Статья 28. Правовое регулирование международного сотрудничества

Последнее обновление: май 2020 г.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 января 1992 г.

№2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

  • Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
  • В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных Наций (ООН), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС), а также международных неправительственных организаций (Международная ассоциация прокуроров).
  • Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российских делегаций принимают участие в работе сессий и / или рабочих групп органов и профильных структур:
  • — ООН (Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, конференция государств — участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции);
  • — Совета Европы (Европейский комитет по проблемам преступности и подчиненный ему Комитет экспертов по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, Консультативный совет европейских прокуроров);
  • — БРИКС (антикоррупционная и антитеррористическая рабочие группы).
  • Успешно осуществляется международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации на многосторонней основе в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ (КСГП).
  • На базе Университета прокуратуры Российской Федерации (ранее — Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации) с 1995 года функционирует Научно-методический центр КСГП, которым обеспечена подготовка и направление в генеральные прокуратуры государств — участников СНГ методических пособий по борьбе с преступностью на территории СНГ.
  • Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств осуществляется как в рамках участия в мероприятиях международного характера, так и в формате двустороннего взаимодействия.
  • В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, а также по вопросам принятия и передаче Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.
  • Основными международными договорами для Российской Федерации в указанной области являются:

— Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;

— Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;

— Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 г.;

— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.;

  1. — Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.
  2. Кроме того, российское законодательство предусматривает возможность международного сотрудничества в отсутствие международных договоров — на условиях взаимности.
  3. Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет исключительные полномочия в сфере выдачи.

Не менее значительным является международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам. Важнейшим направлением этой работы сегодня является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа имущества, добытого преступным путем.

Генеральная прокуратура Российской Федерации — субъект международного сотрудничества не только в области уголовного судопроизводства (правовой помощи в широком смысле), но и правоохранительного (полицейского) содействия и является компетентным органом по международным договорам и межправительственным соглашениям о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

Кроме того, главой 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Генеральная прокуратура Российской Федерации определена одним из компетентных органов по вопросам оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 90 соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 72 государств.

Главное управление международно-правового сотрудничества, май 2020 г.

Законодательная база международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации — проблемы развития

  • 21-06-2007
  • Формирование системы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации является неотъемлемой частью международной деятельности Государства, основ российского федерализма.
  • По мере развития, международные и внешнеэкономические связи оказывают влияние на решение региональных проблем.
  • Федеративная природа нашего государства объективно ставит определенные пределы международной деятельности субъектов Федерации, сохраняя тем самым приоритет в области внешней политики за федеральными органами власти.
  • * * *
  • Процедуры координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
  • а) Закон четко оговаривает круг партнеров, с которыми субъекты могут осуществлять международные связи.
  • В соответствии с пунктами:
  • 1 статьи 1 субъекты Российской Федерации обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели;
  • 2 статьи 1 органы государственной власти субъекта Федерации имеют право на ведение переговоров, а также заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
  • Вместе с тем, в качестве иностранных партнеров не предусмотрены иностранные коммерческие организации, в связи с чем не ясен вопрос – имеют ли субъекты право заключать с иностранными коммерческими организациями соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей, что имеет для субъектов Российской Федерации большое практическое значение.

В принципе субъект может заключать соглашение с хозяйствующим субъектом или коммерческой организацией иностранного государства, но в данном случае будут действовать гражданско-правовые отношения и субъект выступает уже в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации — ст. 124.

б) Закон также разрешает субъектам Российской Федерации заключать диагональные соглашения — с органами государственной власти иностранных государств, они требуют обязательного согласования в заинтересованных федеральных органах;

в) что касается горизонтальных соглашений, которые заключаются между субъектами двух стран, то они направляются в основном только в МИД России;

г) соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъектов РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами (ст. 7).

  1. * * *
  2. Как же субъекты РФ используют предоставленное им право на ведение переговоров и заключение различных видов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей?
  3. Международная деятельность регионов становится сегодня важной составной частью международного сотрудничества, вносит свой вклад в привлечение инвестиций в экономику, содействует расширению экспортного потенциала российских компаний.
  4. К традиционным формам следует отнести сотрудничество регионов в рамках двухсторонних соглашений о сотрудничестве.
  5. В соответствии с полученными от субъектов РФ материалами,
  6. наибольшее количество соглашений заключено субъектами:
  7. — ЦФО — 600;
  8. — Сибирского Федерального округа – 400;
  9. — Северо-западного – 300 ;
  10. — Уральского – 160;
  11. — Южного – около 150;
  12. — Дальневосточного — 100.

