Статья 12. Основные требования к перевозчику

В этой статье мы разберемся, какие документы нужны для перевозки груза или товара автомобильным транспортом. Необходимо заранее узнать, что за бумаги потребуются в пути или в месте назначения, подготовить их и отдать водителю, который будет заниматься транспортировкой.

Все рекомендуется корректно заполнить, потому что у перевозчика должен быть при себе пакет сопроводительных справок, сертификатов, ТТН и другие. По ней проверяющие будут определять, все ли в порядке, не доставляется ли что-то запрещенное.

Это целая процедура, которую важно выполнить в соответствии с правилами организации и соблюдением обязательных законодательных актов. Давайте рассмотрим все по порядку.

Статья 12. Основные требования к перевозчику

Что подписывают в общем случае

Практически все транспортные компании точно знают, что им делать. Обычно они сами сообщают заказчику, какая документация потребуется при перевозке грузов, чтобы в процессе не возникало проблем и сложностей. Официальный перечень для большинства типов товаров небольшой:

  • товарно-транспортная накладная, подписанная на каждый элемент ассортимента в составе посылки, даже если их сотни видов;
  • водительское удостоверение лица, которое будет за рулем, с соответствующей категорией;
  • соглашение между грузоотправителем, получателем и фирмой, которая занимается доставкой;
  • путевой лист.

Все, что указано выше, необходимо вне зависимости от того, какого сорта продукты или изделия перевозятся. Их нельзя заменить на другие документы на перевозимый груз или отказаться от их оформления.

Кроме того, дальнобойщик должен быть вписан в разрешение или доверенность, в соответствии с которой он имеет право управлять этим ТС. Важно, чтобы это было документально закреплено.

Давайте разберем некоторые из них подробнее.

Подготовка

Есть 3 типа бумаг, которые обязательны в любой доставке:

  • для дальнобойщика;
  • на ТС;
  • на перевозимые товары.

В ГК РФ есть общие правила, они закреплены в главе 40. Все, что обязан делать перевозчик – вписано в следующую за ней 41.

Статья 12. Основные требования к перевозчику

Какие документы могут оказаться нужны водителю для отправки, перевозки, различной транспортировки любого типа груза

Чтобы начать путь от грузоотправителя до получателя, транспортировщик должен обзавестись ВУ необходимой категории со всеми допусками. Он обязан быть обучен и проинструктирован, как именно пользоваться конкретным ТС. Также у него при себе подтверждения, что он имеет право владеть или пользоваться автомобилем.

Еще один пункт – путевой лист. Его выписывает заказывающая сторона, транспортная компания или частное лицо. Выписывается не больше, чем на месяц. Указываются точные даты действия и записывается:

  • число и время, когда водитель прошел медосмотр;
  • какой пробег был у машины на начало поездки;
  • какие расходы на ГСМ заложены на прохождение пути.

Если у груза нет особенностей, то этого комплекта будет достаточно, чтобы отправляться с ним. Для планирования перевозок опасных веществ и изделий потребуется специальная лицензия.

Кроме того, рекомендуется, чтобы в авто всегда был при себе трудовой договор лица, которое будет вести машину. Это подтвердит, что он справляется с задачей от своего нанимателя, поэтому должен доставить продукцию по адресу, а не занимается незаконной деятельностью. Если с ним вместе катается экспедитор, то ему тоже стоит брать с собой копию бумаг, подтверждающих трудоустройство.

На само транспортное средство предстоит оформить и везде брать с собой ПТС, талон о том, что техосмотр был пройден, а также страховой полис ОСАГО. Отсутствие любой из этих частей может обернуться проблемами, если остановит ГАИ.

Статья 12. Основные требования к перевозчику

Что необходимо для перевозки: документы на груз, товарно-транспортная накладная

Один из обязательных пунктов, без которого не должны перемещаться никакие товары – ТТН. Внутри всегда оформляется 2 раздела. Один будет отвечать за факт сделки между покупателем и продавцом. Это основание, по которому со склада отправителя продукция списывается, а в базу получателя принимается. Кроме того, он становится поводом перечислить деньги за услуги.

