Статья 7.1. учет лиц, относящихся к малочисленным народам

Статья 7.1. Учет лиц, относящихся к малочисленным народам

Малочисленные народы, не малочисленные! Пора навести законодательный порядок!

29 января в Госдуму внесен законопроект № 984312-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г.

№ 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты».

Вопрос, который призван урегулировать данный законопроект это создание реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Это достаточно давняя тема. Категория людей, которая отнесена к коренным малочисленным народам в РФ, имеет определенные права, более расширенные по отношению к другим гражданам.

Например, право на ведение традиционного образа жизни, приоритетного природопользования, осуществления промыслов, а также в области образования, культуры. Имеется также ряд социальных гарантий, которые указаны в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Но в связи с тем, что в паспорте национальность больше не указывается, и, государство с гражданами все больше пытается запротоколировать отношения, появилась необходимость подтверждать национальную принадлежность. Иначе просто невозможно воспользоваться гарантированными правами.

Конституция РФ говорит, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. При этом отсутствует законодательный механизм реализации данного права.

Еще 2007 был утвержден Комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира, которым предусматривалась разработка нормативного акта документального подтверждения национальной принадлежности лиц из числа коренных малочисленных народов. К сожалению, этот пункт так и не был выполнен, а впоследствии совсем исключен. И до недавнего времени, вопрос о порядке подтверждения национальности на уровне Правительства не поднимался.

В последние годы ситуация ухудшилась. Например, у коренных малочисленных народов есть право на льготную пенсию, они на 5 лет раньше достигают пенсионного возраста, но оформить ее сложно, если ты не подтверждаешь национальную принадлежность.

То же самое касается вопроса постановки в охотничьем билете специальной отметки для коренных малочисленным народам дающей право охоты без разрешительных документов. Сложилась практика, что эти люди вынуждены обращаться в суд и индивидуально доказывать, что относятся к коренным малочисленным народам.

Сегодня, в ряде случаев, только лишь получив судебное решение, люди могут воспользоваться своими правами. Но подтвердить свою национальность в судебном порядке может лишь часть граждан. Это связано с отсутствием доступа к судам из-за удаленности проживания, незнанием процедуры обращения, неимением средств на дорогу для явки в суд.

Мы не раз говорили о том, что Правительство должно утвердить порядок подтверждения национальной принадлежности. Многие службы возражали, например, МВД отказалось выдавать вкладыши к паспорту или ставить печать о национальности. Поэтому официального порядка сегодня — нет.

08 июля 2015 года Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений № К 503 по осуществлению дополнительных мер, направленных на реализацию государственной политики в области повышения качества жизни и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которым поручено обеспечить до 1 марта 2016 года, разработку законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование порядка отнесения граждан к малочисленным народам, в том числе ведущих традиционный образ жизни в местах традиционного проживания, и их учета.

В рамках реализации указанных поручений, мы обобщили региональный опыт, есть регионы, где выдают вкладыши в паспорт, регионы, где ведут реестры, изучили международный опыт и пришли к выводу, что порядок ведения реестра более целесообразен для нашей сегодняшней реальности.

Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.

№ 82-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗрасширив полномочия федеральных органов государственной власти, наделив возможностью утверждать положение о формировании и ведении реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

Органы местного самоуправления наделяются законопроектом полномочиями по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Законопроектом также предлагается внести изменение в понятийный аппарат федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» дав определение тому, что подразумевается под реестром лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления правом по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов РФ позволит вернуться к ранее существовавшей практике и минимизирует расходы лиц, относящихся к коренным малочисленным народам для подтверждения своей национальной принадлежности, поскольку у них появиться возможность получить выписку из реестра и предъявить по месту требования.

Предполагается, что данные реестра будут формироваться на основе информации, полученной из разных источников: свидетельства о рождении, выписок из похозяйственней книг, справок общественных организаций и общин коренных малочисленных народов, других источников на основании личных заявлений граждан Российской Федерации, порядок подачи которых будет определен положением о ведении реестра, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом государственной власти.

К закону предполагается принять нормативный акт, которым будет установлена процедура ведения реестра, критерии отнесения к коренным малочисленным народам. В самом реестре может быть предусмотрено три категории граждан: 1.

Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, которые ведут традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование постоянно; 2. Лица, которые относятся к коренным народам, но ведут традиционной образ жизни не постоянно, а подсобно.

Как правило, это люди, живущие в сельской местности и работающие в социальной сфере, школе, органах местного самоуправления; 3. Лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но которые постоянно проживают и ведут аналогичный образ жизни.

