РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему: «О роли адвокатуры в правозащитной деятельности»
31 марта 2015 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел специальное заседание на тему «О роли адвокатуры в правозащитной деятельности».
Заслушав доклады руководителей Минюста России и Федеральной палаты адвокатов, выступления представителей постоянных комиссий Совета, общественных палат, адвокатского и судейского сообщества, а также ученых-юристов и экспертов, Совет констатирует органическую связь адвокатуры как правозаступничества с правозащитным движением.
Адвокатура без правозащитной компоненты, была бы лишена значительной части смысла своей деятельности как общественного служения.
В свою очередь, правозащитная деятельность, лишенная адвокатского соучастия в судьбах людей, оказывается недостаточно подкрепленной юридической аргументацией, точной правовой квалификацией фактов, профессиональной процессуальной поддержкой.
В то же время нельзя абстрагироваться от практики, когда правозащитные организации привлекают для оказания бесплатной юридической помощи гражданам лиц, не имеющих не только адвокатского статуса, но и высшего юридического образования, однако обладающих необходимыми опытом, знаниями и навыками. В рамках обсуждения данной темы в Совете такая практика имеет всестороннюю поддержку.
В настоящих Рекомендациях основное внимание уделено вопросам реформирования профессиональной адвокатуры.
Закрепленные в Конституции РФ положения о том, что каждому гарантируются судебная защита его прав и свобод и необходимое в этих целях получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой — в предусмотренных законом случаях — бесплатно (п. 1 ст. 46, п. 1 ст.
48), предполагают соответствующие обязанности государства по обеспечению данных гарантий и участие в осуществлении названных прав квалифицированных юристов-адвокатов.
Без квалифицированной юридической помощи со стороны профессионала, который в судебном процессе противостоял бы публичным институтам власти и мог бы обеспечить также равенство перед судом участников гражданско-правовых отношений, невозможен ни реальный доступ к суду, ни справедливое правосудие.
Достижение этих целей в правовой системе России обеспечивается, прежде всего, деятельностью такого института гражданского общества как адвокатура.В то же время существуют серьезные проблемы, которые препятствуют максимально эффективному осуществлению квалифицированной юридической помощи.
Оказание платной юридической помощи (за исключением такой помощи по уголовным делам) в Российской Федерации признается и широко распространено также в качестве предпринимательской деятельности, к которой – в отличие от адвокатской деятельности — не предъявляются никакие квалификационные и профессионально-этические требования, в том числе, касающиеся специального юридического образования ее субъектов, и не установлены формы ни ведомственного, ни профессионально-корпоративного контроля. Эти требования существуют только по отношению к оказывающим юридическую помощь адвокатам. Деятельность всех прочих физических и юридических лиц по оказанию платных юридических услуг практически не регулируется.
Если обязательное членство адвокатов в адвокатской палате (после успешной сдачи ими квалификационного экзамена и принесения присяги) является механизмом для допуска к профессии и профессионального контроля за их деятельностью (которая не является коммерческой (предпринимательской), то на юридические коммерческие организации (фирмы) не возлагается задача обеспечивать ни профессиональный уровень, ни доступность для граждан и организаций юридической помощи – они ориентированы на работу в сфере бизнеса и получение прибыли именно от оказания ему юридических услуг. Это же относится и к частнопрактикующим лицам (даже не всегда имеющим юридическое образование), не работающим в каких-либо правозащитных организациях – их число, по мнению членов Советов адвокатских палат субъектов федерации, в 6 — 10 раз больше числа адвокатов.
Делегирование профессиональному объединению адвокатов государственных полномочий по организации юридической помощи — при обязательном членстве в таком адвокатском объединении — адекватно конституционной ответственности государства за обеспечение квалифицированной юридической помощи.
Такая ответственность предполагает также необходимое совершенствование профессиональных и организационных предпосылок юридического консультирования и представительства, что осознается всеми отвечающими за эту деятельность субъектами — профессиональной адвокатской корпорацией, правозащитным сообществом и государством.
Это не должно толковаться как отрицание или умаление права любого лица привлечь для осуществления своего представительства или защиты и других специалистов — в самых различных областях знаний, включая правоведение, не имеющих статуса адвоката (в уголовном процессе — наряду с защитником-адвокатом). При этом на указанных лиц не распространяются специальные права и гарантии, предоставленные законодательством исключительно адвокатам.
