Фонды социального страхования дают возможность малоимущим гражданам, а также некоторым категориям людей, утратившим работоспособность, стабилизировать свое финансовое положение на время решения создавшихся проблем.
Для обеспечения этой функции предполагается методика финансирования социального страхования из разных источников.
Цель финансирования ФСС
Средства, аккумулирующиеся на счетах таких фондов, распределяются между разными категориями лиц, нуждающимися в экономической поддержке.
К этим категориям причисляются сотрудники предприятий, утратившие работоспособность вследствие профессиональных заболеваний.
Также к претендентам на выплаты из объединений соцстрахования относятся женщины, готовящиеся к материнству или лишенные возможности работать, находясь в отпуске по уходу за детьми.
Часть денежных средств направляется на обеспечение людей, получивших инвалидность, или утративших здоровье вследствие работы на предприятиях с вредными условиями труда.
Отдельной категорией граждан, претендующих на выплаты ФСС, являются дети, нуждающиеся в санитарно-оздоровительных мероприятиях.
Узнайте также о том, как получить льготную очередь на получение путевки в санаторий.
Из данного видео Вы узнаете о расходах и доходах ФСС:
Есть категория лиц, на которых в обязательном порядке распространяется пособие в случае временной или постоянной утраты трудоспособности.
Это государственные служащие, представители религиозных структур, зарегистрированных в государстве и имеющих юридический статус, а также индивидуальные предприниматели, нотариусы и юристы, лица, занимающие важные посты муниципальной структуры.
Деньги со счетов ФСС могут также направляться на строительство пансионатов для пожилых людей, закупку медицинского оборудования, протезной техники, обучение и реабилитацию инвалидов, создание приютов и детских домов, для обеспечения работы реабилитационных центров.
Методы финансирования
Чтобы обеспечивать пособия всем этим категориям граждан, средства организаций соцстрахования должны постоянно пополняться. В их практике финансирования существует классификация, включающая несколько методов:
- Обязательные отчисления;
- Средства налоговых платежей;
- Добровольные платежи;
- Пожертвования.
Эти методы могут реализоваться за счет физических и юридических лиц, а также за счет ассигнований из государственной казны.
Собственный капитал фонда
Основой финансирования таких фондовых объединений может служить капитал учредителей фонда, а также средства добровольных пожертвований или государственные инвестиции.
Кроме того, объем резерва фонда может увеличиваться и за счет его инвестиционной деятельности.
Свободные средства, полученные как разница между суммой поступлений и реальными расходами ФСС, могут быть реализованы в:
- Инвестиционные проекты;
- Ценные фондовые бумаги;
- Государственные долговые обязательства.
В случае инвестирования денежных ресурсов таких объединений этим процессом руководит компетентная управляющая компания. В ее обязанности входит поиск перспективных активов и стабильных инвестиционных проектов для реализации капиталовложений.
Средства госбюджета
Доля государственных инвестиций может занимать большой объем финансирования фондов соцстрахования. Традиционно деньги для этой цели поступают из таких источников:
- Дотационные средства из федерального бюджета;
- Штрафные отчисления, пени;
- Деньги, поступившие в виде страховых взносов;
- Денежные средства из муниципальных бюджетов.
Кроме этого, государство может финансировать вектор социального страхования в рамках федеральных целевых программ, ориентированных на поддержание здоровья нации, а также при реализации реабилитационных мероприятий.
О том, относится ли фонд социального страхования к сфере финансов читайте здесь.
Капитал юридических лиц
Каждое коммерческое, производственное или научно-исследовательское предприятие также может являться источником инвестирования в деятельность фондов соцстрахования.
Прежде всего, доля финансовых потоков от юридических лиц формируется за счет отчислений из их собственного фонда заработных плат. Кроме того, из зарплаты каждого сотрудника отчисляются средства для социального страхования.
Также в ФСС могут поступать деньги от юридических лиц в форме социального налога. Одновременно с этим каждое юридическое лицо вправе делать добровольные пожертвования на счет объединений социального страхования.
