Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

  • Использование помощи лиц, не являющихся штатными сотрудниками правоохранительных органов, для получения информации о тайных планах и действиях противника применяется с давних времен как в политических целях, так и в борьбе с преступностью не только нашей стране, но и за рубежом.
  • Закон об ОРД определяет гласную и негласную форму содействия граждан оперативным подразделениям органам внутренних дел.
  • Гласное содействие — вид содействия, оказываемое лицом оперативному подразделению, при котором это лицо не требует сохранения в тайне его участия.

Правовую основу деятельности по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству с полицией составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ «О полиции», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции.

В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой подразделения ОВД, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут привлекать отдельных лиц с их согласия к участию в подготовке и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в гласной форме (на гласной основе).В последующем полученная информация может быть предана гласности, а сами участники такого мероприятия могут стать заявителями и свидетелями по конкретному уголовному делу. Положительно зарекомендовал себя еще со времен СССР институт внештатных сотрудников полиции (ранее — милиции).

В целях обеспечения выполнения возложенных на нее задач полиции разрешается приглашать в установленном порядке для внештатной работы наиболее активных и подготовленных граждан не моложе 18 лет, способных по своим личным и деловым качествам оказывать полиции содействие на добровольной, гласной и безвозмездной основе.

Сотрудники оперативных подразделений могут использовать помощь внештатных сотрудников для защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и для розыска лиц, их совершивших.

Внештатные сотрудники полиции не являются должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации, они принимают участие в деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции. Внештатному сотруднику полиции даются конкретные поручения.

В своей работе он осуществляет только те действия, которые не выходят за пределы данных ему поручений. Оперативный сотрудник должен инструктировать его о способах их выполнения и контролировать их исполнение.

Сотруднику органа внутренних дел ответственному за работу с нештатными сотрудниками полиции запрещается: Поручать самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях. Привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья. Знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.

Привлечение внештатных сотрудников в проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий имеет ряд преимуществ:

— позволяет значительно сократить затраты времени и увеличить количество сил;

— с их помощью обеспечивается соблюдение принципа сочетания негласных мероприятий с гласным путем легализации полученной информации.

Присутствие внештатных сотрудников при проведении оперативно-розыскных мероприятий дает им возможность осуществлять непосредственную фиксацию преступной деятельности.

Все это позволяет использовать внештатных сотрудников в качестве свидетелей при процессуальном оформлении полученных результатов;

— создает условия и обеспечивает возможность зашифровать негласные источники получения информации, послужившей для разоблачения подозреваемых лиц и их привлечения к уголовной ответственности;

— повышает разведывательные возможности сотрудников оперативных подразделений, поскольку расширяет круг источников получения информации, представляющей интерес.

В то же время необходимо помнить, что при использовании внештатных сотрудников следует соблюдать правила конспирации: во-первых, по возможности сохранять в тайне от проверяемых (проверяемых) лиц участие внештатных сотрудников; во‑вторых, не разглашать перед внештатными сотрудниками секретные средства и методы работы оперативных подразделений ОВД.

Вторая форма содействия — негласная. Под негласным содействием оперативным подразделениям органов внутренних дел понимается участие отдельных лиц в решении задач оперативно-розыскной деятельности на основе неразглашения сведений об их личности, а также характере и целях их деятельности.

Негласное привлечение граждан к выполнению заданий разведывательного характера, использование при этом доверительные отношения как с преступниками, так и лицами, осведомленными об их преступной деятельности, и получение при этом оперативно-значимой информации строится на правовой основе. До 1992 г.

нормативно-правовая регламентация использования возможностей граждан, негласно оказывающих помощь органам внутренних дел, осуществлялась путем внутриведомственной правотворческой деятельности. После принятия закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» в марте 1992 г., а затем Закона об ОРД в августе 1995 г.

институт сотрудничества граждан с органами внутренних дел на конфиденциальной основе получил официальный статус.

Граждане, которые оказывают помощь соответствующим органам в борьбе с преступностью на негласной (конфиденциальной) основе, в теории и практике ОРД называются негласными (конфиденциальными) сотрудниками или конфидентами.

Конфиденциальность сотрудничества означает сокрытие этого факта от посторонних лиц, что позволяет негласным сотрудникам более эффективно добывать оперативно значимую информацию, а оперативным сотрудникам использовать ее в борьбе с конкретными преступлениями.

