Статья 2. Правовые, социальные и иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи

17.11.2020
 993

Статья 2. Правовые, социальные и иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи пресс-служба Госдумы

Госдума приняла в первом чтении законопроекты из президентского «конституционного пакета». Они касаются формирования парламента и дополнительных гарантий бывшим руководителям страны.

Бессрочная индульгенция для экс-президента

В поправках, касающихся неприкосновенности экс-президента, есть «правовая, политическая и историческая составляющая», пафосно начал представление документа Павел Крашенинников. (L.R рассказывал о внесении документа).

Законопроект, довольно существенно меняет существующий порядок, по которому и сейчас нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности бывшего президента за деяния, совершенные им во время исполнения полномочий. Его также нельзя задержать, арестовать, обыскать, допросить или досмотреть, если дела связаны с обязанностями руководителя страны.

Теперь планируется исключить указание на сроки совершения экс-президентом противоправных деяний.

Также меняется процедура лишения неприкосновенности. Сейчас экс-президент может утратить ее, если против него возбудят уголовное дело о тяжком преступлении во время исполнения полномочий главы государства. Процедуру должен инициировать председатель Следственного комитета. Для этого он обязан направить соответствующий документ в Госдуму.

По новому проекту лишить бывшего президента неприкосновенности может Совфед и только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене «или совершении иного тяжкого преступления». После этого обвинение должны подтвердить Верховный и Конституционный суды.

Решение Госдумы о выдвижении обвинения и решение Совфеда о лишении неприкосновенности должны принять две трети от общего числа парламентариев обеих палат по инициативе не менее чем одной трети депутатов.

Решение Совета Федерации об отрешении президента от должности или о лишении неприкосновенности бывшего главы государства должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения.

В противном случае оно будет отклонено.

Сенатор навсегда

Также Госдума поддержала в первом чтении новую редакцию закона о порядке формирования Совета Федерации, а также поправки в закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ». В последнем исчезнет термин член Совета Федерации, который везде будет заменен на «сенатор».

После принятия поправок, как рассказывал L.R, президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, приобретает пожизненный статус сенатора с момента подачи в Совфед заявления.

Оно может быть подано однократно в течение трех месяцев со дня прекращения исполнения полномочий.

Президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу.

Уточняется, что для сенатора РФ — экс-президента сохраняются социальные и иные гарантии, установленные Федеральным законом «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

В свою очередь, сенаторы — представители РФ назначаются указом президента на шесть лет либо пожизненно (не более семи сенаторов). Назначение сенаторов является правом, но не обязанностью президента, и может осуществляться по его усмотрению в любое время.

К кандидатам в сенаторы устанавливаются определенные требования, включая возрастной ценз в 30 лет, а также ценз оседлости (за рядом исключений) для представителей регионов. Расширяются ограничения для назначения сенаторами лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (по аналогии с действующим ограничением пассивного избирательного права).

  • Также согласно Конституции указывается, что представителями РФ, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
  • Исключаются положения о приостановлении военной и правоохранительной службы на период осуществления полномочий сенатора РФ, депутата ГД, а также о предоставлении прежнего места работы после истечения срока полномочий сенатора РФ, депутата ГД.
  • Новым основанием для досрочного прекращения полномочий сенатора и депутата ГД указывается установление фактов, свидетельствующих о несоблюдении законодательных требований, ограничений и запретов.

Владимир Путин подписал указ о гарантиях президенту РФ и членам его семьи. Новости. Первый канал

Исполняющий обязанности президента РФ Владимир Путин подписал Указ «О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Как сообщили в пресс-службе главы государства, президенту, «прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия…. и членам его семьи предоставляются следующие правовые, социальные и иные гарантии»:

  • Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения президента РФ.
  • В случае назначения или избрания президента, прекратившего исполнение своих полномочий, на государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или на государственную должность государственной службы выплата указанного денежного содержания приостанавливается на период замещения им одной из указанных должностей.
  • Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», включая предоставление специальной связи и транспортное обслуживание.

Государственная охрана предоставляется также членам семьи президента, прекратившего исполнение своих полномочий, проживающим совместно с ним или его сопровождающим. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и проживающим совместно с ним членам семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения им исполнения своих полномочий.

Жизнь и здоровье президента, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению президента РФ.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или к административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

Неприкосновенность президента, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Гарантии президентства в РФ: блага экс-главы государства и его семьи

Кроме того, бывшего президента нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности за деяния, которые он совершил в период своего президентства.

Исключение составляют тяжкие преступления, то есть те, которые, согласно Уголовному кодексу, влекут за собой наказание в виде лишения свободы сроком более пяти лет.