Платежи физических лиц
В эту категорию средств финансирования, прежде всего, включаются обязательные сборы социального страхования с индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, любой гражданин может по собственному желанию стать вкладчиком фонда, уплачивая регулярные платежи от своего имени и минуя посреднические звенья (например, — работодателя).
Таким образом, каждый человек имеет возможность собственными силами обеспечить свою социальную защиту. Также любое физическое лицо может осуществлять добровольные денежные пожертвования.
Реформа ОМС – что в 2021 году изменилось после принятия изменений в Федеральный закон?
Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.
Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты.
Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г.
получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.
«Перекрёстное» финансирование разных видов соцстрахования хотят запретить
Минтруд предложил запретить покрывать нехватку средств по одному виду обязательного соцстрахования за счёт другого. Соответствующий проект закона опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Изменение предполагается внести в закон «Об основах обязательного страхования».
Сейчас Бюджетным кодексом установлен принцип совокупного покрытия расходов бюджета. Так, расходы не могут быть связаны с определёнными доходами и источниками финансирования. Однозначного запрета на покрытие нехватки средств одного вида соцстрахования за счёт другого законодательно не установлено.
В пояснительной записке отмечается, что с 2017 года межбюджетные трансферты по выплатам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляют за счёт остатков средств по страховке от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Документом предлагается установить, что расходы на конкретный вид обязательного соцстрахования финансируются за счёт доходов от него или остатка средств. В частности, речь идёт о выплате пенсий и пособий, а также оплате медпомощи. Если этих средств недостаточно, необходимо обеспечивать расходы за счёт межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета.
- При этом отмечается, что за счёт средств одного вида обязательного социального страхования нельзя покрывать дефицит средств бюджета другого в виде соцстрахования.
- Предполагается, что данный проект закона вступит в силу с 1 января 2022 года.
- • Ветлужских предложил снизить расходы компаний на отдых сотрудников за счёт взносов • Выплачивать больничные предлагают напрямую из Фонда соцстрахования
Ранее Правительство утвердило правила выплаты пособий беременным и одиноким родителям.
Согласно правилам, заявления на пособия можно подать в Пенсионный фонд (ПФР) через портал госуслуг с использованием простой электронной подписи или лично.
Большинство документов предоставлять не нужно — их запросит ПФР у других ведомств самостоятельно. Решение о назначении выплаты будет приниматься в течение 10 дней.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июле.
Тема: 5. Правовые основы и принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования
План:
1. Сущность обязательного социального страхования.
- 2. Принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования
- 3. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования
- Вопрос 1 Сущность обязательного социального страхования
- Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
- Регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 16 июля 1999 года 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
- Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
- Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
- Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
- Вопрос 2. Принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования
- Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
- — устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
- — всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- — государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- — государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- — паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- — обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
- — ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- — обеспечение надзора и общественного контроля;
- — автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
- 3. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования
- К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:
- — установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;
- — установление видов обязательного социального страхования;
- — установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
- — установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;
- — установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;
- — утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;
- — установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
- — установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;
- — установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;
- — определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;
- — управление системой обязательного социального страхования.
- Вопрос 4. Виды страховых рисков и страхового обеспечения
- Видами социальных страховых рисков являются:
- 1) необходимость получения медицинской помощи;
- 2) временная нетрудоспособность;
- 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
- 4) материнство;
- 5) инвалидность;
- 6) наступление старости;
- 7) потеря кормильца;
- 8) признание безработным;
- 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
- Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.
- Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
- 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- 2) пенсия по старости;
- 3) пенсия по инвалидности;
- 4) пенсия по случаю потери кормильца;
- 5) пособие по временной нетрудоспособности;
- 6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
- 7) пособие по беременности и родам;
- 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- 9) пособие по безработице;
- 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- 11) единовременное пособие при рождении ребенка;
- 12) пособие на санаторно-курортное лечение;
- 13) социальное пособие на погребение;
- 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Актуарные расчеты представляют собой процесс, в ходе которого определяются расходы, необходимые на страхование данного объекта. Актуарные расчеты – система математических и статистических закономерностей, позволяющих рассчитать стоимость страхового продукта.
