Бюджетное законодательство — советы юриста

До 2021 г. Правительство РФ отменит многие акты с обязательными требованиями к бизнесу, которые вступили в силу до 2020 г. Но даже если не отменит, все равно эти требования можно будет не выполнять, а контролирующие органы не смогут штрафовать за их несоблюдение. Что такое «обязательные требования» и «регуляторная гильотина»? Как теперь узнать, какие акты можно не соблюдать?

Бюджетное законодательство - советы юриста

Андрей Мельников,

юрист Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

С 1 ноября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» (далее – Закон № 247-ФЗ). Его цель — систематизировать все обязательные требования к бизнесу и отменить акты, которые уже не должны применяться или противоречат другим актам.

Как будет работать «регуляторная гильотина»?

«Регуляторная гильотина» означает, что все акты в определенной сфере регулирования, принятые до определенной даты, отменяются. В частности:

  • До 2021 г. Правительство РФ должно:

◊ отменить все нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов госвласти РСФСР и СССР, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении госконтроля (надзора),

◊ определить перечень видов госконтроля (надзора).

  • С 2021 г. при госконтроле (надзоре) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, если они вступили в силу до 2020 г. То есть даже если Правительство не отменит какие-то акты, то органы власти при проверках все равно не смогут требовать от компаний соблюдать обязательные требования, если эти требования начали действовать раньше 2020 г.
  • С 2021 г. несоблюдение обязательных требований, вступивших в силу до 2020 г., не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

ВАЖНО:

  • Правительство РФ вправе определить перечни актов (и групп актов), в отношении которых описанный механизм не действует.
  • Механизм гильотины не распространяется на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики и акты, направленные на реализацию проектов ГЧП.

Что такое обязательные требования?

Обязательные требования — это содержащиеся в нормативных правовых актах требования (ст. 1):

  • которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • соблюдение которых проверяют органы власти в рамках государственного и муниципального контроля (надзора), предоставления лицензий и иных разрешений, проведения оценок и экспертиз, а также при привлечении к административной ответственности.

Полезные советы юриста бесплатно онлайн

Антиколлекторы

  • Что делать, если угрожают коллекторы?

Лицензирование

  • Лицензирование образовательной деятельности

Неуплата алиментов

  • Расчет неустойки по алиментам для суда

Право собственности

  • Аукцион по продаже муниципального имущества

Page 2

Оказались в ситуации, где без совета юриста не обойтись? Бесплатная юридическая консультация круглосуточно (онлайн и по телефону) предоставляется на сайте 33urista.ru. Юрист онлайн подскажет как, действуя в рамках закона, решить вопрос в пользу клиента.

Когда нужны юридические услуги? В самых разных ситуациях: вступление в наследство, устройство на работу и увольнение, раздел имущества, уплата алиментов. Вам нужно только зайти на сайт и точно сформулировать проблему.

Первичная бесплатная юридическая консультация онлайн круглосуточно позволит разобраться в существующей проблеме и определиться с первоочередными шагами для ее решения.

Юридическая консультация онлайн и по телефону предоставляется как бесплатно, так и на платной основе. Бесплатная консультация юриста онлайн, как и платная дают грамотный ответ со ссылками на закон. В чем разница?

Плюсы, которые дает платная онлайн консультация юриста:

  1. Скорость ответа.
  2. Полноценный анализ проблемы.
  3. Сохранение информации в тайне.

5 причин обратиться к онлайн юристам сайта 33urista.ru:

Круглосуточная юридическая консультация бесплатно онлайн поможет решить семейные трудовые, гражданские, наследственные, жилищные и другие правовые вопросы. Консультация юриста в реальном времени разъяснит положения Трудового, Гражданского, Семейного Кодекса и других законов, сделает анализ практики судов по спорным ситуациям. Наши консультации по телефону и без регистрации пояснят нормы закона и порядок действий для решения спора.

Не хотите ждать ответа от юриста на электронную почту? Тогда консультация юриста бесплатно по телефону (круглосуточно) – именно то, что вам необходимо.

Просто оставьте свой номер телефона и вопрос, наши специалисты оперативно подготовят оптимальные варианты решения вашей проблемы и перезвонят вам в день подачи заявки.

