Статья 1. определение и границы континентального шельфа российской федерации

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Недропользование » Континентальный шельф

Материал посвящён следующим проблемам: понятие континентального шельфа; особенности предоставления права пользования участками недр, расположенными на континентальном шельфе РФ; рациональное использование природных ресурсов континентального шельфа

Содержание

Термин «континентальный шельф» используется в самых различных областях, в том числе географии, геологии, морских науках.

Необходимость выделения континентального шельфа в самостоятельную юридическую категорию возникла примерно в середине XX в.

когда научно-технический прогресс сделал возможным разведку природных ресурсов морских подводных районов, удалённых от берега и покрытых значительной толщей воды.

Континентальным шельфом является морское дно и его недра, простирающиеся за пределы территориальных вод на расстояние 200 морских миль от берега или далее до края подводной окраины материка (но не более 350 миль, отсчитываемых от территориальных вод, или глубины, превышающей 2500 м).

Прибрежное государство вправе осуществлять свои суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа, при этом такое пользование не должно ограничивать свободу судоходства или создавать иные помехи другим государствам.

Прибрежное государство может давать согласие другим государствам на прокладку подводные кабелей и трубопроводов, проведение научных исследований (отказ в этом случае недопустим), если они проводятся на удалении более 200 миль от береговой черты. С 1 декабря 1995 г.

в России вступил в силу Закон о континентальном шельфе.

Более ранний акт – международного характера – Конвенция ООН о морском праве 1982 г. в ст. 76 определяет континентальный шельф следующим образом:

  • естественное продолжение материка до его внешней окраины, на расстояние 200 морских миль от прямых исходных линий, от которых определяется ширина территориального моря;
  • в случае, когда естественное продолжение подводной окраины материка простирается на расстояние более 200 морских миль, континентальный шельф простирается далее 200 морских миль, но не далее 100 морских мили от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров. Общая протяженность континентального шельфа не должна превышать 350 морских миль;
  • когда естественное продолжение материка простирается на расстояние менее 200 морских миль, континентальный шельф простирается на расстояние 200 морских миль от исходных линий, принятых для отсчета ширины, территориального моря.

Суверенные права прибрежного государства на континентальном шельфе определены в ст. 77 Конвенции 1982 г.; к ним относятся:

  • —  разведка и разработка его природных ресурсов;
  • —  создание искусственных островов и сооружений;
  • —  проведение научных исследований на шельфе.

Все государства имеют право пользоваться правами, провозглашёнными в ст. 77 Конвенции 1982 г., лишь при условии явно выраженного согласия прибрежного государства.

Установление критериев справедливости правового регулирования — делимитация континентального шельфа является весьма актуальной проблемой и определяется рядом факторов. Во-первых, таким фактором является развитие технологий исследования и использования ресурсов мирового океана морского дна и его недр приводит к закономерному пересечению интересов различных государств.

Соответственно возникает объективная потребность установить международно-правовой статус континентального шельфа и регулировать установления морских границ, регламентирующих сферу влияния государств за пределами их сухопутных территорий.

Во-вторых, к таким факторам относится отсутствием общетеоретических основ построения такой нормативной базы, которая бы четко регулировала вопросы делимитации континентального шельфа.

Международная судебная практика позволяет сделать вывод о наличии определённых споров и противоречий в определении границы континентального шельфа между странами.

Яркими примерами являются споры ФРГ с Голландией и Данией в Северном море, в котором Голландия и Дания настаивали на определении границ по принципу одинаковой удалённости.

Сторонам удалось договориться на основании принципа равной удаленности только о частичном разделе, где внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии в 25-30-мильной зоне от берегов. Основная проблема — «размерное распределение» этого шельфа в центре Северного моря решена не была.

Особенности предоставления права пользования участками недр, расположенными на континентальном шельфе РФ

Предоставление права пользования участками недр федерального значения континентального шельфа РФ регулируется рядом нормативно-правовых актов, к которым относятся:

  • Закон «О недрах»;
  • Федеральный закон от 30.11.1995 г. №185-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

Понятие континентального шельфа

Определение 1

Понятие «континентальный шельф» включает затопленную морем часть территории материка.

