Статья 10. обеспечение прав детей на охрану здоровья

Государственная политика в области обеспечения охраны здоровья граждан реализуется в соответствии с федеральным законодательством. Ее основные принципы прописаны в особом нормативном документе: мы имеем в виду федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года.

Этот закон содержит все основные нормы и правила, которые используются в рамках регулирования деятельности по предоставлению медицинской помощи гражданам на всех уровнях, а также требования к организации работы профильных учреждений и в смежных направлениях.

Проанализируем содержание этого правового документа более предметно.

Статус закона

Закон № 323-ФЗ вступил в силу в 2011 году после прохождения всех необходимых формальных процедур, включая принятие Государственной Думой и одобрение Советом Федерации.

Приведенный нормативный документ содержит понятное описание механизмов функционирования системы охраны здоровья граждан в нашей стране. В этой связи с его принятием был упразднен длинный ряд правовых актов, включая те, которые были приняты еще во времена СССР.

Общий список упраздненных и утративших силу документов приведен в статье 99 этого федерального закона.

Анализируемый нормативный документ применяется в нашем государстве уже почти 10 лет. Ясно, что за это время ситуация в области здравоохранения и охраны здоровья существенно изменилась – и в России, и во в других государствах.

Поэтому текст интересующего нас закона регулярно пересматривается и обновляется с тем, чтобы обеспечить его соответствие текущей ситуации в этой области, а также гарантировать применение действенных технологий и методик для обеспечения благоприятной обстановки в этой области.

Этот правовой акт имеет статус федерального закона. Поэтому согласно существующему порядку для его изменения требуется принятие правовых актов, которые имели бы аналогичный статус. В общей сложности с 2011 года таких законов было принято более пятидесяти.

Кроме этого, в содержании документа также учитываются позиции судебной власти, сформулированные в ходе рассмотрения прецедентных вопросов.

Кроме этого, закон № 323-ФЗ гармонизирован с другими компонентами правовой базы, составляющей нормативную основу охраны здоровья граждан Российской Федерации, включая основной закон нашей стране – Конституцию РФ.

При этом в пункте 3 статьи 3 анализируемого закона уточняется, что если по темам, связанным с областью здравоохранения, в федеральном, региональном или ином законодательстве присутствуют расхождения с текстом 323-ФЗ, то последний имеет приоритет перед другими нормативными актами.

Принципы охраны здоровья

Статья 4 323-ФЗ устанавливает, что на территории нашей страны должны соблюдаться основные принципы достижения благополучной обстановки в области здравоохранения. В их число входят:

  • обязательный характер соблюдения прав граждан в области охраны здоровья, установленных федеральным и иным законодательством;
  • ориентация на интересы пациента при подборе способов предоставления медицинской помощи и решении иных спорных вопросов;
  • безусловный приоритет здоровья несовершеннолетних детей при предоставление медицинской помощи;
  • гарантия социальной защиты для граждан, которые частично или полностью утратили здоровье в силу любых причин;
  • установление ответственности федеральной и муниципальной власти, а также должностных лиц профильных учреждений за выполнение необходимых операций в целях сохранности здоровья граждан;
  • гарантия высокого качества и доступности медицинской помощи для всех категорий граждан;
  • запрет на отказ в предоставлении требуемой помощи медицинского характера;
  • первоочередная ориентация на применение профилактических мер;
  • обязательный характер соблюдения врачебной тайны при выполнении медицинской деятельности.

При этом государство берет на себя обязательства по предоставлению медицинской помощи всем нуждающимся гражданам вне связи с их социально-демографическими или другими характеристиками. Любая дискриминация в этой области запрещена на законодательном уровне.

