Последнее обновление: май 2020 г.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 января 1992 г.
№2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
- Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
- В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных Наций (ООН), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС), а также международных неправительственных организаций (Международная ассоциация прокуроров).
- Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российских делегаций принимают участие в работе сессий и / или рабочих групп органов и профильных структур:
- — ООН (Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, конференция государств — участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции);
- — Совета Европы (Европейский комитет по проблемам преступности и подчиненный ему Комитет экспертов по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, Консультативный совет европейских прокуроров);
- — БРИКС (антикоррупционная и антитеррористическая рабочие группы).
- Успешно осуществляется международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации на многосторонней основе в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ (КСГП).
- На базе Университета прокуратуры Российской Федерации (ранее — Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации) с 1995 года функционирует Научно-методический центр КСГП, которым обеспечена подготовка и направление в генеральные прокуратуры государств — участников СНГ методических пособий по борьбе с преступностью на территории СНГ.
- Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств осуществляется как в рамках участия в мероприятиях международного характера, так и в формате двустороннего взаимодействия.
- В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, а также по вопросам принятия и передаче Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.
- Основными международными договорами для Российской Федерации в указанной области являются:
— Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;
— Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;
— Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 г.;
— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.;
- — Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.
- Кроме того, российское законодательство предусматривает возможность международного сотрудничества в отсутствие международных договоров — на условиях взаимности.
- Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет исключительные полномочия в сфере выдачи.
Не менее значительным является международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам. Важнейшим направлением этой работы сегодня является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа имущества, добытого преступным путем.
Генеральная прокуратура Российской Федерации — субъект международного сотрудничества не только в области уголовного судопроизводства (правовой помощи в широком смысле), но и правоохранительного (полицейского) содействия и является компетентным органом по международным договорам и межправительственным соглашениям о сотрудничестве в борьбе с преступностью.
Кроме того, главой 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Генеральная прокуратура Российской Федерации определена одним из компетентных органов по вопросам оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.
В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 90 соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 72 государств.
Главное управление международно-правового сотрудничества, май 2020 г.
Законодательная база международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации — проблемы развития
- 21-06-2007
- Формирование системы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации является неотъемлемой частью международной деятельности Государства, основ российского федерализма.
- По мере развития, международные и внешнеэкономические связи оказывают влияние на решение региональных проблем.
- Федеративная природа нашего государства объективно ставит определенные пределы международной деятельности субъектов Федерации, сохраняя тем самым приоритет в области внешней политики за федеральными органами власти.
- * * *
- Процедуры координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
- а) Закон четко оговаривает круг партнеров, с которыми субъекты могут осуществлять международные связи.
- В соответствии с пунктами:
- 1 статьи 1 субъекты Российской Федерации обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели;
- 2 статьи 1 органы государственной власти субъекта Федерации имеют право на ведение переговоров, а также заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
- Вместе с тем, в качестве иностранных партнеров не предусмотрены иностранные коммерческие организации, в связи с чем не ясен вопрос – имеют ли субъекты право заключать с иностранными коммерческими организациями соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей, что имеет для субъектов Российской Федерации большое практическое значение.
В принципе субъект может заключать соглашение с хозяйствующим субъектом или коммерческой организацией иностранного государства, но в данном случае будут действовать гражданско-правовые отношения и субъект выступает уже в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации — ст. 124.
б) Закон также разрешает субъектам Российской Федерации заключать диагональные соглашения — с органами государственной власти иностранных государств, они требуют обязательного согласования в заинтересованных федеральных органах;
в) что касается горизонтальных соглашений, которые заключаются между субъектами двух стран, то они направляются в основном только в МИД России;
г) соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъектов РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами (ст. 7).
- * * *
- Как же субъекты РФ используют предоставленное им право на ведение переговоров и заключение различных видов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей?
- Международная деятельность регионов становится сегодня важной составной частью международного сотрудничества, вносит свой вклад в привлечение инвестиций в экономику, содействует расширению экспортного потенциала российских компаний.
- К традиционным формам следует отнести сотрудничество регионов в рамках двухсторонних соглашений о сотрудничестве.