Существует два подхода для того, чтобы определить ширину территориального моря. Конвенция о континентальном шельфе (Женева,  29.04.

58) включает в его состав морское дно (в том числе недра), которое простирается от внешней границы территориального моря до установленных пределов, на которые прибрежное государство имеет суверенные права.

Используется с целью разведки и разработки его природных богатств.

Конвенция в 1 статье рассматривает шельф континента в качестве поверхности и недр морского дна подводных районов, которые могут примыкать к берегу, но находятся не в зоне территориального моря (предел глубины двести миль) или за этими пределами, до того места, где глубина покрывающих вод предполагает разработку естественных ресурсов, недра и поверхность районов, которые прилегают к берегу острова.

Внешняя граница шельфа представлена изобатой, то есть линией, которая соединяет глубины до двухсот миль. Естественные богатства шельфа состоят в наличии минеральных и других неживых ресурсов глубин и поверхностей морского дна, живых организмов «сидячих» видов, то есть тех, кто в период промыслового развития прикрепляется ко дну или перемещаются по нему (раки, крабы и др.).

Граница континентального шельфа

В случае, когда на один и тот же шельф континента права имеют государства, берега которых располагаются напротив друг друга, то границу шельфа определяют с помощью соглашения между этими странами.

Если подобное соглашение отсутствует, то в соответствии с принципом одинакового расстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Иногда споры о разграничении шельфа рассматривал Международный Суд ООН, определяющий его границы.

Конвенция по морскому праву давала иное определение границ для континентального шельфа. Она включала:

  • дно моря и глубину подводных районов, которые находятся вне пределов территории моря по всей протяженности естественного продолжения суши до внешний границы подводной материковой окраины (на расстоянии двести морских миль от исходных линий, от которых происходит измерение ширины территории моря), когда внешняя граница подводных окраин материка не простирается на это расстояние;
  • когда граница материка простирается более двухсот миль, то внешняя граница шельфа не может быть более 350 миль от исходной линии, которая отмеряет ширину территориального моря, или не более 100 миль от 2500 метровой изобаты (линия, которая соединяет глубину в 2500 м).

Замечание 1

Между странами континентальный шельф разграничивается в договорном порядке (например, Договор Российской Федерации и Литовской Республики о разграничении шельфа Балтийского моря от 1997 года) или в соответствии с решениями международных органов (суда, арбитража, органа международных организаций).

Права прибрежных стран, которые относятся к шельфу континента, не могут касаться правового статуса покрывающих вод и пространства воздуха над шельфом. Морское пространство над шельфом остается открытым морем, поэтому все страны обладают правом судоходства, полетов, рыболовства, прокладывания подводных трубопроводов (кабеля).

Наряду с этим устанавливаются специальные режимы разработки и разведки природных ресурсов. Прибрежные страны вправе в этом процессе осуществлять возведение соответствующих сооружений и установок, создание вокруг них безопасных зон.

Права прибрежного государства и их осуществление не должны ущемлять права в области судоходства и прочие права других стран.

Замечание 2

Прибрежные государства имеют право определения трасс для того, чтобы прокладывать кабели и трубопроводы, возведения установок и проведения бурильных работ, сооружения искусственных островов.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Читайте также:  Транспортное законодательство - советы юриста

Континентальный шельф РФ

ФЗ № 187 «О континентальном шельфе РФ» включает в состав этой территории морское дно и недра подводных районов, которые находятся за пределами территориального моря РФ по всей протяженности естественного продолжения суши страны до внешних границ подводной окраины на материке.

Замечание 3

Подводная окраина материка представляет собой продолжение континентального массива государства, который включает недра и поверхность континентального шельфа, склон и подъем.

Определение «континентальный шельф» используется и в отношении всех островов России.

Внешняя граница континентального шельфа располагается на расстоянии 200 морских миль от тех исходных линий, где происходит измерение ширины территориального моря с условием, что внешняя граница подводной окраины на материке не расположена на расстояние далее, чем 200 морских миль.