Если экс-президент их совершит, то лишить его неприкосновенности можно только двумя третями голосов каждой из палат парламента.

После смерти бывшего президента каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости. Также им предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, сохраняется право на медицинское обслуживание в течение пяти лет со дня смерти бывшего президента.

Первый и последний президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев после своей отставки получал пенсию, которая равнялась президентскому окладу в 1991 году — 4 тысячи рублей. Сумма, по тем временам, вполне приличная.

Ему была оставлена госдача — в 14 километрах от Москвы, в комплексе «Москва-река» на Рублевке, в которой он живет и по сей день (это государственный объект, но находится в пожизненном пользовании Михаила Сергеевича). Это дача, в которой Горбачев жил с того времени, когда приехал в Москву из Ставрополья и до 1985 года.

Кроме того, у Горбачевых была одна семикомнатная квартира на улице Косыгина, из которой их попросили переехать в более скромное жилье, но в том же доме. Им оставили обслуживающий персонал — повар, горничная и сестра-хозяйка. Экс-президенту также выделили 17 телохранителей и автомобиль ЗИЛ со спецсвязью.

Но с начала апреля 1992 года вместо «ЗИЛа» Горбачева обслуживала «Волга» без спецсвязи, правда, в 1997 году спецсвязь на горбачевской «Волге» все-таки появилась. Число охранников постепенно сокращалось — сегодня их осталось трое.

Читайте также:  Федеральный закон от 16.05.1995 N 75-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике"

  • 21 декабря 1991 года главы государств СНГ — Борис Ельцин, Нурсултан Назарбаев, Станислав Шушкевич, Леонид Кравчук, Ислам Каримов, Сапармурат Ниязов и Аскар Акаев — подписали в Белоруссии совместный документ о пожизненных гарантиях экс-президенту СССР.
  • Пенсия, дача, машина и охрана сохранялись до конца жизни, однако в документе не было ни слова о гарантиях неприкосновенности самому Горбачеву и его семье.
  • В 1994 году Горбачеву была установлена пенсия в 40 минимальных окладов.

В 1996 году доход первого президента России Бориса Николаевича  Ельцина, согласно декларации, составил 243,6 тыс. деноминированных рублей.

Кроме того, он являлся ответственным квартиросъемщиком квартиры в Крылатском площадью 323,4 м2, земельного участка в Московской области площадью 4 гектара, выкупленного в 1995 году, дачи площадью 452 квадратных метра и автомобиль BMW седьмой серии. Доход и личное имущество в целом были оценены в 1,259 млн «новых» рублей.

После смерти Бориса Ельцина, в соответствии с Законом «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему свои полномочия, и членам его семьи» членам семьи экс-президента, в первую очередь Наине Иосифовне, полагается ежемесячное денежное пособие, которое равняется 6-кратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному на день смерти экс-президента. За ней сохраняется право на пользование служебным автотранспортом, на медобслуживание.

В Законе также есть пункт, по которому может быть принято решение по предоставлению семье госохраны.

Бывшая президентская усадьба в Барвихе (так называемый объект «Б-4») была возведена в конце 1980-х специально для генсека Горбачева.

Борис Ельцин вселился на эту дачу в конце 1996 года и занимал ее вплоть до самой смерти.

После отставки дача была закреплена за первым президентом в пожизненное пользование, все расходы взял на себя федеральный бюджет. Объект включает в себя ряд строений на территории 66 га.

5 апреля 1995 года главой администрации Одинцовского района Б. Ельцину был передан в собственность участок размером 3,75 га в районе поселка Горки-10. Второй участок площадью 0,25 га был выделен экс-президенту раньше.

Все справки>>

Гарантии президенту, прекратившему исполнение своих полномочий

В Российской Федерации действует Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Данным законом устанавливаются правовые, социальные и иные гарантии, которые распространяются только на Президента, прекратившего свои полномочия в связи с истечением срока его пребывания в должности, либо его отставки, или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Из этого следует, что юридически не урегулирована и процедура о социальных гарантиях членам семьи умершего Президента и их материальном обеспечении. Такая норма в указанном Законе есть, но она адресована семье того Президента, который умер после предоставления ему и членам его семьи гарантий.

  • Такому лицу:
  • 1) пожизненно предоставляется государственная охрана,
  • 2) сохраняется право на медицинское обслуживание(такое же какое было прежде);
  • 3) государственное страхование жизни и здоровья за счет средств федерального бюджета.