Вместе с тем, как было отмечено на заседании рабочей группы, горизонтальные соглашения, которые заключаются между субъектами двух стран, не всегда корректны.

В них иногда регулируются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции федеральных органов власти.

В связи с чем Минюстом России было внесено предложение о необходимости согласования с министерством всех без исключения проектов соглашений.

Уже сегодня становится очевидным, что принятие такого решения усложнит без того сложную процедуру их согласования. Этому в какой-то степени способствует и коллизия двух подзаконных актов: постановлений Правительства РФ — от 1 февраля 2000 г.

№ 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» и от 1 июня 2004 г.

№ 260 » О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».

Так, в соответствии с постановлением № 91 органы субъектов сами вносят документы для получения согласия Правительства, а 260-м постановлением определено, что проект акта в Правительство вносят федеральные министерства. Согласие Правительства оформляется распоряжением, это полномочие возложено на Министерство экономического развития и торговли РФ.

  • Все эти процедуры требуют много времени, порой проект соглашения согласовывается от 6 месяцев до года.
  • В связи с чем субъекты предлагают:
  • 1) разработать методические рекомендации для регионов о порядке заключения и регистрации соглашений с иностранными партнерами;
  • 2) упростить процедуру согласования соглашений, определить сроки их рассмотрений Федеральными органами;
  • 3) устранить коллизию подзаконных актов по данному направлению.
  • * * *

Используя ст. 10 Федерального закона 4-ФЗ, в последнее время регионы активно используют такую активную меру по расширению сотрудничества, как открытие представительств на территориях иностранных государств.

— Республика Татарстан имеет торговые дома в Германии, Польше и др. станах, которые функционируют как центры многопрофильного сотрудничества.

  1. — Курганская область, Алтайский край имеют свои представительства в Германии.
  2. * * *
  3. Широко используются регионами такие формы работы, как проведение презентаций за рубежом, участие в зарубежных выставках, их организация с международным участием на территории регионов.
Читайте также:  Раздел v. ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры

Задача таких мероприятий — создание благоприятных условий для установления контактов, продвижение продукции местных товаропроизводителей на внешний рынок. Особо популярными стали выставки «Зеленая неделя» в Германии, «Интурмаркет» в Москве, международные промышленно-экономические и экономические форумы в Нижнем Новгороде, на Кубани, Санкт-Петербурге, Дальнем Востоке и многие другие.

В Тамбовской области также используются механизмы, направленные на расширение внешнеэкономических связей:

– презентации,

– выставочно-ярмарочная деятельность. За год в два раза увеличилось количество предприятий — участников специализированных выставочных мероприятий, они приняли участие более чем в 80 выставках различного уровня, что также в два раза больше.

  • Область приняла участие в 12 выставочных мероприятиях.
  • В настоящее время продолжается работа по установлению взаимовыгодных торговых связей посредством приема в области официальных делегаций, представителей зарубежных деловых кругов и участия в деловых поездках за рубеж.
  • В ходе визита делегации Великого Герцогства Люксембург, возглавляемой послом Люксембурга в Москве г-ном Карло Кригером, проведена неделя «Дни Люксембурга в Тамбове».

Только за пять месяцев т.г.

представители области с деловыми визитами посетили Францию, Италию, Германию; область посетила немецкая делегация деловых кругов, которую возглавили представители Министерства экономики и технологии Германии, их интересовали вопросы в области промышленности, строительства, образования; в настоящее время готовятся визиты делегаций Италии и Франции по проработке вопросов в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

  1. Все эти визиты, несомненно, дают определенные результаты.
  2. * * *
  3. Одним из условий успешного и результативного развития международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ является наличие единой интегрированной на федеральном и региональном уровне системы соответствующих информационных ресурсов, обеспечивающих оперативный доступ к достоверным базам данных.
  4. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» информационное обеспечение внешнеторговой деятельности относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
  5. Данный вопрос был предметом обсуждения и на заседании одной из рабочих групп Совета Глав Субъектов.
  6. В соответствии со статьей 47 данного Федерального закона и рекомендациями СГС создана система внешнеторговой информации, которая управляется Министерством экономического развития и торговли; сегодня возможно получить необходимую информацию либо ознакомиться с ней на сайте.

