • 2)    сведения в области экономики, науки и техники;
  • 3)    сведения в области внешней политики и экономики;
  • 4)    сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г.

№ 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне.

Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г.

№ 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
  1. Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.
  2. Порядок допуска к государственной тайне
Читайте также:  Статья 7. Условия выполнения работ

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

  • Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1 .
  • Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:
  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

1)    первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; 2)    вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

3)    третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2  к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1.    Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2.    Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина ­к государственной тайне3 ;
  • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска ­к государственной тайне.

3.    Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности).

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных ­мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами ­документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне.

Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий.

Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4.    Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
  • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Лицензия ФСБ на гостайну и ограничения гражданских прав и свобод, которые она несет

Исполнители, которые планирует участвовать в закрытых тендерах, должны иметь лицензию Федеральной службы безопасности России на государственную тайну. При строительстве и реконструкции государственных объектов подрядчик также должен иметь лицензию Федеральной Службы Безопасности. Кроме того, организации, которые занимаются установкой тревожных кнопок и противопожарных систем, охранные предприятия, IT-компании, предоставляющие услуги шифрования, и многие другие фирмы обязаны иметь соответствующую лицензию. Стоит отметить, что наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, влечет наложение на лицензиата ряда ограничений.

https://www.youtube.com/watch?v=slRZuKrT0kI

Порядок лицензирования деятельности, связанной с государственной тайной, определен:

  • Законом Российской Федерации № 5485-I от 21.07. 1993 года «О государственной тайне»;
  • Федеральным законом № 114 от 15.08.1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации №63 от 06.02. 2010 года «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации № 333 от 15.04. 1995 года «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»;
  • Постановлением Правительства РФ № 870от 04.09.1995 года «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».
  • Согласно статье 8 Закона «О государственной тайне», существует 3 степени (грифа) секретности сведений, составляющих государственную тайну:
  • 1. особой важности; 
  • Сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

2. совершенно секретно;Сведения в областях, указанных выше, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.3. секретно. Иные сведения, составляющие государственную тайну, распространение которых может нанести ущерб интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области.

Допуск к государственной тайне предоставляется:

  • должностным лицам и гражданам, которым по роду службы необходим доступ к сведениям и документам определенной степени секретности;
  • организациям, которым для проведения работ и оказания услуг необходим доступ к информации, содержащей гостайну. 

Оформлением допуска для должностных лиц занимается работодатель перед назначением кандидата на должность. Организации для получения доступа к секретным сведениям обязаны получить лицензию ФСБ на гостайну с оформлением допуска нужной степени на руководителя.

Читайте также:  Раздел IX. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите государственной границы

В соответствии со статьей 24 Закона «О государственной тайне», лица, допущенные к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах и свободах. Ограничения могут касаться:

1. свободы передвижения — выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре, заключенном при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации… », срок ограничения не может превышать 5 лет с момента последнего ознакомления с секретными сведениями (сведения под грифом секретно), до истечения срока ограничения, указанного в трудовом договоре.

  1. 2. права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
  2. 3. права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне;

4. иные ограничения, предусмотренные отдельными ведомствами.

В отношении первого типа ограничений, стоит отметить, что для обладателей 3 формы допуска секретности (сведения под грифом секретно), ограничений практически нет.

Они подписывают обязательство о неразглашении, на этом, как правило, ограничения заканчиваются. Зачастую допуск этой степени необходим лишь формально для назначения на должность по номенклатуре.

При этом сотрудник может так никогда и не увидеть реально засекреченные документы.

У обладателей 1 и 2 форм в трудовом договоре установлен 5-летний срок ограничения на выезд с момента ознакомления с совершенно секретными или особо важными документами. Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации… », по решению Межведомственной комиссии по государственной тайне этот срок может быть продлен до 10 лет.

Стоит отметить, что решение об ограничении выезда за пределы страны принимается с учетом следующих обстоятельств:

  • факт непосредственной работы с совершенно секретными или особо важными сведениями и документами;
  • степень секретности сведений на момент запроса о выезде;
  • цель выезда, обстоятельства и другие факторы, которые влияют на принятие решения об ограничении права на выезд.

Порядок выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени:

  • при оформлении загранпаспорта Федеральная Миграционная Служба обязательно согласует это с ФСБ;
  • в выдаче паспорта могут отказать при отрицательном заключении ФСБ;
  • при положительном заключении ФСБ срок оформления заграничного паспорта может достигать до 3 месяцев;
  • обо всех намерениях выехать за рубеж необходимо уведомить работодателя и 1 отдел (отдел контроля за секретным делопроизводством, как правило, осуществляет хранение загранпаспортов).