Первая юридическая консультация по телефону предоставляется бесплатно, что, тем не менее, никак не сказывается на качестве предоставляемой помощи. Это оптимальный вариант получить квалифицированную помощь без финансовых затрат.

Если у вас возникли проблемы, которые требуют незамедлительного решения, например, остановит на дороге инспектор ДПС, вы стали участником аварии или на вашу фирму внезапно нагрянула проверка — сохраняйте спокойствие. Обращайтесь на наш сайт круглосуточно. Обращение примут и в ближайшее время будет предоставлена круглосуточная бесплатная юридическая консультация от онлайн юриста или в телефонном режиме по вашему вопросу.

Бесплатные консультации юриста онлайн круглосуточно даются по всем правовым вопросам. Каждый специалист нашего сайта имеет свою специализацию, поэтому предоставляются юридические услуги в Санкт-Петербурге и Москве.

Разделение юристов по специализациям делает сервис удобным для клиентов. Например, если вам нужно оформить разрешение на работу или патент, поможет специалист по миграционному законодательству.

Даст ответ согласно Закону о правовом положении иностранных граждан, разъяснит, как правильно оформить документы.

Если вопрос по семейному праву, например, муж не платит алименты, консультирует профессионал в области семейных дел, разъясняет главу 17 Семейного Кодекса и составляет план действий по истребованию алиментов.

Ответ дается юристом, знающим тонкости и специфику правового регулирования вопроса.

Бесплатная юридическая консультация круглосуточно (без регистрации) по телефону дает анализ проблемы, направление, как действовать. Если самостоятельно решить вопрос не получилось, имеет смысл заказать комплексные услуги юриста.

  1. Консультирование по нормам закона, подзаконным актам.
  2. Разработка правовой позиции для защиты интересов клиента.
  3. Составление договоров, претензий, исковых заявлений, других документов.
  4. Представительство в суде и государственных органах.
  • Задача сайта — правовая поддержка в любых, даже самых сложных ситуациях.
  • Почему стоит обратиться на сайт «33Юриста»?
  • Здесь внимательно отнесутся к вашему вопросу, дадут понятный и грамотный ответ, сделают все возможное, чтобы решить проблему.

Вс исправил ошибки судов, применивших гражданское законодательство к бюджетным правоотношениям

Верховный Суд подтвердил, что, для возмещения убытков города, обязательства по компенсации которых возложены на субъект РФ, не имеет значения противоправность действий региона, поскольку тот обязан нести соответствующие расходы в силу прямого указания закона (Определение от 16 марта 2020 г. № 301-ЭС19-23250 по делу № А31-7936/2018).

Примечательно, что ВС фактически исправил ошибки апелляционной и кассационной инстанций, возникшие из-за применения ГК РФ к бюджетным правоотношениям.

Однако при этом не только не стал указывать на то, что повлекло принятие неправильного решения, но и оставил в силе верное по сути, с его точки зрения, решение первой инстанции, несмотря на то что суд принял его в том числе со ссылкой на гражданско-правовые нормы.

Город исполнил обязательство области

В ноябре 2015 г. Свердловский районный суд г. Костромы обязал администрацию этого города предоставить троим гражданам жилое помещение по договору социального найма. В октябре 2016 г. по заявлению пристава суд, изменив способ и порядок исполнения указанного решения, заменил предоставление жилья денежной компенсацией.

В марте 2017 г. муниципальное образование перечислило полагающуюся гражданам сумму в полном объеме, после чего обратилось в арбитражный суд с иском к Костромской области.

Администрация города утверждала, что выплаченная гражданам компенсация в размере 1,9 млн руб.

является расходами, связанными с реализацией Закона о социальной защите инвалидов, которые подлежат возмещению за счет регионального бюджета, и, соответственно, убытками г. Костромы.

В ноябре 2018 г. АС Костромской области согласился с правомерностью указанных требований и присудил возместить из бюджета области убытки в размере 1,9 млн руб., понесенные городом в связи с реализацией гарантий по социальной защите инвалидов.

Первая инстанция пришла к выводу, что публично-правовым образованием, к обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 г.

, является субъект Российской Федерации.

Однако постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2019 г. решение АС Костромской области было отменено.

Вторая инстанция исходила из того, что за выделением денежных средств на компенсацию понесенных расходов администрация города в департамент финансов области не обращалась, а значит, отсутствует противоправность действий региона, которая необходима для удовлетворения требования о взыскании убытков.