Вместе с тем, определенные трудности на пути развития межрегионального сотрудничества создает несовершенство информационных процессов. Зачастую субъекты практически не владеют информацией о спросе и предложениях по товарам, потенциальным инвесторам в конкретных государствах.

Эту работу следует совершенствовать, в том числе по выработке четкой системы — единой для всех формы и принципов накопления и обмена информацией; созданию единой информационной базы данных под условным названием «Правовые и нормативные акты субъектов РФ».

* * *

В Федеральном законе присутствует статья «Полномочия органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности» (ст. 8.1), однако данный закон не позволяет четко определить их статус в рассматриваемых отношениях.

У нас более 2400 муниципальных образований, и все они, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе осуществлять внешнеэкономические связи. Однако, согласно ст. 17 этого закона, эта норма декларативная.

  • Не определен и порядок регулирования на территории субъектов РФ отношений, связанных с осуществлением органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей.
  • Следует ускорить подготовку закона по правовому регулированию данного направления.
  • * * *
  • Приграничное сотрудничество — является важным направлением развития межрегиональных связей.

Россия имеет самую протяженную в мире границу длиной более 60 тысяч километров. Из 86 субъектов Федерации 49 занимают приграничное положение, составляя более 70% территории страны.

Приграничное сотрудничество — один из наиболее мощных и эффективных факторов экономического роста.

Вполне очевидно, что система регулирования приграничного сотрудничества должна строиться на основе нормативной правовой базы.

Определенная правовая основа на сегодняшний день сформирована.

Однако, механизм правового, хозяйственного и политического регулирования всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества, учитывая тот факт, что в нем участвуют как федеральное правительство и региональные власти, так и органы местного самоуправления, организации и граждане в пределах их компетенции, на федеральном и региональном уровнях отсутствует.

  1. По мнению регионов, приграничная торговля относится исключительно к компетенции Российской Федерации, что является недостатком административно-правового регулирования, поскольку непосредственно затрагивает интересы субъектов Федерации, на территории которых она осуществляется.
  2. В Российской Федерации не принят специальный законодательный акт, определяющий понятие, цели и принципы приграничного сотрудничества — проект такого закона разработан, проходит согласование.
  3. Надеюсь, представители приграничных регионов меня поддержат, если я скажу, что принятие такого законодательного акта позволит повысить роль приграничного сотрудничества в реализации внешнеэкономической стратегии России.
  4. * * *
  5. В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
  6. Собственное правовое регулирование предполагает принятие субъектами нормативных актов, которые соответствовали бы федеральным и регулировали проблемы, которые были упущены на федеральном уровне.
  7. Созданная на Федеральном уровне нормативная правовая база по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, государственному регулированию внешнеторговой деятельности и другим направлениям позволила, в свою очередь, субъектам РФ сформировать собственное правовое пространство, определиться с приоритетами в сотрудничестве со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.

На сегодняшний день законы приняты в 32 субъектах Федерации. Минюст России ведет федеральную базу и федеральный регистр нормативных актов субъектов, проводится их анализ. Надо сказать, что он не очень утешителен. Более чем в 60% случаев прошедших экспертизу нормативных актов установлены серьезные нарушения.

  • Представленные субъектами РФ материалы показывают, что в вопросах осуществления международных и внешнеэкономических связей они в основном руководствуются Федеральными законами и Уставом (основным законом) области.
  • а) Вместе с тем, документы, регламентирующие порядок осуществления международных, внешнеэкономических связей приняты в Республиках Алтай, Башкортостан, Воронежской, Костромской, Тульской, Нижегородской и других областях.
  • б) В Ростовской области — в ряде постановлений главы администрации области отражены насущные потребности в этой сфере.
  • Ими осуществляется реализация Областной целевой Программы поддержки экспорта на 2007-2008 годы.
  • * * *
  • На 17 заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации обсуждались вопросы по привлечению инвестиций в регионы.
  • В рекомендациях его участников в одном из пунктов было отмечено о продолжении работы, в целях улучшения инвестиционного климата в регионах, по совершенствованию законодательства субъектов Федерации и ликвидации административных барьеров.
  • В этих условиях одной из главных задач для субъектов продолжает оставаться создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего притоку финансовых средств в экономику региона и активному вовлечению их в процесс создания конкурентоспособных производств.
  • Практически во всех субъектах РФ приняты законы и другие нормативные акты об инвестиционной деятельности.
  • Наиболее активно в этом направлении ведут работу такие российские регионы, как Чувашская Республика, Республика Алтай, Кемеровская, Калужская, Воронежская, Тамбовская области и другие, где помимо законов о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории региона, присутствуют нормативные акты: «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики», «О порядке предоставления государственных гарантий», «Об утверждении Порядка формирования и использования залогового обеспечения инвестиционной деятельности» и другие.
  • В Тамбовской области для создания благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвесторов в приоритетные отрасли экономики постоянно совершенствуется имеющаяся нормативная правовая база.