- В соответствии с полученными от субъектов РФ материалами,
- наибольшее количество соглашений заключено субъектами:
- — ЦФО — 600;
- — Сибирского Федерального округа – 400;
- — Северо-западного – 300 ;
- — Уральского – 160;
- — Южного – около 150;
- — Дальневосточного — 100.
Вместе с тем, как было отмечено на заседании рабочей группы, горизонтальные соглашения, которые заключаются между субъектами двух стран, не всегда корректны.
В них иногда регулируются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции федеральных органов власти.
В связи с чем Минюстом России было внесено предложение о необходимости согласования с министерством всех без исключения проектов соглашений.
Уже сегодня становится очевидным, что принятие такого решения усложнит без того сложную процедуру их согласования. Этому в какой-то степени способствует и коллизия двух подзаконных актов: постановлений Правительства РФ — от 1 февраля 2000 г.
№ 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» и от 1 июня 2004 г.
№ 260 » О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».
Так, в соответствии с постановлением № 91 органы субъектов сами вносят документы для получения согласия Правительства, а 260-м постановлением определено, что проект акта в Правительство вносят федеральные министерства. Согласие Правительства оформляется распоряжением, это полномочие возложено на Министерство экономического развития и торговли РФ.
- Все эти процедуры требуют много времени, порой проект соглашения согласовывается от 6 месяцев до года.
- В связи с чем субъекты предлагают:
- 1) разработать методические рекомендации для регионов о порядке заключения и регистрации соглашений с иностранными партнерами;
- 2) упростить процедуру согласования соглашений, определить сроки их рассмотрений Федеральными органами;
- 3) устранить коллизию подзаконных актов по данному направлению.
- * * *
Используя ст. 10 Федерального закона 4-ФЗ, в последнее время регионы активно используют такую активную меру по расширению сотрудничества, как открытие представительств на территориях иностранных государств.
— Республика Татарстан имеет торговые дома в Германии, Польше и др. станах, которые функционируют как центры многопрофильного сотрудничества.
- — Курганская область, Алтайский край имеют свои представительства в Германии.
- * * *
- Широко используются регионами такие формы работы, как проведение презентаций за рубежом, участие в зарубежных выставках, их организация с международным участием на территории регионов.
Задача таких мероприятий — создание благоприятных условий для установления контактов, продвижение продукции местных товаропроизводителей на внешний рынок. Особо популярными стали выставки «Зеленая неделя» в Германии, «Интурмаркет» в Москве, международные промышленно-экономические и экономические форумы в Нижнем Новгороде, на Кубани, Санкт-Петербурге, Дальнем Востоке и многие другие.
В Тамбовской области также используются механизмы, направленные на расширение внешнеэкономических связей:
– презентации,
– выставочно-ярмарочная деятельность. За год в два раза увеличилось количество предприятий — участников специализированных выставочных мероприятий, они приняли участие более чем в 80 выставках различного уровня, что также в два раза больше.
- Область приняла участие в 12 выставочных мероприятиях.
- В настоящее время продолжается работа по установлению взаимовыгодных торговых связей посредством приема в области официальных делегаций, представителей зарубежных деловых кругов и участия в деловых поездках за рубеж.
- В ходе визита делегации Великого Герцогства Люксембург, возглавляемой послом Люксембурга в Москве г-ном Карло Кригером, проведена неделя «Дни Люксембурга в Тамбове».
Только за пять месяцев т.г.
представители области с деловыми визитами посетили Францию, Италию, Германию; область посетила немецкая делегация деловых кругов, которую возглавили представители Министерства экономики и технологии Германии, их интересовали вопросы в области промышленности, строительства, образования; в настоящее время готовятся визиты делегаций Италии и Франции по проработке вопросов в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
- Все эти визиты, несомненно, дают определенные результаты.
- * * *
- Одним из условий успешного и результативного развития международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ является наличие единой интегрированной на федеральном и региональном уровне системы соответствующих информационных ресурсов, обеспечивающих оперативный доступ к достоверным базам данных.
- В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» информационное обеспечение внешнеторговой деятельности относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
- Данный вопрос был предметом обсуждения и на заседании одной из рабочих групп Совета Глав Субъектов.
