Федеральный закон от 21.12.1995 n 207-фз «о тарифах страховых взносов в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, государственный фонд занятости населения российской федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год»

Российская федерация

Федеральный закон

О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, государственный фонд занятости населения российской федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год

  • Принят Государственной Думой                               22 ноября 1995 года 
  • Одобрен Советом Федерации                                   9 декабря 1995 года
  • Статья 1. Установить на 1996 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
  • для работодателей-организаций — в размере 28 процентов; для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, — в размере 20,6 процента выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения;
  • для индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также иностранных граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, аудиторов — в размере 5 процентов дохода, полученного от их деятельности. Указанные категории плательщиков, использующих в своей деятельности труд наемных работников, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от указанных выплат;
  • для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, — в размере 28 процентов от указанных выплат;
  • для работающих граждан — в размере 1 процента от указанных выплат.

Начисление страховых взносов производится работодателем по отношению к выплатам, начисленным работнику, независимо от источников их финансирования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Установить на 1996 год тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для работодателей-организаций и граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, в размере 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.

Статья 3.

 Установить на 1996 год тарифы страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для работодателей-организаций в размере 1,5 процента; в фонды обязательного медицинского страхования — в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента — в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Статья 4. Сохранить в 1996 году для предприятий, учреждений и организаций условия освобождения их от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования, действующие в 1995 году.

Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года.

  1. Президент Российской Федерации                               Б. Ельцин
  2. Москва, Кремль
  3. 21 декабря 1995 года
  4. № 207-ФЗ

Статья 237. Взносы на государственное социальное страхование

.

  • Статья 237. Взносы на государственное социальное страхование
  • Взносы на государственное социальное страхование
    уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами,
    использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками
    из своего заработка.
  • Неуплата работодателями взносов на государственное
    социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет
    средств государственного социального страхования.

Размеры страховых взносов и порядок их уплаты
устанавливаются законом (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г.

N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Комментарий к статье 237 КЗоТ РФ

§1. Размеры страховых взносов в централизованные фонды, их
как указывалось четыре, разные. Работники уплачивают взносы из своего заработка
только в Пенсионный фонд Российской Федерации, в другие фонды они не уплачивают
страховые взносы.

§2. Страховой тариф взносов в Фонд социального страхования в
1991-1995 гг. не менялся и составлял 5, 4% по отношению к начисленной оплате
труда по всем основаниям.

На 1996 г. тариф страховых взносов в этот фонд составляет
для работодателей и граждан, использующих труд наемных работников в личном
хозяйстве, как и ранее, 5, 4% по отношению к начисленной оплате труда по всем
основаниям (ст. 2 Федерального Закона от 21 декабря 1995 г.

N 207-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования
на 1996 год» (СЗ РФ, 1995, N 52, ст.

5115).

Положение о фонде социального страхования Российской
Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. (САПП, 1994, N 8, ст. 599; СЗ РФ, 1996, N 9, ст. 809).

Согласно Положению Фонд является специализированным
финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Все его средства и
имущество, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду
санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней,
других фондов и изъятию не подлежат.

Его бюджет и отчет об исполнении бюджета
утверждается Федеральным Законом, а бюджеты региональных и центральных
отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда
утверждаются председателем Фонда. Все работодатели регистрируются в качестве
страхователей в региональных и отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок
их регистрации определен инструкцией.

Согласно Положению страховые взносы начисляются на все виды
оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за
исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим
нормативным актам страховые взносы не начисляются.

В отличие от правил уплаты страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ, страховые взносы с вознаграждений, выплачиваемых по
гражданско-правовым договорам подряда и поручения, в Фонд социального
страхования РФ не взимаются.

§3. В 1993-1995 гг.

от уплаты страховых взносов в Фонд
социального страхования РФ освобождались общественные организации инвалидов,
находящиеся в собственности этих организаций предприятия, созданные для
осуществления их уставных целей (п.

4 постановления Верховного Совета РФ от 9
июля 1993 г. — Ведомости РФ, 1993, N 30, ст. 1161). На 1996 г. сохранены эти же условия освобождения от уплаты страховых взносов (ст. 4 Федерального Закона
от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ).

§4. Страховой тариф в Пенсионный фонд РФ с 1993 г. существенно не меняется. На 1996 г.