Иностранных инвестиций в 2006 году поступило на 27% больше, чем в 2005 году, в том числе более 30% — в сельское хозяйство. Объем накопленных инвестиций в 2006 году на 14,6% больше уровня 2005 года.

  1. Вместе с тем, процедура прохождения необходимой разрешительной документации для привлечения иностранных инвестиций сложна, её упростить может только федеральное законодательство.
  2. Субъектам Федерации необходимо согласовывать решение о создании страховых и залоговых фондов с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области внешней торговли.
  3. * * *
  4. Все вышеизложенное позволяет констатировать, что принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты по осуществлению международных и внешнеэкономических связей, бесспорно, позволили расширить международное региональное сотрудничество.
  5. Вместе с тем, следует отметить, что остается актуальной задача по приведению в соответствие нормативных правовых актов по обеспечению внешнеэкономической деятельности регионов, улучшению координации действий регионов в этой сфере в целях наиболее полного задействования огромного потенциала международного межрегионального сотрудничества, которым располагают регионы.
  6. Замечания и предложения, высказанные на заседании рабочей группы, мы постарались максимально учесть и отразить в рекомендациях.

Правовое регулирование международных экономических отношений в сфере торговли

Введение

История международных правовых отношений демонстрирует перманентность взаимодействия различных социальных групп в политической, экономической, культурной, и других сферах, осуществляя обмен между государствами и гражданами, которые в свою очередь заинтересованы в том, чтобы все процессы, выходящие за рамки государственных границ, сотрудничество и споры осуществлялись по определенным правилам. Особую важность в решении данных проблем приобретает регулирование международных экономических отношений, что связано с ростом взаимосвязей и взаимозависимости различных правовых институтов современного мира, обострением глобальных вызовов человеческой цивилизации. В современных условиях необходимо динамичное, систематическое и основанное на научных исследованиях и плюралистическом понимании права правовое государственное реагирование на происходящие в политической, социально-экономической, культурной, юридической и других сферах события, на национально – государственном и межгосударственном уровнях в контексте международной правовой политики [3].

Роль Международной торговой палаты в правовом регулировании международных экономических отношений

Примером последней является Международная торговая палата (МТП), которая представляет собой всемирную организацию предпринимателей и единственный представительский орган, уполномоченный выступать от лица предприятий любого профиля деятельности во всем мире. МТП была основана ещё в 1919 году.

Читайте также:  Статья 10. обязанности пенсионного фонда российской федерации

Сегодня в нее входят колоссальное количество компаний и ассоциаций более, чем из 130 стран.

Национальные комитеты строят свою работу с членами таким образом, чтобы учитывать и решать проблемы предпринимательства в каждой отдельной стране и доводить позицию предпринимательских кругов, сформулированную МТП, до сведения правительств каждой из этих стран.

МТП способствует формированию полисемантичной системы международной торговли и инвестирования, а также сотрудничеству рыночных экономик. Ее твердое убеждение, что торговля является «движущей силой» для достижения мира и благосостояния, народов и государств родилось в начале прошлого столетия, когда была основана эта организация.

Поскольку основатели МТП являются непосредственными участниками международного бизнеса, то эта организация обладает высокопрофессиональной уникальной компетенцией в части разработки правил регулирования международной коммерческой деятельности.

Эти правила не носят обязательный характер, тем не менее, они широко используются в бесконечном количестве совершаемых сделок, и все эти правила стали определенной основой современной международной торговли.

Заинтересованность многих стран в деятельности Международной торговой палаты сподвигла получению статуса этой организации в качестве главного консультативного органа ООН, а также статусов специализированных агентств этой организации.

Ярким примером работы МТП служит создание типового договора о купле-продаже, столь заметно упрощающего деятельность малого и среднего бизнеса. Такой вид соглашений имеет важнейшее значение, так как охватывает один из ведущих и динамично развивающихся экономических секторов в мире.

