Статья 12. Ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий

  • Последняя редакция Статьи 86 Конституции РФ гласит:
  • Президент Российской Федерации:
  • а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • в) подписывает ратификационные грамоты;
  • г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Комментарий к Ст. 86 КРФ

а) В рамках конституционных полномочий, определенных п.

«а» настоящей статьи, Президент помимо других полномочий наделяется обязанностью осуществлять руководство внешней политикой и представлять государство в отношениях с иностранными государствами и другими участниками международных отношений, что можно считать также исторически сложившимся международным обычаем. Полномочие Президента в области руководства иностранными делами было подтверждено статьей 32 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Представление Президентом своего государства во внешних обусловлено его статусом главы государства. Это вытекает из п. 4 ст. 80 Конституции, в котором записано: «Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях».

Президенту поручается руководство внешней политикой РФ, т.е. проведение общего курса государства в международных отношениях. К сожалению, в Конституции нет положений, прямо определяющих цели и принципы внешнеполитической деятельности. Таким образом, статья 86 Конституции возлагает исключительно на Президента ответственность по разработке и защите внешнеполитических интересов России.

Полномочия Президента по руководству и участию в ее осуществлении состоят в том, что он представляет и утверждает концепцию внешней политики, хотя это прямо не предусмотрено Конституцией, ведет переговоры и подписывает договоры и ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты (п. «б»-«г» комментируемой статьи). Президент обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, где затрагиваются вопросы внешней политики.

Важнейшим инструментом внешней политики является дипломатическая деятельность самого Президента и других уполномоченных на то должностных лиц, осуществляемая в различных формах, сложившихся в международной практике.

Это официальные и неофициальные визиты, переговоры на высшем уровне, дипломатические конференции, совещания и встречи глав государств, участие в работе международных организаций, дипломатическая переписка, обмен мнениями и т.д.

Выбор конкретных средств достижения внешнеполитических целей и осуществления внешней политики требует гибкости, учета в каждом случае конкретных обстоятельств и подчас не может регулироваться формальными законодательными предписаниями.

В Администрации Президента создано специальное Управление по внешней политике (Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике» от 29 июня 2004 г.).

Основными задачами этого органа являются содействие Президенту в определении основных направлений внешней политики государства, участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой государства.

Помимо этого в Положении перечисляются функции по аналитической работе, участию в нормотворческом процессе, контроль за выполнением решений Президента и многие другие вопросы.

В качестве руководителя внешней политики Президент с помощью созданного аппарата осуществляет контроль за деятельностью Министерства иностранных дел, других органов исполнительной власти, к компетенции которых относится тот или иной аспект внешнеполитической деятельности, дает поручения о перспективной разработке мероприятий в сфере межгосударственных отношений, направленных на достижение целей внешнеполитического курса Российской Федерации, и т.д.

Рациональное проведение выработанного политического курса предполагает необходимость тесного сотрудничества Президента с органами законодательной и исполнительной власти.

Направления такого сотрудничества определяются, в частности, Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденная (РГ. 2000. 11 июля).

Совет Федерации и Государственная Дума участвуют во внешнеполитической деятельности посредством проведения законодательной работы по обеспечению внешнеполитического курса и выполнению международных обязательств.

Совет Безопасности концентрирует работу по подготовке решений Президента в области обеспечения безопасности и контролю за их исполнением. Основная задача Министерства иностранных дел состоит в непосредственной реализации утвержденного Президентом РФ внешнеполитического курса и координации внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Концепции, субъекты Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией и ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Со своей стороны Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики России (см. комм. к п. «д» ст. 114).

б) В соответствии с п. «б» комментируемой статьи Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ.

Полномочия главы государства вести переговоры и подписывать международные договоры признано в праве международных договоров. Согласно п. 2 «а» ст.

7 Венской конвенции о праве международных договоров глава государства в силу его функции и без необходимости специального предъявления полномочий считается лицом, представляющим свое государство при совершении всех действий, относящихся к заключению договоров.

Тем не менее законодатель счел необходимым инкорпорировать эту норму международного права в национальное законодательство. Так, в ч. 1 ст.

12 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» записано, что Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ без необходимости предъявления полномочий.

Подписание Президентом международного договора может иметь двоякое юридическое значение.

В одних случаях подписание выступает промежуточной стадией заключения международного договора, требующего, например, последующей ратификации; в других случаях, когда стороны договора уславливаются о вступлении его в силу с момента подписания, оно является окончательной формой заключения договора. Однако следует заметить, что Президент вправе заключать только такие договоры в форме подписания, которые, согласно ФЗ о международных договорах, не требуют ратификации или утверждения.