Основная их задача заключается в том, чтобы, используя свое должностное положение, доверительные отношения с лицами, совершающими неочевидные, замаскированные преступления или вынашивающими преступные замыслы, своевременно получать необходимую информацию, доводить ее до соответствующих компетентных органов для принятия мер, предусмотренных законом.

Практика оперативных подразделений органов внутренних дел и анализ уголовных дел в последние годы демонстрирует, что при совершении преступлений отчетливо проявляются признаки, свидетельствующие об их тщательной маскировке, что не позволяет отличить такие преступные действия от правомерно осуществляемых. Большинство общеуголовных преступлений тщательно готовится, а впоследствии маскируется, чтобы не оставлять никаких улик и следов.

Поскольку использование возможностей штатных оперативных сотрудников для внедрения в преступную среду в массовом порядке невозможно и нецелесообразно, то для этих целей подбирают и используют граждан различных профессий, социального и правового положения.

Закон об ОРД содержит ряд норм, реализация которых позволила поднять уровень организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Во-первых, ст.

17 Закона об ОРД официально закрепляет за гражданами возможность реализовать имеющиеся у них возможности оказывать помощь органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными подразделениями этих органов: «отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту». Во-вторых, закон определил круг лиц, с которыми органы внутренних дел могут устанавливать конфиденциальные отношения, в том числе на контрактной основе. В-третьих, закон предусмотрел социальную и правовую защиту лиц, негласно сотрудничающих с органами внутренних дел.

Негласное (конфиденциальное) сотрудничество граждан с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должно носить исключительно добровольный, осознанный характер и выражаться в их согласии на такое сотрудничество.

Однако это не означает обязательной реализации названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса является прерогативой органов внутренних дел.

Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.

Добровольность согласия на сотрудничество исключает применение со стороны ОВД в отношении лиц, привлекаемых к конфиденциальному содействию, методов запугивания, физического устрашения, насилия или других противоправных способов склонения их к сотрудничеству.

Отмечая добровольность изъявления согласия гражданина на конфиденциальное сотрудничество с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как форму реализации своего права на защиту от преступных посягательств, Закон об ОРД тем не менее запретил установление такого содействия по контракту с определенной категорией лиц. К ним отнесены народные депутаты, судьи, прокуроры, адвокаты, священнослужители и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных объединений. В обоснование такого запрета положены следующие доводы.

  1. Первое: депутаты, судьи и прокуроры, являясь государственными служащими, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
  2. Второе: материально-зависимое положение, в которое попадают лица, наделенные законодательными, судебными и надзорными функциями, адвокаты и священнослужители, которым конфиденциальная информация стала известна в процессе защиты подозреваемого (обвиняемого) или тайной исповеди верующего, а также иные представители религиозных объединений, в случае заключения ими контракта о содействии с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не должно быть использовано:
  3. — для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и независимую работу судов и надзорную функцию прокуратуры;
  4. — негласного влияния на подзащитных, верующих;
  5. — воздействия на содержание и характер деятельности общественных, коммерческих, государственных и международных организаций, где они являются полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений.
  6. Однако этот запрет не распространяется на установление отношений конфиденциального содействия с представителями указанных категорий лиц, с их добровольного согласия, на бесконтрактной основе, а также со священнослужителями, другими лицами из религиозных организаций (не зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке) и лицами, занимающимися противоправной деятельностью, относящейся к компетенции субъектов оперативно-розыскной деятельности ОВД.
Читайте также:  Статья 7. порядок создания потребительского общества

Конфиденциальность содействия может быть установлена как по инициативе представителей оперативных подразделений органов внутренних дел, так и по волеизъявлению лица, когда вовлекаемый в оперативно-розыскной процесс сам выступает инициатором конфиденциальности своих отношений с правоохранительными органами. Форма выражения согласия на оказание содействия в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий может носить устный, письменный или иной характер.

Конфиденциальное сотрудничество может устанавливаться с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений.

Конфиденциальная (негласная) форма содействия граждан органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности означает, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению.

