Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

Квалификационный класс Кому присваивается Кем присваивается Срок пребывания в квалификационном классе
Высший и первый Председателю, заместителям Председателя и судьям Верховного Суда РФ ВККС РФ В высшем квалификационном классе не устанавливается. В первом классе — 4 года  
первый, второй, третий, четвертый и пятый председателям, заместителям председателей, судьям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и Суда по интеллектуальным правам ВККС РФ В первом — четвертом квалификационных классах — 4 года. В пятом квалификационном классе — 3 года.  
пятый, шестой и седьмой —   председателям, заместителям председателей, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов ККС субъекта РФ В пятом и шестом квалификационных классах — 3 года. в седьмом квалификационном классе — 2 года
седьмой, восьмой и девятый мировым судьям ККС субъекта РФ в седьмом — девятом квалификационных классах — 2 года
Срок пребывания судьи в первом, пятом и седьмом квалификационных классах не устанавливается, если он является предельным по замещаемой должности.

Квалификационную аттестацию судей проводят соответствующие квалификационные коллегии судей. Порядок проведения квалификационной аттестации судей устанавливается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

  • Квалификационные классы судьям присваиваются с соблюдением последовательности присвоения и сроков пребывания в соответствующих квалификационных классах, соответствующих замещаемой должности судьи.
  • Судье, внесшему значительный вклад в дело отправления правосудия, имеющему особые заслуги перед судебной системой, Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ может быть присвоен более высокий квалификационный класс без соблюдения последовательности присвоения и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе.
  • Судьи, имеющие высший квалификационный класс, квалификационную аттестацию не проходят.

За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно. Лишение судей квалификационных классов допускается лишь при прекращении их полномочий в порядке дисциплинарного взыскания. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Ответственность судьи. Институт ответственности судей является неотъемлемой составляющей судейской карьеры.

Вопрос об ответственности судей, пожалуй, один из самых сложных в статусе судей, т.к. ответственностью «уравновешивается» независимость судей.

Судья не может и не должен находиться в правовом и социальном вакууме, в изоляции от общества, он должен осознавать, что в отношении него могут быть задействованы процедуры, позволяющие контролировать, насколько эффективно и качественно он осуществляет свои судейские функции, и в случае необходимости наложены взыскания вплоть до прекращения полномочий судьи[54].

Действующее в настоящее время законодательство предусматривает в отношении судьи такие организационно-правовые механизмы юридической ответственности, как уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная, а также (так уж сложилось практически) совпадающая с дисциплинарной неюридическая ответственность — этическая[55].

Истории развития института дисциплинарной ответственности судей в Российской Федерации и проблемам дисциплинарной ответственности посвящены многие исследования ученых, в том числе и из Российской академии правосудия[56].

Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: замечания; предупреждения; досрочного прекращения полномочий судьи.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Особенности наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации



Статус судьи является важнейшим элементом судебной системы, направленной на достижение важнейшей конституционной задачи — построение правового государства.

Надлежащее закрепление всех аспектов статуса судьи является условием эффективного функционирования правосудия в целом; при этом единство статуса судей как носителей государственной судебной власти на всех ее уровнях не исключает возможности установления некоторых особенностей статуса судьи.

Прежде всего, необходимо отметить, что на сегодняшний день в действующем законодательстве порядок наделения полномочиями судей федеральных судов изложен достаточно подробно, однако вопросы о порядке наделения полномочиями судей региональных конституционных (уставных) судов Российской Федерации по-прежнему остаются предметом дискуссий. Наличие пробелов в федеральном законодательстве в данном направлении может привести к дестабилизации судебной системы на региональном уровне.

Подчеркнем, что согласно части первой статьи 2 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон «О статусе судей в РФ»), а также статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судебной системе РФ») — все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации [1]. Например, особенный статус судей Конституционного суда Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2], а статус мировых судей определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [4].

В то же время специальный федеральный закон, устанавливающий статус судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, до сих пор не был принят.

Попытка же учесть отдельные особенности их статуса в базовом Законе «О статусе судей в Российской Федерации» вряд ли можно признать удачной.

Некоторые его нормы Закона вызывают только большее недоумение (в частности нормы устанавливающие требования к кандидатам в судьи конституционных (уставных судов) на уровне мировых судей).

