Статья 49. Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях оперативно-розыскной деятельности

Не секрет, что оперативные сотрудники зачастую проводят проверочные (контрольные) закупки наркотиков в рамках ОРМ. И почти в 80% ситуаций такие закупки делаются с нарушениями, о которых адвокат по 228 статье УК заявляет в своих ходатайствах. Причем порядок проведения таких закупок мало кому известен, даже адвокатам по наркотикам.

Однако есть документ, изданный генеральной прокуратурой, описывающий порядок проведения контрольной закупки, нарушения при ее проведении. Если писать жалобы со ссылкой на эти рекомендации, то скорее всего по таким жалобам  будет принято положительное решение, поэтому имеет смысл ознакомиться  с этими рекомендациями, приведенными ниже.

Если вы считаете, что в вашем деле закупка проведена незаконно, есть нарушения – внимательно ознакомьтесь с инструкцией, она поможем вам подготовить мотивированную жалобу. Если же нужна практическая помощь в защите по уголовному делу – можете обращаться к нам по телефонам на сайте или в чате. 

  • Ниже приведен текст самого документа:
  • ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
  • РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ОРГАНАМИ НАРКОКОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
 ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Введение

В судебной системе Российской Федерации в настоящее время окончательно утвердились требования, предъявляемые к порядку, а также условиям осуществления и надлежащей фиксации результатов оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), формированию которых в значительной степени способствовала практика рассмотрения жалоб по уголовным делам Европейским Судом по правам человека (далее — ЕСПЧ).

Вместе с тем данный вопрос все еще остается актуальным в правоприменительной практике оперативных подразделений, в том числе при проведении ФСКН России и МВД России проверочной закупки наркотических средств и психотропных веществ (далее — проверочная закупка).

Так, с учетом негласного характера проведения названного оперативно-розыскного мероприятия (далее — ОРМ), а также использования конфиденциальных источников информации существуют различные трактовки понятия достаточности оснований для проверочной закупки, допустимости и пределов использования ее результатов. Это обстоятельство зачастую влечет признание недопустимыми доказательств на стадии досудебного производства и при рассмотрении уголовного дела в суде.

  1. Указанные недостатки свидетельствуют об отсутствии единой методики и должной эффективности прокурорского надзора за законностью осуществления ОРД.
  2. В этой связи следует обратить особое внимание надзирающих прокуроров на соблюдение требований и условий подготовки и проведения оперативными подразделениями ФСКН России и МВД России проверочной закупки.
  3. Особенности порядка организации и проведения проверочной закупки.

1.1. Понятие проверочной закупки

В статье 6 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Федеральный закон №144) приведен исчерпывающий перечень ОРМ, к числу которых отнесена проверочная закупка. В то же время в данном федеральной законе не раскрываются ее содержание и порядок осуществления.

Недопустимость подстрекательства (провокации) к совершению преступления при проведении проверочной закупки

Вопрос:

Ответ:

  • По существу заданного вопроса сообщаем следующее.
  • Согласно статье 1 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту — Закон об ОРД) под оперативно-розыскной деятельностью понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
  • В соотвествиии со статьей 6 Закона об ОРД одним из видов, проводимых правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий, является проверочная закупка.
  • Согласно статье 49 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение, в том числе, проверочной закупки.
  • Проверочной закупкой признается оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования.
  • Следовательно, проверочная закупка представляет собой совершение оперативным работником либо иным лицом (по его поручению) мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым в противозаконной деятельности.
  • При этом законом не предусмотрены количественные критерии проведения оперативно-розыскных мероприятий.
  • В соответствии с действующим законодательством, а также судебной практикой действия оперативных работников, осуществляющих проверочную закупку должны носить исключительно законный характер.
  • Согласно статье 5 Закона об ОРД органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).
  • В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ № 14) в тех случаях, когда в материалах уголовного дела имеются данные об осуществлении проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, судам следует иметь в виду, что необходимыми условиями законности ее проведения являются соблюдение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и требований части 7 статьи 8 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми проверочная закупка веществ, свободная реализация которых запрещена, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
  • О недопустимости подстрекательства (провокации) при проведении оперативно-розыскных мероприятий прямо говорится в судебной практике Европейского Суда по правам человека.