Как правило, это члены семей в смешанных браках, а также старожильческое население. Такие люди должны и могут пользоваться правами на приоритетное природопользование наравне с коренными малочисленными народами.

В зависимости от категории, возможно, будут определен объём прав, так, например, первая категория будет иметь возможность использования полноценно всех предусмотренных законом преференций.

В настоящее время, данный порядок ведения реестра находится на стадии разработки. ФАДН планирует в ближайшее время собрать экспертов, общественность, представителей заинтересованных органов власти и обсудить этот документ. После этого, мы планируем распространить его для более широкого обсуждения. Процедура принятия закона достаточно длительная.

И многое зависит от позиции Правительства РФ. Если Правительство согласится, что его надо принимать как можно быстрее, то процесс ускорится. Сейчас необходимо собрать отзывы от органов власти, в том числе из регионов, рассмотреть их позицию и сделать необходимые корректировки с учетом их мнений.

Я считаю, что если закон пройдет и появится реестр, то многие проблемы у коренных малочисленных народов снимутся.

Ознакомится с проектом федерального закона № 984312-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты» и материалами к нему можно по ссылке :http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=984312-6

Юлия Якель, почетный адвокат, директор правового центра Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, АНО «Хранители»

Для чего нужен Список коренных малочисленных народов?

Статья 7.1. Учет лиц, относящихся к малочисленным народам

На вопросы корреспондента газеты «Илкэн» для чего этот список формируется, зачем он нужен и какие есть нюансы при подаче документов, отвечает первый вице-президент Ассоциации КМНС РС (Я) Любовь Викторовна Христофорова.

— Любовь Викторовна, в Российской Федерации начали формировать Список или Реестр лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Давайте поясним, для чего этот список нужен?

— Вначале разберемся с терминологией. Первоначально, когда этот вопрос только зарождался, говорили о Реестре лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, но позже, когда внесли изменения в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» речь идёт о Списке лиц, относящихся к этим народам. Поэтому сегодня правильно говорить о Списке.

Когда заходит речь о коренных малочисленных народах Севера, все в основном думают о каких-то льготах, выплатах, преференциях, даже о возможности получить жилье и т.д. И вхождение в Список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, воспринимают как возможность получить какие-то льготы.

Давайте сразу поясним, сегодня в Российской Федерации нет привилегий по национальному признаку. Льготы и всякие преференции предоставляются: сиротам, инвалидам, малоимущим, многодетным, участникам локальных войн, ветеранам и т.д. Эти категории все законодательно социально льготированные.

Вот даже возьмем федеральный закон об образовании, там отдельным списком выделены категории лиц, которым может выплачиваться социальная стипендия – сироты, инвалиды, многодетные и т.д. По национальному признаку однозначно не принимают на учебу и не делают доплат.

Другое дело, что отдельные вузы своими внутренними положениями устанавливают некие преференции, как то, например, бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии, может быть первоочередное заселение в общежитие. Но это не во всех учебных заведениях, это по усмотрению руководства вуза.

На сегодня даже Российский государственный педагогический университет имени Герцена при поступлении представителей коренных малочисленных народов распространяет преференции для этих лиц только в части своего Института народов Севера. А ведь наши дети поступают не только в этот Институт, они имеют право выбрать другие направления.

Об этом на одном совещании даже Путин говорил, что надо обратить внимание на прием детей из числа коренных как раньше было. Но в Минпросвещении России это поняли только в отношении поступления в Институт народов Севера РГПУ им. Герцена. Целый план мероприятий составили, начиная от «генеральной уборки» и заканчивая какими-то специальными программами поддержки вуза.

Хотя на этом совещании имелось в виду о поступлении в целом в высшие учебные заведения страны представителей коренных малочисленных народов. И даже наш родной СВФУ (Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова – Прим.ред.), к сожалению, отменил дополнительную выплату — социальную стипендию, которая была большим подспорьем для наших детей, учившихся ранее.

Cегодня в Российской Федерации нет льгот по национальному признаку. Преференции касаются тех граждан, которые ведут традиционный образ жизни. 

— Так зачем все же нужен этот Список?

— Этот Список нам нужен, как считает Ассоциация КМНСС и ДВ РФ, инициировавшая эту работу совместно с ФАДН, для того, чтобы составить отдельный перечень лиц, имеющих некие преимущественные права перед другими категориями людей.