установлены следующие тарифы в этот Фонд: для
работодателей-организаций — в размере 28 процентов; для
работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной
продукции, — в размере 20, 6 процента выплат, начисленных работникам в виде
оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда
и поручения; для индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских
(фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера,
занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также иностранных
граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся
частной практикой, адвокатов, аудиторов — в размере 5 процентов дохода,
полученного от их деятельности. Указанные категории плательщиков, использующих
в своей деятельности труд наемных работников, уплачивают страховые взносы в
Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от указанных
выплат; для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, —
в размере 28 процентов от указанных выплат; для работающих граждан — в размере
одного процента от указанных выплат (см. ст. 1 Федерального Закона от 21
декабря 1995 г. N 207-Ф3).

Далее, в части второй ст. 1 Закона указано, что начисление
страховых взносов производится работодателем по отношению к выплатам,
начисленным работнику, независимо от источников их финансирования. Вместе с
этим установлено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской
Федерации.

Из содержания второй части ст. 1 данного Закона Пенсионный фонд РФ
сделал вывод: страховые взносы следует уплачивать не только с выплат,
начисленных работнику в виде оплаты труда, как это предусмотрено в части первой
ст.

1 Закона, но и с других выплат, не относящихся к оплате труда, за исключением
лишь тех видов выплат, на которые не начисляются страховые взносы согласно
утвержденного Правительством перечня. Такое решение противоречит не только
Федеральному Закону от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ, но и п.

3 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Этот пункт предусматривает, что «страховые взносы начисляются на все те виды оплаты
труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в
соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»
исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждения за выполнение работы по
договорам подряда и поручения. Согласно ст. 100 указанного пенсионного закона в
состав заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды
вознаграждения за работу (службу).

§5. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат
социального характера утверждена постановлением Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г., она введена в действие с 1 января 1996 г. (Бюллетень Минтруда РФ, 1995, N 9).

В ней выделено
три раздела: фонд заработной платы, выплаты социального характера и расходы, не
относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

Согласно
Инструкции, к вознаграждению за работу можно относить лишь выплаты, указанные в
разделе Фонд заработной платы.

Это оплата: за отработанное время; оплата за
неотработанное время (оплата ежегодных и дополнительных отпусков, за
исключением компенсации, оплата учебных отпусков и т. п.); единовременные
поощрительные выплаты (единовременные премии, вознаграждения по итогам работы
за год и т.д.); выплаты на питание, жилье, топливо.

Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы
в Пенсионный фонд РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 153 (СЗ РФ, 1996, N 9, ст. 805).

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не
взимается со всех видов выплат, начисленных работнику не работодателем.

В
настоящем перечне приравниваются к работодателям заказчики в случае заключения
договора подряда, доверители — договора поручения, лица, использующие
произведение автора на основании авторского договора, кооперативы, в том числе
сельскохозяйственные, — в отношении членов кооперативов.

Страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации не
начисляются на: выходное пособие при прекращении трудового договора
(контракта), денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, а также
сохраняемый средний заработок, выплачиваемый в размерах, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с
осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией
или ликвидацией организации: государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособие
по временной нетрудоспособности, ритуальное пособие (с 1 марта 1996 г. — социальное пособие на погребение) и иные выплаты, производимые за счет средств Фонда
социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской
Федерации и Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации; льготы и компенсации,
предоставляемые в соответствии с Законом Российской Федерации «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС», исключая доплаты до размера прежнего
заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую
работу, оплату дополнительного отпуска; суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством
Российской Федерации в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с
исполнением ими трудовых обязанностей; компенсации, выплачиваемые матерям (или
другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в
трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от
организационно-правовых форм и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им возраста, установленного законодательством Российской Федерации;
суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в
возмещение ущерба, причиненном здоровью и имуществу работников вследствие
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; материальную помощь,
оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба,
причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов
государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных
государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных
организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской
Федерации; материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их
стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со
смертью работника или его близких родственников; материальную помощь,
оказываемую гражданам благотворительными организациями и экологическими
фондами, осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации; единовременные выплаты работникам в связи с выходом на
пенсию; суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, и иные компенсации
работникам, выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством
Российской Федерации, в связи со служебными командировками, переводом, приемом
или направлением на работу в другую местность, а также суммы, выплачиваемые в
возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками
трудовых обязанностей; стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством
Российской Федерации специальной одежды, специальной обуви, других средств
индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств, молока или
других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического
питания, предоставляемого бесплатно по установленным нормам, или в
соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению (за
исключением стоимости форменной одежды, обмундирования, выдаваемых бесплатно
или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании);
стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников
законодательством Российской Федерации; стоимость бесплатно предоставляемых
(частично оплачиваемых) отдельным категориям работников в соответствии с
законодательством Российской Федерации жилья, коммунальных услуг, топлива или
соответствующее денежное возмещение; стоимость проезда работников к месту
использования отпуска и обратно, оплачиваемую организацией в соответствии с
законодательством Российской Федерации; суммы, выплачиваемые организациями за
время отпуска, предоставляемого перед началом работы выпускникам учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования, исходя из
размеров стипендий, установленных законодательством Российской Федерации; стипендии,
выплачиваемые за счет средств организации студентам (аспирантам) учреждений
высшего профессионального образования, учащимся учреждений начального и
среднего профессионального образования, а также стипендии, учреждаемые
благотворительными организациями; доходы по акциям и другие доходы, получаемые
от участия работников в управлении собственностью организации (дивиденды,
проценты, выплаты по долевым паям и т.д.); страховые платежи (взносы),
уплачиваемые организацией в пользу работников по договорам обязательного
государственного страхования; вознаграждения, выплачиваемые гражданам за
выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера, исключая
вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, договорам подряда и
договорам поручения, а также вознаграждения, выплачиваемые по смешанным
договорам (в части, приходящейся на элементы авторского договора, договора
подряда и договора поручения); средства избирательных фондов кандидатов в
депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение
избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке; доходы,
получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий,
осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной
основе; доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а
также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов
избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ,
непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.

В случае разногласий между отделением Пенсионного фонда РФ и
предприятием об уплате страховых взносов спор разрешается в судебном порядке
(арбитраже).

§6. В 1993-1995 гг. от уплаты страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ освобождались общественные организации инвалидов и пенсионеров,
находящиеся в собственности этих организаций предприятия (в т.ч.

Читайте также:  Статья 11. специальные положения

учебные), созданные
для осуществления их уставных целей (п. 3 постановления Верховного Совета РФ от
9 июля 1993 г.). На 1996 г. сохранены эти же основы освобождения от уплаты
страховых взносов (ст.

4 Федерального Закона от 21 декабря 1995 г. N 207-Ф3).

§7. Правила уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
определены Верховным Советом РФ и Пенсионным фондом РФ (см. Порядок уплаты
страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации (России), утвержденный постановлением Верховного Совета РФ от 27
декабря 1991 г.

с последующими изменениями. — Ведомости РСФСР, 1992, N 5, ст.
180; Ведомости РФ, 1993, N 8, ст. 293; САПП, 1993, N 52, ст. 5086) и Инструкцию
о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный
фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением правления Фонда от 11
ноября 1994 г.

(Экономика и жизнь, 1995, N 7).

§8. Тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости
населения РФ в 1995 г. составлял 2%, на 1996 г. он снижен и определен в размере 1, 5% по отношению к оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ
по договорам подряда и поручения.

От уплаты страховых взносов освобождаются в 1996 г., как и прежде, общественные организации инвалидов и религиозные организации, находящиеся в их
собственности предприятия, созданные для осуществления их уставных целей (п. 4
постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г.; ст. 4 Федерального Закона от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ).

§9. Тариф страховых взносов в фонды медицинского страхования
на 1996 г., как и прежде, установлен в размере 3, 6% (из них 0, 2% в
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по
договорам подряда и поручения.

От уплаты страховых взносов в эти фонды освобождаются, как и
ранее, общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности
предприятия, созданные для осуществления уставных целей этих организаций.

Инструкция о порядке взимания и учета платежей в эти фонды
утверждена постановлением Правительства от 11 октября 1993 г. (САПП, 1993, N 44, ст. 4198).

5) Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Существовавшая
в советский период система медицины,
финансируемой непосредственно из
бюджета, была малоэффективна ввиду
отсутствия у медицинских работников
стимулов к повышению качества оказываемых
ими услуг.

Переход к страховой медицине
начался с принятием Закона “О медицинском
страховании граждан в Российской
Федерации” от 28 июня 1991 года N 1499-1.