Сферы, регулируемые законом

Федеральный закон № 323-ФЗ покрывает все основные области, связанные с основной целью его применения – гарантией сохранности здоровья граждан страны. Текст нормативного документа разделен на несколько ключевых информационных блоков, каждый из которых посвящен конкретной сфере медицины. К ним относятся:

  • общие положения, связанные с применением интересующего нас нормативного акта;
  • основные принципы охраны здоровья;
  • права и обязанности российских граждан в области сохранности их здоровья;
  • деятельность в области организации работ по здравоохранению и достижению необходимых целей в сопутствующих направлениях;
  • вопросы репродуктивного здоровья, а также организация предоставления требуемой помощи в связи с материнством;
  • выполнение специализированных процедур, включая медицинские экспертизы и освидетельствования;
  • обязательные меры, выполняемые в случае смерти человека;
  • деятельность медицинских работников, фармацевтов и медицинских организаций;
  • предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы обязательного страхования и условия выполнения этой государственной программы;
  • финансирование деятельности в области здравоохранения;
  • организация контроля и выполнение надзорных мер в этой области;
  • ответственность за результаты работы, нацеленной на сохранность здоровья граждан;
  • заключительные вопросы, связанные со спецификой применения изучаемого нормативного документа.

В общей сложности в перечисленных разделах содержится более 100 статей закона. Каждая из них используется для регулирования отдельных вопросов, в которых она имеет приоритет перед другими правовыми актами.

Основные права граждан

В соответствии с главой 4 приведенного федерального закона каждый гражданин Российской Федерации имеет ряд безусловных прав в области сохранности его здоровья. Они гарантированы ему действующим законодательством. Их список включает права на:

  • охрану здоровья;
  • получение медицинской помощи в соответствии с имеющимися нуждами и проблемами;
  • добровольное принятие решения о согласии на выполнение медицинского вмешательства или об отказе от такого вмешательства. В соответствии с действующим порядком такое действие со стороны пациента должно быть зафиксировано в письменном виде;
  • выбор медицинского персонала и организации, которые будут осуществлять предоставление медицинских услуг конкретному пациенту. Такой выбор производится в порядке и с ограничениями, предусмотренными статьей 21 федерального закона № 323-ФЗ;
  • получение достоверной и своевременной информации о состоянии своего здоровья от уполномоченных представителей медицинской организации, осуществляющей лечение или другие процедуры;
  • получение достоверной и своевременной информации о присутствии факторов, которые могут оказать воздействие на состояние здоровья пациента, и механизмах их влияния.

Перечисленные права становятся общими для всех категорий граждан независимо от их социальных, экономических или других характеристик. Кроме этого, статья 21 323-ФЗ предусматривает также ряд особых прав для отдельных категорий граждан, например, военнослужащих, заключенных и иных.

Виды медицинской помощи, предусмотренной законодательством

Интересующий нас правовой документ регулирует порядок работы всех медицинских организаций, оказывающих пациентам услуги в области здравоохранения. С целью конкретизации областей применения этого нормативного акта в статьях 30-36 перечислены конкретные виды медицинской помощи, на которые может рассчитывать гражданин, имеющий проблемы со здоровьем:

  • профилактические меры и действия, ориентированные на формирование здорового образа жизни и предупреждение появления заболеваний и травм;
  • первая помощь при острых состояниях или форс-мажорных обстоятельствах, направленная на ликвидацию последствий таких состояний как отравление, ожог, травма и проч.;
  • медицинская помощь, то есть основная деятельность по лечению и реабилитации патологий;
  • первичная медико-санитарная;
  • специализированная помощь, включая предоставление высокотехнологичных медицинских услуг;
  • скорая помощь при необходимости ликвидации острых состояний, включая профильную и особую медпомощь;
  • паллиативная помощь, нацеленная на облегчение состояния и улучшение качества жизни пациентов, имеющих неизлечимые заболевания.

Все перечисленные нами виды помощи должны предоставляться пациентам с соблюдением установленных стандартов. Они включают такие нормативы как оснащенность медицинской организации высокотехнологичным оборудованием, количество и уровень квалификации медицинского персонала, вовлеченного в предоставление медуслуг, правила организации врачебной работы и проч.

Регистрация медицинских товаров

Особую значимость для осуществления деятельности по предоставлению медицинских услуг получила статья 38 федерального закона № 323-ФЗ.

