Статья 19. Таможенно-тарифное регулирование

Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства.

Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны.

Товарная номенклатура – это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

  • Различают одноколоночные и многоколоночные тарифы, которые соответственно не предусматривают или предусматривают возможность применения к товару различных ставок пошлин в зависимости от того, какой режим действует для страны — экспортера.
  •  Таким образом, таможенный тариф может состоять из трех основных элементов: ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа.
  • Системы одноколоночного тарифа встречаются достаточно редко.В многоколоночных тарифах чаще всего предусматриваются следующие колонки тарифа:
  •  — для товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Иногда эту колонку тарифа называют базовой;
  •  — для товаров, ввозимых из стран, которые не имеют соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Обычно это самые высокие пошлины;

— товары, которые ввозятся из стран, пользующихся преференциальным режимом, эти пошлины обычно наиболее низкие. Преференции могут предоставляться как на односторонней основе в рамках ЮНКТАД, так и в рамках создания преференциальных соглашений между странами (например, создания зон свободной торговли).

Таможенные тарифы могут иметь и более сложную структуру с указанием ставок в рамках тарифных квот, компенсационных и других сборов.

Импортная таможенная пошлина – наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок.

Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограниченийвывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

  1. Транзитные пошлины в настоящее время применяются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
  2. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
  3. — фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  4. — протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  5. — балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
  6. По способу взимания таможенные пошлины делятся на:
  7. — адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
  8. — специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);
  9. — комбинированные — сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);
  10. —  смешанные – сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).

Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям,машинотехнической и наукоемкой продукции.

Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.

Преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара.

Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.

Комбинированные пошлины могут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины.

В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.

Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа.

Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара.

Эскалация товара – повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.

Этому принципу следуют подавляющее большинство государств. На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.

Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов.

При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

Политика эффективной тарифной защиты – политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями.

Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров.

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47.

При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров – раундов переговоров ГАТТ.

В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах – членах ГАТТ с 1947 года сократился более чем в 4 раза – до 6-7 % на промышленные изделия.

iMPORT40.RU

Таможенно-тарифное  регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц.

Благодаря деятельности международных организаций и объединений национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.

В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. 

Функции таможенного тарифа:

  1. Протекционизм — защита отечественных товаров от иностранной конкуренции
  2. Фиск — пополнение госбюджета.

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.

С помощью тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.

Читайте также:  Статья 36. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности

Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера.

В России действуют:

Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины 

Действующий таможенный тариф утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148 «О таможенном тарифе Российской Федерации – своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (с изм. и доп. от 26 февраля 2002 г.).

  • Размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной.
  • Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений.
  • Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования.
  • Россия предоставляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров).
  • Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере.

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины 

При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

  • Пополнением доходной части бюджета;
  • Защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Таможенная система — это совокупность методов и приемов в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых в рамках таможенной политики.

Таможенно-тарифное регулирование является неотъемлемой частью таможенно-тарифной системы и представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин и имеющий целью, в частности, защиту внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике [9].

Необходимость четкой правовой регламентации таможенно-тарифного регулирования объясняется следующим: Во-первых, таможенное регулирование прямо или косвенно воздействует на сферу предпринимательства, частно-экономических интересов, влияя на корректировку направлений внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов. Помимо этого, оно требует нормирования «внешняя» направленность таможенно-тарифной политики, создающая для государства обязательства международно-правового характера. [1].

Тарифное регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Существует ряд законодательных документов, являющихся законодательной базой таможенно-тарифной системы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, Законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «О техническом регулировании», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др. Ранее отношения в таможенной системе регулировались Таможенным кодексом РФ, который утратил силу с 29 декабря 2010 г. С помощью вышепредставленных документов регламентируется порядок уплаты таможенных пошлин, определение курсовых разниц, определяется построение самой таможенно-тарифной системы и правила перемещения товара заграницу. Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

—          инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

—          свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

—          конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. [2].

  • По своей природе таможенные пошлины выполняют три основные функции:
  • —          фискальную (относится и к импортным, и к экспортным пошлинам) в связи с тем, что они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • —          протекционистскую (относится к импортным пошлинам), так как с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • —          балансировочную (относится к экспортным пошлинам), поскольку они устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Согласно ст. 19 ФЗ № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г.

«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимания таможенных платежей. К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров.

Традиционно различают два типа таможенных тарифов — простой и сложный. Простой тариф — это такой тариф, при котором для каждого товара устанавливается ставка таможенной пошлины, применимая вне зависимости от страны происхождения товара. Сложный тариф характеризуется тем, что каждому товару соответствует две и более ставок таможенных пошлин.