Читайте также:  Статья 14.3. Применение оружия

Например, инвалиды: у них есть отдельный список, и они имеют какие-то свои социальные привилегии, выплаты. Есть отдельный список пенсионеров, есть список ветеранов и т.д. Тут же формируется отдельный список лиц, которые могут иметь преимущественное право на ведение традиционного образа жизни.

Я, например, вижу этот список больше исключительно в этом разрезе.

Допустим, охотинспектор, задержав тебя на месте охоты не должен заводить дело, вести в полицию для выяснения личности и т.д., если подтвердит наличие личных данных в этом Списке.

Но, опять-таки, все равно ты должен в тайге носить свой паспорт, чтобы показать – да, я — Христофорова Любовь Викторовна. Охотинспектор должен посмотреть этот список и найти меня там: «Да, вы в этом списке есть, успешной вам охоты!» Грубо говоря так должен этот Реестр работать.

И вот этот список уже стали формировать, хотим мы этого или не хотим. Мы граждане России, должны исполнять законы своей страны и сейчас должны максимально внести всех людей, которые относятся к КМНС в этот Реестр, потому что все быстро меняется.

В 90-х годах двадцатого столетия была одна ситуация при создании общин, закрепления земель… Сейчас совершенно другая ситуация. Сегодня никакая община ни получить, ни зарегистрировать за собой земли не может ни на каких правах, хотя всё это декларируется.

Но может все изменится? Нас ведь не так уж и много, а лиц, ведущих традиционный образ жизни еще меньше. Поэтому хотя бы в отношении них будут какие-то, на самом деле особые, привилегии. И тогда членство в списке будет оправдано, востребовано.

— А как же быть, учителям, врачам или тем же ученым из числа КМНС, которые живут в поселках, городах?

— С самого начала, когда готовился проект закона о Реестре, наша республика писала отрицательное заключение. Мы всегда говорили, что есть люди, которые считают себя коренными народами Севера, но не ведут традиционный образ жизни.

Это было камнем преткновения для нас, но как нас с самого начала заверяли, в том числе Григорий Петрович Ледков (президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ – Прим.ред.) говорил, что войдут все, но там будут категории: живёт-не живёт в местах проживания, ведет-не ведет такой образ жизни и т.п.

Сегодня мы все, я, например, заполнила это заявление и в том месте, где задан вопрос: «Ведете ли вы традиционный образ жизни?» (это вопрос 3.1.), я отвечаю: «Да» и ставлю галочку в пункте 3.1.1. Почему? Потому что, когда приезжаю на свою малую родину в Жиганский район, с братом еду на охоту, на рыбалку.

Для женщин, проживающих на Севере, это обычное дело. Т.е. я веду традиционный образ жизни, когда бываю у себя на малой родине. В анкете следующий вопрос: «3.2. Является ли этот вид деятельности подсобным?». Я в пункте 3.2.1. ставлю галочку, т.е. отвечаю: «Да». Но тот человек, который постоянно ведет традиционный образ жизни должен в пункте 3.1.2.

подтвердить галочкой, что НЕ является подсобным. Вот это «НЕ» путает людей. Если вы работаете в общине, вы охотник, рыбак, оленевод, в пункте 3.1.2 ставить: НЕТ, так как для вас это не является подсобным видом деятельности.

Вот такие нюансы. И это очень важно, потому что сегодня мы живем здесь, наша основная работа в городе, а потом мы можем уехать в деревню, в тайгу и жить только охотой, рыболовством.

И еще есть такая особенность при подаче документов в этот Список. Есть Приложение 1, которое заполняется на членов семьи. Мы рекомендуем всем, что если дети достигли 18 лет, то пусть заполняют самостоятельно, а на несовершеннолетних детей, заполняют родители.

Но, с другой стороны, родители могут внести своих уже взрослых детей для того, чтобы им легче было доказывать свою принадлежность к КМНС.

Так как при рассмотрении их заявления будет уже информация о родителях (прямых родственниках по восходящей линии), что значительно упростит рассмотрение заявления детей (прямых родственников по нисходящей линии).

То есть в случае, если ранее в Список были внесены сведения о членах семьи заявителя (родителях и детях, дедушках, бабушках и внуках, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьях и сестрах, а также родственниках третьей степени родства), представление документов (подлинников и (или) копий), содержащих сведения о национальности заявителя, не требуется. Мне кажется, если у заявителя в свидетельстве нет данных о принадлежности к КМНС, то именно данные о его родственниках по прямой восходящей линии будут весьма актуальными. При этом важно знать, что должно быть письменное согласие этого родственника, которого вносим в Приложение 1, выраженное в виде подписи в этом приложении.