Когда подводная окраина материка располагается на расстоянии от 200 морских миль, то внешние границы континентального шельфа совпадут с внешними границами подводной окраины материка, которая определяется международными правовыми нормами.

Континентальный шельф РФ состоит из природных ресурсов, в том числе минеральных и прочих неживых ресурсов дна моря, его недр, живых организмов «сидячих видов».

Виды живых организмов, которые представляют собой живые ресурсы континентального шельфа, установлены специальными уполномоченными федеральными органами по рыболовству.

Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа регулируются Российской Федерацией, а работа в области разведки, разработки (промысла) этих ресурсов и их охраны включена в компетенцию Правительства РФ.

На шельфе континента наша страна имеет:

  1. суверенное право разведывательной работы и добычи различного вида ресурсов. Данные права исключительны, поскольку, если РФ не занимается разведкой шельфа или разработкой его минеральных (водных) биоресурсов, никто не вправе это без ее согласия;
  2. исключительные права в области разрешительных и регулирующих буровых работ на шельфе с любой целью;
  3. право сооружать, регулировать и создавать, эксплуатировать и использовать искусственно созданные острова, сооружения и установки;
  4. юрисдикцию по отношению к научным исследованиям морских глубин; защите и сохранению моря в ходе разведки шельфа континента и разработки всех видов его ресурсов, захоронения отходов и др.; прокладки и эксплуатации трубопровода или кабеля под водой.

При получении и осуществлении суверенного права и юрисдикции на шельфе континента, наша страна не может препятствовать судоходству, свободам и правам других стран, которые признаются нормами права.

Замечание 4

Участки шельфа континента, включая недра, могут быть предоставлены лицам, которые соответствуют требованиям законодательства о недрах.

Острова, искусственно созданные, сооружения и установки континентального шельфа не имеют статус островов и территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг них могут формироваться безопасные зоны, простирающиеся не более чем на 500 метров внешнего края искусственного острова, установки и сооружения.

Любой тип деятельности на континентальном шельфе нашей страны подлежит экологической экспертизе государства.

Военные корабли и летательная техника ФСБ РФ вправе использовать оружие против судов, которые нарушают закон и международные договора РФ в ответ на использование ими силы, а также в прочих исключительных ситуациях в случае преследования по горячим следам, исчерпания всех других обусловленных сложившимися обстоятельствами мер, требуемых для прекращения нарушений и задержания нарушителя.

Континентальный шельф

Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковой территории.

В МП закреплены два подхода к определению ширины территориального моря.

Согласно Конвенции о континентальном шельфе (Женева, 29 апреля 1958 г.) под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающееся от внешней границы территориального моря до установленных МП пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Статья 1 Конвенции под континентальным шельфом понимает поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:

  • — морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;
  • — если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находится далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Разграничение континентального шельфа между государствами производится либо в договорном порядке (Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море (1997 г.)), либо по решению международных органов (суды, арбитражи, органы международных организаций).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы.

Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м).

Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

Согласно Федеральному закону от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» эта территория включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ па всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам России.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного нрава.

В природные ресурсы континентального шельфа РФ включаются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ. Россия на континентальном шельфе осуществляет:

  • 1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки сто минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;
  • 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  • 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;
  • 4) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа и разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ.
Читайте также:  Статья 18. возврат пая выходящему члену кооператива

Осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, наше государство не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с нормами МП.

Участки континентального шельфа, к которым относятся участки недр континентального шельфа, могут предоставляться лицам, соответствующим требованиям, предусмотренным законодательством о недрах.

Искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м внешнего края искусственных островов, установок и сооружений.

Все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе РФ подлежат государственной экологической экспертизе.

Военные корабли и летательные аппараты ФСБ России могут применять оружие против судов -нарушителей закона и международных договоров РФ в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей.

КОНТИНЕНТА́ЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ

Авторы: К. А. Бекяшев

КОНТИНЕНТА́ЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ, 1) в при­ро­де – мел­ко­вод­ная часть под­вод­ной окраи­ны ма­те­ри­ков и остро­вов, имею­щая от­но­си­тель­но вы­ров­нен­ную по­верх­ность и не­зна­чит. ук­ло­ны. См. Шельф. 2) В ме­ж­ду­нар.

