Федеральный закон от 16.05.1995 N 75-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О распространении действия Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике»

  • Глава 1. Общие положения об оплате жилых помещений и коммунальных услуг
  • 1.1 Российское законодательство об оплате жилых помещений и коммунальных услуг
  • 1.2 Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
  • Глава 2. Порядок предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
  • 2.1 Граждане, имеющие право на получение субсидий
  • 2.2 Условия предоставления субсидий
  • 2.3Документы, необходимые для предоставления субсидий
  • Глава 3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
  • 3.1 Предоставление компенсаций
  • 3.2 Порядок предоставления компенсаций отдельным категориям граждан
  • Законодательством совершенно определенно указана обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, проводимая в нашей стране, предусматривает поэтапное повышение жилищных платежей до уровня, обеспечивающего полное возмещение расходов на эксплуатацию жилого фонда. Уже на сегодняшний день размер оплаты жилищно-коммунальных услуг достиг существенных для многих семей размеров. Такое положение требует оказания социальной поддержки наименее обеспеченным категориям граждан.

Следует отметить, что одним из важнейших условий жилищно-коммунальной реформы как раз и является одновременное с повышением платы за жилье применение мер социальной защиты граждан. С этой целью гражданам предоставляются субсидии и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная предварительная оплата предоставляемых гражданам жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов различных уровней.

Компенсация — возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

Вопросы социальной поддержки населения на сегодняшний день являются одними из самых актуальных, поскольку законодательство в данной сфере постоянно меняется, а, кроме того, в число субъектов данных отношений входит широкий круг лиц, то есть по сути, это касается всех граждан. Именно этими обстоятельствами и был обусловлен выбор темы.

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение вопросов правового регулирования предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг.

1.Проследить развитие законодательства в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг.

2. Описать структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

3. Охарактеризовать круг лиц, которые имеют право на получение субсидии и компенсации.

4. Указать основания и порядок предоставления субсидий и компенсаций.

5.Проанализировать особенности предоставления компенсаций отдельным категориям граждан.

  1. Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу предоставления субсидий и компенсаций отдельным категориям граждан.
  2. Предметом данного исследования выступают нормы права, регулирующие общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и отдельными категориями граждан, имеющими в соответствии с законом право на получение субсидий и компенсаций.
  3. При написании работы были использованы такие методы, как описательный, сравнительный, сравнительно-исторический, метод анализа.

Нормативной базой работы являются, прежде всего, Жилищный кодекс РФ, который регулирует рассматриваемые в исследовании отношения, а также другие Федеральные законы, в которых прописываются условия предоставления субсидий и компенсаций.

Также данные отношения регулируются на уровне субъектов РФ, в связи с чем есть необходимость анализа законодательства этих актов (на примере нормативных актов Забайкальского края).

Основной пласт правового регулирования – это подзаконные акты федерального уровня – постановления Правительства РФ.

Федеральный закон от 16.05.1995 N 75-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили работы таких известных исследователей в области жилищного права, как М.Ю.Тихомиров, А.В. Кудашкин, Л.Ю. Грудцына, Е.С. Филиппова и т.д.

Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых поделена на параграфы, и заключения. Во введении обозначена актуальность выбранной для рассмотрения темы, ее цель и задачи. В главах последовательно изучаются вопросы, необходимые для раскрытия темы работы. В заключении приводятся выводы, сделанные по результатам исследования.

  • Глава 1. Общие положения об оплате жилых помещений и коммунальных услуг
  • Глава 2. Порядок предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
  • Глава 3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
  • Заключение

Выпускная квалификационная работа посвящена одной из наиболее актуальных тем в сфере жилищного права, а также права социального обеспечения. Поскольку субсидии и компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг – это меры социальной поддержки, которые устанавливаются в целях социальной защиты отдельных категорий граждан, указанных в законодательстве.

Каждый гражданин обязан вносить плату за жилье и коммунальные услуги. Изменения законодательства в связи с реформой жилищно-коммунального хозяйства привели к тому, что оплата жилья и коммунальных услуг строго регламентирована и устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.

Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг может осуществляться с одновременным применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Ни один нормативный акт, за исключением Бюджетного кодекса, пожалуй, не дает определения понятиям «субсидия» и «компенсация». Из определения этих понятий следует сделать вывод, что это не полное, а, как правило, лишь частичное возмещение тех расходов, которые граждане несут при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Субсидии и компенсации объединяет то, что они относятся к мерам социальной защиты населения. Разница между субсидиями и компенсациями сводится к следующему.

Если субсидия предоставляется гражданам только при условии, что их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

  1. Семьям со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
  2. Право на субсидии распространяется на все правовые формы использования жилищного фонда: социальный наем и наем жилого помещения (наниматели); членство в кооперативе (члены кооператива до выплаты пая); собственность (собственники жилых помещений и наниматели этих помещений).
  3. Субсидии предоставляются с учетом постоянно проживающих (с имеющими право на субсидии гражданами) членов семей.

Компенсации же на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются только тем категориям граждан, которые указаны в законе. Например, ФЗ «О ветеранах», ФЗ «Об образовании», ФЗ «О прокуратуре» и другие. Право на получение компенсаций не зависит от уровня среднедушевого дохода семьи, поскольку предоставляется конкретному лицу, если в законе нет оговорки «и членам их семей».

Причем для предоставления субсидии необходимо соблюдение еще ряда условий – это отсутствие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также гражданство Российской Федерации, хотя в некоторых случаях субсидии предоставляются и иностранным гражданам на основе международных соглашений.

Кроме того, постановлением Правительства установлен перечень документов, которые требуется предоставить одновременно с заявлением о предоставлении субсидии. Перечень таких документов является закрытым.

Для выплаты компенсации необходимо только предоставить документ, подтверждающий право гражданина на ее получение.

Если лицо имеет право на получение компенсации по нескольким основаниям, то необходимо предоставить справку, что компенсация не выплачивается уже в соответствии с другим законом.

Таким образом, возможно получение компенсации только по одному основанию, это же правило существует и в отношении предоставления субсидий.

Субсидии должны быть предоставлены до момента, когда необходимо произвести платежи за жилое помещение и коммунальные услуги. В отношении же компенсаций такого правила не установлено, так как компенсация выплачивается, начиная с первого числа месяца следующего за месяцем обращения за ней гражданином.

Необходимо сказать, что несмотря на кажущуюся урегулированность законодательством вопросов предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на практике встречаются ситуации, когда соответствующие органы не могут однозначно ответить на те или иные вопросы. Так, в работе приводится несколько примеров, когда разъяснения по поводу конкретной ситуации давались экспертной комиссией Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по рассмотрению вопросов применения действующего законодательства.

Причиной сложившейся ситуации является неоднозначность в толковании норм, пробелы в законодательстве, что говорит о необходимости более тщательной работы над законопроектами в сфере социальной защиты населения.

Читайте также:  Статья 20. Мобилизация

Это выражается, в частности, в том, что, принимая закон, законодатели «забывают» вносить соответствующие изменения в акты, регулирующие данные отношения.

Примером чего может служить перечень лиц, имеющих право на компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг.

В Водном законе к Жилищному кодексу просто сделана оговорка: «До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст.

160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ».

Это приводит к тому, что граждан очень тяжело разобраться в том, на что они имеют право и в каком размере.

На наш взгляд, было бы целесообразно принять федеральный закон, в котором бы содержался перечень категорий граждан, которые имеют право на получений компенсаций.

Кроме того, необходимо было бы указать размер компенсаций в зависимости от категории граждан, и в данном случае также можно взять за основу доход той или иной категории, что отвечало бы принципу социальной справедливости. Например, доходы инвалидов прокурорских работников не соизмеримы, а размер компенсации практически одинаковый.

В данном случае, цель мер социального обеспечения – выравнивание социального положения отдельных категорий граждан по сравнению с другим населением — достигнута быть не может.

Институты субсидий и компенсаций остаются весьма актуальными для российского права, поскольку уровень доходов населения и рост цен на жилищно-коммунальные услуги зачастую неадекватны друг другу.

Отношения в данной сфере требуют детальной проработки, а не формального подхода, необходимо было бы более подробно изучить вопрос об уровне дохода населения для определения размера субсидии, ведь разница в среднедушевом доходе может составлять, 50 рублей, а право на социальную помощь в виде субсидии уже не возникает.