Это требует от отдельных лиц, вступивших в отношения сотрудничества, в качестве непременного условия сохранения в тайне сведений, полученных ими в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Такое требование определяется характером самой ОРД, осуществляемой скрыто, а также тем, что разглашение сведений, которые могут стать им известными в силу выполнения поручений и заданий (вне зависимости, составляют они государственную тайну либо конфиденциальны), может нанести непоправимый ущерб осуществлению конкретных оперативно-розыскных мероприятий либо оперативно-розыскной деятельности в целом. Кроме того, разглашение указанных сведений связано еще с одним видом риска — под угрозу ставится личная безопасность и жизнь лица, содействующего органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В связи с этим конфиденциальность предполагает:

  • — специальный допуск к работе с конфидентами только узкого круга лиц, определенного их специальной компетенцией, в порядке, специально установленном для этого в ведомственных нормативных актах МВД России;
  • — установление специальных правил документооборота в подразделениях ОВД, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • — обеспечение специальных мер защиты сведений, функционирующих в оперативных подразделениях и сосредоточенных в информационных массивах ОВД.

Сотрудник, допущенный к осуществлению ОРД в полном объеме, обязан использовать конфиденциальное содействие граждан в целях решения задач ОРД. Это его обязанность, а не право.

Между органами внутренних дел и гражданами, которые содействуют им в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, существуют определенные правовые отношения. Поэтому на государство возлагается обязанность принимать необходимые социальные и правовые меры по их защите, изложенные в ст. 18 Закона об ОРД.

  1. К мерам социальной защиты можно отнести такие меры как:
  2. — получение вознаграждения и других выплат, при оказании помощи в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;
  3. — включение в трудовой стаж, периода сотрудничества с оперативными подразделениями по контракту в качестве основного рода занятий;
  4. — выплата единовременного пособия и назначение пенсии по инвалидности, в случае получения травмы, ранения, контузии, увечья;
  5. — выплата единовременного пособия семье лица, который сотрудничал по контракту, а также назначении пенсии по потере кормильца, в случае его гибели.
  6. К мерам правовой защиты можно отнести следующие меры:
  7. — оперативные подразделения обязаны принимать меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности при возникновении реальной угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием, а равно членов их семей и близких;
  8. — законодатель допускает проведение специальных мероприятий по защите лиц, сотрудничающих по контракту и членов их семей, для обеспечения их безопасности.

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность                                                   Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, направлена на более эффективное выполнение ими взятых на себя обязательств по борьбе с преступностью.

Негласные сотрудники обладают провозглашенными государством основными правами по охране их жизни, физической неприкосновенности, свободы, и в соответствии с ч. 3 ст.

18 Закона об ОРД органы, осуществляющие ОРД, обязаны принимать необходимые меры по их защите.

Меры социальной и правовой защиты взаимообусловлены и представляют собой совокупность правовых положений, определяющих социальные гарантии участникам ОРД, а также обеспечивающих их реализацию.

Социальная защита выражается как в виде льгот или преимуществ, так и в форме предоставления определенных материальных благ. Кроме того, в рамках межличностных отношений оперативные сотрудники могут оказывать нравственно-психологическую поддержку лицам, оказывающим содействие оперативно-розыскным органам.

Правовая защита обеспечивает реализацию прав, которая выражается в форме: а) соблюдения: б) использования: в) применения норм права.

Соблюдение правовых норм выражается в том, что деятельность оперативно-розыскных органов и граждан основана на выполнении предписаний Закона об ОРД. Соблюдение — это совершение активных действий при осуществлении обязывающих, предписывающих правовых норм. Так, в ч. 3 ст.

18 Закона об ОРД предусмотрено, что при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье и имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности.

Использование правовых норм заключается в осуществлении прав субъектами ОРД в целях защиты своих и общественных интересов. В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей ч. 7 ст. 18 Закона об ОРД допускается проведение специальных мероприятий по их защите.