Этот раздел правового документа представляет собой комплекс основных принципов и правил, которые используются для организации процедуры регистрации товаров медицинского назначения.

В Российской Федерации ее прохождение становится необходимым условием для вывода на рынок таких продуктов.

Конкретный алгоритм ее выполнения и другие требования зафиксированы в отдельном постановлении Правительства от 27 декабря 2012 г. N 1416.

Товар, прошедший регистрацию, получает особое регистрационное удостоверение, которое становится документальным подтверждением этого факта. Сведения о таком продукте вносятся в реестр, опубликованный на сайте Росздравнадзора.

При этом продукты, изготовленные для применения конкретным пациентом с учетом назначений его лечащего врача освобождены от обязательной госрегистрации.

Права ребенка на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь

  • ПРАВА РЕБЕНКА
  • на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь
  • Права ребенка на бесплатную медицинскую помощь

1.                Статья 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  1. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения детям бесплатно предоставляется медицинская помощь по:
  2.  — профилактике заболеваний,
  3. — оздоровлению,
  4. — диагностике и лечению заболеваний,
  5. — диспансерному наблюдению,
  6. — медицинской реабилитации детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями,
  7. — санаторно-курортному лечению.

2.                Статья 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  • В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
  • — прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения, обучения, при занятиях физической культурой и спортом,
  • — прохождение диспансеризации, диспансерное наблюдение,
  • — медицинскую реабилитацию,
  • — медицинскую помощь, в том числе в период воспитания и обучения в образовательных учреждениях, в период оздоровления и организованного отдыха,
  • — санитарно-гигиеническое просвещение,
  • — безопасные условия труда и обучения,
  • — бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности,
  •  — получение информации о состоянии здоровья в доступной форме (дети старше 15 лет, больные наркоманией – старше 16 лет),
  • — информированное добровольное согласие на медицинское  вмешательство или отказ от него (дети старше 15 лет, больные наркоманией – старше 16 лет),
  • — содержание в медицинских организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения возраста 4-х лет включительно.

3.                Статья 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего (в возрасте до 15 лет, а больного наркоманией в возрасте до 16 лет) или отказ от него дает один из родителей или иной законный представитель.

Читайте также:  Статья 15. Приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления

При отказе одного из родителей  или иного законного представителя ребенка от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов ребенка.

4.                Статья 51 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Одному  из родителей,  законному представителю  или иному члену семьи предоставляется право на совместное  бесплатное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения ребенка независимо от возраста ребенка.

При нахождении  с ребенком в возрасте до 4-х  лет плата за питание и предоставление койко-места с  указанных лиц не взимается.

5.                Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Дети-инвалиды имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Перечнем  жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым ежегодно распоряжением Правительства Российской Федерации.

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

Комментируемая статья гарантирует охрану здоровья ребенка и наполняет конкретным смыслом общую норму ст. 41 Конституции РФ о том, что в России «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно».

В своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент России назвал здоровье одной из основных ценностей нашего государства.

Провозглашение 2008 года Годом семьи стало началом комплексной работы государства по формированию новой семейной политики.

Большое внимание стало уделяться мероприятиям по формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей.

В Концепции демографической политики России на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351, отмечается, что одной из главных задач являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, а также создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.

  • В качестве основных направлений оказания детям бесплатной медицинской помощи названы:
  • профилактика заболевания,
  • медицинская диагностика заболеваний,
  • лечебно-оздоровительная работа, в том числе диспансерное наблюдение,
  • медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями,
  • санаторно-курортное лечение детей.

В последнее время в основу государственной политики положена система раннего выявления нарушений здоровья и развития детей. Но, к сожалению, отсутствует достаточная материальная база для эффективного проведения профилактических мероприятий.

Профилактическое направление медицины включает в себя принятие мер по таким основным направлениям как:

1) укрепление материально-технической базы «родильных» учреждений.

Например, национальный проект «Здоровье» создал условия для внедрения с 2008 года неонатального и аудиологический скрининга — метода, с помощью которого новорожденные тестируются на ряд врожденных и наследственных болезней.