Законом вводилась система обязательного
государственного медицинского
страхования, основными участниками
которой являются:


Страхователи, то есть работодатели,
уплачивающие страховые взносы на своих
работников (застрахованных) в процентах
от начисленного фонда оплаты труда. В
отношении неработающих граждан
страхователями выступают органы
исполнительной власти субъектов РФ,
перечисляющие страховые взносы в
территориальные фонды ОМС в пределах
средств, предусмотренных региональными
бюджетами на здравоохранение.


Страховщики, которыми являются страховые
медицинские организации. В соответствии
с Положением о страховых медицинских
организациях, осуществляющих обязательное
медицинское страхование граждан,
утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 октября 1993
г. N 1018 (в ред. Постановления Правительства
РФ от 19.06.

98 N 619), основной задачей
страховщиков является оплата медицинской
помощи, предоставляемой в соответствии
с территориальной программой обязательного
медицинского страхования и договорами
обязательного медицинского страхования,
и осуществление контроля за объемом и
качеством медицинских услуг.

Страховые
медицинские организации могут иметь
любую организационно-правовую форму и
форму собственности и осуществляют
свою деятельность на основании лицензии,
выдаваемой Министерством финансов.

Учитывая, что страховщики призваны
представлять интересы потребителей
медицинских услуг, органы управления
здравоохранением и медицинские учреждения
не могут выступать их учредителями.


Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования.

Из
всех существующих государственных
внебюджетных фондов только фонд
обязательного медицинского страхования
имеет двухуровневую структуру. Прочие
внебюджетные фонды имеют отделения в
субъектах РФ, подотчетные центральным
органам Фонда, не обладающие самостоятельными
полномочиями и источниками финансирования.

В системе же ОМС федеральный и
территориальные фонды выполняют
различные функции и финансируются
независимо друг от друга. Причем основная
роль в финансировании медицинских
учреждений принадлежит территориальным
фондам ОМС, что наглядно иллюстрирует
традиционное соотношение страховых
взносов, поступающих в федеральный и
территориальные фонды.

Так, по Закону
«О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в
фонды обязательного медицинского
страхования на 1996 год» от 21 декабря
1995 года N 207-ФЗ (нормы которого сохраняли
силу в 1997 и 1998 годах) тариф взносов в
Федеральный Фонд составил 0,2 %, а в
территориальные — 3,4% по отношению к
начисленной оплате труда по всем
основаниям.

Территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования в соответствии с Положением
о территориальном фонде обязательного
медицинского страхования, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 24
февраля 1993 г. N 4543-1 (в ред. от 29.06.

98 N 729)
создаются совместным решением высших
органов законодательной и исполнительной
власти субъектов РФ и находятся в их
подчинении. Их средства и имущество
считаются государственной собственностью
субъекта РФ и не подлежат изъятию в
региональный бюджет. Целью территориальных
фондов является сбор страховых взносов
и финансирование обязательного
медицинского страхования.

Однако
средства, аккумулируемые территориальными
фондами, распределяются между медицинскими
учреждениями, действующими на
соответствующей территории, не прямо,
а через посредничество страховых
медицинских организаций. Именно последние
заключают договоры со страхователями
в пользу застрахованных работников.

В
соответствии с Типовым договором
обязательного медицинского страхования,
утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 октября 1993
г.

N 1018 страховщик обязуется организовывать
и финансировать предоставление гражданам,
включенным страхователем в списки
застрахованных, медицинской помощи
определенного объема и качества, с
выдачей застрахованным страховых
медицинских полисов установленного
образца.

При этом объем медицинской
помощи, предоставляемый застрахованным
лицам, определяется территориальной
программой обязательного медицинского
страхования населения, утверждаемой
органами власти субъекта Федерации на
базе Федеральной программы ОМС. При
заключении договора сторонами
согласовывается перечень медицинских
учреждений, оказывающих предусмотренные
программой услуги.

Страхователь принимает
на себя уплату страховых взносов на
обязательное медицинское страхование
в территориальный фонд обязательного
медицинского страхования, который
распределяет взносы между страховыми
организациями пропорционально численности
обслуживаемых ими застрахованных в
соответствии с утвержденными подушевыми
нормативами. Помимо этого в функции
территориальных фондов входит контроль
за страховыми организациями и обеспечение
их финансовой стабильности за счет
обязательного депонирования в
территориальном Фонде ОМС страховых
резервов.