  • Таким образом, в отсутствие полноценного федерального закона о статусе судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации вынуждены своими законами самостоятельно регулировать фактически все принципиальные вопросы статуса судей региональных конституционных (уставных) судов — определять требования к кандидатам в судьи, устанавливать порядок отбора кандидатур и назначения на должность судей, порядок и основания приостановления и прекращения их полномочий, порядок и условия присвоения квалификационных классов, материальные и социальные гарантии независимости судей.
  • С учетом анализа федерального и регионального правового регулирования, а так же практики правоприменения норм о статусе судей региональной конституционной (уставной) юстиции, представляется возможным выделить особенности их правового статуса.
  • Общие нормы федерального законодательства о судебной системе устанавливают, что особенности правового статуса судей региональных конституционных (уставных) судов определяются законами субъектов Российской Федерации (статья 12); порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 13) [3].
  • Обобщив различные подходы к определению понятия «статус судьи» для целей данной работы под таковым будем понимать совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности, установленных законодательством, гарантированных государством и присущих только судьям, обусловленных их особым, по отношению к другим публичным субъектам, положением, а также выполняемыми ими функциями по отправлению правосудия.

Таким образом, одним из первичных элементов статуса являются требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей конституционных (уставных) судов в различных субъектах РФ. Как правило, они идентичны общим требованиям для кандидатов на должность судьи, установленным федеральным законодательством.

Однако в региональном законодательстве присутствуют некоторые специфические требования для кандидатов, среди них можно назвать повышенный возрастной ценз (35 лет в Чеченской Республике) [5], признанная высокая квалификация в области права (например, в Республике Ингушетия [6] и Кабардино-Балкарской Республике [9]), безупречная репутация (например, в Республике (Саха) Якутия [7] и Санкт-Петербург [10]), наличие необходимых моральных качеств (в Чеченской Республике [5]).

Кроме того, процедуры отбора кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда осуществляются в порядке, отличающимся от общего, установленного федеральным законодательством, в связи с этим, в региональном законодательстве субъектов РФ отсутствует единый порядок отбора кандидатов и назначения на должность данной категории судей. Так сдача квалификационного экзамена на должность судьи предусмотрена лишь в Республике Карелия [11] и в Свердловской области [17]. Некоторые регионы Российской Федерации и вовсе исключают нормы о проведении квалификационного экзамена на должность судьи конституционного (уставного) суда, например, в Республике Адыгея [12] указанные нормы были исключены из закона «О Конституционном суде Республики Адыгея». В предыдущей редакции данного закона полностью излагалась процедура отбора кандидата на должность судьи и сдачи квалификационного экзамена, в редакции от 05.03.2018 лишь указывается, что отбор кандидатов на должность судьи Конституционного Суда Республики Адыгея осуществляется на конкурсной основе в соответствии Законом Российской Федерации, что вызывает правовую неопределенность в выборе норм, которыми регулируются данные правоотношения и, следовательно, о порядке назначения и необходимости и процедуре проведения квалификационного экзамена.

В связи с этим, считаем важным отметить, что вопрос о механизме оценке уровня профессионализма при отборе кандидатов в судьи, в частности сдачи соответствующих экзаменов, в отсутствие конкретной методики проведения данной процедуры, является крайне актуальным и требует дополнительного правового регулирования.

А разнообразие в подходе к закреплению минимальных требований к кандидатам на должность судей конституционных (уставных) судов в дальнейшем могут сформировать крайне не благоприятную практику реализации региональных правовых норм, а именно, неоднородность профессионального уровня и авторитета судей, субъективизм в отборе кандидатов, и как следствие злоупотребление правом.

Читайте также:  Статья 3. Цели и задачи торгово-промышленных палат

Так для назначения на должность, как правило, соответствующему органу государственной власти субъекта Российской Федерации, который вносит представление о назначении судьи в законодательный орган субъекта, должно поступить предложение о кандидате.

Но здесь стоит отметить, что с учетом региональной специфики, круг субъектов, имеющих право вносить предложения о кандидатах на должность судьи конституционного (уставного) суда, в регионах Российской Федерации существенно отличается.

Причем в субъектах Российской Федерации используется не только одно- либо двухсубъектный состав по внесению предложений о кандидатах на должность судьи, но и разнообразие сочетания такого рода субъектного состава.