Немаловажное внимание должно уделяться подготовке и переподготовке кадров с учетом новых технологий в акушерстве, гинекологии и педиатрии, а также созданию сети перинатальных центров для обеспечения выхаживания и реабилитации новорожденных с низкой массой тела.

В связи с тем, что во многих регионах не хватает учреждений для диспансеризации, запланировано строительство двух федеральных и 22 областных перинатальных центров;

2) регулярное проведение вакцинации детей.

В последнее время в рамках нацпроекта «Здоровье» в России проводятся достаточные мероприятия по вакцинопрофилактике, а охват детей прививками можно оценить как очень высокий. Детям с грудного и раннего возраста делаются прививки от менингита, пневмонии, отитов и других жизненно опасных заболеваний.

3) раннее выявление у подростков задержки полового созревания.

По статистике, частота заболеваний репродуктивной сферы среди девочек 10-17 лет за последние пять лет увеличилась на 27 процентов. Более чем у 30 процентов юношей и девушек выявляется задержка полового созревания. Поэтому создание службы детской и подростковой гинекологии поможет выявить и лечить нарушения репродуктивной функции еще в детском возрасте.

С 2010 г. Минздравсоцразвития РФ намерено проводить обследование подростков 14 лет с целью раннего выявления и лечения нарушений репродуктивного здоровья;

4) правильно организованное и рациональное питание грудных детей, а также детей в детских дошкольных учреждениях и в школах

Медики отмечают, что сегодня 50 процентов детей редко употребляют в пищу молочные продукты, а 33 процента школьников — мясные продукты. У 25 процентов детей наблюдается дефицит витамина С (до 90% детей) и фолиевой кислоты (до 35% детей).

Для решения проблемы в регионах необходимо строить и реконструировать пищеблоки, школьные базовые столовые, комбинаты детского питания, «молочные кухни».

Профилактические мероприятия в области здравоохранения имеют решающее значение. Своевременная диагностика и коррекция различных нарушений и отклонений в состоянии здоровья детей позволяет предотвратить развитие болезни и повышает шансы на выздоровление.

Здоровье ребенка при рождении в значительной мере определяется состоянием здоровья матери. По статистике, до 40 процентов родившихся детей уже имеют различные расстройства здоровья. С 90-х годов доля детей, родившихся больными, увеличилась в 2,7 раза. Поэтому должна комплексно проводится профилактика заболеваний и взрослого, и детского населения.

Внедрение профилактических мероприятий уже дает свои результаты.

В докладе Совета Федерации «Положение детей в РФ (Национальный приоритет — охрана здоровья ребенка)» отмечается, что в последние годы благодаря усилиям государства в стране отмечается «увеличение рождаемости — в последние годы на 9,1 процента возросло число детей в возрасте до четырех лет. Произошло снижение смертности детей всех возрастных групп, снизился и уровень младенческой смертности».

Медицинская диагностика заболеваний предполагает проведение мероприятий, направленных на выявление болезней.

Медицинское наблюдение проводится лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства детей, а также специалистами по месту воспитания или обучения. В частности, в рамках выявления заболеваний органов дыхания проводится ежегодный охват детей и подростков туберкулинодиагностикой (в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, он составляет более 90%).

Медики отмечают, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в школьном возрасте (от 7 до 17 лет). За последние десять лет повысилась распространенность хронических заболеваний среди учащихся младшей и средней школы.

В качестве причин нервно-психических нарушений и отклонений сердечно-сосудистой системы врачи называют снижение возраста приема в школу, сложные учебные программы, низкую двигательную активность детей, нарушения режима дня, а также уменьшение продолжительности сна.

Часто сама школьная среда вредит здоровью детей: школьная мебель, освещенность школьных кабинетов не соответствуют детской физиологии, несоблюдение гигиенических режимов работы на компьютерах приводит к развитию нервно-психических нарушений и болезням глаз.

В числе хронической заболеваемости школьников «лидируют» болезни глаз. Распространенность понижения остроты зрения от младших к старшим классам во время обучения в школе увеличивается в 3-4 раза.