Сложные тарифы в свою очередь делятся на автономные, конвенционные, автономно-конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения.

Конвенционные ставки определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договоры (например, ГАТТ или соглашения о таможенном союзе).

Автономно-конвенционные ставки объединяют две вышеуказанные ставки, посредством чего в рамках договоров может указываться возможность отступления от предусмотренной в нем ставки на конкретные товары при определенных условиях.

Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются в торговле с развивающимися странами. Цель таких пошлин — поддержать экономическое развитие страны за счет расширения их экспорта.

По характеру таможенные пошлины можно подразделить на антидемпинговые, компенсационные, сезонные и карательные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материальною ущерба отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Компенсационные пошлины устанавливаются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Сезонные пошлины — пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера. Срок действия таких пошлин не превышает нескольких месяцев в году. Карательные пошлины применяются значительно реже, они устанавливаются для товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении государства дискриминацию, принимающих недружественные акты и т. п. [3, с. 204–212].

По объекту взимания таможенных пошлин традиционно проводят деление на экспортные (вывозные), импортные (ввозные). Экспортные (вывозные) пошлины вводятся на экспортные товары при их вывозе за пределы таможенной территории государства.

Целью их введения, прежде всего, выступает стремление сократить экспорт национальной продукции, а также пополнение государственного бюджета. Импортные (ввозные) — это такие пошлины, которые устанавливаются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения па внутреннем рынке страны.

Они применяются для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, а также выполняют фискальную функцию. Реже всего применяются транзитные пошлины, используемые как средство торговой войны. Они вводятся на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

При ввозе товаров таможенные платежи подлежат уплате не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ [10]. При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ.

За несоблюдение данных условий начисляются пени и штрафы. Допускается и досрочная уплата таможенных платежей.

Существует также разделение таможенных пошлин в зависимости от способа их взимания на адвалорные, специальные и комбинированные. Адвалорные пошлины — это пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % таможенной стоимости).

Применение данного вида взыскания характеризуется субъективной оценкой, что в свою очередь может привести к злоупотреблению. Прежде всего, использование субъективной оценки связано с наличием разнообразных факторов, которые влияют на колебание цены (обменный курс, процентная ставка и др.).

В связи с этим установление адвалорных пошлин видится не совсем целесообразным. Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие.

Специальные пошлины — это обязательный взнос, который начисляется в твердо установленной форме за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 г). Они вводятся обычно на стандартизированные товары и имеют преимущество в простоте применения и исключении возможности для злоупотреблений.

Читайте также:  Статья 21. мероприятия по организации дорожного движения

По специфическим ставкам чаще всего облагаются готовые изделия. Своеобразной чертой данного вида сборов является зависимость уровня таможенной защиты с помощью специфических пошлин от колебания цен на товары. Поэтому при возрастании импортных цен уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает.

Однако во время падения импортных цен данный вид тарифа увеличивает уровень защиты национальных производителей. Комбинированные — это специфическая форма взимания пошлины, которая сочетает оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 г). [4].

По размеру взимания таможенные ставки можно подразделить на номинальные, эффективные (реальные), льготные, минимальные, промежуточные, максимальные. Номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт.

Эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных па импортные узлы и детали этих товаров. Особое значение следует уделить максимальным тарифным ставкам, от которых государства постепенно отходят, но они еще имеют место быть, что, тем самым, не дает нормально функционировать рыночной экономике.

Максимальные ставки, в свою очередь, могут быть: покровительственные — их уровень превышает уровень максимальных пошлин по степени обработки товара. Цель установления данного вида тарифов связана с проведением в стране политики протекционизма. Запретительные -обычно на 30 % выше покровительственных. Наступательные — на 30–40 % выше по отношению к запретительным.

Их цель — полное исключение импорта этой страны. [5, с. 206–208].

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование наделяет государство несколькими преимуществами и защищает её от бесконтрольного ввоза иностранных товаров. Первое преимущество состоит в том, что государство косвенным способом регулирует и ограничивает импорт иностранных товаров — с помощью таможенных пошлин, таможенных тарифов и системы тарифных льгот.

Второе же преимущество заключается в следующем: все таможенные платежи, которые уплачиваются в соответствии с нормативами таможенного регулирования, относятся к государственным доходам, следовательно, благодаря таможенно-тарифной системе экономика помогает обеспечивать государственный бюджет страны.