Нотариат обеспечивает развитие квалифицированной юридической помощи населению
07.12.2016
На выездном заседании комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству отметили усилия нотариата в совершенствовании системы правовой помощи гражданам.
В обсуждении, посвященном реформированию сферы оказания правовой помощи населению, которое состоялось 6 декабря 2016 г. в Саратовской областной думе, приняли участие сенаторы, представители Министерства юстиции РФ, местных законодательных и исполнительных органов власти, члены адвокатского сообщества. От имени нотариата выступил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
Заявленная тема заседания «Реформа оказания правовой помощи» актуальна в отношении современного отечественного нотариата.
Именно нотариат как один из ключевых институтов, обеспечивающих граждан квалифицированной юридической помощью, в последние годы активно развивается, благодаря значительному законодательному расширению его компетенции и реализации собственных общественно значимых инициатив по совершенствованию нотариальной деятельности.
К настоящему моменту российский нотариат практически полностью перешел на эффективную небюджетную модель функционирования. Константин Корсик уточнил, что уже сегодня из почти 8000 нотариусов только 9 имеют статус государственных.
Особое внимание участников заседания привлекла анонсированная президентом ФНП Программа поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, которая начнет свою работу уже в 2017 году.
Целью программы, в инициативном порядке разработанной и реализуемой Федеральной нотариальной палатой, является содействие обеспечению квалифицированной юридической помощью всех граждан России вне зависимости от места их проживания, климатических условий, уровня развития инфраструктуры региона.
Реализация программы, финансируемой также за счет самого нотариата, будет способствовать заполнению вакантных должностей нотариусов в тех нотариальных округах, где в настоящий момент практически невозможно вести нотариальную деятельности на принципах самофинансирования, а также окажет реальную помощь нотариусам, работающим в сложных экономических и иных условиях. Результатом станет обеспечение людей во всех уголках страны доступом к нотариальным действиям. Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас отметил социальную значимость этой программы, поддержав идею о том, что подобные проекты необходимы не только гражданам, но и тем специалистам, которые вынуждены работать в тяжелых климатических и материальных условиях. Сенатор порекомендовал изучить опыт нотариата и другим представителям юридического сообщества.
Безусловно, одним из важнейших факторов, гарантирующих высокое качество и надежность правовых услуг, которые оказывает населению нотариус, является его полная имущественная ответственность за свою профессиональную деятельность.
Константин Анатольевич подчеркнул, что на сегодняшний день нотариат — это единственный институт, члены которого несут стопроцентную материальную ответственность за результаты своей работы. В этой связи продолжает совершенствоваться система страхования нотариальной деятельности.
Для возмещения возможного крупного ущерба, например, по сделкам с недвижимостью, до 5 млн. руб. увеличен минимальный размер индивидуальной страховки нотариуса, второй ступенью выступает коллективное страхование нотариальной палаты.
В качестве дополнительной гарантии создан и с опережением графика наполняется Компенсационный фонд ФНП.
Нотариус — самый доступный для граждан высококвалифицированный юрист, и нотариальное сообщество ведет системную работу, чтобы обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки нотариусов.
С недавнего времени вступили в силу нормы, согласно которым раз в четыре года каждый нотариус обязан подтверждать статус высококвалифицированного юриста широкого профиля и проходить курсы повышения квалификации в аккредитованных Федеральной нотариальной палатой ВУЗах.
Отдельное внимание в своем выступлении Константин Корсик уделил системной работе по совершенствованию нотариальных тарифов, призванной обеспечить доступность нотариальных услуг для всех слоев населения, которая уже привела к значительному снижению тарифов.
Это особенно важно в свете увеличения числа сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Уже сегодня тариф по ним составляет 0,5% от суммы сделки и не может превышать планку в 20 тысяч рублей.
Важные изменения коснулись и регулирования тарифов за услуги правового и технического характера. С 2017 года предельные размеры таких тарифов для каждого региона и по каждому нотариальному действию устанавливает Федеральная нотариальная палата.
Особенно важно, что предельные значения определяются для каждого из регионов с учетом особенностей его социально-экономических условий, для чего ФНП была проведена масштабная исследовательская работа с привлечением ведущих экономических институтов страны.