В связи с плохим состоянием здоровья примерно 30 процентов старшеклассников ежегодно признаются негодными к военной службе.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития ОФ (Минздравсоцразвития России) от 21 апреля 2008 г.

N 183н «О проведении в 2008-2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» утвержден Порядок проведения в 2008-2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который регулирует вопросы, связанные с проведением в 2008-2010 годах государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласно данному Приказу срок проведения диспансеризации составляет три года — с 2008 по 2010 г. Диспансеризация означает выявление хронических заболеваний на ранних стадиях и позволяет организовать наблюдение за состоянием здоровья детей. Она проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований. Результаты диспансеризации вносятся в медицинскую карту ребенка или в карту диспансеризации детей. Лечебно-оздоровительная работа, в т.ч. диспансерное наблюдение детей, направлены на улучшение состояния здоровья детей, у которых выявлены те или иные конкретные заболевания.

Амбулаторно-поликлинические и больничные учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения предоставляют детям различные виды необходимой медицинской помощи:

первичную медико-санитарную помощь (т.е. лечение наиболее распространенных болезней, проведение профилактических прививок, осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями);

неотложную медицинскую помощь (при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства);

скорую медицинскую помощь (в т.ч. безотлагательную помощь при несчастных случаях, травмах, отравлениях, а также при других состояниях и заболеваниях, требующих срочного медицинского вмешательства).

Основанием для бесплатного обслуживания в медицинских учреждениях на территории РФ, а также на бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении является страховой полис.

Лечение детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, как правило, требует специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

В частности, такая помощь применяется в детской кардиологии, детской онкологии, детской урологии-андрологии, детской хирургии, детской эндокринологии и т.п. Основанием получения высокотехнологичной медицинской помощи является заключение врачебной комиссии, которым выявлены показания к госпитализации.

К сожалению, из-за недостаточного финансирования существуют квоты на оказание такой помощи, недостаточно центров высокотехнологичной помощи в регионах.*(14)

Детям, имеющим заболевания, при наличии медицинских показаний могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, а также в санаторно-курортные учреждения. Подробнее о санаторно-курортном лечении детей см. ст. 12 и комментарий к ней.

Права детей на охрану здоровья

  • Нормативно-правовое обеспечение образования
  • Права детей на охрану здоровья
  • Возникновение  Декларации и Конвенции прав ребенка
Читайте также:  Статья 27. Временный вывоз культурных ценностей

Отношение к детям в разных странах и в разные исторические периоды было разным.

Однако, уже к середине 50-х годов нашего столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка.

В этом международно-правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста.

Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях; право на первоочередную защиту и помощь Принятие Декларациии имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а, следовательно, ее нормы вовсе не обязательны для исполнения.

В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.

В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Всего же Конвенция содержит 47 статей, которые для удобства изложения можно объединить в отдельные группы по общности рассматриваемых в них вопросов.

  1.   К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право
  2. на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав.
  3.  Ко второй группе относится право ребенка на семейное благополучие.

  К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности (например, ст. 13 Конвенции закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение, а ст. 14 — право ребенка на свободу мысли, совести и религии).

Четвертая группа призвана обеспечить право на здоровье детей (ст. 24 закрепляет право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья).

Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы и т.п.

В связи с подписанием Россией данной Конвенции, у нее появилась обязанность реализовать положения Конвенции в нормативных актах, регулирующих отношения между детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности.

Безусловно, что и в Конституции РФ, и в других федеральных законах, уже нашли свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции.

Однако, процесс приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка Российского законодательства не является завершенным и требует своего продолжения.

Право детей на охрану здоровья

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,других поступлений. Дети — граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.

  • Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:
  • скорая медицинская помощь, при состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;
  • амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:
  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;
  • консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;
  • консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;
  • прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);
  • профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;
  • целевые медицинские осмотры;
  • диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;
  • стационарная помощь при:
  • острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;
  • инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);

  1. помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и палате интенсивной терапии;
  2. Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:
  3. •ВИЧ — инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
  4. •проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Итак, на протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В настоящее время ребенок из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права.