Важно, чтобы заполнялись все поля, для которых есть информация. Все пустые желательно зачеркнуть. В случае если в 1 грузовом авто перемещается сразу несколько паллетов для разных клиентов, то для каждого создается собственная ТТН. По ней будет выполняться приемка.

Всего требуется распечатать 4 экземпляра, на каждом проставить печати и подписи. Один остается у отправляющей стороны, это юридическое основание для списания из складской зоны для товаров.

Потом начинают погрузку. Когда портится или надрывается упаковка или срывается вариант крепления изделия внутри, это вписывается в ТТН и заверяется продавцом.

Все остальные бумаги с водителем и его подписью отправляются к покупателю.

Когда покупка прибудет на место, получатель берет одну ТТН. Если во время движения партия была повреждена, то пишется акт, в котором все указывается. Ставится соответствующая отметка в самой ТТН. На основании этих файлов покупатель может предъявлять претензии. Если все хорошо, то грузополучатель ставит свои печати и подписи, 2 последних экземпляра уезжают обратно.

Какие документы могут оказаться необходимы для разной перевозки груза – если клиент сам приезжает и забирает покупку у продавца, то готовится не ТТН, а обычная товарная накладная.

На саму продукцию может потребоваться и другие бумаги. Если перемещаются продукты питания, то оформляется санитарный паспорт. Когда это скоропортящаяся партия, то готовится лист контрольных проверок. По нему проверяют, соответствует ли температура внутри автомобиля.

Для движения живых животных пригодится ветпаспорт и карантинный сертификат, который выдает Госсанэпиднадзор. Если же все это отправляется заграницу, то могут попросить подписать международные бланки, о которых речь пойдет ниже.

Комплект документов для перевозки грузов: образцы договоров

Ниже приведены ссылки на скачивание бланков для заполнения.

Так как склад является ключевым звеном между поставщиком и покупателем, от его правильной работы зависит функционирование всей системы. Если автоматизировать рутинные складские операции, то это позволит компании наладить стабильную деятельность с эффективным управлением процессами, благодаря чему увеличится прибыль. Обращайтесь в «Клеверенс» за решением ваших задач.

Договор между отправителем, получателем и посредником, осуществляющим доставку

С его помощью можно подтвердить, что все производится на законных основаниях. Бумага заключается между отправляющей стороной и перевозчиком. Ее обязательно подписывает водитель, который имеет право управлять ТС, или экспедитором, который участвует в процессе.

При необходимости можно заменить его доверенностью. Но важно, чтобы на ней были все рекомендуемые печати от лица компании.

Статья 12. Основные требования к перевозчику

Перечень необходимых для оформления документов на погрузку и для перевозки грузов различным автомобильным транспортом: стандартный путевой лист

Здесь содержатся все данные о предстоящем маршруте. Его составляет фирма, которая занимается транспортировкой. Нельзя оформлять его без этих пунктов:

  • тип ТС, марка, модель, номер регистрации – нельзя двигаться на незарегистрированном транспорте или на том, который не указан в документации;
  • полное название организации, которая будет транспортировать продукцию;
  • сведения о том, сколько топлива предположительно потребуется на отправку;
  • дата, когда был заключен договор с предприятием, когда был подписаны бумаги;
  • номер ТТН, в которой перечисляется весь ассортимент к погрузке.

Кроме того, на любом путевом листе обязательно должен быть отрывной талон. Его готовят в процессе оформления всего необходимого на грузоперевозку, проставляют все печати. Затем его проверяют в фирме, которая будет выполнять доставку.

Поэтому он входит в пакет сопроводительных документов, подходящих для подготовленного и проинструктированного водителя при каждой перевозке груза или товаров для внутреннего перемещения.

После всех манипуляций его высылают вместе с чеком о том, что все оплачено, клиенту.

