Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции, в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК), в Законе о занятости и других нормативных актах.

Так, в статье 37 Конституции установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

 Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов.

Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6).

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст.

25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) — не ратифицирована  РФ и др.. 

Примечательно, как отмечает И.Я. Киселев, что еще на своей первой сессии в 1919 г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости.

При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.

) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания.

В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст. 4).

Европейская социальная хартия  содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным  трудом».

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
  • координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории России, соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего — федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

Перечень долговременных мероприятий, которые проводятся в рамках государственной политики в области занятости населения, составлен с учетом международных правовых стандартов в области занятости населения, содержащихся в конвенциях, рекомендациях, декларациях и резолюциях МОТ.

Как отмечают специалисты, политика в области занятости  должна содействовать, во-первых, полной занятости, т.е. иметь целью обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу.

Во-вторых, эта политика должна быть направлена на обеспечение того, чтобы такая работа была как можно более продуктивной.

В-третьих, эта политика должна обеспечить существование свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося  получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида — активную и пассивную.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

По мнению И.Я. Киселева, в Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

В Конвенциях МОТ так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых  рынках труда.

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст. 21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, как пишет М.О.

Буянов, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних работников, создание специальных программ трудоустройства и др.

), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения.

В этой связи считали бы необходимым внести изменение в статью 2 Закона о занятости, отнеся к занятому населению граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для чего ускорить принятие соответствующих нормативных правовых актов о развитии сельской самозанятости населения и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.

Таким образом, государственная политика занятости как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Осуществление государственной политики в области содействия занятости населения

Государственная политика в области содействия занятости в настоящее время направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, осуществляемый в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду (п. 2 ст. 5 Закона о занятости).

Читайте также:  Статья 3. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

Так, например, в настоящее время имеют возможность пройти профессиональное обучение или получить дополнительное образование по направлению органов службы занятости кроме граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве безработных, и некоторые другие категории граждан:

  • – женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • – граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;
  • – незанятые граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (ст. 7.1-1 Закона о занятости).

Одной из важнейших задач государства является предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы.

В соответствии со ст. 5 Закона о занятости к числу актуальных направлений государственной политики в области занятости относятся:

  • • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • • координация деятельности государственных органов, профсоюзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • • координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;
  • • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных норм трудового права.

Законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на российских граждан, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

Например, наличие гражданства иностранного государства является, как правило, препятствием принятию его на государственную службу, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.

Закон о занятости (ст. 7) населения четко разграничивает полномочия органов разных уровней власти при осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

  • – разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения;
  • – принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере занятости населения;
  • – разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения и контроль за их исполнением;
  • – установление норм социальной поддержки безработных граждан;
  • – разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содействия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
  • – формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием;
  • – координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;
  • – разработка прогноза баланса трудовых ресурсов РФ, осуществляемая в порядке, определяемом Правительством РФ.

К полномочиям уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти относятся:

  • – принятие нормативных правовых актов в сфере занятости населения по вопросам, установленным Законом о занятости населения;
  • – обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения;
  • – издание методических рекомендаций по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере занятости населения;
  • – утверждение обязательных для исполнения административных регламентов предоставления государственных услуг по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • – утверждение перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда в порядке, установленном Правительством РФ;
  • – установление нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения и осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными[1];
  • – проведение мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, эффективности реализации дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов РФ;
  • – установление порядка исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости;
  • – информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, нравах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
  • – проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда РФ;
  • – осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
  • – осуществление надзора и контроля за:
    • • нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
    • • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
  • – осуществление проверок, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ, об отстранении от должности лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов РФ;
  • – формирование и ведение регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
  • – утверждение форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения и предписаний, обязательных для исполнения;
  • – установление форм отчетности, требований к содержанию отчетности об осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся (ст. 7.1-1 Закона о занятости):

  • – принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения;
  • – обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения в субъектах РФ;
  • – разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • – разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения, в том числе на создание условий для совмещения незанятыми родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей но воспитанию детей с трудовой деятельностью;
  • – проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда субъекта РФ;
  • – осуществление надзора и контроля за:
    • • приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрацией инвалидов в качестве безработных;
    • • обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий (подп. 11 п. 3 ст. 7 Закона о занятости);
  • – регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
  • – оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
    • • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
    • • информирование о положении на рынке труда в субъекте РФ;
    • • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
    • • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождния профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
    • • психологическая поддержка безработных граждан;
    • • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
    • • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
    • • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
    • • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
    • • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
    • • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
    • • выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
  • – организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);
  • – определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;
  • – формирование и ведение реестров получателей государственных услуг в сфере занятости населения в субъектах РФ;
  • – формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения и государственных учреждений службы занятости населения;
  • – принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.
Читайте также:  Статья 14.3. Применение оружия

Кроме того, Закон предусматривает также и участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения.

Так, органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании (ст. 7.2 Закона о занятости):

  • а) временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
  • б) безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • в) безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
  • г) ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Таким образом, государственная политика в области занятости осуществляется с участием органов государственной власти всех уровней. Тем не менее необходимо констатировать, что в настоящее время наблюдается тенденция делегирования государством более широких полномочий органам государственной власти субъектов РФ в данной сфере.

Так, ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» переданы в самостоятельное ведение субъектов РФ полномочия в области содействия занятости населения в качестве собственных полномочий, что закреплено в ст. 7.1 Закона о занятости населения.

С 1 января 2012 г. регионы осуществляют указанные полномочия за свой счет, за исключением полномочия по осуществлению социальных выплат.

Полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, органами государственной власти субъектов РФ осуществляется в качестве переданного полномочия Российской Федерации.

Финансовое обеспечение переданного полномочия осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Таким образом, делегирование государством отдельных полномочий органам государственной власти субъектов РФ позволяет решить две основные задачи: снять часть финансовой нагрузки с федерального бюджета и стимулировать развитие региональных программ в области занятости и трудоустройства. Однако нельзя не учитывать и то обстоятельство, что наибольшая безработица зафиксирована в настоящее время в дотационных российских регионах. Как будут финансироваться мероприятия по содействию занятости населения в таких регионах – остается под вопросом.

Понятие занятости населения и основные направления государственной политики в этой сфере

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).

Закон О Занятости- в этот закон были внесены многочисл изменения, общий смысл которых сводится к ужесточению условий предоставления соц гарантий безработным. Во всех субъектах приняты законы о занятости, тк занятость как явление имеет ярко выраж региональную специфику.

Много также и подзак актов: постановления правительства, Мин труда. Локальные акты.

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

  • 2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  1. осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
  2. предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  3. поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  4. объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
  5. координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
  6. координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  7. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Правовой статус безработного.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы.

Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы. В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

ПРАВА:

1)безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

2) При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

3)безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

4) право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Читайте также:  ИП – патент, виды деятельности - советы юриста

5) Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

ОБЯЗАН:

1)обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации.

2)Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения.

Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления.

Государственная политика в сфере труда в РФ — Ида Тен

Актуальность темы исследования обусловлена объективными потребностями общества в формировании и развитии устойчивого рынка труда, а также снижении уровня безработицы. Занятость является одним из важнейших макроэкономических показателей, характеризующий качество и уровень жизни в стране, а также отражающий эффективность проводимой социально–экономической политики правительства.

Она является важной социально–экономической категорией.

С экономической точки зрения под занятостью понимают общественные отношения по поводу участия в общественно полезном труде на определенном рабочем месте, непосредственное соединение трудовых ресурсов со средствами производства, рабочей силы с рабочим местом.

Постоянное поддержание определенного уровня занятости общества – непростая задача для каждого государства. В сфере занятости рынок не способен оказывать автоматическое влияние на процесс саморегулирования.

Именно по этой причине, страны с рыночной экономикой проводят политику регулирования занятости населения, которая включает в себя различные средства и меры воздействия на сферу занятости. Обеспечение наиболее полной и эффективной занятости общества считается одной из важнейших задач каждого государства.

Под политикой занятости понимают совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально–экономическое развитие как общества в целом, так и каждого его члена отдельно, а также мероприятий, которые направлены на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Политика занятости государства должна удовлетворять потребности в рабочей силе функционирующий инвестирующий капитал и обеспечивать трудоспособное население рабочими местами, как условие нормального существования людей.