Президент ФНП заявил, что уже к 1 января 2017 года тарифные сетки нотариальных палат всех субъектов РФ будут приведены в соответствие с экономически обоснованными предельными значениями. Это также приведет к снижению тарифов по ряду показателей.
Большую роль в развитии нотариальной деятельности сыграло и внедрение информационных технологий в работу нотариусов по всей стране.
Единая информационная система нотариата позволила наладить эффективное межведомственное электронное взаимодействие, сформировать и вести электронные реестры нотариальных действий, наладить работу в режиме «одного окна».
Нотариат успешно зарекомендовал себя как фронт-офис Налоговой службы: сегодня каждое шестое заявление на регистрацию юрлиц в электронной форме направляется через нотариуса. В 13 раз по сравнению с 2015 годом возросло число заявлений о государственной регистрации прав на недвижимость, поданных через нотариуса в электронной форме.
Из законодательных новелл 2016 года Константин Корсик также отметил публичный статус реестра отмененных доверенностей, позволивший установить новый простой и понятный для граждан порядок отмены любой выданной ранее доверенности. А в новом году заработает новый сервис для сотрудников государственных и муниципальных органов: они смогут в онлайн режиме проверить подлинность предъявленной им доверенности.
Полезным стало обращение к нотариусу и в случае необходимости решения долговых споров: для внесудебного взыскания средств с должника можно воспользоваться исполнительной надписью нотариуса.
Такой инструмент давно существует в арсенале нотариусов, однако с этого года законом значительно расширена сфера его применения.
Исполнительная надпись актуальна как в отношении любого нотариально удостоверенного договора, предусматривающего передачу денежных средств или имущества, так и для кредитных договоров, где оговорена такая возможность.
Эти и многие другие востребованные, удобные и отвечающие запросам населения правовые инструменты нотариат активно применяет уже сегодня. При этом президент ФНП заявил, что нотариат готов к активному участию в дальнейшем совершенствовании своей деятельности, в целях еще более эффективной правовой помощи гражданам и предпринимателям.
Говоря о необходимости консолидированной работы над новыми реформами, Андрей Клишас отметил эффективность работы Министерства юстиции, которому удалось выстроить конструктивный диалог как с законодателем, так и с юридическим сообществом.
В свою очередь, от лица Министерства юстиции выступила директор департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Александра Дронова.
Она отметила, что в настоящее время необходимо поработать над совершенствованием законодательства, регламентирующего деятельность адвокатов.
Участники заседания согласились с тем, что институт адвокатуры требует модернизации, введения единых профессиональных стандартов.
В рамках заседания спикерам удалось обсудить широкий ряд вопросов, связанных с изменениями, в которых нуждается сфера оказания правовой помощи и ее непосредственные участники.
Отдельный блок мероприятия был посвящен обсуждению состояния правовой сферы в Саратовском регионе, в рамках которого представители местных органов власти вынесли на рассмотрение наиболее острые вопросы обеспечения доступности юридической помощи населению субъекта.
Использована фотография сайта «Саратовские вести» https://sarvesti.ru/2016/12/06/gubernator-vstretilsya-s-uchastnikami-vyezdnogo-zasedaniya-komiteta-soveta-federacii-po-konstitucionnomu-zakonodatelstvu-i-gosstroitelstvu/
Какими полномочиями в сфере адвокатуры обладает Минюст
2020-12-02T10:45:00+10:00 2020-12-02T10:45:00+10:00 2020-12-02T10:45:00+10:00
фото pixabay.com
В правовом демократическом государстве права и свободы человека провозглашены высшей ценностью, в связи с чем возрастает роль и значение адвокатуры.
Независимость каждого отдельного адвоката и адвокатуры в целом является основополагающим гарантом возможности защищать соответствующие права и свободы института гражданского общества.
Независимость предполагает невмешательство в процедуру выполнения адвокатами возложенных на них профессиональных прав и обязанностей, отсутствие возможности каким-либо образом влиять на избираемые методы и модели защиты прав представляемых адвокатами лиц.
В этой связи вопрос о надзоре за адвокатурой отличается определенной сложностью.
Однако обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц предполагает необходимость установления определенных требований к качеству адвокатской деятельности и уровню их профессионализма.
С учетом приведенных выше особенностей контрольно-надзорные полномочия в сфере адвокатуры действующим законодательством возложены на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.