Вопросы актуарных расчетов занимают центральное место в деятельности любого страховщика. С помощью актуарных расчетов определяется размер страховых платежей, предъявляемых к оплате.
Тарифная ставка — цена страхового риска и других расходов, адекватное денежное выражение обязательств страховщика по заключенному договору страхования. Совокупность тарифных ставок носит название тарифа.
Финансирование государственной системы социального страхования
Страховые принципы, с учетом которых функционирует и отечественная система соцстрахования, основаны на аккумулировании финансов в специально созданных организациях.
Особенность финансовой системы соцстрахования заключается в том, что полученные средства могут быть потрачены только с определенной целью — возмещение дохода трудоустроенным гражданам и их семьям.
Право на возмещение возникает при наступлении одного из страховых событий: временной потери трудоспособности, инвалидности, безработице и так далее.
Основы финансирования
Страховщиком, осуществляющим непосредственное руководство финансовыми потоками соцстрахования, является организация, правовой статус которой регламентирован профильными законами федерального уровня по каждому виду страхования (пенсионному, медицинскому, социальному).
В соцстраховании такие организации обязаны предоставлять места в управленческом секторе всем участникам системы: выступающим в роли страхователей работодателям, застрахованным сотрудникам.
При этом страховщики подотчетны государственным органам, что выражается в утверждении бюджетов (реализованных и планируемых) на уровне Правительства в виде федеральных законов. Главные особенности финансов соцстрахования:
- Хранение на счетах Центробанка и (или) в уполномоченных государством иных банковских учреждениях;
- Обособленность от госбюджета;
- Запрет на изъятие любыми исполнительными органами;
- Размещение средств, которые временно не используются для выплаты компенсаций, только под правительственные гарантии;
- Доход от инвестирования освобождается от налогообложения;
- Отсутствие платы за услуги банков;
- Контроль использования средств осуществляется госнадзором, Счетной палатой.
Все доходы страховщиков, независимо от источников, могут использоваться только для социальных нужд.
Работа организаций носит некоммерческий характер, поэтому получение прибыли не является главной целью, в отличие от добровольного, личного, иных видов страхования.
К базовым функциям финансовой системы соцстрахования относятся формирование страховых организаций (фондов-страховщиков), начисление и выплата пенсий, пособий, прием взносов.
Принципы формирования ресурсов соцстрахования
Существует 6 принципов, на которых основано формирование финансов соцстрахования. Первый — экономико-финансовая приемлемость, обуславливающая посильность взносов для работодателей. Принцип тесно связан с налогообложением, поскольку налоговая нагрузка на зарплатные фонды может быть уменьшена при повышении страховых тарифов.
Второй принцип подразумевает социальную справедливость, согласно которой величина пенсий и компенсаций напрямую связана с длительностью перечисления взносов и их размером. Социальная эффективность, как третий принцип, демонстрирует успешную компенсацию страховыми выплатами утраченного дохода.
При небольшом страховом стаже страховка должна защитить застрахованное лицо от бедности. Четвертым принципом является эквивалентность доходной и расходной части системы соцстрахования. В любой период стоимость расходов должна равняться стоимости будущих доходов, учитывая резерв.
В рамках данного принципа солидарность застрахованных приближает соцстрахование к соцобеспечению, уравнивая всех участников.
Пятый принцип заключается в солидарном перераспределении ресурсов. Это значит, что размер взносов устанавливается вне зависимости от индивидуального уровня социальных рисков и других особенностей жизнедеятельности застрахованного лица.
Например, взносы обязательного медстрахования не зависят от состояния здоровья плательщика, наличия хронических заболеваний, возраста и др. Солидарность в системе соцстрахования должна ограничиваться установленными рамками, иначе страхование будет приближено к соцобеспечению.