в) Подписание ратификационных грамот является составной частью процедуры ратификации международных договоров. Подписывая ратификационную грамоту, Президент тем самым документально подтверждает факт выражения РФ согласия на обязательность для нее ратифицируемого международного договора.

Поскольку, согласно ст.

Читайте также:  Статья 17. надбавки к пенсии за выслугу лет

14 ФЗ о международных договорах, ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона, то Президент может подписать ратификационную грамоту только по завершении всего законодательного процесса (принятие закона Государственной Думой о ратификации, рассмотрения его Советом Федерации и подписания самим Президентом). Согласно ст. 18 названного Закона, именно на основании федерального закона о ратификации международного договора РФ Президент подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел.

Из текста Конституции не следует, что на Президента возлагается обязанность подписывать ратификационные грамоты в отношении всякого представленного ему международного договора.

Неподписание Президентом ратификационной грамоты или федерального закона о ратификации по существу означает отказ от заключения договора или приостановление процесса заключения договора, что, однако, само по себе не может считаться нарушением международных обязательств.

Ратификационная грамота состоит из трех частей.

Во вступительной части указывается, что международный договор ратифицируется Федеральным Собранием РФ, приводится наименование ратифицируемого договора, место и дата его подписания.

Основная часть включает полный текст договора, оговорки к нему, тексты дополнительных соглашений и приложений, являющихся его неотъемлемой частью международного акта.

Ратификационная грамота заканчивается торжественным заявлением о том, что данный договор будет точно и неуклонно соблюдаться. Подписанные и заверенные ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию многостороннего договора. При заключении двустороннего договора производится обмен ратификационными грамотами.

г) Согласно п. «г» комментируемой статьи, Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.

Верительная грамота — это документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования.

Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Грамота адресуется главе Российского государства.

В ней указывается имя и фамилия дипломатического представителя, а также его дипломатический ранг, определяемый по соглашению между российским Министерством иностранных дел и дипломатическим ведомством иностранного государства; подтверждаются полномочия дипломатического представителя представлять интересы его государства в Российской Федерации; содержится просьба верить его словам и действиям.

Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей миссии с момента вручения верительной грамоты.

Отзывная грамота направляется Президенту главой государства, дипломатический представитель которого отзывается. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя, в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял.

Отзывная грамота вручается Президенту вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.

Статья 86 Конституции России

  • Текст Ст. 86 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:
  • Президент Российской Федерации:
  • а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • в) подписывает ратификационные грамоты;
  • г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Комментарий к Ст. 86 Конституции Российской Федерации

Президент Российской Федерации в качестве Главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

В развитие упомянутых полномочий комментируемая статья Конституции детализирует полномочия Президента Российской Федерации в данной сфере. Так, осуществляя внешнеполитические функции, Президент Российской Федерации несет конституционную ответственность за выполнение международных обязательств Российской Федерации.

В соответствии с п. «а» комментируемой статьи Конституции РФ Президент страны осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

Реализуя это полномочие, Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегию внешнеполитической деятельности, основные ее направления.

Он непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует Министерство иностранных дел, другие органы исполнительной власти, к компетенции которых относится реализация того или иного аспекта внешнеполитической деятельности.

Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ согласно п. «б» комментируемой статьи. Как Глава государства, Президент осуществляет высшее представительство в международных отношениях. Он устанавливает прямые контакты с руководителями государств, ведет переговоры с ними, посещает международные организации и т.д.

В соответствии с нормами Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.

)*(437) Президент Российской Федерации как Глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Оформление полномочий означает выдачу Министерством иностранных дел России специального документа, подтверждающего право данного лица вести переговоры и подписывать договор, либо, применительно к межведомственным договорам, выдачу такого документа руководителем ведомства.

Основанием для выдачи полномочий МИД является решение, принятое Президентом в соответствии с упомянутым Законом, в котором указывается, кому поручено вести переговоры и подписать договор.

Без такого решения МИД не оформляет полномочия.

При этом полномочия могут быть выданы (в зависимости от содержания решения) только на проведение переговоров, или на проведение переговоров и подписание договора, или только на подписание договора.

Согласно подп. «в», «г» комментируемой статьи, Президент подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

При Президенте аккредитуются дипломатические представители, он назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В рамках выполнения упомянутых полномочий Президентом изданы Указы от 28 августа 2001 г. N 1080 (с изм. от 29 марта 2008 г.

Читайте также:  Статья 9. Утрата лицом статуса беженца и лишение лица статуса беженца

) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)»*(438), от 7 сентября 1999 г.

N 1180 «Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве»*(439).