В ст. 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определена как деятельность граждан, которая связана с удовлетворением личных и общественных потребностей и при этом не противоречит законодательству РФ и приносит, как правило, заработок, трудовой доход.

В ст. 2 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются:

  • граждане, работающие по трудовому договору;
  • лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • граждане, занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • лица, проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях.

Методы ведения политики занятости

Существует два основных способа ведения политики занятости: активный и пассивный. В связи с этим различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Как правило, пассивная политика в основном обеспечивает сглаживание негативных последствий безработицы, для нее характерно оказание материальной помощи безработным через выплату пособий по безработице, организацию бесплатного питания в специальных столовых, социальные выплаты и т.д.

Активная политика занятости

Активная политика включает в себя совокупность правовых, организационных и экономических мер и мероприятий, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она носит упреждающий характер, который направлен на предупреждение, профилактику и ликвидацию негативных явлений.

Активная политика направлена на финансирование создания новых рабочих мест, подготовку и переподготовку квалификации безработных, организацию общественных работ, содействие развитию малого бизнеса и самозанятости. Активная политика стремится к снижению безработицы до естественного уровня.

Последняя форма является наиболее эффективной, так как средства, вложенные в программу поддержки активной политики в сфере занятости, наиболее окупаемы и дают обратный эффект, в отличие от компенсационных выплат.

В Российской Федерации государственная политика занятости является активной и в первую очередь направлена на развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности, рациональное размещение производительных сил в стране, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, и других мер, способствующих защите и развитию национального рынка труда. Государственная политика занятости населения в РФ проводится органами исполнительной власти, через подготовку и реализацию федеральных и региональных программ содействия занятости населения, которые разрабатываются с учетом ситуации на рынке труда и социально–экономических перспектив его развития.

Элементы политики занятости в РФ

Политика занятости РФ представляет собой многоуровневую систему и включает в себя: макроуровень, региональный и местный уровни.

На макроуровне высшие органы государственной власти решают главные задачи политики занятости: согласовываются цели и приоритеты политики занятости с другими направлениями политики, разрабатывается политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Региональный уровень учитывает перечисленные выше направления, но полномочия регионального управления более сужены. Однако, региональные власти включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики в рамках своего региона и осуществляют ее в силу своей компетенции.

Деятельность местного уровня направлена на выплату пособий, обучение и т.

д Главной целью государственной политики занятости является максимально полно обеспечить занятость населения и сформировать «гибкий рынок труда», который будет способен быстро приспосабливаться к изменениям экономики и за счет этого обеспечить устойчивый экономический рост.

Меры политики занятости

  • разрабатывает меры финансово–кредитной, фискальной и инвестиционной политики, которые нацелены на рациональное размещение производительных сил, увеличение мобильности трудовых ресурсов, формирование временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и иных мер, которые способствуют сохранению и развитию системы рабочих мест;
  • осуществляет правовое регулирование в сфере занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и определенных государственных гарантий, а также дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
  • разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения;
  • создает федеральные государственные службы занятости;
  • оказывает социальную поддержку безработным гражданам; Основные направления политики в сере занятости направлены на:
  • развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности, а также защиту национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ (независимо от таких факторов как пол, возраст, национальность) на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному труду;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
    • поощрение работодателей, которые сохраняют действующие и создают новые рабочие места
    • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, и других представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
    • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;
    • создание условий для развития негосударственных организаций, которые осуществляют деятельность по содействию в трудоустройстве граждан;

На данный момент действующая политика занятости далека от совершенства. Рынок труда в России нельзя назвать устоявшимся, но, тем не менее, хоть уровень безработицы и остается достаточно высоким, однако наблюдается положительная тенденция ее сокращения. Исследование и умелое использование опыта борьбы с безработицей развитых зарубежных стран, с уже устоявшейся моделью рынка труда, может посодействовать развитию отечественного механизма регулирования занятости. Требуется дальнейшее совершенствование реализации программ и мероприятий, направленных на улучшение функционирования рынка труда. Региональным и государственным органам необходимо выделять проблему занятости, как одно из важнейших направлений в социальной политике страны.

Ссылка на основную публикацию