Последний принцип базируется на эквивалентности участия поколений в финансировании соцстрахования. Практически это проявляется в рамках «социального контракта» поколений, когда трудоспособное население обеспечивает своими взносами выплаты пенсионерам.
Дополнительные принципы: субсидиарность, когда государство покрывает дефицит средств соцстрахования; государственная ответственность, предусматривающая создание законодательной базы, контроль работы фондов.
Источники получения денежных средств
Механизм финансирования сферы обязательного соцстрахования — это совокупность финансовых и страховых отношений, система сбора и размещения средств, методы и модели управления финансами, а также законодательная база, с учетом которой работает система.
Эффективность работы Фонда соцстрахования зависит от предусмотренных законом уровней компенсации социальных рисков, величины взносов, нагрузки на фонды и форм контроля, обеспечивающих регулярность перечисления взносов на соцстрахование.
Источники финансирования Фонда:
- Взносы страхователей (работодателей, ИП). Это процент от оплаты труда, который предназначен для защиты от социальных рисков;
- Взносы сотрудников госпредприятий и самозанятых лиц. Средства удерживаются из зарплаты;
- Штрафы за нарушение законов соцстрахования;
- Пени за просрочку взносов;
- Взносы, выплачиваемые государством за неработающих граждан;
- Средства, изъятые по решению суда. Эти платежи — результат регрессных исков, когда страховщик требует возврата средств от лиц, которые несут ответственность за причиненный застрахованному лицу вред;
- Деньги из регионального либо федерального бюджета. Такие перечисления обусловлены дефицитом средств в ФСС или необходимостью покрытия страховщиком нестраховых выплат (по решению госорганов).
Бюджет соцстрахования может быть также дополнен добровольными перечислениями, если они не противоречат действующим нормам.
Взносы соцстрахования перечисляются каждый месяц на счета профильных фондов (пенсионного, медицинского, социального).
Важнейшим признаком страховых взносов является их целевое предназначение: компенсация заработка при наступлении официально подтвержденного страхового события.
Виды расходов
В современной системе отечественного соцстрахования существует три вида расходов: на пенсии и пособия, на административные расходы, на оплату издержек, связанных с инвестиционной деятельностью фондов. Грамотная классификация рисков способствует оптимизации расходов и удобству при получении страхового покрытия.
Пенсионное соцстрахование включает риск смерти кормильца, наступления старости и долговременной утраты трудоспособности, инвалидизации. Краткосрочные пособия (оплата больничных листов, выплаты роженицам) базируются на минимальном страховом стаже. Ограниченность выплат по времени позволяет за короткий срок стабилизировать финансовую систему.
Для этого ресурсы распределяются ежемесячно, а для резерва формируется небольшой фонд.
Долгосрочные выплаты (пенсии по возрасту, инвалидности) требуют стабильных тарифов, действующих длительный период. Также важен размер взносов, не превышающий возможностей страхователей. На административные издержки средства идут из дохода соцстрахования, а не из госдотаций.
Данным видом расходов можно эффективно управлять, оценивая его уровень и качество предоставляемых услуг. Инвестиционные расходы обусловлены необходимостью создания резервного фонда.
Средства для инвестиций — это излишек, который образуется при долгосрочном страховании (взносы некоторое время превышают выплаты).
Анализ доходов и расходов бюджета ФСС за 2014-2017 года
2014 год был последним, когда доходная часть бюджета Фонда соцстрахования превышала расходную. Уже в 2015 г. дефицит составил 55,42 млрд. рублей. Подобная тенденция сохранялась в 2016 г. (дефицит — 37,37 млрд.) и в 2017 г. (дефицит — 41,21 млрд.).
Наличие постоянного дефицита бюджета оказывает отрицательное влияние на эффективное функционирование системы соцстрахования, что обуславливает снижение уровня соцзащиты россиян.
Причиной уменьшения доходной части бюджета являются кризисные явления этого периода, негативно воздействующие на фонд оплаты труда, из которого платятся страховые взносы.