Так, согласно Постановлению ЕСПЧ от 15 декабря 2005 года Дело «Ваньян против России (Vanyan v.

Russia)» (жалоба № 53203/99) «…если преступление было предположительно спровоцировано действиями тайных агентов, и ничто не предполагает, что оно было бы совершено и без какого-то вмешательства, то эти действия уже не являются деятельностью агента и представляют собой подстрекательство к совершению преступления…».

  1. Аналогичная правовая позиция отражена и в российской судебной практике.
  2. В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 14 результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.
  3. При этом действия сотрудников правоохранительных органов при осуществлении ОРД должны иметь «преимущественно пассивный» характер.

По мнению Д.Т. Караманукяна, изложенном в статье «Провокация преступлений в прецедентном праве Европейского Суда по правам человека» «…Национальные суды должны установить, что конкретно имело место — простое присоединение тайными агентами правоохранительных органов к уже совершаемому правонарушению либо подстрекательство к его совершению.

В данном вопросе немаловажное значение имеет прецедентное постановление Европейского Суда по делу «Секейра против Португалии» (англ. — Sequeira v. Portugal), в котором было установлено, что нет состава провокации со стороны правоохранительных органов, так как граждане А. и С.

Обратились к сотрудничеству со следственным департаментом полиции лишь после того, как заявитель (субъект правонарушения) связался с A. с целью организации поставки кокаина в Португалию. С этого момента A. и C. Выступали как тайные агенты под надзором следственного департамента с разрешения прокуратуры страны.

Иными словами, только после добровольного обращения заявителя полиция стала контролировать ход данного преступления. Именно этот процессуальный фактор принципиально отличает данное дело от дела «Тейшейра де Кастро против Португалии» (англ. — Teixeira de Castrov.

Portugal), в котором как раз полиция инициировала совершение преступления, а не присоединилась к уже совершаемому, как это имело место в деле «Секейра против Португалии». …».

В соответствии с Постановлением ЕСПЧ от 24.04.

2014 Дело «Лагутин и другие (Lagutin and Others) против Российской Федерации» (жалобы N 6228/09, 19123/09, 19678/07, 52340/08 и 7451/09) должностные лица, осуществляющие производство оперативно-розыскных мероприятий в виде проверочной закупки, должны соблюдать требование о проведении расследования в основном пассивным способом, не провоцируя к совершению преступления.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, если умысел на совершение преступления изначально отсутствовал и сформировался исключительно в результате действий сотрудников правоохранительных органов, то налицо провокация совершения преступления.

Для более развернутой консультации рекомендуем Вам обратиться за консультацией в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-351-26-42.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Критерии оценки оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка» по делам о сбыте наркотических средств для установления провокации как основания вынесения оправдательных приговоров

По данным некоторых социологических исследований на 1,5 миллиона приговоров судов общей юрисдикции приходится всего 0,7% оправдательных приговоров. Однако их редкость скорее свидетельствует о проблемах правоприменения, чем о высоком качестве расследования преступлений.

Правоохранительная система в России загружена, ограничена сроками, поэтому работает в конвейерном режиме. В большинстве случаев дела поступают в суд с признательными показаниями в ситуации отсутствия спора с обвинением, что облегчает задачу и прокурорам,  и судьям.

Иное дело оправдательные приговоры. Они выносятся с риском для судей, поскольку чаще, чем обвинительные, отменяются вышестоящими судами, ведут к конфликту с прокуратурой. Но для защиты установление оснований вынесения оправдательных приговоров особенно интересны и имеют практическое значение.

Читайте также:  Статья 38. сделки кооператива

Поэтому рассмотрим, к примеру, оправдательные приговоры, вынесенные по делам о сбыте наркотиков, и выясним основания их вынесения.

Обвинение в незаконном сбыте наркотиков базируется на материале проверочной закупки, проводимой сотрудниками полиции. Однако и в случае признания вины по таким делам возможен оправдательный приговор.