Статья 12. Основные требования к перевозчику

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Узнать больше

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Узнать больше

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Узнать больше

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Узнать больше

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Узнать больше

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Узнать больше

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Узнать больше

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Узнать больше

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Узнать больше

Показать все решения по автоматизации

Что еще может потребоваться

Не всегда все ограничивается основными бумагами. Иногда условия меняются и тогда становится важной другая документация:

  • паспорт на ТС, бланки, подтверждающие своевременный техосмотр;
  • если за рулем не владелец автомобиля, то лучше захватить договор, на основании которого он занимается доставкой;
  • накладная – когда в ТТН есть не вся информация о том, что находится внутри;
  • если везут что-то съедобное, то рекомендуется иметь санпаспорт;
  • ветпаспорт – если транспортируют живых животных, мясо, субпродукты;
  • для легальной перевозки спиртосодержащих изделий потребуют соответствующие лицензии и справки;
  • договор, в соответствии с которым произошла фактическая отгрузка;
  • подтверждение обязательного страхования владельца ТС;
  • сертификат, который подтверждает приемлемое качество изделий;
  • если все движется в рефрижераторе, то понадобится информация о том, как поддерживается и отслеживается температура в кузове.
Читайте также:  Таможенное законодательство - советы юриста

Осталось понять, какие документы нужны на провоз груза. В каждом конкретном случае могут появиться и другие бумаги, которые также необходимо своевременно оформлять и брать с собой в путь.

Иногда без них ответственные лица подвергаются штрафу за несоблюдение законов, потому что в изготовлении части видов продукции есть свои особенности. А иногда это заканчивается выяснениями с компетентными органами.

Поэтому перед первой транспортировкой стоит проконсультироваться у юристов, что еще может понадобиться, если автомобиль остановят с проверкой.

А теперь предлагаем разобрать часть указанных выше пунктов подробнее, чтобы разобраться, как они должны выглядеть.

Оформление корректных документов на правильную перевозку грузов для дальнобойщика: паспорт оборудованного транспортного средства

Бумага, без которой нельзя покидать гараж. В ней содержится максимум информации о машине, ее марке, модели и годе выпуска. Вписан владелец, который несет за нее ответственность. Согласно этому бланку авто прошло обязательную регистрацию ТС в госорганах. Когда ее проверяют компетентные органы, то они могут узнать все о ТС.

Ветеринарный паспорт

По факту это документация, которая подтверждает личность животного, если транспортируются собаки, коты, племенные быки или лошади – любая живность, которая находится на балансе компании-отправителя.

В нем должны стоять отметки о профилактических осмотрах, ветрегистрации, всех вакцинациях и перенесенных заболеваниях. Особенно это касается пород, которые представляют ценность для страны и на которые ограничены международные перемещения.

Без ветпаспорта невозможно переехать в другое государство или отправить туда любимого пса.

Что нужно водителю для перевозки грузов: сертификат качества продукции

Стоит оформлять и отправлять с перевозчиком, так как без нее нет возможности законно перемещать, импортировать и продавать любые подконтрольные продукты питания. Проверка состояния предусмотрена для детских товаров, оборудования, техники, всего, что употребляется в пищу и других объектов.

Например, для мяса и мясосодержащих продуктов потребуется брать с собой специальную бумагу, которая подтвердит, что это качественные изделия и их можно употреблять в пищу. Согласно ей предмет соответствует нормам безопасности, техническим регламентам, ГОСТам и стандартам.

Какие важные документы нужны для особых случаев грузоперевозок по России

Иногда приходится доставлять необычную продукцию. Тогда необходимо иметь при себе официальные бумаги:

  • удостоверение, по которому компании разрешена транспортировка огромных, опасных и других необычных партий;
  • свидетельство, из него понятно, что водитель прошел специальную подготовку и может заниматься перевозкой, а также отработал и получил водительский стаж более 3 лет без перерыва деятельности;
  • сертификат, который указывает на безопасность продукции и подтверждает свойства тары;
  • знак отличия для необычных товаров;
  • свидетельство о том, что ТС было подготовлено к выполнению задач;
  • маршрут с прописанным сроком разрешения на доставку;
  • Ф. И. О., адреса, телефонные номера всех лиц, которые имеют отношение к процессу отправки конкретной партии;
  • путевой лист, где прописан номер опасности по всем требованиям ООН.

Если партия обладает слишком большие или необычные габариты, сильно отличается от привычных, то придется и на это получить разрешение. Иначе двигаться по дорогам не выйдет. За получение такой справки предстоит заплатить госпошлину.

Статья 12. Основные требования к перевозчику

Для погрузки секретных документов нужно выполнять другие правила. Дело в том, что их оформление, создание копий – для всего этого требуются более сложные механизмы и знания по сравнению с обычными файлами.