Он используется, например, в ходе совершения коммерческих сделок (оптовых продаж, продаж между коммерсантами или на основе «бизнес-бизнес») с готовыми изделиями. К их числу относятся: электронное оборудование, аппаратные средства и инструменты, текстиль, одежда и обувь, мебель, офисная продукция и т.д.

Несмотря на широкую сферу применения, такие соглашения о купле-продаже, тем не менее, следует отличать от других международных торговых сделок, например, сделок с товарами сырьевого рынка и аграрно-сырьевыми товарами (зерном, рудой, продуктами питания, химикатами и т.п.

) или прямых продаж потребителям, к которым могут применяться специфические ограничения или правила торговли [6].

Международная торговая палата (МТП) — выразитель идей международного бизнеса, стоящий на защите мировой экономики как ключевой фактор, способный обеспечить экономический рост, создание рабочих мест и процветание, тем самым обеспечивая реализацию экономических прав человека [1].

Для того, чтобы избежать правовых и экономических разногласий в сфере реализации прав юридических и физических лиц, в МТП избираются национальные комитеты международного уровня, которые взаимодействуют с МТП по всевозможным вопросам, касающихся бизнеса.

Национальные экономики в настоящее время настолько тесно переплетены, что правительственные решения гораздо глубже отражаются на международном уровне, чем это когда-либо было в прошлом. МТП позволяет бизнесу общаться с правительствами предметно и напрямую.

Международная торговая палата оказывает постоянную поддержку в выполнении мандата Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях.

 Ее поддержка выражается в подготовке многочисленных материалов, отображающих точку зрения делового сообщества на усилия Специального представителя по определению стандартов корпоративной ответственности, в том числе по правам человека.

Правовое регулирование международных экономических отношений: совместные решения международных организаций

Примером таких материалов служит документ о роли бизнеса в зонах «слабого управления», подготовленный Международной торговой палатой совместно с Международной организацией работодателей и Торгово-промышленным консультативным комитетом Организации экономического сотрудничества и развития. [1]

В последние годы Специальный представитель и члены его группы регулярно приглашаются для выступления и обсуждения проблем в рабочем органе Международной торговой палаты по вопросам корпоративной ответственности и взаимодействия.

Международная торговая палата участвует также в многосторонних консультациях, организуемых Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Одним из направления совместной деятельности МТП и ООН является контроль за соблюдением транснациональными корпорациями прав и свобод человека.

Деятельность транснациональных корпораций (ТНК) может оказаться под контролем ООН, так как последняя одобрила проект конвенции «Нормы ответственности транснациональных корпораций», возлагающий на крупный бизнес те же обязательства, что и на государства.

Транснациональные корпорации обязаны воздерживаться от экологических правонарушений, загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться «правил честной игры» в бизнесе, маркетинге и рекламной и иной деятельности, обеспечивать потребителям «безопасность и высокое качество предлагаемых ими продуктов и услуг», а работникам – «безопасные и здоровые условия работы» и «вознаграждение, обеспечивающее адекватный уровень жизни самим рабочим и их семьям».

МТП предложила, чтобы корпорациям было запрещено совершать деятельность, связанную с «преступлениями против человечности, геноцидом, пытками, принудительным трудом» и прочими нарушениями «международного гуманитарного права». Они также обязаны следить, чтобы их продукция не использовалась нарушителями прав человека. Корпорациям запрещается давать, брать и вымогать взятки [6], что имеет серьезную антикоррупционную стратегию деятельности.

Согласно совместным усилиям ООН и МТП, корпорации должны обстоятельно скорректировать собственные внутренние регламенты и добиваться, чтобы правилам ООН следовали все их субподрядчики, поставщики, смежники и дистрибьюторы.

Корпорации должны периодически отчитываться перед ООН об исполнении правил, а организации — вести постоянный мониторинг их деятельности в сотрудничестве с «другими международными и национальными органами».

Специальной рабочей группе поручено «получать от правительств, групп и частных лиц информацию о возможном негативном воздействии транснациональных корпораций и других компаний на соблюдение прав человека.