  • Применение правовых норм является специальным способом реализации прав, позволяющим участникам оперативно-розыскных правоотношений защищать и восстанавливать свои права, предусмотренные оперативно-розыскным законодательством.
  • Под социальной и правовой защитой граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, понимается реализация предусмотренных законом и подзаконными нормативными актами мер, которые предпринимаются оперативно-розыскными органами в целях обеспечения прав и законных интересов лиц, оказывающих им содействие, создания необходимых условий для их эффективного участия в решении задач ОРД.
  • Необходимость социальной и правовой защиты конфиденциальных сотрудников обусловлена:
  • особенностью криминальной среды и процессов, происходящих в ней (замкнутость и внутригрупповая дисциплина, блокирование каналов утечки информации, принятие активных контрмер по выявлению лиц, сотрудничающих с оперативными подразделениями);
  • характером общественно опасных деяний, в предупреждении и выявлении которых принимают участие негласные сотрудники;
  • особым характером осуществляемых ими функций в криминальной среде, связанных преимущественно с конспиративным поведением и негласным сбором оперативно-значимой информации;
  • спецификой проведения отдельных ОРМ (оперативное внедрение, наблюдение и др.);
  • противоречивым отношением в обществе к лицам, негласно сотрудничающим с оперативно-розыскными органами.

В отношении граждан, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам, меры защиты могут быть дифференцированы: 1) по уровню правового регулирования; 2) субъектам их реализации; 3) формам содействия.

Правовое регулирование мер защиты может осуществляться на законодательном и подзаконном уровнях. Законодательные меры защиты определены в ст. 18 Закона об ОРД. В подзаконных нормативных актах различных федеральных служб, министерств, комитетов, имеющих в своей структуре оперативные подразделения, меры защиты могут конкретизоваться.

Ведомственными нормативными правовыми актами могут предусматриваться дополнительные социальные гарантии для данной категории лиц (медико-психологическая реабилитация, санаторно-оздоровительное лечение, повышенная денежная выплата с учетом сложности и опасности выполняемого задания и др.).

Защита лиц, содействующих оперативно-розыскным органам, в зависимости от субъектов осуществляется самостоятельно конфидентами или органами, осуществляющими ОРД. Негласные сотрудники самостоятельно реализуют свое право путем сохранения конфиденциальности отношений, применения приемов конспирации.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, в зависимости от характера и вида оказываемого им содействия устанавливают выдачу денежных вознаграждений и различных поощрительных выплат.

Читайте также:  Статья 36. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности

Руководители данных органов обязаны выполнять предусмотренные контрастом обязательства, в том числе по гарантиям социально-правовой защиты, связанной с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга и возложенных на них договорных обязанностей, связанных с решением оперативно-розыскных задач.

В зависимости от формы содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, меры защиты применяются в отношении лиц:

  1. сотрудничающих на контрактной основе;
  2. оказывающих содействие на бесконтрактной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона об ОРД государство гарантирует лицам, заключившим контракт с органами, осуществляющими ОРД, выполнение предусмотренных в нем обязательств, в том числе правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

Таким образом, гарантии государства по социальной и правовой защите предоставляются при наличии следующих условий:

  • осуществление ОРД по контракту;
  • правомерное выполнение негласным сотрудником общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение обязанностей или нарушение условий контракта исключает гарантии государства;
  • наличие реальной, а не мнимой угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием оперативно-розыскным органам.
  1. Правовые гарантии государства представляют собой специальные нормативно-правовые средства, обеспечивающие защиту граждан, негласно сотрудничающих по контракту с оперативно-розыскными органами.
  2. Оперативно-розыскным законодательством закреплены следующие защитные меры: 1) компенсационного характера в виде денежных выплат; 2) обеспечения безопасности конфиденциальных сотрудников и членов их семей; 3) по пенсионному обеспечению лиц, сотрудничающих по контракту; 4) по освобождению негласного сотрудника от уголовной ответственности.
  3. При заключении контракта оперативное подразделение обязуется выплачивать ежемесячное денежное содержание или разовые вознаграждения, пособия и иные выплаты.

Выплата единовременного пособия и назначение пенсии по инвалидности закреплены законодательно (ч. 9 ст. 18 Закона об ОРД) и осуществляются в случае гибели, травмы, ранения, контузии и увечья, которые наступили в связи с участием гражданина в проведении ОРМ. перечисленных в ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД. Факт участия лица в ОРМ должен быть подтвержден соответствующими ДОУ.

Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими ОРД в качестве основного рода занятий, включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение (ч. 6 ст. 18 Закона об ОРД).

Оформление трудового стажа и пенсии не должно предавать гласности факт сотрудничества граждан с оперативно-розыскными органами.

Порядок необходимых для органов социального обеспечения документов определяется закрытыми ведомственными нормативными актами.

В соответствии с оперативно-розыскным законодательством лицо из числа членов преступной группы, привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим ОРД, может быть освобождено от уголовной ответственности (ч. 4 ст.