Суд округа поддержал вывод апелляции, отметив, что в рассматриваемом случае речь идет не о соблюдении досудебного (претензионного) порядка, а о доказывании противоправности поведения ответчика и причинно-следственной связи между расходами муниципального образования и действиями или бездействием Костромской области в лице компетентных органов.

Администрация города подала кассационную жалобу в Верховный Суд.

Читайте также:  Статья 12. Общие положения

ВС РФ подтвердил верность решения первой инстанции

Проанализировав нормы Закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов, Бюджетного и Жилищного кодексов, а также законов о социальной защите инвалидов и об общих принципах местного самоуправления, Верховный Суд пришел к выводу, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., финансируется за счет субъектов РФ. То есть в данном случае – из бюджета Костромской области, от имени которой в таких правоотношениях выступает региональный департамент финансов.

Поскольку администрация г.

Костромы выполнила свою обязанность по перечислению компенсации на приобретение полагающегося жилого помещения гражданину и членам его семьи и не получила от Костромской области компенсацию понесенных расходов, исковое требование в данной части правомерно признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению, согласилась судебная коллегия.

При этом позиция апелляционной инстанции и суда округа об отсутствии оснований для взыскания убытков в связи с тем, что за выделением денежных средств на компенсацию понесенных расходов администрация в департамент не обращалась и противоправность каких-либо действий со стороны ответчика отсутствует, является несостоятельной.

Возложение на субъект РФ обязательства по компенсации таких расходов прямо следует из федерального законодательства, при этом администрация может требовать компенсации таких расходов в судебном порядке, подчеркнул Суд. «Обязательный досудебный порядок урегулирования таких споров законодательством не предусмотрен; обращение в департамент является правом, а не обязанностью администрации», – заключил ВС.

Постановления Второго арбитражного апелляционного суда и АС Волго-Вятского округа в части отказа в удовлетворении иска о взыскании с департамента компенсации расходов города были отменены, а решение Арбитражного суда Костромской области в той же части оставлено в силе.

Адвокаты проанализировали подходы судов

Адвокат Свердловской областной коллегии адвокатов Владислав Ташланов отметил, что в этом споре есть как минимум два интересных аспекта. Первый связан с проблемой межбюджетных трансфертов.

«Почему распорядители бюджета второго и третьего уровней не смогли договориться мирно и довели очевидное дело до суда? Ведь, несмотря на принятие разных судебных актов, все инстанции были единогласны в главном: соответствующие расходные операции являлись обязательствами бюджета субъекта РФ, – пояснил Владислав Ташланов.

– Ответ, полагаю, кроется в том, что соответствующая дотация носила узкоцелевой, процедурно не урегулированный характер. Судя по всему, безопаснее было отдать принятие решения на откуп суда, чтобы не решать самим, а лишь исполнять правосудный акт».

Второй интересный, по мнению эксперта, момент – тот факт, что три инстанции перевели спор в плоскость гражданского права в части предмета доказывания по возникновению обязанности в перечислении дотации, упустив из виду публичную природу бюджетных отношений и положения п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса. «Верховный Суд тактично промолчал по этому поводу, ограничившись фразой об отсутствии досудебного порядка урегулирования таких споров и отсутствии необходимости предварительного обращения за дотацией к распорядителю бюджета субъекта РФ, – заметил адвокат. – Полагаю, что ему все же следовало пояснить, в чем конкретно заключалось неправильное применение норм материального права, и прежде всего указать на ошибочное применение нижестоящими судами ст. 15, 16, 1069 ГК РФ в бюджетных правоотношениях».

Владислав Ташланов добавил, что в своей адвокатской деятельности при рассмотрении налоговых споров судами общей юрисдикции он периодически сталкивается с ситуацией, когда судьи восполняют непонимание специфики налоговых правоотношений своей насыщенной административной практикой, считая эти отношения очень схожими, и «судят бокс по правилам кикбоксинга». В данном деле нижестоящие суды также пошли по пути аналогии убытков в гражданских правоотношениях и финансового механизма дотаций в межбюджетных отношениях, заключил эксперт.

Старший партнер АК «Бородин и Партнеры» Алексей Пауль обратил внимание на то, что спор, рассмотренный ВС РФ, вытекает из норм нескольких отраслей права.