В частности, в числе основных полномочий Главного управления Минюста России по Приморскому краю следует назвать: составление и ведение реестра адвокатов Приморского края; выдача во исполнение требований действующего законодательства в установленном законом порядке адвокатских удостоверений лицам, включенным в вышеназванный реестр; участие представителей Главного управления Минюста России по Приморскому краю в приеме квалификационного экзамена у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката; внесение на обсуждение квалификационной комиссии при Адвокатской палате Приморского края представления о привлечении к дисциплинарной ответственности конкретного адвоката, с указанием причин и мотивов вынесения соответствующего вопроса.
Следует отметить, что значительная часть контрольно-надзорных полномочий территориальных органов Минюста России в сфере адвокатской деятельности и адвокатуры, так или иначе, сопряжена с рассмотрением жалоб и обращений на действия либо бездействие адвокатов, поступающих как от граждан, так и из судов и правоохранительных органов.
Однако принимается решение о возбуждении дисциплинарного производства в связи с выявленным нарушением требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и осуществляется его разбирательство по существу квалификационной комиссией при Адвокатской палате Приморского края, в число которой входят представители Главного управления. Рассмотрение дисциплинарного производства оканчивается отказом в удовлетворении дисциплинарной жалобы либо, в противном случае, – наложением на адвоката определенного взыскания вплоть до прекращения статуса адвоката.
Правоведение для чайников — 26. Правоохранительные органы и юридические профессии — 2
Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Предыдущие части: «1. Что такое право?», «2. Правоотношения, юридические факты и правосубъектность», «3. Нормативные правовые акты как источники права», «4. Другие источники права», «5. Система права (часть 1)», «6. Система права (часть 2)», «7. Публичное и частное право», «8.
Что такое правонарушение?», «9. Правонарушения и юридическая ответственность», «10. Ещё немного о правонарушениях», «11. Правоприменение», «12. Каучуковые нормы», «13. Что такое государство?», «14. Формы правления», «15. Формы государственно-территориального устройства», «16.
Политические режимы», «17. Ещё немного о государстве», «18. Судебная система: основные термины и принципы», «19. Высшие суды», «20. Суды общей юрисдикции», «21. Другие суды», «22. Проблемы судебной системы», «23. Как обратиться в суд», «24. Чем занимаются правоохранительные органы», «25.
Правоохранительные органы и юридические профессии — 1″.
Сегодня поговорим про надзорные службы, адвокатуру, нотариат и некоторые юридические профессии.
Надзорные службы
Я уже рассказывал о том, что административным надзором у нас занимаются прокуратура и специальные надзорные ведомства. Роль прокуратуры я уже обрисовал, теперь скажу пару слов о надзорных ведомствах.В основном, именно эти органы следят за соблюдением административного законодательства и наказывают нарушителей. Они традиционно имеют два названия.
Одно — длинное («Федеральная служба по надзору в сфере чего-то»), второе — короткое («Рос(чего-то)надзор» или «Рос(чего-то)»). Приставка «рос» означает «российский», а на месте «чего-то» указана сфера деятельности.
Так, в подчинении Министерства труда и соцзащиты находится Роструд (Федеральная служба по труду и занятости), чьи работники следят за исполнение трудового законодательства. В подчинении Министерства здравоохранения — Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).
В подчинении Министерства образования и науки — Рособрнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки). Ну и так далее — есть ещё несколько десятков подобных «рос(чего-то)надзоров» во всех возможных сферах (Росприроднадзор, Россельхознадзор, Ространснадзор и др.).
Самая известная структура, знакомая многим предпринимателям и простым гражданам, — Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Эта служба следит за тем, как частные и государственные организации соблюдают санитарные нормы и законы о защите прав потребителей.
Чиновники Роспотребнадзора могут оштрафовать за нарушение правил торговли, продажу некачественных товаров или грязь и мусор в помещении, где должно быть чисто.
В последнее время популярным стал Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций). Это что-то вроде главной цензурной службы страны.
Её главная функция — запрет и блокировка сайтов, в которых чиновники усмотрели что-то противозаконное. Кроме того, Роскомнадзор любит штрафовать журналистов за разные нарушения, поэтому те пишут о нём особенно часто. Именно благодаря работе этого ведомства все научились прибавлять к названиям некоторых террористических организаций фразу «запрещенная в РФ». Иначе чиновники Роскомнадзора штрафуют газету или сайт на 40-50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ).