18 Закона об ОРД) при наличии следующих условий: а) преступление не повлекло тяжких последствий; б) лицо, привлеченное к сотрудничеству, активно способствовало раскрытию преступления; в) лицо возместило нанесенный ущерб или иным способом загладило причиненный вред.

Однако в практической деятельности применение данной нормы ограничено в связи с тем, что она не согласуется с положениями ст. 75 УК РФ, а также с уголовно-процессуальным законодательством, в котором детально регламентируется процедура реализации освобождения от уголовной ответственности.

На лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам на бесконтрактной основе, многие государственные социальные и правовые гарантии не распространяются.

В связи с этим немаловажное значение в обеспечении безопасности таких лиц занимает гарантия сохранения в тайне их содействия оперативным подразделениям. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами.

Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием данным органам обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности (ч. 3 ст. 18 Закона об ОРД).

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

  • Федеральное агентство по образованию
  • Государственное образовательное учреждение
  • Высшего профессионального образования
  • Контрольная работа
  • по Оперативно-розыскной деятельности
  • тема: Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам,
    осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
  • План
  • Введение
  • Социальная и
    правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим
  • оперативно-розыскную деятельность
  1. Заключение
  2. Литература

Введение

  • Пункт 1 статьи 12 Конституции РФ
    гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого
    направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
  • развитие человека».
  • Из этого следует, что
    деятельность государства направлена на социальную поддержку граждан, на
  • обеспечение достойной жизни населения страны, на защиту их интересов.
  • Государство оказывает социальную
    поддержку различным категориям граждан, среди которых есть категория лиц,
    содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
  • независимо от формы содействия, и продолжительности содействия.
  • Социальная поддержка данной
    категории граждан может осуществляться в различных формах.
  • Федеральные законы,
    регламентирующие деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную
    деятельность, устанавливают формы и виды социальной поддержки граждан
  • содействующих этим органам.

Социальная
и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность

  1. Лицо, содействующее органу ОРД,
    находится под защитой государства. [1]
  2. Под защиту государства берется
    каждое лицо, которое в той или иной форме оказывает помощь
    оперативно-розыскному органу, вне зависимости от продолжительности оказанного
  3. содействия, а также вне зависимости от времени оказания содействия.

  4. С лицом, изъявившим желание
    содействовать органу, осуществляющему ОРД, заключается контракт, порождающий
  5. правовые отношения между ними.
  6. Социальная и правовая защита
    граждан, содействующих органам внутренних дел в осуществлении
    оперативно-розыскной деятельности, может выражаться в гарантиях и
  7. обязательствах.

  8. На лиц, оказывающих содействие
    органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности на
    бесконтрактной основе, гарантии государства по социальной и правовой защите не
  9. распространяются.

  10. Однако это не освобождает органы
    внутренних дел от выполнения взятых на себя обязательств (определенного круга
    действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения) перед
  11. лицами, оказывающими содействие в ОРД на бесконтрактной основе.

  12. При осуществлении содействия
    гражданами в ОРД, под защиту государства попадают две категории объектов:

лица, которые осуществляют
содействие органам ОРД, члены семей этих лиц (супруг, супруга, дети) и близкие,
т.е. лица, не являющиеся родственниками или членами семьи, но в силу
сложившихся определенных личностных отношений являются дорогими для лица,

  • оказывающего содействие органам, осуществляющим ОРД;
  • имущество вышеуказанных лиц.
  • Защита государством, граждан,
    содействующих в осуществлении ОРД, осуществляется только при возникновении
  • реальной угрозы, которую следует понимать в двух аспектах:
  • 1) ее наличие — угроза действительно
    должна возникнуть при наличии определенных данных (высказана, поступила по
    каналам связи). Не будет наличия угрозы, когда опасность возможна только в
  • неопределенном будущем;
  • 2) ее действительность — опасность
    для охраняемых законом объектов должна исходить от объективно существующего, а
  • не воображаемого источника опасности.
  • Лицо из числа членов преступной
    группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и
    привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную
    деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее
    нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается
    от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской
  • Федерации. [2]
  • Это предписание, прежде всего,
    вытекает из требований института деятельного раскаяния, который закреплен в

уголовном (ст.75 УК РФ), уголовно-процессуальном законодательстве (ст.28 УПК РФ).