Добиваться от компаний исполнения международных норм будет не только ООН, но и национальные правительства, которым предлагается «создать и укрепить у себя необходимые правовые и административные структуры». С 2000 г. в рамках ООН действует Глобальное соглашение, к которому присоединились уже более 1000 компаний, около 15 из них — российские. [7]

Данное соглашение содержит девять основных принципов, например, принцип охраны прав человека и окружающей среды, норм труда и т.д. Международная торговая палата соглашение от ООН поддерживает и популяризирует его цели и задачи среди своих участников.

Тем не менее, многие ТНК неохотно идут на проведение дорогостоящих мероприятий, которые требуют согласования в сфере охран прав человека, опасаясь, что многие их конкуренты не исполнят того же, что в последующем может отразиться как на статусе так и на социально — экономическом положении корпораций, исполняющих требования ООН. В тоже время, с введением механизма международного мониторинга, такие опасения минимизируются. Как показывает российская практика, некоторые компании на правовой основе уже сотрудничают добровольно с ООН в рамках Глобального соглашения.

Есть и оппоненты данного соглашения, которые убеждены в том, что данное соглашение и проект ООН в целом не учитывает национальных особенностей ведения бизнеса.

В действительности, некоторая часть компаний, политика которых основывается на четком исполнении законов, экономических и историко – культурных традициях своей страны, неизбежно сталкивается с отдельными противоречиями норм ООН с нормами национальных законодательств.

Здесь особую значимость приобретает проблема унификации межгосударственных правовых отношений, исследуемая учеными из области теоретического правоведения. Учитывая особенности различных правовых систем современности и их законодательного массива, установление единообразных международных правовых норм представляется достаточно проблематичным.

Роль международных организаций и международного частного права в сфере регулирования экономических отношений

Значительное число международных организаций в сфере регулирования, например, международного частного права (Гаагские конференции, Всемирная торговая организация, координационный центр ООН по вопросам торгового и экономического развития ЮНКТАД, комиссия ООН по международной торговле ЮНСИТРАЛ, рассматриваемая нами МТП и многие др.) стараются учитывать особенности национальных законодательств, используя в спорных ситуациях метод коллизионного регулирования правовых споров, где материальные нормы доминируют, а коллизионный метод используется в качестве субсидарного механизма в восполнении пробелов. Однако и здесь встречаются многочисленные несогласования.

В этом смысле унификация права как одна из сфер формирования международного правотворчества необходимая во всех областях МЧП должна происходить на двух уровнях (региональном и универсальном).

Здесь, как отмечалось, значительная роль в унификационных процессах принадлежит и МТП, которая издает сборники систематизированных правил и деловых обычаев, сложившихся за более чем вековую историю международных частно – правовых отношений.

Процессы гармонизации, т.е. сближения отдельных национальных правовых систем, в отличие от унификации, представляются нам более оптимальными, особенно в связи с необходимостью установления международных обязательств.

Но и в том и другом случаях, деятельность МЧП остается во – многом пробельной и достаточно противоречивой.

Коллизии регулируются системой международных органов (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, Арбитражный суд при МТП и т.д.).

Выводы

Важнейшая сфера унификации и гармонизации национальных и межгосударственных правовых отношений осложняется отсутствием «наднационального» законодательства, оставляя возможность их регулирования, прежде всего, на уровне соглашений государств с учетом специфики их особенностей каждых правовых систем каждых участников торговых отношений.

В данном смысле, использование этнометодологических опыта и практик в познании содержания международных правовых, экономических, культурных и др. отношений, позволит ученым – теоретикам и специалистам в области международного права обосновывать систему мер, позволяющую избегать большинства спорных и конфликтных ситуаций.

Проблемы «правового отчуждения», которые обусловлены не только разногласиями национальных законодательств, но и другими политическими, социально – экономическими и культурными разногласиями, изучаемые современной общеправовой теорией маргинальности, должны учитываться всеми членами международных частно – правовых отношений. Добросовестная конкуренция в торговле должна препятствовать оставлению в маргинальном (отчужденном) положении одни организации (государства) и предоставлять доминирующее место другим [4, 9]. Исследование каузальной природы маргинального поведения, деформационные механизмы маргинального правосознания и многое другое, изучаемое данной теорией, должно способствовать предупреждению совершения различных правонарушений, в том числе преступлений, [5] в сфере международных экономических отношений.

Таким образом, вопросы правового регулирования международных экономических отношений представляют собой одну из самых актуальных сфер изучения как общей теорией права, так и международным правом в целом. От успешности доктринальных исследований во многом зависит развитие экономик стран, выстраивающих международное сотрудничество на правовой основе.