Но, несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертв экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства.

При этом дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите.

Обязательства государств мира, в том числе России, в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и др.

Однако ключевым документом в этой области является Конвенция ООН о правах ребенка, закрепляющая различные права ребенка, — гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в одном документе. Этот международный договор не только определяет ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но предусматривает для него защиту прав с помощью национальных судебных или административных процедур.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 года. Тем самым она взяла на себя обязательство уважать, обеспечивать и защищать все права ребенка, предусмотренные этим международным договором.

Дополнительно, 15 февраля 2001 года, Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вновь подтвердив свои обязательства в области защиты прав ребенка.

За время, прошедшее с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией.

В развитие положения Конституции РФ о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.

Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы



В статье проанализированы нормативно-правовые акты по вопросам охраны здоровья детей.

Представлены статистические данные и различные точки зрения на состояние законодательной базы и сложившихся негативных тенденций в сфере детского здравоохранения.

Обозначены существующие проблемы правового регулирования охраны здоровья детей. Выявлены основные риски и негативные последствия указанных в статье проблем, предложены пути их решения.

Ключевые слова: охраназдоровья детей, здравоохранение, законодательство.

Во второй половине XX века сложившиеся в России экономические, экологические, социальные и другие кризисные ситуации в различных сферах жизни способствовали негативному воздействию на здоровье подрастающих поколений, поэтому интерес к проблемам охраны здоровья детей постоянно растет.

Вопросы охраны здоровья детей законодателем определены в качестве приоритетных, включающих не только «заботу об их здоровье, но и надлежащую правовую защиту» [12]. С каждым годом в России увеличивается количество нормативных актов, направленных на реализацию организайцонно-правовых мер по охраны здоровья детей.

Однако, их количественное увеличение только усиливает несогласованность и противоречивость в действующей системе законодательства, регулирующей важные практические задачи детского здравоохранения.

Следовательно, актуальность исследования правовых вопросов охраны здоровья детей, обоснованна и становится объектом интересов не только представителей юридического сообщества, но и врачей, политологов, иных специалистов.

Цель исследованиясостоит в выявлении проблем, связанных с правовой основой охраны здоровья детей, правовым регулированием и правоприменением в сфере детского здравоохранения РФ.

Для достижения поставленной цели исследования проведён аналитический обзор международных правовых документов, действующего федерального законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих охрану здоровья детей. Выявлены основные проблемы правового регулирования и правоприменения в сфере охраны здоровья детей. Изучены методологические подходы решения выявленных проблем.

В процессе исследования использовался формально-юридический метод при анализе действующего международного и национального законодательства РФ. Формально-логический метод позволил обратиться к уже существующим методологическим подходам и логическим законам при выявлении тех или иных правовых пробелов, коллизий норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей.

Использованные в процессе исследования различные отчеты и аналитические показатели, вызвали необходимость применения статистического метода.

Кроме того, увеличение смертности, снижение рождаемости, дефицит бюджетного финансирования детского здравоохранения — всё это не только результат использования возможностей статистики, но и существенный правовой аспект, который также определяет актуальность данного исследования.

Законодательное регулирование детского здравоохранения в Российской Федерации строится и развивается на основе общепризнанных международных норм, в числе которых следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, согласно ст.