- В соответствии со статьей 47 данного Федерального закона и рекомендациями СГС создана система внешнеторговой информации, которая управляется Министерством экономического развития и торговли; сегодня возможно получить необходимую информацию либо ознакомиться с ней на сайте.
Вместе с тем, определенные трудности на пути развития межрегионального сотрудничества создает несовершенство информационных процессов. Зачастую субъекты практически не владеют информацией о спросе и предложениях по товарам, потенциальным инвесторам в конкретных государствах.
Эту работу следует совершенствовать, в том числе по выработке четкой системы — единой для всех формы и принципов накопления и обмена информацией; созданию единой информационной базы данных под условным названием «Правовые и нормативные акты субъектов РФ».
* * *
В Федеральном законе присутствует статья «Полномочия органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности» (ст. 8.1), однако данный закон не позволяет четко определить их статус в рассматриваемых отношениях.
У нас более 2400 муниципальных образований, и все они, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе осуществлять внешнеэкономические связи. Однако, согласно ст. 17 этого закона, эта норма декларативная.
- Не определен и порядок регулирования на территории субъектов РФ отношений, связанных с осуществлением органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей.
- Следует ускорить подготовку закона по правовому регулированию данного направления.
- * * *
- Приграничное сотрудничество — является важным направлением развития межрегиональных связей.
Россия имеет самую протяженную в мире границу длиной более 60 тысяч километров. Из 86 субъектов Федерации 49 занимают приграничное положение, составляя более 70% территории страны.
Приграничное сотрудничество — один из наиболее мощных и эффективных факторов экономического роста.
Вполне очевидно, что система регулирования приграничного сотрудничества должна строиться на основе нормативной правовой базы.
Определенная правовая основа на сегодняшний день сформирована.
Однако, механизм правового, хозяйственного и политического регулирования всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества, учитывая тот факт, что в нем участвуют как федеральное правительство и региональные власти, так и органы местного самоуправления, организации и граждане в пределах их компетенции, на федеральном и региональном уровнях отсутствует.
- По мнению регионов, приграничная торговля относится исключительно к компетенции Российской Федерации, что является недостатком административно-правового регулирования, поскольку непосредственно затрагивает интересы субъектов Федерации, на территории которых она осуществляется.
- В Российской Федерации не принят специальный законодательный акт, определяющий понятие, цели и принципы приграничного сотрудничества — проект такого закона разработан, проходит согласование.
- Надеюсь, представители приграничных регионов меня поддержат, если я скажу, что принятие такого законодательного акта позволит повысить роль приграничного сотрудничества в реализации внешнеэкономической стратегии России.
- * * *
- В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
- Собственное правовое регулирование предполагает принятие субъектами нормативных актов, которые соответствовали бы федеральным и регулировали проблемы, которые были упущены на федеральном уровне.
- Созданная на Федеральном уровне нормативная правовая база по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, государственному регулированию внешнеторговой деятельности и другим направлениям позволила, в свою очередь, субъектам РФ сформировать собственное правовое пространство, определиться с приоритетами в сотрудничестве со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.
На сегодняшний день законы приняты в 32 субъектах Федерации. Минюст России ведет федеральную базу и федеральный регистр нормативных актов субъектов, проводится их анализ. Надо сказать, что он не очень утешителен. Более чем в 60% случаев прошедших экспертизу нормативных актов установлены серьезные нарушения.
- Представленные субъектами РФ материалы показывают, что в вопросах осуществления международных и внешнеэкономических связей они в основном руководствуются Федеральными законами и Уставом (основным законом) области.
- а) Вместе с тем, документы, регламентирующие порядок осуществления международных, внешнеэкономических связей приняты в Республиках Алтай, Башкортостан, Воронежской, Костромской, Тульской, Нижегородской и других областях.
- б) В Ростовской области — в ряде постановлений главы администрации области отражены насущные потребности в этой сфере.
- Ими осуществляется реализация Областной целевой Программы поддержки экспорта на 2007-2008 годы.
- * * *
- На 17 заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации обсуждались вопросы по привлечению инвестиций в регионы.