— А если заполняешь приложение за ребенка и там тоже отвечаешь на вопрос о ведении традиционного образа жизни?

— Да, сведения о ведении традиционного образа жизни на ребенка тоже заполняется. В пункте подтверждается – «Подсобное». Лучше написать так, чем потом исправлять. В анкете перечислены все тринадцать видов традиционной хозяйственной деятельности, утверждёнными распоряжением Правительства РФ. Можно их все пометить галочкой, потому что имеем право на все эти виды деятельности.

— Может возникнуть такая ситуация, допустим, ребенок вырос, он закончил школу и пошел работать в тундру. В анкете указано, традиционный вид деятельности у него подсобный. Как быть здесь?

— В любом случае, когда ребенку исполняется 18 лет, он подает документы сам и на основании его заявления он входит в этот Список.

— Еще какие вопросы возникают по заполнению заявления в Список?

— Возникают разные вопросы. Например, приходил человек, он является представителем КМНС, но родители, воспитавшие его, являются якутами. А так как его усыновили в детстве, то найти первоначальные документы этот человек не может, потому что существует тайна усыновления.

При этом тайна усыновления охраняется законом и есть уголовная ответственность за её разглашение.

В таких случаях только желание самих усыновителей может помочь сохранить документы, подтверждающие истинную национальность ребенка, если они понимают и хотят, чтобы в будущем их ребенок имел возможность самостоятельно определить свою национальную принадлежность.

Еще есть такая ситуация. В заявлении есть приложение 2, куда мы вписываем прилагаемые документы, подтверждающие национальную принадлежность. Например, в свидетельстве о рождении гражданина не указана национальность родителя как представителя КМНС.

В таком случае можно приложить документ, содержащий сведения о национальности родственника гражданина по прямой восходящей линии (свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, иные содержащие сведения о национальности родственника официальные документы, в том числе архивные документы или материалы) одновременно с документом, подтверждающим родственные отношения гражданина с указанным лицом.

Пример. В случае представления паспорта СССР родственника по прямой восходящей линии (деда) по линии отца: свидетельство о рождении гражданина и свидетельство о рождении его отца; по линии матери: свидетельство о рождении гражданина, свидетельство о рождении его матери, а также свидетельство о заключении брака (в случае изменения матерью фамилии).

  • Поэтому детей нужно вносить, чтобы им в будущем не нужно было прилагать большое количество документов, чтобы доказать, что они являются представителями коренных малочисленных народов Севера и ускорить рассмотрение их заявления
  • Также нужно в Приложение 2 включить документы об изменении фамилии, в случае если вы изменяли фамилию либо имя.
  • — Тогда получается в этот Список нужно войти тем, кто ведет традиционный образ жизни?
  • — Нет, у представителей коренных малочисленных народов Севера есть некоторые преференции.

Например, альтернативная военная служба. В этом случае молодой человек приходит в военкомат и заявляет, что он желает пройти альтернативную военную службу и что он есть в этом Списке.

А чтобы это реализовать, в военкомате есть перечень учреждений, где можно пройти такую службу, например, психоневрологический диспансер, дом-интернат.

Когда мы проводили с уполномоченным по правам КМНС в РС(Я) Леной Ивановой прямой радиоэфир вместе с Военкоматом Якутии было пояснено, что те организации, которые могут у себя организовывать прохождение альтернативной военной службы, либо это МУП, либо это СПКХ, либо община, где много молодежи, и если они хотят, чтобы молодые люди у них потом работали, руководителю нужно обратиться в военкомат с тем, чтобы их организация была внесена в этот перечень. Допустим, у меня мальчик 10 лет, я работаю чумработницей и хочу, чтобы мой ребёнок с нами работал, в будущем не уезжал от нас в армию. Мы заранее должны внести нашу общину в перечень учреждений, где проходят альтернативную военную службу. Есть специальная процедура, которую организация должна пройти. Тогда к взрослению моего сына, наша община вошла бы в этот перечень и юный оленевод, не проходя военную службу, отдал бы долг Родине.

Потом, у нас есть бесплатное лекарственное обеспечение для КМНС (в местах компактного проживания — Прим.ред.). Там определенный перечень лекарств, утверждаемый Минздравом, и лекарство из этого перечня должно выдаваться по рецепту врача бесплатно.

Есть досрочный выход на пенсию. Этот вопрос также актуален в связи с пенсионной реформой в стране.

Пожалуй, вот это основные привилегии для КМНС, действующие на сегодняшний день.