Увеличение выплат, связанных с материнством, демонстрирует положительные тенденции в демографической сфере: в 2017 г. объем выплат увеличился на 24% по сравнению с 2013 г. Размер бюджета на 2018 г.
утвержден законом «О бюджете Фонда соцстрахования РФ на 2018 год…». Доходная часть составляет 708 905 255,7 тыс. рублей, расходная — 736 603 500,1 тыс. рублей. Предусмотрен дефицит в размере 27 698 244,4 тыс.
рублей.
Заключение
Финансирование системы соцстрахования основано на страховых взносах, субсидиях государства, штрафных выплатах, взысканиях по решению суда. С 2014 г. бюджет Фонда соцстрахования утверждается с учетом дефицита.
Источники финансирования денежных выплат населению
Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2019 году.
В настоящее время проблемам финансирования социального обеспечения уделяется большое внимание. Практически в каждом из законов о тех или иных родах и видах социального обеспечения содержатся нормы, указывающие на то, каким образом должно производиться финансирование обеспечительных мер, чьим расходным обязательством являются конкретные меры социальной поддержки.
Конституция РФ не содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как и указаний на конкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения.
Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, а также добровольное социальное страхование. Однако в настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательного социального страхования.
Это подтверждается действующим законодательством, а также позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в ряде его решений.
В России в начале 90-х годов прошлого века при переходе к рыночной модели хозяйствования была практически сформирована правовая и институциональная основа системы социального страхования. В частности, были созданы независимые специализированные институты социального страхования — так называемые внебюджетные социальные фонды.
Созданные структуры — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ — обладали главными характеристиками институтов социального страхования, зафиксированными в системе международных трудовых норм.
Их средства не были консолидированы в составе федерального бюджета, обеспечивая тем самым большую степень прозрачности для их использования исключительно на нужды застрахованных.
Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от определенной группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельных отраслей социальной защиты:
- старость, инвалидность, потеря кормильца;
- необходимость медицинской помощи;
- временная нетрудоспособность, включая беременность, роды и уход за малолетними детьми; безработица.
Каждый из фондов осуществлял сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае обязательного пенсионного страхования), что определяло ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования. Порядок уплаты и размеры взносов устанавливались законом.
В июле 1999г. был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Этот Закон занимает особое место в правовом массиве, регулирующем права граждан на социальное обеспечение, так как имеет рамочный характер.
В Законе заложены правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования. Подразумевается, что все другие законы, касающиеся отдельных видов обязательного социального страхования, должны соответствовать общим принципам, зафиксированным в данном Законе.
В частности, в тексте Закона дано определение правового статуса объектов социального страхования, изложены их права и обязанности.
Впервые в этом Законе закреплены основные принципы обязательного социального страхования:
- устойчивость его финансовой системы за счет эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий и обязательный характер;
- доступность для застрахованных лиц;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;
- исполнение страховщиком обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия субъектов в органах управления;
- общественный контроль.
Также предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие защищенность финансовых средств государственного социального страхования.
Устанавливается автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; включены положения о разделении полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обязательного социального страхования, определен круг вопросов, относимых к ведению федеральных властей.
Для ведения финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюджетных фондов на очередной финансовый год, и утверждается исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовый год.
Тем не менее, изменения последних лет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности порядок его финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества. В данной представленной работе нас более всего интересует работа Фонда социального страхования.
Фонд социального страхования РФ – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, текущие, валютные и иные счета в банках.
Фонд Социального Страхования является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Указом Президента РФ от 20.03.2001 года №318 введена государственная регистрация актов, издаваемых ФСС.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 утверждается Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации с последующими изменениями (от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г.
, 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г.).
В соответствии с вышеуказанным Положением ФСС управляет средствами государственного социального страхования России и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Основными задачами Фонда являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством);
Средства ФСС направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные;
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения. ФСС имеет свой фонд развития за счет средств, полученных от взимания пеней и наложения финансовых санкций. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством РФ.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.