Помимо этого таможенно-тарифная система выступает как эффективный инструмент политики протекционизма.

Однако, всем известно, что с недавнего времени — с 22 августа 2012 года, Россия стала официальным 156м представителем всемирной торговой организации (ВТО).

В связи с этим изменились тарифные ставки по многим видам продукции для иностранных государств. Общая тенденция изменения ставок ведет к их снижению, что положительно только для потребителя, т. е.

снижение тарифных ставок приведет к удешевлению товаров, а также расширению ассортимента.

Если же оценивать возможные последствия от вступления в ВТО, то наиболее адекватным был недавний анализ этих последствий от компании Ernst & Young [8], использовавшей в качестве инструмента исследования прикладную модель общего равновесия российской экономики. Последствия присоединения России к ВТО моделировались на основе изменения тарифов до уровней, определенных условиями вступления в организацию, и улучшения доступа российского экспорта на мировой рынок в ряде секторов экономики.

Ernst & Young делает такой общий вывод: «Результаты оценки последствий вступления России в ВТО в масштабах экономики всей страны указывают на общий положительный эффект. Суммарный эффект от изменения тарифов и улучшения условий доступа российских производителей на зарубежные рынки составит в краткосрочной перспективе 0,5 % от уровня агрегированного потребления в стране».

Далее аналитики разбирают плюсы и минусы ВТО для отдельных отраслей.

В масштабе всей страны наибольший рост объема производства ожидается в цветной металлургии (14,45 %, в процентах от уровня базового года), в черной металлургии (3,63 %), в химическом и нефтехимическом производстве (2,05 %).

А вот наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева (-6,74 %, в процентах от уровня базового года), легкая промышленность (-4,35 %) и машиностроение (-2,77 %). [6]

Но следует отметить, что «уровень связывания» импортных пошлин будет устанавливаться постепенно: на первом этапе сокращение ставок коснется одной трети всех тарифных позиций, через 3 года вступят в действие новые тарифы еще по четверти позиций. Самый продолжительный период установлен для мяса птицы (8 лет), легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов (7 лет).

В последнее время в России вновь пошли скандалы вокруг продуктов с содержанием генно-модифицированных организмов (ГМО). В момент подписания документов на вступление в ВТО эксперты стали заявлять о том, что это широко раскроет двери для ГМО в Россию, и мы не сможем этому противостоять, — заявляет аналитик Марина Грицюк. [7].

Возникают угрозы, что под видом заботы о потребителе, развития внешнеторговой деятельности делает это в ущерб национальным производителям.

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности отражает общую направленность экономической политики либо на максимальное привлечение иностранного капитала, либо на реализацию протекционистских идей, что отражается в национальном законодательстве, международных договорах.

В свою очередь, таможенно-тарифное регулирование как особый метод внешнеторговой деятельности государства в связи с вступлением в ВТО было подвергнуто серьезным изменениям. Политика Российского государства на данном этапе развития направлена на гуманизацию внешнеторгового регулирования.

А это обязательно повлечет за собой не только уменьшение, но и отмену определенных импортных пошлин, в связи с чем встает вопрос о целесообразности расставления приоритетов между национальным потребителем, а также поддержанием международного сотрудничества, и национальным производителем и всей национальной экономикой в целом.

Литература:

1.         Трошкина Т. Н. Таможенно-тарифные инструменты в системе государственно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // СПС «Консультант Плюс»;

2.         Киреев А. П. Международная экономика: в 2 ч.: учеб. пособие для вузов. Ч. I.: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Междунар. отношения, 1997.

3.         Киреев А. П. Указ. соч. С. 204–212.

4.         Михайлушкин АН., Шимко П. Д. Международная экономика М.: Высшая школа, 2002 // СПС «Консультант Плюс»

5.         Киреев А. П. Указ. соч. С. 206–208.

6.         Материал статьи КМ.RU. Режим доступа: http://www.km.ru/v-rossii/2012/08/22/otnosheniya-rossii-s-vto/my-vstupili-v-vto-chto-dalshe.

7.         Грицюк М. Мутант приходит по-английски // Рос. газ.; Неделя № № 6046 (70). 02.04.2013.

8.         Ernst & Young Client Portal. Режим доступа: http://www.ey.com/RU/RU/Home;

9.         Федеральный закон ФЗ № 19 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ст. 2, п. 24.