Так, в одном из дел  подсудимый признал факт передачи наркотиков. Но вот результаты проверочной закупки, по решению суда, не легли в основу приговора. Суд счел, что умысел подсудимого на сбыт наркотиков сформировался исключительно в результате действий сотрудников оперативных подразделений, то есть в результате  провокации.

Проведение оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» должно быть продиктовано стремлением поставить под контроль, под непосредственное наблюдение правоохранительных органов уже начавшиеся процессы, связанные с посягательством на объект уголовно-правовой охраны, и в конечном итоге прервать их развитие. Проверочная  закупка  производиться на основании информации, носящей отнюдь не предположительный характер.        Суд счел, что решение о проведении проверочной закупки должно приниматься не только и исключительно на основании заявления о желании помочь изобличить сбытчика наркотических средств, но и должно быть подкреплено опросом заявителя, выполнением других проверочных действий. Цель данных проверочных мероприятий — получение сведений о том, что данное лицо совершило, подготавливает либо совершает преступление. И совсем другое дело, когда в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия лицу, заподозренному в преступной деятельности, различными способами навязывают вознаграждение за сбыт запрещенного к обороту вещества, даже если лицо само никаких действий, направленных на оказание данной преступной услуги, не совершает. В подобных случаях оперативно-розыскное мероприятие незаконно.

Федеральный закон от 05 июля 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности»  исключает провокацию в работе оперативных подразделений. Оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (ст.3).

Задачами оперативно-розыскной деятельности является: «выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступление» (ст. 2). Такой задачи, как искусственное создание преступления с целью его последующего выявления, указанным Федеральным законом не предусмотрено.

Решению задач  оперативно-розыскной деятельности служит и проведение проверочной закупки. Однако в соответствии с п. 2 ст.

7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения о «признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших преступление».

  • Современные технические средства, имеющиеся на вооружении оперативных подразделений,  при умелом их использовании,  с соблюдением установленного законом порядка, позволяют без всякой провокации выявлять лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств, в том числе незаконно их сбывающих.
  • При оценке доказательств суды учитывают, что до проведения проверочной закупки подсудимые не занимались сбытом, передача наркотиков произошла благодаря решению оперативного подразделения  провести оперативно-розыскное мероприятие.
  • Права гражданина, гарантированные Конституцией РФ и Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» от 14 ноября 1950 года (в редакции от 01 сентября 1998 года), ратифицированной Федеральным Законом РФ № 54-ФЗ от 30 марта 1998 года не могут быть нарушены полицией.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, в том числе регулирующего уголовное судопроизводство.

  1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,  чем предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом, то применяются правила международного договора.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основополагающих международных договоров.
  3. Пункт 1 статьи 6 указанной Конвенции, ратифицированный Российской Федерацией без каких либо оговорок, устанавливает, что «каждый … при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Отвечая на вопрос, каким образом уголовное преследование за преступление, совершенное в результате провокации со стороны правоохранительных органов, нарушило право гражданина на «справедливое судебное разбирательство», суды руководствуются толкованием статьи 6 Конвенции, данной Европейским Судом по правам человека. Возможность и необходимость использования толкования Конвенции, данного Европейским судом, вытекает из статьи 1 Федерального Закона от 30. 03. 1998 г. № 54-ФЗ: «Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.» Таким образом, в соответствии с данным законом, правовые позиции, выработанные Европейским Судом по делам с участием Российской Федерации, являются обязательными для Российской Федерации, в том числе, и для ее судебных органов.

Свою позицию по данному вопросу Европейский Суд по правам человека отразил в Постановлении от 15.12.2005 года по делу «Ваньян против Российской Федерации».

Как указано Европейским судом, осуждение за преступление, совершенное в результате провокации со стороны милиции, нарушает пункт 1 статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при этом при разрешении вопроса о справедливости судебного разбирательства необходимо отвечать и на вопрос о справедливости способа получения доказательств.