Второй тип ограничений, связанных с распространением секретной информации и использованием носителей государственной тайны – это не что иное, как запрет на разглашение секретных сведений. К подобной работе имеют доступ лица с 1 и 2 формой допуска, поэтому ограничения распространяются только на них.

Лицензиат обязан соблюдать правила работы, хранения, передачи и пересылки носителей информации, которые содержат государственную тайну. Кроме того, гражданин ограничен в использовании открытий и изобретений, которые содержат гостайну.

То есть законодатель запретил: использовать вне помещений лицензированного предприятия разработанные секретные приборы; вывозить чертежи или опытные образцы изобретений, на которые распространяются режим гостайны.

Тем более, секретные сведения нельзя упоминать в общедоступных публикациях или научных работах.

И последний тип ограничений – это ограничение права на неприкосновенность частной жизни. При заполнении анкеты по форме 4 гражданин дает согласие на проведение проверочных мероприятий со стороны работодателя и ФСБ. Проверка работодателя обычно заключается в сверке данных в документах, и это характерно для оформления доступа по форме 3.

В остальных случаях для проверки биографических сведений органы ФСБ могут направлять запросы в полицию, органы ЗАГС, учебные заведения и на предыдущие места работы, а также запрашивать информацию о банковских счетах, имуществе, сделках и так далее. В особо важных случаях ФСБ может запросить данных о содержании переписки или телефонных переговоров у оператора связи.

Проверке могут подвергнуться и члены семьи претендента.

Однако ограничить право на неприкосновенность частной жизни органы ФСБ могут только в период предварительной проверки для оформления допуска секретности.

Иные ограничения могут быть предусмотрены отдельными ведомствами.

Например, Минобороны России запрещает заносить аудио- и видеозаписывающие устройства, GPS-трекеры и прочие устройства передачи информации в военные части, где производится обработка сведений, содержащих государственную тайну.

Для сотрудников Вооруженных Сил России и правоохранительных органов выпущены рекомендации, ограничивающие использование социальных сетей и распространение сведений о службе в сети Интернет.

Согласно данным Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны Федеральной службы безопасности России, лицензированию ФСБ подлежат следующие виды деятельности:

1. Работы, связанные с использованием сведений, которые составляют государственную тайну;2. Деятельность, связанная с созданием средств защиты информации, составляющей государственную тайну;3. Оказание услуг в области защиты государственной тайны;4. Разработка, производство, распространение шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств;5. Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;6. Выявление электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, когда такие действия необходимы для обеспечения нужд самого юридического лица);7. Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации.

Лицензированием работ, связанных с использованием государственной тайны, занимаются Федеральная служба безопасности России и ее территориальные органы.

В соответствии с Постановлением Правительства № 333 «О лицензировании деятельности предприятий …», решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения лицензирующим органом всех необходимых документов.

В случае проведения дополнительной экспертизы предприятия, решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии.

Тем же Постановлением определено, что лицензия выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации руководителя, ответственного за защиту сведений, составляющих государственную тайну, при выполнении следующих условий:

  • соблюдение требований законодательства по защите сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие на предприятии специального подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа сотрудников, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не более чем на 5 лет. По просьбе заявителя лицензия может выдаваться на срок менее 5 лет.

Срок действия лицензии, выданной предприятию, не может превышать срока действия лицензии предприятия, структурное подразделение, по защите государственной тайны которого оказывает услуги по защите государственной тайны. Порядок продления срока лицензии такой же, как при ее получении.

Одно и то же предприятие может иметь несколько лицензий.

Если юридическое лицо осуществляет лицензируемый вид деятельности по нескольким адресам, то его подразделения также подлежат проведению специальной экспертизы, а их руководители — государственной аттестации.

Для подразделений предприятия, лицензия может быть оформлена на нескольких бланках. Срок действия оформленной таким образом лицензии не может превышать срок действия лицензии, выданной предприятию, в структуру которого входят указанные подразделения.

Процедура получения лицензии ФСБ на гостайну довольно сложна. В первую очередь необходимо собрать пакет из 19 документов, в том числе многочисленные анкеты, копии учредительных документов, договоров, копия загранпаспорта руководителя организации, справки из психоневрологического и наркологического диспансера.

Получить лицензию Федеральной Службы Безопасности невозможно, при наличии криминального прошлого. Помощь в оформлении лицензии ФСБ на гостайну, а также приобретении готовой фирмы с необходимой лицензией оказывает АО «РИНФИН», благодаря многолетнему опыту (11 лет на рынке) в нашей компании сложился отработанный механизм взаимодействия с лицензирующими органами.

С условиями получения Лицензии ФСБ на государственную тайну можно ознакомиться здесь. 

Ссылка на основную публикацию