«Вопросы разграничения предметов ведения и полномочий регулируются конституционным и муниципальным правом, установление социальных гарантий инвалидов – правом социального обеспечения, расходование бюджетных средств – бюджетным правом.

При этом сами взысканные средства были обозначены и истцом, и судами в качестве убытков, которые являются гражданско-правовой категорией», – пояснил эксперт.

Интересно, что у судов не возникло разногласий относительно обозначения взыскиваемых сумм в качестве убытков, а не иной категории – например, компенсации или межбюджетного трансферта, добавил Алексей Пауль. Адвокат полагает, что данный подход поднимает вопрос об основаниях применения норм гражданского законодательства к спору между двумя публично-правовыми образованиями по поводу бюджетных средств.

«В науке и в практике были прецеденты, когда в таких случаях предлагалось применять нормы бюджетного права, регулирующие межбюджетные отношения, в том числе со ссылкой на ст.

2 ГК РФ, запрещающую, по общему правилу, применять гражданское законодательство к финансовым отношениям.

В то же время получила распространение и признана практика применения гражданско-правовых инструментов при разрешении споров, возникающих из бюджетно-правовых и налогово-правовых отношений», – прокомментировал ситуацию Алексей Пауль.

По его словам, известны случаи, когда с физических лиц в пользу государства взыскивались необоснованно полученные налоговые вычеты по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения, а также споры, когда муниципальные образования взыскивали убытки с Российской Федерации за ущерб, причиненный действиями налоговых органов. Как правило, основным мотивом применения гражданско-правовых норм в таких спорах является отсутствие подходящего регулирования в финансово-правовом законодательстве, пояснил адвокат.

Применительно к комментируемому спору, отметил эксперт, правовая природа взысканных средств близка к межбюджетным трансфертам (субвенциям), так как муниципальное образование выполняло полномочие субъекта РФ, что должно компенсироваться именно с помощью субвенции.

«В таком случае можно было бы предположить необходимость взыскания именно невыделенной субвенции.

В то же время из судебных актов не видно, предоставлялись ли муниципальному образованию субвенции на финансирование соответствующих расходов в принципе и было ли достаточно таких средств.

Возможно, из-за их отсутствия или недостаточности стороны и суд решили, что взыскание субвенций невозможно, и на этом основании в связи с отсутствием бюджетно-правового механизма прибегли к взысканию гражданско-правовых убытков», – предположил Алексей Пауль.

Разногласия судов касались лишь оценки необходимости предварительного обращения муниципального образования к субъекту РФ с требованием о соответствующей компенсации.

«Примечательно, что поддержанная судами апелляционной и кассационной инстанций, постановления которых ВС отменил, позиция о необходимости предварительного обращения муниципального образования к субъекту РФ соответствует п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда № 1 за 2016 г.

В нем в качестве одного из оснований отказа в удовлетворении требований по схожему спору указано на то, что администрация муниципального образования не обращалась к субъекту РФ за получением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности», – отметил адвокат.

В то же время, по его мнению, занятая в настоящем деле Верховным Судом позиция об отсутствии необходимости такого предварительного обращения представляется более обоснованной, поскольку законодательство не предусматривает при взыскании убытков досудебный порядок урегулирования спора или какой-то особый порядок реализации права муниципального образования на получение таких средств. «Иными словами, при взыскании именно убытков предварительно обращаться к ответчику не обязательно», – подытожил Алексей Пауль.

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о новой конструкции «бюджетных правил»

Федеральный закон от 29 июля 2017 года №262-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 19 июня 2017 года №1274-р. В Бюджетный кодекс вносятся изменения, устанавливающие новый подход к механизму «бюджетного правила», применяемому для формирования общего объёма расходов федерального бюджета.

В частности, определяется объём расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде, который не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ, прогнозируемых обменного курса доллара США к рублю, объёма ненефтегазовых доходов и объёма расходов на обслуживание государственного долга. Базовая цена на нефть марки «Юралс» устанавливается на уровне 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года и подлежит начиная с 2018 года ежегодной индексации на 2%. Новый механизм «бюджетного правила» будет применяться при формировании основных параметров федерального бюджета на 2019 год и последующие периоды.