- В рекомендациях его участников в одном из пунктов было отмечено о продолжении работы, в целях улучшения инвестиционного климата в регионах, по совершенствованию законодательства субъектов Федерации и ликвидации административных барьеров.
- В этих условиях одной из главных задач для субъектов продолжает оставаться создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего притоку финансовых средств в экономику региона и активному вовлечению их в процесс создания конкурентоспособных производств.
- Практически во всех субъектах РФ приняты законы и другие нормативные акты об инвестиционной деятельности.
- Наиболее активно в этом направлении ведут работу такие российские регионы, как Чувашская Республика, Республика Алтай, Кемеровская, Калужская, Воронежская, Тамбовская области и другие, где помимо законов о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории региона, присутствуют нормативные акты: «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики», «О порядке предоставления государственных гарантий», «Об утверждении Порядка формирования и использования залогового обеспечения инвестиционной деятельности» и другие.
- В Тамбовской области для создания благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвесторов в приоритетные отрасли экономики постоянно совершенствуется имеющаяся нормативная правовая база.
Иностранных инвестиций в 2006 году поступило на 27% больше, чем в 2005 году, в том числе более 30% — в сельское хозяйство. Объем накопленных инвестиций в 2006 году на 14,6% больше уровня 2005 года.
- Вместе с тем, процедура прохождения необходимой разрешительной документации для привлечения иностранных инвестиций сложна, её упростить может только федеральное законодательство.
- Субъектам Федерации необходимо согласовывать решение о создании страховых и залоговых фондов с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области внешней торговли.
- * * *
- Все вышеизложенное позволяет констатировать, что принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты по осуществлению международных и внешнеэкономических связей, бесспорно, позволили расширить международное региональное сотрудничество.
- Вместе с тем, следует отметить, что остается актуальной задача по приведению в соответствие нормативных правовых актов по обеспечению внешнеэкономической деятельности регионов, улучшению координации действий регионов в этой сфере в целях наиболее полного задействования огромного потенциала международного межрегионального сотрудничества, которым располагают регионы.
- Замечания и предложения, высказанные на заседании рабочей группы, мы постарались максимально учесть и отразить в рекомендациях.
Правовое регулирование международных экономических отношений в сфере торговли
Введение
История международных правовых отношений демонстрирует перманентность взаимодействия различных социальных групп в политической, экономической, культурной, и других сферах, осуществляя обмен между государствами и гражданами, которые в свою очередь заинтересованы в том, чтобы все процессы, выходящие за рамки государственных границ, сотрудничество и споры осуществлялись по определенным правилам. Особую важность в решении данных проблем приобретает регулирование международных экономических отношений, что связано с ростом взаимосвязей и взаимозависимости различных правовых институтов современного мира, обострением глобальных вызовов человеческой цивилизации. В современных условиях необходимо динамичное, систематическое и основанное на научных исследованиях и плюралистическом понимании права правовое государственное реагирование на происходящие в политической, социально-экономической, культурной, юридической и других сферах события, на национально – государственном и межгосударственном уровнях в контексте международной правовой политики [3].
Роль Международной торговой палаты в правовом регулировании международных экономических отношений
Примером последней является Международная торговая палата (МТП), которая представляет собой всемирную организацию предпринимателей и единственный представительский орган, уполномоченный выступать от лица предприятий любого профиля деятельности во всем мире. МТП была основана ещё в 1919 году.
Сегодня в нее входят колоссальное количество компаний и ассоциаций более, чем из 130 стран.
Национальные комитеты строят свою работу с членами таким образом, чтобы учитывать и решать проблемы предпринимательства в каждой отдельной стране и доводить позицию предпринимательских кругов, сформулированную МТП, до сведения правительств каждой из этих стран.
МТП способствует формированию полисемантичной системы международной торговли и инвестирования, а также сотрудничеству рыночных экономик. Ее твердое убеждение, что торговля является «движущей силой» для достижения мира и благосостояния, народов и государств родилось в начале прошлого столетия, когда была основана эта организация.
Поскольку основатели МТП являются непосредственными участниками международного бизнеса, то эта организация обладает высокопрофессиональной уникальной компетенцией в части разработки правил регулирования международной коммерческой деятельности.