пра­ве – мор­ское дно и не­дра под­вод­ных рай­онов, про­сти­раю­щих­ся за пре­де­лы его тер­ри­то­ри­аль­но­го мо­ря на всём про­тя­же­нии ес­те­ст­вен­но­го про­дол­же­ния его су­хо­пут­ной тер­ри­то­рии до внеш­ней гра­ни­цы под­вод­ной ок­раи­ны ма­те­ри­ка или на рас­стоя­нии 200 мор­ских миль от ис­ход­ных ли­ний, от ко­то­рых от­ме­ря­ет­ся ши­ри­на тер­ри­то­ри­аль­но­го мо­ря, ко­гда внеш­няя гра­ни­ца под­вод­ной ок­раи­ны ма­те­ри­ка не про­сти­ра­ет­ся на та­кое рас­стоя­ние. На под­вод­ных хреб­тах внеш­ние гра­ни­цы К. ш. не вы­хо­дят за пре­де­лы 350 мор­ских миль от ис­ход­ных ли­ний, от ко­то­рых от­ме­ря­ет­ся ши­ри­на тер­ри­то­ри­аль­но­го мо­ря. При­бреж­ное го­су­дар­ст­во ус­та­нав­ли­ва­ет внеш­ние гра­ни­цы сво­его К. ш. пря­мы­ми ли­ния­ми, не пре­вы­шаю­щи­ми дли­ну 60 миль.

Дан­ные о гра­ни­цах К. ш. за пре­де­ла­ми 200 миль пред­став­ля­ют­ся при­бреж­ным го­су­дар­ст­вом в Ко­мис­сию по гра­ни­цам К. ш., соз­дан­ную в со­от­вет­ст­вии с Кон­вен­ци­ей ООН по мор­ско­му пра­ву 1982. Ко­мис­сия да­ёт при­бреж­ным го­су­дар­ст­вам ре­ко­мен­да­ции, ко­то­рые яв­ля­ют­ся окон­ча­тель­ны­ми и для всех обя­за­тель­ны.

При­бреж­ное го­су­дар­ст­во сда­ёт на хра­не­ние Ге­не­раль­но­му сек­ре­та­рю ООН кар­ты и ин­фор­ма­цию, со­дер­жа­щую опи­са­ние внеш­ней гра­ни­цы его К. ш., ко­то­рый над­ле­жа­щим об­ра­зом их опуб­ли­ко­вы­ва­ет. Де­ли­ми­та­ция К. ш.

ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми с про­ти­во­ле­жа­щи­ми или смеж­ны­ми по­бе­режь­я­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тём со­гла­ше­ния на ос­но­ве ме­ж­ду­нар. пра­ва.

При­бреж­ное го­су­дар­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет над К. ш. су­ве­рен­ные пра­ва в це­лях его раз­вед­ки и раз­ра­бот­ки при­род­ных ре­сур­сов. Ес­ли при­бреж­ное го­су­дар­ст­во не про­из­во­дит раз­вед­ку или не раз­ра­ба­ты­ва­ет при­род­ные ре­сур­сы К. ш.

, ни­кто не мо­жет де­лать это­го без оп­ре­де­лён­но вы­ра­жен­но­го со­гла­сия при­бреж­но­го го­су­дар­ст­ва. Пра­ва при­бреж­но­го го­су­дар­ст­ва на К. ш.

не за­ви­сят от эф­фек­тив­ной или фик­тив­ной ок­ку­па­ции им шель­фа или от пря­мо­го об этом за­яв­ле­ния.

При­род­ные ре­сур­сы К. ш. вклю­ча­ют ми­не­раль­ные и др. не­жи­вые ре­сур­сы мор­ско­го дна и его недр, а так­же жи­вые ор­га­низ­мы, от­но­ся­щие­ся к «си­дя­чим ви­дам», т. е.