Анализ регионального законодательства показывает, что кандидатуры на должность судей в большинстве субъектов РФ предлагают: органы государственной власти субъекта РФ (Республика Башкортостан); органы местного самоуправления (Калининградская область) либо только представительные органы местного самоуправления (Свердловская область, Чеченская Республика, Республика Башкортостан); органы судейского сообщества (Республика Башкортостан) и объединения профессиональных юристов или юридические сообщества (Свердловская область, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Дагестан); областные (республиканские) суды (Калининградская область, Республика Тыва, Республика Марий Эл, Чеченская Республика) или судебные органы (Республика Ингушетия), конституционный (уставный) суд (Республика Дагестан) или его председатель (Республика Северная Осетия — Алания); юридические учреждения (Республика Саха (Якутия) и ведомства (Республика Ингушетия, Республика Тыва); юридические научные и учебные заведения (Республика Саха (Якутия), Свердловская область, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Дагестан); депутаты парламента (Свердловская область, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Чеченская Республика, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия) либо группы депутатов в Республике Саха (Якутии) и депутатские объединения в Республике Дагестан [19]. Если законом субъекта предусмотрена сдача квалификационного экзамена на должность судьи, рекомендацию предоставляет соответствующая квалификационная коллегия судей.

Кроме того вопрос о назначении на должность судьи конституционного (уставного) суда решается законодательным органом субъекта РФ по представлению главы субъекта РФ, в некоторых субъектах представление так же может быть подано депутатами его законодательного органа (Санкт — Петербург [10], Калининградская область [18], Республика Адыгея [12]), в Республике Адыгея в круг субъектов, имеющих право внести представление так же входит Верховный Суд Республики Адыгея [12]. Кандидатов в судьи Конституционного суда Республики Татарстан представляют Государственному Совету Республики Татарстан Президент Республики Татарстан и Председатель Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве [14].

Таким образом, в отсутствие единого порядка процедуры назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и при несоблюдении баланса полномочий органов власти, возможен процесс исчезновения такого принципа, как независимость судей.

Также существенно отличается и срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ в разных субъектах РФ.

Так, минимальный срок полномочий, составляет 5 лет (Калининградская область [18], Республика Северная Осетия — Алания [8]), максимальный же может быть не ограничен и связан лишь достижением судьей предельного возраста пребывания в должности (Республика Дагестан [19], Кабардино- Балкарская Республика [9], Республика Карелия [11], Республика Коми [13], Чеченская Республика [5]), в других регионах судьи назначаются на срок 6 лет (Свердловская область [17], Санкт — Петербург [10]), 10 лет (Республика Ингушетия [6], Республика Татарстан [14]), 12 лет (Республика Адыгея [12], Республика Башкортостан [15], Республика Марий Эл [16]) или 15 лет (Республика Саха (Якутия)) [7]). Кроме того, повторное избрание судьи допускается в одних субъектах, в других нет, либо установлен запрет на пребывание в должности более двух сроков (Республика Адыгея [12], Республика Татарстан [14], Республика Саха (Якутия) [7]) или двух сроков подряд (Калининградская область [18]). В принципе, нет никаких законодательных ограничений установления срока полномочий в региональном законодательстве для данной категории судей, он может быть ограничен и годом, будь на то воля субъекта федерации, что, полагаем, неверно.

Предельный возраст пребывания в должности судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ в Республике Адыгея [12], Республике Башкортостан [15], Республике Ингушетия [6], Республике Марий Эл [16], и Калининградской области [18] — 65 лет, в остальных субъектах РФ — 70 лет.

Полагаем, что установление возраста предельного пребывания в должности для данной категории судей законодательством субъектов РФ осуществляется в соответствии с федеральным законодательством [1], которым установлен общий предельный срок пребывания в должности судьи — 70 лет, он не может быть повышен субъектом РФ.

Что касается гарантий независимости данной категории судей в части материального и социального обеспечения, то практически во всех регионах установлено правило, в соответствии с которым, применяются положения федерального законодательства, при этом региональным законом могут быть предусмотрены повышенный уровень материальных и социальных гарантий.

Как видим, проведенный анализ регионального законодательства показал, что с одной стороны, различия в нормативной базе конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации отражают особенности каждого региона, а с другой стороны, установленная диспозитивность положений федерального законодательства и непоследовательность регулирования порядка его формирования позволило законодателям субъектов Российской Федерации крайне широко рассматривать вопрос правового положения статуса судей региональных конституционных (уставных) судов. Вместе с тем, на наш взгляд, более единообразное правовое регулирование статуса судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в большей степени будет соответствовать принципу единства судебной системы и статуса судей в целом, а так же создаст предпосылки для расширения системы конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации, что позволит обеспечить реальное функционирование органов регионального конституционного (уставного) контроля независимо от влияния каких — либо сторонних, в том числе политических факторов.