Федеральный
фонд обязательного медицинского
страхования создан в 1993 году Постановлением
Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

N 4543-1 “О порядке финансирования
обязательного медицинского страхования
граждан на 1993 год” и в настоящее время
действует на основании Устава,
утвержденного Постановлением Правительства
РФ от 29 июля 1998 г. N 857. Непосредственно
финансированием страховых медицинских
организаций Федеральный фонд не
занимается.

Читайте также:  Транспортное законодательство - советы юриста

Основная его цель — обеспечение
финансовой устойчивости системы
обязательного медицинского страхования
и создание условий для выравнивания
объема и качества медицинской помощи,
предоставляемой гражданам на всей
территории Российской Федерации в
рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования.

В рамках
решения этой задачи Федеральный фонд
предоставляет субвенции на выравнивание
условий деятельности территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования по обеспечению программ
обязательного медицинского страхования,
включая нормированный страховой запас.

Другой значительной расходной статьей
Федерального Фонда является финансирование
федеральных целевых программ в рамках
обязательного медицинского страхования,
которые обычно принимаются в целях
борьбы с социально значимыми заболеваниями,
строительства и содержания крупных
научно-медицинских центров.

Описанная
система обязательного медицинского
страхования может показаться чрезмерно
сложной и многосубъектной, однако в
такой организационной структуре есть
своя логика.

На первый взгляд, можно
было бы передать функции по финансированию
медицинских учреждений территориальным
фондам ОМС, не прибегая к посредничеству
страховых медицинских организаций.

Однако это означало бы лишение граждан
права выбора медицинского учреждения,
так как была бы ликвидирована конкуренция
на рынке страховых (а, следовательно, и
медицинских) услуг.

Территориальные и
федеральный фонды ОМС также не являются
лишним звеном в схеме финансирования
медицинского обеспечения, так как они
обеспечивают стабильность системы ОМС
и поддерживают определенный баланс в
уровне обеспеченности медицинской
помощью жителей различных регионов
России.

К числу недостатков описанной
выше схемы обязательного медицинского
страхования следует отнести то, что она
не предоставляет самим застрахованным
гражданам права выбора медицинского
учреждения и страховщика. Тем более,
что даже эта схема на практике применяется
далеко не везде. Например, московские
округа закреплены за определенной
страховой компанией, в некоторых регионах
страховых компанией вовсе не существует
и финансирование медицинских учреждений
осуществляют непосредственно
территориальные фонды ОМС.

Необходимо
отметить, что действующая система ОМС
имеет ярко выраженный распределительный
характер и мало способствует преодолению
одного из основных недостатков советской
медицины, который выражался в отсутствии
дифференциации объема и качества
медицинских услуг в зависимости от
уровня их оплаты.

Все граждане России
(независимо от размера уплачиваемых на
них страховых взносов) получают
приблизительно равный объем медицинских
услуг по базовой программе ОМС, которая
весьма незначительно модифицируется
в региональных программах.

Конкурентная
среда на сегодняшний день способна
обеспечивать лишь вытеснение с рынка
медицинских услуг заведомо недобросовестных
медицинских учреждений.

С
другой стороны, очевидно в настоящее
время радикальные изменения в системе
ОМС невозможны. Пока программы ОМС
включают минимум самых необходимых
медицинских услуг и обеспечение этого
минимума на всей территории страны
является проблематичным, принципиальное
повышение качества медицины достижимо
лишь за счет добровольного медицинского
страхования.

Поэтому на переходный
период придется сохранить действующую
систему обязательного медицинского
страхования, внеся в нее незначительные
коррективы.

Эти коррективы могут
выражаться в передаче сбора страховых
взносов в Федеральный и территориальные
фонды ОМС в компетенцию Государственной
налоговой службы, и передаче исполнения
бюджетов этих фондов органам казначейства.

Социальное страхование 8 (стр. 7 из 7)

Пособие на погребение. установлено в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной оплаты труда. С 1 января 2001 года размер пособия установлен в твердых суммах – 15000 р.00 копеек.

  • Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:
  • · инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию;
  • · дети-инвалиды;
  • · дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;
  • · граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию;
  • · граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию.
  • Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.
  • Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:
  • 1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей, — 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом размеры социальной пенсии инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), и социальной пенсии детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей;
  • 2) инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери — 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • 3) инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, — 85 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Размеры пенсий, определенные по нормам настоящей статьи в соответствующем процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях). При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе (местности) для работников непроизводственных отраслей. При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.

Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру выплат в системе социального страхования выделяются страхование пенсий, пособий, социальных услуг и льготных благ.

  1. Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов и трудоспособности; формирование и использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования — страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.
  2. С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения.
  3. Заключение

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

Примером тому являются постоянные сообщения о акциях протеста , митингах пенсионеров, которые не получают пенсии в течение нескольких месяцев, между тем они являются для них единственных источником средств к существованию.

При трезвом взгляде на эту систему и изучении как опыта Советского Союза, так и опыта развитых капиталистических стран возможно формирование реальной системы социальной защиты населения и его обеспечения.

Таким образом можно избежать многочисленных забастовок и митингов, на покрытие ущерба от которых и поддержание порядка во время их проведения уходит такое количестве денежных средств из российского бюджета, что при вложении их в социальную сферу их бы хватило на выдачу многих и многих пенсий и пособий.

Не секрет, что большинство лозунгов коммунистов и национал-социалистов основано на фразах “Проголосуйте за нас и мы выплатим вам вашу зарплату и пенсию, накормим и вылечим ваших детей и родителей”.

Достаточно посмотреть на состав митингов оппозиции: голодные и плохо одетые пожилые люди, прожившие всю свою жизнь под лозунгом обеспеченной старости, а на ее пороге оказавшиеся без куска хлеба.

Родители, чьи дети больны и не могут получить надлежащего медицинского обслуживания, госслужащие, не получающие заплату по несколько месяцев, студенты и преподаватели, живущие на мизерные зарплаты и стипендии и т.д.

Если удастся заставить работать эту систему, то скорее всего страну перестанут сотрясать постоянные акции протеста и опасность возврата к социалистическому прошлому, которой так панически боится наше правительство значительно уменьшится.

Кроме того, стабилизация политической обстановки резко поднимет рейтинг как страны в целом, так и ее правительства, сумевшего добиться таких результатов. Это, в свою очередь поможет нам получить необходимые инвестиции иностранного капитала на развитие промышленности, т.к.

одним из главных условий, выдвигаемых инвесторами, по-прежнему остается политическая стабильность и, как следствие возвратность инвестиций, вложенных в страну.

Казалось бы, все так просто, нужно лишь начать что-либо делать в данной области.

Но нежелание реально оценивать обстановку, использование социальной сферы только как карты в политической игре в разгар предвыборной борьбы приводит к тому, что начальные подвижки в этой области погибли так и не родившись, а неплохое наследие Советского Союза уже утрачено. Хочется надеяться, что что-либо в ближайшее время изменится, иначе это может привести к последствиям такой тяжести, что даже мы сейчас не в состоянии их реально предвидеть и оценить.

Читайте также:  Статья 22. взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора, федерального органа исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела

Список используемой литература

1. Гвозденко А.А. «Основы страхования», М.,1995.

Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2000 N 124-О

  • КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  • от 21 июня 2000 г. N 124-О
  • ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА МУСИНОВА ДМИТРИЯ НИКОЛАЕВИЧА
  • НА НАРУШЕНИЕ ЕГО ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • ОТ 21 ДЕКАБРЯ 1995 ГОДА И ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 1997 ГОДА О ТАРИФАХ
  • СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ
  • ФОНДЫ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 1 МАЯ 1999 ГОДА «О БЮДЖЕТЕ
  • ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
  • СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина Д.Н. Мусинова требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

установил:

1.

Решением Арбитражного суда Пермской области от 21 октября 1999 года с гражданина Д.Н. Мусинова — предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, взысканы задолженность по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования за 1994-1997 годы и пеня за несвоевременную их уплату.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.Н.

Мусинов просит проверить конституционность положений статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1995 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год» и статьи 4 аналогичного Федерального закона от 5 февраля 1997 года, установившего тарифы страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды на 1997 год, согласно которым индивидуальные предприниматели без образования юридического лица обязаны уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 процента от их дохода (заработка). По мнению заявителя, этими нормами нарушаются статьи 35 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Кроме того, заявитель утверждает, что норма абзаца второго части второй статьи 5 Федерального закона от 1 мая 1999 года «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год», устанавливающая пеню за несвоевременную уплату страховых взносов для работодателей и иных плательщиков в размере 0,3 процента суммы недоимки, не соответствует статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» уведомлял гражданина Д.Н.