ор­га­низ­мы, ко­то­рые в пе­ри­од, ко­гда воз­мо­жен их про­мы­сел, ли­бо на­хо­дят­ся в не­под­виж­ном со­стоя­нии на мор­ском дне или под ним, ли­бо не спо­соб­ны пе­ре­дви­гать­ся ина­че как на­хо­дясь в по­сто­ян­ном фи­зич. кон­так­те с мор­ским дном или его не­дра­ми (напр., кра­бы, мол­лю­ски, во­до­рос­ли, мор­ские тра­вы). Пра­ва при­бреж­но­го го­су­дар­ст­ва на К. ш.

не за­тра­ги­ва­ют пра­во­во­го ста­ту­са по­кры­ваю­щих вод (име­ют ре­жим, ана­ло­гич­ный от­кры­то­му мо­рю) и возд. про­стран­ст­ва над эти­ми во­да­ми (возд. су­да об­ла­да­ют пра­вом сво­бод­но­го по­лё­та).

Все го­су­дар­ст­ва име­ют пра­во про­кла­ды­вать на К. ш. под­вод­ные ка­бе­ли и тру­бо­про­во­ды.

Оп­ре­де­ле­ние трас­сы для про­клад­ки та­ких тру­бо­про­во­дов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с со­гла­сия при­бреж­но­го го­су­дар­ст­ва.

При­бреж­ное го­су­дар­ст­во име­ет ис­клю­чи­тель­ное пра­во раз­ре­шать и ре­гу­ли­ро­вать соз­да­ние, экс­плуа­та­цию и ис­поль­зо­ва­ние ис­кусств. ост­ро­вов, ус­та­но­вок и со­ору­же­ний на кон­ти­нен­таль­ном шель­фе.

При­бреж­ное го­су­дар­ст­во долж­но про­из­во­дить от­чис­ле­ния или взно­сы на­ту­рой (про­дук­ци­ей) в свя­зи с раз­ра­бот­кой не­жи­вых ре­сур­сов К. ш. за пре­де­ла­ми 200 миль в Ме­ж­ду­нар.

ор­ган по мор­ско­му дну (соз­дан в со­от­вет­ст­вии с Кон­вен­ци­ей по мор­ско­му пра­ву 1982), ко­то­рый рас­пре­де­ля­ет их ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми – уча­ст­ни­ка­ми Кон­вен­ции на ос­но­ве кри­те­рия спра­вед­ли­во­сти, при­ни­мая во вни­ма­ние ин­те­ре­сы и по­треб­но­сти раз­ви­ваю­щих­ся стран (в осо­бен­но­сти внут­ри­кон­ти­нен­таль­ных стран).

В РФ пра­во­вой ре­жим К. ш. и по­ря­док экс­плуа­та­ции его ре­сур­сов оп­ре­де­ле­ны в Фе­де­раль­ном за­ко­не «О кон­ти­нен­таль­ном шель­фе РФ» (1995).

Континентальный шельф России — Continental shelf of Russia

Континентальный шельф России (также называется России на континентальном шельфе или арктического шельфа в Арктике) является континентальный шельф примыкает к Российской Федерации .

Геологически протяженность шельфа определяется как совокупность континентальных шельфов, прилегающих к побережью России.

В международном праве , однако, Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву более узко определяет протяженность шельфа как морского дна и недр подводных районов, над которыми государство осуществляет суверенные права.

Сибирский шельф в Северном Ледовитом океане является самым крупным (и наименее изученным) российскими прилавками, в области стратегического значения из — за ее нефть и природного газа запасов.

Другие части российского шельфа обычно называют в честь соответствующих морей: Баренцева шельфа ( Баренцевоморский шельф ), Чукотского шельфа ( Чукотский шельф ) и т. Д. Эти геологические шельфы, за исключением внутренних российских морей, разделяют с другими странами, соответствующие моря.

Например, Чукотский шельф разделен между Россией и США в соответствии с морской границей между США и СССР в 1990 году .

Требование о продлении на 2001 год

20 декабря 2001 г. Россия подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (пункт 8 статьи 76).

В документе предлагается установить новые внешние границы континентального шельфа России за пределами предыдущей 200-мильной зоны (370 км), но в пределах российского арктического сектора.