Требования справедливого судебного разбирательства по уголовным делам, содержащиеся в статье 6 Конвенции, по мнению Европейского Суда, ведут к тому, что публичные интересы в сфере борьбы с оборотом наркотических средств не могут служить основанием для использования доказательств, полученных в результате провокации со стороны милиции. Если преступление было спровоцировано действиями тайного агента, и ничто не предполагает, что оно было бы совершено и без какого-либо вмешательства, то эти действия агента уже представляют собой подстрекательство к совершению преступления.

Все доказательства, полученные в результате незаконного уголовного преследования,  являются  недопустимыми. 

Признание же подсудимого себя виновным за деяние, запрещенное уголовным законом, совершенное в результате провокации со стороны полиции противоречит положению п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 

По делам о сбыте наркотиков очень часто сотрудники полиции заявляют в суде о том, что они располагали оперативной информацией о причастности заявителя к распространению наркотиков. Эту информацию они считают основанием проведения проверочной закупки.

  • Имеет смысл уточнять в суде, проверялась ли имеющаяся информация об участии конкретного лица в преступной деятельности.
  • Верховный Суд РФ специально посвятил этой проблеме «Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков» от 27 июня 2012 г.
  • В обзоре особо отмечено, что проведение проверочной закупки должно быть обосновано и мотивировано.
  • Чтобы подозрения были достаточными, для проведения проверочной закупки необходим самостоятельной сформированный умысел на сбыт наркотиков и проведенные им подготовительные действия.

Адвокаты, аргументируя свои доводы, часто обращаются к утвержденной Приказом от 17 апреля 2007 г.  Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Инструкция предписывает в случае неудачно проведенной проверочной закупки проводить повторную закупку и результаты первоначальной приобщить к материалам повторной проверочной закупки.

Причем, информация о проведенной закупке должна быть собрана с применением других оперативно-розыскных мероприятий, прослушивания телефонных переговоров, наблюдения и т.д.

Особенностями незаконный проверочной закупки является отсутствие информации о  том, что осужденный ранее сбывал наркотические средства другим лицам, отсутствие понимания со стороны закупщика целей проведения проверочной закупки.

Если в постановлении о проведении проверочной закупки  указано, что ее целью являлось документирование преступной деятельности, проверка информации о причастности лица к сбыту наркотических средств, то, по мнению Президиума Верховного Суда РФ, такая формулировка противоречит задачам оперативно-розыскной деятельности, указанным в ст.

2 данного федерального закона, направленным на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершивших. В данном случае, сотрудники наркоконтроля привлекли лицо для  приобретения у осужденного наркотического средства.

В осуществлении оперативно-розыскных мероприятий с целью документирования преступной деятельности отсутствует необходимость, так как оперативные сотрудники преследуют цели установления иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. Каких-либо новых результатов дальнейшее продолжение оперативно-розыскных мероприятий не имело (подробнее см.

постановление президиума Верховного Суда РФ от 20 июля 2012 г. N 131-П12).

На практике суды учитывают позицию защиты, согласно которой в показаниях подсудимого выделено, что на неоднократные предложения лица, выступавшего в роли покупателя при проведении проверочной закупки, о приготовлении для него наркотика  обвиняемый он ответил отказом, а согласился к совершению противоправных действий,  только после оказания на него определенного психологического давления.

Суды соглашаются с защитой в том, что  в деле должны  содержатся доказательства того, что подсудимый  совершил бы  преступление без вмешательства сотрудников полиции.

Лицо, привлекаемое в качестве посредника к приобретению наркотических средств в рамках оперативно-розыскного мероприятия, проводимого с целью выявления сбытчика(-ов) наркотических средств, схем поставок и реализации наркотических средств и т.п.

, может быть привлечено к уголовной ответственности при наличии, в частности, следующих условий: оно не было осведомлено о своем участии в оперативно-розыскном мероприятии и до проведения мероприятия у оперативных органов имелась достоверная информация о том, что данное лицо приобретает наркотические средства.

При выявлении оперативными и следственными органами поставщиков, сбытчиков наркотических средств, определении схем поставок, реализации наркотических средств и т.п.

 возникает необходимость в получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, а также о местонахождении телефонного аппарата относительно базовой станции и в определении идентификационных номеров абонентских устройств объектов оперативной заинтересованности (например, наркосбытчиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 186.1 УПК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение следователем указанной информации допускается на основании судебного решения.