Некоторые госорганы обходятся без слова «надзор», но выполняют те же функции. Например, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, законов о рекламе и госзакупках. А Банк России (Центробанк) не только печатает рубли и хранит золотовалютные резервы, но и «надзирает» за соблюдение законов о банках, страховании и ценных бумагах.
Почти все надзорные органы и выявляемые ими правонарушения перечислены в главе 23 КоАП РФ. Правда, они там названы не по имени, а в стиле «орган, осуществляющий надзор в сфере того-то». Это происходит из-за того, что президент у нас часто меняет структуру исполнительной власти: ликвидирует одни ведомства, создает другие или объединяет несколько госорганов в один.
Если вы столкнулись с нарушением закона, которое не тянет на преступление, нужно обратиться в соответствующий надзорный орган.
Иногда достаточно звонка оттуда, чтобы обидчик (работодатель, магазин, школа, поликлиника или почта) перестал нарушать закон и ваши права.
Впрочем, не все надзорные службы работают хорошо, некоторые просто пришлют отписку в ответ на ваше обращение.
Частнопрактикующие юристы и юридические фирмы
Юрист — это любой человек, работающего в правовой сфере. Судьи, прокуроры, следователи и другие работники правоохранительных органов — это всё юристы, которые имеют юридическое образование и занимаются юридической работой.Однако в быту юристами чаще называют тех, кто не связан с государством и помогает решать правовые проблемы граждан и организаций.
К таковым относятся частнопрактикующие юристы, работники юридических фирм и юрисконсульты. Поговорим о каждой из этих категорий.В России в самых разных сферах (недвижимость, страхование, налоги и т. д.) работают тысячи юристов, которые консультируют людей, составляют им претензии и исковые заявления и ходят за них в суд.
У таких юристов нет устоявшегося названия, чаще всего их называют «частнопрактикующими» или «юристами-фрилансерами». Кто-то из них занимается только юриспруденцией, а кто-то совмещает её с иной работой. Одни зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, другие обходятся без этого статуса.
Таким юристам никто не платит постоянную зарплату, они сами ищут клиентов и сами назначают цены за свои услуги.Ну а некоторые юристы объединяются в организации и совместно оказывают правовые услуги. Такая форма работы называется «юридическая фирма» или «юридическая компания».
В таких фирмах заработок юриста может быть как фиксированным, так и зависеть от количества денег, которые он привлёк от клиентов.Юридические фирмы сильно отличаются друг от друга в зависимости от принципов работы, сферы деятельности, количества сотрудников и размера доходов.
Существуют как небольшие конторы, помогающие решать скромные пенсионные и трудовые споры, так и солидные компании, работающие с крупными корпорациями.Последние занимаются так называемым «юридическим консалтингом» — то есть правовым сопровождением бизнеса. Иностранные компании, пришедшие на российские рынок, на юридическом жаргоне называются «ильфы» (от англ.
ILF, International Law Firm — «международная юридическая фирма»). Российские компании по аналогии получили название «рульфы» (от англ. RuLF, Russian Law Firm — «российская юридическая фирма»).О работе частнопрактикующих юристов и юридических фирм читайте книгу Вячеслава Оробинского «О чём не учат на юрфаке» (и два продолжения с похожими названиями).
Лирическое отступление: права потребителейОсобый вид юридических фирм — организации, защищающие права потребителей. Закон даёт им особые права. Я как-то говорил о том, что произойдёт, если фирма, обидевшая потребителя, не удовлетворит его претензии до суда, а потом проиграет дело. Суд заставит её выплатить потребителю штраф — 50% от взысканной суммы.
Скажем, страховая компания должна человеку 100 тыс. руб. и не выплатила их по досудебной претензии. Тогда суд взыщет с неё эти 100 тыс. руб. и ещё штраф в 50 тыс. руб.Если же человека в суде будет представлять организация по защите прав потребителей, тогда ей достанется половина из этих 50 тыс. р., т.е. 25 тыс. р. (ч. 6 ст. 13 закона РФ «О защите прав потребителей»).
Эта норма привела к появлению множества организаций, защищающих права потребителей. Почти в каждом российском городе есть минимум две-три штуки. Главная их особенность — они могут иногда защитить права потребителей без предварительной оплаты, а только лишь за счёт ожидания получить вышеуказанный штраф. Разумеется, это касается беспроигрышных споров на крупные суммы, по которым можно легко взыскать деньги. По более спорным случаям юристы всё равно будут работать за гонорар.