Читайте также:  Раздел II. Органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (статьи 12 - 16)

§ 30.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

§ 30.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

Международно-правовое регулирование социального обеспе­чения выражается в разработке международных стандартов в обла­сти социального обеспечения, гармонизации и координации нацио­нальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохра­нения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратифи­кации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Республика Бела­русь.

В основном это связано с деятельностью Организации Объе­диненных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ).

Кроме того, это дос­тигается путем заключения Республикой Беларусь двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими го­сударствами либо включения международных норм в текст нацио­нальных законов.

Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалиднос­ти, потери кормильца, наступления старости или иного случая утра­ты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.

Свое юридическое закрепление это право находит в та­ких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах человека и гражданина (1966 г.). Согласно ч. 1 ст.

8 Конститу­ции Республики Беларусь государство признает приоритет обще­признанных принципов международного права и обеспечивает со­ответствие им внутреннего законодательства.

  • Существует несколько способов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:
  • — прямое применение международных актов после ратификации;
  • — включение международных норм в текст законов;
  • — реализация положений ратифицированных или нератифици-рованных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно-правового регулирования осуще­ствляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.

), провозгласившая, что должны быть приняты все возмож­ные меры на международном, региональном и национальном уров­нях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохране­ние, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, об­разование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор.

Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. Так, Кон­венция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспе­чения» (1952 г.

) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следую­щим направлениям:

— запрещение дискриминации граждан стран — участниц меж­дународного договора по признаку национальности;

— решение вопросов о применимом праве, т.е. устранение коллизии норм;

  1. — суммирование периодов социального страхования, профес­сиональной деятельности или проживания в странах — участницах договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;
  2. — установление условий получения выплат в одной из стран-уча­стниц в случаях, когда право на них приобретено в других странах;
  3. — взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие являет­ся основополагающим принципом международно-правового регу­лирования социального обеспечения.

1. Принцип равноправия в области социального обеспечения установлен Конвенцией № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962 г.).

Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства — члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952 г.).

Принцип равноправия касается не только обращения, но и со­хранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды соци­ального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.

Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты. В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иж­дивенцев, независимо от их гражданства.

2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются.

Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий: продолжительности страхового или трудового стажа; времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с уче­том или без учета гражданства.

Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере пра­воотношений стала Конвенция № 157 «Об установлении междуна­родной системы сохранения прав в области социального обеспече­ния» (1982 г.).

Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.

Конвенция содержит толкование общепринятых терминов, пра­вила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за грани­цей.

В соответствии с ней термин «периоды страхования» означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной де­ятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также прирав­ненные к ним периоды.

Суммирование названных периодов произ­водится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.

3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальнос­ти, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне терри­тории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется:

— на специальные безвзносовые пособия, назначаемые в каче­стве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют пособия, предоставление ко­торых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обес­печению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;

— пособия, предоставляемые по переходным системам. В со­ответствии с используемой терминологией «переходные системы» охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу приме­няемого законодательства превышает установленный.

Согласно Конвенции № 157 государства — члены МОТ, ратифи­цировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохране­нию приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст.

9 Конвенции говорится, что государство-член га­рантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инва­лидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству.

Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.

Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь «стремятся принимать участие в систе­ме сохранения прав, приобретенных на основании их законодатель­ства», в отношении: медицинского обслуживания, пособий по бо­лезни, беременности и родам, безработице, семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двусторонних соглашений.

Если право на медицинское обслуживание, пособия по болез­ни, беременности и родам приобретено по законодательству одно­го государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социаль­ном обеспечении, то первое государство возмещает второму фак­тические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.

Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий.

В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть заре­гистрирован в качестве безработного в службах занятости всех госу­дарств, на территории которых он ищет работу.

Производится сумми­рование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы об­щая продолжительность не превышала установленного срока.

Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву-или многосторонними соглашениями могут предусматриваться сле­дующие механизмы.

В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором — по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финанси­рованию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.

Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм уста­навливаются международными договорами.

Основными субъектами международно-правового регулирова­ния социального обеспечения являются Организация Объединенных Наций и Международная организация труда.

МОТ является специа­лизированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уста­вом наделяется полномочиями по принятию международных кон­венций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения.

Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Субъектами международно-правового регулирования социаль­ного обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу об­ладают члены Содружества Независимых Государств, которое об­разовано в 1991 г.

Ссылка на основную публикацию