В связи с этим представляется важным зафиксировать единые нормативные положения о статусе судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, закрепив их в федеральном законе.

Литература:

  1. Закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации».
  2. Федеральный конституционный закон от 21.июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
  5. Конституционный Закон Чеченской Республики от 24 мая 2006 года № 2-РКЗ «О Конституционном Суде Чеченской Республики».
  6. Конституционный Закон Республики Ингушетия от 28 декабря 2001 года № 10-РКЗ «О Конституционном Суде Республики Ингушетия».
  7. Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 16-з № 363-II «О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве».
  8. Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 июня 2001 года № 17-РЗ «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания».
  9. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 года № 38-РЗ «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики».
  10. Закон Санкт–Петербурга от 24 мая 2000 года № 241–21 «Об Уставном суде Санкт–Петербурга».
  11. Закон Республики Карелия от 7 июля 2004 года № 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия».
  12. Закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 года. № 11 «О Конституционном Суде Республики Адыгея».
  13. Закон Республики Коми от 31.октября 1994 года. № 7-РЗ «О Конституционном Суде Республики Коми».
  14. Закон Республики Татарстан от 22 декабря 1992 года № 1708-XII «О Конституционном суде Республики Татарстан».
  15. Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 года № ВС-13/7 «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».
  16. Закон Республики Марий Эл от 11 марта1997 года № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл».
  17. Областной закон Свердловской области от 06 мая 1997 года № 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области».
  18. Уставный закон Калининградской области от 2 октября 2000 года № 247 «Об Уставном Суде Калининградской области».
  19. Худолей К. М. О некоторых вопросах назначения судей конституционных (уставных) судов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4 (26).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, должность судьи, Адыгея, статус судей, суд субъектов, федеральное законодательство, категория судей, квалификационный экзамен, судебная система, Татарстан.

Новости

рекомендации по вопросам присвоения квалификационных классов

Уважаемые коллеги!

В ответ на поступающие вопросы, в связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 269 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»,  квалификационная коллегия судей Оренбургской области дает следующие разъяснения.

Пунктом 7 статьи 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» установлено, что судьи, имеющие квалификационные классы, подлежат квалификационной аттестации после истечения срока пребывания в соответствующем квалификационном классе.

Судьи, имеющие первый, пятый или седьмой квалификационный класс, являющийся для них предельным по замещаемой должности, проходят квалификационную аттестацию один раз в три года. Судьи, имеющие высший квалификационный класс, квалификационную аттестацию не проходят.

Вновь назначенные судьи, а также судьи, назначенные на должность судьи в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, подлежат квалификационной аттестации не ранее чем через девять месяцев, но не позднее чем через один год со дня назначения их на соответствующую должность.

По общему правилу течение установленных пунктом 4 статьи 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» сроков пребывания в соответствующем квалификационном классе исчисляется со дня последней аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.

Читайте также:  Статья 112. Официальное издание Конституционного Суда Российской Федерации

Председатели, заместители председателей, судьи, квалификационный класс которых приведен в соответствие к первому, пятому, седьмому квалификационному классу, являющемуся предельным по занимаемой должности, проходят квалификационную аттестацию один раз в три года в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 7 статьи 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», — со дня вступления в силу соответствующего закона, то есть с 1 января 2013 года.

В соответствии с абзацем пятым пункта 7 статьи 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе отказаться от прохождения квалификационной аттестации.

25 января 2013 года Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации приняла решение о внесении изменений в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей

Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

  • ГАРАНТ:
  • О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации см.:
  • Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ
  • Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. N 1741
  • Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 306
  • Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 941
  • См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального конституционного закона
  • Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ настоящий Федеральный конституционный закон дополнен статьей 13.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликованияназванного Федерального конституционного закона

Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

По представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации судье Конституционного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев после его назначения на соответствующую должность Президентом Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс судьи.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13.1 настоящего Федерального конституционного закона

  1. Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации
  2. Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.
  3. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом.
  4. ГАРАНТ:
  5. См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального конституционного закона
  6. Информация об изменениях:
  7. Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 г. N 2-ФКЗ в статью 15 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения
  8. См. текст статьи в предыдущей редакции
  9. Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

  • Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.
  • За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
  • предупреждения;

42. Порядок формирования Конституционного Суда рф. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда рф

Статус
Конституционного Суда РФ определяется
в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом
в этом вопросе является Федеральный
конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской
Федерации». Это первый в истории России
федеральный конституционный закон,
принятый на основе Конституции РФ 1993
г.