— Получается этот единый федеральный список избавит людей от необходимости каждый раз предоставлять документ, подтверждающий принадлежность к коренным малочисленным народам. И северяне смогут воспользоваться правами на традиционную охоту и рыбалку, социальную пенсию, бесплатные лекарства, замену военной службы альтернативной.

  1. — Да, так.
  2. — Этот Список для кого будет доступен?
  3. — Он будет доступен для уполномоченных органов власти по запросу.

— Если, допустим, меня остановил тот же охотинспектор, получается он не сможет оперативно проверить, есть ли я в Реестре. Ему надо делать запрос, а это время, доступ к интернету, который не всегда есть в тайге?

— Это вопрос к разработчикам Реестра. Возможно, через год-два, когда заработает этот Список в полную силу, будут другие механизмы его использования.  Действительно, пока больше вопросов к его действию.

  • — Вкладыш к паспорту, который раньше выдавался у нас в Якутии остается действующим?
  • — Да, вкладыш к паспорту, который выдавался в нашей республике до 2015 года и свидетельство о рождении гражданина остаются подтверждающими документами.
  • — И все же, как доступно ответить на часто звучащий обывательский вопрос: какая выгода от того, что я войду в этот Список?
Читайте также:  Статья 14. Дополнительный отпуск

— В ответ можно задать этому человеку вопрос: а какая тебе выгода оттого, что ты запишешься юкагиром, эвенком…? Вот для чего тебе это надо? Он отвечает обычно: я хочу, например, получить жилье, поступить на работу, на учебу… Ответ в данном случае один: такие вопросы по национальному признаку в нашей стране не решаются.

Другое дело, что я хочу быть потомком моих предков, жить на их исконных землях, вести традиционный образ жизни, хочу гордиться своей принадлежностью к своему уникальному народу. Ответ у меня такой: хорошо, подавай заявление, а потом уже по ходу выяснится, зачем тебе этот Список был нужен.

Но тем, кто проживает в местах компактного проживания коренных народов и ведет традиционный образ жизни нужно обязательно войти в этот Список, и мы должны помочь им в этом.

— Спасибо, Любовь Викторовна, за ваши пояснения, надеюсь, они помогут нашим коренным малочисленным народам при подаче заявления в федеральный список КМН.

Основные преференции коренных малочисленных народов Севера: права на традиционную охоту и рыбалку, социальную пенсию, бесплатные лекарства, замену военной службы альтернативной. Эти права реализуются только в местах традиционного проживания КМНС.

Дополнительно к информации:

Реестр будет использоваться органами власти для реализации прав коренных малочисленных народов. Таким образом, у представителя коренных народов будет возможность один раз «доказать» свою национальную принадлежность, а не предоставлять каждый раз ряд документов профильным ведомствам при реализации прав на традиционное рыболовство, охоту и иные меры государственной поддержки.

  1. Чтобы попасть в список, граждане должны представить в Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) России:
  2. 1) заявление о внесении в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (форма заявления приведена в приложении № 6 к Административному регламенту);
  3. 2) подлинник или заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке копию документа (документов), содержащего (содержащих) сведения о национальности заявителя, либо вступившего в законную силу решения суда, свидетельствующего об установлении судом факта отнесения заявителя к малочисленному народу или наличия родственных отношений заявителя с лицом (лицами), относящимся (относящимися) к малочисленному народу, либо документа (документов), содержащего (содержащих) иные доказательства, указывающие на отнесение заявителя к малочисленному народу.
  4. Подать сведения в Список граждане могут несколькими способами, в том числе, лично обратившись в ФАДН. Необходимую информацию о госуслуге по учету лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ можно найти здесь>>>
  5. Ирина КУРИЛОВА, Илкэн
  6. © Ассоциация КМНС Республики Саха (Якутия)
  7. Ссылки по теме:
  8. Порядок учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера
  9. Как войти в Список коренных малочисленных народов Севера?
  10. С какими проблемами сталкиваются коренные народы Якутии

Учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации

УЧЕТ ЛИЦ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОРЕННЫМ МАЛОЧИСЛЕННЫМ НАРОДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В феврале 2020 года в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, и начата работа по формированию списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

  • Учет лиц и формирование списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по делам национальностей (постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 1520 «Об утверждении правил ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, предоставления содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с его ведением межведомственного взаимодействия»).
  • Внесение гражданина в список позволит реализовать права, предусмотренные федеральным и краевым законодательством, в том числе на традиционное природопользование.
  • Для внесения сведений о гражданине в список заявитель представляет в ФАДН России:
  • 1) заявление о внесении в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (форма заявления приведена в приложении № 6 к Административному регламенту);
  • 2) подлинник или заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке копию документа (документов), содержащего (содержащих) сведения о национальности заявителя, либо вступившего в законную силу решения суда, свидетельствующего об установлении судом факта отнесения заявителя к малочисленному народу или наличия родственных отношений заявителя с лицом (лицами), относящимся (относящимися) к малочисленному народу, либо документа (документов), содержащего (содержащих) иные доказательства, указывающие на отнесение заявителя к малочисленному народу.