  • Подводя итог, необходимо отметить, что законодательство в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг постоянно изменяется, а это свидетельствует о его совершенствовании.
  • Библиография
  • Нормативные правовые акты

ВКПИ03-122 — Архив судебных решений

_____________________________________________________________________________

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30.03.2004 N КАС 04-108 данное решение оставлено без изменения. _____________________________________________________________________________

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего — судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Хомчика В.В., при секретаре — старшем лейтенанте юстиции Ушаковой М.В., с участием представителя заявителя Макарова В.П.

, представителей ответчика Правительства Российской Федерации Яковлева П.А. и Березина В.А., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П.

, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению войсковой части 21146 о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 160 (в ред.

постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 24 августа 2003 года N 630 и от 14 октября 2003 года N 625) «О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей»,

установила:

Решением Тамбовского гарнизонного военного суда от 13 июня 2001 года в удовлетворении жалоб Панкратова И.Н., Цапко Ю.В и Якушева Г.С. о признании незаконными действий командира войсковой части 21146, связанных с отказом в выплате им денежной компенсации взамен непредоставленных путевок в лечебно-оздоровительные учреждения в 2000 году, отказано.

В кассационном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.

Постановлением президиума Московского окружного военного суда от 22 января 2003 года, по протесту председателя этого суда, вышеуказанные действия командира войсковой части 21146 признаны незаконными, и на нее возложена обязанность выплатить заявителям денежную компенсацию взамен непредоставленных путевок в лечебно-оздоровительные учреждения.

Войсковая часть 21146 через своего представителя обратилась в Верховный Суд РФ с вышеуказанным заявлением, в котором указано, что оспариваемое постановление противоречит Закону РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», так как возлагает на войсковую часть обязанность по выплате указанной денежной компенсации всем военнослужащим, выполнявшим специальные задачи на территории Северо-Кавказского региона, тогда как ст.5 приведенного закона прямо определяет, что право на получение денежной компенсации взамен непредоставленных путевок в лечебно-оздоровительные учреждения имеют только военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера на территории Чеченской Республики и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.

Далее указывается, что постановлением Правительства РФ N 896 от 26 декабря 2001 года «О зонах вооруженных конфликтов» к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта постановлено относить их выполнение на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 по декабрь 1996 года.

Заявители же выполняли специальные задачи (обслуживание авиационной техники) по проведению контртеррористической операции на территории, непосредственно прилегающей к Чеченской Республике (г.Буденовск и г.Моздок), но не являющейся зоной вооруженного конфликта, следовательно, на них указанные льготы не распространяются.

Льготы этих лиц, по мнению представителя войсковой части, установлены Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 130 «О борьбе с терроризмом» и постановлением Правительства РФ N 58 от 22 января 1997 года, в которых оспариваемая льгота по санаторно-курортному обеспечению не входит.

В заявлении также указано, что преамбула оспариваемого постановления не содержит указания на основания его принятия, данное постановление не обеспечено финансированием, поскольку его действие было приостановлено на 2002 год постановлением Правительства РФ N 630 от 24 августа 2002 года, и целевое финансирование по статье расходов, предназначенной на выплату компенсации, в настоящий момент не производится.

Противоречит данное постановление и Федеральному закону «О ветеранах», который не содержит указанных льгот.

По мнению представителя войсковой части 21146, оспариваемое постановление неоправданно расширяет круг лиц, на которых распространяется рассматриваемая льгота, поскольку оно позволяет пользоваться льготами всем лицам, привлеченным к исполнению обязанностей по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, а не только тем, которые выполняли задачи в условиях вооруженного конфликта.

Представители Правительства Российской Федерации Яковлев П.А. и Березин В.А. возражали против удовлетворения заявления, поданного представителем войсковой части 21146, указав, что постановление Правительства РФ N 160 от 25 февраля 2000 года издано в пределах полномочий, установленных законом, и оно не противоречит Федеральным законам «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и «О ветеранах». Изложенные в нем нормы на практике должны применяться в совокупности с иными законодательными и другими нормативными правовыми актами.