Читайте также:  Статья 39. общественные объединения адвокатов

Согласно п. 24.1 ст. 5 УПК РФ получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами — это в том числе получение сведений о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций.

Для получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами необходимо идентифицировать абонентское устройство — определить его IMEI и (или) абонентский номер, а также определить местоположение телефонного аппарата относительно базовой станции. Все это взаимосвязанные процессуальные действия и могут рассматриваться судами в рамках ст. 186.1 УПК РФ.

Информацией, составляющей охраняемую Конституцией Российской Федерации и действующими на территории Российской Федерации законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи. Для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения. Иное означало бы несоблюдение требования статьи 23 (часть 2) Конституции Российской Федерации о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения.

  1. На основании изложенного можно сделать вывод о необходимости получения судебного решения для определения местоположения телефонного аппарата относительно базовой станции, а также для определения идентификационных абонентских устройств объектов оперативной заинтересованности, поскольку получение данных сведений связано с вторжением в личную жизнь и влечет ограничение конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров.
  2. Следует отметить, что на практике вышеуказанное требование закона, как правило, не соблюдается.
  3. До недавнего времени  позиция Верховного  Суда РФ по поводу провокаций сотрудников полиции по делам о сбыте наркотиков была  неоднозначной.

Однако 5 марта 2014 года Верховный суд в Обзоре судебной практики внес ясность в рассматриваемый вопрос.

Он указал, что результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора лишь в том случае, если они получены в соответствии с требованиями закона  и свидетельствуют о наличии у лица умысла на совершение преступления, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных служб.

Провокации сбыта наркотиков сотрудниками правоохранительных органов с помощью лиц, ими представленных, не единичны и имеют признаки системного характера.

Такие квалификационные ошибки есть нарушения законности, поскольку они не только существенно затрагивают и нарушают права и интересы лиц, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных и (или) лиц, пострадавших от преступных посягательств, носят системный характер, но и препятствуют эффективному применению уголовно-правовых норм.

  • Итак, провокация совершения преступления — прямое нарушение законности, ведущее к опасным квалификационным ошибкам.
  • По мнению автора, можно выделить следующие критерии оценки оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» по делам о незаконном сбыте наркотиков:
  • настойчивость сотрудников полиции или подконтрольных ими лиц (закупщиков) в совершении покупки наркотиков у лица (в том числе психологическое давление);
  • отсутствие у лица самостоятельно возникшего умысла на незаконный сбыт наркотиков;
  • приобретение наркотика по инициативе закупщика;
  • отсутствие у лица заранее приобретенных и приготовленных к продаже наркотических средств;
  • отсутствие зафиксированной документально информации о совершенном ранее или подготавливаемом сбыте, в том числе и в форме опроса закупщика;
  • необоснованность постановления о проведении проверочной закупки.

Наиболее эффективным способом устранения данной квалификационной ошибки является оказание своевременной и эффективной помощи защитника на стадии предварительного следствия, верно избранная линия защиты; признание недопустимым доказательством  материалов проверочной закупки;  внедрение в практику актов международно-правового характера, таких как, например, решения Европейского суда по правам человека.

Правомерно ли проведение орм "проверочная закупка"?

  • Добрый день.
  • 1) В соответствии с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»,
  • Статья 49. Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях оперативно-розыскной деятельностиВ целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение:
  • проверочной закупки — оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования;
  • При этом, в соответствии с ФЗ «Об ОРД», проверочная закупка предусмотрена статьей 6 пунктом 4 как одно из ОРМ.
  • В соответствии со статьей 8 ФЗ «Об ОРД»,

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятийПроверочная закупка веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

2) Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; и так далее по тексту ниже. ТО ЕСТЬ, РАПОРТА ОПЕРАТИВНИКА О ТАКИХ СТАВШИХ ЕМУ ИЗВЕСТНЫМИ СВЕДЕНИЯХ БУДЕТ ДОСТАТОЧНО.