Читайте также:  Статья 29.2. Увольнение в связи с утратой доверия

25 «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» [12]; Декларацию прав ребенка «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту до и после рождения» [12]; Конвенцию о правах ребёнка, которая определяет, что «государства — участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья» [12] и т. д. Однако на основании проведённого аналитического обзора международно-нормативных документов можно резюмировать следующее. Имплементация в России международно-правовых норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей, является проблемной и слаборазвитой областью теории и практики национального права. Во-первых, до сих пор остается неразрешённым вопрос о соотношении, национального законодательства с международными нормами. С одной стороны, в ч.4 ст.15 Конституции РФ указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [12]. С другой стороны, вынесенное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П г, а так же последующие изменения в национальном законодательстве, коснувшиеся расширения полномочий Конституционного Суда, определили нормы национального права приоритетными [1, с.126–128]. Во-вторых, сложную правовую проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп детей, проживающих на территории РФ. Для представителей восточной диаспоры с мусульманской религией, других конфессий и религий, определённые положения международных нормативных документов — продукт западной цивилизации, неприемлемы и спорны [4, с.186]. По данной проблеме целесообразно обратиться к исследованиям А. Е. Черкасовой, которая в своей работе «Институциональное взаимодействие медицины и религии» отмечает «оказание медицинской помощи без учета религиозно-культурных особенностей индивидуума, может привести к крайне негативным последствиям» [8, с.45]. Однако, духовная составляющая человеческой личности в современном здравоохранении РФ выходит за границы компетенции медицины.

Современное российское законодательство по охране здоровья детей представляет собой многоуровневую и многогранную структуру федеральных и региональных законодательных, нормативно-правовых и отраслевых актов, затрагивающее различные сферы общественных отношений.

Несмотря на плодотворную деятельность законодателей по вопросам детского здравоохранения, в последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей во всех возрастных группах.

По официальным статистическим данным Федеральной службы государственной статистики за 2017–2018 год 35 % детей в России рождаются с врожденными заболеваниями, 12 % детей в России рождаются не доношенными, число детей инвалидов в стране составляет более 500 000 (2 %).

Около 50 % детей рожденных в России, имеют психологические отклонения. К моменту окончания школы 2,5 % выпускников остаются полностью здоровыми, соответственно 97,5 % имеют проблемы со здоровьем, а 70 % из них имеют хронические заболевания. На январь 2018 г.

раком болеют примерно 20 00 детей до 17 лет, причем 60 % приходится на малышей от 0 до 4 лет. В 2017–2018 учебном году в Российских школах, на уроках физкультуры умерло 211 учеников, в основном из за проблем с сердцем [12].

В России одновременно реализуются Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и Приоритетный национальный проект «Здоровье», на финансирование которых выделяются значительные средства из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При этом, как свидетельствует проведенное исследование Н. В. Рехтиной и Н. Н. Калмыкова, статус и процедуры реализации этих программ в нормативных правовых актах не определены, в результате мероприятия данных программ зачастую дублируются [2]. Следовательно, выполнение не связанных, а где-то и противоречивых между собой программ приводит к их низкой результативности и бесконтрольным программным расходам на здравоохранение, что не способствует эффективному решению правовых проблем охраны здоровья детей.

О необходимости совершенствования законодательной базы по вопросам правового регулирования детского здравоохранения в своём исследовании затрагивает и председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья детей Т. В. Яковлева, утверждая, что врачи бьют тревогу — разработка государственных образовательных стандартов ведётся без надлежащего медицинского сопровождения [10]. Е. А.

Певцова и С. А. Усатов по данной проблеме отмечают, что «несогласованность вводимых локальных изменений в образовательный процесс со всей организационно-образовательной системой, ведет к их ключевому противоречию.

Кроме того, зачастую, из-за отсутствия профессиональной и грамотной педагогической экспертизы, с учётом мнения медицинских специалистов те идеи, которые ставит законодатель в сфере образования, не только порой не достигают намеченной цели, но и негативно отражаются на состоянии здоровья детей» [6].

В этой связи высказывание директора НИИ возрастной физиологии Российской академии образования М. М. Безруких весьма актуально: «главный вопрос не только в том, соответствует ли нагрузка на детей нормативу, но и соответствует ли сам норматив возможностям здоровья современного ребенка» [12].

Таким образом, на основании выше изложенных точек зрения и проведенного анализа таких нормативных актов как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г.

№ 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», стала очевидной необходимость выработки и законодательного закрепления норм, определяющих правомочие представителей сферы здравоохранения быть включёнными в состав экспертов для проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания детского населения России.