Выслушав объяснения представителя командира войсковой части 21146 Макарова В.П., представителей Правительства РФ Яковлева П.А. и Березина В.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление представителя войсковой части 21146 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы и порядок введения на территории Российской Федерации чрезвычайного положения определены в Российской Федерации Федеральным конституционным законом N 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении».

Читайте также:  Статья 3. Цели космической деятельности

Социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, установлены Законом Российской Федерации N 4328-1 от 21 января 1993 года «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

В статье 5 указанного закона установлено, что военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, наряду с гарантиями и компенсациями, предусмотренными настоящим законом, представляется целый ряд льгот, в том числе при наличии медицинских показаний этим лицам в первоочередном порядке предоставляются путевки в лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти или денежная компенсация в размере стоимости путевки.

Федеральным законом N 75-ФЗ от 16 мая 1995 года «О распространении действия закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике» действие рассматриваемого закона распространено на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а Правительству РФ предписано определить зону вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения задач в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций.

Во исполнение указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло постановление от 11 декабря 1995 года N 1210, согласно которому к зоне, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», отнесло всю территорию Чеченской Республики, а Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлено право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов.

Вместе с тем в целях упорядочения предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных названным законом, Правительством РФ принято постановление от 26 декабря 2001 года N 896 «О зонах вооруженных конфликтов», которым признано утратившим силу ранее принятое постановление от 11 декабря 1995 года N 1210 и в соответствии с которым к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач на территориях Республики Северная Осетия — Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 года и на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 по декабрь 1996 года.

Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, а также основы правовой и социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, установлены Федеральным законом N 130-ФЗ от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом» и постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 года.

Как верно указано в заявлении представителя войсковой части 21146, эти нормативные акты не устанавливают для лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, права на первоочередное получение путевок в лечебно-оздоровительные учреждения и получение соответствующей компенсации.

Положение о предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 25 февраля 2000 года.

Действительно, в указанном постановлении нет указания на то, что оно принято в развитие закона «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Вместе с тем отсутствие названного указания само по себе основанием для признания оспариваемого нормативного акта незаконным не является.

Не может являться таким основанием и тот факт, что действие оспариваемого постановления в части выплаты денежной компенсации в 2002-2003 годах приостановлено на основании постановлений Правительства РФ от 24 августа 2002 года N 630 и от 14 октября 2003 года N 625.

Анализ норм рассматриваемого постановления позволяет прийти к выводу о том, что оно распространяется в том числе и на лиц, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, поскольку для данной категории граждан рассматриваемая льгота прямо установлена Законом «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

Вместе с тем толкование применения оспариваемого постановления и распространение его действия, если оно даже имеет место в судебной практике, на более широкий круг лиц, чем тот, который установлен Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», в том числе и на лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, не может служить основанием для признания его незаконным в связи с нижеследующим.

В соответствии со ст.115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Статьей 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» N 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года к полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере отнесено принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

На основании п.9 ст.13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года Правительством Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и дополнительные выплаты военнослужащим, которые не предусмотрены настоящим законом.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и Федерального закона «О статусе военнослужащих», принимая соответствующее постановление и определяя круг лиц, на которых распространяется рассматриваемая льгота, действовало в пределах своих полномочий и компетенции, установленной Законом.

На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу, что по указанным в заявлении представителя войсковой части 21146 основаниям оспариваемые им нормы рассматриваемого постановления Правительства РФ недействующими признаны быть не могут.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

Читайте также:  Статья 15. прием в члены кооператива

Войсковой части 21146 в признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 160 (в ред.

Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 24 августа 2003 года N 630 и от 14 октября 2003 года) «О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей» отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

  • Судья Верховного Суда
    Российской Федерации
    В.Хомчик
  •      
         
    Текст документа сверен по:
  • рассылка

Федеральный закон от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ

Внимание!!! У вас отключены JavaScript и Cookies! Для полноценной работы сайта Вам необходимо включить их!

Принят Государственной Думой 12 апреля 1995 года

Статья 1.

