Статья 282 БК РФ. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства (действующая редакция)

 
Видынарушенийбюджетного
законодательстваРФимерыответственностизаихсовершение Общие вопросы ответственности за нарушения регламентируются нор­мами части четвертой (гл. 28 «Общие положения») БК РФ, большинство из которых носит отсылочный характер. Положения о конкретных видах административных правонарушений в сфере бюджетной деятельности и размеры санкций (ответственности за их совершение) установлены ста­тьями 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств», 15.15 «Нару­шение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе», 15.16 «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами» Кодекса РФ об административной ответствен­ности. Кроме того, уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства установлена нормами УК РФ.

Выделяют следующиевидынарушенийбюджетногозаконодательстваРФ.

неисполнение норм закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление, неполное перечисление или несвоевременное пере­числение бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведом­лений о бюджетных ассигнованиях;

  • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведом­лений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомле­ний о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюд­жетной росписи;
  • • несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
  • несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государствен­ных или муниципальных услуг;
  • несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государствен­ного или муниципального долга и расходов на обслуживание государ­ственного или муниципального долга, установленных БК РФ;
    несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об ис­полнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме основа­ний, установленных БК РФ; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевре­менное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обя­зательствам;
  • финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

финансирование расходов в размерах, превышающих включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
• открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на
соответствующей территории отделений Банка России и др. Указанные нарушения выступают основаниями применения мер при­нуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

3. Кругмер, применяемыхкнарушителям бюджетного законодательства

РФ, очерчен положениями ст. 282 БК РФ: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа;

начисление пени и т. д.

Ст 282 БК РФ (Бюджетный кодекс РФ). Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства

  • Бюджетный кодекс (БК РФ) (оглавление)                                     
  • Преамбула
  • Часть первая. Общие положения
  • Глава 1 БК РФ. Бюджетное законодательство Российской Федерации
  •  Глава 2 БК РФ. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
  • Часть вторая. Бюджетная система Российской Федерации

Раздел I. Бюджетное устройство Российской Федерации Глава 3 БК РФ.

Бюджетная система Российской Федерации

 Глава 4 БК РФ. Бюджетная классификация Российской Федерации Глава 5 БК РФ. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

Раздел II. Доходы бюджетов Глава 6 БК РФ. Общие положения о доходах бюджетов

  1.  Глава 7 БК РФ. Доходы федерального бюджета
  2.  Глава 8 БК РФ. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
  3.  Глава 9 БК РФ. Доходы местных бюджетов

Раздел III. Расходы бюджетов Глава 10 БК РФ. Общие положения о расходах бюджетов Глава 11 БК РФ. Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Раздел IV. Сбалансированность бюджетов Глава 12 БК РФ. Профицит бюджета и порядок его использования (исключена) Глава 13 БК РФ. Дефицит бюджета и источники его финансирования Глава 13.1 БК РФ. Утратила силу Глава 13.2 БК РФ.

Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета Глава 14 БК РФ. Государственный и муниципальный долг Глава 15 БК РФ. Внешние долговые требования Российской Федерации Глава 16 БК РФ. Межбюджетные трансферты Глава 17 БК РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

Часть третья. Бюджетный процесс в Российской Федерации

Раздел V. Участники бюджетного процесса Глава 18 БК РФ. Полномочия участников бюджетного процесса Глава 19 БК РФ. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня

 Глава 19.1 БК РФ. Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации

Раздел VI. Составление проектов бюджетов Глава 20 БК РФ. Основы составления проектов бюджетов

Раздел VII. Рассмотрение и утверждение бюджетов Глава 21 БК РФ. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов Глава 22 БК РФ. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете

 Глава 23 БК РФ. Внесение изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете

Раздел VIII. Исполнение бюджетов Глава 24 БК РФ. Основы исполнения бюджетов Глава 24.1 БК РФ. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Глава 25 БК РФ. Утратила силу

Раздел VIII.1. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности Глава 25.1 БК РФ. Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности

Читайте также:  Статья 17. Источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования

 Глава 25.2 БК РФ. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности РФ

Раздел IX. Государственный и муниципальный финансовый контроль Глава 26 БК РФ. Основы государственного и муниципального финансового контроля Глава 27 БК РФ. Утратила силу

Часть четвертая. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации

Глава 28 БК РФ. Общие положения

Ст 281 БК РФ. Нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации Ст 282 БК РФ. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства Ст 283 БК РФ. Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации Ст 284 БК РФ.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации Ст 284.1 БК РФ. Полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в области применения мер принуждения Ст 285 БК РФ.

(утратила силу) Ст 286 БК РФ. (утратила силу) Ст 287 БК РФ. (утратила силу) Ст 288 БК РФ. (утратила силу) Ст 289 БК РФ. Нецелевое использование бюджетных средств Ст 290 БК РФ. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе Ст 291 БК РФ.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе Ст 292 БК РФ. Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением Ст 293 БК РФ.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств Ст 294 БК РФ. Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств Ст 295 БК РФ. Несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом Ст 296 БК РФ.

Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи Ст 297 БК РФ. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов Ст 298 БК РФ. Предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка Ст 299 БК РФ.

Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка Ст 300 БК РФ. Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка Ст 301 БК РФ. Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка Ст 302 БК РФ.

Нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление Ст 303 БК РФ. Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов Ст 304 БК РФ. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов Ст 305 БК РФ.

Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств Ст 306 БК РФ. Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам

Часть пятая. Заключительные положения

Статья 282 БК РФ (Бюджетный кодекс РФ). Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  1. наложение штрафа;
  2. начисление пени;
  3. иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Нарушения бюджетного законодательства и меры ответственности за их совершение

В соответствии со ст.

281 Бюджетного кодекса РФ под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

  • Меры принуждения устанавливаются ст. 282 Бюджетного кодекса РФ и включают в себя:
  • — предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • — блокировку расходов;
  • — изъятие бюджетных средств;
  • — приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • — наложение штрафа;
  • — начисление пени;
  • — иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Перечисленные меры принуждения могут быть сгруппированы по различным признакам. Так с точки зрения цели воздействия их можно разделить на карательные и правовосстановительные.

В первую группу включается наложение штрафа и начисление пени, во вторую – все остальные меры принуждения. С точки зрения способа воздействия меры принуждения разделяются на превентивные и фактические.

К превентивным мерам относится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, остальные меры принуждения являются фактическими.

Рассмотрим некоторые особенности перечисленных мер принуждения.

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса является, пожалуй, наименее четко отрегулированной мерой воздействия из всего представленного перечня.

Бюджетное законодательство не определяет конкретного содержания этой меры, поэтому на практике сложились два подхода к ее применению.

Согласно первому из них предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отождествляется с выдачей представлений или предписаний, которые в ст. 282 Бюджетного кодекса РФ специально не упоминаются, но широко используются в деятельности всех органов ГМФК.

В рамках второго подхода предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса рассматривается как самостоятельная, то есть отличная от представлений и предписаний мера принуждения, имеющая свою особую, специально установленную форму.

Отметим, что первый из перечисленных подходов создает значительно более устойчивые основы для использования в практике функционирования органов финансового контроля регионального и муниципального уровней, осуществляющих свою деятельность по линии исполнительной власти (местных администраций), представлений и предписаний.

Читайте также:  Статья 9. Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

Коллизия заключается в том, что с одной стороны, согласно ст.

157 Бюджетного кодекса РФ, полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами (должностными лицами) местных администраций, в том числе – полномочия по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства устанавливаются нормативными правовыми актами соответственно высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или местных администраций. Однако с другой стороны, эти акты не могут противоречить Бюджетному кодексу, в том числе ст. 282, где в числе мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства представления и предписания не перечислены. В тоже время перечень мер принуждения, приведенный в ст. 282, является открытым, и в возникает вопрос о том, как применительно к данной ситуации можно трактовать содержащуюся в нем отсылку к иным статьям Бюджетного кодекса. С одной стороны, прямого указания на возможность использования представлений и предписаний органами финансового контроля регионального и муниципального уровней, осуществляющими свою деятельность по линии исполнительной власти (местных администраций), в Бюджетном кодексе нет. С другой стороны, приведенное выше положение ст. 157 можно рассматривать как разрешительное. Полностью данная проблема может быть разрешена только с внесением соответствующих уточнений в Бюджетный кодекс РФ.

Блокировка расходов

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства | Студент-Сервис

Одним из видов финансово-правовой ответственности является ответственность за нарушения бюджетного законодательства. Ей присущи все признаки юридической ответственности.

  • Во-первых, она является разновидностью мер государственного принуждения, т.е. внешнего воздействия государства на поведение участников правоотношений, не зависящего от их воли. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства — это реакция государства на противоправное поведение субъектов бюджетного процесса.
  • Во-вторых, ответственность за нарушения бюджетного законодательства заключается в определенных лишениях имущественного или организационного характера, которые претерпевает нарушитель. С точки зрения государства, ответственность представляет собой применение к нарушителю установленных в законодательстве санкций, мер ответственности.
  • В-третьих, ответственность за нарушения бюджетного законодательства реализуется в строго определенном порядке, в процессуальной форме. Процессуальная форма позволяет не только упорядочить процесс применения мер ответственности к нарушителям, но и полностью и объективно установить обстоятельства совершения того или иного правонарушения. Кроме того, в процессе привлечения к ответственности выясняются обстоятельства, которые могут иметь значение для выбора мер юридической ответственности и их размера.
  • В-четвертых, ответственность за нарушение бюджетного законодательства применяется только при наличии оснований. В качестве фактического основания ответственности выступает совершение лицом правонарушения.