Деятельным раскаянием признаются
случаи, когда лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней
тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после
совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало
раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило
вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния

перестало быть общественно опасным. [3]

Единственным законом,
определяющим основание уголовной ответственности лиц и условия освобождения от
нее, является уголовный закон. Согласно ст.8 УК РФ основанием уголовной
ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава

  1. преступления.
  2. Одним из обязательных условий
    деятельного раскаяния выступает явка с повинной, представляющая добровольное
    личное обращение лица, совершившего преступление с заявлением о нем в
    правоохранительные органы или суд, с четким намерением передать себя в руки
  3. правосудия и понести справедливое уголовное наказание.
Читайте также:  Статья 6. Единая система газоснабжения

Явка с повинной должна быть
добровольной, т.е. осуществлена без психического либо физического принуждения
со стороны кого-либо. Добровольность отсутствует в случае, когда заявившее лицо
осознает, что правоохранительный орган располагает сведениями о совершенном им

  • преступлении и направляет определенные силы для его задержания.
  • Закон формулирует условия
    освобождения от уголовной ответственности, которые должны рассматриваться в
  • совокупности. Ими являются:

1) преступление не повлекло
тяжких последствий. Данное условие является оценочным. Его не следует
отождествлять с одноименным квалифицирующим признаком, предусмотренным в
некоторых статьях Особенной части УК РФ. Оно может иметь место как в случаях,
когда член организованной преступной группы совершает преступление

  1. самостоятельно, так и при совершении преступления группой лиц.
  2. Если преступление, совершенное
    группой лиц, повлекло тяжкие последствия, вопрос об освобождении отдельных лиц
    от уголовной ответственности должен рассматриваться исходя из направленности
    умысла, степени фактического участия в выполнении объективной стороны
  3. преступления, а также иных обстоятельств дела.
  4. 2) лицо привлечено к
    сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и
  5. активно способствует раскрытию преступления.
  6. Под привлечением к
    сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, понимается содействие этим органам,
  7. как по контракту, так и в иных формах.
  8. Соответственно, определяющее
    значение имеет не сам факт сотрудничества, а его результативность в раскрытии
    преступлений, выявлении и изобличении лиц, причастных к их совершению,
    обнаружении места и каналов сбыта или хранения материальных ценностей, добытых
    преступным путем, и других объектов, которые могут иметь значение вещественных
  9. доказательств.
  10. 3) возместило нанесенный ущерб
    или иным образом загладило причинённый вред.
  11. Возмещение нанесённого ущерба
    представляет собой добровольное восстановление, по мере возможности, тех прав
    или благ, которых виновный лишил потерпевшего в результате совершённого
  12. противоправного деяния.
  13. Заглаживание причиненного вреда —
    это значимое уменьшение определенным образом вредных последствий совершённого
    преступления. Оно также должно носить добровольный характер и возможно только
  14. после совершения преступления.
  15. Возмещение нанесённого ущерба
    или заглаживание причинённого вреда может быть осуществлено в любых
    предусмотренных или не противоречащих закону формах: уголовно-правовая
    реституция; возврат аналогичных, равных по стоимости вещей; денежное возмещение;

восстановление утраченного или разрушенного личным трудом и т.д.