10.     Таможенный Кодекс Российской Федерации, ст. 329.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

  • Согласно закону Федеральному закону №164 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая деятельность регулируется при помощи таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
  • Под тарифным регулированием понимают меры (или комплекс мер), основанные на воздействии на ценовой фактор внешнеторгового оборота.
  • В комплекс мер включены таможенные пошлины и иные налоги, оплата которых является обязательным условием помещения ввозимых товаров в режим свободного обращения.
  • Меры таможенного регулирования используются таможенными органами для обеспечения таможенного контроля за перемещением товара через государственную границу.

Основной элемент тарифного регулирования

  1. Основным элементом в таможенно-тарифном регулирования является тариф.
  2. Под тарифом понимают ставки таможенных пошлин, которые систематизированы Товарной номенклатурой, основанной на Гармонизированной системе кодировки и описания товаров.

  3. В Товарную номенклатуру входят названия товаров, которые облагаются пошлинами и названия товаров, которые пропускают беспошлинно. Различают два вида таможенного тарифа:
  • простой таможенный тариф,
  • сложный таможенный тариф.

Определение 1

Под простым таможенным тарифом понимают одну ставку для каждого вида товара, которая применяется вне зависимости от того, в какой стране был произведен товар.

Данный тариф имеет свои недостатки, так как не обеспечивает должной маневренности, поэтому его невозможно применять в современных условиях. В данном тарифе не предусмотрены льготы, и он мало распространен (в основном в Мексике, Боливии и др. странах)

Определение 2

Под сложным тарифом понимают тариф, при котором устанавливают несколько ставок таможенной пошлины на каждый товар

Данный тариф маневренней, чем простой тариф и лучше приспособлен к конкурентной борьбе. Данный тариф позволяет оказывать воздействие на другие страны, кому-то предоставлять льготы на пошлины, кому-то наоборот завышать тарифы. Благодаря данному тарифу государством проводится дифференцированная таможенная политика.

Таможенный тариф формируется, исходя из таможенной стоимости.

Читайте также:  Налоговое законодательство - советы юриста

Определение 3

Под таможенной стоимостью понимают стоимость товара, которая определяется для исчисления таможенных пошлин, НДС, сборов и акцизов

Данная стоимость фактически является налоговой базой. Таможенная стоимость применяется для государственного регулирования международных экономических отношений, в которое входит осуществление контроля внешнеторговых сделок, валютный контроль, контроль над расчетами банков. Таможенную стоимость определяет декларант, а проверяет таможенный орган.

Для таможенного тарифа характерны свои цели. Основными целями таможенного тарифа являются:

  • поддержание рациональности в структуре товаров и в соотношении ввозимых и вывозимых товаров,
  • поддержание благоприятных условий для создания изменений в таможенно-тарифном регулировании,
  • защита экономики страны
  • эффективная интеграция российского рынка в мировую среду

Результаты таможенно-тарифного регулирования

Анализ показателей таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и экспортных операций России на современном этапе показывает достаточной серьезную проделанную работу в этой сфере. Так по итогам первого полугодия 2016 г.

экспорт товаров, в стоимостном выражении, снизился на 28,7 % (до 129,7 млрд. долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. При этом внешнеторговый оборот РФ за отчетный период составил $249 млрд, снизившись на 20,8%.

249 млрд, снизившись на 20,8%.

Одновременно с этим доля товаров топливно-энергетической сферы в структуре экспорта в дальнее зарубежье снизилась на 6,6 п. п. и составляет 62,2%. Адвалорный экспортный объем товаров топливно-энергетического направления понизился на 34,3%, в то время как физический — возрос на 1,8%.

Несырьевой неэнергетический экспорт за первые 6 мес. 2016 года упал лишь на 17,5% (с 57,6 млрд. долл. до 47,8 млрд. долл.). Сейчас его доля составляет 37% от общего объема.

В физическом выражении за указанный период экспорт увеличился на 2,7 % до 493,6 млн. тонн (сырьевой вырос на 6,3%, несырьевой снизился на 3,5%). При этом несырьевой неэнергетический экспорт за первые 6 мес. 2016 года вырос на 7,3 % (отмечается рост экспорта в физобъемах инновационных товаров на 5,7 % и сельхозтоваров на 23,8%).

Среди позиций с наибольшим ростом стоимости экспорта преобладает машинно-техническая продукция, также заметны металлы и металлоконструкции, продовольственная группа, химические товары (удобрения, полипропилен, красящие вещества), продукция атомного комплекса на основе опыта зарубежных стран в части построение системы, которая способствует поддержке национального экспорта дать формулировку ряду рекомендаций совершенствования инструмента содействия национальным экспортерам.