Такими основаниями могут быть:

  • бюджетное правонарушение;
  • нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки административного правонарушения;
  • нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки преступления.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства является обязанностью лица, совершившего такое правонарушение, претерпевать лишения государственно-властного характера, выражающиеся в применении к нему санкций, установленных законодательством.

Юридическим основанием для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства выступает наличие в деянии всех признаков состава правонарушения.

Под составом бюджетного правонарушения понимается совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) признаков правонарушения, необходимых и достаточных для признания деяния тем или иным правонарушением и применения мер юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Еще одним основанием ответственности за нарушение бюджетного законодательства является правоприменительный акт уполномоченного государственного органа или должностного лица, который и возлагает на нарушителя определенные санкции (процессуальное основание). Без такого акта (решения, предписания, приговора и т.д.) ответственность наступить не может.

  • В-пятых, меры ответственности к нарушителям бюджетного законодательства применяются специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами.

В соответствии со ст. 306.

1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и до- говоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Из данного определения следует, что бюджетное правонарушение:

  • деяние (действие или бездействие);
  • всегда виновное деяние;
  • деяние общественно опасное, т.е. причиняющее или могущее причинить вред обществу;
  • деяние, противоречащее нормам права;
  • деяние, за совершение которого предусматривается правовая ответственность.

При этом необходимо учитывать, что «бюджетное правонарушение» и «нарушение бюджетного законодательства» соотносятся как «общее» и «частное». Любое бюджетное правонарушение нарушает бюджетное законодательство, но не всякое нарушение бюджетного законодательства является бюджетным правонарушением. Между этими двумя правовыми понятиями нельзя ставить знака равенства.

Объектом бюджетного правонарушения являются бюджетные право- отношения, т.е. «урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов».

Объектами нарушения бюджетного законодательства являются:

  • бюджетная система РФ;
  • перераспределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня;
  • бюджетный процесс в Российской Федерации.

Структура бюджетного правонарушения следующая. Субъекты нарушений бюджетного законодательства — это прежде всего непосредственные участники бюджетных правоотношений, к которым принято относить территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лиц, которые их возглавляют.

Читайте также:  Общественный строй по соборному уложению 1649 г. - история России

БК РФ конкретизирует круг субъектов бюджетного нарушения. Так, в ст. 306.

1 указаны: финансовый орган, главный распорядитель бюджет- ных средств, распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администра- тор источников финансирования дефицита бюджета.

Должностные лица указанных участников бюджетного процесса являются субъектами бюд- жетного правонарушения и не освобождаются от ответственности, пред- усмотренной законодательством РФ.

Объективная сторона нарушения бюджетного законодательства заключается в совершении противоправных действий (бездействия).

Субъективная сторона нарушения бюджетного законодательства характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям.

Анализ норм бюджетного законодательства и исследований указанных вопросов позволяет отметить, что бюджетное право не считает субъективное состояние правонарушителя обязательным основанием ответственности, т.е.

состав бюджетного право- нарушения обладает своеобразной трехэлементной структурой: объект, объективная сторона, субъект.

Несмотря на то что бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, равно как и несвоевременный их возврат и т.д., могут иметь место только в форме умысла или неосторожности.

За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры уголовной, административной или финансовой ответственности.

Меры уголовной ответственности — если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки состава преступления. Так, ст. 285.1 УК РФ указывает на такое правонарушение, как нецелевое расходование бюджетных средств.

Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их по- лучения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в раз- мере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Статья 285.

2 УК РФ предусматривает наказание за расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере. Крупным размером в указанных статьях признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером — 7,5 млн руб.

Уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства применяется в уголовно-процессуальной форме. Назначению наказания предшествует предварительное расследование, которое может проводиться в форме предварительного следствия или дознания.

Как правило, в делах о «бюджетных преступлениях» проведение предварительного следствия обязательно. Оно осуществляется следователями Следственного комитета РФ. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции.

При этом правоприменительным актом, служащим основанием для применения уголовной ответственности, является обвинительный приговор (ст. 302 УПК РФ).

Меры административной ответственности применяются, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки административного правонарушения. Например, за нецелевое использование бюджетных средств предусматривается ответственность в ст. 15.14 КоАП РФ.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджет- ной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной си- стемы РФ, использованных не по целевому назначению.

В КоАП РФ закреплены следующие 17 составов нарушений бюджетного законодательства:

  • нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14);
  • невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 15.15);
  • неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 15.15.1);
  • нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 15.15.2);
  • нарушение условий предоставления меж- бюджетных трансфертов (ст. 15.15.3);
  • нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст. 15.15.4);
  • нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5);
  • нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (ст. 15.15.7);
  • нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий (ст. 15.15.8);
  • несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи (ст. 15.15.9);
  • нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10);
Ссылка на основную публикацию