Проект
федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов
федерального бюджета» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением
Правительства от 19 июня 2017 года №1274-р.

Федеральный
закон принят
Государственной Думой 19 июля 2017 года и одобрен Советом
Федерации 25 июля 2017 года.

В Бюджетный кодекс вносятся изменения, устанавливающие
новый подход к механизму «бюджетного правила», применяемому для
формирования общего объёма расходов федерального бюджета.

Объём расходов
федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде
не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя
из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ,
прогнозируемых обменного курса доллара США к рублю, объёма ненефтегазовых
доходов и объёма расходов на обслуживание государственного долга. Базовая
цена на нефть марки «Юралс» устанавливается на уровне 40 долларов США
за баррель в ценах 2017 года и подлежит начиная
с 2018 года ежегодной индексации на 2%.

  • Новый механизм «бюджетного правила» будет
    применяться при формировании основных параметров федерального бюджета
    на 2019 год и последующие периоды.
  • Федеральным законом суверенные фонды
    объединяются в составе Фонда национального благосостояния (далее — Фонд)
    и устанавливаются ограничения по использованию средств Фонда
    в части, касающейся покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета
    Пенсионного фонда России и финансирования начатых до 1 января
    2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых
    утверждён Правительством России, и начатых до 1 января
    2018 года проектов государственной корпорации «Банк развития
    и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
  • Оригинал.
Читайте также:  Статья 7.7. Московский фонд реновации жилой застройки, цели его деятельности, задачи и функции

Бюджетный кодекс рф 2021 последняя редакция консультант | Юридическая помощь

  • Раздел I. Бюджетное устройство российской федерации

    Для Граждан:

    • Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
    • Общайтесь с юристами в чате.
    • Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
    • Получайте полезный контент.

    Для Юристов:

    • Общайтесь с авторами вопросов в чате.
    • Дополнительный заработок.
    • Отвечайте на вопросы на форуме.
    • Ведите собственную страницу.
    • Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации

    • Установлены дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в законодательные акты о бюджетах, в том числе по решениям Правительства РФ.
    • Кроме того, до 1 января 2021 года приостанавливается действие ряда положений БК РФ, в том числе положения об особом порядке принятия законов (нормативных актов муниципальных образований), приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
    • В соответствии с новой редакцией статьи 78 БК РФ возможно выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на выделение субсидий юридическим лицам, 100% акций (долей) которых принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, но только в случаях, установленных федеральными законами, на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными капитальными вложениями в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности данных юридических лиц или в государственной (муниципальной) собственности).
    • Также предусмотрено, что в федеральном бюджете и в установленных федеральными законами случаях в бюджете субъекта РФ могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам — коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100% в акций (долей) которых принадлежит РФ или субъекту РФ. Это может быть в случае:
    1. Осуществления капитальных вложений в находящиеся в собственности указанных юридических лиц объекты транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, а также иной инфраструктуры в случаях, предусмотренных федеральными законами, необходимые для реализации инвестиционных проектов, отобранных или определенных в соответствии с установленными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ.
    2. На возмещение затрат в связи с ранее осуществленными такими юридическими лицами капитальными вложениями в объекты инфраструктуры, находящиеся в их собственности, а также в случаях, установленных федеральными законами, в объекты инфраструктуры, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности.

    В силу новой редакции статьи 78.3 БК РФ стало возможно предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям в том числе на:

    1. Возмещение затрат в связи с ранее осуществленными государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями капитальными вложениями в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности или в государственной (муниципальной) собственности, в случаях, установленных федеральными законами.
    2. Осуществление закупок в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, указанных в пп 3.1 п. 1 статьи 78.3 БК РФ, подлежащих в установленных федеральными законами случаях передаче в государственную (муниципальную) собственность.

    Согласно действующей статье 53 БК РФ законы, меняющие налоговое законодательство или регулирующие бюджетные правоотношения, которые приведут к изменению доходов бюджета РФ и которые вступят в силу в очередном финансовом году, должны быть приняты до дня внесения в Госдуму бюджета на трехлетку (до 1 октября).

    То есть все налоговые и бюджетные законы, которые вступят в силу в следующем году, должны быть внесены не позднее 1 октября года текущего. Налоговые и бюджетные поправки, которые вступают в силу в течение текущего финансового года, могут быть приняты только после внесения поправок в бюджет текущего года.