Для целей учета лиц, относящихся к малочисленным народам, документами, содержащими сведения о национальности заявителя, признаются (часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»):

1) свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» либо иные содержащие сведения о национальности заявителя официальные документы, в том числе выданные до 20 ноября 1997 года, архивные документы (материалы);

2) документы, содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии (свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное в соответствии с Федеральным законом № 143-ФЗ, либо иные содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии официальные документы, в том числе выданные до 20 ноября 1997 года, архивные документы (материалы), а также документы, подтверждающие родственные отношения заявителя с указанным (указанными) лицом (лицами).

Заявление и прилагаемые к нему документы направляются в ФАДН России почтовым отправлением с описью вложения по адресу:  125039 г. Москва, Пресненская набережная, д.10, стр. 2.

Образец написания адреса на конверте:

«Кому: Федеральное агентство по делам национальностей

Куда:  г. Москва, Пресненская набережная, д.10, стр. 2.

Индекс места назначения: 125039.

Все документы представляются на русском языке. Опись оформляется в соответствии с приложением 2 к заявлению.

  1. Копии документов должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением случаев представления оригиналов документов, которые возвращаются представившему их гражданину.
  2. Исходя из положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов, вправе совершать нотариусы, должностные лица местного самоуправления.
  3. Заявление можно подать следующими способами:
  • лично в Федеральное агентство по делам национальностей по адресу: г. Москва, Трубниковский переулок, дом 19;
  • почтовым отправлением с описью вложения в Федеральное агентство по делам национальностей по адресу: 121069, г. Москва, Трубниковский переулок, дом 19;
  • через Портал государственных и муниципальных услуг (Госуслуги), при наличии квалифицированной электронной подписи*;
  • через Многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг*.
  • В случае личной подачи заявления либо отправки заявления почтовым отправлением пакет документов необходимо сшить, пронумеровать и заверить подписью заявителя.
  • По вопросу заполнения заявления на включение в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, можно обратиться:
  • в Федеральное агентство по делам национальностей

125039 г. Москва, Пресненская набережная, д.10, стр. 2.

Телефон (495) 647-71-98

http://fadn.gov.ru/reception/questionse

Кроме того, предлагаем ознакомиться с брошюрой и методическими рекомендациями по порядку заполнения и подачи документов для включения гражданина в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

Cкачиваемые файлы

Брошюра (PDF 2MB 09.04.2021, 11:12 / открыть в браузере ) Скачать все одним архивом

Учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации

  • Учет лиц и формирование списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по делам национальностей
  • (постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 1520 «Об утверждении правил ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, предоставления содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с его ведением межведомственного взаимодействия»).
  • Для внесения сведений о гражданине в список заявитель представляет в ФАДН России:
  • 1) заявление о внесении в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (форма заявления приведена в приложении № 6 к Административному регламенту);
  • 2) подлинник или заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке копию документа (документов), содержащего (содержащих) сведения о национальности заявителя, либо вступившего в законную силу решения суда, свидетельствующего об установлении судом факта отнесения заявителя к малочисленному народу или наличия родственных отношений заявителя с лицом (лицами), относящимся (относящимися) к малочисленному народу, либо документа (документов), содержащего (содержащих) иные доказательства, указывающие на отнесение заявителя к малочисленному народу.

Для целей учета лиц, относящихся к малочисленным народам, документами, содержащими сведения о национальности заявителя, признаются (часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»):

1) свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» либо иные содержащие сведения о национальности заявителя официальные документы, в том числе выданные до 20 ноября 1997 года, архивные документы (материалы);

2) документы, содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии (свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное в соответствии с Федеральным законом № 143-ФЗ, либо иные содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии официальные документы, в том числе выданные до 20 ноября 1997 года, архивные документы (материалы), а также документы, подтверждающие родственные отношения заявителя с указанным (указанными) лицом (лицами).