Общественные отношения в сфере охраны здоровья ребёнка регламентированы различными отраслями права.

Однако, рассмотрение правовых вопросов охраны здоровья детей в различных отраслях правовой системы, не только не повлияло на интеграцию действующих нормативно-правовых актов при решении проблем детского здравоохранения, а усилило их противоречивость в слишком большой и слишком сложной правовой системе здравоохранения РФ.

В значительной степени общественные отношения в сфере охраны здоровья детей урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который наряду с общими нормами регулирования труда устанавливает особенности регулирования труда несовершеннолетних. Так, в соответствии с разъяснениями Минздрава РФ Письма от 16.05.

2017 N 15–2/3036225–9596, «лица, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к работе только по результатам медицинского осмотра и только в оптимальных или допустимых условиях труда» [12]. В связи с этим необходимо указать на то обстоятельство, что на практике далеко не все работодатели стремятся официально нанимать несовершеннолетних работников, т. к.

работодатель при этом несёт дополнительные материальные расходы, в том числе на проведение медицинских осмотров. Следовательно, в силу сложившихся рыночных отношений, работодателю выгоднее не официально принимать на работу несовершеннолетнего, тем самым пренебрегая правилами охраны здоровья детей.

При решении данной проблемы представляется справедливым согласиться с предложением В. Алистархова «чтобы заинтересовать потенциальных работодателей в официальном приеме несовершеннолетних на работу, необходимо законодательно освободить работодателя от обязанности нести хотя бы расходы на медицинские осмотры несовершеннолетних и закрепить для таких работников прохождение их на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях» [7].

Также стоит отметить, что не оставляет без внимания проблемы правового регулирования охрана здоровья детей и отрасль гражданского права. В частности это выражается в том, что в современном здравоохранении сложилась устойчивая тенденция развития платных медицинских услуг.

По оценке экспертов, крупнейшими сегментами рынка частной медицины в России являются стоматология — 60 %, гинекология — 20 %, диагностика — 10 %, косметология — 6 % [5, с.262–264].

С одной стороны — это способствует возможности получения медицинских услуг, не доступных в рамках программ обязательного медицинского страхования, с другой стороны, во-первых, на практике, сфера коммерческой медицины не доступна для детей из малоимущих или многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-вторых, анализ судебной практики показал, «нездоровое» стремление коммерческой медицины гнаться не за качеством предоставляемых медицинских услуг, а за количеством пациентов, что негативно отражается на развитии детского здравоохранения.

Подводя итог проведённому исследованию вопросов правового регулирования охраны здоровья детей, необходимо отметить то, что на сегодняшний день современное российское законодательство по вопросам детского здравоохранения в значительной степени носит дискретный характер, в большинстве случаев состоит из не связанных между собой нормативных актов, следовательно, негативные тенденций низкой эффективности государственных мер, в сфере правового регулирования детского здравоохранения, позволяют утверждать о необходимости её модернизации. Кроме того, целесообразно, прислушаться в этом плане к мнению известного правоведа А. Тадеева, который считает, что действующее российское законодательство в сфере здравоохранения с огромным числом нормативно-правовых актов уже содержит развитую систему правовых мер по охране здоровья детей. Следовательно, совершенствование действующего законодательства детского здравоохранения, должно быть не изобретением новых правовых механизмов и принятием новых законов, а повышение эффективности применения уже имеющихся правовых норм, т. е. улучшения правоприменительной практики [9]. Таким образом, сущность выше изложенного сводится к тому, что в сфере правового регулирования детского здравоохранения назрела острая необходимость в совершенствовании «Концепции проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей”», с учётом имеющихся проблем правоприменительной практики. Ранее, в рамках исследовательской работы «Научные основы государственной политики в области охраны здоровья детей», на соискание учёной степени доктора медицинских наук, Е. Ю. Лапиным уже был разработан и научно обоснован проект Федерального закона «Об охране здоровья детей» [3, с.53], однако как показали проведённые исследования, данная научная концепция так и осталась на уровне проектной разработки.

Литература:

Ссылка на основную публикацию