    Аналогичные нормы установлены для региональных бюджетов (статья 59 БК РФ, срок до 1 ноября) и муниципальных бюджетов (статья 64 БК РФ, срок до 1 ноября).

    Принятый депутатами закон признает данные статьи утратившими силу. Вместо них закон предлагает новый, универсальный, вариант статьи 174.1 БК РФ (прогнозирование доходов бюджета).

    Сейчас в ней говорится, что налоговые законы, принятые после дня внесения в Госдуму проекта бюджета, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом. Нормы об отложенном более чем на год сроке вступления налоговых законов заложены для региональных и муниципальных бюджетов.

    В новой редакции статьи сроков нет, предлагается в очередном финансовом году, при внесении поправок, учитывать налоговые законы, принятые после внесения бюджета.

    Принятый депутатами закон позволяет правительству РФ в 2020 году увеличить расходы федерального бюджета на 1,8 трлн рублей для финансирования мероприятий по поддержке отраслей экономики и устранений последствий распространения коронавирусной инфекции, без внесения изменений в бюджет текущего года.

    Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявлял, что расходы федерального бюджета РФ на 2020 год могут быть увеличены на 1,8 трлн рублей и что в Бюджетном кодексе появится возможность превысить утвержденный на текущий год объем расходов на эту сумму.

    Законом о бюджете на 2020-2022 годы предусмотрены расходы на текущий год в объеме 19,7 трлн рублей. Замминистра финансов РФ Владимир Колычев сообщил, что в они могут составить около 23 трлн рублей (помимо утвержденных на год расходов в сумме учитываются перенесенные расходы прошлого года на 960 млрд рублей и антикризисный пакет).

    Принятый закон также предусматривает продление с 1 февраля 2022 года по 1 февраля 2024 года срока действия нормы о перечислении доходов от управления средствами ФНБ в федеральный бюджет.

    Принятый закон убирает из Бюджетного кодекса статью 179.5 «Фонд развития», которая устанавливает, что Фонд развития — это часть средств федерального бюджета, являющаяся источником формирования бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий государственных программ в соответствии с порядком, устанавливаемым правительством.

    Предельный объем фонда утверждается ежегодно законом о бюджете, в целом до 2024 года его объем не должен превышать 3,5 трлн рублей (в законе о бюджете на 2020-2022 годы предусмотрен объем 585 млрд рублей ежегодно).

    Как отмечается в пояснительной записке к проекту поправок, в пункт 3 статьи 199 БК РФ, в котором устанавливается общий объем расходов бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде, учитывается объем средств в 585 млрд рублей ежегодно на период до 2023 года и 575 млрд рублей в 2024 году. Действие этого пункта предлагается оставить без изменений. Таким образом, предусмотренные средства будут и дальше использоваться на программы, но это уже не будет называться Фондом развития.

    В пояснительной записке приводится позиция Счетной палаты, которая отмечала, что расходы федерального бюджета за счет средств Фонда развития не классифицированы, мониторинг и контроль их использования представляется затруднительным.

    Также признается утратившим силу положение о том, что в годовом отчете об исполнении федерального бюджета должна содержаться информация об использовании бюджетных ассигнований, источником формирования которых является Фонд развития, так как эти средства распределены по мероприятиям нацпроектов и программ, и их учет ведется в составе этих программ, а не отдельно.

    Бюджетный кодекс РФ 2021 последняя редакция с ми

    Закон также затрагивает тему перераспределения бюджетных средств в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ). Он позволяет заказчикам государственного оборонного заказа (Минобороны, «Росатом», «Роскосмос») выступать инициаторами перераспределения бюджетных ассигнований на реализацию ГОЗ в рамках программы вооружения без внесения поправок в бюджет и согласования с парламентом.

    Юридическая помощь должна стать доступнее и качественнее

    В первом чтении парламентарии приняли законопроект «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности». Чего нового ждать? Станет ли больше бесплатных юридических услуг? Как будет повышаться качество оказываемой помощи? Об этом в беседе с Алексеем Егоровым, заместителем председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания.

    – Законопроектом предусмотрено повышение доступности и уровня оказания адвокатских услуг. Какие новшества планируются?