В результате снижения общей доли всех товаров и услуг на зарубежных рынках до 1,9% в 2015г, тогда как в 2014г и 2013г процентное соотношение было 2,4% и 2,6% соответственно произошел обвал отечественного экспорта. При этом, если рассматривать это показатель в общемировом масштабе, то в 2015 г. показатель заметно снизился по отношению к 2014 г. на 11%.

В результате чего значительное сокращение экспорта в энергетической сфере повлияла на доходную часть федерального бюджета. В итоге доля составляет около 50% за период 2011-2013 гг. В 2015г снизилась до 42,8% по отношению к 2014 г.– 51,3%.

Несмотря на это данную тенденцию можно отметить и с положительной стороны, если эта тенденция поспособствует развитию налогооблагаемой базы и внутреннего производства.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет влиять на экономическую составляющую страны и мировую интеграцию в целом.

Таможенно-тарифное регулирование в России и мире

Таможенно-тарифное регулирование – это возможность для государства повлиять на экономическое положение страны в мире, экономическое положение отдельных товаров и производителей на внутреннем рынке и заработать некоторое количество денег в казну. Кроме того, это ещё и метод влияния на политическую ситуацию в мире.

Этот метод строится на таможенном тарифе – перечне таможенных пошлин, также могут называть и сами таможенные пошлины.

Таможенный тариф может включать адвалорные пошлины – процент к таможенной стоимости, специфические – определённый размер за товарную единицу, комбинированные. Кроме того, таможенные пошлины могут быть сезонными – для быстрого реагирования – и особые.

К особым относят специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Эти виды пошлин не входят в таможенный тариф.

Принципы таможенно-тарифного регулирования можно разделить на общеправовые, конституционные и отраслевые. К первой группе относятся такие принципы, как законность, справедливость, федерализм и т.д.; ко второй – единство таможенной территории, равенство участников внешнеэкономической деятельности и т.д.

Специфическим принципом таможенно-тарифного регулирования является протекционизм (или его антоним фритредерство). Несмотря на декларирование преимуществ свободного рынка, многие страны занимаются протекционизмом: развивающиеся страны чаще таможенно-тарифными мерами, развитые – нетарифными методами.

Фискальный принцип можно считать межотраслевым. Его смысл в том, что таможенно-тарифное регулирование направлено на увеличение государственного бюджета.

Иначе говоря, из двух вариантов таможенных пошлин таможенные органы должны выбрать тот, от которого доход государства выше.

Здесь различие между развивающимися и развитыми странами в том, что фискальные цели более выражены в развивающихся государствах.

Выделяют также такие принципы, свойственные таможенно-тарифному регулированию, как гласность, необходимость предварительного информирования и межгосударственное сотрудничество. Последствием второго принципа является создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

В связи с созданием и развитием Таможенного союза таможенно-тарифное регулирование в России претерпело значительные изменения, поскольку таможенный тариф теперь единый и определяется на уровне союза. Меры таможенно-тарифного регулирования применяются после достаточно длительной процедуры согласования на всех уровнях Таможенного союза.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенное оформление.

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Таможенно-тарифное регулирование

метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый путем введения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.

Таможенно-тарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование — совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь (статья 1 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования внешней торговли товарами в Республике Беларусь.

Источник: Таможенное дело. Толковый словарь

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, состоящие в установлении ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин (применении импортного и экспортного таможенных тарифов).

В РФ применяются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ (ст.

14 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения

Таможенно-тарифное регулирование

основной механизм экономического воздействия на экспортно-импортные потоки в системе международной торговли. Через его инструменты реализуются принципы и направления избранной государством внешнеторговой политики – фискальной, протекционистской, либеральной, преференциальной. Система т.т.р.

включает совокупность соподчиненных по отношению друг к другу элементов – таможенные тарифы, пошлины, режимы преференций, а также принципы таможенного обложения товаров и методологию исчисления элементов таможенных платежей, механизм их уплаты и иное. В странах – членах ВТО она согласуется с нормами международных договоров, в первую очередь, ГАТТ, ст. XI которого касается принципов т.т.

р., рассматривая его в перспективе единственным инструментом влияния на ввоз (и вывоз) товаров с территорий стран – участниц многосторонних торговых соглашений в рамках ВТО. Основным инструментом т.т.р. выступают пошлины, размер которых способен изменить цену товара как в сторону повышения, так и снижения, а значит и уровень его конкурентоспособности.

Высокий уровень ввозных таможенных пошлин служит «таможенным барьером» для доступа иностранных товаров на внутренние рынки стран.

Источник: Что есть что в мировой экономике?

Ссылка на основную публикацию