Эти правила не носят обязательный характер, тем не менее, они широко используются в бесконечном количестве совершаемых сделок, и все эти правила стали определенной основой современной международной торговли.
Заинтересованность многих стран в деятельности Международной торговой палаты сподвигла получению статуса этой организации в качестве главного консультативного органа ООН, а также статусов специализированных агентств этой организации.
Ярким примером работы МТП служит создание типового договора о купле-продаже, столь заметно упрощающего деятельность малого и среднего бизнеса. Такой вид соглашений имеет важнейшее значение, так как охватывает один из ведущих и динамично развивающихся экономических секторов в мире.
Он используется, например, в ходе совершения коммерческих сделок (оптовых продаж, продаж между коммерсантами или на основе «бизнес-бизнес») с готовыми изделиями. К их числу относятся: электронное оборудование, аппаратные средства и инструменты, текстиль, одежда и обувь, мебель, офисная продукция и т.д.
Несмотря на широкую сферу применения, такие соглашения о купле-продаже, тем не менее, следует отличать от других международных торговых сделок, например, сделок с товарами сырьевого рынка и аграрно-сырьевыми товарами (зерном, рудой, продуктами питания, химикатами и т.п.
) или прямых продаж потребителям, к которым могут применяться специфические ограничения или правила торговли [6].
Международная торговая палата (МТП) — выразитель идей международного бизнеса, стоящий на защите мировой экономики как ключевой фактор, способный обеспечить экономический рост, создание рабочих мест и процветание, тем самым обеспечивая реализацию экономических прав человека [1].
Для того, чтобы избежать правовых и экономических разногласий в сфере реализации прав юридических и физических лиц, в МТП избираются национальные комитеты международного уровня, которые взаимодействуют с МТП по всевозможным вопросам, касающихся бизнеса.
Национальные экономики в настоящее время настолько тесно переплетены, что правительственные решения гораздо глубже отражаются на международном уровне, чем это когда-либо было в прошлом. МТП позволяет бизнесу общаться с правительствами предметно и напрямую.
Международная торговая палата оказывает постоянную поддержку в выполнении мандата Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях.
Ее поддержка выражается в подготовке многочисленных материалов, отображающих точку зрения делового сообщества на усилия Специального представителя по определению стандартов корпоративной ответственности, в том числе по правам человека.
Правовое регулирование международных экономических отношений: совместные решения международных организаций
Примером таких материалов служит документ о роли бизнеса в зонах «слабого управления», подготовленный Международной торговой палатой совместно с Международной организацией работодателей и Торгово-промышленным консультативным комитетом Организации экономического сотрудничества и развития. [1]
В последние годы Специальный представитель и члены его группы регулярно приглашаются для выступления и обсуждения проблем в рабочем органе Международной торговой палаты по вопросам корпоративной ответственности и взаимодействия.
Международная торговая палата участвует также в многосторонних консультациях, организуемых Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Одним из направления совместной деятельности МТП и ООН является контроль за соблюдением транснациональными корпорациями прав и свобод человека.
Деятельность транснациональных корпораций (ТНК) может оказаться под контролем ООН, так как последняя одобрила проект конвенции «Нормы ответственности транснациональных корпораций», возлагающий на крупный бизнес те же обязательства, что и на государства.
Транснациональные корпорации обязаны воздерживаться от экологических правонарушений, загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться «правил честной игры» в бизнесе, маркетинге и рекламной и иной деятельности, обеспечивать потребителям «безопасность и высокое качество предлагаемых ими продуктов и услуг», а работникам – «безопасные и здоровые условия работы» и «вознаграждение, обеспечивающее адекватный уровень жизни самим рабочим и их семьям».
МТП предложила, чтобы корпорациям было запрещено совершать деятельность, связанную с «преступлениями против человечности, геноцидом, пытками, принудительным трудом» и прочими нарушениями «международного гуманитарного права». Они также обязаны следить, чтобы их продукция не использовалась нарушителями прав человека. Корпорациям запрещается давать, брать и вымогать взятки [6], что имеет серьезную антикоррупционную стратегию деятельности.