Чтобы отправлять такие бланки, необходимо обеспечить полную безопасность транспортного средства, соблюсти все условия сохранности и доставки. Водителя следует обучить в соответствии с последними требованиями.

Какой штраф можно получить

Не так давно Минтранс принял закон, который относится к транспортировкам. Согласно этому проекту серьезно увеличились санкции за провоз без рекомендуемого пакета документов. Причем теперь будут штрафовать экспедитора и организацию.

Придется отдать 1500 рублей, если в ТС отсутствует:

  • заказ-наряд;
  • ТТН;
  • грузовая или транспортная накладная.

Для должностных лиц эта сумма увеличивается до 20000 рублей. А фирмы, которые профессионально занимаются отгрузкой и доставкой, могут заплатить за такое несоблюдение до 250 000 рублей.

Если доставлять партию без сопроводительных бумаг, то можно получить не только штраф, но и лишиться водительских прав. Стоит относиться к этому процессу серьезно, заверять все бланки в каждом органе, о которых говорилось выше.

Мы разобрали, какие документы на перевозку и перемещение между организациями груза могут оказаться нужны для транспортной компании или покупателя – частного лица. В статье есть информация о том, что потребуется в необычных случаях, если везут животных, алкоголь или продукты питания.

Учли все бумаги, которые пригодятся на ТС, перевозчика и с чем вообще рекомендуется отправляться со склада. Поговорили о том, какие санкции применяются к водителям и фирмам, которые не соблюдают основные правила.

Стоит действовать по закону, чтобы не платить штрафы и не беспокоиться о возможных ограничениях деятельности.

Количество показов: 19335

Требования по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта

08 октября 2020

Компания РосБезопасность — специализированная организация, аккредитованная в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) и располагающая штатом квалифицированных сотрудников, которые могут качественно и быстро оказать услуги по разработке и согласованию в Росавтодоре различных документов в области обеспечения транспортной безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Заказать услугу по разработке документации в области обеспечения транспортной безопасности ТС автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта с последующим утверждением (согласованием) в компетентном органе (Росавтодор) Вы можете у нас на сайте. Данную услугу компания РосБезопасность оказывает во всех субъектах РФ, в том числе для транспортных средств, эксплуатируемых на территории Москвы и Московской области.

Статья 12. Основные требования к перевозчику

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утверждены постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640.

Требования применяется в отношении транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» и эксплуатируемых (осуществляющих перевозки) на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа;
  • транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для перевозки пассажиров и багажа по заказу;
  • транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
  • транспортные средства городского наземного электрического транспорта;

Требования является обязательными для исполнения:

  • субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками РФ, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств;
  • перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, которые расположены на территории Российской Федерации (каботаж), а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации;

Транспортные средства, в отношении которых не применяются Требования постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640

  • Транспортные средства, осуществляющие специальные перевозки грузов, подлежащих вооруженной охране в соответствии с законодательством РФ;
  • Транспортные средства, осуществляющие перевозки по заказам по оказанию ритуальных услуг;
  • Транспортные средства, принадлежащие государственным органам исполнительной власти и (или) осуществляющих перевозки в их интересах;
  • Транспортные средства, осуществляющие перевозки в границах территорий закрытых административно-территориальных образований, в которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов;
  • Транспортные средства, осуществляющие перевозки в границах территорий военных и иных объектов, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан;
  • Транспортные средства, осуществляющих перевозки в границах территории объектов, охрана которых возлагается на войска национальной гвардии Российской Федерации;
  • Транспортные средства, осуществляющих перевозки в границах территории военных объектов, охрана которых осуществляется воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации;
  • Транспортные средства, осуществляющих перевозки в границах территории учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний;
  • Транспортные средства, осуществляющих перевозки в границах зон транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, промышленных (производственных, складских) объектов;

Структура Требований по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

Требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта устанавливают общие требования, направленные на обеспечение транспортной безопасности ТС, а также дополнительные требования с учетом особенностей транспортных средств и особенностей осуществляемой ими перевозки, в том числе:

  • при осуществлении регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении и по межрегиональным маршрутам (за исключением перевозок между г. Москвой и Московской областью, между г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между г. Севастополем и Республикой Крым);
  • при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок в междугородном (в границах одного субъекта Российской Федерации), городском и пригородном сообщении, по межрегиональным маршрутам между г. Москвой и Московской областью, г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, г. Севастополем и Республикой Крым, а также перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказу и наземным городским электрическим транспортом;
  • при осуществлении автомобильных перевозок опасных грузов, на которые требуется специальное разрешение;
Читайте также:  Транспортный налог 2018 для юридических лиц - советы юриста

Кроме того, устанавливаются дополнительные требования к перевозчикам иностранных государств:

  • в период нахождения на территории Российской Федерации;
  • выполняющих перевозки опасных грузов, на которые требуется специальное разрешение;

Также стоит отметить, что требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта предусматривают дополнительные меры, которые необходимо реализовывать на транспортных средствах при установлении уровня безопасности № 2 и уровня безопасности № 3. Приложением к требованиям по обеспечению транспортной безопасности, учитывающим уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 является типовая форма паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств) автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

ВАЖНО

Привлекая для разработки документов в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта специализированную организацию необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 8, ст. 5 Федерального закона от 09.02.

2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» — сведения, содержащиеся в документах, являются информацией ограниченного доступа работа с которой осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Данные документы имеют пометку «Для служебного пользования». В отдельных случаях им может быть присвоен гриф секретности.

Обязанность по защите и обеспечению сохранности этих сведений возлагается на субъект транспортной инфраструктуры (перевозчика).

Привлекая специализированную организацию удостоверьтесь в ее возможности обеспечить защиту информации, а именно в наличии у нее действующего свидетельства об аккредитации на право проведения оценки уязвимости ОТИ (ТС), выданного Росавтодором, а также в наличии действующей Лицензии ФСБ на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Руководящие документы

Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы разработки и утверждения (согласования) документов в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ)».

Ответственность за отсутствие документов в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

В соответствии с действующим законодательством разработка документов в области обеспечения транспортной безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ, а в отдельных случаях УК РФ. КоАП РФ «Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 руб. до 5 000 руб.;
  • на должностных лиц от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.;

Повторное совершение административного правонарушения — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.;
  • на должностных лиц от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 50 000 руб. до 70 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц от 100 000 руб. до 200 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

Действие (бездействие), совершенное умышленно — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
  • на должностных лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 100 000 руб. до 150 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц от 200 000 руб. до 500 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

УК РФ «Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».

Пп вс рф от 26.06.2018 г. № 26 "о некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"

Современное законодательство, регулирующее вопросы оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, содержит ряд пробелов, из-за которых суды, при рассмотрении споров, по-разному толкуют заключенные договоры в этих близких сферах хозяйственной деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил некоторые самые распространенные вопросы.

Конечно, в Постановлении нет ответов на все вопросы. Однако, стоит признать, что Верховный Суд провел обширную работу, которая действительно заслуживает тщательного ознакомления. А учитывая то, что высшая судебная инстанция не часто дает такие детальные разъяснения по вопросам, касающимся перевозки грузов, это Постановление обязательно должно появиться в материалах на нашем сайте.

Эта статья предназначена в основном для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев. В ней будет произведено краткое рассмотрение Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 в части, касающейся договоров перевозки грузов и договоров транспортной экспедиции.

Так как моя деятельность связана с оказанием юридических услуг для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, первая часть Постановления Пленума, разъясняющая позицию Верховного Суда по вопросам договора перевозки пассажира и багажа, разбору в рамках этого материала не подвергнется.

Пункт 19. Цель договора перевозки

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.

Верховный Суд разъясняет, что целью договора перевозки является именно доставка груза без оказания существенных дополнительных услуг, пусть даже и невозможных без осуществления транспортировки материальных объектов.

Здесь следует отметить, что практически в каждом договоре перевозчик обязуется производить не только доставку груза, но также выполнять другие действия, не характерные для договора перевозки, например, контролировать простановку отметок в товарных накладных и счетах-фактурах, проверять целостность упаковки груза и т. п.

Существует риск, что суды при исследовании договоров перевозок будут руководствоваться этим пунктом слишком буквально и применять к таким договорам положения главы 39 Гражданского кодекса РФ “Возмездное оказание услуг”.