Заявление и прилагаемые к нему документы направляются в ФАДН России почтовым отправлением с описью вложения по адресу: 125039 г. Москва, Пресненская набережная, д.10, стр. 2.

Образец написания адреса на конверте:

«Кому: Федеральное агентство по делам национальностей

Куда: г. Москва, Пресненская набережная, д.10, стр. 2.

Индекс места назначения: 125039.

Все документы представляются на русском языке.Опись оформляется в соответствии с приложением 2 к заявлению.

Копии документов должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением случаев представления оригиналов документов, которые возвращаются представившему их гражданину.

Исходя из положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов, вправе совершать нотариусы, должностные лица местного самоуправления.

Право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1), имеют следующие должностные лица местного самоуправления:

  1. 1) в поселении, в котором нет нотариуса, глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;
  2. 2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, – глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района;
  3. 3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, – уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.
Читайте также:  Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов

Вопросы по заполнению анкет возможно отправлять на адрес электронной почты NikolaevNE@fadn.gov.ru (с пометкой «Учет лиц КМН»).

Контактное лицо — начальник Отдела по учёту коренных малочисленных народов Российской Федерации ФАДН России — Николаев Николай Евгеньевич, телефоны 8(495)870-29-21 (доб.78197).

А также в каждом муниципальном образовании определены структурные подразделения и сотрудники администраций муниципальных образований, ответственные за проведение консультационной работы и оказание методической и практической помощи гражданам.

  • Приложение:
  • ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕННОГО ЗАЯВЛЕНИЯ
  • Буклет «Как внести сведения в список лиц (реестр), относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации»
  • Презентационный материал «Государственная услуга по учету лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (6 шагов для включения в список коренных малочисленных народов Российской Федерации)»

Административный регламент ЗАЯВЛЕНИЕ о внесении в список лиц ЗАЯВЛЕНИЕ о внесении изменений в сведения, содержащиеся в списке лиц ЗАЯВЛЕНИЕ об исключении из списка лиц ЗАЯВЛЕНИЕ об отказе в получении государственной услуги ЗАЯВЛЕНИЕ об исправлении опечаток (ошибок)

Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России

28 августа 2019 19:00

Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р.

В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

Проект федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “О гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации” в части установления порядка учёта лиц,
относящихся к коренным малочисленным народам» (далее – законопроект)
подготовлен ФАДН во исполнение поручения
Президента России по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям 20
июля 2017 года (№Пр-1710 от 28 августа 2017 года, подпункт «б» пункта 1).
Правительству было поручено подготовить проекты нормативных правовых
актов, направленных на совершенствование порядка отнесения граждан к коренным
малочисленным народам России.

Действующее законодательство
устанавливает для представителей коренных малочисленных народов ряд социальных
и экономических прав, в том числе на защиту их исконной среды обитания и
традиционного образа жизни, приоритетный доступ к отдельным видам природных
ресурсов, льготное пенсионное обеспечение и налогообложение, замену военной
службы альтернативной гражданской службой, осуществление территориального
общественного самоуправления с учётом национальных традиций и ряд других. При
этом порядок определения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам,
законодательством не урегулирован.

Законопроектом предлагается
ввести механизм учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, на
основе добровольного инициативного подтверждения принадлежности к таким
народам.

Учитывать граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, предполагается
на основании их заявлений, а также сведений, представленных органами
государственной власти, органами местного самоуправления и общинами коренных
малочисленных народов.

Взимание платы с представителей коренных малочисленных
народов в связи с ведением их учёта не предусматривается.

Полномочия по учёту лиц,
относящихся к коренным малочисленным народам, предлагается закрепить за ФАДН
России. Порядок ведения списка, представления содержащихся в нём сведений
органам государственной власти, органам местного самоуправления и
государственным внебюджетным фондам будет определять Правительство России.

Организация учёта
представителей коренных малочисленных народов позволит обеспечить реализацию
ими социальных и экономических прав, создаст условия для единообразного и
адресного применения льгот и минимизации злоупотреблений в этой области.

Законопроект рассмотрен и
одобрен на заседании
Правительства Российской Федерации 8 августа 2019 года.

Уполномоченный по правам человека в Ямало-Ненецком автономном округе

С 7 февраля 2020 года начал действовать Федеральный закон от 06.02.

2020 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам», которым вводится механизм учета граждан Российской Федерации, относящихся к коренным малочисленным народам, в целях обеспечения реализации предоставленных им социальных и экономических прав.