Согласно совместным усилиям ООН и МТП, корпорации должны обстоятельно скорректировать собственные внутренние регламенты и добиваться, чтобы правилам ООН следовали все их субподрядчики, поставщики, смежники и дистрибьюторы.
Корпорации должны периодически отчитываться перед ООН об исполнении правил, а организации — вести постоянный мониторинг их деятельности в сотрудничестве с «другими международными и национальными органами».
Специальной рабочей группе поручено «получать от правительств, групп и частных лиц информацию о возможном негативном воздействии транснациональных корпораций и других компаний на соблюдение прав человека.
Добиваться от компаний исполнения международных норм будет не только ООН, но и национальные правительства, которым предлагается «создать и укрепить у себя необходимые правовые и административные структуры». С 2000 г. в рамках ООН действует Глобальное соглашение, к которому присоединились уже более 1000 компаний, около 15 из них — российские. [7]
Данное соглашение содержит девять основных принципов, например, принцип охраны прав человека и окружающей среды, норм труда и т.д. Международная торговая палата соглашение от ООН поддерживает и популяризирует его цели и задачи среди своих участников.
Тем не менее, многие ТНК неохотно идут на проведение дорогостоящих мероприятий, которые требуют согласования в сфере охран прав человека, опасаясь, что многие их конкуренты не исполнят того же, что в последующем может отразиться как на статусе так и на социально — экономическом положении корпораций, исполняющих требования ООН. В тоже время, с введением механизма международного мониторинга, такие опасения минимизируются. Как показывает российская практика, некоторые компании на правовой основе уже сотрудничают добровольно с ООН в рамках Глобального соглашения.
Есть и оппоненты данного соглашения, которые убеждены в том, что данное соглашение и проект ООН в целом не учитывает национальных особенностей ведения бизнеса.
В действительности, некоторая часть компаний, политика которых основывается на четком исполнении законов, экономических и историко – культурных традициях своей страны, неизбежно сталкивается с отдельными противоречиями норм ООН с нормами национальных законодательств.
Здесь особую значимость приобретает проблема унификации межгосударственных правовых отношений, исследуемая учеными из области теоретического правоведения. Учитывая особенности различных правовых систем современности и их законодательного массива, установление единообразных международных правовых норм представляется достаточно проблематичным.
Роль международных организаций и международного частного права в сфере регулирования экономических отношений
Значительное число международных организаций в сфере регулирования, например, международного частного права (Гаагские конференции, Всемирная торговая организация, координационный центр ООН по вопросам торгового и экономического развития ЮНКТАД, комиссия ООН по международной торговле ЮНСИТРАЛ, рассматриваемая нами МТП и многие др.) стараются учитывать особенности национальных законодательств, используя в спорных ситуациях метод коллизионного регулирования правовых споров, где материальные нормы доминируют, а коллизионный метод используется в качестве субсидарного механизма в восполнении пробелов. Однако и здесь встречаются многочисленные несогласования.
В этом смысле унификация права как одна из сфер формирования международного правотворчества необходимая во всех областях МЧП должна происходить на двух уровнях (региональном и универсальном).
Здесь, как отмечалось, значительная роль в унификационных процессах принадлежит и МТП, которая издает сборники систематизированных правил и деловых обычаев, сложившихся за более чем вековую историю международных частно – правовых отношений.
Процессы гармонизации, т.е. сближения отдельных национальных правовых систем, в отличие от унификации, представляются нам более оптимальными, особенно в связи с необходимостью установления международных обязательств.
Но и в том и другом случаях, деятельность МЧП остается во – многом пробельной и достаточно противоречивой.
Коллизии регулируются системой международных органов (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, Арбитражный суд при МТП и т.д.).
Выводы
Важнейшая сфера унификации и гармонизации национальных и межгосударственных правовых отношений осложняется отсутствием «наднационального» законодательства, оставляя возможность их регулирования, прежде всего, на уровне соглашений государств с учетом специфики их особенностей каждых правовых систем каждых участников торговых отношений.
В данном смысле, использование этнометодологических опыта и практик в познании содержания международных правовых, экономических, культурных и др. отношений, позволит ученым – теоретикам и специалистам в области международного права обосновывать систему мер, позволяющую избегать большинства спорных и конфликтных ситуаций.