- Тем не менее, если у вас типовое и выигрышное потребительское дело, это шанс получить правовую помощь фактически бесплатно. Контакты таких организаций легко найти в интернете
- Юрисконсульты
- Адвокатура и адвокаты
.Любая организация — от продуктового магазина до нефтяной компании — регулярно решает юридические вопросы: заключает договоры, обжалует административные штрафы, платит налоги, отвечает на претензии или судится с клиентами и заказчиками.Некоторые фирмы (особенно мелкие) решают эти проблемы самостоятельно и привлекают юриста по мере необходимости. Некоторые обращаются в упомянутые выше консалтинговые фирмы, и те регулярно решают их юридические проблемы. Ну а некоторые берут на работу юриста или создают юридический отдел, который и занимается подобными вопросами.Традиционное название штатного сотрудник-юриста — «юрисконсульт». Более модный термин — «инхаус-юрист» (от англ. in-house lawyer — «внутренний юрист»). Ещё одно наименование — корпоративный юрист (т.е. «юрист, работающий в корпорации»). Однако такой термин не совсем удачный: им ещё называют специалистов по корпоративному праву — людей, изучающих законы о юридических лицах. Наконец, в бытовой речи юрисконсульта чаще всего называют просто «юрист такой-то фирмы».Юрисконсульт решает правовые проблемы организации, а в идеале — предотвращает их. Именно от него директор в нужный момент должен услышать фразы: «Не делайте так, за это могут посадить» или «В договоре это писать нельзя, а то вы своих денег больше не увидите».Главная задача юрисконсульта — борьба с российским законодательством. Наше государство устанавливает много не совсем осмысленных правил для частных организаций, регулярно их меняет и жёстко наказывает за нарушения. Поэтому юрисконсульт должен постоянно отслеживать изменения в законодательстве, знать, какой отчёт, куда и к какому числу нужно отправить, какие документы иметь на разных сотрудников и как выполнить требования надзорных ведомств.»Адвокатом» у нас любят называть любого юриста, которые не работает на государство. Такой юрист постоянно слышит вопросы вроде: «Ты адвокатом что ли работаешь?» И после этого он либо долго объясняет, почему не имеет статуса адвоката, либо просто соглашается: «Да, вроде того».Соответственно, попробуем разобраться, чем адвокат отличается от других юристов.Итак, адвокат — это независимый профессиональный советник по правовым вопросам, который сдал соответствующий экзамен и состоит в органе адвокатского самоуправления (адвокатской палате). Термин происходит от латинского глагола advocare, что означает «приглашать, призывать» (т.е. этих людей «призывают» оказать юридическую помощь). Все вместе адвокаты образуют профессиональное сообщество — адвокатуру.В России профессия адвоката организована следующим образом. Все адвокаты объединены в независимую от государства ассоциацию — Федеральную палату адвокатов (ФПА) и региональные адвокатские палаты. ФПА устанавливает общие правила адвокатской работы, а региональные палаты экзаменуют желающих получить статус адвоката и выдают им адвокатские удостоверения.
Государство обычно признаёт за адвокатами особые права и в ряде случаев разрешает работать в суде только им, а не кому попало.
В России, например, только адвокаты могут быть представителем подсудимого («защитником») в уголовном деле (ч. 2 ст. 49 УПК РФ).
При этом закон делает исключение при производстве у мирового судьи (где подсудимому грозит не больше трёх лет) — там защитником может быть любой человек.
Адвокат не может быть работником какой-то организации. Он либо действует самостоятельно, либо объединяется с другими адвокатами для совместной работы. Но его заработок в любом случае зависит от наличия клиентов и их готовности платить. И в этом плане адвокат — это по сути тот же частнопрактикующий юрист.
Он тоже не получает ни от кого постоянной зарплаты, самостоятельно ищет клиентов и работает за гонорар.Соответственно, единственное важное отличие адвоката от других частнопрактикующих юристов — наличие адвокатского удостоверения и право защищать в суде человека, которого хотят посадить больше чем на три года.
Поскольку такие дела составляют небольшую часть правовых проблем, большинство юристов не видят смысла в получении статуса адвоката. И в России на одного адвоката приходится несколько десятков частнопрактикующих юристов и сотрудников юридических фирм.Многие адвокаты считают себя элитой юридической профессии, но на деле их статус мало влияет на качество работы.