4) Сохраняется неприкосновенность, заключающаяся в том, что бывший Президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ. В случае возбуждения уголовного дела по факту совершения бывшим Президентом тяжкого преступления в период исполнения им обязанностей Президента он может быть лишен неприкосновенности. Однако возбуждение дела осуществляется в особой процедуре. Предусмотрено, что Генеральный прокурор направляет представление в Государственную Думу, которая дает согласие на лишение неприкосновенности бывшего Президента, затем такое согласие дает и Совет Федерации. Если обе или одна из палат Федерального Собрания не дает согласия на лишение неприкосновенности, то это влечет прекращение данного уголовного дела.

  1. В случае согласия палат на лишение неприкосновенности производство по делу происходит в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
  2. 5) ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента;
  3. 6) за ним сохраняется одна из государственных дач;
  4. 7) бесплатное пользование правительственной связью;
  5. 8) он имеет аппарат помощников и другие льготы.

Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий

Полномочия Президента Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральных законах (хотя в Конституции отсутствует прямая ссылка на возможность подобного правового закрепления полномочий Президента РФ) и объединены в следующие группы: полномочия по формированию исполнительной власти и руководство ею; полномочия по взаимодействию с федеральными органами законодательной и судебной власти; полномочия в сфере безопасности и обороны; полномочия в области внешней политики и международных отношений; иные полномочия Президента РФ.

Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи установлены Федеральным законом от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Данные полномочия объединены в следующие группы: правовые, социальные и иные гарантии; неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий; материальное обеспечение; право на бытовое обеспечение и транспортное обслуживание; возможность пользования специальными средствами связи; наличие аппарата помощников.

Под неприкосновенностью Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий следует понимать, что он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.

В данном случае Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации должен в трехмесячный срок рассмотреть вопрос о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.

Читайте также:  Статья 12. Общие положения

Среди специальных социальных гарантий можно выделить следующие: за Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий; жизнь и здоровье Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента Российской Федерации, на случай гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью или причинения увечья или иного повреждения здоровья. Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, связанные с обеспечением социальных гарантий Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

При этом указанный федеральный закон отдельно выделяет социальные гарантии членам семьи умершего Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и их материальное обеспечение, которые заключаются в том, что после смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца. При этом им также предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.

Отдельно выделяются меры социального обеспечения Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий: Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации.

При этом выплата денежного содержания, предусмотренного частью 2 статьи 4 указанного федерального закона, приостанавливается в случае замещения Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.

Также следует учитывать, что Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий предоставляются и иные правовые и организационные гарантии: он имеет право на бесплатное пользование на территории Российской Федерации правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Также Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Помощники Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним. Общий месячный фонд оплаты труда помощников Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, устанавливается в первые тридцать месяцев со дня прекращения им исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей двукратного размера месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации, а после истечения указанного срока — полуторакратного размера месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации. В пределах указанного фонда оплаты труда Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, самостоятельно определяет размер должностных окладов своих помощников, порядок и размер их премирования.

Акты Президента РФ

Важнейшей формой реализации конституционных полномочий Президента РФ и одновременно его функциональным полномочием является издание актов. Речь идет в первую очередь о правовых актах, хотя конституционный статус Президента РФ не исключает, а, напротив, даже предполагает издание им также документов неправового характера.

К таковым, в частности, можно отнести послание Президента РФ о положении дел в стране – официальный документ, ежегодно представляемый Федеральному Собранию и провозглашаемый на совместном заседании палат, отличающийся социально-политическим содержанием, однако не включающий каких-либо правовых предписаний (п. «е» ст.84, ч.3 ст.

100 Конституции РФ).

Правовые акты Президент издает в форме указов и распоряжений (ч.1 ст.90 Конституции РФ). В Распоряжении Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 85-рп (с изм. от 5 июля 1994 г., 3 августа 1996 г., 28 июня 2005 г.

), утвердившем Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РФ (далее – Распоряжение № 85-рп), была предпринята попытка разграничения указов и распоряжений Президента: было предложено «при подготовке проектов актов Президента РФ исходить из того, что решения Президента РФ нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании оформляются указами Президента РФ; решения же Президента РФ по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ принимаются в форме распоряжений, при этом распоряжения Президента РФ не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер» (п.3). Таким образом, были намечены критерии разграничения указов и распоряжений, в соответствии с которыми указами должны были оформляться внешне властные действия Президента РФ, а распоряжениями – его внутриорганизационные действия. При этом признавалось, что указы могут носить как нормативный, так и ненормативный характер, в то время как распоряжения должны быть ненормативными. Однако если следовать первому критерию разграничения указов и распоряжений (внутреннее или внешнее действие), невозможно в полной мере реализовать второй критерий, т.к. оформление действий в сфере внутренней организации деятельности органов при Президенте РФ может быть связано с изданием предписаний нормативного характера.