В соответствии со статьей 2 данный Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (с 7 мая 2020 года), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Так, положение о том, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды используют сведения, содержащиеся в списке, для обеспечения реализации социальных и экономических прав лиц, относящихся к малочисленным народам, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и не вправе требовать представления лицами, относящимися к малочисленным народам, документов, содержащих сведения об их национальности» вступает в силу по истечении двух лет (с 7 февраля 2022 года). Необходимость установления двухлетнего переходного периода, в течение которого будет осуществляться накопление сведений, обусловлена формированием и защитой информационных систем, содержащих персональные данные.

Учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики (Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России). Учет будет осуществляться на основании заявлений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, а также сведений, представленных органами государственной власти, органами местного самоуправления и общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Указанная информация представляется в ФАДН России в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок ведения учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам (в том числе требования к техническим и программным средствам, необходимым для ведения учета), и межведомственного взаимодействия также будут определены Правительством Российской Федерации.

  • В список вносятся следующие сведения о лицах, относящихся к малочисленным народам:
  • 1) фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • 2) дата и место рождения;
  • 3) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес, по которому лицо, относящееся к малочисленному народу, зарегистрировано по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке);
  • 4) адрес регистрации по месту пребывания (при наличии);
  • 5) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
  • 6) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
  • 7) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);
  • 8) наименование малочисленного народа;
  • 9) сведения о ведении либо неведении традиционного образа жизни, осуществлении либо неосуществлении традиционной хозяйственной деятельности (с указанием видов деятельности в соответствии с перечнем, видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»), в том числе если такая деятельность является подсобной по отношению к основному виду деятельности, а также о работе в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;
  • 10) сведения о членах семьи (родственниках по прямой нисходящей и восходящей линии (детях, в том числе усыновленных (удочеренных), внуках, родителях, дедушках, бабушках), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьях и сестрах, а также родственниках третьей степени родства) с их письменного согласия;
  • 11) сведения о членстве в общине малочисленных народов (при наличии);
  • 12) дата смерти.
  • Заявитель представляет в ФАДН России следующие документы:
  • — заявление (форма заявления, порядок представления заявителем документов, необходимых для внесения сведений о нем в список, в том числе в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливаются ФАДН России);
  • — подлинник или заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке копию документа, содержащего сведения о национальности заявителя, либо вступившего в законную силу решения суда, свидетельствующего об установлении судом факта отнесения заявителя к малочисленному народу или наличия родственных отношений заявителя с лицом, относящимся к малочисленному народу, либо документа, содержащего иные доказательства, указывающие на отнесение заявителя к малочисленному народу.
  • Для целей учета лиц, относящихся к малочисленным народам, документами, содержащими сведения о национальности заявителя, признаются:

1) свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», либо иные содержащие сведения о национальности заявителя официальные документы, в том числе выданные до 20 ноября 1997 года, архивные документы (материалы);

  1. 2) документы, содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии (свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, либо иные содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии официальные документы, в том числе выданные до 20 ноября 1997 года, архивные документы (материалы), а также документы, подтверждающие родственные отношения заявителя с указанным (указанными) лицом (лицами).
  2. В случае, если ранее в список были внесены сведения о членах семьи заявителя (родителях и детях, за исключением усыновленных (удочеренных), дедушках, бабушках и внуках, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьях и сестрах, а также родственниках третьей степени родства), представление документов (подлинников и (или) копий), содержащих сведения о национальности заявителя, не требуется.
  3. Документы могут быть представлены в ФАДН России народов в отношении своих членов с их письменного согласия.

Федеральный закон предполагает общий срок учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, — 30 дней.

Данный срок может быть продлен только в случае направления уполномоченным органом в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в общины коренных малочисленных народов необходимых запросов для получения или подтверждения сведений о заявителе, но не более чем на 180 дней.

Указанный механизм учета представителей коренных малочисленных народов, с одной стороны, позволит исключить необходимость многократного представления гражданами в различные органы документов, свидетельствующих об их принадлежности к коренным народам.

Но с другой стороны, данная система учета не лишена недостатков, в частности требует документального подтверждения постоянного проживания коренных малочисленных народов в местах их традиционного расселения, а также ведения традиционного образа жизни, осуществления традиционной хозяйственной деятельности. И кроме того, не раскрывает, какие конкретно документы (кроме свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния и решения суда) будут учитываться для подтверждения сведений о национальной принадлежности, что на практике может привести к произвольному сужению перечня таких документов.

Ссылка на основную публикацию