Территория, на которую претендует Россия в представлении, представляет собой значительную часть Арктики в российском секторе, простирающуюся до Северного полюса .

Одним из аргументов было утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова , подводного горного хребта, протянувшегося через полярный бассейн, и хребта Менделеева являются продолжением Евразийского континента . В 2002 году Комиссия ООН потребовала от России предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своего утверждения.

Читайте также:  Статья 47. Реестр владельцев инвестиционных паев

Дополнительные исследования

Дополнительные исследования российской претензии были запланированы на 2007–2008 гг. В рамках российской программы Международного полярного года .

Программа была исследована структура и эволюция земной коры в арктических регионах , соседствующих Евразии , таких как районы хребта Менделеева , Альфа — Ридж , и хребет Ломоносова , чтобы обнаружить , были ли они связаны с сибирской полкой.

Основными объектами исследований в ходе экспедиции были научно-исследовательский корабль « Академик Федоров », атомный ледокол « Россия » с двумя вертолетами и геологическими зондами, а также самолет Ил-18 с гравиметрическими приборами .

В июне 2007 года группа из 50 российских ученых вернулась из шестинедельной экспедиции по России с новостями о том, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерации , что подтверждает претензии России на нефтегазовый треугольник. По словам ученых, на территории находится 10 миллиардов тонн газа и нефти . Затем президент России Владимир Путин использовал эту информацию для повторения заявления России 2001 года.

2 августа 2007 года российские исследователи на подводном аппарате водрузили национальный флаг на морском дне ниже Северного полюса в знак поддержки заявления 2001 года. Механическая рука упала специально изготовленные ржавчины -доказательства титана флага на морской день Ледовитого на глубине 4261 м (13980 футов).

Международная реакция

В ответ на то, что Россия водружает государственный флаг на морском дне у Северного полюса, министр иностранных дел Канады Питер Маккей сказал: «Сейчас не 15 век. Нельзя объезжать весь мир, просто водить флаги и говорить:« Мы претендуют на эту территорию »».

В ответ на эти слова министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров заявил: «Меня поразило заявление моего канадского коллеги о том, что мы устанавливаем флаги вокруг. Мы не разбрасываем флаги. Мы просто делаем то, что делали другие первооткрыватели.

Цель Задача экспедиции — не ставить на карту какие-либо права России, а доказать, что наш шельф простирается до Северного полюса и дальше ».

Результаты исследований

В середине сентября 2007 года Минприроды России выступило с заявлением:

Предварительные результаты анализа модели земной коры, исследованной экспедицией «Арктика-2007», полученные 20 сентября, подтвердили, что строение коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, и поэтому она является частью российской коры. Прилегающий континентальный шельф Федерации.

4 августа 2015 года Россия представила в Организацию Объединенных Наций дополнительные данные в поддержку своей заявки, содержащие новые аргументы, основанные на «обширных научных данных, собранных за годы арктических исследований» для территорий в Арктике. В рамках этого предложения Россия претендует на 1,2 миллиона квадратных километров (более 463 000 квадратных миль) арктического морского шельфа, простирающегося более чем на 350 морских миль (около 650 километров) от берега.

9 февраля 2016 года Россия официально подала в ООН пересмотренную заявку с обоснованными доказательствами притязаний на шельф на дно Северного Ледовитого океана, включая район под Северным полюсом.

Доказательная база этого приложения включает геологические и геофизические данные девяти российских научных экспедиций. Они были запущены Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством обороны и Российской академией наук.

Важно отметить, что экспедиции проводились на научных ледоколах и подводных лодках.

Кроме того, геологическое бюро провело приобретение батиметрических многолучевых зондов, комплексную сейсморазведку, аэрогеофизические измерения и геологические опробования основных структур Амеразийского и Евразийского бассейнов.

В ходе работы исследователи использовали уникальную технологию, специально разработанную для сложных ледовых условий. Ледокольное научно-исследовательское судно «Академик Федоров» было переоборудовано специально для сейсмических работ при толщине льда до трех метров.