  • Лица, оказывающие содействие
    органам внутренних дел в осуществлении ОРД, могут получать вознаграждение и
    другие выплаты, на что из федерального бюджета согласно ст. 19 ФЗ «Об
  • оперативно-розыскной деятельности», выделяются финансовые средства.
  • Эта социальная гарантия
    распространяется на две категории граждан: на лиц, сотрудничающих с органами,
    осуществляющими ОРД и на лиц, которые оказали оперативно-розыскному органу
  • помощь в раскрытии преступления или установлении лица, его совершившего.
  • Полученные указанными лицами
    суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным
    законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не
  • указываются.
  • Виды, размеры и порядок выдачи денежных
    вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными
  • актами конкретного оперативно-розыскного органа.
  • Сотрудничество граждан по
    контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как
    правило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может быть
  • включено в трудовой стаж.
  • Причём учёт времени
    сотрудничества в качестве трудового стажа может быть установлен в льготном
  • исчислении.
  • Оформление трудового стажа и
    пенсии не должно придавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества
    граждан с органами внутренних дел. Порядок подготовки необходимых для органов
    социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными
  • актами МВД РФ, а также пенсионным законодательством.
  • Ведомственными нормативными
    актами МВД предусмотрен ряд специальных мер по защите лиц, оказывающих
    содействие органам внутренних дел, в случае возникновения угроз их жизни,
  • здоровью, собственности.
  • Под специальными мерами понимаются
    меры, аналогичные тем, которые принимают для обеспечения безопасности
  • должностных лиц оперативно-розыскных органов.
  • К таким мерам, в частности,
    относятся физическая охрана, предоставление квартир-убежищ, смена места
  • жительства, замена паспортов с изменением фамилий, внешности и др.
  • В случае гибели лица,
    сотрудничающего по контракту с оперативным подразделением органа внутренних
    дел, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье
    пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующих
    бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего
    постоянного ежемесячного денежного содержания погибшего и в установленном
  • законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца. [4]
  • При получении лицом,
    сотрудничающим по контракту с оперативными подразделениями органов внутренних
    дел, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в
    проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность
    дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующих бюджетов
    выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего его постоянного
    ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается
  • пенсия по инвалидности.

Получение одного из указанных
видов расстройства здоровья должно повлечь инвалидность, т.е. стойкое
расстройство функций организма, которое привело к полной или значительной
потере профессиональной трудоспособности, а равно иное нарушение состояния
здоровья (вследствие травмы, ранения), которое повлекло временную утрату

  1. трудоспособности.
  2. Единовременное пособие и пенсия
    лицу, оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной
    деятельности, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия
  3. семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии определенных оснований.
  4. Оформление указанных выплат и
    пенсий лежит на органе внутренних дел, с которым конфиденциально сотрудничал
    пострадавший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными
  5. нормативными актами МВД РФ, законодательством о социальном обеспечении граждан.
  6. Указанные случаи могут иметь
    место тогда, когда, например, лицо, получившее соответствующие травмы, увечья,
    ранения в результате осуществления содействия в проведении определенных ОРМ,
  7. впоследствии скончалось.

В данном случае единовременное
пособие и пенсия выплачивается семье погибшего по основанию, указанному в ч.8 ст.18

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Заключение

  • Каждый закон регламентирующий
    деятельность органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
  • по-своему регламентирует правовой статус лиц, содействующих им.
  • Например, Закон «Об органах
    ФСБ в Российской Федерации» весьма обстоятельно регламентирует правовой
    статус лиц, содействующих органам федеральной службы. Указанным лицам
  • предоставлены права:
  • а) заключать контракт с органами
    ФСБ о конфиденциальном сотрудничестве;
  • б) получать от сотрудников
    органов ФСБ разъяснение о своих задачах, обязанностях и правах;
  • в) в целях конспирации
    использовать документы, зашифровывающие личность;
  • г) получать обусловленное
    контрактом вознаграждение;
  • д) получать компенсацию за
    ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе выполнения своих
  • гласных или негласных действий.
  • В то же время лица,
    содействующие органам ФСБ, обязаны: строго соблюдать условия заключенного с
    органами ФСБ контракта или договоренности о сотрудничестве; добросовестно
    выполнять полученные от органов поручения; не допускать умышленного
    предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации; не
    разглашать сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений,
  • которые стали им известны в процессе оказания содействия.
  • Наличие в информационных
    системах сведений о деятельности физических и юридических лиц ни в коей мере не
    может служить основанием для принятия органами ФСБ мер, ограничивающих права
  • указанных лиц.
  • Эта «свобода» действий
    физических и юридических лиц, безусловно, не является произвольной, она
    подчинена основополагающему принципу оперативно-розыскной деятельности —
  • строгому соблюдению законности.

Литература

1.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // «Российской
газете» от 18 (ст. ст.1-96),19 (ст. ст.97-200),20 (ст. ст. 201-265), 25 (ст.

ст.266-360) июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118

2.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности» // «Российской газете» от 18

августа 1995 г.

3.
Киселев А.П.Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995
г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». — М.: «ОСЬ-89»,

2006 г.

[1]
Ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об

оперативно-розыскной деятельности»

[2]
Ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об

оперативно-розыскной деятельности»

[3]
Ч.1 ст. 75 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

[4]
Ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об

оперативно-розыскной деятельности»

Ссылка на основную публикацию