Полномочия и уполномоченные на заключение договора

В большинстве случаев государства, заключая международные договоры, действуют через специально уполномоченных на то лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочия ми. При этом полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую — то определенную стадию.

Выдача полномочий осуществляется в соответствии с внутренним законодательством, которым определяется, какие государственные органы обладают таким правом. Полномочия выдаются тем государственным органом, от имени которого заключается данный договор. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г.

главы государств, главы правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут совершать все действия, относящиеся к заключению договора.

Главы дипломатических представительств и представительств государств в международных организациях и на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях, однако, они могут совершать действия лишь в целях принятия текста договора.

Уполномоченные должны действовать при заключении договора строго на основании и в пределах своих полномочий, иначе их действия не будут иметь международно — правового значения.

Кроме полномочий лица, ведущие переговоры, получают от своих правительств инструкции, которые определяют позицию делегации по обсуждаемым вопросам. Это внутренний документ делегации. Договор, заключенный в нарушение инструкций, не теряет своей юридической силы.

В Российской Федерации решение вопроса о наделении соответствующими полномочиями оформляется специальным актом — указом или распоряжением Президента, постановлением или распоряжением Правительства.

В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г.

предусматривается, что без специальных полномочий ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, министр иностранных дел, федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти.

Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ в между народной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста договора — соответственно с государством пребывания или в рамках данной международной организации (ст. 12, 13).

Полномочия предоставляются соответствующим лицам Президентом либо Правительством России. Они оформляются соответственно от имени Президента либо Правительства Министерством иностранных дел.

В отношении договоров межведомственного характера полномочия предоставляются федеральным министром или руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Например, в постановлении Правительства РФ «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений» от 8 сентября 1994 г.

говорится об одобрении представленного Министерством сельского хозяйства и продовольствия проекта Соглашения. Министерству сельского хозяйства и продовольствия поручается провести переговоры и подписать указанное Соглашение от имени Правительства РФ.

Если заключается международный договор с участием международной организации, то международная организация представляется лицом, имеющим специальные полномочия, либо лицом, которое на основании правил международной организации представляет ее без предъявления полномочий (ст. 7 Венской конвенции 1986 г.).

При заключении двусторонних международных договоров представители государств обмениваются полномочиями, а при заключении многостороннего договора полномочия сдаются в специально созданные органы для проверки их подлинности.

Любые действия по заключению договора, совершенные не уполномоченным лицом или в нарушение полномочий, не имеют юридического значения.

Мп 2 — стр 4

  • 4.по возможности участия
  • o открытые (участие в таких договорах не зависит от желания государств, которые его уже заключили)
  • o закрытые (уставы международных организаций, двусторонние договоры; при желании третьих государств они должно получить согласие государств-участниц договора)
  • 5.по форме
  • письменные
  • устные (джентльменские соглашения)
  • 6.по сроку действия
  • срочные
  • бессрочные
  • Виды договоров по наименованию: договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол, акт, соглашение, статут.
  • Федеральный закон «О международных договорах РФ» предусматривает классификацию договоров на:
  • межгосударственные, заключаемые от имени РФ
  • межправительственные, заключаемые от имени Правительства РФ
  • договоры межведомственного характера.

Вопрос 12. Источники права международных договоров

Международное право договоров – это международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения действия договоров.

До недавнего времени эта отрасль международного права регулировалась обычным правом. В 19681969 в Вене состоялась конференция, которая была созвана для кодификации и прогрессивного развития права международных договоров.

  1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. – регулирует международные договоры между государствами
  2. Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. (не вступила в силу, но многие её положения
  3. применяются в качестве обычно-правовых норм); появление этой конвенции вызвано тем, что в XX веке активное участие в МП принимали международные организации
  4. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.
  5. (вступила в силу в 1997 г.)
  6. Обычаи (потому что не все государства ратифицировали конвенции)

Нормы внутреннего права устанавливают внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров. Такие нормы содержатся в конституциях (ст.15 Конституции РФ) или в специальных законах:

  • ФЗ «О международных договорах РФ» 1995 г. (регулирование порядка заключения, выполнения, прекращения, приостановления действия международных договоров, порядок регистрации в органах, хранения подлинников международных договоров и официальной публикации);
  • Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2003 г. «Положение о подготовке и подписании
  • международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами РФ».
  • Указ Президента РФ №11 « О порядке опубликования международных договоров РФ» от 11 января 1993 года.
Читайте также:  Статья 194 БК РФ. Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой (действующая редакция)

Вопрос 13. Структура международного договора. Языки договора. Альтернат

  1. Структура – это составные части договора.
  2. Название договора
  3. Преамбула –ней формулируются, как правило, цели договора; преамбула используется при толковании договора.