Пункт 20. Подтверждение заключения договора перевозки

Перевозка грузов автотранспортом

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.
Читайте также:  Статья 66. Опись наследственного имущества и передача его на хранение

Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 25-27 ПП ВС от 26 июня 2018 г. №26).

Наконец-то на уровне высших судебных инстанций получила свое разрешение ситуация, когда перевозчик привлекает фактического исполнителя (второго перевозчика).

Договорная структура получается следующей: 1) есть договор перевозки между грузоотправителем и первым перевозчиком, 2) договор перевозки между первым и вторым перевозчиками и 3) транспортная накладная между грузоотправителем и вторым перевозчиком (на основании п. 2 ст.

785 ГК РФ подтверждает заключение договора перевозки). Суд установил неформальный «приоритет» подписанных договоров перевозки над транспортной накладной. И в подобных ситуациях фактический исполнитель вправе требовать оплаты от первого перевозчика, но не от грузоотправителя (п.

11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.).

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.
  • Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица
  • Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.
  • Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).
  • Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силойЧто МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой
  • ДТП на дороге
  • неисправность автомобиля
  • ремонт дороги, неисправность дорожного покрытия, пробки на дорогах
  • противоправные действия третьих лиц (в т.ч. преступления)
  • утеря необходимых документов
  • трудовые споры, местные забастовки работников
  • экономический кризис, изменение валютных курсов
  • издание нормативного акта, исключающего возможность исполнения обязательства
  • начало военных действий
  • землетрясения, наводнения, др. природные катаклизмы
  • массовые забастовки работников определенной отрасли, начатые без предупреждения

Нарушение условий договора контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.

Непреодолимая сила.

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Нарушение условий договор контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.

Другие основания для привлечения к ответственности участников перевозки.

Основание Участник перевозки Размер ответственности
невывоз груза (п. 1 ст. 34 УАТ) перевозчик 20% провозной платы + убытки
несвоевременное предоставление транспортного средства для перевозки груза (п. 3 ст. 34 УАТ) перевозчик 1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки
просрочка доставки груза (п. 11 ст. 34 УАТ) перевозчик 9% провозной платы за каждые сутки просрочки (ограничено размером провозной платы) + убытки
непредъявление для перевозки груза (п. 1 ст. 35 УАТ) грузоотправитель 20% провозной платы + убытки
неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза (п. 3 ст. 35 УАТ) грузоотправитель 20% провозной платы + убытки
задержка (простой) транспортных средств, поданных под погрузку/выгрузку (п. 4 ст. 35 УАТ) грузоотправитель / грузополучатель 1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки

В договоре перевозки стороны могут предусмотреть иной размер ответственности за любое из указанных нарушений. Но имейте в виду, что если договор «умолчал» о другом размере ответственности по одному из оснований, то будут действовать положения закона.

Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000

*допустимые значения определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

За каждое единичное нарушение к ответственности будут привлечены водитель, перевозчик и грузоотправитель.

Последний вправе при рассмотрении административного материала представить документы, подтверждающие, что погрузку осуществил не он (к примеру, есть договор со специализированной организацией или погрузку осуществлял перевозчик собственными силами).

Во всех остальных случаях после уплаты штрафа перевозчик/грузоотправитель могут предпринять попытку взыскать убытки (размер штрафа) с контрагента по договору перевозки.

К убыткам могут быть отнесены и суммы, выплаченные в качестве возмещения вреда дорогам РФ на основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».

Каким образом снизить штраф:

  • найти процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении или контрольном взвешивании;
  • доказать, что осуществляло погрузку груза иное лицо;
  • оплатить штраф в течение 20 дней со скидкой 50% (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ);
  • собрать доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица (п. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Итак, все проблемы грузоотправителей и перевозчиков возникают из-за неправильного или легкомысленного оформления документов: договора, заявки на перевозку, транспортной и товарной накладной.

Просчитывайте возможные последствия заранее. Проверяйте свой документооборот в перевозках. Для грамотного и безрискового выстраивания отношений с участниками автоперевозок обращайтесь к квалифицированным юристам.

Ссылка на основную публикацию