    – Не стоит забывать, что и сейчас статья 28 действующего Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» содержит большой перечень видов юридической помощи, оказываемых на безвозмездной основе. Но если разобраться, эта бесплатная помощь оказывается за счет средств коллегий адвокатов.

    Читайте также:  Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов

    Кроме того, юридические услуги компенсируются и за счет республиканского и местного бюджетов. В действующей редакции закона также содержится норма, определяющая возможность самим коллегиям адвокатов принимать решения о бесплатном оказании юридической помощи.

    Получить ее могут ветераны, инвалиды I и II группы, несовершеннолетние и другие.

    Теперь этот список предлагается дополнить. Планируется расширить перечень субъектов за счет истцов, подающих заявления о лишении родительских прав, граждан при составлении заявлений о признании лица недееспособным, беременных женщин при консультации по вопросам, связанным с рождением ребенка и т.д.

    Социальная направленность законопроекта очевидна. Но необходимо дифференцированно подойти к оказанию этих услуг крупными и мелкими консультациями, скажем, в районных центрах, где иногда работает один адвокат и составление исков и заявлений – его основной вид заработка.

    Что касается качества оказываемой помощи, то она напрямую связана с характером так называемого входного контроля при приеме в адвокатское сообщество.

    Претенденты сегодня сдают сложный многоступенчатый экзамен, проходят стажировку и т.д. И в этом вопросе, на мой взгляд, исключений для различных категорий юристов быть не должно.

    Я за универсальный подход в проверке профессиональных компетенций кандидатов.

    – Адвокаты являются для общества ориентиром нравственных норм поведения. Часть корректировок направлена на исключение нарушений законодательства самими адвокатами. О чем идет речь?

    – Некоторые забывают о неукоснительном выполнении Правил профессиональной этики.

    Данный документ представляет собой корпоративный свод установок, за нарушение которых адвокат может нести дисциплинарную ответственность, вплоть до исключения его из профессионального сообщества.

    По новому законопроекту упраздняются дисциплинарные комиссии, функции которых переходят к советам территориальных коллегий адвокатов. Данные решения могут обжаловаться в совете Белорусской республиканской коллегии адвокатов, а решения последней – в суде.

    – Сегодня адвокатское сообщество является самоорганизованной структурой, и, надо отдать должное, в отличие от других сфер здесь налажено четкое внутреннее регулирование деятельности. Действует коллегия адвокатов. Учитывая развитие частного бизнеса, создано адвокатское бюро. Что сегодня планируется для совершенствования структуры?

    – Предусмотрена только одна организационная форма – юридическая консультация. Но остается специализация, как адвокатов, так и юридических консультаций.

    Кроме того, сохраняется деятельность юристов, которые получили лицензии на обслуживание субъектов хозяйствования и не участвуют в судебных процессах. Поэтому акцент организационной деятельности перемещается на предметное разграничение ведения дел и производств.

    Скажем, в регионе известен юрист, специализирующийся на вопросах жилищного права или на проблемах уголовного характера в области дорожного движения.

    Кроме того, адвокат может выступать арбитром в третейском суде, деятельность которого предусмотрена в Беларуси. Широко применяется форма медиации, посредничества при спорных, конфликтных ситуациях. На мой взгляд, сегодня особого внимания заслуживает вопрос не только о внесудебной, но и о судебной медиации, в том числе в рамках уголовного процесса.

    Мы видим, что адвокатскому сообществу предлагаются и другие организационные формы работы за рамками их корпоративной деятельности. Я уже не говорю о необходимости передавать свой опыт студентам-юристам, которые очень нуждаются в хорошей практике.

    – При законодательном совершенствовании предлагается упразднить обязательный трехлетний стаж для обращения за стажировкой и получением лицензии. Это поможет обеспечить приток выпускников юридических вузов в адвокатуру? Не снизится ли планка профессии?

    – Этого не произойдет, если будет обеспечена качественная в профессиональном и морально-нравственном отношении стажировка, а затем будет проведен объективный экзамен, что, по сути, сегодня мы и наблюдаем. Задача законопроекта – не навести порядок и сделать «зачистки» адвокатов, как думают некоторые оппоненты, а повысить качество юридической помощи, предоставляемой гражданам и субъектам хозяйствования.