Основной текст: делится на разделы (Конвенция по морскому праву 1982), на главы (Устав ООН), на части (Чикагская конвенция 1944). В некоторых договорах статьям, главам и частям могут даваться отдельные наименования.

  • Заключительные положения (статьи/части/разделы);
  • o Участники договора;
  • o Процедура и условия вступления договора в силу;
  • o Оговорки;
  • o Депозитарий;
  • o Официальные языки договора;
  • o Внесение поправок и изменение договора;
  • o Действие договора.
  • Подписи сторон;
  • Приложения.
  • Текст договора, как правило, содержится в одоном документе, но если договор заключается путём обмена нотами или письмами, то его текст содержится в двух и более взаимосвязанных между собой документах (в нотах или письмах, которыми обмениваются стороны).
  • Язык договора.
  • МП не содержит предписаний об общеобязательном языке договоров.

Текст двустороннего договора: часто на языках обеих сторон. Оба варианта признаются при этом аутентичными, т.е. имеющими одинаковую силу.

  1. Иногда двусторонний договор составляется также и на третьем, нейтральном языке, который затем берется в качестве основы для его толкования.
  2. Многосторонние договоры могут быть составлены на одном языке, на официальных языках ООН или на всех языках государств-участников: Устав ВОЗ составлен на русском, английском, испанском, китайском и французском языках.
  3. АЛЬТЕРНАТ (чередование)
  4. Применение правила альтерната подчеркивает равенство договаривающихся сторон.

При любом перечислении в тексте договора договаривающихся государств, их представителей, языков, столиц и т.п. на первом месте всегда стоят государство, фамилия представителя, язык того из

участников, кому принадлежит данный экземпляр договора, а остальные проставляются в алфавитном порядке. При подписании многостороннего договора подписи уполномоченных лиц ставятся одна под другой в порядке русского, английского, французского или иного алфавита по договоренности сторон.

Вопрос 14. Полномочия на заключение международного договора и уполномоченные лица

Законодательство государств и правила международных организаций определяют, какие органы могут от их имени заключать договоры.

Как правило, договоры от имени государств и международных организаций заключают специально уполномоченные такими органами лица, которым выдаётся документ, называемый полномочиями.

Этот документ может выдаваться на все стадии заключения договора или только на одну стадию.

  • Некоторые лица, представители государств и международных организаций, не нуждаются в полномочиях (ст.7 Венской конвенции):
  • главы государств, правительств, министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут совершать все действия, относящиеся к заключению договоров.
  • Главы дипломатических представительств, представительств при международных организациях, главы делегаций на международных конференциях не нуждаются в полномочиях при
  • принятии текста договора.

В РФ вопрос полномочий при заключении договоров регулируется ФЗ РФ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995:

Статья 12. Ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации без

необходимости предъявления полномочий

1.Президент РФ…ведет переговоры и подписывает МД РФ без необходимости предъявления полномочий.

2.Председатель Правительства РФ как глава Правительства и министр иностранных дел РФ в

силу своих функций и в соответствии с МП ведут переговоры и подписывают МД РФ без необходимости предъявления полномочий.

3.Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера без предъявления полномочий.

4.Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста МД между РФ и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий.

  1. Полномочия могут предоставляться разными органами в зависимости от характера вопросов, регулируемых договором:
  2. Статья 13. Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров Российской Федерации предоставляются:
  3. а) в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, — Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, — Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента РФ либо от имени Правительства РФ МИД РФ;
  4. б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства РФ, — Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства РФ МИД РФ;
  • в) в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации.
  • Международная организация представляется:
  • лицом, имеющим специальные полномочия,

либо лицом, которое на основании правил международной организации представляет её без предъявления полномочий (ст.7 Венской конвенции 1986).

Вопрос 15. Принятие текста договора. Установление аутентичности договора

Принятие текста договора является необходимой процедурой. Принятием текста договора заканчиваются, в сущности, переговоры между государствами относительно подготовки этого текста.

Согласно п. 1 ст. 9 Венской конвенции 1969 года, «текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении…». Формы принятия:

подписание

парафирование текста — визирование, проставление лицами, участвующими в разработке текста конкретного договора, своих инициалов — параф — под его текстом или на каждой его странице. Согласно ст. 10 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

  1. парафирование имеет целью установить аутентичность, подлинность разработанного текста договора и засвидетельствовать его окончательный характер. В подобном случае юридический смысл парафировании заключается в том, что самими уполномоченными на это лицами согласованный текст каким-либо изменениям не подлежит
  2. Процедура принятия
  3. На международных конференциях текст договора принимается в соответствии с их правилами процедуры.
Ссылка на основную публикацию