3) Данная информация должна быть в установленном порядке рассекречена и приобщена к материалам уголовного дела в следующем порядке:

Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации “О государственной тайне”.

Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.

Представление результатов включает в себя:

  • вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
  • вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
  • оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

В каждом конкретном случае возможность представления результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно – технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей:

  • вводной, включающей в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления;
  • описательной, в которой указывается, в результате, какого ОРМ получены материалы и, какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 Федерального Закона об ОРД.;
  • резолютивной, в которой формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД.Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.
  1. В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.
  2. 3) Проведение ОРМ в отношении одного лица, в ходе которого собрана информация, представляющая оперативный интерес в отношении иного лица, может быть положена в основу обвинения последнего лица в порядке в соответствии с действующим УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ И ОРМ- законодательством.
  3. 4) Под руководителем органа, осуществляющего ОРД, понимается ТОЛЬКО его непосредственный начальник.

(!Для сведения: если применять закон по аналогии, то под руководителем следственного органа УПК (пункт 38.1 статьи 5) понимает: «должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель

!Однако это лишь мнение, и закон по аналогии здесь может быть применен с большой натяжкой. ).

А вот — выдержка из «разбора полетов» повышения квалификации прокурорских работников: «Постановление о проведении проверочной закупки часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст.

8 Закона об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании постановления, утверждаемого только руководителем органа, осуществляющего ОРД. Разновидности ошибки: постановление утверждается заместителем начальника» начальником подразделения (например, начальником ОС, МРО) и т. п.

Это нарушение закона имеет фатальный характер и может повлечь постановление оправдательного приговора.».

Вам также могут быть интересна и другая правоприменительная практика по интересующему Вас вопросу, информация объемная, приведу ссылку: http://drugstheme.com/publ/laws/narkopravo/proverochnaja_zakupka_narkotikov/50-1-0-579

03 февраля 2013, 11:55

Тактика проведения проверочной закупки наркотических средств и психотропных веществ

           Наркобизнес – одно из наиболее острых социально-негативных явлений, с которыми столкнулось российское общество в конце XX – в начале XXI веков.

При этом ни государство, ни общество оказались не готовы к эффективному противодействию наркобизнесу и распространению наркомании.

Достаточно медленно, если можно так выразиться, со скрипом, с перегибами, доработками, все эти годы идет совершенствование нормативной правовой базы противодействия наркобизнесу.

           Одним из достаточно распространенных в современной правоприменительной практике противодействия наркопреступности является оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка». Наряду с «контрольной поставкой», при реализации этих оперативно-розыскных мероприятии на практике нередко встречаются серьезные нарушения.

          Оперативно-розыскная деятельность – зачастую система тайных мероприятий, на то она и называется оперативно-розыскной. И если следственное действие – будь то допрос, очная ставка, предъявление для опознания и др.

Читайте также:  Статья 6. Благотворительная организация

– проводится под протокол, с участием профессионала не только со стороны правоохранительных органов, но и адвоката – профессионала со стороны подозреваемого или обвиняемого, то при проведении оперативно-розыскного мероприятия подозреваемое лицо и оперативные сотрудники встречаются один на один, без свидетелей и защиты.

Конечно, при подготовке мероприятия и при фиксации его результатов есть понятые, есть установленный Законом порядок проведения мероприятия и фиксации его результатов.

Но кульминация мероприятия, тот период (минуты или часы), когда собственно и решается вопрос – будет человек привлечен к уголовной ответственности или нет – происходит, когда подозреваемый в преступлении гражданин оказывается один на один с оперативными сотрудниками. Все остальное уже следствие.

Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования.

Проводится путем заключения с лицом, подозреваемым в занятии незаконной деятельностью, мнимой сделки по возмездному приобретению предметов без цели их последующего потребления или сбыта. В соответствии со ст.

36 Закона о наркотиках данное мероприятие сотрудники оперативных подразделений могут проводить без лицензии.

При этом исходя из буквального смысла закона «Об ОРД», оперативный сотрудник или иное лицо может выступать только в качестве покупателя наркотиков,  а не их продавца, даже если данный способ изобличения в преступной деятельности будет более эффективный.