Обоснованность притязаний России подтверждается непрерывностью осадочной толщи, элементов базального комплекса, а также общей непрерывностью и согласованностью глубинных слоев земной коры и отсутствием сдвиговых поперечных разломов на стыке между ними. Хребет Ломоносова и Евразийский континент.

Все собранные данные показывают континентальный характер хребта Ломоносова, поднятия Менделеева-Альфа, Чукотского плато, а также непрерывное распространение этих элементов с мелководного евразийского шельфа.

9 августа 2016 года все эти доказательства были представлены в Нью-Йорке на 41-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа (CLCS).

Смотрите также

Континентальный шельф

Континентальный шельф.

1) В при­ро­де — мел­ко­вод­ная часть под­вод­ной окраи­ны ма­те­ри­ков и остро­вов, имею­щая от­но­си­тель­но вы­ров­нен­ную по­верх­ность и не­зна­чительные ук­ло­ны. См. Шельф.

2) В ме­ж­ду­народном пра­ве — мор­ское дно и не­дра под­вод­ных рай­онов, про­сти­раю­щих­ся за пре­де­лы его тер­ри­то­ри­аль­но­го мо­ря на всём про­тя­же­нии ес­те­ст­вен­но­го про­дол­же­ния его су­хо­пут­ной тер­ри­то­рии до внеш­ней гра­ни­цы под­вод­ной ок­раи­ны ма­те­ри­ка или на рас­стоя­нии 200 мор­ских миль от ис­ход­ных ли­ний, от ко­то­рых от­ме­ря­ет­ся ши­ри­на тер­ри­то­ри­аль­но­го мо­ря, ко­гда внеш­няя гра­ни­ца под­вод­ной ок­раи­ны ма­те­ри­ка не про­сти­ра­ет­ся на та­кое рас­стоя­ние.

На под­вод­ных хреб­тах внеш­ние гра­ни­цы континентального шельфа не вы­хо­дят за пре­де­лы 350 мор­ских миль от ис­ход­ных ли­ний, от ко­то­рых от­ме­ря­ет­ся ши­ри­на тер­ри­то­ри­аль­но­го мо­ря. При­бреж­ное го­су­дар­ст­во ус­та­нав­ли­ва­ет внеш­ние гра­ни­цы сво­его континентального шельфа пря­мы­ми ли­ния­ми, не пре­вы­шаю­щи­ми дли­ну 60 миль.

Дан­ные о гра­ни­цах континентального шельфа за пре­де­ла­ми 200 миль пред­став­ля­ют­ся при­бреж­ным го­су­дар­ст­вом в Ко­мис­сию по гра­ни­цам континентального шельфа, соз­дан­ную в со­от­вет­ст­вии с Кон­вен­ци­ей ООН по мор­ско­му пра­ву 1982 года.

Ко­мис­сия да­ёт при­бреж­ным го­су­дар­ст­вам ре­ко­мен­да­ции, ко­то­рые яв­ля­ют­ся окон­ча­тель­ны­ми и для всех обя­за­тель­ны.

При­бреж­ное го­су­дар­ст­во сда­ёт на хра­не­ние Ге­не­раль­но­му сек­ре­та­рю ООН кар­ты и ин­фор­ма­цию, со­дер­жа­щую опи­са­ние внеш­ней гра­ни­цы его континентального шельфа, ко­то­рый над­ле­жа­щим об­ра­зом их опуб­ли­ко­вы­ва­ет.

Де­ли­ми­та­ция континентального шельфа ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми с про­ти­во­ле­жа­щи­ми или смеж­ны­ми по­бе­режь­я­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тём со­гла­ше­ния на ос­но­ве ме­ж­ду­народного пра­ва.

При­бреж­ное го­су­дар­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет над континентальным шельфом су­ве­рен­ные пра­ва в це­лях его раз­вед­ки и раз­ра­бот­ки при­род­ных ре­сур­сов.