Закон является кодифицированным
актом в сфере конституционного
судопроизводства, он содержит как
материальные, так и процессуальные
нормы. Статус Конституционного Суда,
закрепленный действующим законодательством,
по многим параметрам существенно
изменился по сравнению со статусом
Конституционного Суда РФ, учрежденного
в 1990 г.

В
состав Конституционного Суда РФ входят
19 судей, назначаемых на должность Советом
Федерации по представлению Президента
РФ.

Предложения по кандидатурам на
должности судей Конституционного Суда
Президенту РФ могут вноситься членами
Совета Федерации, депутатами Государственной
Думы, законодательными (представительными)
органами государственной власти
субъектов РФ, высшими судебными органами
(Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным
Судом РФ, самим Конституционным Судом
РФ), федеральными юридическими ведомствами
(в частности, Министерством юстиции
РФ), всероссийскими юридическими
сообществами, юридическими научными и
учебными заведениями (в действующем
составе Конституционного СудаРФ
большинство судей – известные
ученые-юристы).

Для
назначения на должность судьи
Конституционного Суда РФ кандидат
должен отвечать следующим требованиям:
гражданство РФ; возрастной ценз – не
менее 40 лет; наличие высшего юридического
образования и стажа работы по юридической
профессии не менее 15 лет; безупречная
репутация; признанная высокая квалификация
в области права.

Судья
Конституционного Суда РФ может быть
назначен на должность однократно на
срок 15 лет. Предельный возраст судьи –
70 лет. Судья Конституционного Суда РФ
обладает достаточно высоким статусом,
многие составляющие которого усилены
по сравнению с общими положениями
статуса судьи в Российской Федерации.

Так, для судей Конституционного Суда
РФ установлены более сложный порядок
привлечения к юридической ответственности,
отличающиеся набор оснований и порядок
досрочного прекращения полномочий,
более высокие материальные и социальные
гарантии, более жесткие требования к
содержанию принципа несовместимости
и т.

п.

Требования,
предъявляемые к кандидатам в судьи (ст.
4 закон О статусе судей в РФ) 
[править]

  • Гражданство РФ (моногражданство);
  • Иметь высшее юридическое образование;
  • Возраст не моложе 25 лет:
  • Судья среднего звена — 30 лет.
  • Судья Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — 35 лет.
  • Судья Конституционного Суда РФ — 40 лет.

(предельный
возраст 70 лет).

  • Стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет:
  • Судья среднего звена — 7 лет.
  • Судья Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — 10 лет.
  • Судья Конституционного Суда РФ — 15 лет.
  • Не признанный судом недееспособным, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

Отбор
кандидатов в судьи (ст. 5 закон О статусе
судей в РФ) 
[править]

Обращения
гражданина с заявлением в суд на должность
судьи. Проверка о пригодности,
мед. оHYPERLINK
«http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5″свидетельствование,
специальная проверка на его отсутствие
связи с криминалом.
Судебный департамент формирует
квалификационную комиссию, численный
состав, которой одобряется. Кандидат
сдаёт экзамен, при положительной сдаче
результаты действуют в течение 3 лет.
После сдачи квалификационного экзамена
гражданин вправе обратиться в
соответствующую квалификационную
коллегию судей с заявлением о рекомендации
его на вакантную должность судьи.
Председатель суда направляет эти
рекомендации в вышестоящий суд, далее
администрации президента РФ (Комиссия
Совета по кадровой политике при Президенте
РФ для предварительного рассмотрения
кандидатур на должности судей федеральных
судов). Решение выносится указом президента РФ
о назначении на должность судьи.

О порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел российской федерации

Правовой отдел УТ МВД России по ЦФО

03 Ноября 2016

Разъяснения по вопросу порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации

Инструкция о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 10.01.

2012 № 1, устанавливает порядок присвоения, подтверждения, снижения и лишения квалификационных званий в органах внутренних дел Российской Федерации, ведения учета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих квалификационные звания (далее – Инструкция).