Общие тактические приемы – зашифрованность проведения и фиксация с помощью технических средств. При выявлении организованной группы проведение мероприятия должно осуществляться в несколько этапов.

  • Первый этап включает в себя создание соответствующей легенды, имитирующей наличие преступных целей.
  • На втором этапе предполагается установление контакта с преступной группой и проведение «переговоров».
  • И на третьем, завершающем, – осуществление закупки.

В проведении специальных операциях важная роль отводится использованию наличных денег, которые предъявляются торговцу наркотиками для того, чтобы вызывать меньше подозрений и для большей убедительности перед наркоторговцем, что тот имеет дело с настоящим покупателем. Размер суммы наличных денег зависит от местных тенденций продажи и сбыта наркотиков, а также от сложившейся конъюнктуры рынка. При относительном недостатке определенного товара, например, кокаина, возможно, что подозреваемый не в состоянии его поставить.

Сотрудники, проводящие операцию, прежде чем приступать к переговорам о закупке, должны знать о реальной цене на наркотики.

Если за наркотик запрашивается слишком высокая или слишком низкая цена, или если подозреваемый упорно не соглашается заключить сделку на выгодных условиях, или с чрезмерной готовностью соглашается на заведомо невыгодные условия, то сотрудник должен с осторожностью отнестись к подобной сделке.

  1. Особенности проведения проверочной закупки:
  2. – осмотра и пометки денежных купюр специальными составами производятся в присутствии граждан, о чем составляется соответствующий протокол (акт), в котором указывается достоинство купюр, предназначенных для оплаты при проведении закупки, их серий и номеров, общей суммы, характера упаковки, вида пометки и использованного спецсредства, способа его проявления на деньгах и упаковке;
  3. – составление протокола (акта) о вручении денежных купюр лицу, непосредственно привлеченному к производству закупки (покупатель), с указанием данных о нем, цели вручения денег (допускается оформление производства осмотра денежных купюр и вручения их лицу, привлекаемому к закупке, одним протоколом);

– производство, в соответствии с п.1. ст.

6 Закона «Об ОРД», опроса покупателя о предварительно достигнутой им договоренности, если таковая имела место, на совершение покупки наркотиков, лицах, принимавших участие в ней, условиях ее совершения (данная рекомендация может не распространяться на покупателя, являющегося сотрудником милиции, который проводил оперативно-розыскные мероприятия);

– проведение инструктажа покупателя о его поведении в ходе встречи со сбытчиком (сбытчиками), возможных вариантах действий, условном знаке об окончании сделки, его действиях в момент намеченного задержания участников сделки;

– для прослушивания переговоров между покупателем и продавцом (продавцами) производится снабжение покупателя соответствующим спецсредством (диктофоном, магнитофоном, радиомикрофоном). В этих целях оперработником составляется протокол (акт) о вручении в присутствии граждан спецсредства покупателю с указанием технических данных этого средства.

На аудиокассету в начале ленты записывается информация, по которой можно определить когда, где, с какой целью, в каком составе начато оперативно-розыскное мероприятие. Этот факт отражается в протоколе (акте).

В необходимых случаях производится опечатывание кассетоприемника спецсредства печатью с подписями всех участников составления протокола, что отражается в протоколе (акте) (если данное оперативно-розыскное мероприятие проводится сотрудниками оперативно-технических подразделений или с использованием специальных технических средств, что исключает возможность предоставления сведений технического характера,  данная рекомендация может не применяться (ст. 12 Закона РФ « Об ОРД»);

– производство досмотра покупателя перед выходом на проверочную закупку в присутствии граждан с составлением протокола и отражением в нем факта отсутствия у покупателя каких-либо наркотиков; если покупатель направляется на сделку на автомобиле необходимо произвести досмотр его автомобиля с составлением соответствующего протокола (акта) (данное требование может не распространяться на покупателей, являющихся сотрудниками милиции);

– фиксация данного мероприятия осуществляется посредством составления протокола (акта) о наблюдении за происходящими событиями и применения видео или звукозаписи (киносъемки, фотографирования).