Мусинова о несоответствии его жалобы требованиям названного Закона. Однако в жалобе, поступившей 27 марта 2000 года, заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным им вопросам.

2.

В Постановлении от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя социально-правовую природу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указал, что сущностным признаком государственного пенсионного страхования является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов страхователями и застрахованными в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом обязательность выражается в том, что отношения по государственному пенсионному страхованию возникают в силу закона, т.е. независимо от воли его участников; поскольку страховые взносы в названный Фонд представляют собой установленные федеральным законом особые обязательные платежи, при их установлении должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничению прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья 57 Конституции Российской Федерации).

Данная правовая позиция, как это констатировано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год», распространяется и на страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, уплата которых является конституционной обязанностью, вытекающей из положений статьи 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Как указано в названном Постановлении, положение статьи 6 (часть 2) Конституции Российской Федерации о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает равными правами и несет равные обязанности, применительно к медицинскому страхованию означает не только равные права на получение бесплатной медицинской помощи, но и равные обязанности в несении бремени по образованию фондов обязательного медицинского страхования. Индивидуальные предприниматели наравне с любыми другими гражданами обеспечиваются услугами государственной медицинской помощи, а потому должны уплачивать взносы в фонды обязательного медицинского страхования.

Поскольку самозанятые граждане (к ним относится и заявитель) осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности на свой страх и риск, на государстве не лежит обязанность уплачивать за них страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования.

Освобождение же самозанятых граждан от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании этих фондов на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 6 (часть 2), 7 (части 1 и 2), 41 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 декабря 1999 года признал статью 4 Федерального закона от 4 января 1999 года в части, устанавливающей обязательность уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, в том числе для индивидуальных предпринимателей, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Приведенные правовые позиции формулировались Конституционным Судом Российской Федерации применительно к Федеральным законам от 5 февраля 1997 года и от 4 января 1999 года, которые, как и иные федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, воспроизводя те же нормы, принимаются всякий раз на один год. В связи с этим и с учетом требования статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений указанные правовые позиции распространяются и на оспариваемый гражданином Д.Н. Мусиновым Федеральный закон от 21 декабря 1995 года.

Согласно пункту 3 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в случае, если по предмету обращения ранее им было вынесено Постановление, сохраняющее свою силу, а потому данная жалоба в части, касающейся проверки конституционности статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1995 года и статьи 4 Федерального закона от 5 февраля 1997 года о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

3.

Статья 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, из которой вытекает обязанность платить страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, оставляет решение вопроса об ответственности плательщиков за ненадлежащее исполнение этой обязанности на усмотрение законодателя, который в свою очередь вправе в целях обеспечения ее выполнения устанавливать нормы (к числу которых принадлежит и оспариваемая заявителем норма абзаца второго части второй статьи 5 Федерального закона от 1 мая 1999 года «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год»), регламентирующие порядок начисления пени в качестве компенсации потерь фондов обязательного медицинского страхования в результате недополучения сумм страховых взносов в случае задержки их уплаты. При этом пеня выступает дополнительным платежом, добавляемым к сумме собственно не внесенных плательщиками в срок страховых взносов.

Соответствующая правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции».

Таким образом, разрешение вопроса о размере пени, начисляемой за несвоевременную уплату страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, не входит в определенные Конституцией Российской Федерации (статья 125) и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (статья 3) полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, а относится к компетенции законодателя, а потому жалоба гражданина Д.Н. Мусинова в части, касающейся проверки конституционности абзаца второго части второй статьи 5 Федерального закона от 1 мая 1999 года «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год», также не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1, 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1.

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мусинова Дмитрия Николаевича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», ввиду неподведомственности поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации, а также поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены Постановления, сохраняющие свою силу.

2.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

  1. Председатель
  2. Конституционного Суда
  3. Российской Федерации

М.В.БАГЛАЙ

  • Судья-секретарь
  • Конституционного Суда
  • Российской Федерации

Н.В.СЕЛЕЗНЕВ

Ссылка на основную публикацию