    – Специальная квалификационная комиссия проверяет тех, кто собирается стать адвокатом, определяет, соответствует ли претендент требованиям, принимает экзамен. Также проводит аттестацию юристов, рассматривает вопросы, в том числе о прекращении действия лицензии. За что адвокат может ее лишиться?

    – Сохраняется действующая редакция статьи 24 «Исключение адвоката из территориальной коллегии адвокатов», а сама лицензия может быть аннулирована или прекращена. Существует достаточно широкий перечень оснований для прекращения работы.

    Но не стоит забывать, что адвокатское сообщество – это во многом самоуправляемая структура, и поэтому корпоративные нормы, в частности Правила профессиональной этики, могут содержать основания для исключения из коллегии адвокатов.

    На мой взгляд, сегодня прослеживается тенденция отмены лицензирования адвокатской деятельности. Ведь специалисты во многом выполняют публичные функции и приближаются по своим обязанностям к государственным служащим.

    Нельзя говорить, что адвокат и прокурор находятся по разные стороны баррикад. Они должны быть на одной стороне под названием «истина».

    – Как вы оцениваете уровень правовой культуры и правовой грамотности наших граждан?

    – За последние годы он повысился. Это касается прежде всего правовой информированности населения. Но знать законы и уметь их грамотно применять не каждому по силу. Обеспечение качественной юридической помощи должны осуществлять только профессионалы. В итоге на это и должен быть нацелен законопроект, не умаляющий, а повышающий роль адвокатуры в современном белорусском обществе.

    Кристина Хилько, «Народная газета», 26 апреля 2021 г.

    Бюджетное право

    Бюджетное право

    БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО — основная часть финансового права, совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые сосредотачиваются в различных звеньях бюджетной системы. По характеру регулируемых отношений нормы Б.п. подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы Б.п. устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему в РФ; состав доходов и направления расходов бюджетной системы; полномочия по получению бюджетных доходов и т. д. Материальные нормы составляют основу Б.п. Процессуальные нормы Б.п. обеспечивают правильное применение материальных норм, регламентируя бюджетный процесс — порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и составления отчетов об их исполнении.

    Процессуальные нормы Б.п. распределяются по стадиям бюджетной процедуры. Исключительно важная роль процессуальных норм Б.п.

     — в четкой регламентации порядка разрешения разногласий, возникающих при рассмотрении и утверждении бюджетов (например, реализация права отлагательного вето Президента РФ при утверждении федерального бюджета и другие процедурные вопросы, связанные с осуществлением бюджетной компетенции соответствующими субъектами).

    Основные нормативные акты в области Б.п.:

    • а) БК от З1 июля 1998 г., закрепивший общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ:
    • б) Закон РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», устанавливающий правовые основы оказания централизованной финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета и других денежных фондов РФ;
    • в) Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»,определяющий права субъектов РФ и органов местного самоуправления на получение бюджетных доходов и их использование, состав этих доходов, бюджетные взаимоотношения различных субъектов, принципы бюджетного процесса и другие положения;

    г) ФЗ РФ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

    Нормы Б.п. содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах более общего характера. К ним следует отнести ФЗ РФ от 28 августа 1995 г.

    № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства РФ по вопросам экономики, акты других федеральных органов. Источниками Б.п.

    являются и акты, регламентирующие правовое положение государственных органов, в той или иной мере имеющих отношение к формированию и использованию федерального бюджета: ФКЗ РФ от 17 декабря 1997 г.

    № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе» и др. На основе законодательства РФ разрабатываются и принимаются нормативные акты республик в составе РФ и других ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

    Исходные начала Б.п. определяются Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, уставами других ее субъектов. Так, в Конституции РФ указываются полномочия, в том числе и в области бюджетной деятельности, относящиеся к ведению РФ (ст.71), субъектов РФ, включая полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72, 73), органов местного самоуправления (гл. 8).

    За нарушение норм Б.п. (бюджетного законодательства) БК предусмотрены особые меры финансовой ответственности:

    1. — предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
    2. — блокировка расходов;
    3. — изъятие бюджетных средств;
    4. — приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
    5. — наложение штрафа;
    6. — начисление пени;
    7. — иные меры, установленные в соответствии с БКиФЗ.

    Горбунова О.Н.

  • Ссылка на основную публикацию