Ес­ли при­бреж­ное го­су­дар­ст­во не про­из­во­дит раз­вед­ку или не раз­ра­ба­ты­ва­ет при­род­ные ре­сур­сы континентального шельфа, ни­кто не мо­жет де­лать это­го без оп­ре­де­лён­но вы­ра­жен­но­го со­гла­сия при­бреж­но­го го­су­дар­ст­ва.

Пра­ва при­бреж­но­го го­су­дар­ст­ва на континентальный шельф не за­ви­сят от эф­фек­тив­ной или фик­тив­ной ок­ку­па­ции им шель­фа или от пря­мо­го об этом за­яв­ле­ния. Операции над абзацем:

При­род­ные ре­сур­сы континентального шельфа вклю­ча­ют ми­не­раль­ные и другие не­жи­вые ре­сур­сы мор­ско­го дна и его недр, а так­же жи­вые ор­га­низ­мы, от­но­ся­щие­ся к «си­дя­чим ви­дам», т. е.

ор­га­низ­мы, ко­то­рые в пе­ри­од, ко­гда воз­мо­жен их про­мы­сел, ли­бо на­хо­дят­ся в не­под­виж­ном со­стоя­нии на мор­ском дне или под ним, ли­бо не спо­соб­ны пе­ре­дви­гать­ся ина­че как на­хо­дясь в по­сто­ян­ном фи­зическом кон­так­те с мор­ским дном или его не­дра­ми (напр., кра­бы, мол­лю­ски, во­до­рос­ли, мор­ские тра­вы). Пра­ва при­бреж­но­го го­су­дар­ст­ва на континенатльный шельф не за­тра­ги­ва­ют пра­во­во­го ста­ту­са по­кры­ваю­щих вод (име­ют ре­жим, ана­ло­гич­ный от­кры­то­му мо­рю) и воздушлного про­стран­ст­ва над эти­ми во­да­ми (воздные су­да об­ла­да­ют пра­вом сво­бод­но­го по­лё­та).

Все го­су­дар­ст­ва име­ют пра­во про­кла­ды­вать на континентальный шельф под­вод­ные ка­бе­ли и тру­бо­про­во­ды.

Оп­ре­де­ле­ние трас­сы для про­клад­ки та­ких тру­бо­про­во­дов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с со­гла­сия при­бреж­но­го го­су­дар­ст­ва.

При­бреж­ное го­су­дар­ст­во име­ет ис­клю­чи­тель­ное пра­во раз­ре­шать и ре­гу­ли­ро­вать соз­да­ние, экс­плуа­та­цию и ис­поль­зо­ва­ние ис­кусственных ост­ро­вов, ус­та­но­вок и со­ору­же­ний на кон­ти­нен­таль­ном шель­фе.

При­бреж­ное го­су­дар­ст­во долж­но про­из­во­дить от­чис­ле­ния или взно­сы на­ту­рой (про­дук­ци­ей) в свя­зи с раз­ра­бот­кой не­жи­вых ре­сур­сов континентальный шельф за пре­де­ла­ми 200 миль в Ме­ж­ду­народный ор­ган по мор­ско­му дну (соз­дан в со­от­вет­ст­вии с Кон­вен­ци­ей по мор­ско­му пра­ву 1982 года), ко­то­рый рас­пре­де­ля­ет их ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми — уча­ст­ни­ка­ми Кон­вен­ции на ос­но­ве кри­те­рия спра­вед­ли­во­сти, при­ни­мая во вни­ма­ние ин­те­ре­сы и по­треб­но­сти раз­ви­ваю­щих­ся стран (в осо­бен­но­сти внут­ри­кон­ти­нен­таль­ных стран).

В РФ пра­во­вой ре­жим континентального шельфа и по­ря­док экс­плуа­та­ции его ре­сур­сов оп­ре­де­ле­ны в Фе­де­раль­ном за­ко­не «О кон­ти­нен­таль­ном шель­фе РФ» (1995 год).

Литература

  • Кон­вен­ция ООН по мор­ско­му пра­ву 1982 г. Нью-Йорк, 1984
  • Бе­кя­шев К. А. Мор­ское ры­бо­лов­ное пра­во. М., 2007
Ссылка на основную публикацию