  • С учетом уровня профессионального образования, стажа службы в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков присваиваются квалификационные звания:
  • Специалист 3  класса — сотрудникам, имеющим стаж службы в ОВД не менее 3 лет или стаж (опыт) работы по специальности не менее 6 лет, выдержавшим испытания по всем видам профессиональной служебной и физической подготовки в соответствии с установленными критериями для данного квалификационного звания; сотрудникам, имеющим ученую степень кандидата наук либо ученое звание доцента.
  • Специалист 2 класса — сотрудникам по истечении 3 лет с момента присвоения квалификационного звания «специалист 3 класса», выдержавшим испытания по всем видам профессиональной служебной и физической подготовки в соответствии с установленными критериями для данного квалификационного звания; сотрудникам, имеющим ученую степень доктора наук либо ученое звание профессора.
  • Специалист 1 класса — сотрудникам по истечении трех лет с момента присвоения квалификационного звания «специалист 2 класса», выдержавшим испытания по всем видам профессиональной служебной и физической подготовки в соответствии с установленными критериями для данного квалификационного звания; сотрудникам, награжденным нагрудным знаком «Почетный сотрудник МВД».
  • Мастер (высшее квалификационное звание) — сотрудникам по истечении трех лет с момента присвоения квалификационного звания «специалист 1 класса», выдержавшим испытания по всем видам профессиональной служебной и физической подготовки в соответствии с установленными критериями для данного квалификационного звания; сотрудникам, замещающим должности высшего начальствующего состава; сотрудникам — победителям заключительных этапов всероссийских конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел на звание «Лучший по профессии»; сотрудникам, имеющим почетные звания Российской Федерации, если функциональное предназначение замещаемой должности соответствует видам деятельности, учитываемым при присвоении почетного звания Российской Федерации.
  • Испытания по профессиональной служебной и физической подготовке проводятся один раз в год в период проведения итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников (проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) по видам профессиональной служебной и физической подготовки комиссиями, создаваемыми в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, регламентирующими организацию профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.
  • Участие в испытаниях на присвоение квалификационного звания является добровольным.
  • Сотрудники, прикомандированные, а также сотрудники, зачисленные в распоряжение органов внутренних дел Российской Федерации, проходят испытания на присвоение квалификационных званий в соответствии с Инструкцией.
  • Непосредственный руководитель (начальник) представляет председателю комиссии не позднее чем за семь дней до начала проведения испытаний списки сотрудников, представляемых к испытаниям на присвоение (подтверждение) квалификационных званий.
  • При формировании списка сотрудников, представляемых к испытаниям на присвоение (подтверждение) квалификационных званий, учитываются: уровень профессионального образования, стаж службы в органах внутренних дел или стаж (опыт) работы по специальности, профессиональные знания и навыки.
  • К испытаниям на присвоение квалификационных званий допускаются сотрудники, не имеющие дисциплинарных взысканий.
  • Сотрудники, представленные к присвоению (подтверждению) квалификационных званий, но не принимавшие участия в испытаниях в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском (в том числе отпуском по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет), командировкой, сохраняют право в течение одного месяца после прекращения соответствующих обстоятельств на прохождение испытаний в индивидуальном порядке.
  • Данным сотрудникам сохраняются присвоенные квалификационные звания на весь период временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске (в том числе отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет), командировке до подтверждения ими имеющихся квалификационных званий или прохождения испытаний на присвоение более высокого квалификационного звания.
Читайте также:  Статья 15. обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

Результаты испытаний сотрудника на присвоение (подтверждение) квалификационного звания отражаются в акте о результатах испытаний. Акт о результатах испытаний подписывается председателем и членами комиссии по завершении проведения испытаний.

  1. Приказы о присвоении квалификационных званий издаются руководителями в отношении:
  2. Сотрудников, принимавших участие в испытаниях, — на основании актов о результатах испытаний.
  3.  Сотрудников, имеющих ученые степени, ученые звания, награжденных нагрудным знаком «Почетный сотрудник МВД», сотрудников — победителей заключительных этапов всероссийских конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел на звание «Лучший по профессии», а также сотрудников, имеющих почетные звания Российской Федерации, — на основании рапортов сотрудников с приложением копий подтверждающих документов.
  4. Сотрудникам, которым присвоено квалификационное звание, выдается нагрудный знак классного специалиста.
  5. Сотруднику, не выдержавшему испытания на присвоение более высокого квалификационного звания, но выполнившему при этом необходимые требования по имеющемуся у него квалификационному званию, имеющееся квалификационное звание сохраняется.
  6. По истечении трех лет сотрудник обязан подтвердить присвоенное ему квалификационное звание или может пройти испытание на присвоение более высокого квалификационного звания.
  7. Сотрудники, назначенные на вышестоящую, равнозначную, а также нижестоящую должность  в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе при переводе в другое подразделение, если выполнение служебных обязанностей по новой должности в органах внутренних дел Российской Федерации требует наличия у сотрудника дополнительных (иных) знаний и навыков, обязаны через год после такого перемещения подтвердить ранее присвоенное квалификационное звание в соответствии Инструкцией, за исключением назначения на нижестоящую должность в порядке наложения дисциплинарного взыскания или в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности.