Распространить РЅР° военнослужащих, Р° также лиц СЂСЏРґРѕРІРѕРіРѕ Рё начальствующего состава, курсантов Рё слушателей заведений Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, выполняющих Рё выполнявших задачи РІ условиях вооруженного конфликта РІ Чеченской республике, действие Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «Рћ дополнительных гарантиях Рё компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу РЅР° территориях государств Закавказья, Прибалтики Рё Республики Таджикистан, Р° также выполняющим задачи РІ условиях чрезвычайного положения Рё РїСЂРё вооруженных конфликтах» (Ведомости Съезда народных депутатов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Верховного Совета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, 1993, N 6, СЃС‚. 181; N 34, СЃС‚. 1395).

О правах и льготах военнослужащих, выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, см. также: Указ Президента РФ от 12 июня 1996 г. N 861

Статья 2.

Правительству Российской Федерации определять зону вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации задач в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций.

РЎРј. постановление Правительства Р Р¤ РѕС‚ 26 декабря 2001 Рі. N 896 «Рћ зонах вооруженных конфликтов»

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации Б.Ельцин
  • РњРѕСЃРєРІР°, Кремль
  • 16 мая 1995 РіРѕРґР°
  • N 75-ФЗ

www.pojar.ru — противопожарные услуги, РЅРѕСЂРјС‹ пожарные, РЅРѕСЂРјС‹ пожарной безопасности, форум РїРѕ пожарной безопасности

Работник проходит службу по призыву. Какие положены гарантии?

У нас работала молодая семейная пара.

Этой весной работник уволился в связи с призывом на военную службу, а его супруга спрашивает, положены ли ей какие-то гарантии и компенсации Мы бы и рады ответить, да только сами мало что знаем в этой области.

А так хотелось бы помочь советом, подсказать. Тем более что с призывом на военную службу работника его семья всегда испытывает определенные трудности в повседневной жизни.

Защита Отечества — долг и обязанность гражданина РФ (п. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Учитывая, что эта конституционная обязанность является не только почетной миссией, но и связана с риском для здоровья и даже жизни людей «в погонах», государство очень внимательно относится к этой категории граждан и защищает их интересы, устанавливая для них и членов их семей всевозможные льготы, гарантии и компенсации (пособия).

Давайте разберемся, на что могут рассчитывать ваши бывшие работники, проходящие военную службу по призыву, а также члены их семей.

Итак, с работником, получившим повестку из военкомата о призыве на военную службу, трудовой договор прекращается по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (далее — ТКРФ).

Основным нормативным правовым актом, регулирующим права, свободы, обязанность и ответственность военнослужащих, а также определяющим основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, остается Федеральный закон РФ от 27.05.

1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих).

Однако, учитывая, что в каждом виде Вооруженных Сил РФ и роде войск, в каждом регионе, где военнослужащие выполняют свой воинский долг, имеются свои особенности, Закон о статусе военнослужащих в вопросе установления гарантий, льгот и компенсаций (пособий) дополняется другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, содержащими нормы трудового права. Кроме того, льготы таким работникам могут устанавливаться законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за счет их бюджетов.

Всего же насчитывается более 50 нормативных актов, касающихся правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Дополнительные льготы бывшим работникам, проходящим военную службу по призыву, и членам их семей могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

ПРИМЕР

Отдельные гарантии и компенсации установлены законом г. Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Учитывая это, рассмотрим только те льготы, которые установлены федеральными органами власти и обеспечиваются из федерального бюджета. Тем более что отдельные гарантии, компенсации (пособия) требуют более подробного изложения и некоторых пояснений. Рассмотрим их по порядку.

Гарантия 1. Время нахождения бывших работников на военной службе по призыву засчитывается в общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы (п. 3 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих).

Кроме того, начиная с 1 января 2007 г. военная служба по призыву входит в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности (ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Полный перечень гарантий, компенсаций и льгот, установленных военнослужащим и членам их семей во время прохождения военной службы по призыву, см. на портале www.hr-portal.ru.

Для учета этого времени и реализации установленных гарантий период прохождения военной службы по призыву обязательно записывается работодателем в трудовую книжку работника (подп. «а» п.

21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»).

Делается эта запись, как правило, по первому месту работы после увольнения с военной службы на основании записей в военном билете работника (пример).

Ссылка на основную публикацию