Проблемы «правового отчуждения», которые обусловлены не только разногласиями национальных законодательств, но и другими политическими, социально – экономическими и культурными разногласиями, изучаемые современной общеправовой теорией маргинальности, должны учитываться всеми членами международных частно – правовых отношений. Добросовестная конкуренция в торговле должна препятствовать оставлению в маргинальном (отчужденном) положении одни организации (государства) и предоставлять доминирующее место другим [4, 9]. Исследование каузальной природы маргинального поведения, деформационные механизмы маргинального правосознания и многое другое, изучаемое данной теорией, должно способствовать предупреждению совершения различных правонарушений, в том числе преступлений, [5] в сфере международных экономических отношений.
Таким образом, вопросы правового регулирования международных экономических отношений представляют собой одну из самых актуальных сфер изучения как общей теорией права, так и международным правом в целом. От успешности доктринальных исследований во многом зависит развитие экономик стран, выстраивающих международное сотрудничество на правовой основе.
§ 30.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения
§ 30.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения
Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.
Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.
Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Республика Беларусь.
В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ).
Кроме того, это достигается путем заключения Республикой Беларусь двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст национальных законов.
Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.
Свое юридическое закрепление это право находит в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1966 г.). Согласно ч. 1 ст.
8 Конституции Республики Беларусь государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им внутреннего законодательства.
- Существует несколько способов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:
- — прямое применение международных актов после ратификации;
- — включение международных норм в текст законов;
- — реализация положений ратифицированных или нератифици-рованных актов с помощью внутреннего законодательства.
Гармонизация международно-правового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.
), провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровнях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.
Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор.
Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. Так, Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.
) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков.
Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям:
— запрещение дискриминации граждан стран — участниц международного договора по признаку национальности;
— решение вопросов о применимом праве, т.е. устранение коллизии норм;
- — суммирование периодов социального страхования, профессиональной деятельности или проживания в странах — участницах договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;
- — установление условий получения выплат в одной из стран-участниц в случаях, когда право на них приобретено в других странах;
- — взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.
Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие является основополагающим принципом международно-правового регулирования социального обеспечения.
1. Принцип равноправия в области социального обеспечения установлен Конвенцией № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962 г.).
Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства — члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952 г.).
Принцип равноправия касается не только обращения, но и сохранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды социального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.
Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты. В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иждивенцев, независимо от их гражданства.
2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются.
Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий: продолжительности страхового или трудового стажа; времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с учетом или без учета гражданства.
Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере правоотношений стала Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.).
Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.
Конвенция содержит толкование общепринятых терминов, правила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за границей.
В соответствии с ней термин «периоды страхования» означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также приравненные к ним периоды.
Суммирование названных периодов производится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.
3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальности, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне территории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется:
— на специальные безвзносовые пособия, назначаемые в качестве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют пособия, предоставление которых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обеспечению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;
— пособия, предоставляемые по переходным системам. В соответствии с используемой терминологией «переходные системы» охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу применяемого законодательства превышает установленный.
Согласно Конвенции № 157 государства — члены МОТ, ратифицировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохранению приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст.
9 Конвенции говорится, что государство-член гарантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инвалидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству.
Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.
Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь «стремятся принимать участие в системе сохранения прав, приобретенных на основании их законодательства», в отношении: медицинского обслуживания, пособий по болезни, беременности и родам, безработице, семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двусторонних соглашений.
Если право на медицинское обслуживание, пособия по болезни, беременности и родам приобретено по законодательству одного государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социальном обеспечении, то первое государство возмещает второму фактические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.
Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий.
В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службах занятости всех государств, на территории которых он ищет работу.
Производится суммирование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы общая продолжительность не превышала установленного срока.
Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву-или многосторонними соглашениями могут предусматриваться следующие механизмы.
В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором — по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финансированию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.
Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются международными договорами.
Основными субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения являются Организация Объединенных Наций и Международная организация труда.
МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения.
Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.
Субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены Содружества Независимых Государств, которое образовано в 1991 г.