Сотрудникам, поступившим на службу в органы внутренних дел из других федеральных органов исполнительной власти, присваиваются квалификационные звания, соответствующие имевшимся на момент их увольнения квалификационным званиям (классным квалификациям, квалификационным категориям, квалификационным классам).

Присвоенное квалификационное звание подтверждается в течение года со дня назначения на должность, а в случае отсутствия в личном деле документа, подтверждающего прохождение профессиональной подготовки (первоначальной подготовки, специального профессионального обучения), — в течение года с момента получения свидетельства о должности служащего.

Сотрудникам, ранее проходившим службу в органах внутренних дел и вновь поступившим на службу, присваивается квалификационное звание, имевшееся на момент увольнения, (за исключением случаев расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 5 (в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел — на основании рекомендации аттестационной комиссии),  пунктом 6 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины), пунктом 7 (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя), пунктом  13 (в связи с отказом сотрудника без уважительных причин от прохождения службы в особых условиях в соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ), пунктом  14 (в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания), пунктом 15 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником),  пунктом 20 части 2  (в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами) либо пунктом 4 (в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства), пунктом 5 (в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовную ответственность), пунктом 7 (в связи с осуждением сотрудника за преступление; в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом), пунктом  9 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел),  пунктом 10 (в связи с нарушением сотрудником обязательных правил при заключении контракта)  или пунктом  13 части 3 статьи 82  (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1) Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

  •  Присвоенное квалификационное звание подтверждается в течение года со дня назначения на должность.
  • Квалификационное звание сотрудника снижается на одну ступень в случаях:
  • — не подтверждения квалификационного звания;
  • — получения оценки «неудовлетворительно» по одному из видов профессиональной служебной и физической подготовки во время инспектирования, контрольных и целевых проверок деятельности подразделения МВД России, а также в период проведения итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников (проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
  • — наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
  • Сотрудник лишается квалификационного звания в случаях:
  • — не подтверждения квалификационного звания «специалист третьего класса»;
  • — получения оценки «неудовлетворительно» по двум или более видам профессиональной служебной и физической подготовки во время инспектирования, контрольных и целевых проверок деятельности территориального органа, организации и подразделения, а также в период проведения итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников (проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
  • — перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел Российской Федерации в порядке наложения дисциплинарного взыскания или в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности (с учетом рекомендации аттестационной комиссии);
  • — неприбытия на испытания по подтверждению ранее присвоенного квалификационного звания без уважительной причины;
  • — наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии на сотрудника, имеющего квалификационное звание «специалист третьего класса»;
  • — лишения в установленном порядке ученой степени, ученого звания, нагрудного знака «Почетный сотрудник МВД», почетного звания Российской Федерации либо звания победителя заключительного этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел на звание «Лучший по профессии», если квалификационное звание присвоено без прохождения испытаний в соответствии с Инструкцией, а иное квалификационное звание ранее не присваивалось;
  • — получения сотрудником, имеющим квалификационное звание «специалист третьего класса», оценки «неудовлетворительно» по одному из видов профессиональной служебной и физической подготовки во время инспектирования, контрольных и целевых проверок деятельности территориального органа, организации и подразделения, а также в период проведения итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников (проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).
  • Право снижения и лишения квалификационных званий предоставлено уполномоченным руководителям (начальникам) и оформляется приказом.
  • Приказ о снижении или лишении квалификационного звания объявляется сотруднику под роспись.
  • Квалификационное звание (новое квалификационное звание) сотрудникам, которым квалификационное звание снижено на одну ступень, а также сотрудникам, лишенным квалификационного звания, присваивается не ранее чем через год со дня снижения или лишения квалификационного звания в порядке, установленном Инструкцией.
Ссылка на основную публикацию