Как и любой другой юрист, адвокат может быть и хорошим, и плохим. И если вам нужен представитель в суде, необязательно искать именно адвоката: сгодится любой юрист, специализирующийся на нужной вам сфере (страхование, недвижимость, налоги и др.). Исключение — если вас обвиняют в совершении преступления.
Тогда придётся искать именно адвоката, потому что другого юриста суд к вам не допустит.В большинстве стран (в том числе в России) подсудимый на следствии и в суде обязательно должен иметь защитника. И если у него нет денег, государство назначает адвоката и оплачивает его работу.
Поскольку подсудимые, как правило, не очень богаты, такие «назначенные» адвокаты работают по большинству дел. К сожалению, многие делают это недобросовестно. В юридическом сообществе даже возник термин «мебельная защита»: это когда адвокат в уголовном процессе ведёт себя как предмет мебели (не задаёт вопросов и ни с чем не спорит).
Проблема в том, что на назначение адвоката влияет следователь — то есть человек, никак не заинтересованный в том, чтобы обвиняемый получил качественную правовую помощь. Я уже сравнивал судебный процесс с рыцарским поединком.
Так вот, представьте, что один из рыцарей получит право подбирать для своего противника лошадь и доспехи — естественно, он постарается подобрать что-то похуже. Следователь и дружащий с ним судья постараются не пустить в дело активного адвоката, а предпочтут более сговорчивого — отсюда и низкое качество защиты по большинству дел.
Впрочем, в некоторых регионах пытаются сломать такую практику. «В Санкт-Петербургском горсуде начала действовала автоматизированная информационная система «Адвокатура», направленная против практики привлечения к делам так называемых «карманных адвокатов»… С помощью этой программы автоматизируются прием и распределение Адвокатской палатой Санкт-Петербурга заявок на участие в судопроизводстве адвокатов по назначению органов следствия и судов» (Legal.Report)
О работе хороших юристов можно почитать книгу Юрия Чурилова «Самоучитель начинающего адвоката» и мемуары Дины Каминской «Записки адвоката», а о работе плохих — статью Веры Челищевой «Адвокаты государственного обвинения».
Лирические отступление: судебные юристы и адвокатская монополия«Судебными юристами» называют людей, которые защищают чьи-то интересы в суде.Дело в том, что участники судебного процесса могут прийти на заседание сами, а могут прислать своего представителя.
При этом суду неважно, какие отношения связывают участника процесса и его представителя (дружба, договор или что-то ещё). Также суду неважно, что за профессия у этого представителя. Главное — он должен показать доверенность от участника процесса, где указано, что тот уполномочил его вести дело.
Судебному представителю обычно не нужен никакой специальный статус, лицензия, разрешение и даже юридическое образование. Участники процесса нанимают юриста либо просят пойти в суд своего родственника или знакомого. А юрлица и предприниматели посылают в суд своих юрисконсультов.
Таким образом, повторюсь, в российском суде в большинстве случаев любой человек может защищать интересы любого человека и любой организации. Статус адвоката (за исключением уголовного процесса) для этого не нужен.Но последние несколько лет в России идут разговоры о так называемой «адвокатской монополии».
Федеральная палата адвокатов предлагает запретить работу представителем в суде кому-либо, кроме адвокатов. И хотя из этого правила предлагают сделать ряд исключений, такая тенденция не очень радует.Любая монополия — это плохо. На мой взгляд, люди вправе сами решать, кто будет им помогать.
Сегодня человек, не имеющий времени на суд, может отправить на заседание друга или родственника, чтобы тот показал судье оригиналы важных документов. А при введении адвокатской монополии даже по копеечным делам человеку придётся либо ходить в суд самому, либо нанимать адвоката. Всё это будет неудобно либо слишком дорого. Кроме того, статус адвоката отнюдь не гарантирует добросовестность и профессионализм юриста.
- Пока, к счастью, адвокатская монополия не введена и, возможно, всё ограничится разговорами.
- Нотариат и нотариусы
Адвокатура и нотариат как органы защиты прав и свобод человека | Народный вопрос.РФ
0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]
31586
Адвокатура и нотариат, несмотря на разное назначение и сферу деятельности, занимаются непосредственной защитой прав человека. Оба этих института регулируются федеральными законами, которые подчеркивают их особый статус.