Указы и распоряжения, как нормативные, так и ненормативные (индивидуальные) обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч.2 и 3 ст.90 Конституции РФ). Данным положением Конституции определяется место актов Президента РФ (и прежде всего нормативных) в системе правовых актов.

В литературе по конституционному праву это место оценивается, однако, неоднозначно: большинство авторов характеризуют акты Президента как подзаконные, хотя и со своими особенностями (Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой и О.Е.Кутафина. 3-изд. М.: Юристъ, 2004. § 5 гл.

XVII), некоторые же указывают на особое положение актов Президента РФ между законами и подзаконными актами (Обзор позиций по данному вопросу см.: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М.: ЮНИТИ, 2002. Гл. IV, § 1. С.470-473).

В отличие от актов Правительства РФ, нормативные указы Президента РФ, как было отмечено выше, могут издаваться не только «на основании и во исполнение законов», но и в отсутствие законодательного регулирования, в порядке восполнения пробелов в законодательстве впредь до издания федерального закона с соблюдением требования непротиворечия издаваемого указа действующим федеральным законам и при недопустимости использования указной формы при прямом указании Конституции на необходимость оформления соответствующих отношений федеральным законом или федеральным конституционным законом (Абз.1 п.4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. «по делу о проверке конституционности п.2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» и п.2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом»). Таким образом, указы Президента по их юридическому содержанию подразделяются на ненормативные и нормативные, последние в свою очередь могут быть разграничены на нормативные указы, издаваемые во исполнение Конституции РФ и федеральных законов в рамках реализации закрепленных в этих актах нормотворческих полномочий Президента, а также на нормативные указы, издаваемые в рамках восполнения пробелов в законодательстве впредь до принятия федеральных законов c соблюдением конституционных ограничений. Вместе с тем, следует учитывать, что дискуссия о пределах указного нормотворчества Президента РФ далеко не завершена. Одним из наиболее актуальных вопросов продолжает оставаться вопрос о выработке правового инструментария, не позволяющего допустить подмену закона указом, а парламента президентом. В этом смысле предложения об использовании зарубежного опыта делегированного законодательства во взаимоотношениях Президента РФ и Федерального Собрания РФ представляются небезынтересными (Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд. Т.2. М.: Юристъ, 2007. Гл. 25. С.332, 334).

Читайте также:  Статья 8.1. Полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения

Порядок подготовки проектов указов и распоряжений Президента РФ, в том числе предусматривающих издание постановлений или распоряжений Правительства РФ, определяется в уже упомянутом выше Распоряжении № 85-рп, а также в Указе Президента РФ от 2 мая 1996 г.

№ 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ».

Анализ названных документов показывает, что основная роль в процессе подготовки проектов указов и распоряжений Президента РФ принадлежит Администрации Президента РФ, ее должностным лицам и структурным подразделениям.

Это однако не означает, что право на внесение проектов указов или распоряжений не принадлежит федеральным органам исполнительной власти: они также могут подготавливать и вносить данные акты.

В то же время проекты указов и распоряжений Президента РФ, содержащие вопросы, отнесенные к сфере ведения Правительства РФ, подлежат внесению на согласование в Правительство РФ, а проекты указов нормативного характера должны проходить согласование с Министерством юстиции РФ (п.5 и 7 Распоряжения № 85-рп).

Форма и сроки согласования (визирования) проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, устанавливаются Инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Руководителем Администрации Президента Российской Федерации (п.9 Распоряжения № 85-рп). Все проекты указов и распоряжений проходят юридическую экспертизу в Государственно-правовом управлении Президента РФ (п.6 Распоряжения № 85-рп). Руководитель Администрации визирует проекты указов и распоряжений перед их передачей в Канцелярию Президента РФ с целью последующего внесения на подписание Президенту РФ (п.10 Распоряжения № 85-рп).

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента установлен Указом Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 763).

В соответствии с этим Указом акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию (в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ), кроме актов, отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п.1). Акты Президента РФ публикуются не позднее 10 дней после дня их подписания (п.2 Указа № 763).

При этом момент вступления актов Президента РФ в силу определяется в зависимости от их юридического содержания:

  • акты нормативного характера вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования;
  • иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, — со дня их подписания (п.5 Указа № 763).

Указанные правила вступления в силу указов и распоряжений Президента РФ действуют лишь в том случае, если в самих актах Президента РФ не установлен другой порядок вступления их в силу (п.7 Указа № 763).

43. Гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий

В
Российской Федерации действует
Федеральный закон «О гарантиях Президенту
Российской Федерации, прекра­тившему
исполнение своих полномочий, и членам
его семьи».

Данным законом
устанав­ливаются правовые, социальные
и иные гарантии, которые распространяются
только на Президента, прекратившего
свои полномочия в связи с истечением
срока его пребывания в должности, либо
его отставки, или стойкой неспособности
по состоянию здоровья осуществлять
свои полномочия.

Из этого следует,
что юридически не урегулирована и
процедура о социальных гарантиях членам
семьи умершего Президента и их
мате­риальном обеспечении. Такая
норма в указанном Законе есть, но она
адресована семье того Президента,
который умер после предостав­ления
ему и членам его семьи гарантий.

  • Такому лицу:
  • 1) пожизненно
    предоставля­ется государственная
    охрана,
  • 2) сохраняется
    право на медицин­ское обслуживание(такое
    же какое было прежде);
  • 3) государственное
    страхование жизни и здоровья за счет
    средств федерального бюджета.

4) Сохраняется
неприкосновенность, заключающаяся в
том, что бывший Президент не может быть
привлечен к уголовной или административной
ответст­венности за деяния, совершенные
им в период исполнения полномо­чий
Президента, а также задержан, арестован,
подвергнут обыску, до­просу либо
личному досмотру, если указанные действия
осуществля­ются в ходе производства
по делам, связанным с исполнением им
полномочий Президента РФ. В случае
возбуждения уголовного дела по факту
совершения бывшим Президентом тяжкого
преступления в период исполнения им
обязанностей Президента он может быть
ли­шен неприкосновенности. Однако
возбуждение дела осуществляется в
особой процедуре. Предусмотрено, что
Генеральный прокурор на­правляет
представление в Государственную Думу,
которая дает согласие на лишение
неприкосновенности бывшего Президента,
затем такое со­гласие дает и Совет
Федерации. Если обе или одна из палат
Федераль­ного Собрания не дает согласия
на лишение неприкосновенности, то это
влечет прекращение данного уголовного
дела.

  1. В случае согласия
    палат на лишение неприкосновенности
    произ­водство по делу происходит в
    порядке, установленном Уголовно-про­цессуальным
    кодексом РФ.
  2. 5) ежемесячное
    пожизненное денежное содержание в
    размере 75% месяч­ного денежного
    вознаграждения Президента;
  3. 6) за ним сохраняется
    одна из государственных дач;
  4. 7) бесплатное
    пользование правительственной связью;
  5. 8) он имеет аппарат
    помощников и другие льготы.

44. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации

Согласно
Конституции РФ Федеральное Собрание
является парламентом
Российской
Федерации.

В Российской
Федерации Федеральное Собрание пришло
на смену «двухступенчатому» механизму
высших органов государственной власти
Российской Федерации, включавшему Съезд
народных депутатов и формируемый им
Верховный Совет.

В
Конституции РФ указывается, что
Федеральное Собра­ние — представительный
орган Российской
Федерации, т.е. представляет интересы
всего многонационального народа РФ.

В
Конституции РФ Федеральное Собрание
характеризуется и как законодательный
орган Российской Федерации, т.е. ни
один закон Российской Федерации не
мо­жет быть издан, если он не рассмотрен
и не одобрен парламентом, а сам парламент
обладает полной и ничем не ограниченной
в рамках полно­мочий Российской
Федерации и ее Конституции компетенцией
в сфере законодательства.

Будучи
законодательным органом, Федеральное
Собрание осуществляет
и некоторые довольно ограниченные
контрольные функции за ис­полнительной
властью.
Контроль осуществляется посредством
феде­рального бюджета, принимаемого
Государственной Думой, а также
ис­пользования права отказывать в
доверии Правительству, которое в этом
случае может быть отправлено Президентом
РФ в отставку.

Согласно
Конституции Федеральное
Собрание состоит из двух палат — Совета
Федерации и Государственной Думы.

Государст­венная
Дума представляет все население
Российской Федерации, а Со­вет
Федерации, часто именуемый верхней
палатой, состоит из членов, представляющих
все субъекты Федерации.

Палаты Федерального
Собрания самостоятельно решают вопросы,
относящиеся к их ведению, в соответствии
с Конституцией. Тем не менее, Конституция
устанавливает, что палаты могут собираться
совместно для заслушивания посланий
Президента РФ, посланий Конституционного
Суда РФ и выступлений руководителей
иностранных государств.

Конституция
предусматривает различную компетенцию
для каждой из палат, обеспечивая тем
самым систему «сдержек и противовесов»
в деятельности Федерального Собрания.

Ссылка на основную публикацию