В протоколе (акте) должны быть отражены сведения о времени и месте его проведения, лицах принимавших в нем участие, ход встречи, момент сделки, а также действия лиц, пытающихся в момент запланированного и производимого задержания избавиться от уличающих их предметов.

Кроме того, в нем должны быть описаны действия сотрудников, принимающих участие в задержании;

– при задержании продавца (продавцов) непосредственно после закупки производится его (их) досмотр, а также досмотр иных участников, принимавших участие в данной сделке. Следует учесть, что досмотр производится до возбуждения уголовного дела, а в ходе расследования производятся обыск или выемка.

В каждом случае составляется соответствующий протокол (акт). При этом, изымаются приобретенные наркотические средства, деньги, другие предметы, документы, свидетельствующие о совершенной сделке.

Все изъятое соответствующим образом упаковывается, обеспечивается сопроводительной надписью, подписями граждан, оперработников, а по возможности и подписью лица, у которого произведено изъятие;

– в том случае, если лицу или лицам, задерживаемым по окончанию закупки, удалось в момент задержания выбросить наркотики или иные предметы, документы, уличающие в совершении противоправных действий, необходимо, в целях их обнаружения и изъятия, произвести осмотр места происшествия, местности или помещения;

– после проведенного мероприятия спецсредства, использованные покупателем для фиксации переговоров со сбытчиком, изымаются в соответствии со ст.15 Закона «Об ОРД», присутствии граждан осматриваются, о чем составляется протокол (акт).

При этом, записи прослушиваются, их краткое (или полное) содержание отражается в протоколе (акте). В необходимых случаях из кассетоприемного устройства изымаются кассеты, которые сразу упаковываются в отдельные пакеты, соответствующим образом опечатываются.

В протоколе (акте) обязательно указывается состояние ранее наложенной печати на кассетоприемном устройстве, ее целостность.

Изучение данной категории уголовных дел показало, что имеющиеся в распоряжении следователя записи на магнитных носителях и распечаток текста разговора рекомендуется представлять для прослушивания обвиняемым и лицам, принимающим участие в разговоре при контрольной закупке.

Факт их просмотра и прослушивания необходимо отражать в протоколе допроса.

В связи с тем, что отдельные (ключевые) фразы и слова могут трактоваться не однозначно, для выяснения их смыслового значения и всего контекста записанного разговора допрашиваемым лицам целесообразно задать вопросы с отражением ответов на них в протоколе следственного действия.

              Исходя из практического опыта можно сделать вывод о том, что преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков, совершают как наркоманы, так и лица не употребляющие наркотические средства, наркотики похищаются как для личного употребления, так и с целью дальнейшего сбыта; группы занимающиеся распространением наркотиков высоко организованы, роли строго распределены среди участников этих групп, достаточно большое количество источников поступления наркотиков в незаконный оборот. Все эти факторы существенно осложняют работу оперативных сотрудников по борьбе с преступлениями данного вида.

              Также необходимо сказать, что эффективность работы по борьбе с НОН обуславливается прежде всего правильной организацией оперативного обслуживания объектов и территории, основу которого составляет работа по подбору и расстановке агентуры.

Положительные результаты оперативной проверки по делам о незаконном обороте наркотиков достигаются, прежде всего, при своевременном установлении и перекрытии каналов распространения наркотиков и  тактически грамотном проведении оперативно-розыскных мероприятии.

Список литературы:

Воронин  С. Э., Воронин  Э. И.     Процессуальное положение органов предварительного расследования России / Министерство внутренних дел России,      Барнаульский юридический   институт —  Науч.  изд.- Барнаул, 2001.-119с.

Белкин А.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. — «Норма», 2005 г.

Шмонин А.В. Методика расследования преступлений. Учебное пособие. – Москва.: ЗАО Юстицинформ. 2006. – 21с.

Кухарук В.В.  Основы борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота психоактивных веществ. — Саратов, Сателлит. 2007. – 200 с.

Третьяков О.Е. Правовые и организационные проблемы использования технических средств для обнаружения наркотических веществ. ВНИИ МВД России. 2004.

Ссылка на основную публикацию