Адвокатура – это профессиональное сообщество адвокатов, являющееся институтом гражданского общества, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. На адвокатов возложена обязанность защиты прав и свобод человека и гражданина, выражающаяся в предоставлении гражданам квалифицированной юридической помощи, как бесплатной, так и платной.
Определение адвокатуры как единственного признанного в законодательстве страны института гражданского общества – общества высокоразвитого с культурной и правовой точки зрения, саморегулируемого, самоорганизованного на принципах защиты и уважения прав человека и обеспечения устойчивого порядка не столько государством, сколько самими членами общества – указывает на чрезвычайную важность её для России.
- Адвокатура как система состоит из палат адвокатов (Всероссийской и в субъектах федерации), адвокатских образований (кабинеты, бюро, коллегии, юридические консультации). Эта система функционирует на принципах:
- 1) законности;
- 2) независимости;
- 3) самоуправления;
- 4) корпоративности;
- 5) равноправия адвокатов;
- 6) нравственных начал профессии адвоката.
- Адвокатом может быть только человек с высшим юридическим образованием, двумя годами стажа работы по специальности, успешно прошедший квалификационный экзамен в комиссии при адвокатской палате субъекта федерации.
- Адвокат:
- консультирует клиентов по правовым вопросам,
- представляет интересы доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, исполнительном производстве, налоговых правоотношениях,
- в уголовном процессе противостоит государственному обвинителю,
- участвует в качестве представителя в третейском, международном коммерческом, международном коммерческом арбитражном и других видах судов,
- представляет интересы доверителя в органах госуправления России и зарубежных стран.
- Кроме того, адвокат вправе:
- 1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;
- 2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
- 3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- 4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
- 5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
- 6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;
- 7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
- В ряде случаев адвокат обязан исполнять требования закона о его обязательном участии в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также бесплатно оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации.
Корпоративная адвокатская среда – высшим органом которой является съезд всероссийский адвокатов – формирует правила поведения адвокатов, решает вопросы об их ответственности, регулирует вопросы адвокатской деятельности и вырабатывает кодекс этики адвоката.
Кодекс этики и корпоративные правила адвоката, соблюдаемые под давлением адвокатского сообщества и элементарных вопросов престижа и чистоты имени адвоката, являются гарантией соблюдения конфиденциальности отношений между адвокатом и его клиентов, условием эффективной защиты прав клиента и принятию мер по снятию необоснованных подозрений в совершении преступления или уменьшении наказания за совершенные деяния.
Нотариат является институтом, занимающимся удостоверением сделок и приданием юридической силы разного рода документам – доверенностям, завещаниям, копиям документов.
Он рассматривается как орган, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации и может быть как государственным так и частным.
Частные нотариусы образуют нотариальные палаты в соответствующих субъектах федерации, возглавляет систему нотариальных палат Федеральная нотариальная палата. Государственные нотариусы работают в нерентабельных для частных нотариальных палат регионах вроде Сахалинской области или Ямало-ненецкого автономного округа.
Нотариальные палаты действуют в тесном сотрудничестве с органами юстиции. Они проверяют законность совершенных сделок и степень защищенности прав граждан – участников этих сделок (например, блокируют сделки с заложенным имуществом, сделки, совершенные в ущерб интересам недееспособного лица и т.д.
), удостоверяют независимость завещаний, удостоверяют копии важнейших документов граждан и юридических лиц при их обращении в государственные органы и скрепляют заявления, создающие, изменяющие или ликвидирующие юридические лица, оформляют наследственные права, хранят завещания, исполняют функции душеприказчика.
Нотариусом может быть гражданин РФ с высшим юридическим образованием, имеющий стаж работы в нотариальной конторе не менее 1 года при условии сдачи м квалификационного экзамена в комиссии при Минюсте субъекта федерации. Для его работы ему необходимо получить лицензию нотариуса, получить необходимые полномочия от Минюста или нотариальной палаты и принести присягу.
Также как и у адвокатов, у нотариусов существуют корпоративные правила поведения и кодекс этики, который они обязаны соблюдать.
В ряде случаев нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи также как и адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам.
Эту помощь они оказывают гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.
Порядок работы, случаи, когда обращение к ним необходимо и полномочия адвокатов и нотариусов мы разберем в соответствующих разделах.